Кафка на пляже (Харуки Мураками) • роман

краткая информация
Дата публикации: 2002 | Форма произведения: роман | Жанр: фантастический | Время событий: вторая половина XX века | Возраст: взрослые | Главные герои: Кафка Тамура Второстепенные герои: Мисс Саэки, Сатору Наката, Владелец кофейни, Ворона, Собака, Старший сын Комуры, Гома, Хагита, Хосино, Кавамура, Мими, Доктор Дзюити Наказава, Сэцуко Окамоти, Окава, Осима, Мистер Оцука, Полицейский, Проститутка, Сада, Сакура, Полковник Сандерс, Г-жа Сога, Высокая женщина, Коити Тамура, Тогэгути, Торо, Майор Тояма, Сигэнори Цукаяма, Два солдата, Джонни Уокер Темы: одиночество

История создания

«Кафка на пляже» — это одно из произведений японского писателя Харуки Мураками (12 января 1949 года), посвящённых коллективной травме в истории Японии. В романе автор обращается к воспоминаниям о Второй мировой войне и последующей американской оккупации, которые играют важную роль в сюжете.

Некоторые персонажи, такие как Наката, до сих пор не могут забыть свой военный опыт. В своих письмах и армейских документах Мураками описывает жизнь в сельской местности во время войны, включая страх перед биологическими или химическими атаками и необходимость добывать пищу из-за нехватки продовольствия.

Хотя сам Мураками родился после окончания войны, он слышал рассказы о ней от своего отца и считает эти воспоминания частью своего «наследства».

В романе также затрагивается тема синтоизма — традиционной японской религии, основанной на ритуалах и связи с прошлым.

О названии

Фраза «Кафка на пляже» встречается в нескольких сценах на протяжении всего повествования.

«Кафка» — это имя главного героя. «Кафка на пляже» — это также название песни, которая имеет важное значение для сюжета, и картины с изображением молодого человека на берегу моря, которая также имеет значение в повествовании.

Жанр произведения

Роман. Художественная литература

Символы

Классическая музыка

В «Кафке на пляже» классическая музыка символизирует полное погружение в жизнь и перемены, которые происходят с теми, кто полностью погружается в жизнь.

В то время как Кафка Тамура предпочитает рок-н-ролл и джаз, Осима очень любит классическую музыку. В частности, Осима обсуждает фортепианные концерты Франца Шуберта (1797–1828) во время поездки с Кафкой на машине, объясняя, почему эти концерты важны для него.

Осима объясняет Кафке, что само несовершенство произведений обладает сильной притягательностью и создаёт нечто, с чем люди могут себя ассоциировать. Он настаивает на том, что каждый пианист, играющий произведение, должен привнести в него что-то своё — иначе произведения останутся плоскими и безжизненными. Таким образом, фортепианные концерты символизируют человеческую жизнь. Любой может механически выполнять свои обязанности, но в осмысленной жизни есть что-то особенное и несовершенное, привнесённое человеком, который её проживает. Классическая музыка олицетворяет жизнь и ту глубину, которой она может обладать, если жить с намерением.

Трансформация характера Хосино проявляется в том, что он начинает ценить классическую музыку. Он появляется в сюжете как молодой, непостоянный, эгоцентричный человек, но благодаря знакомству с Накатой он в конце концов меняется. Самый заметный элемент его трансформации происходит, когда он слушает классическую музыку в кафе. Этот вид музыки, который Хосино никогда не хватало терпения оценить, внезапно трогает его. Он начинает искать эту музыку и разговаривать о произведениях и композиторах. Для Хосино классическая музыка — это символ трансформации, а также движения к более осознанной жизни.

Вороны

Вороны — центральный символ в рассказе Кафки. Имя Кафка, как отмечает персонаж, в переводе с чешского означает «ворона». Ворона олицетворяет то, чем Кафка больше всего хотел бы быть, — свободным и сильным. Кафка считает, что именно эти качества ему нужны, и та его сторона, которую он называет «мальчик по имени Ворон», поддерживает его в этом. Однако вера Кафки в то, что ему нужна свобода, также приводит к его глубокой изоляции от других. Мальчик по имени Ворона убеждает Кафку быть уязвимым и общаться с другими людьми, что, по его словам, является частью силы.

