Книга джунглей (Редьярд Киплинг) •

краткая информация

История создания

Британская империя
Во времена Редьярда Киплинга Индия была частью Британской империи, которая стремилась объединить весь субконтинент под единым правлением закона и оказала большое влияние на тамошние культурные и политические нормы. Англичане постепенно завоевывали Индию, начиная с основания Ост-Индской чайной компании еще в 1600-х годах. К тому времени, когда Киплинг писал, британцы установили власть над Индией, которая формально просуществовала с 1858 по 1947 год, и Индия сегодня продолжает оставаться частью Содружества. Британская империя во времена колонизации и расширения империи охватывала широкий круг стран. Не имело смысла заставлять каждую страну перенимать британскую культуру, хотя большинство стран империи приняли парламентскую систему правления. Однако британским гражданам отдавалось предпочтение перед местными жителями, и законы обычно создавались в интересах британцев. Индии удалось сохранить разнообразие своих языков, религий и обычаев, испытав при этом культурное и религиозное влияние Англии, включая английский язык и избранные формы западной одежды, такие как блузки или нижние юбки, навязанные тем, кто работал прислугой.

В то время как английский стал языком, наиболее используемым в школах и на политической арене, многие англоиндийцы изучали родные языки, самым известным из которых был хинди. Хотя Киплинг писал по-английски для англоязычных изданий, он был вооружен знанием местного языка и интересом к жизни всех слоев индийского общества. Он использовал свои знания о народе Индии, а также о тамошнем мире природы для написания своих статей как журналист. Позже эти же знания нашли отражение в его рассказах, стихотворениях и романах, которые начались со сборника из 40 рассказов под названием «Простые истории с холмов» и включали «Книгу джунглей» и роман «Ким», среди многих других.

Однако сегодня, когда люди упоминают Редьярда Киплинга, возникают споры. Несомненно, произведения Киплинга отличаются неизменным качеством и популярностью, но Киплингу также было трудно оставаться в стороне от политики и новостей в ущерб себе. Он придумал фразу «бремя белого человека», означающую роль белого британского общества в распространении так называемой цивилизации среди других народов. Эта идея ставит его в категорию писателей из британской Империи, чьи политические взгляды были не просто консервативными, но и остаются чрезвычайно тревожащими читающую публику и теперь считаются расистскими. Хотя отзывы на момент публикации были положительными, сегодня читатели и писатели часто отвергают Киплинга как расиста, не читая его произведений, что, по словам английского писателя Нила Геймана, является неудачным поворотом событий. Гейман благодарит рассказы Киплинга за то, что они познакомили его с некоторыми из лучших рассказов ужасов и фэнтези, когда-либо написанных на английском языке, независимо от политических взглядов Киплинга.

Настоящие Джунгли
Биографы впервые заявили, что Киплинг создал «Книгу джунглей» по мотивам фотографий и описаний джунглей «Сеони» (Сеони в Центральных провинциях, ныне индийский штат Мадхья-Прадеш), любезно предоставленных его друзьями, профессором Алеком Хиллом и его женой Эдмонией Хилл, с которыми он недолго жил в начале 1920-х годов. Однако в оригинальной рукописи джунгли упоминаются как холмы Аравулли (ныне Аравалли) в Раджпутане (ныне Раджастхан), индийском штате, расположенном к северо-западу от Мадхья-Прадеша, и Киплинг был хорошо знаком с этой местностью.

Киплинг изменил местоположение джунглей незадолго до публикации первых рассказов о Маугли. Близость каждого из мест в первой и второй частях «Книги джунглей» была вымышленной, поскольку Сеони не было нигде рядом с Северными лесными заповедниками. Кроме того, когда Киплинг писал эти рассказы, он покинул Индию и жил в Вермонте. В автобиографических произведениях Киплинг писал, что использовал справочники, чтобы описать вымышленную обстановку, в том числе «Звери и люди в Индии» своего отца, Джона Локвуда Киплинга, и «Сиони, или Моя жизнь в горах Сатпура» Роберта Армитиджа Стерндейла. То, что началось с его реального опыта в индийских лесах, благодаря его воображению и упорному труду превратилось в обстановку, которая с тех пор привлекает внимание читателей, молодых и старых.

О названии

«Книга джунглей» получила свое название из—за места действия историй о Маугли — холмов и лесов джунглей «Сиони» (Сони, Центральные провинции, ныне индийский штат Мадхья-Прадеш). Однако, знания Киплинга об этом регионе из первых рук пришли к нему из его исследований Аравулли (ныне Аравалли) в Раджпутане (ныне Раджастхан).

