Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (Роберт Льюис Стивенсон) • новелла

краткая информация
Дата публикации: 1886 | Форма произведения: новелла | Жанр: триллер | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | Возраст: взрослые | Главные герои: Доктор Джекил, Мистер Хайд Второстепенные герои: Уттерсон, Энфилд, Лэньон, Пул, Доктор из Эдинбурга, Экономка Хайда, Служанка Джекилла, Маленькая девочка, Горничная-служанка, Мистер Гэст, Офицер полиции, Сэр Дэнверс, Кэрью Темы: власть, добро и зло

История создания

В романе шотландского писателя и поэта Роберта Льюиса Стивенсона (13 ноября 1850 – 3 декабря 1894 гг.) «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» рассказывается о докторе Джекиле, блестящем и состоятельном джентльмене, и его безумном альтер-эго, мистере Хайде. Выпив зелье, разработанное для высвобождения его первобытных инстинктов, доктор Джекил претерпевает болезненную и драматичную трансформацию в безжалостного социопата мистера Хайда.

Опубликованная в 1886 году книга «Доктор Джекил и мистер Хайд» обычно читается как повествование о борьбе добра со злом, представляющее битву противоборствующих сил в душе каждого человека.

Титульный лист первого лондонского издания «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Луиса Стивенсона. Издательство Longmans, Green & Co, 5 января 1886 года.

Титульный лист первого лондонского издания «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Луиса Стивенсона. Издательство Longmans, Green & Co, 5 января 1886 года.

Роман пользовался огромной популярностью, поскольку отвечал чувствам викторианской эпохи, эпохи, озабоченной моральными достоинствами. Сегодня фраза «Джекил и Хайд» стала обозначать человека, чья личность или решения меняются по прихоти.

Источники вдохновения Стивенсона

Странный сон

Стивенсон долгое время был очарован раздвоением личности, но не мог понять, как написать о них. И вот однажды ночью ему приснился сон о докторе Джекиле и мистере Хайде. “Однажды рано утром … меня разбудили крики ужаса Луи”, — сказала его жена Фанни. “Подумав, что ему приснился кошмар, я разбудила его. Он сердито сказал: ‘Зачем ты меня разбудила? Мне снилась прекрасная страшилка”.

Позже Стивенсон подробно описал этот сон в эссе под названием «Глава о снах»: «В течение двух дней я ломал голову над сюжетом, — писал он, — и на вторую ночь мне приснилась сцена у окна, а затем сцена, разделённая на две части, в которой Хайд, преследуемый за какое-то преступление, принял порошок и превратился в другого человека на глазах у своих преследователей. Всё остальное было наяву и осознанно».

История преступника-краснодеревщика
Многие историки предполагают, что двойственность доктора Джекила и мистера Хайда была навеяна образом эдинбургского краснодеревщика 18-го века по имени Дикон Броуди, уважаемого члена городского совета и чрезвычайно успешного ремесленника. Работа Броуди давала ему доступ к ключам богатых и знаменитых, которые он копировал, чтобы грабить их по ночам. После серии ограблений его в конце концов поймали и повесили (согласно легенде, на виселице, которую он помог сконструировать).

История Броуди очаровала жителей Эдинбурга, в том числе Стивенсона, хотя вор умер более чем за 60 лет до рождения Стивенсона. Будущий писатель вырос с бюстом Броуди в своей комнате, а в 1880 году он в соавторстве написал пьесу под названием «Дикон Броуди, или Двойная жизнь». Но шкаф и человек, который его сделал, возможно, тоже повлияли на создание «Джекила и Хайда»: в 1887 году Стивенсон рассказал интервьюеру, что сон, вдохновивший его на написание рассказа, был о человеке, «которого втиснули в шкаф, когда он проглотил лекарство и превратился в другое существо».

