Французский ученый Андре-Мари Ампер вошел в историю, как один из основателей электродинамики. Помимо физики он оставил свой след в таких областях науки, как химия, история, философия, естествознание и лингвистика. Ампер был автором гипотезы о происхождении магнетизма и терминов «электрический ток» и «электродинамика». Был членом Парижской, Петербургской и ряда других европейских академий наук.

Происхождение, ранние годы, образование

Родиной Андре-Мари Ампера был французский город Лион, где он появился на свет 20 января 1775 года. Его родители были потомственными ремесленниками и, несмотря на свое рабочее происхождение, имели довольно высокий культурный уровень. У отца будущего ученого, Жан Жака Ампера, было хорошее образование, он говорил на нескольких древних языках, владел богатой библиотекой и увлекался трудами популярных в то время просветителей. Даже воспитание своих детей он выстраивал в духе педагогической теории Жан Жака Руссо.

Когда у него скопилось достаточно солидное состояние, он предпочел закрыть свое дело. Он достиг того, к чему стремился: ему и детям обеспечено безбедное существование. Он переехал в свое маленькое имение в Полемье де Мондор. Здесь провел детство и отрочество Андре-Мари, здесь он рос и развивался умственно и физически.

Лион, Франция, 18 век

Ребенок рано начал проявлять исключительные способности. Андре любил вычислять. Не зная цифр и не умея их писать, он выполнял различные вычисления при помощи камешков или турецких бобов. Метод, которым он при этом пользовался, нам неизвестен. Часто он проводил долгие часы за этими вычислениями, отказываясь от соблазнительных предложений пойти побегать или поиграть в детские игры. Читать он начал примерно с четырех лет, в 14 лет залпом прочитал все 20 томов «Энциклопедии» Дени Дидро и Жана Лерона Д’Аламбера. Здесь впервые зародился у Андре интерес к самым различным областям человеческого знания, интерес, который заставит его с одинаковым рвением искать открытий и обобщений в области философии, физики, химии, математики, биологии, психологии и других наук.

Он никогда не ходил в школу. Им не был пройден тот курс обучения, который систематически знакомит детей с начатками знаний. Исподволь – в чтении книг, в беседах с отцом формируется его мировоззрение. Он все сильнее увлекается математикой и литературой. Ему скоро уже не хватает отцовской библиотеки. Отец восхищен способностями сына.

Юный гений

Он отправляется с ним в Лион, в библиотеку городского коллежа, где Андре мог познакомиться с самыми редкими книгами, в том числе с трудами Эйлера и Бернулли. В ближайшие несколько месяцев Андре овладевает латинским языком. Он приступает к изучению классических произведений великих гениев математики XVII и XVIII веков. Ньютон, Гюйгенс, Эйлер, Бернулли – эти великие имена вдохновляют его.

Для Андре приглашают учителя математики. При первой же встрече учитель понял, с каким необыкновенным учеником он имеет дело. Краткий разговор выяснил, что знания Андре громадны для ребенка его лет, но в то же время страдают серьезными пробелами. Учитель занялся систематизацией знаний Андре, но скоро был вынужден отказаться от уроков, так как убедился, что его образования недостаточно для такого ученика.

Парижский Политехнический колледж

Снова предоставленный самому себе, Андре почти все свое время проводит за чтением книг. Великие трагедии Расина, язвительные памфлеты Вольтера, поэмы Ронсара, трактаты о маятнике Гюйгенса, аналитическая механика Эйлера, курс анализа Лопиталя – его любимые книги. Андре скоро исполнится только четырнадцать лет, а он уже во многом превзошел познания своего отца.

Накануне Великой французской революции Жан Жак Ампер был назначен на высокую должность королевского прокурора и, несмотря на последовавшее вскоре падение Бастилии, поддержал революцию. Но ему сильно не повезло. Через несколько лет к власти пришли ультрарадикальные якобинцы, которые начали истреблять многих неугодных, в том числе приверженцев умеренных взглядов, коих придерживался и  отец Андре Мари. В итоге арест и неутешительный приговор – казнь на гильотине.

Неожиданная весть о смерти отца обрушилась на него страшным ударом. Духовное оцепенение Андре-Мари продолжается целый год. Угасает интеллектуальная жизнь. Андре влачит почти растительное существование.