Жанр произведения

Символы

Красный Цветок
В джунглях животные не произносят слово «огонь», потому что оно их пугает, поэтому они называют его по-разному, в том числе «красным цветком». В главе 1 Маугли использует красный цветок, чтобы утвердить своё господство над ненавидящими его членами стаи, показывая, что они всего лишь «собаки», а не настоящие волки. Красный цветок символизирует власть, которую люди имеют над животными и их средой обитания, сжигая их дотла как в прямом, так и в переносном смысле.

Каунсил Рок
Скала Совета — это место, где волчья стая, называемая «Свободные люди», собирается, чтобы обсудить проблемы стаи, показать новым волчатам стаю, чтобы обеспечить их безопасность до тех пор, пока они не убьют своего первого оленя, и выбрать новых вожаков. Она символизирует вежливость, с которой волчья стая ведёт свою жизнь как группа. Она также символизирует признание членами стаи определённой системы законов и власти. Все члены стаи могут говорить там, но они также должны соблюдать Закон Джунглей, а также свои правила о том, кто может быть вожаком и когда вожак должен смениться. Этот символ появляется во всех историях о Маугли в «Книге джунглей».

Танец Слона
В главе 11 рассказа «Тумай из племени слонов» танец слонов — это мифическое явление, которое никто никогда не видел. Есть расчищенные площадки, которые ловцы слонов называют «танцевальными залами для слонов», но никто не видел, как слоны их создают. «Увидеть, как танцуют слоны», — как с юмором отмечает рассказчик, — «значит никогда не увидеть». Это символизирует ту часть жизни животных, в частности слонов, которая является личной и не предназначена для наблюдения людьми. Слоны так хорошо это скрывают, что водители никогда не видят, как они на самом деле исполняют этот ритуал.

Это также символизирует идею о том, что человек чего-то желает, но никогда не сможет этого получить. К концу истории танец слонов символизирует редкую связь между людьми и животными, которая возникает, когда человек позволяет животному вести себя, веря, что ему не причинят вреда, и следуя правилам взаимодействия на протяжении всего опыта. Маленький Тумай не пытается управлять Кала Нагом или управлять им во время этого опыта. Он просто едет на спине Кала Нага и позволяет ему вести себя. Только отказавшись от власти, человек может получить привилегию наблюдать за этим частным ритуалом.

Туннель морской коровы
В рассказе «Белый тюлень» из главы 7 «Туннель Морской Коровы» — это водный туннель под горой, ведущий к пляжу, на котором никогда не бывал ни один человек. Единственный способ добраться туда — пройти через Туннель Морской Коровы, что и делает тюлень Котик, чтобы найти место, где его сородичей больше не будут загонять и убивать ради шкур. Туннель символизирует свободу тюленей жить без страха, без вмешательства и вреда со стороны человека. Это их единственный способ спастись от людей.

Слезы Маугли
Когда Маугли понимает, что больше не будет частью стаи, он вынужден заявить о себе, используя огонь, чтобы отпугнуть своих недоброжелателей. Как только он прогоняет большую часть стаи, кроме Акелы и нескольких других, которые его поддерживают, он переполнен эмоциями и чувствует физическую боль из-за этого всепоглощающего отчаяния. Он начинает рыдать, но не понимает, что такое слёзы, потому что никогда раньше не плакал. Он думает, что умирает, и спрашивает Багиру, что с ним происходит. Багира объясняет, что только мужчины плачут, и его сильные чувства означают, что он стал мужчиной. Слезы Маугли символизируют для животных то, что отделяет Маугли от них и мешает ему по-настоящему стать частью джунглей. Слезы отражают специфически человеческий способ выражения эмоций.

Критика

Основная идея

Художественное своеобразие

Темы

Совершеннолетие
Глубокое понимание детейРедьярдом Киплингом побудило его обратиться к взлетам и падениям взросления во многих своих рассказах, а несколько персонажей «Книги джунглей» проходят через зачастую болезненный процесс взросления. В трех историях о Маугли Маугли должен взять на себя новые обязанности и изменить статус по мере взросления. Балу и Багира учат его всему, что ему нужно знать, чтобы выжить в одиночку, и как только они убеждаются, что он готов защищать себя, он проходит через то, через что проходит каждый молодой самец-волк: решение о том, оставить ли волка в стае или выгнать его. Маугли был изгнан из волчьей стаи, когда достиг зрелости, но и в деревне людей его не приняли. Чтобы стать взрослым, Маугли должен найти свой собственный путь, ориентируясь в окружающем мире и пытаясь выжить.

