Медея (Эврипид) • пьеса

краткая информация
Дата публикации: 431 год до нашей эры | Форма произведения: пьеса | Жанр: трагедия | Время событий: античность | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Медея Второстепенные герои: Ясон, Няня, Наставник, Корифей, Хор, Креонт, Эгей, Вестник, Царевна, Первый Сын, Второй Сын Темы: месть и великодушие

История создания

«Медея» — одна из самых известных трагедий древнегреческого драматурга Еврипида (около 484 до н. э., о. Саламин – 406 до н. э., Пелла). Пьеса о кровавой мести обманутой мужем женщины впервые была поставлена на Дионисиях, знаменитом афинском театральном фестивале.

Разрабатывая сюжет пьесы, Еврипид сохраняет в характере своей героини Медеи ряд черт её прототипа из греческой мифологии. Мифологическая Медея — волшебница, она усыпляет дракона, совершает преступления — убивает при бегстве из Колхиды своего брата и потом в Иолке губит Пелия.

Но в своих трагедиях Еврипид, как и другие греческие драматурги-трагики того времени Софокл и Эсхил, добавлял к знакомым мифам театральные элементы, заставляющие задуматься диалоги и моральные дилеммы. Еврипид первым в античной драматургии раскрыл возможности любви как сильнейшей страсти, полностью захватывающей человека. В «Медее» нововведением Еврипида стало изображение сильного женского характера.

На Дионисиях в 432 году эта пьеса Еврипида заняла третье место, что, возможно, отражало нетрадиционное трактование знакомой истории. Но зато в более позднее время «Медея» признавалась одной из лучших пьес Еврипида.

Как выразился британский исследователь классической литературы Гилберт Мюррей, «Афиняне в 432 году [до н.э.] еще не научились понимать или терпимо относиться к такой работе, как эта».

О названии

Медея — главная героиня пьесы, основанная на образе колдуньи из греческой мифологии.

Жанр произведения

Пьеса. Трагедия.

Символы

Отравленная Корона

Символ короны может относиться не только к коринфской царевне, но и к Креонту (её отцу, царю) и Ясону, который недолго был царём на своей родине в Иолке. Медея бросила вызов власти Коринфа, выступив против царской короны и отказавшись от изгнания. Затем она посылает отравленную золотую корону и отравленную мантию в качестве подарка, чтобы смягчить сердце царевны по отношению к детям Медеи. царевна не хочет принимать подарки, но Ясон убеждает её. После того, как царевна надевает «золотую корону, / закрепляя её в волосах перед ярким зеркалом», она становится такой же яркой, как зеркало, и вспыхивает пламенем.

Ревность, ярость и жажда мести Медеи превратили символ власти в оружие, которое уничтожает королевский дом. Вполне логично, что именно Ясон убеждает принцессу принять подарки, потому что его предательство Медеи стало причиной смерти его новой невесты.

Крики За Сценой

Дом Медеи и Ясона символизирует время, которое они провели вместе как муж и жена. Символично, что все действия и диалоги в «Медее» происходят за пределами дома. Пьеса начинается с того, что няня комментирует, а затем разговаривает с наставником о том, что союз Медеи и Ясона распался, сделав их «врагами». Во время этого вступления за сценой слышны крики Медеи из дома, которые прерывают рассказ няни о предательстве. Крики Медеи привлекают хор к её двери, и хор служит Медее нравственным ориентиром, хотя его советы не меняют её планов.

Медея полностью разрушает брачный дом, убивая своих сыновей в его стенах. Один ребёнок кричит изнутри: «Ай… ай… о, как от матери спасусь?», а другой мальчик кричит: «Не знаю, милый… Гибнем… Мы погибли…» Эти крики символизируют окончательное разрушение брака. Дверь дома теперь закрыта и больше никогда не откроется, так же как брак Медеи и Ясона был безвозвратно разрушен его предательством и её местью.

Золотая Колесница

Финальные сцены, в которых Медея убегает на крылатой золотой колеснице, вызывают благоговение и страх. Гелиос был богом в греческой мифологии, который каждый день поднимал и опускал солнце, катаясь на своей золотой колеснице по небу. Медея — внучка Гелиоса, и то, что она использует его колесницу, символизирует её частичную божественность, а также её женскую гордость и силу. Она заявляет о своей победе, когда поднимается выше Ясона и говорит ему: «От вражьих рук защитой — колесница». Хотя она избегает наказания в своей колеснице, её бегство также подчёркивает, что она чужая и не совсем человек.

Основная идея

Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой между долгом и страстью. Показывая этот трагический конфликт, не приукрашивая действительности, драматург приходит к выводу, что страсть часто берет верх над долгом, разрушая человеческую личность.

Художественное своеобразие

Хоровая ода: ода, исполняемая хором в классической греческой драме; «ода» — это лирическое стихотворение со сложной формой строфы.

