Тысяча сияющих солнц (Халед Хоссейни) • роман
краткая информация
История создания
«Тысяча сияющих солнц» — второй роман афганско-американского писателя Халеда Хоссейни (родился 4 марта 1965 года в Кабуле, Афганистан), изданный в 2007 году после выхода дебютной книги 2003 года «Бегущий за ветром», ставшей бестселлером.
В 2003 году Хоссейни посетил Афганистан и слышал истории о том, что случилось с женщинами, о трагедиях, которые они пережили, о гендерном насилии, от которого они страдали, о дискриминации, о том, что во время правления Талибана их лишили возможности вести активную жизнь, ограничили в передвижении, ограничили в гражданских, социальных и политических правах. Это побудило писателя написать роман о двух афганских жительницах, каждая из которых воплощает свой, совершенно противоположный образ женщины.
Вот как рассказывает об этом Халед Хоссейни в одном из своих интервью:
«После завершения работы над «Бегущим за ветром» я некоторое время вынашивал идею написать историю об афганских женщинах. В первом романе доминировали мужчины. Все главные герои, за исключением, пожалуй, жены Амира Сорайи, были мужчинами. Существовал целый пласт афганского общества, который я не затронул в «Бегущем за ветром», целый пейзаж, который, как мне казалось, был богат сюжетными линиями… Весной 2003 года я поехал в Кабул и помню, как увидел этих женщин в парандже, сидящих на углах улиц, с четырьмя, пятью, шестью детьми, просящих мелочь. Я помню, как они парами шли по улице, за ними следовали их дети в лохмотьях, и задавался вопросом, как жизнь привела их к этому… Я разговаривал со многими из этих женщин в Кабуле. Истории из их жизней были поистине душераздирающими… Когда я начал писать «Тысячу сияющих солнц», я снова и снова думал об этих стойких женщинах. Хотя ни одна из женщин, которых я встретил в Кабуле, не вдохновила на Лейлу или Мариам, их голоса, лица и невероятные истории выживания всегда были со мной, и в значительной степени вдохновением для этого романа послужил их коллективный дух».
О названии
Название книги «Тысяча сияющих солнц» происходит из стихотворения о Кабуле, столице Афганистана, написанного Саибом Табризи (ок. 1592-1674), персидским поэтом из Ирана.
В романе отец Лейлы, Баби, может вспомнить только две строки стихотворения, и он с большой грустью повторяет их, когда семья пытается покинуть Кабул. Строки следующие:
На крышах города не счесть зеркальных лун,
Сиянье тысяч солнц за стенами сокрыто.
Когда Лейла и Тарик уезжают из Мури, Пакистан, и перевозят свою семью обратно в Кабул, Лейла снова вспоминает эти две строчки, когда они машут Саиду, владельцу отеля, в котором они жили в Мури, и прощаются с ним через окно автобуса. Она вспоминает о тысяче солнц в третий раз, когда ей грустно из-за того, что она не знает, где похоронена Мариам в Кабуле, но понимает, что Мариам повсюду вокруг неё, особенно в её сердце, «где она сияет ярче тысячи солнц».
Халед Хоссейни — о выборе названия для нового романа:
«Это отрывок из стихотворения о Кабуле персидского поэта XVII века Сайб-э-Табризи, который написал его после того, как посетил город и был глубоко впечатлён им. Я искал английские переводы стихотворений о Кабуле, чтобы использовать их в сцене, где персонаж оплакивает отъезд из любимого города, и нашла именно этот отрывок. Я понял, что нашёл не только подходящую реплику для этой сцены, но и запоминающееся название в виде фразы «тысяча великолепных солнц», которая встречается в предпоследней строфе».
Жанр произведения
Роман. Военная литература.
Символы
Колба (жилище)
Колба, в которой Мариам живёт с Наной, — это лачуга из глины и соломы, немногим лучше хлева для скота. Это символ низкого статуса Наны как женщины, служанки и матери внебрачного ребёнка. Для Лейлы это также символ духа Мариам. Она заходит в колбу по пути в Кабул с Тариком. В колбе Лайла представляет Мариам энергичной, жизнерадостной девочкой, которая любит жизнь и старается извлечь максимум из своего окружения. Благодаря визитам муллы Файзуллы и Джалиля детство Мариам в колбе действительно было светлым. Мариам использует эти моменты любви и заботы, чтобы быть счастливой и сосредоточиться на том хорошем, что есть в её жизни. Таким образом, кольба символизирует двойственность постыдной нищеты и любви, которую Мариам способна испытывать, несмотря на свои обстоятельства.