Иллюстрация, изображающая шотландского краснодеревщика Уильяма Броуди, из книги 1788 года: «Отчёт о судебном процессе над Уильямом Броуди и Джорджем Смитом в Верховном суде в среду, 27 августа, и четверг, 28 августа, 1788 года, за взлом и ограбление Главного акцизного управления Шотландии 5 марта прошлого года».

Иллюстрация, изображающая шотландского краснодеревщика Уильяма Броуди, из книги 1788 года: «Отчёт о судебном процессе над Уильямом Броуди и Джорджем Смитом в Верховном суде в среду, 27 августа, и четверг, 28 августа, 1788 года, за взлом и ограбление Главного акцизного управления Шотландии 5 марта прошлого года».

История реального душевнобольного
Возможно, что новелла Стивенсона написана и под влиянием истории Луи Виве. Этот душевнобольной человек был одним из первых зарегистрированных пациентов с  раздвоением личности, и исследование его состояния было опубликовано вскоре после выхода «Доктора Джекила и мистера Хайда».

Это привело многих к мысли, что Стивенсон использовал его в качестве модели для новеллы в дополнение к Уильяму Броуди. Судя по всему, две зарегистрированные личности Виве были полными противоположностями, и в то время как одна из них была парализована ниже пояса, другая могла прекрасно ходить. В отличие от случая с  Уильямом Броуди, который решил вести двойную жизнь, случай Вивет с медицинской точки зрения был похож на внезапное превращение Джекила в Хайда.

Повесть — за три дня болезни

«Доктор Джекил и мистер Хайд» был написан всего за несколько дней. Стивенсон, всю жизнь страдавший от болезней, был болен туберкулёзом, когда написал знаменитую повесть. Недавно он перенёс лёгочное кровотечение и по предписанию врача должен был отдыхать и избегать волнений. Тем не менее это не помешало ему написать первый черновик повести объёмом 30 000 слов за три или шесть дней, а затем второй, переработанный черновик — ещё за три дня .

Вдохновляющие сны

В книге доктор Джекил принимает препарат, который превращает его в другого человека. Джекилу это нравится, пока он не теряет контроль над препаратом. Возможно, Стивенсон опирался на личный опыт. Сообщалось, что ему прописали кокаин в медицинских целях для лечения кровоизлияния (в 1880-х годах было обнаружено, что кокаин сужает кровеносные сосуды), и что вдохновляющий сон для этой истории приснился ему во время кокаинового сна.

Позже Стивенсон признавался в любви к этому наркотику, и его безумная писательская деятельность вполне соответствует поведению человека, употребляющего кокаин. 

Всё пропало
Первый черновик «Доктора Джекила и мистера Хайда» был уничтожен. Согласно одной из версий событий, после прочтения рукописи для «Джекила и Хайда» жена Стивенсона Фанни раскритиковала его неспособность успешно реализовать моральную аллегорию рассказа (среди прочего). Позже Фанни рассказывала, что нашла своего мужа сидящим в постели с градусником во рту. Он указал на кучку золы в камине, показывая, что сжег черновик. “Я чуть не упала в обморок от горя и ужаса, когда увидела, что всё пропало”, — написала она.

На самом деле существует несколько теорий относительно того, как сгорел первый черновик. В 2000 году письмо, найденное на чердаке, раскрыло больше мыслей Фанни о книге и её таинственной роли в сожжении рукописи.

“Он написал почти полный бред”, — писала она другу и поэту У. Э. Хенли. “К счастью, сейчас он обо всем забыл, и я сожгу это после того, как покажу вам. Он сказал, что это была его величайшая работа. Этот артефакт противоречит предыдущему рассказу Фанни, а также рассказу её сына о том, что Стивенсон сжёг рукопись после ссоры с Фанни. В любом случае, Стивенсон потратил шесть недель на редактирование книги, прежде чем она была готова к публикации.