Серьезные опасения за рассудок Андре-Мари тревожат поседевшую от горя мать. Близкие прилагают все усилия, чтобы как-нибудь развлечь Андре. Еще в детстве Андре-Мари составлял гербарий, подыскивал в книгах латинские названий собранным растениям. И вот теперь, во время одиноких прогулок, среди прекрасной природы Полемье, Андре-Мари снова в плену у этого великолепного, неисчерпаемо разнообразного царства трав и цветов. Первоначально он почти машинально срывает листья и цветы и полубессознательно пытается их классифицировать. Постепенно своеобразное очарование гербаризации растений пробуждает его от апатии. Его с прежней силой охватывает жажда познания.

Летом 1794 года к Андре-Мари вернулась его работоспособность. Жизнь идет своим чередом. Андре-Мари по-прежнему отдает все свое время математике, литературе, физике. Он интересуется геральдикой, серьезно изучает философию, пишет стихи. Наконец, он решает написать большую эпопею. Тема возникает сама собой, навеянная Руссо и культом «естественной жизни». Ампер посвящает свою эпопею великому мореплавателю – Христофору Колумбу. Андре-Мари набрасывает несколько поэм и на политические темы.

В 1793 году приговором комиссаров Конвента все личное имущество казненного Жан Жака Ампера подлежало секвестру. Госпожа Ампер пыталась сохранить хоть что-нибудь из прежнего состояния, но эти попытки увенчались некоторым успехом. Лично Андре-Мари мог рассчитывать на свою долю отцовского наследства, т. е. на одну четвертую дохода с имения. Не оставалось ничего другого, как избрать себе определенную профессию, тем более, что Амперу было уже двадцать три года. Но полученное воспитание не подготовило его ни к какому практическому занятию. Близкие не придают серьезного значения его занятиям математикой, его склонности сочинять трагедии, рифмовать песенки и мадригалы. Еще более скептически смотрят эти практические люди, воспитанные в прозаической деловой атмосфере, на увлечение Андре ботаникой, химией и философией.

Выбор профессии

Андре-Мари хочет выбрать для себя такую профессию, которая не мешала бы этим влечениям. Андре-Мари решил сделаться педагогом. Он был уверен в успехе. Он начнет с частных уроков. О, это весьма доходное занятие! А впоследствии он будет штатным профессором в каком-либо училище. В конце концов решение принято. Андре-Мари переселится в Лион и будет давать частные уроки математики до тех пор, пока не удастся устроиться штатным преподавателем в каком-либо учебном заведении. В Лионе Ампер поселился в скромной комнатке на улице Мерсьер. Началась новая, самостоятельная жизнь Андре-Мари.

Фрагмент стола, который Ампер смастерил для экспериментов

Четырехлетнее пребывание в Лионе сыграло большую роль в развитии таланта Ампера, обогатило его знаниями, сформировало его идеологию. Привыкший к уединению, в Лионе он сразу попал в кружок любознательной, пылкой и увлекающейся молодежи. Интеллектуальное общение, долгие беседы, горячие споры захватили Ампера. Именно здесь Ампер впервые познакомился со знаменитым трактатом Лавуазье, новые идеи которого произвели на него глубокое впечатление и отразились на его химических изысканиях. В Лионе Андре-Мари много работает. Почти весь день посвящается занятиям с учениками. Он преподает не только математику, но и физику и химию. С разрешения хозяев Ампер устраивает за перегородкой классной комнаты небольшую химическую лабораторию. Приобретая кое-какие простые приборы, он демонстрирует ряд химических опытов. Это увлечение химией не мешает Амперу заниматься математикой. Зимой 1800-1801 года он представляет Лионской академии свой первый научный труд, посвященный равенству симметричных многогранников.

Бург

К этому времени Ампер уже был женат и воспитывал маленького сына. Денег, которые он зарабатывал, катастрофически не хватало. Поэтому он принял решение найти более высокооплачиваемую работу и отправился в Бург, где был назначен на должность профессора Центральной школы. Ему предстоит много работать, чтобы самоучке, не прошедшему ни одного систематического курса в школе, приобрести все те многочисленные знания, которые необходимы для педагогической карьеры и научных занятий.

