Тартюф или обманщик (Жан Батист Мольер) • пьеса

краткая информация
Дата публикации: 1664 | Форма произведения: пьеса | Жанр: сатирический | Место событий: Европа | Возраст: 9-12 лет | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Тартюф Второстепенные герои: Оргон, Клеант, Дорина, Эльмира, Аргас, Дамис, Флипот, Лоран, Месье Лояль, Марианна, Оранта, Мадам Пернель, Полицейский, Валер Темы: лицемерие

История создания

Жан Батист Мольер (1622-1673), автор комедии «Тартюф» — один из крупнейших драматургов-классицистов XVII в., живший во Франции в эпоху Просвещения.
«Тартюф», состоящий из трех актов, был впервые исполнен для Людовика XIV и его двора в Версале в мае 1664 года. Луи  постановка очень понравилась; однако его мать, королева Анна, и ультраправая группа, известная как Общество Святого Причастия, были оскорблены и потребовали запретить пьесу. Они утверждали, что это атака на религию.  Стоит заметить, что в изначальном варианте Тартюф имел духовный сан, но во избежание запрета пьесы, Жан-Батист мольер «снял» с героя сан, сделав обычным святошей.

Король выбрал средний путь. Он временно запретил публичное исполнение пьесы, но разрешил частные чтения. Консервативные церковники были недовольны его компромиссом. Библиотекарь парламента написал статью против пьесы. Она начиналась так: «Месье Мольер — один из самых опасных врагов, которых наша эпоха и весь Мир подняли против Церкви Иисуса Христа».

В 1667 году Мольер переработал «Тартюфа», изменив его название на «Самозванца» и «Тартюфа» на Панульфа, и поставил пьесу заново. Несмотря на изменения, президент парламента закрыл постановку до тех пор, пока король официально не снимет запрет. Его поддержал архиепископ Парижский, назвавший пьесу «очень опасной комедией, которая тем более способна нанести вред религии, что под предлогом осуждения … ложная набожность открывает путь для нападок на тех, кто ее исповедует … набожность и подвергает их насмешкам … вольнодумцев «. Он заявил, что те, кто видел пьесу, читал ее или присутствовал на ее чтении, будут отлучены от церкви. Священник предложил сжечь Мольера на костре.

Мольер отправил петицию — свою вторую — королю, но безрезультатно. Только в 1669 году запрет был снят окончательно, и была выпущена известная сегодня версия из пяти актов. Когда Мольер наконец опубликовал «Тартюфа» в 1669 году, он защищал свою пьесу в предисловии: «Лучшие стрелы серьезной морали часто менее эффективны, чем стрелы сатиры; ничто так хорошо не исправляет большинство людей, как изображение их недостатков. … Мы можем вынести упрек, но не можем вынести насмешек. Мы готовы быть злыми, но не абсурдными. »

О названии

Тартюф-говорящая фамилия. В переводе с французского означает «мошенник», «обманщик».

Название пьесы «Тартюф, или Самозванец» взято от имени одного из персонажей — предполагаемого служителя Божьего, который радуется разорению семьи, приютившей его. В результате влияния пьесы французы сегодня используют термин «тартюф» для обозначения лицемера, который притворяется совершенством, особенно религиозным.

Жанр произведения

Пьеса. Комедия, сатира.

Символы

Два персонажа в «Тартюфе» символизируют две стороны идеологической борьбы между господством Церкви — Тартюфом — и светским господством ценностей Просвещения — Клеантом.

Тартюф

«Тартюф» олицетворяет лицемерие, распространенное среди некоторых групп консервативной римско-католической церкви. Хотя персонаж Тартюф и не по-настоящему религиозен, он принимает внешние атрибуты ультраконсервативного римско-католического фанатизма, особенно девотов. Девоты были движением во Франции, возникшим в начале 1600-х годов, чтобы выступить против роста протестантизма и превосходства короля над церковью.

Одной из групп, участвовавших в движении, было Общество Святого Причастия, которое сыграло важную роль в запрете «Тартюфа» после его первой презентации в 1664 году. Девоты были «ультракатоликами», и Мольер вызвал ассоциацию с ними, приписав Тартюфу такие атрибуты предположительно католической религиозности, как показная молитва, раздача милостыни, ношение власяницы и бичевание себя во время молитвы.