Большой успех «Доктора Джекила и мистера Хайда»

«Доктор Джекил и мистер Хайд» разошёлся тиражом 40 000 экземпляров за шесть месяцев, и вскоре в Северной Америке было продано более 250 000 пиратских копий. Люди ухватились за моральный посыл этой истории. О ней писали в религиозных газетах, а проповедники читали о ней проповеди в церквях. В течение года по книге была поставлена пьеса, а вскоре появились постановки в Шотландии и Соединённых Штатах. Это был самый успешный роман Стивенсона.

О названии

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — это рассказ об отношениях между двумя мужчинами, которые, судя по их внешности, не должны иметь ничего общего, но дихотомия между добром и злом связывает их.

Жанр произведения

Повесть. Ужасы.

Символы

Тьма

Тьма — это царство мистера Хайда, и он описывается как человек, оказывающий «тёмное влияние» на мир. Хайд передвигается в основном по ночам, совершая свои ужасные деяния. Поэтому ночь становится временем, когда читатели ожидают, что в новелле произойдут ужасные, злые события. Тьма распространяется также на тени и туман, создавая ощущение мрака и неспособности ясно видеть.

Дома

В юнгианской психологии дом символизирует психику человека, поэтому состояние дома даёт представление о состоянии психики. Фасад дома — это публичная личность. Задняя часть дома — это скрытая и личная часть. В этой новелле доктор Джекил встречает людей у фасада дома, а Хайд входит через заднюю дверь, о существовании которой не все знают.

Примечательно, что у Хайда есть целый дом, но он использует только две комнаты, а остальные пустуют. Это символизирует ограниченность Хайда, его владение лишь несколькими аспектами человеческой психики.

Двери

Человек проходит через дверь, чтобы войти в дом. В юнгианской терапии и других системах двери — это проходы между мирами. Запертая дверь, как та, которую Джекил использует, чтобы не впускать ни своих друзей, ни слуг, — это попытка контролировать свою реальность. Когда Пул и Уттерсон взламывают запертую дверь Джекила, они символически делают то, что Джекил уже сделал с собой с помощью настойки: получают доступ к его личному, внутреннему «я».

Трость для ходьбы

В Викторианской Англии джентльмены часто носили трости. Они служили как оружием, если возникала необходимость, так и знаками принадлежности к более высокому социальному классу. В этой новелле Энфилд использует свою трость, чтобы указать на дверь, связанную с мистером Хайдом в первой главе. Но в то время как трость Энфилда остается нетронутой, Хайд ломает свою, когда забивает сэра Дэнверса Кэрью до смерти. Это символизирует разрыв в личности Джекила и в его использовании Хайда в качестве прикрытия.

Когда Хайд приносит свою сломанную трость домой и оставляет её там, это служит доказательством того, что он убил Кэрью. Что ещё важнее, это показывает, что Хайд настолько оторван от нормальной жизни, что больше не думает о таких вещах. Это также может свидетельствовать о том, что он не испытывает страха или чувства вины.

Одежда

Одежда — это внешнее проявление личности. В обществе с чёткими классовыми различиями, такими как в викторианской Англии, это не является чем-то подсознательным или тонким. Это осознанное, прямолинейное и буквальное явление: слуги носят ливрею, джентльмены одеваются официально, судьи носят мантии и так далее. В этой новелле одежда становится символом, когда доктор Джекил превращается в мистера Хайда. Поскольку Хайд физически меньше Джекила, одежда Джекила ему не подходит. Это можно интерпретировать по-разному, и все варианты верны. Хайд, как сказал Джекил, моложе своего создателя. Хайд не так зрелый и не так развит, как Джекил. Он не полноценный человек. Джекил — это сочетание добра и зла, в то время как Хайд — просто зло, и поэтому в нём отсутствует часть изначальной личности.

Основная идея

Основная идея новеллы Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» заключается в исследовании двойственной природы человеческой личности.

Стивенсон показывает, как в одном человеке могут сосуществовать противоположные стороны — добра и зла, разума и страстей.

Иллюстрация для книги "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" Роберта Льюиса Стивенсона, издание 1928 года.

Иллюстрация для книги «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона, издание 1928 года.