Все время Ампер обдумывает будущий курс, готовится к вступительной лекции и основательно знакомится с лабораторией и кабинетом. «Мой курс физики,  – решает Ампер,  – будет состоять из трех частей: космографическая физика с применением к геологии и навигации, механическая или экспериментальная физика и физика химическая». Химическая лаборатория и физический кабинет быстро разочаровывают Андре-Мари; многого, очень важного недостает. Физические приборы в плохом состоянии. Он сам чинит старые и сооружает новые приборы.

Курс Ампера пользуется успехом. Энтузиазм молодого профессора, свежесть преподносимого материала, оригинальность мыслей, остроумие экспериментов  – причины этого успеха. Больше всего, однако, Ампер любил дни отдыха. Дни эти посвящались химическим опытам совместно с Клерком, письмам и размышлениям.

Предстоит правительственная реформа школы. Из большого числа преподавателей центральных школ лишь незначительная часть попадет в лицеи. Ампер мечтает получить место в Лионском лицее. Для этого очень важно иметь печатные научные работы, а их у него нет. Упорно работает Ампер. Увлечение научной проблемой усиливается надеждой получить место в Лионском лицее. Работа, однако, затягивается. Вместо одного-двух дней, как полагал Ампер, он заканчивает все вычисления лишь через 23 дня. Несмотря на положительный отзыв Лаланда, которому работа была показана, Ампер чувствует её недостатки. «Я больше не думаю посылать свою работу. Я только что перечел ее и нашел добрую дюжину мест, подлежащих изменению или исправлению».

Уже в этой первой работе Ампер показывает силу своего математического таланта. Он не просто решает те или иные проблемы; он решает их новыми методами, находит новые формулы, ищет самостоятельных путей. «Математическая теория игры»  – эта первая печатная работа Ампера – извлекла его из небытия. Имя скромного преподавателя Бургской школы стало известно крупнейшим математикам Франции. В его карьере она является поворотным пунктом. В последующие восемнадцать лет математика и химия беспрерывно обогащаются исследованиями Ампера.

Возвращение в Лион

Телеграф Ампера

Материальное положение четы Ампер все еще очень тяжелое. Правда, в конце зимы удалось после длительной волокиты добиться оплаты долгового письма в 10 тысяч франков, доставшегося Амперу в приданое. Ампер скромен и застенчив, но все же он знает себе цену. Он понимает, что из всех местных математиков он самый сильный. Вскоре Ампер получает копию консульского декрета, подписанного 4 апреля 1803 года: «Бонапарт, первый консул Республики, вследствие представления второй комиссии генеральных инспекторов образования, на основании рапорта министра внутренних дел, назначил гражданина Ампера профессором 3-го и 4-го математических классов лицея города Лиона».

Четвертого июля торжественной мессой открылся Лионский лицей. На следующий день Ампер начал регулярные лекции по математике. Но в эти же дни произошла резкая перемена в состоянии здоровья Жюли. Все более и более слабеет сердце. Лекарства бессильны поддерживать угасающие силы. Оставлена всякая надежда. Тягостный обряд соборования исполнен… В 9 часов утра 13 июля ее жизнь оборвалась. Ей было только двадцать девять лет. Безмерно отчаяние Ампера… Трагедией кончилась молодость. Наступали годы зрелости.

Работа в Париже

Здоровье Ампера ухудшается. Эта перемена тревожит его близких и друзей. Мать убеждает Андре-Мари примириться с судьбой и помнить о сыне. Лекции снова идут своим чередом. Положение Ампера в лицее укрепляется. Несмотря на это, он все сильнее стремится покинуть Лион. В этом городе каждая улица, каждый камень напоминают ему о прошлом. Он стремится вырваться в Париж. 20 октября 1804 года Ампер зачисляется репетитором знаменитой Политехнической школы в Париже.

В ближайшие три года происходят два важных события в жизни Ампера: он вступает во второй брак (1806) и назначается профессором школы (1807). Уверенно выходит Ампер на широкую научную дорогу. С надеждой взирают на него крупнейшие ученые-современники.

Ампер еще в Лионе и Бурге изучал работы Лавуазье и сам преподавал химию. Он первый указывает на аналогию между элементами фтором и хлором, работает над принципами классификации химических элементов. Важнейшей же его работой в области химии были исследования, в которых он углубил и развил атомистическую теорию.

