Кукольный дом (Генрик Юхан Ибсен) • пьеса

краткая информация
Дата публикации: 1879 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | Возраст: взрослые | Время чтения: 3-6 часов | Главные герои: Нора Хельмер, Торвальд Хельмер Второстепенные герои: Доктор Ранк, Кристина Линне, Крогстад, Анна-Мария, трое детей четы Хельмер.

История создания

«Кукольный дом» Генрика Юхана Ибсена (20 марта 1828 — 23 мая 1906) был написан и поставлен в 1879 году, сначала в Копенгагене, затем в Стокгольме, а затем в Христиании (ныне Осло), когда Ибсену было за 50. Пьеса была второй из двенадцати тематически связанных драм, известных как «Цикл Ибсена», и Ибсен предполагал, что их будут читать так же, как и ставить.

Первоначальный вариант «Кукольного дома» назывался «Заметки о трагедии нашего времени». Позже эти заметки стали пьесой под названием «Мир знает», но Ибсен остался тверд в своем убеждении, что история, которую он рассказал, была трагедией.

Ибсен часто говорил о том, что источником его идей и характеров являются его эмоциональные переживания; однако писатель создавал вымышленные ситуации, чтобы исследовать эти эмоции. Пример папы Норы из «Кукольного дома» соответствует реальной семейной трагедии Ибсена. Отец Ибсена, Кнуд Ибсен, растратил все богатство, собственность и бизнес, которые он получил, женившись на своей жене Маричен Альтенбург, когда получил контроль над наследством после смерти ее отца. Ибсену в то время было семь лет, и он достаточно хорошо осознавал, что находится в нищете, а его семья переживает публичное унижение, которое оставило шрам на всю жизнь.

В 15 лет, не имея достаточно денег для дальнейшего образования, Ибсен был вынужден переехать в Гримстад и работать помощником аптекаря, изо всех сил готовясь к вступительным экзаменам в университет среди знакомых, которых он называл «пустоголовыми с полными карманами». Хотя в тот болезненный период его жизни у него появилось несколько друзей на всю жизнь, изгнание из общества способствовало развитию скептицизма Ибсена, неприязни к клубам и коллективам и склонности к позиции одиночки. Результат проявляется в его пристальном внимании к личности, которая, по его мнению, единственная нашла «спасение … в том, чтобы быть верным самому себе», который воплощен в «Кукольном доме» через персонаж Норы.

На  создание «Кукольного дома» также повлиял психический срыв подруги Ибсен Лауры Килер. Женщина заняла денег, чтобы отвезти своего мужа, больного туберкулезом, в южный мягкий климат для оздоровления. В итоге ей пришлось подделать подпись, чтобы получить деньги. Когда подделка была обнаружена, ее муж развелся с ней, и у нее забрали детей. Впоследствии у нее случился нервный срыв, и она провела некоторое время в психиатрической больнице. Многие из этих событий сформировали сюжетную структуру «Кукольного дома».

«Кукольный дом» дважды переиздавался в течение трех месяцев после публикации и был переведен на немецкий, финский, английский, польский, русский и итальянский языки. Пьеса произвела сенсацию, впервые принеся Ибсену известность по всей Европе и Америке.

  • Первое английское представление «Кукольного дома» состоялось в Лондоне в марте 1884 года. Хотя персонаж Торвальда Хельмера был изображен как идеальный муж и герой, пьеса называлась «Ломая бабочку».
  • Первая американская постановка под названием «Жена-ребенок» состоялась в Милуоки в 1882 году.
  • Ибсен был вынужден переписать концовку «Кукольного дома» для первой немецкой постановки (1880), потому что актриса, игравшая Нору, Хедвиг Ниманн-Раабе, отказалась изображать женщину, бросившую своего мужа. Пьеса также широко ставилась в Германии с оригинальной концовкой Ибсена, где она имела больший успех, чем в Норвегии.

О названии

Нора начинает сравнивать свою жизнь с жизнью куклы, отражая отношение её мужа к ней как к собственности, которая должна думать и действовать именно так, как он хочет.