Каждая стасима в «Медее» — это ода, которая представляет собой эмоциональную реакцию на события предыдущего эпизода. Первая ода (Стасимон 1) выражает признание хора в том, что предательство Ясона по отношению к Медее нарушило естественный порядок вещей: «Воды в священных реках/текут вспять./ … /Теперь в твоём доме правит более сильная женщина,/царица брачного ложа Ясона».
Развязка: разрешение сюжетных коллизий; окончание действия в произведении.

В «Медее» развязка начинается, когда Медея узнаёт, что её заговор против царевны и Креонта увенчался успехом. Теперь она должна заставить себя убить своих детей, прежде чем их схватят и казнят другие: «Я, давшая им жизнь, убью их. Приготовься к этому, сердце моё. Возьми меч, … /На этот краткий день забудь, что они твои дети, /и оплакивай их потом». «Хотя ты и убил их, / но всё равно любил». Реплика заканчивается тем, что она оставляет потрясённого Ясона и уносит тела их детей.
Deus ex machina: сюжетный ход, при котором появляется неожиданная сила или событие, спасающее положение.

Этот термин, означающий «бог из машины», появился в древнегреческой драме, в которой «бог» часто появлялся в конце, поднятый краном («машиной»), чтобы спасти главного героя, подобно тому, как Гелиос позволяет Медее воспользоваться его крылатой колесницей, чтобы сбежать из Коринфа.
Двусмысленность: слово или выражение, которое может иметь несколько значений, толкований или два разных смысла.

Медея использует двусмысленность, когда говорит: «Я приведу других в их дома», где дом может означать как жилище, так и могилу.
Драматическая ирония: часто встречается в пьесах, фильмах и некоторых стихотворениях.

Это сюжетный приём, создающий ситуации, в которых зрители знают о происходящем больше, чем главные герои. Пример драматической иронии в «Медее» встречается в конце пьесы, когда Ясон приходит, чтобы забрать своих сыновей у Медеи; даже когда он заявляет о своих намерениях, зрители знают, что мальчики уже мертвы.
Ситуативная ирония: ситуация, когда происходит противоположное ожидаемому.

В «Медее», когда Ясон ожидает, что, женившись на царевне, он объединит два царственных дома, происходит ситуативная ирония, и происходит противоположное. Предав Медею, он запускает череду событий, которые приведут к уничтожению обоих домов.
Вербальная ирония: использование слов, которые обозначают противоположное тому, что на самом деле имеется в виду.

Это происходит в «Медее», когда Хор признает, что лишь очень немногие женщины действительно способны учиться у своей Музы — «в толпе женщин вы могли бы найти одну»; это иронично, потому что роль Хора, который в «Медее» состоит из женщин, — давать мудрые советы.
Мотив: повторяющийся элемент, такой как образ, звук, действие или литературный приём, имеющий символическое значение и способствующий развитию темы.

Важным мотивом в «Медее» является героический поиск; он упоминается, например, всякий раз, когда персонажи говорят о поисках Ясоном золотого руна и его попытках вернуть трон Иолка у своего дяди-предателя.

Темы

Страсть

Страсть Медеи к Ясону затмевает всё остальное, даже её материнскую любовь к сыновьям. Упоминания об Афродите, богине любви, поддерживают эту тему. Ясон предполагает, что Медея любила его и помогала ему только потому, что Эрос, сын Афродиты, поразил её стрелой. Сама Медея признаёт, что её страсть в виде гнева из-за предательства Ясона затмевает рассудок.

Хор часто упоминает, что страстная любовь нежелательна: «Любовь, в которой слишком много страсти, / не принесёт … хорошей репутации.» Хор молится, чтобы Афродита не наполняла «сердце ревностью / или гневными ссорами», а «благословила мирные союзы / мудростью». Хор настаивает на том, что любовь без страсти, но с умеренностью и мудростью, лучше, потому что она не порождает разрушения.

Любовь — не единственная страсть, которую мы видим в пьесе. Ясоном движет жажда славы и статуса. Именно поэтому он отправился на поиски Золотого руна, чтобы вернуть свой трон у дяди, и, конечно, оставил Медею, чтобы жениться на царевне.

Предательство

Отчасти сила пьесы заключается в способности Еврипида вызывать у зрителей сочувствие к Медее, несмотря на её чудовищные поступки. В конце пьесы она напоминает Ясону о том, что сделала для него в прошлом и как она отомстила за его предательство. Бросив её, Ясон не только опозорил её, потому что разведенную женщину не уважают, но и лишил её идентичности. Она предала ради него свой родной город-государство и в изгнании будет зависеть от помощи царя Эгея.  Бесстыдство Ясона и отказ признать помощь, которую Медея ему оказала, — ещё один пример предательства.