Паранджа
Паранджа — это символ контроля мужчины над женщиной, особенно мужа над женой. Рашид говорит Мариам, что «лицо женщины — это дело её мужа» и только его дело, поэтому она должна носить паранджу на людях. Никому не позволено видеть, как выглядит Мариам, хотя на похоронах Лейла видит лицо Мариам. В таких обстоятельствах Мариам разрешено носить платок, но во всех остальных случаях она должна носить паранджу.
Существуют разные степени закрытости, которые соблюдают мусульманские женщины, и паранджа — самая строгая из них. Единственное отверстие в ней — это сетка перед глазами женщины, чтобы она могла видеть. И Мариам, и Лейле трудно привыкнуть к парандже, потому что их поле зрения ограничено, и они постоянно спотыкаются о её подол. Рашид говорит Мариам, что со временем она может даже полюбить паранджу, но он предполагает, что Мариам рада быть невидимой для внешнего мира.
Поначалу Мариам нравится мысль о том, что муж её защищает. Она рада защите, которую, как ей кажется, обеспечивает паранджа от внешнего мира. Однако реальность, в которой Рашид плохо отзывается о женщинах и жестоко с ними обращается, сводит на нет все положительные стороны паранджи, которая также становится символом её изоляции как женщины и жертвы насилия.
Пистолет в ящике стола
Пистолет в ящике появляется в начале романа, когда Мариам находит его в комнате Рашида. Предполагается, что он нужен для защиты семьи, но пистолет символизирует контроль и возможное насилие, которое будет применять Рашид. В итоге Рашид использует пистолет, чтобы запугивать, а не защищать своих жён. Когда Лейла отказывается отправить Азизу просить милостыню на углу улицы и бьёт Рашида после того, как он даёт ей пощёчину, Рашид достаёт пистолет и возвращается, чтобы прижать Лейлу к стене и засунуть ствол ей в рот.
Рашид не стреляет из своего пистолета ни в кого в доме, но само присутствие смертоносного оружия в доме пугает женщин. Рашид — неуравновешенный человек, и он легко может убить своих жён. Когда он наконец отпускает их после заточения, Рашид говорит Лейле, что, если она снова сбежит, он убьёт Мариам и Азизу и заставит её смотреть. Пистолет — один из возможных способов, которым он может осуществить эту угрозу. Наличие пистолета с самого начала брака Рашида и Мариам действует как невысказанная угроза, маячащая перед читателем на протяжении всей книги.
Сиротский приют
Приют является одновременно символом разрушений, нанесённых Кабулу враждующими племенами и талибами, и символом надежды, которая всё ещё существует, несмотря на репрессии. Заман, директор приюта, старается сделать это место как можно более красивым для детей, и они относятся к нему как к любимому родителю. Вопреки приказам талибов, он продолжает учить детей. И он держит под рукой материалы для вязания на случай, если талибы придут с обыском и ему нужно будет сделать вид, что дети работают, а не учатся. Ужасно, что родители вынуждены отдавать своих детей в приют, чтобы они не голодали, но нежная забота и сочувствие Замана к родителям и детям помогают смягчить боль.
В конце романа Тарик и Лейла возвращаются в Кабул, чтобы помочь отремонтировать приют, где Азиза была в безопасности, где её одевали и кормили, пока Лейла и Мариам страдали от рук Рашида. Лейла была расстроена тем, что ей пришлось расстаться с Азизой, но благодарна Заману за то, что он так хорошо заботился об Азизе. Оставив Азизу там, Лейла смогла защитить её не только от голода, но и от насилия Рашида. Лейла в итоге стала преподавать в приюте, чтобы отплатить тем, кто спас жизнь Азизе.
