Вино из одуванчиков (Рэй Брэдбери) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1957 | Форма произведения: роман | Жанр: драма | Время событий: первая половина XX века | Возраст: подростки | Время чтения: 6-10 часов | Главные герои: Дуглас Сполдинг, Том Сполдинг Второстепенные герои: Дедушка, Полковник Фрили, Чарли Вудман, Билл Форрестер, Миссис Бентли, Мистер Мрак, Фрэнк Диллон, Отец,Мисс Ферн, Роберта Ферри, Бабушка, Прабабушка, Мистер Джонас, Душегуб, Хелен Лумис, Хэтти Макдоллис, Мать, Лавиния Неббс,Мистер Квотермейн, Элизабет Рамселл, Мисс Роберта, Тетя Роза, Мистер Сандерсон, Миссис Сингер, Уильям Тара, Мистер Тридден Темы: детство, добро и зло, жизнь и смерть, истинные ценности, одиночество

История создания

Книга «Вино из одуванчиков» американского писателя Рэя Брэдбери ( 22 августа 1920 года — 5 июня 2012 года) была впервые опубликована в США в 1957 году издательством Doubleday. Она сразу же привлекла внимание читателей и критиков благодаря своему уникальному стилю и эмоциональной глубине.

Брэдбери черпал вдохновение из своего детства, проведенного в небольшом городке Уокиган, штат Иллинойс. Он хотел передать в своей книге те теплые воспоминания о лете, друзьях, семье и простые радостях жизни, которые он пережил в юности.
Процесс создания книги занял у Брэдбери несколько лет. Он писал отрывки и главы в разные периоды времени, а затем собирал их вместе в единое целое. Первоначально книга называлась «Лето, прощай!», но позже Брэдбери изменил название на «Вино из одуванчиков». Это было сделано для того, чтобы точнее отразить суть произведения – сохранение лучших моментов лета в памяти, подобно тому, как вино сохраняет вкус и аромат одуванчиков.
После завершения работы над текстом Брэдбери отправил рукопись в издательство. Однако первоначальные отзывы были негативными, и книгу отвергли. Только после того, как писатель внес дополнительные правки и сократил текст, издательство согласилось опубликовать произведение.

Таким образом, создание «Вино из одуванчиков» было долгим и кропотливым процессом, в ходе которого Брэдбери старался максимально точно передать свои детские воспоминания и создать яркую картину жизни маленького американского городка.

О названии

Название «Вино из одуванчиков» относится к вину из одуванчиков, которое Дуглас Сполдинг делает каждое лето со своим дедушкой — по одной бутылке на каждый летний день.

Для Дугласа вино из одуванчиков символизирует важный сезонный ритуал, запечатлевающий воспоминания о днях, когда каждое из них было разлито по бутылкам.

Жанр произведения

Роман. Драма.

Символы

Одуванчики

В вине из одуванчиков сами одуванчики становятся символом семьи Сполдингов. Для Дугласа, Тома и дедушки одуванчики символизируют начало лета и знаменуют переход к новому сезону. В то же время одуванчики являются символом давнего и приятного ежегодного ритуала, одной из составляющих жизни Дугласа, которая остается неизменной на протяжении лета 1928 года. Одуванчики появляются в романе как часть большого цикла жизни и смерти, напоминая читателям, что каждый год приносит новый урожай.

Вино, которое они делают из одуванчиков, также олицетворяет особые воспоминания о тех днях, когда его разливали по бутылкам. Рассматривая некоторые из ранних бутылок сезона, Дуглас даже размышляет о том, что некоторые из них должны быть ярче или темнее в зависимости от того, что происходило в те дни. Более того, бутылки символизируют определенную магию, поскольку Дуглас верит, что, выпив каплю, он может перенестись в воспоминания о том летнем дне.

