Маленькие женщины (Луиза Мэй Олкотт) • роман
краткая информация
История создания
Роман «Маленькие женщины» был написан Луизой Мэй Олкотт в 1868 году всего за десять недель. Книга вообще могла не появиться на свет, если бы не редактор издательства Roberts Brothers Publishing, который предложил молодой писательнице написать полноценный роман для девочек. Олкотт не хотела этого, так как её совсем не интересовали темы воспитания. Но потом Луиза Мэй всё-таки приняла предложение, желая помочь своему отцу Бронсону Олкотту опубликовать его рукопись по философии у того же издателя.
Отец Луизы Мэй был известным в то время писателем, крупным мыслителем и философом, но его работы никогда не пользовались особым спросом. Бронсон тесно общался с Ральфом Вальдо Эмерсоном и Генри Дэвидом Торо, но семья жила достаточно бедно, потому что философские убеждения отца не позволяли ему работать за деньги, и зарабатывать их приходилось матери, а потом и подросшим дочерям.
Теперь у Бронсона появилась возможность выпустить свою новую книгу – при условии, если Луиза напишет «Маленьких женщин». Ради отца Луиза поддалась на уговоры.
Книга «Маленькие женщины» создавалась в период Гражданской войны в США, когда общество переживало значительные изменения. Олкотт, впитав дух времени, подчеркнула важность независимости и самореализации женщин. В «Маленьких женщинах» она сосредоточилась на судьбах четырёх сестер Марч — Мэг, Джо, Бет и Эми, каждая из которых представляет разные стили жизни и мечты.
Поначалу Олкотт писала историю для девочек, но «Маленькие женщины» стали классикой, вдохновившими множество поколений на поиски индивидуальности и счастья.
О названии
По словам литературного критика Сары Элберт, используя термин «маленькие женщины», Олкотт опиралась на его диккенсовское значение: период в жизни молодой женщины, когда детство и юность «накладываются» на юную женственность. Переходный возраст. Каждая из сестер Марч переживает мучительный опыт, который предупреждает ее и читателя о том, что «детская невинность» осталась в прошлом и что «неизбежная женская проблема» — это все, что осталось.
Жанр произведения
Роман
Символы
Цветы
”У Эми не было достаточно красивых украшений для этого важного события, — пишет Элкотт, — и она украсила свои юбки розовыми гроздьями азалии, а белые плечи обрамили нежные зеленые лозы”. Поскольку девочки Марч не могут позволить себе драгоценности и шелка, они часто украшают себя цветами. Кажется, что, во всяком случае, в мире «Маленьких Женщин» идеальная красота естественна, проста и полезна. Таким образом, цветы, которыми украшают себя девушки Марч, становятся символом идеальной красоты, а также комментарием к менее идеальной красоте, которую ценят состоятельные люди.
Птицы
Птицы в «Маленьких женщинах» чаще всего ассоциируются с Бет. “Птенчики в гнёздышках воркуют”, — поет Бет в первой главе «Маленьких женщин». Подобно тому, как Маленькие Женщины используют цветы для обозначения естественной красоты, птицы символизируют не только естественную красоту Бет, но и ее робкую, нежную, музыкальную натуру.
Кольцо с бирюзой
Когда Эми переезжает жить к тете Марч во время скарлатины у Бет, выясняется, что тетя Марч планирует подарить ей бирюзовое кольцо в награду за ее “хорошее поведение и очаровательные манеры”. Именно во время пребывания в доме тети Марч Эми становится более религиозным и набожным человеком. Это кольцо можно рассматривать как символ награды Небес за жизнь, полную земных трудов. Это также можно рассматривать как символ мирских богатств, которые Эми унаследует по мере развития своей жизни, учитывая, что она способна пересечь классовые границы и войти в высший класс.
Зонтики
Зонтики в «Маленьких женщинах», как правило, играют ключевую роль в романтических сценах. Их можно рассматривать как символ защиты героинь романа мужчинами от житейских невзгод.
Основная идея
Основная мысль романа «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт заключается в исследовании жизни и развития четырех сестер — Мег, Джо, Бет и Эми Марч. Роман подчеркивает важность семьи, дружбы, самопожертвования, развития личности и стремления к самореализации. Он также обращается к вопросам равенства полов, образования, творчества и нравственности.
В центре внимания автора — идеалы женской независимости, силы духа и важности самореализации в условиях социальных ограничений.
Темы
В романе «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт рассматриваются следующие темы:
Роль женщины в обществе и ожидания, которые к ней предъявлялись.