В 1808 году он опубликовал свое открытие в сочинении «Новая система химической философии». Исходя из того, что все вещества состоят из атомов, – мельчайших частиц материи, обладающих определенным постоянным весом, Ампер пришел к выводу, что если два химических элемента образуют между собою не одно, а два или большее число соединений, то различие их состоит в том, что на один атом одного элемента приходится в этих соединениях различное число атомов другого элемента.

В 1811 году Авогадро и около этого же времени Ампер выдвинули, независимо друг от друга, гипотезу, которая стала одним из краеугольных законов физики и химии. Эта замечательная гипотеза, столь же смелая, как и простая, была строго доказана и подтверждена только в значительно более позднее время. Она гласит: в равных объемах всех газов содержится при одинаковых условиях равное число молекул. Нам известно теперь это число: для одного кубического сантиметра газов оно примерно равно единице с девятнадцатью нулями. Развитие физики и химии в течение XIX века показало всю исключительную прозорливость Авогадро и Ампера, поскольку атомная теория имела в их гипотезе известную базу для своих численных определений.

Музей в Полемье-о-Мон

В 1807 году Ампер был назначен профессором Политехнической школы. Немедленно после его назначения он был избран приемным экзаменатором, а затем назначен генеральным инспектором университета. Назначение Ампера профессором математики сыграло в его жизни важную роль, усилив его творческую активность в области математических наук. В ближайшее время он разрабатывает ряд математических проблем, которые представляют собою значительный интерес.

Продолжая размышлять над проблемами механики, курс которой Ампер читал в Политехнической школе, он пишет работу об одной из проблем того отдела механики, который изучает вращение твердого тела вокруг какой-либо его оси.

Значение развитых Ампером математических методов было как следует оценено только в середине XIX века, когда начало выясняться огромное значение для механики так называемой «теории преобразования». Эта сложная математическая теория представляет собою один из наиболее глубоких отделов теоретической механики. Эту важную область и обогатил Ампер своими научными работами.

Только в 1814 году, уже после падения Бонапарта, Ампер избирается в члены Института. Новые успехи радуют его. Ампер читает лекции по математике и философии, которые проходят вполне успешно, заботится о семье, опорой и единственной поддержкой которой он является. Двадцатого декабря 1814 года Людовик XVIII пожаловал ему оставшийся неупраздненным от Наполеона большой крест «Почетного легиона». В 1820 году Амперу исполнилось сорок пять лет. Однако те открытия, которым предстояло сделать его имя знаменитым, были еще впереди. Он создает новую область физики, которая раскроет перед человечеством воистину грандиозные научные и технические перспективы. И тогда он с гордостью воскликнет: «Я сделал, что мог, кто может – пусть сделает лучше!»

Новые достижения

Таинственные свойства электричества и магнетизма давно привлекали к себе внимание ученых. Снова после большого перерыва Ампер возвращается к физике. Для Ампера начался тот восьмилетний период, который по праву можно назвать годами электродинамики. Раздобыв все необходимое, Ампер прежде всего воспроизвел самостоятельно опыты Эрстеда. Неустанно наблюдал он отклонение магнитной стрелки, стремился глубже осознать это явление и поставить его в связь с другими. Неделя напряженной работы… и Ампер делает открытие не меньшего, если не большего значения, чем открытие Эрстеда. Он открывает взаимодействие токов. Но это замечательное открытие пришло не сразу. Ампер лишь постепенно, в результате упорного труда, приблизился к нему. Изучая явления Эрстеда, он твердо установил, что только электричество в движении влияет на магнитную стрелку; покоящееся же электричество не оказывает не нее никакого действия.  Ампер с самого начала предлагает различать действия, производимые электрической силой на электрическое напряжение и электрический ток. Самый термин «электрический ток», столь привычный в наше время, принадлежит Амперу. Со свойственным ему стремлением к классификации Ампер предлагает ввести новые наименования: область действий, производимых электричеством в покое, называть электростатикой, а те явления, которые производятся электричеством в движении, объединить общим названием  – электродинамика. Эти введенные им термины удержались в науке и до сих пор.