Художественное своеобразие

Художественное своеобразие «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» заключается в мастерском создании атмосферы тайны, использования символизма, контрастов и психологической глубины. Стивенсон искусно использует элементы стиля и структуры, чтобы исследовать важнейшие вопросы человеческой природы и моральных дилемм. 

1. Тема двойной личности и контрастов
Одной из ключевых тем произведения является раздвоенность человеческой природы. Стивенсон показывает, как один человек (доктор Джекил) способен быть и благородным, и жестоким (мистер Хайд), что подчеркивается не только через сюжет, но и через стиль повествования. Это создает напряжение и загадочность на протяжении всей новеллы.

2. Структура повествования и создание напряжения
Стивенсон использует необычную структуру повествования, в которой события раскрываются через свидетельства различных персонажей. История, как правило, развивается от имени адвоката Уттерсона, который постепенно собирает части информации о Джекиле и Хайде, создавая интригу и неопределенность до самого конца.

3. Использование символизма
Стивенсон активно использует символизм, чтобы углубить восприятие темы двойной личности. Например, внешний вид мистера Хайда символизирует его внутреннее зло и бесчеловечность, в то время как доктор Джекил ассоциируется с уважением и порядочностью. Это контрастное изображение внешности персонажей является визуальным отражением их моральных различий.

4. Идея научных экспериментов и моральных последствий
В произведении также затронута тема научных экспериментов и их моральных последствий. Джекил, стремясь отделить свои добрые и злые качества с помощью науки, становится жертвой своих собственных амбиций. Стивенсон, таким образом, критикует безответственное использование научных открытий без учета этических норм.

5. Динамика отношений персонажей
Отношения между персонажами (в частности, между Уттерсоном и Джекилом) также имеют важное значение. Доверие и дружба, которые Уттерсон испытывает к Джекилу, противопоставлены злу, которое он не может понять в человеке, к которому привязан.

6. Краткость и сдержанность стиля
Стиль Стивенсона в этом произведении сдержан и лаконичен, что создает дополнительное напряжение. Он не злоупотребляет описаниями, позволяя читателю домысливать и воспринимать события через призму собственного воображения. Такая экономия слов помогает создавать атмосферу загадочности.

7. Концовка и её философский смысл
Финал произведения является кульминацией раскрытия темы, где всё становится на свои места. Раскрытие тайны через дневник Джекила дает не только ответы на вопросы, но и ставит философские размышления о природе человека и его способности к саморазрушению.

Темы

Ключевым событием, определяющим ход сюжета в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда», является эксперимент, позволивший доктору Джекилу разделиться на двух человек.

Эта вдохновляющая концепция позволяет Стивенсону исследовать фундаментальные вопросы, которые продолжают волновать людей и сегодня. Какова природа зла? Как далеко должна заходить наука в изучении сущности человека? Что значит быть уникальным человеком? В рассказе появляются некоторые основные темы, которые побуждают читателей задуматься над этими вопросами и их ответами.

Добро и Зло

В своём письме, которое составляет заключительную главу этой новеллы, доктор Джекилла прямо указывает на одну из основных тем этого произведения: добро и зло. Хотя это звучит довольно просто, на самом деле всё сложнее.

В первый раз, когда Джекил принимает свою «настойку» (наркотик, смешанный с алкоголем), он чувствует себя «моложе, легче, счастливее телом». Он более чувственен. Хотя он говорит, что он «в десять раз порочнее», кое-что из того, что он описывает, — это просто молодость. Для Джекила и для британского общества того времени злом было быть молодым, физически развитым, чувственным и страстным.

В другом месте этой последней главы Джекил описывает удовольствия, которые он получает, будучи Хайдом, как «недостойные».

Зло в этом обществе — это личное, страстное и физическое. Добро — это общественное, умственное и духовное.

Разделенное «Я «

Самый очевидный и буквальный пример раздвоения личности — доктор Джекил. Он сознательно и буквально разделяет себя на двух людей, чтобы сохранить хорошую репутацию своего публичного «я», Генри Джекила, и в то же время потакать своим тёмным страстям в качестве Эдварда Хайда.