В главе 11 Тумаи показывает, что он достаточно смел и сообразителен, чтобы сопровождать слона в танце слонов, который не видел ни один человек. Его понимание слонов, как и понимание Маугли животных джунглей и их языков, помогает ему завоевать уважение окружающих его взрослых, что является необходимым аспектом взросления.

Котик, белый тюлень, тоже взрослеет и в год узнаёт, что его жизнь всегда будет в опасности, если он останется рядом с местами, куда приходят люди и загоняют тюленей, чтобы убить их ради меха. Он ищет и задаёт вопросы самым мудрым животным и узнаёт, что существует легенда о том, что однажды белый тюлень приведёт свой народ в безопасное место. Становясь старше, Котик понимает, что он единственный тюлень, который может стать лидером в этой легенде. Опять же, взросление в дикой природе описывается с точки зрения вопросов, которые задают, чтобы получить знания для выживания.

Даже в домах людей взросление даётся животным в этих историях нелегко. Рикки-Тикки-Тави, мангуст, взрослея, понимает, что его выживание зависит от его охотничьих навыков и способности спасать людей в его доме от змей. Кобры пробираются в дом, и Рикки-Тикки приходится перехитрить их, чтобы убить, не погибнув самому и не позволив пострадать людям, которых он защищает. Животные в «Слугах Её Величества» учатся преодолевать страхи и подчиняться приказам в соответствии с иерархией животных и людей по мере взросления.

Закон и послушание
На протяжении всех историй о Маугли Киплинг пишет о Законе джунглей, который регулирует то, как Свободные Люди, волки, относятся друг к другу и как все животные взаимодействуют в джунглях. Закон даже регулирует, как животные приближаются к людям, запрещая им есть людей, если только они не учат молодых животных охотиться, и даже тогда делают это так далеко от своих логовищ, чтобы люди не пришли отомстить им всем. Шер Хан, который считает себя настолько могущественным, что закон на него неприменим, — единственное животное, нарушившее Закон джунглей; но позже он расплачивается за это своей жизнью. Обезьяний народ не является частью Народа джунглей, поскольку у них нет закона, что делает их опасными и, в глазах Жителей Джунглей, классом животных, которых следует ненавидеть. Маугли должен выучить закон и слова, которые позволят ему взаимодействовать со всеми видами животных в джунглях, не причиняя вреда. Для Киплинга этот закон имеет решающее значение для создания общества, в котором все работает гладко и, в то же время, уважаются права каждого в нем.

В рассказе «Белый тюлень» в главе 7 Котик должен следовать правилам каждой группы морских людей, которые помогают ему найти безопасное место для тюленей, даже если это значит, что он теряет терпение. Так он находит место, куда не приходят люди. Хотя многие его сородичи-тюлени не верят, что такое место существует, в конце концов всё больше и больше тюленей следуют за ним. Котик учит, что упорство и индивидуальность окупаются, но в то же время необходимо соблюдать законы и обычаи разных групп.

В «Рикки-Тикки-Тави», глава 9, маленький мангуст следует правилам, с которыми его воспитала мать, никогда не кусает и не царапает людей и тщательно планирует свои приключения по уничтожению змей в соответствии с поведением каждого вида змей. Существуют также правила относительно того, что есть: мангуст будет есть яйца, но никогда живых птенцов, потому что это слишком жестоко. В «Тумаи из племени слонов», глава 11, Тумаи на самом деле не следует инструкциям своего отца, но следует тому, что, по его мнению, является более высоким набором правил, правил слонов. При этом он способен добиться со слонами большего, чем любой из его собратьев-людей. В главе 13 у всех животных есть определенные правила, которым они должны следовать, которые позволяют им выживать и хорошо относиться к своим водителям, которые выполняют приказы по всей цепочке командования. В конце рассказа вождь из свиты афганского эмира, который посещает Индию, удивляется, как вообще возможен такой великолепный парад, и ему отвечают, что это возможно благодаря чёткой иерархии, которой подчиняются люди и животные. Вождь говорит, что его народ руководствуется только собственным мнением, и индийский офицер отвечает вождю, что именно поэтому его эмир подчиняется их вице-королю. Киплинг придерживается мнения, что если не соблюдать закон и не установить структуру власти, то воцарится хаос.

Взаимодействие животных и человека
Киплинг использует взаимодействие между животными и людьми, чтобы рассказать свои истории в «Книге джунглей» Маугли, мальчик, которого тигр унёс из его деревни, но который избежал смерти в челюстях Шер-Хана, вырастает в волчьей стае. Он может безопасно и успешно взаимодействовать с большинством животных, понимая их языки и законы. Люди в его деревне руководствуются только своими законами, игнорируя Закон Джунглей, и в итоге страдают от таких животных, как Шер-Хан, тигр, или сами причиняют вред животным.