Вороны, хоть и не самые общительные птицы, живут семейными группами и летают большими стаями. Однако Кафка боится устанавливать глубокие связи с другими людьми, потому что боится встретиться лицом к лицу со своим истинным «я».

Вороны/грачи во многих культурах являются символом смерти и дурных предзнаменований. На первый взгляд, этот символизм присутствует и в «Кафке на пляже». Погружаясь всё глубже во тьму, Кафка видит ворон в лесу как зловещие проявления этой тьмы. Сам Кафка связан с дурным предзнаменованием и убийством. Однако во многих культурах ворон также считается пророком и существом, которое связывает реальный мир с миром духов. Эта интерпретация символики ворона полностью соответствует сюжету Кафки. Кафку преследует пророчество, сделанное о нём, и он также существует между несколькими мирами, а также между прошлым и настоящим, пока не сможет освободиться.

Мотивы

Лабиринты

Лабиринты появляются на протяжении всего повествования, чтобы показать внутреннее смятение и неопределённость личности. Отец Кафки, Коити Тамура, известен своими скульптурами «Лабиринт». То ограниченное представление о Тамуре, которое читатель получает из рассказов Кафки и воспоминаний мисс Саэки, — это представление о человеке, искалеченном любовью к жене, которая бросает его, не сказав ни слова. Его мучает сила его чувств к ней, и он теряется в собственном внутреннем лабиринте. Лабиринт отца Кафки приводит его в тёмное место, где он предсказывает своему юному сыну ужасное будущее.

Когда Кафка влюбляется в 15-летнюю мисс Саэки, Ворон предупреждает его, что он попал в «лабиринт времени». Время превратилось в запутанный клубок изгибов и складок, которые каким-то образом позволили Кафке влюбиться в того, кто существует только в прошлом. Позже Осима объясняет Кафке, как появился этот лабиринт, прямо перед тем, как Кафка уходит глубоко в лес. По мере того, как он углубляется в незнакомый лес, Кафка размышляет над словами Осимы и понимает, что его движение по лесу — это отражение его внутреннего процесса. Кафка погружается в свой внутренний лабиринт, пытаясь вернуть контроль над собой и найти ответы на вопросы, которые преследовали его всю жизнь.

Мечты

В «Кафке на пляже» сны — это пограничное пространство (или пространство на пороге), которое иногда переходит в реальность, а иногда существует исключительно как место, где персонажи могут проявлять свои желания и страхи.

Кафка боится, что он каким-то образом убил своего отца, находясь без сознания, в своего рода сновидческой проекции. Случилось ли это на самом деле или нет, так и остаётся неясным, но это важная часть борьбы Кафки со своей идентичностью и собственным отсутствием контроля над своей психикой.

Мисс Саэки также проецирует во сне свою более молодую призрачную версию в комнату в библиотеке, где спит Кафка. В этом сценарии сны и реальность размыты, но не сливаются полностью. Однако позже, похоже, мисс Саэки каким-то образом проецирует своё тело, потому что в ту ночь они с Кафкой занимаются сексом, а потом она не покидает его физически. Это параллель к фрагменту повествования, который Осима связывает с Кафкой из » Повести о Гэндзи», классика японской литературы 11 века, потому что персонаж переносит себя физически куда-то ночью, а утром ничего не помнит, хотя ее волосы пахнут ладаном (подразумевая, что реальное физическое движение каким-то образом произошло).

Однако, когда Кафке снится, что он насилует Сакуру, этот сон кажется скорее проявлением самых глубоких страхов Кафки, чем реальным событием. Реальная Сакура не разделяет этот сон с Кафкой, но вместо этого ей снится, что он в опасности.

Основная идея

Основная идея романа Харуки Мураками «Кафка на пляже» заключается в поиске идентичности, самоопределении и столкновении с неизбежными жизненными кризисами.

Книга переплетает две параллельные сюжетные линии — жизнь 15-летнего мальчика по имени Кафка, который сбегает из дома, и старого человека, по имени Наката, страдающего от потери памяти, но обладающего необычными способностями. Эти линии постепенно сходятся, создавая атмосферу мистики и магического реализма.

Роман сочетает в себе элементы философской прозы и психоанализа, исследуя сложные вопросы человеческой природы и личного роста. Мураками использует характерный для него стиль, насыщенный метафорами, символизмом и мистическими образами.

Художественное своеобразие

Художественное своеобразие романа Харуки Мураками «Кафка на пляже» заключается в следующем:

 

Метафизическая направленность

В произведении много размышлений о природе сознания и о том, как мысли и действия связаны между собой.