Таким образом, первый вопрос заключается в том, что именно представляют собой эти раздвоенные личности? Иногда кажется, что это простое разделение на добро и зло: Джекил — добро, Хайд — зло. Однако в других случаях всё сложнее.

Когда Хайд в первой главе топчет маленькую девочку, он всё ещё хочет сохранить репутацию джентльмена (хотя неясно, почему). В последней главе Джекил объясняет свою точку зрения: Хайд — чистое зло, а Джекил — смесь добра и зла. По словам Джекила, такое разделение произошло из-за его намерений, когда он принимал препарат. Если бы он хотел создать чисто добрую версию себя, то зелье, которое он приготовил, сделало бы это, а не создало бы злодея.

В разные моменты кажется, что эта новелла повествует о войне, происходящей внутри человека на разных этапах эволюции. Уттерсон видит в лице Хайда что-то «троглодитское», что делает эту войну войной между пещерным человеком и современным человеком. Однако, когда Джекил называет Хайда «молодым», кажется, что война идёт между более молодым и страстным «я» и более зрелым и дисциплинированным «я».

Самоконтроль

Первые страницы этой новеллы описывают постоянную самодисциплину Уттерсона. Это способ сделать самоконтроль привычкой. Доктор Джекил, напротив, использует свои научные знания, чтобы избавиться от самоконтроля. Как только он создаёт настойку, которая освобождает Хайда как его злую сторону, Джекилу не нужно проявлять самоконтроль. Он может позволить Хайду действовать без оглядки. Это приводит к глубокой и горькой ситуативной иронии для Джекила: как только он отпускает Хайда на свободу, он уже не может вернуть его под контроль. Джекил ложится спать одним человеком, а просыпается другим, теряя контроль над собой на буквальном, физическом уровне. В конце концов, единственный способ вернуть этот контроль — убить себя.

Класс

В Викторианской Англии от людей ожидалось, что они будут вести себя определённым образом в соответствии с классом, к которому они принадлежали. От доктора Джекила, как представителя высшего класса, ожидалось, что он будет вести себя осторожно и подобающим образом и, более того, делать это добровольно, как подобает истинному джентльмену. Отчасти именно поэтому его решение не подавлять свои низменные желания так шокирует его коллег. Они реагируют не только из-за отвращения к злу, но и из-за шока от того, что один из них оказался настолько беспечным.

Действия доктора Джекила противоречат социальным правилам и ценностям, поскольку он проявляет свою низменную натуру в образе мистера Хайда, чья жестокость и необузданная сексуальность демонстрируют полное пренебрежение строгими правилами.

Слуги в этой истории также подчёркивают, насколько сильно в обществе укоренилось представление о классовых различиях. Даже когда доктор Джекил вызывает у них ужас, слуги отказываются переступать границы приличий. А сила характера Пула в частности показывает, насколько искусственными являются идеи о том, что люди отличаются друг от друга по способностям думать и чувствовать в зависимости от своего класса.

Запрос

На протяжении всей этой истории люди прибегают к разным методам поиска и расследования — или отказываются от них. Энфилд — первый персонаж, который отказывается доводить вопросы до конца и даже отказывается их задавать. В первой главе он говорит, что если что-то выглядит странно, он не будет задавать об этом вопросы. Примечательно, что он не делает этого, потому что такие вопросы могут привести к вынесению суждений.

С другой стороны, на протяжении всей новеллы показано, что важно понимать, как правильно искать истину и успешно это делать. Это проявляется во многих формах: в первой главе Энфилд требует от Хайда денег; Уттерсон заставляет Хайда показать своё лицо во второй главе; а Пул собирает доказательства, чтобы представить их Уттерсону о судьбе Джекилла в конце повествования.