Котик, белый тюлень, большую часть своей жизни пытается понять, как избежать ужасных взаимодействий с людьми, через которые его народ проходит каждый год, и он отказывается воспринимать эту бойню как нечто нормальное. В итоге он решает отказаться от взаимодействия с людьми, держась от них подальше, и призывает свой народ жить там, куда не могут попасть люди.

Рикки-Тикки-Тави становится домашним мангустом и заботится о людях, защищая их от смертоносных змей. В его истории каждый мангуст хочет стать домашним мангустом, и люди хорошо относятся к Рикки-Тикки, потому что он хорошо относится к ним. Эта история показывает, как люди и животные приносят друг другу пользу.

Маленький Тумаи проводит все свое время, общаясь со слонами, и хотя мужчины в его деревне думают, что знают, как действуют слоны, у Маленького Тумаи с ними особая связь. Он понимает, как они общаются друг с другом, и не боится их, хотя он намного меньше их. Он прилагает усилия, чтобы позволить своему слону вести его туда, куда идут все слоны, уважая их порывы. В результате он может увидеть танец слонов, завоевав уважение и восхищение всех мужчин в своей деревне.

В рассказе «Слуги Её Величества» из главы 13 животные по-разному взаимодействуют с людьми: от того, что они топчут палатки, до участия в параде в честь вице-короля. Однако все они понимают, что для того, чтобы с ними хорошо обращались, они должны подчиняться своим погонщикам, поэтому взаимодействие между животными и людьми в этом рассказе больше сосредоточено на власти и подчинении, чем на взаимном уважении. Можно было бы возразить, что животные уважают своё положение по отношению к погонщикам, но у них нет выбора. Если они не слушаются своих водителей, то страдают. В этом отношении история служит аллегорией для колонизированных индейцев.

Насилие
Истории в «Книге джунглей» полны насилия, даже если в них нет драк между людьми. В историях о Маугли Шер-Хан готов съесть человеческого детёныша и угрожает волкам, которые угрожают ему в ответ. Мать-волчица особенно яростно защищает своих детёнышей. Вожак стаи Акела знает, что, когда он больше не сможет убить оленя, стая убьёт его, и появится другой вожак. Сцены с обезьянами в главе 3 чрезвычайно жестоки, так как Балу и Багира тяжело ранены и едва не погибают. В ответ Багира убивает обезьян направо и налево, а Каа гипнотизирует их, чтобы они пришли к нему и он мог их съесть. Когда Маугли оказывается в деревне людей и убивает Шер-Хана, жители деревни угрожают ему, потому что считают его злым. Закон джунглей может поддерживать мир, но он также предполагает много насилия и смертей. Чтобы есть, животных приходится убивать.

Храбрость
В рассказах о Маугли храбрый не только Маугли. Мать-Волчица яростно защищает Маугли от Шер-хана, демонстрируя свою доблесть бойца, а Балу и Багира бросаются в стаю жестоких обезьян, пытаясь спасти Маугли. Однако храбрость Маугли находится в центре всех историй. В главе 1 Маугли совершенно не боится волков и возвращается с огнем, чтобы опалить Шер Хана и напугать волков, которые восстали против него. В «Охоте Каа», глава 3, Маугли запоминает Главные Слова, используемые для защиты, и может спастись от гибели от кобр. В главе 5 Маугли не боится деревенского охотника и использует свою способность общаться с животными не только для того, чтобы убить Шер Хана, но и для того, чтобы помешать Бульдео отобрать его добычу — шкуру Шер Хана. Возвращение Маугли в стаю — рискованный шаг, потому что стая была против него, но он сдерживает свое обещание, какими бы ни были последствия.

В рассказе «Белый тюлень» из главы 7 храбрость Котика проявляется в его попытке последовать за охотниками, чтобы увидеть, что они делают с молодыми тюленями. Она также проявляется в его долгих поисках безопасного пляжа для молодых тюленей, когда он узнаёт ужасную правду о том, что люди делают с тюленями. Он следует за морскими коровами к безопасному пляжу через туннель, не будучи уверенным, что найдёт то, что ищет, или что доберётся до места назначения. Он также вступает в кровавую схватку, чтобы другие тюлени последовали за ним в безопасное место, рискуя своей жизнью ради того, чтобы на будущие поколения тюленей не охотились.

Рикки-Тикки-Тави тоже храбрый, он идёт за Нагом и Нагаиной, хотя рискует при этом жизнью. Его погоня за Нагаиной в норе особенно смелая, потому что Нагаина могла легко убить его, если бы он сделал неверный шаг. Маленький Тумаи тоже храбрый, он бежит за Кала Нагом ночью, чтобы пойти с ним на танец слонов, и держится за него всю ночь, хотя и устаёт. Лагерные животные в главе 13 из рассказа «Слуги Её Величества» говорят о том, что их пугает, но все они по-своему храбры и идут в бой по приказу своих хозяев-людей, хотя и боятся сражения.