Жанр произведения

Пьеса. Драма

Символы

Деньги

Деньги символизируют контроль мужчин над женщинами, которым не разрешен равный доступ к ним. Пьеса начинается с того, что Нора кокетливо просит у Торвальда денег, а заканчивается тем, что она отказывается брать из его дома какие-либо вещи, кроме тех, которые принадлежали ей до их встречи. Уезжая, она также отвергает его предложение помочь ей финансово. У Кристины, в отличие от Норы, есть способ зарабатывать деньги, что дает ей возможность делать свой собственный выбор.

Тарантелла

Тарантелла — итальянский народный танец, основанный на неистовых движениях, которые совершают жертвы, чтобы вывести яд из организма после укуса паука. Ибсен выбрал Нору для танца тарантеллы, чтобы согласовать символ в пьесе с мифом, уже связанным с танцем. Он также символизирует притворство, которое Торвальд и Нора сделали в пьесе основой своих отношений. Он инструктирует, а она выполняет. Он критикует, и она «танцует» быстрее, чтобы понравиться, но ему это тоже не нравится. Когда Нора репетирует тарантеллу, она танцует с дикой самозабвенностью. Она пытается понравиться, но также отчаянно пытается избавиться от «яда» испорченности, которым, по предположению Торвальда, она обладает, когда он ссылается на бесхарактерность Крогстада.

Птицы

Когда Нора счастлива, как того хочет Торвальд, он называет её своим «жаворонком» или «певчей птичкой». Когда она напугана, она его «голубка». Когда Торвальд недоволен, он ругает Нору, ссылаясь на птиц, например: «У певчей птицы должен быть чистый клюв». Птицы отражают взгляд Торвальда на Нору как на существо, предназначенное развлекать и радовать его, и которое он должен защищать. Они также символизируют полет Норы к свободе, поскольку она подобна птичке в клетке, поющей для своих хозяев в начале пьесы, но сбегающей к концу.

Критика

До того, как «Кукольный дом» стал лозунгом феминистского движения и источником вдохновения для начинающих писателей, критики Ибсена называли его «безумным», «подрывным» и «аморальным», критикуя его так, как будто он пытался разрушить самые корни общества.

Норвежцы стали одержимы пьесой, обсуждая ее как публично, так и в частном порядке. Нападая на социальные нормы, «Кукольный дом» точно отражал общество, которое составляло его аудиторию. Это возмутило консерваторов, но вдохновило не меньшее количество художников и передовых мыслителей своими новыми техниками и утверждениями.

Первые рецензенты не знали, что делать с пьесой Ибсена. Один рецензент заявил: «уходишь с унылым чувством … что является пустым и разочаровывающим во многом так называемом человеческом счастье, но — без всякой радости». Другая жаловалась: «Я спрашиваю открыто: есть ли мать… кто бросил бы мужа, детей и дом, чтобы в первую очередь самой стать «человеком»? И я отвечаю самым решительным образом: Нет, ни в коем случае!» Но Социал-демократ бредил: «Идите и посмотрите эту пьесу, вы, могучие сторонники и защитники морали».

Сегодня Ибсен не только национальный герой Норвегии, но и один из самых известных драматургов в мире, уступающий только Шекспиру. «Кукольный дом» часто ставится в Соединенных Штатах и Англии, уступая только «Призракам» Ибсена, что является опровержением критиков «Кукольного дома».

Основная идея

В пьесе  «Кукольный дом» Ибсен поднимает проблему социальных норм и ценностей, а также исследует понятие личной свободы и самоопределения.

Главная героиня Нора Хельмер сталкивается с проблемой подчинения и ограничения своей личности под влиянием социальных ожиданий и ролей. Постепенно она осознаёт, что её жизнь была построена на лжи и иллюзиях, и стремится освободиться от этих оков.

Пьеса исследует тему женского самоопределения, а также проблемы гендерного неравенства и доминирования в отношениях. Ибсен поднимает вопросы о ценности человеческого достоинства, независимости и истины, а также о том, как общество и его нормы могут подавлять индивидуальность и свободу личности.

Темы

В течение первых нескольких минут «Кукольного дома» были озвучены все основные темы. Ибсен уникален своей способностью превращать, казалось бы, обычный диалог на обычные темы в многозначный и тематически актуальный.