Фильмы «Пиноккио» и «Титаник»
«Пиноккио» — фильм 1940 года, который Джалиль обещает показать своей дочери Мариам в начале романа, но так и не приходит. Это приводит к тому, что Мариам бросает вызов своей матери Нане и отправляется на поиски Джалиля. Нана убивает себя до того, как водитель Джалиля привозит Мариам домой к матери против воли Мариам. Фильм символизирует всё, что Джалил мог бы дать Мариам, но отказался, потому что его больше беспокоил общественный позор и мнение других людей.
В конце романа фильм становится одним из предметов в коробке, которую сын муллы Файзуллы приготовил для Мариам, но в итоге подарил Лейле. Лейла не понимает, почему в коробке оказалась видеозапись «Пиноккио», но читатель знает, почему она там. Джалиль хотел подарить Мариам то, в чём так долго ей отказывал, и фильм становится символом его безусловной любви к Мариам, подаренной слишком поздно.
«Титаник», американский фильм о реальном корабле, который затонул в 1912 году после столкновения с айсбергом у берегов Ньюфаундленда, привлекает внимание жителей Кабула, несмотря на то, что талибы запрещают смотреть фильмы. Люди тайно привозят копии из Пакистана, и какое-то время город одержим персонажами.
Азиза всегда хочет играть в «Титаник» с Мариам и настаивает на том, чтобы быть Джеком, который будет спасать людей и погибнет героем. Лейла, которая говорит: «Джек мёртв», более реалистично оценивает катастрофу, которую талибы устроили в Кабуле. Как и «Титаник», Кабул кажется обречённым, и никто не может спасти город от хаоса, созданного враждующими группировками. Во время засухи, которая приводит к голоду и разрушениям, торговцы занимают высохшее русло реки и создают «Город-Титаник». Город затапливает, когда засуха заканчивается и река возвращается в своё русло, но когда талибы свергнуты, в Кабуле показывают фильм для местных жителей. Он символизирует свободу информации и надежду на то, что кто-то спасёт жителей Кабула от катастрофы.
Основная идея
Роман Халеда Хоссейни «Тысяча сияющих солнц» призывает обратить всеобщее внимание к проблемам стран третьего мира.
Основная идея романа — это исследование тем стойкости, любви и борьбы женщин в патриархальном обществе. В романе подчёркивается сила и решительность главных героинь, Мариам и Лайлы, которые сталкиваются с несправедливостью, угнетением и суровыми реалиями жизни в Афганистане.
Также произведение освещает темы дружбы, жертвенности и человеческого духа в условиях невзгод.
Темы
Война в Афганистане
События романа «Тысяча сияющих солнц» происходит в Афганистане, стране, в которой племенные группировки сражались друг с другом на протяжении сотен лет в перерывах между оккупациями другими странами. То, как герои вынуждены бороться за выживание в условиях насилия, напрямую отражает борьбу многочисленных группировок и политических организаций за власть над страной и её народом.
Исторические аспекты романа охватывают значительный период времени — 30 лет — и отражают то, как последствия и травмы войны передаются из поколения в поколение. Пока Мариам переживает первые годы брака с Рашидом, семья Лейлы страдает от последствий советской оккупации. Отец Лейлы теряет работу учителя, потому что Советы его увольняют, а её братья, Ахмад и Нур, погибают, сражаясь против Советского Союза. Учительница Лейлы поддерживает Советский Союз и настаивает на том, что народ восстал против прежнего режима, но семья Лейлы переживает кризис. Её мать страдает от депрессии из-за потери сыновей: сначала они ушли в армию, а потом погибли. Родители Лейлы постоянно ссорятся, из-за чего Лейла чувствует себя неважной частью семьи. Вся жизнь Лейлы подчинена постоянному циклу войн и смены режимов.
Уход Советского Союза из Афганистана кажется радостным событием для семьи Лайлы, но захват власти одной из племенных группировок перерастает в войну между ними. Беспорядки вынуждают семью Тарика покинуть Кабул и уехать в Пакистан. Лучшую подругу Лейлы Джити разрывает на части ракетой, а затем обстреливают дом Лейлы, убивая её родителей. Выживание Лейлы зависит от Рашида и Мариам, но вскоре и эта ситуация становится невыносимой. Когда моджахеды захватывают Кабул, у Лейлы не остаётся ни единого шанса сбежать вместе с Мариам и Азизой так, чтобы их не поймали, и они подвергаются наказанию в виде домашнего ареста, едва не умирая от жажды. Затем война между племенами и влияние талибов становятся полномасштабной войной против женщин. Рашид рад, что к власти пришёл более жёсткий режим, но из-за суровых правил талибов Лейле приходится рожать Залмая с помощью кесарева сечения без анестезии. Жестокость талибов сравнима с жестокостью Рашида дома. Ни один из персонажей не может жить без войны.