Персонажи

Персонаж Описание Трейты
Маугли Маугли — маленький мальчик, которого приняла волчья стая и воспитала в джунглях. Подробнее бесстрашен, умен, быстр на ноги
Багира Чёрная пантера Багира живёт в джунглях и защищает своего друга Маугли.Подробнее спокойный, мудрый, любящий
Балу Балу — это медведь, который живёт в джунглях и учит волчат языкам всех животных. Подробнее сонный, строгий, милый
Шер Хан Шер Хан — хромой тигр, который ест людей. Читать дальше скрытный, эгоистичный, подлый
Акела Акела, старый серый волк, является вожаком стаи Свободных людей. одиночка, верный, добрый
Амир Амир — лидер Афганистана, и его поражает способность индийцев и англичан организовывать людей и животных во время парада. поражен
Ассамский водитель Ассамский погонщик слонов знает все о холмах и тайных танцах слонов в джунглях. знающий
Большой Тумаи Большой Тумаи, отец Маленького Тумаи и водитель Kala Nag, боится, что Маленький Тумаи станет погонщиком слонов во время облавы на диких слонов. пугающий
Маленький Тумаи Маленький Тумаи — маленький мальчик, который живет в правительственном лагере для слонов. бесстрашный, полный надежд, решительный
Мул Билли Мул Билли, который является мулом с казенной частью орудийной батареи, пытается навести в лагере тишину. старый, усталый
Керик Бутерин Керик Бутерин — охотник на тюленей, который не хочет приближаться к Коти, потому что считает полностью белый мех тюленя несчастливым знаком. суеверный
Buldeo Булдео — деревенский охотник, который пытается забрать шкуру Шер-Хана. жадный
Бургомистр галл Чайка-бургомистр говорит Котику, что морская корова — единственное существо, которое уродливее и грубее старого моржа. честный
Вождь Центральной Азии Вождь из Центральной Азии, который приходит с эмиром посмотреть на войска, удивляется, как животные так хорошо подчиняются. восхищаюсь
Чучундра Чучундра — ондатра, которая всегда грустит и панически боится змей. плаксивый
Медник Копперсмит, птица, издающая звук, похожий на стук металлического молотка по меди, объявляет, что змеи мертвы после того, как Рикки-тикки-тави убивает их. громко
Дарзи Дарзи — птица-портниха, которая гнездится рядом с бунгало, где живет Тедди, и благодарна Рикки-тикки за спасение его птенцов от змей. благодарен
Жена Дарзи Жена Дарзи, тоже птица-портниха, притворяется, что у нее повреждено крыло, чтобы Рикки-тикки-тави мог уничтожить смертоносные яйца кобры Нагайны, которые вскоре вылупятся в бахчевом саду. умный, храбрый
Императрица Императрица — это королева Англии, которая правит Британской империей, но не управляет Индией напрямую. дистанционный
Отец волк Он волк-самец из стаи Свободных людей. лояльный
Серый Брат Серый Брат — старший из волчат Матери-Волчицы. лояльный
Оружие-буллоки Оружейные быки — это белые быки, которые несут в бой большие пушки, когда слоны слишком напуганы. невозмутимый
Хатхи Дикий слон Хати научил Балу «главным словам», которые очень важны, потому что Балу учит им Маугли, и они защищают его от любых животных, которые могут причинить ему вред в джунглях. знающий
Тюк сена Верблюд Хэй-бейл — это грузовой верблюд местной пехоты, которому снятся кошмары, и он топчет палатку рассказчика. неуклюжий
Голландский Холлоушики — это холостяки-тюлени брачного возраста, которых нужно убедить последовать за Котиком в безопасное место. пугающий
Икки Икки-дикобраз — один из обитателей джунглей, о котором Балу и Багира упоминают в разговорах. защищающийся, сплетничающий
Kaa Каа, каменный питон, может быть полезным, но все его боятся, потому что он может загипнотизировать почти любое животное, кроме Маугли, и заставить его подойти к нему, чтобы убить и съесть. услужливый, хитрый, пугающий
Кала Наг Кала Наг — старый государственный слон, за которым ухаживает Маленький Тумай и на котором катается во время слоновьих танцев. мудрый, нежный
Камья Камья — один из мальчиков, которые пасут буйволов вместе с Маугли. Молодые
Караит Караи́т — это пыльно-коричневая змейка, которая очень ядовита и которую убивает Рикки-Тикки. смертельно Опасный
Котик Котик — белый тюлень, который расстраивается, когда узнаёт, что люди охотятся на тюленей ради их меха. настойчивый, сострадательный, решительный
Лиммершин Лиммершин — зимний крапивник, который рассказывает рассказчику историю о белом тюлене. странно
Мачуа Аппа Мачуа Аппа, охотник за головами в слоновьем частоколе, знает, что из Маленького Тумаи получится отличный охотник на слонов. наблюдательный