 

Сюрреалистический мир

Мир, в котором происходит действие, кажется странным и сюрреалистичным. Персонажи не всегда могут понять, что происходит вокруг них, и даже свои собственные чувства и поступки.

 

Чередующиеся главы

В романе несколько сюжетных линий и персонажей, которые чередуются в повествовании.

 

Наличие неодушевлённых героев-символов

Есть герои, которые не являются людьми, но играют важную роль в сюжете. Например, это камень, который обладает особыми свойствами, или абстрактная сущность, которая принимает облик полковника Сандерса.

 

Использование музыки для глубокого самоанализа

Музыка играет важную роль в романе. Она помогает персонажам разобраться в своих чувствах и понять смысл жизни и смерти.

Мураками использует особую форму магического реализма, в которой элементы японской литературной традиции сочетаются с иностранными влияниями.

«Кафка на пляже» — одно из многих произведений Мураками, написанных в стиле традиционного японского “Я-романа”, возникшего в начале двадцатого века. В «Я-романах» обычно используется исповедальный стиль от первого лица, часто затрагивающий чрезвычайно мрачные и личные темы.

В то же время Мураками также подвергался критике в Японии за его нетрадиционный стиль, который черпает вдохновение у европейских писателей, включая Курта Воннегута и чешского романиста Франца Кафки.

Как и Мураками, большая часть произведений Кафки, таких как его рассказ “Метаморфоза”, сочетает тревожащие фантастические элементы с реализмом, изображая изолированных персонажей, сталкивающихся с абсурдом современной жизни. «Кафку на пляже» также часто сравнивают с другими длинными сюрреалистическими работами Мураками, включая «Хронику заводной птицы».

«Кафка на пляже» также во многом опирается на древнегреческий трагический миф об Эдипе, увековеченный в драматической форме Софоклом в его пьесе «Царь Эдип». В мифе Эдип получает пророчество от оракула в Дельфах о том, что он убьёт своего отца и женится на своей матери. Эдип невольно исполняет пророчество. Узнав о случившемся, Эдип в отчаянии ослепляет себя.

Миф об Эдипе часто приводят в качестве примера самосбывающегося пророчества, и он стал ассоциироваться с фрейдистской психологией после того, как Фрейд разработал теорию «эдипова комплекса». Персонажи «Кафки на берегу» часто обсуждают миф об Эдипе, потому что Кафка считает себя объектом эдипова пророчества.

Темы

Память

Память играет важную роль для каждого из персонажей «Кафки на пляже». Достоверность воспоминаний, их роль в придании жизни смысла и то, как они могут мешать людям жить, — всё это важные тематические проявления концепции памяти.

У каждого персонажа «Кафки на пляже» по-своему складываются отношения с воспоминаниями о собственной жизни и воспоминаниями других людей.

Мисс Саэки, например, живёт в своих воспоминаниях, и поэтому память мешает ей жить в настоящем и придаёт её нынешней жизни смысл. Её страх перемен настолько силён, что в подростковом возрасте она фактически отправляет часть себя в место, где время застыло и ничего не меняется. Ирония ситуации в том, что в этом месте никому не нужна память.

Сатору Наката, с другой стороны, похож на человека из этого вневременного места. Он мирно и безмятежно плывёт по течению в этом мире, отчасти потому, что у него нет настоящей памяти или представления о воспоминаниях. Он может помнить то, что с ним происходило, на самом базовом уровне, но эти события не складываются в единое целое, чтобы вызвать эмоции или создать для Накаты более целостную картину.

С точки зрения памяти Наката — противоположность мисс Саэки, которая состоит только из воспоминаний. Оба персонажа демонстрируют противоположные крайности в том, как память (или её отсутствие) может определять личность.

Персонаж Хосино занимает нечто среднее между двумя крайностями. У него есть воспоминания, которые имеют для него значение, но он не зацикливается на них. Для Хосино большая часть развития его персонажа заключается в том, что он начинает размышлять о воспоминаниях и придавать им значение в своей нынешней жизни.

Во многих отношениях Хосино относится к тому типу персонажей, которые прячут всё болезненное или неприятное в своём прошлом, чтобы не испытывать глубоких чувств. Но по мере того, как его характер начинает меняться, Хосино позволяет себе горевать о своём деде и более критично и непредвзято оценивать свои прошлые поступки.

