Превращение (Франц Кафка) • повесть

краткая информация
Дата публикации: 1915 | Форма произведения: повесть | Возраст: взрослые | Главные герои: Грегор Замза, Грета Замза, Мистер Замза, Миссис Замза Второстепенные герои: Анна, Служанка, Главный квартиросъёмщик, Управляющий офисом Темы: семья, человек и общество

История создания

Поэт отчаяния и абсурда

Франц Кафка (3 июля 1883 – 3 июня 1924 гг.) — один из самых читаемых немецкоязычных авторов, оставивший неизгладимый след в мировой литературе XX века.

Кафка написал ряд произведений, таких как «Превращение», «Процесс», «Замок», которые стали символами экзистенциального абсурда, отчуждения и безысходности. В своих текстах он исследовал темы власти, изоляции, борьбы с бессмысленностью жизни и страха перед непониманием.

Кафка был трудным и замкнутым человеком, часто страдавшим от депрессии и болезней. Он прожил сравнительно короткую жизнь и большую часть своего творчества опубликовать не успел, оставив много незавершённых работ. При жизни Кафка опубликовал лишь малую часть своих произведений. Но после смерти Кафки, о нём заговорили как о плодовитом и глубоком писателе. 

Причина в семье

Опубликованная в 1915 году новелла Франца Кафки «Превращение» — тревожная история. Книга, давшая начало литературному термину «кафкианство», описывает жизнь Грегора Замзы после того, как он необъяснимым образом превратился в насекомое.

 «Превращение» — это  художественный дневник Кафки, в котором совпадает все, включая количество домочадцев и описание комнаты. 

Критики отмечают сходство между отношениями отца и сына в «Превращении» и напряжёнными отношениями автора с собственным отцом.

Жестокий отец

У Кафки были очень сложные и непростые отношения с родителями. Отец Кафки, бизнесмен, был властным человеком и часто устраивал скандалы в доме. Матери Кафки, преданной домохозяйке, не хватало интеллектуальной глубины, чтобы понять мечту и желание своего сына стать писателем.

Грубость отца оказала сильное и глубокое влияние на  жизнь и творчество Франца Кафки.  Писатель вспоминал эпизод из детства, когда он ночью пошёл попить воды, за что был выставлен отцом на улицу в одной рубашке. Образ чего-то большого, властного, способного в любой момент растоптать тебя, преследовал Кафку: «Спустя годы я всё ещё страдал от мучительного представления, как огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, почти без всякой причины ночью может подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, — вот, значит, каким ничтожеством я был для него», — описывал Кафка ужас, испытанный в юности.

Во многих рассказах Кафки герои вступают в конфликт с тёмными, контролирующими силами, которые угрожают их индивидуальности. В «Превращении» отец Грегора особенно стыдится преображения своего сына. Эта история — жуткое повествование о социальных изгоях, которых избегают и исключают из общества.

О названии

Название новеллы Кафки «Превращение» отсылает к метаморфозе, или превращению, которое переживает Грегор Замза, превращаясь из человека в существо, похожее на насекомое.

Жанр произведения

Повесть. Вымысел.

Символы

В «Превращении» Кафка использует символы, чтобы создать несколько смысловых уровней, установить связи между персонажами и продвинуть сюжет. Его символы могут принимать форму предметов, действий, природных явлений или профессий.

Паразиты

Немецкое слово, которое использует Кафка, ungerziefer, означает «паразит» или «мерзкая ползучая тварь», в которую превращается Грегор.

На одном уровне форма паразита, в которую превращается Грегор, кажется олицетворением бесчеловечных и унизительных аспектов его жизни и работы в современном обществе. Будучи коммивояжером, Грегор редко успевает нормально спать и есть или развивать близкие отношения с коллегами или клиентами. Работа поглощает его; паразитом, которым он становится, он становится из-за чистого страдания, которое испытывает, работая изо дня в день на других, без мотивации и способности проложить свой собственный путь.