Манг-летучая мышь Летучая мышь Манг, упомянутая в беседах Балу и Багиры, пролетает над их битвой с Обезьяньим народом и разносит весть об этом по джунглям. сплетничать
Матках Матка, мать белого тюленя Котика, говорит ему, что он не может изменить ситуацию с охотниками на тюленей. нежный
Мессуа Мессуа, жена самого богатого человека в деревне, принимает Маугли как своего сына. нежный, добрый
Муж Мессуа Самый богатый человек в деревне, он понимает, что Маугли в замешательстве. понимание
Люди-Обезьяны Обезьяньи люди, также известные как Бандар-логи, — это беззаконные животные, которые всегда думают, что собираются сделать что-то великое, но никогда этого не делают, а вместо этого бросают грязь в других животных, обитающих в джунглях. ленивый, рассеянный, хвастливый
Мать-волчица Она — волчица из стаи Свободных Людей, которая решила взять Маугли к себе, вместо того чтобы позволить Шер-Хану убить его. защитный
Ворчание Наг — это кобра, которая съела одного из детёнышей Дарзи и была убита Рикки-Тикки-Тави. жестокий
Нагайна Нагайна, жена Нага, — это кобра, которая убегает с одним из своих яиц в нору, но Рикки-Тикки-Тави догоняет её и убивает. хитрость
Офицер-туземец Офицер-туземец из Вице-королевства объясняет вождю, как устроена командная цепочка, начиная с животных, войск и лидеров и заканчивая императрицей. Умный
Старый тюлень Старый тюлень, который является последним тюленем из Затерянного лежбища Масафуэры, говорит Котику, что нужно ещё раз попытаться найти безопасное место, потому что есть легенда, в которой говорится, что однажды белый тюлень спасёт тюленей от людей. вдохновляющий
Паталамон Паталамон — сын охотника на тюленей Керика Бутерина, который считает, что белый мех Котика приносит несчастье. суеверный
Петерсен Сахиб Петерсен Сахиб — глава службы по работе со слонами при правительстве Индии. безрассудный
Отравлять Людей Ядовитые люди — это ядовитые кобры, которые живут в Холодных Логова. трусливый, смертоносный
Священник Священник, живущий в 20 милях от стаи Маугли, приводит Маугли в деревню. вид
Пудмини Пудмини — это слон Петерсена Сахиба, который также участвует в тайном слоновьем танце в джунглях. умный
Радха Пьяри Радха Пьяри, слон, — мать Кала Нага. мудрый
Рама Рама — это бык из стада, которого Маугли заставляет растоптать Шер-Хана. послушный
Ранн Коршун Ранн — птица, которая помогает Маугли сбежать от Обезьяньего народа, предупреждая Балу и Багиру о том, что он в беде, и приводя их к Маугли. быстрый, готовый
Rikki-tikki-tavi Рикки-тикки-тави — молодой, храбрый домашний мангуст. любопытный, быстрый, яростный, целеустремленный
Морской улов Си Кэтч, отец Белого тюленя Котика, в конце концов следует за своим сыном в безопасное место, подальше от охотников на тюленей. грубоватый
Морская Корова Морские коровы — это стадо морских коров, которые ведут Котика через туннель к безопасному пляжу. медленно
Морской лев Морской лев советует Коти обратиться за советом к Морскому Витчу. вид
Морская Свинья Морская свинка-морская свинья учит Котика определять правильное направление в воде, когда надвигается шторм. мудрый
Си Витч Си Витч — уродливый старый морж, который велит Коти найти Морскую корову. грубо
Табаки Табаки — шакал, который противостоит волчьей стае Свободных людей. подлый
Тедди Тедди — маленький мальчик, который принимает Рикки-тикки-тави и позволяет мангусту спать в его постели. доверчивый
Отец Тедди Отец Тедди — крупный мужчина, который живет в бунгало со своей женой и ребенком и благодарен Рикки-тикки за спасение его семьи от змей. благодарен
Мать Тедди Мать Тедди — женщина, которая живет в бунгало со своим мужем и ребенком и боится змей, но не очень разбирается в мангустах. нерешительный
Отрядная лошадь Войсковая лошадь, наездником на которой является офицер по имени Дик Канлифф, очень высокого мнения о себе. тщеславный
Два Хвоста Двухвостый — один из слонов, который носит большие пушки, но боится звуков разрывающихся снарядов, потому что понимает, что они означают кровопролитие. провидец
Вице-король Вице-король Индии — это человек, который фактически руководит Индией при императрице. командующий
Лисица Виксен — маленькая собачка в лагере, которая принадлежит рассказчику и пугает слона. непослушный
Молодой мул Молодой мул, который находится в компании Билли, задается вопросом, почему люди и животные вообще должны сражаться. пугающий
Молодой тюлень Молодой тюлень, который недавно женился, сражается с Котиком, чтобы доказать, что безопасного места, куда можно пойти, нет. самовлюбленный