Главные героини сталкиваются с проблемами дискриминации, отсутствия возможностей для образования и социальной мобильности, ожидания брака и семьи. Они демонстрируют силу и дух независимости.
Духовный и эмоциональный рост главных героинь.
Они переходят от девочек к молодым женщинам и сталкиваются с уникальными испытаниями, которые помогают им стать сильнее и умнее.
Баланс между личной свободой и общественными ожиданиями.
Каждая героиня сталкивается с выбором между своими желаниями и пожеланиями окружающих. Это показывает, насколько сложно найти равновесие в жизни и сохранять верность себе, удовлетворяя при этом требованиям общества.
Художественное своеобразие
Роман «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт является классическим произведением американской литературы, которое привлекает внимание своим художественным своеобразием по нескольким причинам:
1. Глубокие и многогранные персонажи: каждая из четырех сестер Марч — Мег, Джо, Бет и Эми — обладает своим характером, мечтами, страстями и недостатками. Автор показывает их эволюцию и развитие на протяжении всего романа, что делает персонажей более реалистичными и интересными.
2. Темы семьи, дружбы и женского самосознания: роман «Маленькие женщины» обращается к важным жизненным темам, таким как семейные ценности, дружба, самопожертвование, стремление к саморазвитию и самоутверждению. Олкотт исследует сложные отношения между сестрами, их стремление к независимости и самореализации в условиях общественных ограничений.
3. Сочетание реализма и идеализма: роман «Маленькие женщины» отличается балансом между реалистическими описаниями повседневной жизни и идеализированными образами героинь. Автор показывает как радости, так и трудности жизни, что делает произведение более глубоким и проникновенным.
4. Уникальный стиль повествования: Луиза Мэй Олкотт использует легкий, живой и часто юмористический стиль, который делает чтение романа увлекательным и доступным для широкой аудитории. Ее яркие описания природы, образов и событий создают атмосферу уюта и теплоты.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Маргарет «Мэг» Марч | Мэг, старшая из сестер, 16 лет. Красавица, почти идеальная маленькая женщина, которая ведет хозяйство, когда ее матери нет дома. Мэг работает гувернанткой в доме богатой местной семьи Кингов. |
Джозефина «Джо» Марч | Главная героиня, пятнадцатилетняя Джо, вторая по старшинству среди четырёх сестер. Любит литературу, сама пишет рассказы и пьесы для домашних постановок.Сильная и своенравная девушкой, которая пытается обуздать свой вспыльчивый характер и упрямство. |
Элизабет «Бет» Марч | Бет, 13 лет, добрая, нежная, тихая, честная и музыкально одаренная девочка. Она самая робкая из сестер Марч и играет на пианино лучше всех в семье. Наполненная тихой мудростью, она является миротворцем в семье и мягко журит своих сестер, когда они ссорятся. Бет особенно близка с Джо: когда Бет заболевает скарлатиной после посещения Хаммелов, Джо ухаживает за ней и почти не отходит от ее постели. Бет выздоравливает после тяжелой болезни. |
Эми Кертис Марч | Эми — самая младшая в семье, ей 12 лет, она художница. Красивая девочка с золотистыми волосами и голубыми глазами, «бледная и стройная» и «всегда держащаяся» как подобает настоящей юной леди. Эми часто балуют, потому что она самая младшая, и она может вести себя тщеславно и эгоистично, хотя по-прежнему любит свою семью. |
Маргарет «Марми» Марч | Мать девочек и хозяйка дома, пока ее муж находится в отъезде. Она занимается благотворительностью и с любовью прививает своим девочкам нравственные принципы и воспитывает их характер |
Роберт Марч | В прошлом состоятельный человек, отец семейства, человек, который помог своему другу, не сумевшему выплатить долг, в результате чего его семья оказалась в благородной бедности. Ученый и священник, он служит капелланом в армии Союза во время Гражданской войны и получает ранение в декабре 1862 года. |
Джон Брук | Репетитор у Лори. Джон Брук влюбляется в Мэг. Он сопровождает миссис Марч в Вашингтон, округ Колумбия, когда ее муж заболел пневмонией. |
Джеймс Лоренс | Дедушка Лори и богатый сосед Марчей. Одинокий, сварливый старик, он находит утешение в том, что становится благодетелем семьи Марчей. У него завязывается особая нежная дружба с Бет, которая напоминает ему его покойную внучку. Он дарит Бет пианино, принадлежавшее девочке. |