Джекилл также показывает опасность чрезмерного любопытства. Он задаёт вопросы, которые людям следует задавать с осторожностью, и следует за своими открытиями в опасные места. Его смерть и смерть других людей — это другие необратимые последствия.

Контекст

Готический роман

Хотя люди всегда рассказывали страшные истории, современный хоррор уходит корнями в готический роман. Готическое направление можно считать тёмной или теневой стороной романтизма. И то, и другое вызывает сильные эмоции и опирается на народные верования, легенды и мифы, а не на новые научные открытия.

Однако если писатели-романтики, такие как Вордсворт и Блейк, сосредоточились на красоте природы, то писатели-готики сосредоточились на смерти и иррациональном. «Замок Отранто» Гарольда Уолпола (1764) считается первым готическим романом, но за ним последовали многие другие, такие как «Мельмот Странник» Чарльза Мэтьюрина 1820 года.

В готических произведениях основное внимание уделяется мрачному и таинственному. Эта тьма может быть буквальной, когда действие происходит ночью или в коридорах, или символической в виде греха и преступления.

В готической литературе часто встречаются противоестественные страсти. Авторы такой литературы часто создают атмосферу таинственности и напряжения, как это делает Стивенсон в этой новелле, в которой используется структура вложенных друг в друга рукописей, или повествований внутри повествований.

Это означает, что нет единой объективной объединяющей точки зрения. Вместо этого документы, написанные в разное время, дают представление о таинственной деятельности, лежащей в основе этой истории, и читателям приходится сопоставлять информацию.

Викторианская Мораль

Викторианская мораль была полна противоречий, что во многом идеально подходит для шедевра Стивенсона. С одной стороны, этот период характеризовался строгим кодексом сексуальной морали, даже репрессиями (особенно в отношении женщин). Как светские, так и религиозные лидеры стремились помочь бедным и грешным и считали, что обязаны это делать.

Кроме того, в этот период британское общество предприняло более активные шаги по борьбе с преступностью и бедностью; в это время получила распространение идея о создании профессиональной полиции.

С другой стороны, в Викторианской Англии бедняки жили в ужасных условиях. В Лондоне было много проституток. Считалось, что у мужчин есть сексуальные желания, а у женщин их не было. В результате между классами постоянно и зачастую скандально происходила сексуальная и экономическая борьба.

Эволюция

За пятнадцать лет до того, как Стивенсон написал «Доктора Джекила и мистера Хайда», Чарльз Дарвин опубликовал «Происхождение человека и половой отбор».

Титульный лист первого издания «Происхождения человека и половой отбор» Чарльза Дарвина. Издательство John Murray, 24 февраля 1871 года.

Титульный лист первого издания «Происхождения человека и половой отбор» Чарльза Дарвина. Издательство John Murray, 24 февраля 1871 года.

Дарвин прямо заявил, что его целью было определить, произошли ли люди, как и другие виды, от других форм жизни. Он пришёл к выводу, что это так, и утверждал, что люди произошли от волосатых четвероногих животных с хвостами.

Влияние Дарвина на общество XIX века было огромным. Идея о том, что эволюция сформировала людей и животных одинаково, бросала вызов особому статусу, полученному людьми в библейской истории сотворения мира, где они созданы отличными от животных и превосходящими их.

В популярной художественной литературе эта эрозия человеческой уникальности приняла форму гибридов животного и человека, как в «Острове доктора Моро» Герберта Уэллса, или появлении анималистических черт у людей. Читатели видят это в «обезьяноподобной» и «троглодитической» натуре мистера Хайда.

Гомосексуальность

В «Докторе Джекиле и мистере Хайде» нет явного упоминания о гомосексуальности, как и её обсуждения. Однако в предисловии к изданию «Доктора Джекила и мистера Хайда» в серии Penguin Classics Роберт Мигалл утверждает, что для понимания новеллы важно знать, как в конце 1800-х годов в Великобритании относились к гомосексуальности. Он, в частности, утверждает, что отношения между Джекилом и Хайдом кажутся Уттерсону гомосексуальными и будут казаться таковыми читателям Стивенсона. Мигалл основывает эту интерпретацию на реплике Уттерсона:«Мне становится не по себе при мысли о том, что это существо крадётся, как вор, к постели Гарри».