Интересные факты

 

«Книга джунглей» британского писателя Редьярда Киплинга — это сборник рассказов и стихотворений, многие из которых посвящены Маугли, мальчику, воспитанному волками. Рассказы, ориентированные на юных читателей, публиковались в период с 1893 по 1894 год в «Сент-Николасе» и других журналах, а в 1894 году были собраны и изданы в виде книги. До «Книги джунглей» Киплинг опубликовал множество сборников рассказов и стихов. Большая часть его произведений, в том числе «Книга джунглей», была написана по мотивам времени, проведённого им в Индии с 1882 по 1889 год.

В сборник вошли семь рассказов и семь стихотворений, связанных с этими рассказами. Три из семи рассказов посвящены Маугли. Во всех рассказах фигурируют животные, и, как и в баснях, они преподают нравственные уроки. Кроме того, эти рассказы — настоящие приключения, и читатели любят их уже более ста лет.

1. Киплинг написал «Книгу джунглей» для своей дочери, которая трагически погибла.
У Киплинга было две дочери, Джозефина и Элси. Джозефина трагически умерла в возрасте шести лет от пневмонии. В 2010 году в Уимпоул-холле в Кембриджшире, где жила Элси, было обнаружено оригинальное издание «Книги джунглей». На книге была надпись: «Эта книга принадлежит Джозефин Киплинг, для которой ее написал ее отец. Тисбери, май 94 года». Эксперты утверждают, что почерк принадлежит Киплингу. Через пять лет после того, как была написана надпись, Джозефина умерла.

К сожалению, Киплинг пережил потерю ещё одного ребёнка, когда его сын Джон погиб во время Первой мировой войны. Как ни странно, Киплинг не упомянул о смерти ни одного из своих детей в автобиографии «Немного обо мне самом» (1937).

2. Критики часто обвиняли «Книгу джунглей» в расизме.
Произведения Киплинга отражали империалистические настроения Великобритании, которая в то время была самой могущественной империей в мире. Многие британцы считали, что огромное богатство и земельные владения империи не только отражают их врождённое расовое и культурное превосходство, но и возлагают на них ответственность за поддержание и защиту империи от внешних и внутренних сил.

Киплинг придумал термин «бремя белого человека», который описывал как положительные, так и отрицательные последствия колониализма. Его поддержка Англо-бурской войны (1899–1902), в которой британские колонисты сражались с голландскими поселенцами за контроль над бурской республикой в Южной Африке, добавила обвинений в расовой нетерпимости. В ходе двух войн погибли десятки тысяч буров и коренных африканцев, многие из них — в концентрационных лагерях. На протяжении многих лет предрассудки автора настраивали критиков против его работ, но в последнее время они снова полюбили его творчество за «настоящее и непреходящее удовольствие».

3. Киплинг был первым английским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.
Киплинг был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1907 году, став первым англоязычным писателем, получившим эту премию, и первым лауреатом с Британских островов. Премия была присуждена ему «за наблюдательность, оригинальность воображения, силу идей и выдающийся талант рассказчика, присущие произведениям этого всемирно известного автора». Он был самым молодым писателем, получившим премию в возрасте 41 года; следующим по возрасту был Альбер Камю, автор «Постороннего» (1942) и «Чумы» (1947), которому было 44 года.