Персонаж с самыми сложными отношениями с памятью — Кафка Тамура. Кафка хочет заполнить пробелы в своей памяти лицом и личностью своей матери, но в то же время втайне не может простить её за то, что она его бросила.

В начале Кафка, кажется, ищет способ оставить прошлое позади и начать новую жизнь, но прошлое настигает его и заставляет принимать болезненные решения. Когда Кафка влюбляется, он также испытывает желание жить в месте, где время остановилось и он может быть со своей возлюбленной.

Хотя большая часть характера Кафки построена вокруг его взаимоотношений с воспоминаниями, в его памяти также есть пробелы. Его неспособность вспомнить лицо своей матери, моменты, когда он терял сознание от гнева или по неизвестным причинам и не помнил своих действий — все это усиливает сложные отношения Кафки с памятью и то, как она определяет его самого.

Одиночество

Каждый из персонажей «Кафки на пляже» испытывает чувство одиночества и изоляции. Большинство из них живут в больших городах и окружены людьми, но всё равно чувствуют себя совершенно одинокими.

Персонажи отражают, вероятно, собственное разочарование Харуки Мураками в современном обществе и его пустой сосредоточенности на потреблении и зарабатывании денег.

Персонаж Хосино изначально является частью этого пустого сегмента общества, но его связь с Накатой позволяет ему общаться с другими и, в конечном счёте, с самим собой, избавляя его от чувства пустоты и изоляции.

Кафка, Осима, мисс Саэки и Наката — каждый из них по-своему изолирован.

Мисс Саэки изолирует себя после смерти своего возлюбленного, погружаясь в воспоминания, в которые никто не может проникнуть. Осима одинок и изолирован из-за сложностей, связанных с его полом и гендером, которые не совпадают.

Наката потерял способность общаться с людьми, когда он был ребёнком. Кажется, что его основной компанией являются кошки, с которыми он разговаривает, но он мало общается с другими людьми. Кажется, что это не беспокоит Накату, потому что он не способен испытывать сильные эмоции, но Наката чувствует, что ему чего-то не хватает, что отличает его от других.

Кафка демонстрирует свою изолированность и одиночество, задаваясь вопросом, не может ли каждая встреченная им женщина быть его матерью или сестрой. Он держится в стороне от своих одноклассников, потому что чувствует себя каким-то другим, вероятно, из-за эмоционального насилия со стороны отца и тревожного пророчества. Однако на глубинном уровне Кафка стремится к общению с другими людьми, и это сочетание стремления к уединению и глубокой потребности в общении заставляет его делать неправильный выбор в отношениях с другими людьми.

Личность

Темы памяти и одиночества в конечном счёте переплетаются в общей теме идентичности. Каждый персонаж формируется под влиянием отношений (или их отсутствия) с другими людьми и памятью. Многие персонажи также испытывают трудности с самоидентификацией из-за конфликта между своим физическим телом и внутренним «я».

Кафка мечтает покинуть своё физическое тело, потому что оно состоит из ДНК извращённого отца и бросившей его матери. Но этот генетический материал также является неотъемлемой частью его самого, и неспособность отделить своё внутреннее «я» от физического «я» вызывает болезненный конфликт внутри Кафки и в конечном счёте едва не приводит к его гибели.

Тем временем Хосино переосмысливает свою личность в результате отношений с Накатой, который заставляет его задуматься о себе и смысле своей жизни. Наката потерял половину себя, и у него нет чёткого представления о своей личности. Это проявляется физически в виде частично отсутствующей тени.

Личность Осимы связана с конфликтом между его физическим телом, женским, и его внутренним «я», которое идентифицирует себя как мужское. Каждый персонаж пытается найти способ примирить части своей личности, которые находятся вне его контроля, со своей внутренней сущностью.