Сексизм

Отношения Норы и Торвальда основаны на стереотипах. Роль каждого в браке определяется тем, что должны делать мужчины и женщины, а не тем, что может сработать для пары как личности.

Торвальд олицетворяет то, что он сам называет «сердцем настоящего мужчины». Однако события пьесы раскрывают этот идеал таким, какой он есть: фальшивое сердце, привязанное к лицемерным ожиданиям. Среди них вера в то, что женщины имеют меньший статус и ценность, чем мужчины.

Со своей стороны, Нора представляет массы женщин, которые отказались от своей уникальной индивидуальности, чтобы соответствовать общественным стереотипам. Однако эти роли столь же ложны, как и мужские убеждения, которые их создали. Как показывают события пьесы, такие роли являются одновременно нереализуемыми и неустойчивыми.

С момента начала спектакля становится очевидным повсеместный сексизм той эпохи. Нора весело занимается приготовлениями к празднику, в то время как Торвальд, её хозяин, распоряжается ею в каждой детали. Ожидается, что Нора будет его идеальной женой, одновременно терпя его уничижительное отношение «вот это по-женски!«, когда она поступает так, как он ожидает и желает. Благодаря этой динамике Ибсен раскрывает сексизм таким, какой он есть: противоречивым и невозможным.

Взаимодействие между парой неустанно усиливает тему на протяжении всей пьесы. Пожалуй, наиболее очевидно это во втором акте, когда Торвальд и Нора изо всех сил стараются угодить друг другу. Однако именно в этот момент Торвальда начинает злить желание Норы добиться признания за то, что она старается понравиться. Торвальд выбрал костюм Норы и танцевальную музыку для вечеринки и просит похвалить его идею, говоря: «Да, разве я не удачно придумал?» «Восхитительно! Но разве я тоже не умница, что слушаюсь тебя?» — отвечает Нора. Ее комментарий заставляет Торвальда воспринимать равное обращение как бунт: «Умница – потому что слушаешься мужа? Ах ты, плутовка! Я знаю, ты не то хотела сказать.«.

И снова, ближе к концу пьесы, Торвальд показывает, как низко он ценит женщинам, называя Нору «легкомысленной женщиной», которая отдала его на милость Крогстада и, следовательно, недостойна его привязанности. Тем не менее, когда ситуация исправляется, Торвальд готов забрать её обратно и просто не может понять, почему она не подчиняется его команде. По его мнению, у женщин нет жизни, кроме той, о которой им говорят их мужчины. Таким образом, Торвальд не способен видеть в Норе самостоятельную личность со своими мыслями, желаниями и нуждами. Как только Нора осознает это, она понимает, что у нее нет другого выбора, кроме как расстаться с сексистским браком, если она хочет найти себя.

Индивид против общества

Крогстад поднимает центральный вопрос о том, может ли человек действительно быть индивидуальностью в рамках общества. Уход Норы дает ответ: быть личностью означает — по крайней мере временно — отвергать или игнорировать социальные нормы. Однако, Ибсен использует персонажей, окружающих Нору, чтобы предположить, что полное исключение из общества невозможно. Цель, скорее, в достижении независимости индивидом. Как только человек чувствует себя комфортно со своей уникальной индивидуальностью, он приносит пользу обществу, живя в нем более аутентично.

Крогстад и Кристина были освобождены от оков общества благодаря несчастью. Они оба жаждут вернутся в общество и не могут быть постоянно счастливы или самореализованы вне его традиций брака, честного заработка, заботы о других и уважения со стороны сверстников. Ибсен использует индивидуальность Кристины и Крогстада, чтобы отразить обстоятельства жизни Норы, а также чтобы противопоставить отношения Норы и Торвальда как пары.

Крогстад совершил то же преступление, что и Нора; Кристина добилась независимости, к которой Нора стремится в начале пьесы. Оба заплатили высокую цену. Проводя сильные параллели между Норой и этими персонажами, которые жили вне ожиданий общества, Ибсен закрепляет вызов Норы обществу.

Тем не менее, тема противостояния личности и общества в «Кукольном доме» не являются данью уважения хаосу. Будущее Норы — загадка, но Ибсен оставил зрителям ключ к разгадке загадки в Кристине и Крогстаде. Похоже, что это пара, которая начнет новую и честную совместную жизнь. Торвальд, с другой стороны, остается на сцене в одиночестве в конце пьесы, все еще размышляя над вопросом.