Машины

В романе фигурируют различные «фантастические» машины: Машина счастья, Зеленая машина, Машина времени и Ведьма Таро. Такие машины, как Машина счастья и Зеленая машина, предлагают привлекательность прогресса и более светлое будущее. Однако обе они выходят из строя, вызывая непредвиденное беспокойство и печаль. Рэй Брэдбери использует их, чтобы предостеречь от стремления к прогрессу и мягко намекнуть, что, возможно, некоторые вещи нельзя или не стоит улучшать с помощью машины. Городской троллейбус также выведен из эксплуатации, чтобы уступить место автобусному сообщению, которое, по словам Чарли Вудмана, лишит учащихся возможности опаздывать в школу. Однако потеря машины времени полковника Фрили, которая движется назад, а не вперед, глубоко расстраивает Дугласа, потому что это означает, что части прошлого умерли вместе с полковником Фрили. Ведьма Таро также терпит неудачу, несмотря на многообещающие проблески будущего. Брэдбери предполагает, что машины могут многое рассказать о надеждах на будущее и стремлении к прошлому. Но они не являются ни безошибочными, ни предсказуемыми.

Критика

 

Основная идея

Главная мысль повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» в том, что мудрость жизни заключена в ней самой, а каждый день, каждое мгновение, по-особому ценны и неповторимы.

Художественное своеобразие

Роман Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» (1957) отличается несколькими художественными особенностями, которые делают его уникальным и запоминающимся произведением. Вот некоторые из них:

Повествование от первого лица

Рассказ ведется от имени Дугласа, что придает книге интимность и непосредственность. Читатели видят мир глазами ребенка, что помогает лучше понять его чувства и мысли.

Эмоциональная глубина

Несмотря на то, что книга посвящена повседневным событиям, она затрагивает глубокие темы, такие как взросление, потеря, любовь, смерть и человеческая природа. Автор мастерски передает эмоциональную сложность этих тем через призму детского восприятия.

Фантастические элементы

В романе присутствуют эпизоды, которые можно отнести к жанру магического реализма. Например, история о парне, который мог менять цвет своих глаз по желанию, или таинственный старик, способный видеть прошлое. Эти элементы добавляют волшебства и поэтичности в обыденное повествование.

Философские размышления

Роман содержит множество философских наблюдений и мыслей о жизни, времени, памяти и смысле бытия. Эти размышления часто выражаются через метафоры и образы, что делает их особенно запоминающимися.

Языковая красота

Брэдбери известен своим богатым и образным языком. Он использует много метафор, сравнений и аллегорий, чтобы описать мир и эмоции персонажей. Его стиль письма легкий и поэтический, что создает особую атмосферу книги.

Все эти художественные особенности делают «Вино из одуванчиков» не только увлекательным чтением, но и глубоким и трогательным произведением о человеческой жизни и природе времени.

Темы

Роль памяти

Память играет важную роль на протяжении всего романа, от самых юных персонажей до самых старых. Для таких юных персонажей, как Дуглас, каждый день запоминается надолго, потому что годы еще не «слились воедино», как для дедушки. Ритуалы важны для памяти Дугласа. Следовательно, он начинает отслеживать летние открытия, чтобы вспомнить их позже.

Для таких персонажей, как дедушка, миссис Бентли, полковник Фрили и Хелен Лумис, память играет важную роль, позволяя им получить доступ к событиям из их прошлой жизни и, следовательно, к их чувству идентичности. Память полковника Фрили настолько сильна, что Дуглас и его друзья называют его машиной времени, поскольку он способен перенести их в прошлое: укажите дату, и полковник расскажет о событиях. Одно из озарений Дугласа за лето заключается в том, что вместе со смертью полковника Фрили приходит конец его уникальному историческому повествованию, особенно как последнего выжившего в гражданской войне в Грин-Тауне.