Влияние религиозного экстремизма на женщин
Автор описывает угнетение женщин экстремистскими исламскими группировками, такими как «Талибан», которые, захватив власть в Афганистане, полностью изменили жизнь женщин в таких современных городах, как Кабул. Женщины, которые раньше либо не покрывали голову, либо носили только платок, внезапно были вынуждены носить паранджу; школы были закрыты, женщин увольняли с работы, а тех, кого ловили на нарушении длинного списка правил, установленных «Талибаном», избивали.
В романе, как и в реальной жизни, правила, которые талибы устанавливают для женщин, гораздо строже, чем законы моджахедов, которые и так были суровыми. Автор уделяет особое внимание женщинам, в романе есть две главные героини. Хоссейни, возможно, решил рассказать истории женщин, которые в противном случае могли бы остаться невысказанными, чтобы вызвать сочувствие к женщинам, показать, какие они любящие, ценные и стойкие, и показать всему миру, чего лишились женщины в Афганистане из-за экстремизма.
Согласно афганскому законодательству, Мариам не имеет права выбора, кроме как выйти замуж за Рашида, потому что её отец распоряжается её судьбой. Первое, что делает Рашид, — надевает на Мариам паранджу и устанавливает правила для её жизни вне дома. Она не должна появляться на публике без него и даже разговаривать с женщинами, которые недостаточно прикрыты. Лайла подчиняется тем же правилам. При моджахедах женщин, которые пытаются сбежать от своих мужей, отправляют обратно домой, потому что, по их мнению, женщины являются собственностью своих мужей. Талибы поступают ещё хуже: они избивают женщин, которые выходят из дома без сопровождения мужчины из семьи. Рашиду не на кого положиться, когда он теряет свой обувной магазин, а семья голодает. Лайла вынуждена отдать Азизу, которую Рашид считает не более чем обузой, в приют, в то время как Залмай получает телевизор, хотя это и незаконно.
Ни одна из этих трагедий не является результатом господствующего ислама, который был образом жизни многих людей в Кабуле до начала боевых действий. Когда Мариам была ребенком, мулла Файзулла хотел, чтобы она получила образование, а ее мать отказывалась. Человек, который обучает ее религиозным вопросам, хочет лучшей жизни для Мариам. Кроме того, несмотря на то, что отец Лейлы был уволен с работы Советами, Баби говорит Лейле, что при советской власти в Афганистане «хорошее время быть женщиной», потому что у женщин есть права и образование. Однако, как только моджахеды приходят к власти, а затем к власти приходит талибан, вся свобода для женщин теряется во имя экстремистских религиозных законов.
Настоящая любовь
Тема настоящей любви разыгрывается в противовес катастрофическим результатам браков по расчету. У родителей Лейлы, Мамми (Фариба) и Баби (Хаким), настоящий брак по любви, и хотя они постоянно ссорились на протяжении раннего периода жизни Лейлы, они все еще с нежностью говорят о том, как они встретились и полюбили друг друга. И они по-прежнему любят рассказывать Лейле истории о своих ухаживаниях. Жизненные события вызывают стресс в их отношениях, а не недостаток любви друг к другу. Через этих двух персонажей автор предполагает, что настоящая любовь предполагает пребывание вместе и совместное принятие решений, а настоящая любовь не включает в себя насилие. Мамми и Баби не решают покидать Кабул, пока они оба не придут к согласию по поводу переезда, и это решение стоит им жизни. Однако Лейла вспоминает их отношения как полные любви, даже несмотря на то, что она подвергается ужасному насилию в своем браке по расчету. На самом деле, память о любви ее родителей друг к другу дает Лейле силы бороться с Рашидом и осознание того, что она не заслуживает его жестокого обращения.