Самосознание

Тема самоосознания раскрывается на протяжении всего пути Норы. Доктор Ранк также олицетворяет самосознание, как в его способности видеть, что его смерть близка, так и в том, чтобы признаться Норе, что он в нее влюблен. Своей честностью он резко контрастирует со своим другом Торвальдом, который придерживается ошибочной, но непоколебимой веры в собственное превосходство.

В начале пьесы Нора не осознает, что ей не хватает самосознания. По мере развития пьесы она осознает это, сопоставляя свою интеллектуальную, моральную и эмоциональную точку зрения с точкой зрения своего мужа и отца. Торвальд говорит о Крогстаде как о «ядовитой» угрозе для своих детей и человеке, который должен носить маску «в присутствии тех, кто ему близок». Эти слова заронили в Нору семя самопознания. Ужас от мысли о том, что она недостойна или вредна для своих детей, заставляет Нору увидеть последствия своих действий в конце второго акта. В этот момент она принимает серьезное решение: «Теперь я не смогу проводить с ними столько времени, сколько раньше», — и постепенно отдаляется от своих детей на протяжении всей пьесы.

В то время как Торвальд поставил под сомнение представление Норы о том, что она хороший человек, именно доктор Ранк является примером того, что такое осознающий себя человек — в его силах говорить правду, смотреть смерти в лицо и видеть Нору такой, какая она есть. Когда Торвальд выставляет себя лицемером, Нора решает не позволять ничего не подозревающему мужчине обучать ее, и она отправляется в путь в одиночку, чтобы обрести лучшее, более сильное самоощущение.

Честность

Развивая характер Кристины, Ибсен подчеркивает важность честности. Без этого вы не сможете познать себя или иметь здоровые отношения. Старая пословица «правда сделает тебя свободным» звучит особенно актуально к концу пьесы, после наблюдения за борьбой, вызванной неправдой различных персонажей.

С самого начала, чем больше Нора лжет и прячется от правды, тем больше она запутывается. От мельчайшего обмана (поедание миндального печенья) до преступления подделки документов Нора плетет запутанную паутину лжи. Кристина помогает их разгадать, как ложь, сказанную Торвальду, так и более глубокую ложь самообмана Норы. В результате Нора способна вырасти из человека, который, кажется, способен только играть в жизнь, в человека, решившего жить полной жизнью.

Различия между двумя персонажами разительны. Нора красива. Кристин выглядит старше своих лет. Кристин заботится о своей умирающей матери, в то время как Нора занимает деньги, подделывая имя своего отца, и пренебрегает возможностью повидаться с ним перед его смертью. Кристин ищет мужа, ради которого можно жить; Нора хочет жить независимо. И самое главное, Кристина честна, в то время как Нора лжет.

К концу пьесы Нора и Кристина постепенно меняются местами. В процессе этой трансформации, которая требует полной честности Норы, Кристина становится сообщницей и наставницей Норы, призывая ее найти «понимание» через честность, чего Нора пытается избегать до того момента, когда для нее это становится невозможным. Кристина говорит Крогстаду оставить письмо — что Торвальд должен его прочитать — и это делает правду неизбежной для Норы. Разоблачение дает возможность Норе вырваться на свободу.

Персонажи

Персонаж Описание
Нора Нора Хельмер — жена, которая уходит от своего мужа, Торвальда, когда понимает, что он на самом деле не знает и не любит ее, а всего лишь обращается с ней как с любимой куклой.
Торвальд Торвальд Хельмер — муж, которого бросает его жена Нора, потому что он не видит ее такой, какая она есть на самом деле, или не понимает, что он не такой хороший человек, каким себя считает.
Крогстад Нильс Крогстад — кредитор, который шантажирует Нору, чтобы сохранить свою работу в банке, где Торвальд является менеджером.
Кристина Миссис Кристина Линде — подруга детства, которая призывает Нору быть честной с Торвальдом и принять свою роль его жены. (В некоторых редакциях пьесы имя этого персонажа пишется как Кристин.
Доктор Ранк Доктор Рэнк — друг семьи, который любит Нору. 
Анна-Мария Анна-Мария — няня детей.
Боб Боб — сын Норы и Торвальда.
Эмми Эмми — дочь Норы и Торвальда.
Элен Служанку Норы и Торвальда зовут Элен.
Ивар Ивар — сын Норы и Торвальда.