Женщина в мехах

Реклама женщины в мехах в комнате Грегора «показывала даму в меховой шапке и меховом боа, которая сидела прямо, подняв тяжёлую меховую муфту, закрывавшую всю её руку, по направлению к зрителю». В немецком тексте говорится, что её рука «исчезла» в меховой муфте. Фотография, которую Грегор с любовью вставил в рамку, даёт читателям представление о Грегоре как о полноценном человеке, сексуальном существе, которое может наслаждаться провокационным образом женщины.

Именно эта фотография становится символом последней надежды Кафки остаться человеком. Когда Грета и миссис Самса выносят из комнаты Грегора мебель и вещи, он цепляется за неё. В этот момент Грегор находится на грани того, чтобы принять жизнь насекомого, оставив позади свою прежнюю жизнь торговца. Но он не может полностью отпустить её. Услышав голос матери, он решает, что хочет, чтобы мебель осталась на своих местах, а не была вынесена, чтобы ему было легче ползать и висеть: «Он был очень близок к тому, чтобы забыть, и только голос матери, который он так давно не слышал, вывел его из этого состояния», — говорит рассказчик.

Униформа мистера Замзы

Униформа мистера Замзы с отполированными, блестящими золотыми пуговицами символизирует самоуважение, которое он испытывает, когда возвращается на работу и сам обеспечивает свою семью.

До преображения Грегора он редко выходил из квартиры, не снимал халат и не расчёсывал волосы. Однако, когда он был вынужден вернуться на работу вместо того, чтобы полагаться на сына, он, кажется, воодушевился своей новой ролью кормильца.

Грегор замечает перемены в отце: «Теперь он держался прямо, был одет в щегольскую синюю форму с золотыми пуговицами… из-под густых бровей его пронзительные тёмные глаза казались свежими и внимательными».

Со временем униформа приобретает всё более тревожное значение. По мере того, как работа начинает сказываться на Замзах, а мистер Замза засыпает во время или сразу после ужина, униформа становится грязной и изношенной.

Отказ мистера Замзы снимать униформу дома по вечерам, похоже, свидетельствует о трансформации, подобной той, что произошла с Грегором. Как и его сын, мистер Замза становится слишком поглощённым своей работой; он хочет казаться готовым выполнить любое поручение своего начальника, даже если его форма приходит в негодность.

Весна

Когда Грегор умирает и его семья приходит посмотреть на его тело, уборщица открывает окно, и в спальню Грегора врывается тёплый свежий воздух. Рассказчик сообщает, что на дворе конец марта — или ранняя весна, — и семья уезжает за город, чтобы насладиться тёплым воздухом и солнечным светом.

Эти отсылки к весне символизируют надежду и обновление для членов семьи Замза, которые пережили тяжёлый опыт, но надеются на лучшее будущее. Пока семья едет на трамвае (вид железнодорожного транспорта, перевозящий группы людей на короткие расстояния) в деревню, женщины целуют и обнимают мистера Замзу; Грета оживляется, к ней возвращается румянец; и все трое строят планы на счастливую жизнь.

Яблоки

Согласно библейской традиции, яблоки — это запретный плод с Древа познания добра и зла. Съев этот плод, Адам и Ева обретают знание, но при этом совершают грех и изгоняются из Эдемского сада.

В «Превращении» яблоки также являются символом нового понимания, которое приводит к страданиям. После того, как мать Грегора падает в обморок при его появлении, отец набивает карманы яблоками и бросает их в Грегора. Одна из них застревает в спине Грегора и начинает гнить, вызывая воспаление. Наряду с потерей Грегором интереса к еде и окончательным отказом от него его сестры, эта травма становится причиной смерти Грегора.

Критика

Когда повесть Франца Кафки «Превращение» была опубликована в журнале «Die Weißen Blätter» в 1915 году, критики в целом не придали ей большого значения. Повесть Кафки не вызвала бурю восторга и не стала сенсацией в литературных кругах. Важно отметить, что Франц Кафка не был широко известен в тот период, а его работы лишь начинали привлекать внимание определённой части интеллектуальной аудитории.

 Некоторые критики не могли полностью понять странный и абсурдный сюжет повести. Для того времени такие элементы абсурда и фантастики были необычными и не соответствовали традиционным литературным канонам.