У Лейлы также есть настоящая любовь в ее сюжетной линии с Тариком, которая показывает, что настоящая любовь сохраняется. Ее возлюбленный детства, Тарик, становится ее любовником. Позже Лейла полна решимости обезопасить своего ребенка, даже если для этого придется выйти замуж за одиозного Рашида. Лейла хранит память о Тарике, когда верит, что он мертв, и когда он появляется у ее двери, она бежит к нему. Лейла знает, что присутствие Тарика в доме вызовет проблемы, хотя и не знает, насколько ожесточенной будет конфронтация с Рашидом. Однако она готова понести последствия, если это означает, что она сможет поговорить с Тариком. Тарик остается поблизости, и когда Лейле приходится бежать, она идет с ним. В последней части романа они наконец-то женятся, и их любовь остается сильной, хотя вместе с их счастьем приходят печали.
Другим примером настоящей любви в романе является любовь Мариам к Азизе и Лейле, которая также распространяется на Залмая, когда он рождается. Сюжетная линия Мариам подчёркивает готовность жертвовать собой ради близких. Мариам готова отдать свою жизнь, чтобы спасти Лейлу, и она отказывается бежать в безопасное место вместе с Лейлой из-за своей любви к Залмаю. Она не хочет, чтобы Залмай жил с убийцей своего отца. Однако она слишком сильно любит Лейлу и Азизу, чтобы настаивать на их отъезде. Их безопасность для неё важнее собственной жизни. Мариам настаивает на том, что прожила полноценную жизнь, потому что ей было позволено испытать любовь к Лейле и детям, к семье, о которой она всегда мечтала. Зная это, она может спокойно встретить конец своей жизни, несмотря на страх смерти.
Социальный статус и стыд
Стыд, который неразрывно связан с социальным статусом в «Тысяче сияющих солнц», пронизывает почти все мотивы и действия главных героев, и его последствия часто бывают катастрофическими. Низкий статус харами, человека, рождённого вне брака, а также женщины, которая родила этого ребёнка, изолирует Нану и Мариам. Нана принимает свой статус, хотя и злится на Джалиля за то, что он выгнал её и дочь из дома. Она пытается заставить Мариам смириться с тем, что её жизнь всегда будет несчастной из-за мужчины, который будет винить её во всех своих несчастьях, и она пытается спасти Мариам от этой участи, удерживая её дома. Когда Мариам бунтует и уходит искать Джалиля, Нану охватывает печаль и стыд, она не может продолжать жить, если ей придётся делать это в одиночку. Мариам тоже охватывает стыд, когда она понимает, что Джалиль не примет её в своём доме, но она не позволяет этому стыду заставить её хранить верность Джалилю, чей стыд тоже заставляет его устроить её брак с Рашидом. Если Джалил собирается заставить её выйти замуж за незнакомого ей мужчину постарше, лишь бы не заботиться о ней публично, она не хочет больше видеть Джалиля в своей жизни, даже если это решение причинит ему боль. Мариам не смирится с эгоистичным стыдом Джалиля.
Рашид принадлежит к племени пуштунов, составляющему большинство. Статус Лейлы как таджикской женщины уже снижает уважение Рашида к ней, но он притворяется преданным, чтобы она согласилась выйти за него замуж. Он также говорит о том, что ей стыдно продолжать жить в его доме, не будучи замужем. Лейла соглашается выйти за Рашида, чтобы избавить свою дочь от позора рождения в неполной семье. Однако Рашид на самом деле хочет сына, и ему нет дела до Лейлы, особенно когда он начинает подозревать, что она носит ребёнка Тарика. Скрытая ненависть Рашида к Лейле проявляется, когда у Лейлы рождается девочка. Азиза тоже харами, из-за чего Рашид ещё больше ненавидит Азизу и готов отправить её в приют, несмотря на протесты Лейлы.
Социальный статус женщин в афганском обществе невысок по сравнению с мужским, особенно в племенных общинах, где соблюдаются крайние версии ислама. Мариам чувствует, что Рашид относится к ней как к «домашней кошке» после того, как она не смогла родить ребёнка, а статус Лейлы снижается, когда она рожает девочку. Единственный человек в доме Рашида, к которому хорошо относятся, — это Залмай, потому что он мальчик. Кроме того, единственный способ, которым женщины могут избежать жестокого обращения в браке, — это если у них есть добровольный сопровождающий-мужчина, который поможет им сбежать. Первая попытка Лейлы и Мариам сбежать оказывается неудачной, потому что их статус настолько низок в глазах закона, а мужчина, который должен был им помочь, вместо этого крадёт их деньги.