Интересные факты

1. Ибсен считал изменения в своей рукописи «варварскими» — даже когда он делал их сам.
В начале 1880 года Ибсену сообщили, что немецкий издатель запланировал версию с альтернативным финалом. Не имея возможности обратиться в суд, Ибсен решил сам написать концовку, заявив в датской газете:

» В этой версии Нора не выходит из дома. Вместо этого Хельмер толкает ее к двери детской комнаты спящих детей, родители обмениваются несколькими репликами, Нора опускается на пол, и занавес опускается».
Он назвал это «варварским актом насилия» по отношению к своей работе. Это было сделано всего несколько раз.

2. Все четыре версии пьесы для немого кино утеряны.
Немые фильмы о «кукольном доме» были сняты в 1911, 1917, 1918 и 1922 годах. Несмотря на потерю этих артефактов, оставшиеся рекламные материалы, включая фотографии и некоторые обзоры, дают представление об эволюции гендерных ролей с течением времени.

3. Группа ранних китайских феминисток была известна как «Китайские Норы».
Китайские драматурги и зрители находились под сильным влиянием Ибсена и, в частности, от «Кукольного дома». «Ибсенизм», другой термин, обозначающий индивидуализм, поощрял модернизацию и побуждал китайских женщин обсуждать независимость от своих семей, отказ от браков по расчету и необходимость финансовой безопасности. Жена Мао Цзэдуна Цзян Цин была «китайской Норой» — и даже играла Нору на сцене до того, как вышла замуж за Мао.

4. Экранизированные версии «Кукольного дома» включают в себя эпизод с точки зрения Норы.
Короткий восьмиминутный фильм под названием «Нора», снятый в 2014 году, был объявлен как ответ на пьесу, в котором действие увидено глазами героини Норы и обновлено до настоящего времени. Режиссер фильма, Кэрри Крэкнелл, была вдохновлена исследованием проблем современных женщин и осознанием того, что женщины по-прежнему справляются с трудными ролями. В фильме она стремится запечатлеть «незамеченную, но сложную реальность бесчисленного множества женщин».

5. Ибсен утверждает, что «Кукольный дом» не был посланием о расширении прав и возможностей женщин.
На момент публикации «Кукольного дома» критики, читатели и зрители рассматривали пьесу как взгляд Ибсена на то, как следует относиться к женщинам в обществе. Ибсен, однако, предложил другой взгляд на тему, сказав:

«Действительно, желательно решить проблему женщины … но это никогда не было единственной целью. Моей задачей было описание человечества».
6. Было несколько довольно странных сценических версий пьесы.
В дикой немецкой постановке 2004 года была показана Нора, которая во время своего психического срыва нарядилась Ларой Крофт и закончила тем, что размахивала пистолетом.

Mabou Mines поставили версию «Кукольного дома» в 2003 году. В нем женщины и дети втиснуты в крошечный домик, а все персонажи мужского пола — маленькие люди. Шведский режиссер Ингмар Бергман снял версию под названием «Нора», в которой все персонажи находятся на сцене в аду на протяжении всего спектакля.

7.  Автор «Улисса» Джеймс Джойс писал Ибсену письма.

В течение нескольких лет своей юности ирландский романист Джеймс Джойс заявлял о своей высокой оценке творчества Ибсена и связи с ним в лекциях, эссе и письмах переводчику Ибсена. Когда Джойс написал Ибсену поздравление с днем рождения в 1901 году, он объяснил, как скрывал от других истинное влияние Ибсена на себя:

Я не стал говорить им, что Ваша жизнь, какой я ее себе представляю, вселяет в меня гордость, что Ваша борьба вдохновляет меня, — я имею в виду не заурядные жизненные коллизии, но истинные баталии, которые давались и выигрывались в Ваших произведениях. 

Текст: Светлана Никонова, 62 👀