Медея также совершает предательства и делала это задолго до начала пьесы. Она убила своего брата и предала отца, чтобы помочь Ясону, и обманом заставила дочерей Пелия убить их отца.

Предательство порождает предательство: Медея использует своих сыновей, чтобы они доставили её смертоносные дары царевне, а затем убивает их, чтобы заставить Ясона страдать.

Месть

Медея воплощает в себе тему мести. С самого начала пьесы она замышляет месть Ясону, излагая свои планы в монологах и разговорах с хором. В диалогах с Креонтом и Ясоном она притворяется понимающей, манипулируя мужчинами, чтобы они участвовали в её мести. Хотя ей больно при мысли об убийстве детей и она осознаёт, что это святотатство, её желание отомстить Ясону сильнее материнской любви.

После того, как Медея убивает своих детей и когда прибывает Ясон, он напоминает ей о том, как она предала свою семью, и утверждает, что месть, от которой  страдает он, на самом деле предназначалась ей. Тем не менее, Медея избегает наказания за свои преступления, в то время как Ясону «размозжат голову», как предсказывает Медея. Как говорит Медея, боги знают, кто начал битву.

Изгнание

Изгнание — часть прошлого, настоящего и будущего Медеи. Совершив преступления против своей семьи, Медея изгнала себя из Колхиды, своей родины. Позже она и Ясон покинули его родной город Иолк и стали изгнанниками в Коринфе. После того как Ясон женился на коринфской царевне, царь Креонт пригрозил Медее изгнанием.

Афинская публика в Древней Греции разделяла страх Медеи перед изгнанием. Древняя Греция состояла из городов-государств, которые обеспечивали культурную идентичность, защиту и экономическую безопасность. Без этой безопасности изгнанникам приходилось самим заботиться о себе, просить о въезде и принятии, которые могли быть, а могли и не быть предоставлены. Даже Ясон сочувствует Медее: «Изгнание приносит с собой всевозможные трудности».

Будучи изгнанницей, Медея чужда Ясону и другим грекам в Коринфе. С самого начала Медея предстаёт «другой» — чужестранкой из далёкой страны, объектом подозрений и недоверия в глазах греков. Её «инаковость» усугубляется божественным происхождением и использованием колдовства; она не только не гречанка, но и не совсем человек. Ясон считает, что привёз её в Грецию, чтобы она познала цивилизацию. Он говорит Медее: «Теперь ты живёшь среди греков, а не в стране варваров». По мнению Ясона, этого должно быть достаточно, чтобы удовлетворить Медею. Но вместо этого его лицемерные слова приводят Медею в ярость и разжигают её гнев.

Женская Сила

Хотя ее действия достойны сожаления, Медея воплощает тему женской силы. Она говорит руководителю хора, что»ни слабою, ни жалкою, наверно,в устах людей я не останусь». В своих монологах она часто сетует на отсутствие власти у замужней женщины. Она не размышляет на несущественные темы и использует тщеславие царевны и интерес к красивым вещам, чтобы отомстить.

В конце Ясон сравнивает Медею с женскими чудовищами из греческой мифологии, называя её «львицей… более жестокой, чем Сцилла». Сцилла — шестиголовое женское чудовище, живущее напротив смертоносного водоворота Харибды в «Одиссее». Она пожирает любого мужчину, который проходит через её водный канал. Медея с гордостью принимает эти прозвища, говоря: «Ты можешь звать меня как хочешь: львицей иль Скиллою Тирренской; твоего коснулась сердца я и знаю — больно«.

Хор Еврипида — это также группа женщин, которые дают мудрые советы на протяжении всей пьесы, представляя собой ещё один пример женской силы. Хор говорит о теме, когда заявляет, что у женщин есть своя «творческая муза, которая живёт среди нас, чтобы учить нас мудрости».

Персонажи

Персонаж Описание
Медея Медея — жена Ясона и мать его двоих детей, которых она убивает в отместку за предательство Ясона.
Ясон Ясон — греческий герой и муж Медеи, который бросает её, чтобы жениться на коринфской царевне ради богатства и высокого положения в обществе.
Няня Служанка Медеи, Няня, комментирует эмоциональное состояние Медеи.
Наставник Будучи слугой, приставленным к детям Медеи и Ясона, Наставник также комментирует психическое состояние Медеи, присматривающей за детьми.
Корифей Руководитель хора коринфских женщин, которые говорят от имени общества.
Хор Хор — это группа коринфских женщин, которые говорят от лица общества, наблюдая за словами и поступками Медеи, и дают нравственные советы.
Креонт Будучи царём Коринфа, Креонт пытается изгнать Медею и её детей, но в конце концов невольно даёт ей время, необходимое для мести.
Эгей Эгей, царь Афин, навещает Медею и предлагает ей убежище в обмен на магическую помощь в лечении его бесплодия.
Вестник Вестник сообщает о кровавых подробностях убийства принцессы и короля Креонта.
Царевна Хотя она не появляется в пьесе, принцесса является важной целью мести Медеи и описывается как тщеславная и презирающая сыновей Ясона.
Первый Сын Сын Ясона от Медеи убит своей матерью в отместку за неверность отца.
Второй Сын Сын Ясона от Медеи убит своей матерью в отместку за неверность отца.