Офицеру, который возвращает их Рашиду, всё равно, что они могут вернуться и подвергнуться ещё большему насилию. Когда Мариам объясняет, почему она убила Рашида, и единственным свидетелем является женщина, Лейла, получается, что свидетелей нет. Судья не принимает показания женщины и говорит, что женщинам нельзя верить. Мариам идёт на смерть из-за широко распространённого мнения, что женщины в целом — позорные создания, которых мужчины должны держать под контролем.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Мариам | Мариам — умная, но необразованная девушка, отец которой отказывается приютить её после смерти матери, его бывшей возлюбленной. Вместо этого он выдаёт её замуж за Рашида. У неё случается несколько выкидышей, и она подвергается жестокому обращению, но она заводит дружбу с Лейлой, второй женой Рашида. Мариам спасает Лейле жизнь, убив Рашида, и её казнят за это преступление. |
Лейла | Лейла, молодая таджикская девушка, влюблённая в Тарика, в итоге оказывается у Мариам и Рашида после того, как бомба убивает её родителей. В конце концов Лейла, которой сказали, что Тарик мёртв, становится второй женой Рашида. Позже, узнав, что Тарик жив, Лейла сбегает с дочерью Тарика и сыном Рашида и выходит замуж за Тарика. |
Рашид | Рашид — пуштунский сапожник из Кабула, который женится на Мариам. Угрюмый и жестокий, он также женится на Лейле, 14-летней девочке, которую он спасает из-под завалов после взрыва. Он издевается над обеими своими жёнами. Однажды он заходит слишком далеко, и его жена Мариам должна либо убить его, либо позволить ему убить другую свою жену. |
Тарик | Тарик, лучший друг детства Лейлы, — пуштун, потерявший ногу из-за мины. Он становится её первым любовником и, сам того не зная, зачинает с ней ребёнка, прежде чем уехать из Кабула. Он возвращается, чтобы найти её, и женится на ней после того, как Рашида убивают. |
Джалиль | Джалиль — отец Мариам и красивый владелец кинотеатра в Герате. Он хорошо одевается, у него три жены и 10 законных детей, и он приходит навестить Мариам каждый четверг, но не берёт её к себе, когда умирает Нана, а выдаёт замуж за Рашида. |
Залмай | Залмай — второй ребёнок Лейлы, отцом которого является Рашид. Его донос о визите Тарика приводит к кровавой стычке, в результате которой Рашид погибает. |
Азиза | Азиза — первый ребёнок Лейлы, отцом которого является Тарик. Лейла пытается выдать Азизу за дочь Рашида, но Рашид знает, что это не так. Азизу отдают в приют, когда семья голодает, и Лейла забирает её оттуда после убийства Рашида. |
Афсун | Афсун — вторая жена Джалиля. Она просит Мариам спуститься вниз и сообщить ей, что они выбрали Рашида в качестве её мужа. |
Ахмад | Ахмад — старший сын Мамы и старший брат Лейлы. Вдумчивый, серьёзный молодой человек с глубоко посаженными задумчивыми глазами, он погибает, сражаясь с моджахедами против Советов. |
Баби | Баби, также известный как Хаким в первой части, — отец Лейлы. Невысокий учитель-книголюб, который решил дать Лейле образование, а не выдать её замуж. Он погибает в начале боевых действий в Кабуле. |
Биби джо | Биби Джо — пожилая полная женщина, чей муж был резчиком по камню и другом отца Наны. Она навещает Нану и Мариам. |
Дауд Хан | Мохаммад Дауд-хан (1909–1978), в романе названный Дауд-ханом, провозгласил себя президентом Афганистана в 1973 году после того, как возглавил переворот и сверг своего двоюродного брата, короля Захир-шаха. Он выступал за просоветские реформы в сфере образования и социальных структур и предпринял шаги по вытеснению Советского Союза. Он был убит в 1978 году, и к власти пришли коммунисты. |
