Нос (Николай Гоголь) • рассказ
краткая информация
История создания
Первоначальный набросок повести «Нос» Николая Васильевича Гоголя относится к концу 1832 года; первая полная редакция, дошедшая до нас в черновом варианте, — к началу 1834 года; первая завершённая редакция датируется 1835 годом. Это произведение входит в сборник «Петербургские повести».
Сюжет рассказа «Нос» базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
Эта повесть изменялась автором на протяжении нескольких лет. Эти правки были связаны с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.
Гоголь хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А. С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.
О названии
Название «Нос» отсылает к носу, который исчезает с лица главного героя, Ковалева, а затем появляется снова.
Жанр произведения
Рассказ. Фэнтези. Сатира.
Символы
Нос
Нос в этой истории олицетворяет несколько вещей. Прежде всего, он является объектом абсурда и иррациональности, поскольку исчезает и появляется без всякой причины. Нос олицетворяет абсурд, когда принимает форму статского советника, который большинству людей кажется человеком, но Ковалёв узнаёт в нём нос. То, как нос может превращаться в человека, абсурдно и никогда не объясняется.
Нос также символизирует социальный статус, поскольку Ковалев теряет статус, когда остаётся без носа. Частный пристав унижает Ковалева за то, что тот потерял нос и, следовательно, статус.
Нос — важная часть внешности человека, а в Санкт-Петербурге внешность — это всё. Таким образом, Ковалев без носа больше не может общаться с людьми более высокого ранга. Кроме того, нос — символ мужественности Ковалева. После того, как его нос исчезает, на первый план выходит неуверенность Ковалева в себе как мужчины. С носом он может соблазнять женщин, но без него он менее мужественен и уязвим перед отказом женщин, которых он преследует.
Униформа и одежда
Униформа, особенно та, которую носят полицейские и государственные служащие, является символом статуса в обществе. Роскошь униформы, которую носят высокопоставленные лица, отражает их статус и власть в обществе.
Обычная одежда, такая, как у Ивана Яковлевича, указывает на низкий статус её владельца. Яковлевича можно назвать парикмахером, который носит невзрачную одежду, указывающую на то, что он почти не является личностью или не представляет никакой ценности. Он настолько незначителен как парикмахер, что даже не числится в Табели о рангах.
Мотивы
Мужественность и мужская незащищенность
Ковалев относится к женщинам с презрением и рассматривает их как объекты, которые можно соблазнить и использовать для секса. Однако потеря носа показывает, что Ковалев глубоко неуверен в своей мужественности. То, как Ковалев относится к Подточиной и её дочери, сильно отличается, когда у него есть нос и когда его нет. Когда у него есть нос, он ведёт себя по отношению к ним уничижительно и высокомерно, но без носа он становится более кротким и неуверенным в себе в присутствии женщин.
Доверчивость
По большей части люди, с которыми Ковалев общается после того, как у него исчезает нос, не удивляются тому, что у него нет носа. Большинство из них принимают его невероятную историю об исчезновении носа так, будто необъяснимые события — это пустяки, о которых не стоит беспокоиться.
Иван Яковлевич — исключение, хотя больше всего он боится, что его обвинят в том, что он отрезал Ковалеву нос. Продавец газет слегка удивлён и озадачен ситуацией, в которой оказался Ковалев, но в первую очередь его беспокоит репутация газеты. Комиссар полиции даже не сомневается в том, что нос может исчезнуть с лица человека.
Жители Санкт-Петербурга доверчиво сплетничают о носе, распространяя слухи о том, почему и как он мог исчезнуть. Как и Ковалев, они ищут рациональные объяснения, даже оккультные, для события, настолько невероятного, что их доверчивость почти смехотворна. Однако рассказчик завершает историю предположением, что иногда невероятное случается без объяснения причин.
Критика
Творение Гоголя заинтересовало интеллигенцию того времени. А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.
Виссарион Белинский увидел в рассказе «Нос» крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.
Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.