Памятник Амперу в Лионе

Еще в 1809 году мюнхенский врач Земмеринг первый попытался заменить неудобный и медленно действующий оптический телеграф с семафорными башнями телеграфом электрическим. В момент возникновения идеи электромагнитного телеграфа Ампер ничего еще не знал о проекте Земмеринга. Он шел своим путем, стремясь ответить на назревшую в его время потребность в надежных и быстрых средствах связи и сообщения. Идея электромагнитного телеграфа была практически осуществлена значительно позже. В 1832 году русский дипломат и изобретатель П. Л. Шиллинг построил первый электрический телеграф. Этот телеграф передавал депеши путем комбинации движений нескольких магнитных стрелок, отклоняющихся под действием импульсов тока, посылаемого со станции отправления.

Восемнадцатого сентября 1820 года Ампер делает первое сообщение в Академии, а 25-го вторично поднимается на кафедру, чтобы сообщить о своем замечательном открытии.

Доклады Ампера 18 и 25 сентября не только сообщали новые факты, но и содержали исключительно интересные соображения по поводу электрических и магнитных взаимодействий. Каждый новый опытный факт служил для Ампера основанием для новых теоретических обобщений и концепций. Его глубокий ум находил все новые и новые проблемы в той области, которой он, как ее истинный отец, дал имя – электродинамика.

Член Академии, профессор Политехнической школы, Ампер ни гроша не получал на свои научные изыскания. А оклад профессора составлял всего 5 тысяч франков в год, и совместительство было запрещено. Карл X последовательно проводил в жизнь свой принцип: «Хороший поэт не должен слишком жиреть, как и хорошая лошадь; его достаточно поддерживать в форме». К материальным невзгодам присоединяется серьезное физическое недомогание. Еще в 1820 году Ампер испытал несколько припадков – симптомов какого-то зловещего недуга. Весной следующего года его здоровье еще более ухудшилось. Врачи запрещают Амперу курить. Он вынужден отказаться от любимой трубки.

Наконец, в июле 1823 года Ампер уезжает к своему другу Бредену и проводит в родных местах остаток лета и осень. Продолжительный отдых и спокойствие приносят некоторое улучшение. Ампер не занимается физикой. Он совершает длительные одинокие прогулки и размышляет о философских проблемах, которыми у него «битком набита голова».

Гипотеза Ампера

Медленно и постепенно улучшается физическое и нравственное состояние Ампера. Но только в 1824 году он снова принимается за электродинамику и в ближайшие годы завершает намеченный ранее план работы. Свернув в спираль проводник, он создает соленоид (от греческого «каналообразный» – название принадлежит Амперу) и обнаруживает, что такой соленоид ведет себя, как полосовой магнит, полюса которого находятся как бы на концах соленоида. Он производит целый ряд расчетов, проявляя исключительное остроумие в математическом решении проблем, и углубляет свою теорию магнетизма. Френель, с которым Ампера связывают нити научной дружбы, подает ему новую мысль. В свое время Ампер подсказал Френелю идею поперечности колебания световых волн; теперь же Френель наводит Ампера на мысль заменить токи, обтекающие поверхности магнита, токами молекулярными. Так возникает знаменитая гипотеза Ампера: магнит есть совокупность огромного числа молекулярных токов; магнитные свойства обусловлены суммарным действием этих токов.

В это время работа Ампера отливается в законченную форму. Он издает свой труд «Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта». Величайший ученый и творец в области электродинамики Джемс Клерк Максвелл говорит об этой работе: «Исследования Ампера, которыми установлены законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к блистательнейшим подвигам науки. Теория и опыт, по-видимому, в полной мощи и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». За восемь лет он создал великолепную теорию, сочетающую опыт с математической разработкой.

Вклад Ампера в науку

  • В 1820 году Ампером было предложено использовать электромагнитные явления для передачи сигналов; Впервые был установлен Закон Ампера для постоянного тока. Он гласит, что параллельные проводники с электрическими токами, текущими в одном направлении, притягиваются, а в противоположных – отталкиваются;
  • 1822 год ознаменовался открытием магнитного эффекта соленоида, из чего вытекала идея эквивалентности соленоида постоянному магниту;
  • В 1829 году Ампер изобрел коммутатор и электромагнитный телеграф;
  • С 1834-1843 годы продолжалась работа над фундаментальным трудом «Опыт о философии наук», в котором ученый определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам блага мира;
  • В 1834 году Ампером был введен термин «кибернетика»; разработал классификацию науки своего времени, представленную в труде «Опыт о философии наук».