Миссис Бентли, так крепко цепляющаяся за свои воспоминания, понимает, что она не живет в настоящем и что никто не может увидеть или понять, какой она была до того, как стала старухой. Кроме того, воспоминания Хелен Лумис позволяют ей вновь пережить свое прошлое вместе с Биллом Форрестером. Память также важна для сохранения жизни людей после их смерти. Как указала Дугласу прабабушка: никто из членов семьи никогда по-настоящему не умирает.

В главах, которые служат перерывами между историями и приключениями персонажей, Дуглас думает и пишет о событиях, поскольку он тоже хочет сохранить воспоминания об этом самом важном лете 1928 года, лете, когда его жизнь изменилась. Для 12-летнего подростка желтая табличка, в которую он записывает события, — это способ сохранить настоящее, которое скоро станет прошлым.

Вместе С Жизнью приходит Смерть

Роман начинается с глубокого осознания Дугласом того, что он жив. Хотя он понимает концепцию интеллектуально, он переживает момент, который заставляет его осознать, что жизнь можно отнять. Только в этот момент он начинает осознавать свою собственную смертность. Жизнь и смерть — это циклы, очень похожие на времена года, которые также играют определенную роль в романе. В то время как Дуглас и Том находятся в начале своей жизни, Рэй Брэдбери представляет персонажей гораздо старше, чтобы подчеркнуть их детское ощущение чуда, волшебства и бессмертия.

Каждая смерть углубляет понимание Дугласом того, что в отличие от безопасности и порядка, которые представляет его мир, смерть иногда бывает несвоевременной, жестокой и шокирующей. Летом 1928 года Дуглас становится свидетелем смертей, как на периферии своей жизни, так и в центре. Дуглас сам сталкивается со смертностью, когда заболевает высокой температурой без диагноза, что может отражать то, насколько он потрясен всем, что узнал. Он выживает, но понимает, что мог бы и не знать. Такие персонажи, как полковник Фрили и Хелен Лумис, также показывают, как смерть связана с прожитой жизнью. Как говорила Дугласу прабабушка, человек, у которого есть семья, никогда по-настоящему не умирает, потому что память о нем продолжает жить. Для Дугласа с откровением о том, что значит быть живым, приходит знание о том, что значит противостоять смерти. Рэй Брэдбери настоятельно рекомендует, чтобы эти два понятия были неразрывно связаны.

Опасности прогресса

Различные персонажи «Вино из одуванчиков» борются с переменами и размышляют о их достоинствах и недостатках. Иногда оказывается, что перемены связаны и с тем, и с другим, хотя Рэй Брэдбери предлагает поучительные истории о неожиданных подводных камнях прогресса, будь то в виде механизмов или предполагаемого организационного дизайна.

Часто для достижения прогресса старый путь должен исчезнуть. Лекция дедушки для Билла Форрестера дает урок о том, почему устоявшийся способ делать что-либо может приносить пользу способами, которые не будут реализованы, пока этот способ не исчезнет навсегда. Хотя газон, который не нужно подстригать, кажется хорошей идеей, дедушка предупреждает, что стрижка газона способствует размышлениям и философствованию, необходимым для понимания и оценки жизни. Другой способ, которым Брэдбери изображает опасности прогресса, — это «машины», которые строят или с которыми сталкиваются разные персонажи. Хотя «Машина счастья» Лео Ауффмана кажется хорошей идеей, он не ожидает, что она причинит горе его семье или кому-либо еще. Хотя Зеленая машина мисс Ферн и мисс Роберты кажется безопасным и эффективным способом передвижения, они не предвидят опасности, пока не встретятся с мистером Квотермейном.

Никто, кроме Дугласа, не понимает, что современные организационные методы, которые тетя Роуз применяет к бабушке и её кухне, разрушают магию ее творчества. Однако, когда дедушка видит это, он предпринимает шаги, чтобы исправить ситуацию. С другой стороны, те, кто отказывается принять хронологические изменения, могут обманывать себя, как миссис Бентли, которая принимает реальность, когда дети бросают ей вызов. Таким образом, Брэдбери, возможно, предполагает, что, хотя люди не умеют предвидеть — или, возможно, не хотят предвидеть — отрицательные стороны прогресса, жизнь — это тонкий баланс между знанием, когда наслаждаться моментами, а когда отпускать.