Основная идея
Главная идея повести «Нос» Николая Гоголя заключается в том, чтобы на контрасте парадоксов показать все малодушие и порочность петербургского общества в России XIX века.
Гоголь высмеивает поверхностность социальных отношений и абсурдность норм и ценностей, существующих в то время.
Пропажу носа можно рассматривать как наказание Ковалеву за все его прегрешения, но писатель не делает акцента на этом. Повесть лишена морализаторства. Гоголь не указывает путь, как избавить общество от пороков, он лишь обозначает его проблемы.
Художественное своеобразие
В рассказе «Нос» Николай Гоголь использовал разнообразные средства, для усиления художественной выразительности:
Гротеск: самостоятельность Носа по отношению к хозяину и робость Ковалева, который не смеет вернуть утраченную часть тела из-за разницы в чинах;
Гипербола и олицетворение: Нос не только приобретает человеческие черты, но намеревается выехать за границу, для чего достает поддельный паспорт. Автор не только «очеловечил» его, но и наделил самобытным и авантюрным характером.
Ирония: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу».
Гоголь поставил в один ряд и внешнюю особенность лица доктора, и его жену, намекая на ничтожность женщины, которая лишь прилагается к мужу как бакенбарды.
Темы
Абсурдность: иррациональное и обыденное
Исчезновение носа Ковалева — иррациональное и абсурдное событие, которое происходит за одну ночь в его обычной, ничем не примечательной жизни. Нос впервые появляется в совершенно обыденной обстановке, когда Иван Яковлевич находит его в буханке хлеба для завтрака. Исчезающий нос настолько абсурден, что Ковалев не знает, где его искать, кроме как в самых обыденных местах, таких как полицейский участок и редакция газеты. Конечно, люди ни в одном из этих мест не готовы к такому абсурдному, иррациональному событию. Ничто из того, что делает Ковалев, не может объяснить этот необъяснимый инцидент с рациональной точки зрения, с точки зрения причинно-следственных связей.
Вполне логично, что непонятное исчезновение носа Ковалева разрешается его столь же непонятным появлением. Оба события происходят, когда Ковалев лежит дома в постели — ещё одна обыденная ситуация, — и оба они необъяснимы, абсурдны и иррациональны.
Статус, внешний вид и претензии
В Санкт-Петербурге XIX века статус имеет первостепенное значение. Внешность человека — это ключ к его статусу. Те, кто уверен в своём высоком положении, выставляют его напоказ, надевая униформу или дорогую модную одежду. Те, кто хочет казаться выше по статусу, чем они есть, одеваются в соответствии с положением, к которому стремятся.
Ковалев, в частности, занимает довольно низкое положение в обществе, но его претензии на высокий статус очевидны как в том, как он относится к другим людям, так и в его одержимости своей внешностью. Например, отсутствие носа мешает ему общаться с людьми более высокого положения, чем он сам. Его желание, чтобы у него не было менее заметной части тела — например, пальца на ноге, — иллюстрирует важность внешнего вида в этой истории и в русском обществе XIX века.
Внешний вид используется для того, чтобы оказывать влияние на других. Полицейский, одетый в форму, которая указывает на его звание, подозревает Ивана Яковлевича в преступлении только потому, что парикмахер носит обычную одежду, которая выдаёт в нём человека низкого или вовсе без звания.
Неясно, намеренно ли полицейский преувеличивает свой статус и, следовательно, свою власть над парикмахером, но ему явно нравится использовать эту власть, чтобы внушать страх и навязывать свою волю.
Изменчивая Реальность и идентичность
Фантастическое исчезновение носа Ковалева, кажется, разрывает повседневную реальность на части. Ковалев ничего не может сделать, чтобы вернуть себе нос, потому что он застрял в обычной реальности, пытаясь справиться с невозможной, нереальной ситуацией. Повседневная реальность не соответствует иррациональной реальности, в которой существует нос. Реальность носа изменчива, поскольку эта часть тела может трансформироваться, чтобы выглядеть как человек: государственный служащий. Таким образом, в этой меняющейся реальности нос может менять свою идентичность по желанию.