Клеант

Клеант воплощает принципы Просвещения, такие как рациональное мышление, истина, верховенство закона и естественная религия, отражающая естественные человеческие эмоции. В акте 1, сцена 1 Клеант советует мадам Пернель: «Нам надо честно жить и презирать злословье, а сплетники пускай болтают на здоровье.».

Когда в акте 1, сцена 5 Оргон хвастается, что благодаря Тартюфу он больше не дорожит ничем на свете, Клеант с сарказмом указывает, что такие идеалы не являются «человечными».

Далее Клеант заявляет, что тем, чьи «помыслы чисты, а их сужденья прямы. / Им не придет на ум усердствовать сверх меры / И ревностней небес стоять на страже веры.» «И нет поэтому на свете ничего противнее, чем ложь, притворство, ханжество».

Мольер , вероятно , имеет в виду такие консервативные группы , как Общество Святого Причастия 17 века , когда Клеант выделяет «бездушных лжецов», которые «торгуют совестью, как мелочным товаром». Вместо этого он восхищается людьми, чья » добродетель…терпима, человечна,». Позже он также восхваляет верховенство закона в адрес Дамиса, когда говорит, что «по нашим временам насилье не в чести
И надобно умней дела свои вести.» (Акт 5, сцена 2).

Критика

Несмотря на негативную реакцию Римско-католической церкви и консерваторов, «Тартюф» с самого начала имел большой успех. После премьеры в феврале 1669 года пьеса шла 44 раза подряд. Только в том году «Тартюф» был поставлен более 60 раз и оставался одним из самых высоко ценимых произведений Мольера. Мольер и «Тартюф» оставались в авангарде французского театра.

В начале 1700-х годов французские драматурги и актёры начали изображать на сцене более непринуждённое, менее скованное поведение. Один актёр заметил, что такие персонажи, как Тартюф, принадлежали «старому театру» и были «изжиты». Они были не более чем «эксцентричными персонажами, нарисованными широкими мазками».«Несмотря на такие тенденции, комедии Мольера оставались популярными в народе — настолько, что в неспокойные времена, предшествовавшие Французской революции, революционеры стремились присвоить Мольера себе. Они указывали на сатирическое изображение в пьесе высшего общества и травлю Мольера из-за «Тартюфа» как на признаки его собственных революционных взглядов. Революционеры преуменьшали  отношения Мольера с Людовиком XIV, утверждая, что Мольер был вынужден льстить королю и что пьесы драматурга были предназначены для его высмеивания.

Во время революции появилось по меньшей мере семь версий «Тартюфа». Когда конфликт закончился, Комитет народного просвещения запретил многие пьесы Старого режима, в том числе все, кроме одной, — «Тартюфа» Мольера. Однако её можно было ставить только «с поправками» — в частности, без упоминаний о короле и о том, как он спасает Оргона в пятом акте, арестовав Тартюфа.

Популярность Мольера распространилась за пределы Франции. К середине 1800-х годов несколько английских переводов сделали «Тартюфа» самой известной пьесой Мольера в Англии, где её ценили за остроумие и социальные комментарии. Её популярность не ослабевает.

В Соединённых Штатах те же качества привлекали критиков и зрителей XX века. В 1977 году американский поэт и переводчик Ричард Уилбур в статье для The New York Times напомнил читателям о том, что «Тартюф» актуален в эпоху после Уотергейтского скандала, когда президент Ричард Никсон был вынужден уйти в отставку, назвав пьесу «комическим исследованием злоупотребления высшими ценностями… из корыстных побуждений». В то же время в The Nation американский театральный режиссёр и драматический критик Гарольд Клерман отметил «вербальную энергичность» пьесы и «драматическую хитрость» Мольера, которые делают «Тартюфа» «совершенным…

В 1995 году во французской постановке «Тартюфа» под руководством Арианны Мнушкиной Оргон возглавляет мусульманскую семью, в которую вторгается священник-фундаменталист Тартюф. Хотя слова остались прежними, изменения в костюмах и декорациях подчеркнули актуальность пьесы для политических проблем того времени. Как Критик из The Sunday Times Джон Питер отметил, что международный актёрский состав придал спектаклю «универсальность», добавив: «В этом разница между обычным театром и настоящим мировым театром».