Персонажи

Персонаж Описание
Дуглас Дуглас Сполдинг — 12-летний мальчик, который всю свою жизнь прожил в Грин-Тауне, штат Иллинойс. Он наблюдателен, любознателен и близок со своей семьей.
Том 10-летний брат Дугласа, Том Сполдинг, увлекается математикой и интересуется фактами, но при этом он все еще сохраняет большую часть волшебного мышления детства.
Дедушка Дедушка — жизнерадостный и оптимистичный дедушка Тома и Дугласа.
Полковник Фрили Полковник Фрили — пожилой ветеран Гражданской войны, чья жизнь часто бывает одинокой и прикована к одной комнате. Его прозвали «Машиной времени» из-за его способности вызывать воспоминания.
Билл Форрестер Биллу Форрестеру чуть за 30, он пансионер и живет в доме бабушки и дедушки. Газетный репортер, он когда-то был влюблен в более молодую версию Хелен Лумис, изображенную на фотографии.
Алиса Элис — подруга Тома, которая дружит с миссис Бентли.
Джозеф Ауффманн Джозеф Ауффманн — сын Лео и Лены Ауффманн.
Лена Ауффманн Лена Ауффманн — приземленная, рассудительная жена Лео Ауффманна, которая обнаруживает, что Машина Счастья наводит на нее грусть.
Лео Ауффманн Лео Ауффманн — ювелир из Грин-Тауна и самозваный изобретатель. Он женат на Лене, и у них шестеро детей.
Маршалл Ауффманн Маршалл Ауффманн — сын Лены и Лео Ауффманн.
Наоми Ауффманн Наоми Ауффманн — дочь Лены и Лео Ауффманн.
Ребекка Ауффманн Ребекка Ауффманн — дочь Лены и Лео Ауффманн.
Рут Ауффманн Рут Ауффманн — дочь Лены и Лео Ауффманн.
Сол Ауффманн Сын Лео Ауффмана, Сол, испытывает Машину счастья и беспокоит своих родителей.
Миссис Бентли Миссис Хелен Бентли — пожилая женщина из города, которая дружит с Элис, Джейн и Томом. Миссис Бентли приходит к пониманию, что она не может сохранить прошлое, храня старые вещи.
Мистер Мрак Мистер Мрак — владелец Галереи.
Эльмира Браун Эльмира Браун, вышедшая замуж за почтальона из Грин-Тауна, неуклюжая, неприятная и невезучая, считающая себя проклятой Кларой Гудуотер.
Сэм Браун Сэм Браун, почтальон из Грин-Тауна и муж Эльмиры, любопытен. Его медлительность с доставкой почты является результатом того, что он читает переписку других людей.
Фрэнк Диллон Местный житель Фрэнк Диллон насмехается над Лавинией Неббс, Франсин и Хелен Грир, говоря, что он Душегуб. Фрэнк может быть младшим братом мисс Ферн и мисс Роберты или другим жителем Грин-Тауна по имени Фрэнк.
Отец Отец, или мистер Сполдинг, — отец Дугласа и Тома. Он покладистый, услужливый и хороший слушатель, хотя в их глазах он все еще взрослый.
Мисс Ферн Сестра мисс Роберты, мисс Ферн, незамужняя пожилая женщина, которая вместе со своей сестрой покупает «Зеленую машину».
Роберта Ферри Роберта Ферри — женщина, предположительно убитая Одиноким.
Франсин Подруга Лавинии Неббс, Франсин была с Лавинией в ночь, когда Душегуб пытался ее убить. Вместе с Лавинией она обнаруживает тело в овраге.
Клара Гудуотер Клара Гудуотер — президент женской ложи «Жимолость». Эльмира Браун считает, что Клара — ведьма.
Бабушка Бабушка — это бабушка Тома и Дугласа, которая управляет пансионом. Она отличный повар с плохим зрением, которая не пользуется рецептами.