Персонажи

Персонаж Описание
Кафка Тамура Кафка Тамура — 15-летний беглец из дома. Он ценит физическую форму и держится особняком от других людей.
Мисс Саэки Мисс Саэки — заведующая Мемориальной библиотекой Комуры. У неё непростое прошлое, и когда-то она была пианисткой и композитором.
Сатору Наката Сатору Наката, известный в зрелом возрасте в основном как «Наката», был школьником, пострадавшем в «Инциденте у горы Рисовая Чашка»,. Он получил психологическую травму, находясь без сознания после происшествия, и во взрослом возрасте имеет ограниченные когнитивные способности.
Владелец кофейни Владелец кофейни — мужчина, который управляет кафе в Такамацу и любит классическую музыку.
Ворона Ворона — это альтер-эго Кафки или часть Кафки, которая представляет его совесть.
Собака Собака приводит Сатору Накату к Джонни Уокеру.
Старший сын Комуры Старший сын Комуры был возлюбленным детства госпожи Саэки, а затем и её любовником. Он также изображён на картине «Кафка на пляже». Он был убит в возрасте около 20 лет.
Гома Гома — пропавший домашний кот, за которым охотится Наката.
Хагита Хагита подбирает Накату и подвозит его. Он добросердечный водитель грузовика, который проповедует коммунистические идеи и философию.
Хосино Хосино — водитель грузовика, который становится своего рода помощником Накаты. Помогая Накате, он превращается из эгоистичного бродяги в человека, заинтересованного в том, чтобы жить осмысленной жизнью.
Кавамура Кавамура — это кот, который рассказывает Накате о Гоме. Он немного не в себе, и его предложения не имеют особого смысла.
Мими Мими — сиамская домашняя кошка, которая переводит Кавамуре бессмыслицу Накаты.
Доктор Дзюити Наказава Доктор Накадзава Дзюити  — сельский врач из города Яманаси, где происходит инцидент на холме «Рисовая Чашка». Сначала он осматривает детей, пострадавших в результате инцидента, после того как они теряют сознание.
Сэцуко Окамоти Сэцуко Окамоти — учительница, свидетель «Инцидента у горы Рисовая Чашка», которая ходит со своими учениками за грибами. В молодости она была вдовой военного.
Окава Окава — так Наката называет бездомного кота, который советует ему покинуть поляну.
Осима Осима — помощник директора Мемориальной библиотеки Комуры. Физически он является женщиной, но идентифицирует себя как мужчину.
Мистер Оцука Мистер Оцука — чёрный кот, и он первый, с кем Наката разговаривает, пытаясь найти Гому.
Полицейский Наката подходит к полицейскому в его будке, чтобы признаться в своём преступлении, но молодой полицейский считает его сумасшедшим и прогоняет.
Проститутка Проститутка, которую полковник Сандерс нанял для Хосино, — дружелюбная молодая женщина, которая изучает психологию в университете.
Сада Сада управляет магазином для сёрферов в Коти и является старшим братом Осимы.
Сакура Сакура — молодая парикмахерша, которая дружит с Кафкой и считает его своим братом.
Полковник Сандерс Полковник Сандерс — персонаж, в которого вселяется бесформенное существо, чья задача — поддерживать равновесие между мирами.
Г-жа Сога Госпожа Сога — старшая из двух женщин, которые приходят в Мемориальную библиотеку Комуры и сообщают Осиме, что им нужно реформировать библиотеку, чтобы она была менее ориентированной на мужчин.
Высокая женщина Высокая женщина — вторая из пары, которая приходит в библиотеку и спорит с Осимой. Она моложе своей коллеги и говорит странно высоким голосом.
Коити Тамура Коити Тамура — это имя отца Кафки, хотя обычно его называют просто «отец Кафки». Он известный скульптор.
Тогэгути Тогэгути — молодой служащий, который подвозит Накату до остановки, чтобы тот мог поймать попутку. Тогэгути вежлив и застенчив и рассказывает Накате о проблемах со своей девушкой.
Торо Торо — это кот, который говорит с Хосино, предупреждая его, что через вход придёт что-то злое.
Майор Тояма Майор Тояма — армейский офицер, участвующий в расследовании инцидента на Райс-Боул-Хилл.
Сигэнори Цукаяма Профессор Сигэнори Цукаяма — психолог, который осматривает учеников Райс Боул Хилл после пробуждения, а также следит за прогрессом Сатору Накаты.
Два солдата Два солдата, высокий и мускулистый, — дезертиры из японской армии времён Второй мировой войны. Они пацифисты и теперь охраняют вход в место вне времени в лесу.
Джонни Уокер Джонни Уокер — персонаж, которого захватило злое существо, убивающее кошек и крадущее их души. Он также, вероятно, является скользким червеобразным существом, которое пытается пройти через врата между мирами.

 

Текст: Светлана Никонова, 134 👀