Предположение, что Хайд может шантажировать Джекила, также указывает на возможную гомосексуальность: угроза разоблачить мужчину как гея была основой многих случаев шантажа в XIX веке. Это предположение вписывается в общую тему, поскольку Хайд — это способ Джекила потакать своим страстям, которые он не может проявлять на публике. Предположения о гомосексуальности также объясняют другие действия в новелле, например, то, как сэр Дэнверс Кэрью, «прекрасный джентльмен», пристаёт к другому мужчине (как выясняется, к Хайду) в ночь перед тем, как его забивают до смерти. Это также согласуется с сюжетом, поскольку даёт правдоподобное объяснение тому, почему Джекил мог оставить всё Хайду.

Шотландское происхождение Стивенсона

Роберт Льюис Стивенсон вырос в Эдинбурге, Шотландия. Этот город повлиял на его творчество в двух аспектах. Во-первых, Эдинбург состоит из двух частей: Старого города и Нового города. Новый город более логично организован и современен. Старый город намного старше. Он рос естественным образом, и его улицы уже, грубее и темнее. Некоторые двери скрыты. Критики, такие как Г. К. Честертон, утверждали, что действие «Доктора Джекила и мистера Хайда» на самом деле происходит в Эдинбурге, а не в Лондоне, как говорит Стивенсон, основываясь на описаниях города в новелле.

Арка Каугейт на мосту Георга IV, Эдинбург, 1860 год.

Арка Каугейт на мосту Георга IV, Эдинбург, 1860 год.

Второй, более конкретный пример того, как история Эдинбурга повлияла на Стивенсона, — это Уильям Броуди. Броуди жил в Старом городе Эдинбурга в XVIII веке. Днём Броуди был профессиональным краснодеревщиком, дьяконом в гильдии и членом городского совета. Однако частью его работы краснодеревщика было изготовление замков. Ночью он использовал это умение, чтобы грабить дома богатых и уважаемых людей. В конце концов этого человека арестовали и казнили за его преступления. Интересно, что у родителей Стивенсона был шкаф, сделанный Броуди, и он стоял в детской Роберта. Няня Стивенсона, Элисон Каннингем, рассказала Роберту историю Уильяма Броуди, когда Роберт был маленьким. Стивенсон даже написал пьесу о Броуди под названием «Дикон Броуди, или Двойная жизнь».

Персонажи 

Персонажи Описание
Доктор Джекил Доктор Генри Джекил — уважаемый врач, который экспериментирует с двойственной природой человека.
Мистер Хайд Мистер Эдвард Хайд — злобное и пугающее альтер-эго Джекилла.
Уттерсон Габриэль Джон Уттерсон — адвокат и старый друг доктора Джекилла.
Энфилд Ричард Энфилд дружит с Уттерсоном и Джекилом.
Лэньон Доктор Хэсти Лэньон — врач и один из старых друзей Джекилла. 
Пул Пул — давний дворецкий доктора Джекила.
Доктор из Эдинбурга Доктор из Эдинбурга помогает маленькой девочке, которую растоптал Хайд.
Экономка Хайда Экономка Хайда — беспринципная женщина, которая присматривает за его домом в Сохо.
Служанка Джекилла Горничная Джекила оплакивает его, когда есть опасения, что он может быть мёртв.
Маленькая девочка Маленькая девочка становится жертвой мистера Хайда, который топчет её ногами на глазах у Энфилда.
Горничная-служанка Горничная наблюдает за убийством сэра Дэнверса Кэрью.
Мистер Гэсть Мистер Гэст — клерк Уттерсона.
Офицер полиции Офицер полиции расследует убийство сэра Дэнверса Кэрью.
Сэр Дэнверс Кэрью Сэр Дэнверс Кэрью — уважаемый джентльмен, убитый Хайдом.