Прабабушка Прабабушка Тома и Дугласа, прабабушка является опорой семьи, пока не решает, что готова умереть. Одним из занятий, которое ей нравилось, был ежегодный ремонт кровельной черепицы.
Хелен Грир Подруга Лавинии Неббс, Хелен Грир, ходит с Лавинией в кино в ночь, когда Одинокий пытается убить Лавинию.
Джон Хафф Близкий друг Дугласа, Джон Хафф, внезапно переезжает со своей семьей в Висконсин.
Джейн Джейн — подруга Тома, которая сначала бросает вызов, а затем заводит дружбу с миссис Бентли.
Мистер Джонас Старьевщик Грин-Тауна, мистер Джонас, путешествует по обоим концам города, чтобы люди могли жертвовать и брать то, что им нужно. Человек загадочного происхождения, хотя он, возможно, и богат, помогает избавиться Дугласу избавится от лихорадки, давая ему подышать двумя бутылками чистого зимнего воздуха.
Хорхе Хорхе — друг полковника Фрили из Мексики, который отвечает на его телефонные звонки и открывает для него окно, чтобы услышать звуки Мехико.
Офицер Кеннеди Офицер Кеннеди — полицейский, который прибывает на место преступления, когда обнаруживают тело Элизабет Рамселл. Он предлагает проводить Лавинию Неббс домой.
Душегуб Таинственный, безымянный персонаж, обвиняемый в убийстве нескольких женщин, Душегуб пытается убить Лавинию Неббс. Вместо этого она наносит ему удар ножом, и он умирает.
Хелен Лумис Хелен Лумис — 95-летняя жительница Грин-Тауна. Одинокая всю свою жизнь, она встречает Билла Форрестера летом, незадолго до своей смерти, понимая, какая романтическая связь могла бы у них быть, если бы они встретились раньше. Она надеется, что они воссоединятся в другой жизни.
Хэтти Макдоллис Считается, что Хэтти Макдоллис была убита Душегубом.
Мать Мать, или миссис Сполдинг, — мать Дугласа и Тома. Обычно спокойная и уверенная в себе, она дрожит от страха однажды ночью, когда Дуглас исчезает в овраге.
Лавиния Неббс Одинокая, смелая и своевольная Лавиния Неббс, которой за 30 с чем-то. Она выживает после нападения, зарезав нападающего на неё в своем доме.
Мистер Квотермейн Мистер Квотермейн — сосед, которого мисс Ферн и мисс Роберта случайно сбили, когда ехали на Зеленой машине по тротуару.
Элизабет Рамселл Элизабет Рамселл — женщина, которая исчезает и чье тело обнаруживают в ущелье Лавиния Неббс и Франсин. Душегуб подозревается в ее убийстве.
Мисс Роберта Сестра мисс Ферн, мисс Роберта — незамужняя пожилая женщина, которая покупает Зеленую машину, на которой ездит по городу.
Тетя Роза Тетя Роуз — тетя Дугласа, которая пытается отремонтировать бабушкину кухню, но безуспешно.
Мистер Сандерсон Владелец обувного магазина мистер Сандерсон принимает предложение Дугласа о покупке новых кроссовок.
Миссис Сингер Миссис Сингер — владелица местного магазина на углу.
Уильям Тара Уильям Тара — коммивояжер, который продает мисс Ферн и мисс Роберте Зеленую машину.
Мистер Тридден Мистер Тридден управляет троллейбусом в Грин-Тауне, пока не выйдет на пенсию, чтобы начать автобусное сообщение. Он берет детей на бесплатную последнюю поездку и на пикник.
Чарли Вудман Сорвиголова Чарли Вудман — близкий друг Дугласа и Тома.

Текст: Светлана Никонова, 71 👀