Последние годы

Начиная с 1824 года, здоровье Ампера, никогда не бывшее особенно крепким, сильно пошатнулось. По настоянию одного английского врача была произведена болезненная операция  – удаление гланд, не принесшая, впрочем, значительного облегчения. Сын, приехавший из Италии, был поражен болезненным видом отца, его меланхолическим настроением. Возвращение горячо любимого сына и врачебный уход на короткое время, казалось, вернули Амперу нравственную и физическую бодрость. Он возобновляет чтение лекций в Политехнической школе и в Колледже.

Но в это время его постигает новый удар. Совершенно неожиданно Ампер получил уведомление, что министр внутренних дел считает целесообразной его отставку. Мотивировалось это невозможностью совмещения должности профессора Политехнической школы с функциями инспектора. В действительности же место инспектора, занимаемое Ампером, предназначалось для какого-то протеже самого королевского цензора, епископа Френсину. Этот произвол не только задел самолюбие Ампера, но и пагубно отразился на его бюджете. Он лишил его средств для продолжения научных исследований. В довершение всех этих печальных событий сестра Ампера, ведшая его скромное хозяйство в Париже, призналась, что она в продолжение пяти лет задолжала свыше 11 тысяч франков. Об этом долге она не решалась сказать, оберегая покой брата.

Могила Ампера и его сына Жан-Жака

В мае 1828 года Ампер был восстановлен в должности инспектора и в этом же году подал в отставку в Политехнической школе. Его все менее и менее удовлетворял курс, который он в ней читал. Несмотря на продолжительное и не оставшееся без пользы лечение, знакомые и родные были поражены внешним видом Ампера. Еще весьма задолго до того как ему исполнилось шестьдесят лет, знаменитый академик представлял собой картину полного разрушения. Худой, бледный, с померкшим взором, отвислой губой; ему можно было бы дать восемьдесят лет. Но, несмотря на этот физический упадок, его умственные способности оставались в полной силе. Об этом свидетельствует специальное научное исследование – «Теории образования земли». Научный же спор с Кювье ставит имя Ампера наряду с именами величайших биологов – предшественников эволюционной теории Дарвина.

В 1833 году Ампер начал печатать свое сочинение, посвященное классификации наук. Эта работа была его любимейшим детищем, которое он вынашивал в течение почти всей своей научной жизни. Внешние обстоятельства долго мешали Амперу заняться изложением своей системы классификации наук. Только после избрания во Французский коллеж Ампер смог вернуться к этой живо интересовавшей его проблеме. Двухмесячная поездка на юг зимой 1833 года позволила ему закончить первый том своего труда – «Опыт философии наук, или изложение естественной классификации всех человеческих знаний».

Однако Амперу так и не удалось закончить свой труд. Уже после его смерти, стараниями сына, был издан второй и последний том. Работа Ампера содержит множество богатых и плодотворных мыслей, но ее автору не удалось дать ту идеальную классификацию наук, к которой он стремился. При всей стройности полученной картины, классификация, предложенная Ампером, отличалась крайней искусственностью: введены разграничения, совершенно не соответствующие действительности, недостаточно учтена связь между отдельными областями знания. Это объемистое сочинение более интересно своей основной тенденцией, чем достигнутыми результатами.

В старости Ампер занимался почта исключительно проблемами классификации наук. Он, который в детстве от доски до доски прочитал все двадцать томов «Энциклопедии», не имел теперь ни желания, ни сил раскрыть какое-либо новое сочинение. Почти все книги его библиотеки, полученные в это время, не разрезаны. Он не доработал даже выпущенного под его именем «Курса дифференциального и интегрального исчислений».