«Превращение» привлекло внимание небольшой, но преданной группы интеллектуалов, писателей и философов, которые в дальнейшем стали поддерживать и развивать идеи, поднятые в произведении. Однако для широкого круга читателей повесть оставалась непонятной и даже несколько странной, что ограничивало её первоначальный успех.

В первые годы публикации Кафка сам воспринимал свою работу сдержанно и не ждал большого успеха. Он был критичен к своим произведениям и часто воспринимал их как нечто незавершенное. 

Истинное значение «Превращения»и влияние этой повести на литературу стали ясны лишь позже, когда Кафка был признан одним из величайших писателей XX века.

Основная идея

Через историю главного героя автор показал абсурдность мира, так и не объяснив, почему и как произошло превращение.

Оставшись одиноким, отверженным самыми близкими людьми, Грегор Замза умирает, будто спасая семью от дискомфорта, который доставлял им, превратившись в насекомое.

Художественное своеобразие

Франц Кафка считается одним из самых убедительных и значимых литературных деятелей XX века. Стиль письма Франца Кафки оказал такое влияние, что получил особое название «кафкианский». Термин «кафкианский» относится к стилю, в котором присутствуют причудливые элементы. Он также считается синонимом термина «сюрреалистический».

Рассказы Кафки необычайно странны. Они символизируют абсурдность и странность жизни. Он создавал психологически глубоких персонажей, в которых проявляется сюрреалистическая и причудливая сторона мышления и воображения. Кафка великолепно играет с метафорами. Его стиль также был по сути метафорическим. Короче говоря, Кафка сплёл в своих произведениях сложную сеть, которая была характерна для его критического подхода к интерпретации.

Уникальный стиль письма Франца Кафки во многом основан на его мыслях, идеях, убеждениях и отношениях с людьми и семьёй.

Ниже перечислены ключевые художественные особенности повести «Превращение»:

Абсурдность и фантастика: Основной элемент повести — превращение главного героя Грегора Замзы в гигантское насекомое. Это фантастическое событие представлено в тексте как обычное, не вызывает у персонажей шока или удивления, что усиливает ощущение абсурдности происходящего.

Психологизм: Повесть глубоко исследует психологическое состояние Грегора после его превращения. Читатель наблюдает за его внутренним миром, переживаниями, чувством отчуждения и неудовлетворенности, что помогает глубже понять его борьбу с новыми обстоятельствами.

Отчуждение и изоляция: Кафка мастерски показывает, как Грегор постепенно становится чужд своим близким и обществу. Его превращение становится метафорой отчуждения и социальной изоляции, с которыми сталкиваются многие люди в реальной жизни.

Метафора и символизм: Превращение Грегора может быть интерпретировано как символ утраты человечности, социальной деградации или стремления к освобождению от жизни, полной обязанностей и ожиданий. Также насекомое может олицетворять ощущение ничтожности и беспомощности.

Тема вины и ответственности: Грегор чувствует себя виноватым за то, что не может продолжать поддерживать свою семью, несмотря на физическую невозможность делать это после превращения. Это усиливает тему ответственности и обязанностей, которые он нес на протяжении всей своей жизни.

Ирония: В повести много ироничных моментов, например, отношение членов семьи к Грегору после его превращения. Ирония заключается в том, что его близкие вместо того чтобы заботиться о нем, постепенно отвергают его, что делает трагедию еще более острой.

Минимализм в стиле: Кафка использует лаконичный, простой стиль повествования, что позволяет сосредоточиться на внутреннем мире персонажей и их отношениях, избегая излишней эмоциональности или красочности в описаниях.

Тема кризиса личности: Превращение Грегора в насекомое — это метафора кризиса его личности. Его прежнее существование — жизнь, подчиненная обязанностям, социальной роли и ожиданиям других — разрушена, и он сталкивается с необходимостью переосмысления своей идентичности.

Эти особенности создают атмосферу отчужденности и непонимания, что является основным элементом произведения Кафки.