Основная идея

В пьесе Жана-Батиста Мольера главный герой пьесы, Тартюф, представлен как лицемерный и хитрый человек, который прикидывается святым и благочестивым, но на самом деле стремится к личной выгоде и власти.

Мольер показывает, как легко люди могут быть обмануты лицемерием и как это может привести к негативным последствиям.

Основная мысль пьесы заключается в том, что искренность, честность и добродетель должны быть ценными качествами в обществе, а лицемерие и фальшивость должны быть осуждены и искоренены.

Темы

Лицемерие

Главная тема «Тартюфа» — лицемерие: притворяться тем, кем ты не являешься, или утверждать, что веришь в то, во что не веришь. Некоторые персонажи пьесы сознательно лицемерят — Тартюф, невидимый Лоран и месье Лойал. Другие персонажи, такие как Оргон и его мать, не осознают собственного лицемерия.

Тартюф и его слуга Лоран — воры и мошенники; они эксплуатируют своих жертв, проводя аферы. В «Тартюфе» их схема представляет Тартюфа как набожного человека, потерявшего свои земли и богатство. Он громко и эмоционально молится на публике, делает вид, что раздает все деньги, которые получает, бедным, и громко вещает, что носит власяницу и хлещет себя плетью во время молитвы. Он использует это внешнее проявление благочестия, чтобы обманом лишить Оргона его собственной собственности и богатства. Он также убеждает Оргона доверить ему свои секреты, из-за чего Оргона чуть не сажают в тюрьму как врага государства. Тем временем внизу Лоран проводит ту же аферу со слугами. Как сообщает Дорина в акте 1, сцена 2, Лоран конфискует личное имущество слуг — книги, духи и украшения — во имя благочестия. В конце пьесы, когда приходит судебный пристав, чтобы выселить Оргона и его семью, Лоран притворяется, что у него есть новости, которые сделают Оргона «максимально довольным» (Акт 5, сцена 4), и утверждает, что долгое время служил отцу Оргона. Однако это просто способ обойти Дорину и вручить уведомление о выселении. Позже он прикрывает другие неприятные действия, такие как переезд семьи и их имущества первым делом утром, называя эти действия «снисходительными», «приятными и удобными». Словесная ирония Мольера подчеркивает лицемерие судебного пристава, когда он называет персонажа месье Лоялем.

В начале пьесы Оргон попадает под чары Тартюфа. В прошлом, по словам Дорины, Оргон был «мудрым и преданным» (Акт 1, сцена 2), и, поскольку он встретил Тартюфа в церкви, ясно, что Оргон — религиозный человек. Но попав под влияние лицемера, собственное христианство Оргона стало извращенным. Вместо строгого, но любящего отца он становится жестоким тираном по отношению к своим детям. Вместо того чтобы быть преданным мужем, он вообще перестает заботиться о благополучии своей жены. Оргон верит, что он делает то, чего от него ожидает Бог, потому что Тартюф манипулировал им, заставляя думать именно так. Такое невольное лицемерие может быть более опасным, потому что оно может перерасти в общественное движение с осознающими себя лидерами и армией обманутых последователей, выполняющих их желания. Это своего рода политическое послание, против которого возражали некоторые священнослужители в «Тартюфе».

Мольер не просто указывает на религиозное лицемерие. Мать Оргона верит в Тартюфа и утверждает, что почитает благочестие. Тем не менее, она бьет свою горничную и называет ее шлюхой в конце акта 1, сцена 1. Лицемерие мадам Пернель еще глубже, что очевидно из большей части того, что она говорит в первой сцене. Она видит недостатки других, но не свои собственные. Например, она жалуется, что Дорина слишком много болтает, в то время как сама постоянно перебивает других. Подобное лицемерие также обсуждается в этой сцене, например, осуждение соседкой Орантой образа жизни семьи Оргона только потому, что она стала слишком старой, чтобы самой продолжать вести такой образ жизни. Вероятно, мадам Пернель и Оранта не осознают собственного лицемерия.