Абдул Рашид Дустум | Абдул Рашид Дустум (род. в 1954 году) — этнический узбекский военачальник, который возглавлял группировку «Джанбиш-и-Милли» моджахедов, а затем основал Национальное исламское движение Афганистана. Он известен тем, что часто менял свои убеждения. |
Мулла Файзулла | Мулла Файзулла — добрый деревенский ахунд, учитель Корана, который обучает Мариам и относится к ней с добротой и любовью. Он хранит шкатулку, подаренную Джалилем, чтобы отдать её Мариам. |
Джити | Джити — одноклассница Лайлы, нервная, костлявая, всё время хмурится и ходит, прижав учебники к груди. Она вырастает в девушку, которая красит волосы и сохнет по вратарю из футбольной команды своего брата. Джити погибает от шальной ракеты, когда афганские группировки начинают воевать друг с другом после ухода Советов. |
Хамза | Хамза — сын муллы Файзуллы. Он дарит Лейле коробку с вещами, которые Джалиль подарил его отцу, чтобы тот сохранил для Мариам, когда она вернется в Герат. Он также водит Лейлу посмотреть на колбу, где жила Мариам, когда была маленькой девочкой. |
Хасина | Хасина — одноклассница Лейлы, которая на три года старше Лейлы, потому что она один раз не прошла третий класс и дважды — четвёртый. Она часто хулиганит и болтает без умолку. |
Гульбуддин Хекматияр | Гульбеддин Хекматияр (род. в 1947 году) — пуштунский военачальник, который был премьер-министром Афганистана в 1992 году и является лидером экстремистской партии «Хезб-и-Ислами». В романе после ухода советских войск из Афганистана он обстреливает Кабул ракетами, убивая множество мирных жителей, в том числе родителей Лейлы. |
Хамид Карзай | Хамид Карзай (род. в 1957 году) был временным президентом с 2001 по 2004 год, а затем избранным президентом (2004–2014) Афганистана после того, как «Талибан» был отстранён от власти. |
Хадиджа | Хадиджа — первая жена Джалиля. Именно она объясняет Мариам, кто такой Рашид. |
Хадим | Хадим — 11-летний хулиган, который брызгает водой из водяного пистолета на волосы Лейлы. |
Мир Акбар Хайбер | Мир Акбар Хайбер (1925–1978) был теоретиком, стоявшим во главе коммунистической Народно-демократической партии Афганистана. Его убийство спровоцировало демонстрации против режима Дауда и его попыток подавить Коммунистическую партию. |
Усама бен Ладен | Усама бен Ладен (1957–2011) был лидером «Аль-Каиды», воинствующей исламской группировки, которая организовала теракты во Всемирном торговом центре и Пентагоне 11 сентября 2001 года. Талибы используют власть пуштунских племён, чтобы защитить его. |
Мамми | Мамми, которую в первой части называют по имени Фариба, — светлокожая полная женщина, которая не носит паранджу. Она мать Лейлы и соседка Рашида. Она погибает во время боёв в Кабуле. |
Ахмад Шах Масуд | Ахмад Шах Масуд (1953–2001) был генералом, возглавлявшим сопротивление моджахедов Советскому Союзу в Афганистане. В романе он является героем Мамми. |
Абдул Али Мазари | Абдул Али Мазари по прозвищу Баба Мазари — лидер хазарейской фракции «Хизб-э-Вахдат» моджахедов, связанный с шиитами в Иране. |
Нагма | Нагма — сокамерница Мариам в женской тюрьме Валайат. Она попала в тюрьму за то, что сбежала с сыном муллы вместо того, чтобы выйти замуж за старого портного, которому была обещана. |
Нахид | Нахид — одна из сводных сестёр Мариам. Она учится в школе в Герате и планирует поступить в университет. |
Мохаммад Наджибулла | Мохаммад Наджибулла (1947–1996) был «марионеточным» президентом Афганистана с 1986 по 1992 год, которого назначили Советы после того, как они пообещали уйти из Афганистана. Он был главой тайной полиции, которая убивала повстанцев, а когда к власти пришли талибы, они пытали и убили его. |
Нана | Нана — бывшая служанка Джалиля и мать Мариам, его внебрачной дочери. Она убивает себя, когда Мариам решает пойти к Джалилю домой. |