Темы

В «Превращении» Кафка использует Грегора и других персонажей, чтобы поразмышлять о темах, связанных с работой и жизнью в начале XX века. Эти темы появляются в начале и развиваются по мере развития сюжета.

Отчуждение в современной жизни

На протяжении всего «Превращения» Кафка изображает мир труда начала XX века как отчуждённое место, лишённое счастья и человеческих связей.

Главный герой, Грегор Замза, работает коммивояжёром — должность, связанная с «проклятием путешествий, беспокойством о пересадках на поезда, плохой и нерегулярной едой, постоянным общением с разными людьми, так что вы никогда не сможете никого узнать или подружиться с кем-то».

Грегору надоел такой образ жизни, и он думает: «Всё это может пойти к чёрту!» Он готов к переменам, которые могут быть как физическими, так и психологическими; читатели могут воспринимать эту историю как фантазию или как метафору психического расстройства персонажа.

Каждая из жалоб Грегора, от стресса, связанного с поездками на работу, до отсутствия значимых отношений с коллегами и клиентами, характерна для меняющегося характера работы на рубеже 20-го века. В этот период развитие технологий, индустриализация и научные открытия ускорили темп ведения бизнеса, из-за чего у людей оставалось меньше времени на регулярное питание и общение.

Через Грегора и других персонажей Кафка рисует картину того, как современная работа может влиять на общество. Управляющий офисом, например, предъявляет необоснованные требования к сотрудникам, которые должны приходить на работу каждый день, независимо от того, больны они или нет: «Нам, коммерсантам, — то ли к счастью, то ли к несчастью — приходится часто в интересах дела просто превозмогать лёгкий недуг», — говорит служащий Грегору (через дверь его спальни) и его родителям.

Современный мир труда сказывается и на Грете, и на её родителях. Когда они втроём собираются за ужином после целого дня работы, они слишком устают, чтобы разговаривать. Грегор, наблюдающий из своей комнаты, как они ужинают, замечает резкий контраст между «живыми беседами» прежних времён и почти полной тишиной во время трапезы сейчас. Каждый вечер мистер Замза засыпает в своём кресле, а у Греты не хватает сил уделять Грегору время и внимание, в которых он нуждается. Целый день она «бегала взад-вперёд за своим прилавком по просьбе клиентов», а потом училась по вечерам, и «у неё просто не было сил делать что-то ещё». Рабочая жизнь Греты, как и у других современных работников, оставляет ей мало времени на семью.

Разум и Тело

Снаружи Грегор выглядит как насекомое, но внутри он мыслит и рассуждает как человек, демонстрируя разрыв между разумом и телом. Это особенно заметно в начале рассказа, когда Грегору приходится решать, что делать со «всеми этими маленькими ножками, которые постоянно двигались в разных направлениях и которыми он, к тому же, не мог управлять». В этот момент мысли Грегора сосредоточены в основном на работе: он беспокоится о том, как его начальник отреагирует на его опоздание, и планирует встать с кровати (чтобы одеться для работы) до того, как часы пробьют 7:15.

Однако со временем Грегор учится использовать свои ноги и конечности, чтобы висеть на потолке, прилипать к плакату с женщиной в мехах и многому другому. Он понимает, что ему больше не нравится его любимый человеческий напиток — подслащённое молоко, — и предпочитает испорченные, гнилые овощи и объедки из семейной кладовой и со стола.

Его воодушевляет мысль о том, что Грета убирает его комнату, чтобы освободить больше места для ползания. В таких случаях мысли Грегора начинают согласовываться с его телом, похожим на тело насекомого, но эти мысли исчезают, когда вмешиваются элементы его человеческой жизни. Например, вид и звук миссис Замзы, входящей в его комнату, заставляют Грегора желать, чтобы мебель в его комнате оставалась на своих местах, а когда он слышит, как Грета играет на скрипке, он задаётся вопросом: «Был ли он животным, если музыка могла так его очаровать?».

Грегор никогда не достигает полной связи между разумом и телом, хотя иногда приближается к этому.