Легковерие

Быть легковерным — значит быть легко обманутым или воспользоваться преимуществом. Слишком часто легковерные люди готовы поверить в то, что преподносится по крайней мере несколько убедительно, но на самом деле не является правдой. К сожалению, это подходящее описание бедного Оргона. С того момента, как Тартюф встретил Оргона, он знал, что нашел идеальную цель для своей аферы. Тартюф прилагает много усилий, чтобы обмануть Оргона. В конце концов, выигрыш будет огромным: все богатство и собственность Оргона. Странно, но даже после того, как Оргон узнал правду о Тартюфе, он все еще считает, что Тартюф был «голодным нищим», когда они впервые встретились (Акт 5, сцена 1), но, вероятно, это был такой же обман, как и все остальное.

Тартюф не единственный человек, сумевший обмануть Оргона — сделать это не очень сложно. Месье Лойалу достаточно сообщить, что у него есть новости, которые «очень обрадуют» Оргона (Акт 5, сцена 4), чтобы Оргон пригласил его войти, а затем был удивлен уведомлением о выселении.

Оргон ранее подверг себя и свою семью опасности, согласившись сохранить компрометирующие документы своего друга Аргаса. Конечно, Аргас был другом, но, несомненно, он не хотел носить с собой доказательства собственной вины. Вместо этого он воспользовался Оргоном и оставил бумаги у него. Доверчивый Оргон затем передает документы Тартюфу на хранение, предоставляя интригану улики, из-за которых Оргона бросают в тюрьму.

Самоуверенная мать Оргона также легковерна. Она не только становится жертвой проявлений набожности Тартюфа и Лорана, но и верит всем ложным заявлениям соседей. Например, когда «Дафна со своим супругом благоверным» (Акт 1, сцена 1) распространяют слухи о развлечениях Эльмиры, Дорина быстро указывает, что это делается только для того, чтобы «средь общей черноты не разглядеть их плутней». Мадам Пернель говорит, что это «совершенно неуместно», и продолжает цитировать лицемерное осуждение Орантой образа жизни семьи.

Умеренность и разум

Третья важная тема в «Тартюфе» — это тема умеренности и разума — качеств, ценимых во времена Просвещения, которое к 1660-м годам было в самом разгаре.

Умеренность и разум рекомендуются во всем «Тартюфе», в частности, тремя персонажами: Клеантом, Дориной и Эльмирой. Например, в 5-м акте, сцена 1, когда Оргон говорит, что «для праведных особ я стану хуже черта», Клеант отчитывает его и рекомендует умеренность и благоразумие: «Вот так всегда: чуть что — немедля шум и гром. Вы быть умеренным не можете ни в чем…« Он призывает Оргона выбрать «средину мудрую,», а не метаться между абсурдными крайностями. Точно так же в акте 3, сцена 1, Дорина предостерегает Дамиса от необдуманного поведения: «Один лишь вред от неуемной прыти» и призывает его успокоиться и быть практичным». В 4-м акте, сцена 3, Эльмира поражена отказом своего мужа принять убедительные доказательства лицемерия Тартюфа. И она, и Дамис передали ему свидетельства очевидцев ухаживаний Тартюфа за ней. «Все, что я слышу здесь, приводит в изумленье: как можно пребывать в подобном ослепленье?», — говорит она Оргону. Когда он заявляет, что ей следовало бы больше расстраиваться по этому поводу, Эльмира показывает себя умеренной, как человек, не любящий «пылкие порывы».

Истинное благочестие и смирение

Клеант в акте 1, сцена 6 перечисляет характеристики тех, кто по-настоящему благочестив:

«не звонят они по городу о том, что только их, …, жизнь свята и безупречна».
» добродетель их терпима, человечна».
«они творят добро без показного рвенья».
«Вести праведную жизнь — их единственное желание».
«питают ненависть…, не к бедным грешникам, но лишь к самим грехам.».

Эти черты демонстрирует Эльмира— особенно в своих встречах с Тартюфом.