Теодор «Лори» Лоренс | Богатый молодой человек, живущий напротив дома Марчей, старше Джо, но младше Мег. У Лори властный дед по отцовской линии, мистер Лоренс, который воспитывает мальчика после смерти его родителей. Мать и отец Лори умерли молодыми. Готовясь к поступлению в Гарвард, Лори занимается с Джоном Бруком. |
Тетя Джозефина Марч | Тетя мистера Марча, богатая вдова. Несколько вспыльчивая и склонная к осуждению окружающих. Она кажется строгой и холодной, но в глубине души она очень мягкосердечна |
Ханна Маллет | Горничная и кухарка в семье Марчей, их единственная служанка. Она ирландка по происхождению и очень дорога семье. |
Сьюзи Перкинс | Девочка из школы Эми. |
Воганы | Английские друзья Лори, которые приезжают навестить его. Кейт — старшая из сестер Воган, а Грейс, самая младшая, — чопорная и правильная. Близнецы Фред и Фрэнк — средние дети в семье; Фрэнк — младший из близнецов. |
Хаммелы | Бедная немецкая семья, состоящая из овдовевшей матери и шестерых детей. Марми и девочки помогают им, принося еду, дрова, одеяла и другие необходимые вещи. Они помогают им с мелким ремонтом их небольшого жилища. Трое из детей умирают от скарлатины, и Бет заражается этой болезнью, ухаживая за ними. |
Кинги | Состоятельная семья с четырьмя детьми, для которых Мег работает гувернанткой. |
Мистер Дэвис | Школьный учитель в школе, где учится Эми. Он наказывает Эми за то, что она принесла в школу маринованный лайм, ударяя ее по ладони и заставляя стоять на возвышении перед всем классом. Мать забирает ее из школы. |
Энни Моффат | Модная и состоятельная подруга Мег. |
Нед Моффат | Брат Энни Моффат |
Интересные факты
1. Луиза Мэй Олкотт не хотела писать «Маленьких женщин».
И согласилась написать роман только из-за отца, который в этом случае получал возможность издать свою рукопись в издательстве «Робертс Бразерс Паблишинг»
Позже она отзывалась о своем романе как о «нравственной жвачке для молодежи».
2. Олкотт написала роман «Маленькие женщины» всего за 10 недель.
Луиза приступила к роману в мае 1868 года. Она писала дни и ночи напролёт, забывая даже поесть. А в сентябре, спустя 4 месяца, роман уже был издан. Он стал «долгоиграющим» бестселлером и принес Олкотт богатство и славу.
3. Изначально книга была выпущена в двух частях.
Первую часть выпустили в 1868 году под названием «Маленькие женщины: Мэг, Джо, Бет и Эми. История их жизней. Книга девочки». Она заканчивалась сценой предложения руки и сердца – когда Джон Брук просит Мэг стать его женой. В 1869 году Олкотт издала вторую часть, «Хорошие жены», также написав ее всего за несколько месяцев.
4. Прототипами для Мэг, Бэт и Эми стали сестры Луизы Олкотт.
Образ Мэг Луиза писала со своей сестры – Анны. Прототипом для Бет стала Лиззи, умершая от скарлатины в 23 года. Как и Бет, Лиззи подхватила болезнь от бедняков, которым помогала ее мать. Прототипом для Эми стала Мэй (Эми – это анаграмма имени Мэй), художница, жившая в Европе. А образ Джо Луиза писала с самой себя.
5. Как и ее герои, Луиза Олкотт в полной мере познала бедность.
Отец Луизы не работал по идейным соображениям, поэтому семья Олкотт сильно нуждалась и буквально выживала на подачки соседей и друзей.
Повзрослев, Олкотт стала подрабатывать гувернанткой и компаньонкой, как и ее героиня Джо, а также писать на продажу рассказы-сенсации. Также Луиза узнала тяжёлый труд: она работала швеей, прачкой, служанкой…
6. Олкотт никогда не была замужем, а потому и свою героиню Джо оставила безмужней.
Впрочем в продолжении романа «Хорошие жёны» Олкотт всё же выдала Джо за профессора Баера, а не за Лори, как мечтали многие поклонники романа «Маленькие женщины».
«Девушки спрашивают, за кого выйдут замуж «маленькие женщины», будто бы брак – это и конец, и венец жизни женщины, – писала Олкотт в дневнике. – Я не желаю выдавать Джо за Лори, лишь бы потешить читателей».
8. Орчард Хауз – дом, в котором Олкотт писала «Маленьких женщин», – до сих пор открыт для посетителей.
9. По роману создано сделано более 50 экранизаций.
Самые известные: фильм 1933 года, в котором засветилась Кэтрин Хэпберн, фильм 1949 года с Джун Эллисон (и Элизабет Тэйлор роли Эми) и фильм 1994 года с Вайноной Райдер.
.