Семейные узы

Кафка исследует сложную природу семейных отношений в «Превращении». На протяжении всего рассказа Грегор играет роль семейного опекуна и миротворца. Он работает на жалкой должности коммивояжёра, чтобы обеспечивать свою семью, редко оставляя себе деньги и откладывая их на консерваторию для своей сестры.

Даже после того, как он превращается в жука, он беспокоится о том, смогут ли его родители, которых он считает стареющими и слабыми, выйти на улицу и заработать денег. Он также чувствует себя ужасно виноватым из-за того, что его сестра не сможет поступить в консерваторию, потому что он больше не может за это платить.

Большая часть беспокойства Грегора связана с тем, что он берёт на себя ответственность за трудности, с которыми сталкивается его семья, и чувствует необходимость решать их самостоятельно. Грегор берёт на себя ответственность за то, чтобы «успокаивать отца» каждый раз, когда мистер Замза впадает в ярость, и пытается оправдать пренебрежительное отношение к семье как неизбежное следствие их изнурительной жизни.

В то же время, однако, Грегор обижается на своих родителей и сестру за то, что они его игнорируют. Эти смешанные чувства, которые колеблются от любви к обиде, похожи на те, что испытывают к Грегору мистер и миссис Замза, а также Грета. Например, миссис Замза одновременно любит своего сына и испытывает к нему отвращение, точно так же, как Грета любит своего брата и обижается на него.

Контекст

Еврейские корни

В начале XX века в Праге проживало много евреев. Хотя семья Кафки была еврейской и жила в еврейском районе, они редко посещали синагогу и старались влиться в местное чехословацкое общество. В то время в Праге было много антисемитов, что приводило к беспорядкам и нападениям на евреев и еврейские предприятия. Во время одной из таких атак бунтовщики пощадили магазин Кафки, потому что приняли его за бизнес, принадлежащий чехам, что говорит о том, насколько его родители ассимилировались.

С годами многие еврейские друзья и коллеги Кафки стали воспринимать попытки своих родителей ассимилироваться как предательство их еврейских корней. Некоторые из его друзей, например Макс Брод, стали убеждёнными сионистами и выступали за создание еврейского государства на территории тогдашней Палестины.

Кафка тоже увлекался сионизмом, однако вопрос о том, насколько он практиковал иудаизм и верил в него, остаётся спорным. Многие учёные считают, что в глубине души писатель был атеистом, который изо всех сил старался вписаться в общество. Как бы то ни было, это чувство отчуждённости и «неприкаянности» проявляется в «Превращении».

Главный герой новеллы, Грегор Замза, чувствует себя отчуждённым сначала как коммивояжёр, а затем как насекомое. Грегор заперт в мире, который, казалось бы, подчиняется бессмысленным и непонятным правилам; даже чувства и мотивы самых близких ему людей, таких как отец и сестра, трудно понять. Будучи художником, запертым в кабинете, и, возможно, евреем-атеистом в антисемитской и преимущественно католической Праге, Кафка находится в таком же положении, что и Грегор, который не вписывается в общество ни как человек, ни тем более как насекомое.

Современная жизнь в Праге

Как и большая часть западного мира, Прага в начале XX века переживала период массовой модернизации: на смену лошадям и повозкам пришли автомобили и пригородные поезда, а технологические инновации (электричество, радио) изменили характер жизни и работы.

В «Превращении» Кафка с помощью Грегора рисует картину — и не очень приятную — жизни в современном мире. Грегор каждое утро встаёт до восхода солнца, чтобы успеть на пятичасовой поезд и работать на работе, которая делает его несчастным. Он терпеть не может «плохую и нерегулярную еду [и] постоянный контакт с разными людьми, из-за чего невозможно с кем-то познакомиться или подружиться». Будучи коммивояжёром, Грегор подчиняется железнодорожному расписанию.

Наряду с технологическим прогрессом происходили и другие изменения, в том числе брожение умов, бросавшее вызов авторитетам и устоявшимся убеждениям и обычаям. Художники и мыслители, многие из которых находились под влиянием немецкого философа Фридриха Ницше (1844–1900), считали общественные правила ограничивающими.