Иррациональная, изменчивая реальность, в которой существует нос, влияет на самоощущение Ковалева. Без носа он больше не может быть тем, кем был. Его ранг и статус разрушены, поэтому его идентичность как человека высокого положения также подорвана. В целом, реальность непостоянна и хрупка, и изменение внешности сильно влияет на идентичность человека.
Контекст
Сатира — с толикой волшебства
«Нос» Гоголя — это сатирическое произведение, в котором с помощью юмора и абсурда критикуется культура Санкт-Петербурга первых десятилетий XIX века, одержимая статусом и внешним видом.
Когда нос главного героя необъяснимым образом исчезает, его внешность и положение в обществе — его личность — по сути, разрушаются. Гоголь использует это нелепое и иррациональное происшествие, чтобы высмеять поверхностность петербургского общества.
Гоголь, вероятно, сочинил нелепую комическую историю об исчезающем носе, чтобы провести произведение мимо строгих российских цензоров, которые не разрешали публиковать ничего, что критиковало царя или государство.
При суровом автократическом правлении царя Николая I (1796-1855) государственные служащие, работавшие в печально известном Третьем департаменте, подвергали цензуре любую подрывную политическую деятельность, в том числе тексты, которые не поддерживали государство или критиковали его. Поэтому Гоголю, как и другим писателям его времени, пришлось прибегнуть к литературному стилю, который прошёл бы цензуру. Действительно, цензоры всё же придрались к одной из сцен «Носа», действие которой происходит в Казанском соборе, и Гоголю пришлось изменить сюжет и отправить своего героя в пассаж. Оригинальная версия не восстанавливалась в течение многих лет.
Таинственное исчезновение носа главного героя, по-видимому, происходит в волшебном мире реальности. Отчасти сатира заключается в том, что попытки найти нос обычными методами тщетны, потому что нос исчез в фантастическом мире, недоступном людям, застрявшим в повседневной реальности. По этой причине «Нос» иногда считают предшественником литературного стиля магического реализма.
Этот стиль художественной литературы использует фантастические, иррациональные или кажущиеся волшебными события, чтобы показать необъяснимые явления в реальной жизни. Гоголь проложил путь для более поздних романистов, в том числе для мастера магического реализма, колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса (1927–2014), которые использовали магические элементы для обогащения сюжета, происходящего в обыденной реальности.
Санкт-Петербург
В начале 1700-х годов Россия находилась в состоянии войны со Шведской империей. Царь Пётр I, более известный как Пётр Великий (1672–1725), решил построить город на месте впадения реки Невы в Балтийское море у Финского залива. Это место должно было защищать территорию, которую Россия недавно отвоевала у шведов. Говорят, что Пётр сказал: «Здесь будет город», когда выбрал болотистое место на берегу реки для своего нового города, названного в честь его покровителя, святого Петра. Город строился и расширялся так быстро, что стал для русского народа «местом, овеянным мифами» . Британский историк Орландо Фигес (род. в 1959 году) пишет: «В этой мифологии Петербург был нереальным городом, сверхъестественным миром фантазий и призраков».
По мере роста город становился «произведением искусства» благодаря точному планированию и архитектурным шедеврам, многие из которых были спроектированы лучшими европейскими архитекторами того времени.
Русско-европейский стиль города отражал решимость царя Петра превратить отсталую, замкнутую в себе Россию в просвещенную, прогрессивную страну, равную Западной Европе. По мере развития великолепного города Петра он стал центром русской культуры и искусства, привлекая художников и писателей со всей России и Европы.
Невский проспект, который играет важную роль в «Носе» Гоголя, — одна из самых величественных магистралей в России, а возможно, и в Европе, проходящая через Санкт-Петербург с юго-запада на северо-восток. Знаменитая улица окружена прекрасными зданиями. К 1830-м годам она стала местом прогулок для тех, кто следил за модой, положением в обществе или претендовал на это.