Интересные факты

1. «Медея» не имела успеха на премьере — по сути, она провалилась.
«Медея» впервые была представлена на Великих Дионисиях, драматическом фестивале, в 431 году до н. э. Пьеса не получила ни первого, ни даже второго места. Эти призы достались Эвфориону и Софоклу соответственно за их давно утраченные пьесы. Еврипид получил приз за третье место за «Медею», которая, по сути, была проигравшей пьесой.

2.Режиссёром одной из экранизаций «Медеи» был родственник Винсента Ван Гога.

Прапраправнук Винсента Ван Гога, Тео, снял телесериал по мотивам пьесы. Действие сериала происходит в Нидерландах, а сюжет перенесён в сферу голландской политики. Тео был убит в 2004 году из-за другого фильма, который он снял об отношениях между мужчинами-мусульманами и женщинами.

3. Существует синдром, названный в честь Медеи из-за её жестоких поступков.
Синдром Медеи, также называемый супружеской местью, относится к ситуации, когда родитель убивает своих детей, чтобы отомстить другому родителю. Часто это происходит после развода или другого экстремального события в жизни.

4. Греческому драматургу Аристофану, возможно, не нравились пьесы Еврипида.
Аристофан сделал Еврипида персонажем своей комедии «Лягушки». В пьесе бог Дионис воскрешает Еврипида из мёртвых. Беспощадная карикатура на Еврипида в пьесе заставила многих критиков предположить, что Аристофан не любил Еврипида и не уважал его творчество, но тот факт, что Аристофан был хорошо знаком с произведениями Еврипида, может свидетельствовать об обратном.

5. Медея считалась как защитницей, так и противницей женщин.
После смерти Еврипида под влиянием драматурга Аристофана биографы изображали его женоненавистником — человеком, который ненавидит женщин. Однако современные учёные считают, что Еврипид был протофеминистом или ранним феминистом и что «Медея» показывает, как плохо обращались с женщинами в патриархальном греческом обществе.

6. «Медея» Еврипида была не единственной классической пьесой, основанной на мифе о Медее.
Примерно в 50 году н.э. римский драматург Сенека написал драматическую версию этой истории. Однако его «Медея» была более наглядной и менее симпатичной героиней. Медея явно ненормальная женщина, которая сходит с ума. Но в версии Сенеки она не только убивает своих детей, но и получает от этого болезненное удовольствие. Кому-либо было бы трудно найти хотя бы каплю сочувствия к такому презренному персонажу.

7. В некоторых версиях истории о Медее нет упоминания об убийстве детей.
В 1700-х годах некоторые британские драматурги, написавшие свои версии мифа, решили, что убийство собственных детей — это слишком. Один из них написал: «Медея, какой её изображает Еврипид, шокировала бы нас… убийство собственных детей противоречит всем нормам человечности и материнства».

8. Миф продолжается после событий, описанных в пьесе Еврипида.
Согласно греческой мифологии, после событий, описанных в пьесе, Медея отправилась в Афины, вышла замуж за царя Эгея и родила сына. Позже она попыталась убить героя Тесея, давно потерянного сына Эгея, опасаясь, что он заменит её собственного сына. Когда этот план провалился, она вместе с сыном отправилась в Азию. Согласно некоторым мифам, Медея не умерла, а отправилась жить в Елисейские поля.

9. Существуют разные мнения о том, как звали детей Медеи.
Существует очень ограниченная информация об именах детей, которых Медея родила от Ясона. В некоторых источниках говорится, что у пары родилось два мальчика — Мермерус и Ферес. Другие говорят, что у них были сын и дочь, которых назвали Медей и Эриопида.

10. Когда колесница Медеи поднялась в воздух, это не стало большим сюрпризом.
Начиная с V века до н. э. греческие зрители наблюдали за божественными вмешательствами, которые появлялись в воздухе, чтобы завершить действие пьесы. Кран использовался для того, чтобы поднять актёра или, в данном случае, колесницу высоко над сценой — этот трюк назывался deus ex machina, или «бог из машины». На самом деле Еврипид использовал этот трюк практически во всех своих пьесах.

Сегодня, когда кто-то или что-то неожиданно появляется, чтобы спасти положение — особенно в литературном произведении, — мы называем это «бог из машины».

 

Текст: Светлана Никонова, 140 👀