Интересные факты

1. Многие критики считают, что «Доктор Джекил и мистер Хайд» — это аллегория Шотландии.
Хотя действие «Доктора Джекила и мистера Хайда» происходит в Англии, многие литературоведы считают, что это социальный комментарий к шотландской жизни в Эдинбурге, столице Шотландии. Шотландия считалась разделённой между двумя культурами, английской и шотландской, и двумя языками, английским и шотландским, один из которых считался более утончённым, а другой — более непосредственным и варварским.

В Эдинбурге также было два отдельных района: чистый и благопристойный новый город к северу от железнодорожных путей и исторически суровый, туманный и опасный старый город, место криминальной активности. Эти две сферы жизни города нашли отражение в поляризованных личностях доктора Джекила и мистера Хайда, которые, несмотря на свои различия, все еще жили в одном теле.

2. Доктор Джекилл был назван в честь знаменитого садовника.
Гертруда Джекил была известным ландшафтным дизайнером, которая отвечала за сады во многих британских дворцах, аббатствах и общественных парках. Её брат Уолтер был другом Стивенсона, и тот спросил, можно ли использовать фамилию семьи для своего персонажа. Они согласились.

3. Стивенсон был непреклонен в том, что книга не о сексуальности.
Наиболее распространённая интерпретация «Доктора Джекила и мистера Хайда» заключается в том, что развращённость мистера Хайда проистекает из сексуальной активности в форме насилия, беспорядочных половых связей или гомосексуализма.

В частном письме в New York Sun Стивенсон написал, что мистер Хайд был «не просто «сластолюбцем». Нет никакого вреда в сладострастии и … никакого — вообще никакого вреда — в том, что похотливые глупцы называют «безнравственностью».  Он добавил, что Хайд был лицемером, «воплощением жестокости и злобы, эгоизма и трусости».

4. Актёра, сыгравшего доктора Джекила и мистера Хайда, обвинили в том, что он был Джеком-потрошителем.
Инсценированная версия «Доктора Джекила и мистера Хайда» 1888 года настолько идеально совпала с началом печально известных убийств Джека Потрошителя в Лондоне, что публика была убеждена, что виновником должен быть актер Ричард Мэнсфилд. Правдивость этого обвинения так и не была подтверждена, но превращения Мэнсфилда во время спектакля были настолько реалистичными и страстными, что многие зрители были искренне потрясены представлением.

Актёр Ричард Мэнсфилд впервые сыграл двойную роль доктора Джекила и мистера Хайда в сценической адаптации новеллы Стивенсона 1888 года.

Актёр Ричард Мэнсфилд впервые сыграл двойную роль доктора Джекила и мистера Хайда в сценической адаптации новеллы Стивенсона 1888 года.

5. Роберт Льюис Стивенсон должен был стать инженером-строителем маяков.
Отец Стивенсона был инженером-строителем маяков, и он ожидал, что сын пойдёт по его стопам. Стивенсон начал изучать инженерное дело, но затем переключился на юриспруденцию. В конце концов он оставил эти занятия, чтобы стать писателем. Стивенсон опубликовал свою первую книгу «Путешествие внутрь страны» в 28 лет. «Доктор Джекил и мистер Хайд», опубликованный, когда ему было 35 лет, принёс ему известность.

 6. Роберт Льюис Стивенсон подарил свой день рождения двенадцатилетней девочке.
В 1891 году Стивенсону был 41 год, и он жил на Самоа. Он узнал, что Энн Айд, 12-летняя дочь американского посланника на Самоа, хотела, чтобы её день рождения не приходился на Рождество. Стивенсон, родившийся 13 ноября, составил документ, чтобы официально передать свой день рождения, 13 ноября, Анне. В документе он написал: «Теперь у меня больше нет смысла отмечать день рождения каким-либо образом.»

Текст: Светлана Никонова, 947 👀