Будучи молодым писателем, Гоголь писал: «Сплю я или бодрствую, я всегда мечтаю о Петербурге». Переехав туда впервые, он сказал: «Нет ничего прекраснее Невского проспекта… он — душа города». Но, прожив в Санкт-Петербурге некоторое время, Гоголь начал разочаровываться в городе.
Позже он написал в письме:
«Петербург совсем не похож на другие европейские столицы или Москву. В целом, каждая столица характеризуется своими жителями, которые накладывают на нее свой отпечаток национальности; но у Петербурга нет такого отпечатка характера: иностранцы, которые поселились здесь, почувствовали себя как дома и совсем не похожи на иностранцев, а русские, в свою очередь, превратились в иностранцев — они не являются ни тем, ни другим.«.
Для Гоголя сам успех Санкт-Петербурга как космополитичного, прозападного города уничтожил его неотъемлемую русскость: «Среди людей не было блеска духа», которые были сосредоточены исключительно на «бесполезных, незначительных задачах, на которые они бесплодно тратят свою жизнь».
Жесткая иерархия: Табель о рангах
Пётр I был полон решимости навести порядок в довольно хаотичной социальной иерархии своего времени. Хотя он провёл множество реформ, которые ещё больше укрепили классовое неравенство, он также хотел создать систему, в которой ранг человека определялся бы его заслугами и способностями, а не происхождением или семейным положением.
Пётр закрепил новый социальный порядок в Табели о рангах, принятой
в 1722 году. Он ввёл 14 уровней иерархии в трёх категориях общества: армия, флот и государственная служба. Согласно Табели о рангах, любой, кто достигал восьмого ранга в любой из этих категорий, мог считаться дворянином. Табель о рангах раздражала старую аристократию, но оставалась в силе до 1917 года, когда произошла большевистская революция, свергнувшая императорское правительство и приведшая к власти большевиков. Большевики были крылом Российской социал-демократической рабочей партии, возглавляемой Владимиром Лениным (1870–1924).
В «Носе» главный герой Ковалев — коллежский асессор низшего ранга. Но на восьмом месте его должность достаточно высока, чтобы он мог получить дворянский титул. Новый нос Ковалева подходит украшенному медалями статскому советнику, пятому классу по Табели о рангах, что, безусловно, даёт право на дворянство. В отличие от него, цирюльник Иван Яковлевич был человеком без чина, как и большинство обычных рабочих людей, и поэтому не мог продвигаться по Табели о рангах. Рабочие и крестьяне не имели статуса и, как в «Носе», могли подвергаться издевательствам со стороны тех, кто был выше их по положению.
Персонажи
Характер | Описание |
---|---|
Иван Яковлевич | Иван Яковлевич — парикмахер, который бреет высокопоставленных мужчин у них дома. |
Ковалев | Платон Ковалев — коллежский асессор. |
Нос | Нос — это часть лица, которая исчезает и появляется на лице Ковалева. |
Квартальный надзиратель | Квартальный надзиратель останавливает и, возможно, арестовывает Ивана Яковлевича, а позже находит нос Ковалева. |
Чиновник в газете | Чиновник принимает объявления для санкт-петербургской газеты. |
Дочь | Дочь Палагеи Григорьевны Подточиной хочет выйти замуж за Ковалёва. В заключительной части рассказа Ковалёв неуважительно сравнивает мать и дочь с животными. |
Доктор | Доктора вызывают в дом Ковалева, чтобы пришить ему нос, но доктор не может этого сделать. |
Иван | Иван (а не Иван Яковлевич) — ленивый слуга Ковалева. |
Рассказчик | Рассказчик вторгается в повествование, когда пишет о том, что произошло в рассказе, со своей точки зрения. |
Палагея Григорьевна Подточина | Палагея Григорьевна Подточина — мать девушки, которая хочет выйти замуж за Ковалёва. Ковалёв обвиняет Подточину в колдовстве против него и его носа. |
Частный пристав | Высокопоставленный офицер, который отвергает просьбы Ковалева провести расследование и найти пропавший нос. |
Прасковья Осиповна | Прасковья Осиповна — жена Ивана Яковлевича. |