Поиск соответствий
В двадцать втором задании ОГЭ по обществознанию выпускникам 9 классов предстоит устанавливать соответствие между данными элементами: например, функциями и их примерами, процессами и характерными для них признаками. Это задание может принести 2 балла: их ставят, если ответ полностью верен. Если же есть 1 ошибка, ставится 1 балл, а если 2 и более – 0. Несмотря на количество баллов, задание относится к базовому уровню сложности – значит, выполнить его по силу каждому, кто готовился к сдаче ОГЭ по обществознанию.
Разбор типовых вариантов задания №22 ОГЭ по обществу
Первый вариант задания
Установите соответствие между данными примерами функций государства и их видами: подберите для каждого элемента 1 столбца соответствие из 2. Ответ запишите в таблицу.
Примеры | Функции |
А. Государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог |
|
Б. Обеспечение правопорядка | |
В. Участие армии в совместных учениях с армией другой страны | |
Г. Разработка программы экономического развития страны |
|
Д. Подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с президентом другой страны |
Очевидно, что к внешним функциям государства относится то, что связано с другими странами: участие в совместных учениях с армией другой страны, подписание различных международных договоров, участие в различных международных объединениях и, например, решении глобальных проблем. Среди внутренних функций государства выделяют политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, культурную, образовательную и организаторскую. Финансирование строительства дорог, обеспечение правопорядка и разработка программы экономического развития страны иллюстрируют проявления этих функций. Запишем ответ:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Второй вариант задания
Соотнесите социальные общности с критериями их выделения, подобрав к каждой позиции первого столбца соответствующую цифру из второго. Ответы занесите в таблицу.
Общности | Критерии |
А. Буддисты | 1) Религиозный |
Б. Москвичи | |
В. Удмурты | 2) Этносоциальный |
Г. Мусульмане | |
Д. Татары | 3) Территориальный |
Данное задание совсем нетрудное – для его успешного выполнения даже не обязательно иметь какие-то особенные знания курса обществознания. Буддисты и мусульмане – последователи определенных религий, значит, данная общность выделена по религиозному критерию. Удмурты и татары – определенные народности, выделенные по этносоциальному критерию и ни в коем случае не по территориальному: ведь в Удмуртии и в Татарстане проживают не только лица указанных народностей, и то, что человек живет в Татарстане, не делает его татарином. А вот москвичи – пример общности, выделенной по территориальному признаку. Запишем ответы:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Третий вариант задания
Установите соответствие между данными формами демократии и примерами: подберите к каждому элементу левой колонки элемент из правой и занесите ответы в данную ниже таблицу.
Примеры | Формы |
А. Референдум | 1)Представительная |
Б. Выборы президента | |
В. Деятельность парламента | 2)Прямая |
Прямая демократия происходит тогда, когда важные политические решения принимаются напрямую гражданами: чаще всего это происходит путем участия во всенародном голосовании. А представительная – это когда народ признается источником власти, но непосредственно управлением страной занимаются представительные органы, члены которых были выбраны гражданами раннее. Из этого следует, что к прямой демократии относятся выборы и референдум, а к представительной – деятельность парламента. Получаем ответ:
А | Б | В |
2 | 2 | 1 |