Возможно, Кафка находился под влиянием этой точки зрения, называемой нигилизмом, или, по крайней мере, симпатизировал ей. Конечно, будучи студентом, он возмущался школьными правилами. Кроме того, отрицая существование бога или любой другой трансцендентной силы, нигилизм ставил под сомнение идею о том, что жизнь имеет какой-либо смысл. «Превращение» отражает этот мрачный аспект нигилизма. После своего превращения Грегор всё ещё остаётся «самим собой» внутри, но остальной мир полностью отвергает его, ставя под сомнение смысл его существования в любой форме.

Фрейд и Дарвин

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский невролог и основатель психоанализа, на рубеже XX века опубликовал ряд книг, которые, вероятно, повлияли на мышление Кафки и некоторые аспекты «Превращения». Например, Фрейд предположил, что подавленные конфликты, ужасы, чувства и желания хранятся в бессознательном и проявляются в снах или невротическом поведении.

Рассказ Кафки начинается с того, что Грегор просыпается от тревожного сна, после чего происходит странное превращение продавца в ужасного жука — или то, что кажется продолжением его странного сна. В таком случае возможно ли, что весь рассказ Кафки — это сон, раскрывающий бессознательное Грегора — его ощущение, что современный мир лишил его человечности?

Фрейд также утверждал, что в патриархальных обществах мальчики стремятся соперничать со своими отцами, что приводит к чувству вины, которое Фрейд назвал эдиповым комплексом. В литературе полно примеров того, как сыновья борются со своими отцами — от мифического греческого Эдипа до Люка Скайуокера в фильме «Звёздные войны». Конфликты Кафки с его властным отцом, по-видимому, повлияли на многие его художественные произведения.

Другой новаторский теоретик, Чарльз Дарвин (1809–1882), оказал влияние на искусство, философию и литературу начала XX века. Кафка, вероятно, тоже опирался на теории Дарвина. Хотя Дарвин опубликовал «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871) задолго до Кафки, его идеи всё ещё широко обсуждались в интеллектуальных кругах, когда Кафка написал «Превращение» несколько десятилетий спустя. Например, теория эволюции Дарвина утверждает, что все живые виды со временем эволюционируют, чтобы приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды. Метаморфоза Грегора может рассматриваться как деэволюция или результат его неспособности или нежелания приспособиться к жизни в современном мире.

Жанр модернизма

Кафка писал в разгар модернистского движения. Это художественное и литературное движение зародилось на рубеже веков и процветало по мере продвижения века, в условиях индустриализации и катастрофических войн. Писатели-модернисты объединили психологическую теорию с революционными формами, чтобы выразить отчужденность и неопределенность жизни в быстро меняющемся мире. «Превращение» отражает как темы и стили модернизма, так и его неприятие традиционных литературных «правил», например, запрещающих смешивать реалистичные, современные детали с фантастическими элементами.

Персонажи

Характер Описание
Грегор Замза Грегор, главный герой истории и коммивояжер, однажды утром просыпается и обнаруживает, что превратился в жука.
Грета Замза Грета, сестра-подросток Грегора и талантливая скрипачка, заботится о своём брате после его превращения, но позже разочаровывается из-за того, как это сказывается на семье.
Мистер Замза Мистер Замза, отец Грегора, набрасывается на сына и ранит его, когда узнаёт, что тот стал жуком.
Миссис Замза Миссис Замза, мать Грегора, разрывается между любовью к сыну и отвращением к его новой форме. 
Анна В ужасе от Грегора служанка Замзов увольняется.
Служанка Служанка заменяет горничную Замзов и готова помочь Грегору и его семье.
Главный квартиросъёмщик Главный квартиросъёмщик, который говорит от имени всех троих, платит за проживание в доме Замзов, требует чистоты и оспаривает главенство мистера Замза в доме.
Управляющий офисом Управляющий офисом, начальник Грегора, приходит домой к Замзе, чтобы выяснить, почему его сотрудник опоздал на поезд и на работу.