4. Персонаж Маугли, возможно, был основан на реальных детях, которые жили с волками.
В «Книге джунглей» персонаж Маугли воспитывается волчьей стаей. Хотя доказательств нет, критики утверждают, что вдохновение для создания персонажа черпали из ряда историй о диких детях. В 1851 году сэр Генри Слиман, британский солдат в Индии, опубликовал в Англии брошюру под названием «Рассказ индийского чиновника о волках, воспитывающих детей в своих берлогах». В брошюре описывается несколько случаев обнаружения официальными лицами «мальчиков-волков» в Индии. В одном из таких случаев:

Солдат … проходил по берегу реки … когда он увидел, как крупная волчица выходит из своего логова, сопровождаемая тремя щенками и маленьким мальчиком. Мальчик ходил на четвереньках и, казалось, был в наилучших отношениях со старой дамой и тремя щенками, а мать, казалось, одинаково заботливо охраняла всех четверых: все они спустились к реке и напились, не заметив солдата.
Sleeman added, «Wolves are numerous in the neighbourhood of Sultanpoor, and, indeed, all along the banks of the Goomtree river, among the ravines that intersect them; and a great many children are carried off by them from towns, villages and camps.» It’s possible Kipling was aware of these stories and incorporated them into his book.

5. Kipling never visited the place in India where he set The Jungle Book.
Kipling was born in 1865 in India, where his father taught. His parents sent him back to England at age six for school; he returned to India in 1882, spending the next seven years there. However, he never visited the area of the country, Seoni (which he called «Seonee»), where The Jungle Book is set. Critics believe the original setting may have been Rajputana, 400 miles from Seoni and an area with which Kipling was familiar. However, it is likely Kipling used reference books for information on the Seoni hills, choosing to set his stories in an unfamiliar place. In fact, he wrote the book while living in Vermont.

6. Kipling said he stole some of the ideas for the stories in The Jungle Book.
In 1895 Kipling wrote a letter to an unknown recipient who had asked for information about where the author got his ideas about the «Law of the Jungle,» the rules for survival the character Baloo imparts to Mowgli. In the letter Kipling wrote, «In fact, it is extremely possible that I have helped myself promiscuously but at present cannot remember from whose stories I have stolen.»

7. The Jungle Book is used as a motivational text for Cub Scouts.
В 1899 году британский офицер по имени Роберт Баден-Пауэлл написал для своих солдат руководство под названием «Помощь в скаутском движении», и в 1907 году эта брошюра положила начало движению бойскаутов. Движение быстро распространилось и в 1910 году переехало в Соединённые Штаты.

Вернувшись в Англию, Баден-Пауэлл основал группу по образцу «Книги джунглей» для мальчиков, которые были слишком молоды, чтобы стать бойскаутами. Организация под названием «Волчата» стала называться «Каб-скауты». Такие термины, как «логово» (группа «Каб-скаутов») и «Акела» (лидер «Каб-скаутов»), появились в книге Киплинга.

8. Отец Киплинга помогал иллюстрировать оригинальные версии некоторых рассказов из «Книги джунглей».
Джон Киплинг, отец Редьярда, был художником и хранителем музея. Будучи хранителем Лахорского музея (тогда в Индии, сейчас в Пакистане), он уделял особое внимание индийским ремёслам и искусству и привил своему сыну любовь к индийскому искусству. Он иллюстрировал ранние рассказы, вошедшие в «Книгу джунглей», а младший Киплинг включил своего отца в качестве персонажа в роман «Ким». В этой истории об ирландском сироте, живущем на улицах Лахора, Киплинг списал образ «Хранителя изображений», который заведовал Лахорским музеем, или Домом чудес, как его называли местные жители, со своего отца.

9. Стервятники в диснеевской экранизации «Книги джунглей» 1967 года были созданы по образу «Битлз».
В диснеевском фильме «Книга джунглей» среди персонажей были четыре грифа с похожими на швабру перьями, которые имитировали причёску «Битлз». У них также был ливерпульский акцент, как у «Битлз». Ричард Шерман написал для грифов песню «Вот для чего нужны друзья» и хотел, чтобы «Битлз» спели её в фильме. Он заявил:

Мы подумали, что было бы здорово, если бы это сделали «Битлз». И мы написали для них квартет. Мы даже попытались [написать песню] в стиле рок. А у «Битлз» в то время шоу вёл Джон, и он сказал [отмахиваясь]: «Я не хочу снимать анимационный фильм».
Песня была переделана как мелодия квартета парикмахерской.

10. Диснеевская экранизация «Книги джунглей» 1967 года стала последним фильмом, над которым работал сам Уолт Дисней.
Уолт Дисней умер в 1966 году во время съёмок «Книги джунглей», незадолго до её выхода на экраны. Это был 19-й полнометражный анимационный фильм Диснея и последний фильм, над которым работал сам Дисней. Его влияние сильно ощущалось в готовом продукте: когда ему показали первую версию сценария, он отверг её как слишком мрачную, и студии пришлось начинать почти с нуля. Они использовали персонажей-животных из оригинального сценария, но сам фильм получился намного более лёгким и радостным.

Текст: Светлана Никонова, 15 👀