Сцены, в которых Тартюф и Эльмира встречаются лицом к лицу, противопоставляют его лицемерие ее истинному благочестию и смирению. В акте 3, сцена 3, единственная цель Эльмиры — помочь своей невестке. Она отбрасывает свое отвращение к Тартюфу, лицемерие которого она легко распознала, чтобы умолять его поддержать брак Марианны с Валером. Затем, когда Тартюф пытается соблазнить ее, и Дамис рассказывает об этом Оргону (Акт 3, сцена 5), Эльмира говорит молодому человеку, что предпочла бы, чтобы душевное спокойствие ее мужа не было испорчено подобными сплетнями. В отличие от Тартюфа, она не выставляет напоказ свою добродетель. Для Эльмиры важнее, чтобы Оргона ничто не расстроило. Когда Эльмира просит снова увидеть Тартюфа в четвертом акте, она также должна надеть маску. В отличие от Тартюфа, который носит фальшивую маску благочестия для достижения эгоистичных и жестоких целей, Эльмира надевает маску интереса к Тартюфу по бескорыстным причинам — чтобы показать своему мужу правду о Тартюфе. И снова она откладывает свое отвращение к Тартюфу в сторону, чтобы помочь кому-то другому. Ей также приходится игнорировать свое собственное отвращение ко лжи. Позже (Акт 4, сцена 7) Эльмире становится так неловко из-за того, что она вела себя двулично, что она извиняется перед Тартюфом: «Окольные пути мне, право же, чужды, на хитрость я пошла от крайней лишь нужды.«.

Эльмира — воплощение истинного благочестия и смирения, несмотря на то, что в первой сцене пьесы мадам Пернель обвинила ее в «чрезвычайно плохом» поведении и «беспорядочных развлечениях», которые шокировали всю округу.

Персонажи

Персонаж Описание
Оргон Глава  дома в Париже, в котором происходит действие «Тартюфа», Оргон — легковерный человек, которого вводит в заблуждение кажущееся благочестие Тартюфа.
Тартюф Лицемер и самозванец, в честь которого названа пьеса.
Клеант Клеант — брат Эльмиры, а также шурин и друг Оргона.
Дорина Горничная Марианны, она хочет помочь Мариане и Валеру, разоблачив Тартюфа как фальшивку, которой он является.
Эльмира Вторая жена Оргона, Эльмира видит Тартюфа насквозь и пытается заставить своего мужа увидеть правду.
Аргас Незадолго до событий пьесы друг Оргона Аргас был сослан и бежал из Парижа, оставив Оргону несколько компрометирующих документов.
Дамис Как и его отец Оргон, Дамис легко возбуждается, что создает некоторые проблемы для заговорщиков, работающих против Тартюфа.
Флипот Флипот — горничная мадам Пернель, над которой часто издевались. Она страдает в полной тишине.
Лоран Слуга Тартюфа, Лоран, часто упоминается как такой же вор и лицемер, как и его хозяин. Хотя он не появляется в пьесе, чувствуется, что он скрывается на заднем плане.
Месье Лояль Судебный пристав, который когда-то служил отцу Оргона, а теперь приходит, чтобы выселить семью Оргона, месье Лояль не соответствует своему имени.
Марианна Марианна — дочь Оргона и любит Валера. Она приходит в ужас, когда Оргон решает, что она должна выйти замуж за Тартюфа.
Оранта Оранта — склонная к суждениям пожилая женщина, давно вышедшая «в тираж», которая живет по соседству с Оргоном. Она не появляется в пьесе, но, тем не менее, ее мнение дает о себе знать.
Мадам Пернель Мать Оргона, самодовольная мадам Пернель так же без ума от Тартюфа, как и ее сын.
Полицейский Полицейский появляется в последнюю минуту по официальному делу от короля. Прибыв с Тартюфом, он удивляет мошенника, арестовывая его вместо Оргона. Хотя это плохая новость для Тартюфа, она спасает жизнь Оргону и его семье.
Валер Валер — жених Марианны, и он пытается извлечь максимум пользы из решения Оргона о том, что она должна выйти замуж за Тартюфа.

 

 

Текст: Светлана Никонова, 148 👀