Интересные факты

1. До сих пор остаётся загадкой, каким насекомым становится Грегор.
Исследователи давно задаются вопросом о том, в какое именно насекомое превратился Грегор Замза, поскольку Кафка называет его просто «ужасным паразитом». Хотя Кафка намеренно оставляет вопрос о том, в какое именно насекомое превратился Грегор Замза, двусмысленным, описания в тексте позволяют предположить, что это насекомое больше всего похоже на таракана или жука: «спина, похожая на панцирь», «коричневое брюшко, слегка выпуклое и разделённое дугами на жёсткие сегменты» и «множество жалких тонких ножек».

2. Кафка специально запретил издателю использовать иллюстрации с изображением паразитов.
Кафка не позволил своему издателю включить в книгу иллюстрацию, изображающую превращение Грегора, хотя редакторы хотели поместить её на обложку. Хотя это существо с тех пор вдохновило бесчисленное количество художников-концептуалистов, Кафка прямо заявил: «Само насекомое не должно быть нарисовано. Его нельзя даже рассматривать на расстоянии».

3. Радиопостановка объединила советы доктора Сьюза с сюжетом «Превращения»
Радиопостановка под названием «Замза и Доктор Сьюз», впервые показанная на CBC Radio One в 2008 году, рассказывает о том, как Грегор Замза, превратившись в насекомое, принимает любимого детского писателя доктора Сьюза за настоящего врача, к которому он обращается за советом по здоровью. Роли исполнили Дэвид Ракофф и Джонатан Голдштейн.

4. В «Симпсонах» была показана пародия на новеллу Кафки.
Мэтт Грейнинг, создатель известного мультсериала «Симпсоны», включил отсылку к «Превращению» в свою книгу 2001 года «Симпсонический хэллоуин: 13 леденящих кровь серий «Домика ужасов на дереве». В рассказе под названием «Симпсоны-метаморфы» маленькая дочь Гомера Симпсона Мэгги превращается в гротескное насекомое.

5. Существует версия «Превращения», в которой Грегор превращается в котёнка.
В «Мяуморфозе» автор Колридж Кук пародирует рассказ Кафки, заставляя Грегора Замзу проснуться и обнаружить, что вместо ужасного насекомого он превратился в «милого котёнка».

6. Кафка был чрезвычайно быстрым писателем.
Короткий рассказ автора «Судный день» был написан в течение всей ночи. Он считал, что такой интенсивно последовательный период написания позволил «полностью раскрыться телу и душе». Он объявил этот процесс единственным способом, которым «[можно] заниматься письмом». Менее чем через два месяца после этой сессии он завершил «Превращение», одновременно работая над другим произведением, которое будет опубликовано после его смерти под названием «Америка».

7. «Превращение» не публиковалось в течение трёх лет.
Хотя Кафка хотел закончить рукопись «Превращения» за один-два сеанса, его преследовали задержки и перерывы. После того как в 1912 году Кафка прочитал отрывок вслух друзьям, различные издательства проявили интерес, но «Превращение» было официально опубликовано только в 1915 году. Переговоры с издательствами и начало Первой мировой войны задержали публикацию.

8. «Превращение» вдохновило на создание множества пересказов, в том числе от лица семьи Грегора.
«Тревожные удовольствия: роман после Кафки», написанный Лэнсом Олсеном в 2007 году, представляет собой множество точек зрения на историю Кафки. Помимо семьи Грегора, в романе есть современная сюжетная линия, в которой женщина впервые читает «Превращение».

9. В короткометражной экранизации была идея превратить Грегора в банан.
В фильме «Эта замечательная жизнь» Франца Кафки Ричард Э. Грант играет Кафку, который экспериментирует с разными потенциальными предметами для превращения Грегора Замзы, такими как банан или кенгуру, но не может сосредоточиться из-за отвлекающих факторов. В 1995 году фильм получил премию «Оскар» за лучший короткометражный фильм с живыми актёрами.

10. Бенедикт Камбербэтч прочитал «Превращение» для BBC Radio.
В честь 100-летия со дня публикации новеллы популярный актёр, сыгравший главные роли в фильмах «Звёздный путь: Во тьме», «Шерлок» и «Игра в имитацию», в 2015 году прочитал её вслух для BBC Radio 4.

Текст: Светлана Никонова, 37 👀