Наргис | Наргис — младшая жена Джалиля. В начале романа она ждёт ребёнка. |
Нила | Нила, швея, — напарница Мамми по шитью и мать Джити. |
Нилуфар | Нилуфар — младшая сводная сестра Мариам, которая пытается уговорить её поиграть, когда Мариам остаётся в доме Джалиля после смерти Наны. |
Нур | Нур — младший сын Мамми и старший брат Лейлы, подросток, который погибает в бою, сражаясь с моджахедами против Советов. |
Старик | Старик отвозит Мариам в дом Джалиля, когда Джалиль не приходит, чтобы отвести её в кино. |
Мулла Омар | Мулла Омар — одноглазый, неграмотный отшельник, который возглавляет «Талибан» и называет себя Амир-уль-Муминин, что означает «Вождь правоверных». |
Абдул Кадер | Абдул Кадер (1954–2002) был лидером Демократической Республики Афганистан — коммунистического режима, возникшего после убийства президента Дауда Хана в 1978 году. |
Бурхануддин Раббани | Бурхануддин Раббани (1940–2011), этнический таджик, был президентом Афганистана с 1992 по 1996 год. Он был назначен на этот пост после ухода советских войск в рамках плана по многоплеменному руководству Афганистаном, но сохранил за собой пост президента и спровоцировал конфликт между племенами. |
Хала Рангмаал | Хала Рангмаал («тётя Пейнтер») — это прозвище Шанзай, учительницы Лейлы в Кабуле. Она поддерживает Советы и считает, что мужчины и женщины равны. Когда приходят талибы, она вынуждена носить паранджу и оставить троих детей в приюте в Кабуле. |
Сайдех | Сайдех — одна из сводных сестёр Мариам. Она учится в школе в Герате и планирует поступить в университет. |
Салим | Салим — сокамерник Тарика в пакистанской тюрьме, отбывающий срок за нанесение ножевых ранений полицейскому под прикрытием. У Салима хорошие связи, и он помогает Тарику устроиться на работу к своему брату в Мури. |
Саид | Саид — владелец отеля в Мури, где Тарик работает уборщиком и разнорабочим после освобождения из тюрьмы. |
Абдул Шариф | Абдул Шариф — швейцар в отеле «Интерконтиненталь», которому Рашид платит за то, чтобы он сказал Лейле, что Тарик мёртв. Позже он одалживает Мариам телефон своего начальника, чтобы она позвонила Джалилю. |
Талибан | Талибан — это экстремистская исламская группировка, которая пыталась захватить власть в Афганистане в начале 1990-х годов, но была вынуждена покинуть большинство городов, которые она захватила. В романе они вводят правила, согласно которым женщины находятся под домашним арестом, и обрекают семью Рашида на нищету и голод. |
Нур Мохаммад Тараки | Нур Мохаммад Тараки (1917–1979) недолгое время был президентом коммунистической Демократической Республики Афганистан с 1978 года до своего убийства в 1979 году. |
Отец Тарика | Отец Тарика — худощавый мужчина лет шестидесяти, который работает плотником и очень добр к Лейле. |
Мать Тарика | Мать Тарика — пожилая женщина, которая носит такой старый парик, что он стал фиолетовым. Она приятная и спокойная и добра к Лейле. |
Ваджма | Ваджма — акушерка из района Лейлы в Кабуле и подруга Мамми. |
Вакиль | Вакиль — мужчина на автобусной станции, который покупает билеты для Мариам и Лейлы, но говорит солдату, охраняющему автобус, что они беглянки. |
Король Мохаммад Захир Шах | Мохаммад Захир-шах (1914–2007) был королём Афганистана с 1933 по 1973 год. Он способствовал развитию инфраструктуры и сохранял политический нейтралитет страны. В 1973 году он был свергнут своим двоюродным братом Мохаммедом Дауд-ханом и отправился в изгнание. |
Заман | Заман — лысеющий бородатый директор приюта, куда Лейла и Мариам приводят Азизу, когда Рашид потерял работу. Заман добр ко всем детям и тайно обучает девочек. Он по-прежнему руководит приютом, когда Тарик и Лейла помогают его ремонтировать. |