Весной 1836 года Ампер чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы отправиться в обычную инспекторскую поездку по южным департаментам. В конце мая Ампер прибыл в Лион. Здесь состояние его здоровья резко ухудшилось. Он почти совершенно потерял голос и испытывал чрезвычайно частые припадки мучительного кашля. Тем не менее, он продолжал поездки и прибыл в Марсель. Марсельский врач Совиер, лечивший Ампера, обнаружил начавшееся воспаление легких. Он поспешил уведомить сына о тяжелом положении Ампера. Наступило резкое ухудшение. Больной временами терял сознание. Началась агония… Целые сутки длилась борьба истомленного тела со смертью. 10 июня 1836 года, в 5 часов утра страдания великого ученого кончились. Он умер вдали от родных и друзей, одиноким, каким оставался всю жизнь.

В солнечный, яркий, полный жизни день ученые Марселя проводили тело своего великого собрата на городское кладбище. На его могилу был, возложен камень с высеченными на нем словами: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». В 1869 году, после смерти Жан Жака Ампера, останки его знаменитого отца были перевезены в Париж и погребены рядом с сыном. Это было последнее странствие великого ученого.

Личная жизнь

После смерти отца Ампер долго не мог прийти в себя от потрясения. В этот период он встретил свою будущую жену, Жюли Каррон. Это была любовь с первого взгляда, причем, вполне взаимная. В 1797 году состоялась помолвка, а 1798 году – свадьба. В браке родился мальчик, который был назван в честь своего деда (отца Андре-Мари), Жан-Жаком. Жюли умерла от рака в 1803 году, в возрасте двадцати девяти лет. Спустя три года Андре-Мари вновь женился, но этот брак оказался неудачным и вскоре распался. Сын Ампера Жан-Жак впоследствии стал знаменитым филологом, скончался в 1864 году и похоронен рядом со своим не менее знаменитым отцом.

Хронологическая таблица

Год (годы) Событие
20.01.1775 В Лионе родился Андре-Мари Ампер
1793 Казнь отца
1799 Работа репетитором в Парижской Политехнической школе. Женитьба на Катрин Каррон
1801 Начало преподавания в университете в Бурге
1804 Переезд в Париж
1806 Второй брак
1807 Назначение профессором политехнической школы
1808 Назначение главным инспектором университета
1809-1814 Публикация работ по теории рядов
1814 Ампер входит в состав Академии наук
1820 Андре-Мари вывел «закон Ампера»
1820-1826 Публикация работ по электродинамике
1822 Открытие магнитного эффекта соленоида
1826 Доказательство теоремы о циркуляции магнитного поля
1829 Изобретение магнитного телеграфа
1830 Ампер ввел термин «кибернетика». Избрание почетным членом Петербургской Академии наук
1834 Выход первого тома «Опыты философии наук или аналитического изложения естественной классификации всех человеческих знаний»
1835 Публикация работы о сходстве между световым и тепловым излучением
10.06.1836 Дата смерти Андре-Мари Ампера

Интересные факты

  • Как и большинством знаменитых ученых, Ампером были введены новые научные термины: электродинамика, кибернетика и кинематика;
  • кроме математики и физики, Ампер преуспел и в других научных областях. Его достижения отмечены в химии, ботанике, лингвистике и философии;
  • Андре-Мари никогда не учился в школе, но, благодаря невероятной тяге к знаниям, сумел стать одним из образованнейших людей своего времени.
  • Имя Ампера внесено в перечень самых великих ученых Франции, который расположен на первом этаже Эйфелевой башни;
  • В 1881 году на первом Международном конгрессе электриков в Париже, в честь Ампера была названа единица силы тока.

Память

В честь Ампера названо множество улиц и площадей, станция метро в Лионе, школы, гора на Луне, микроархитектура графического процессора, единица измерения силы тока, электрический паром в Норвегии.

Цитаты

«Я убедился в том, что человек возник по закону, общему для всех животных»

«Как велик Бог и как ничтожно наше знание…»

Ссылки

https://www.youtube.com/watch?v=XMvDSu05xiM История открытия. Великие ученые. Андре Мари Ампер

https://booksee.org/book/577644 Самарин М.С. Вольт, Ампер, Ом и другие

Литература

  1. Белькинд Л. Д. Андре-Мари Ампер. М.: Наука, 1968.
  2. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки (С древнейших времйн до начала ХХ века). – М.:Высшая школа, 1989.
  3. Храмов Ю. А. Ампер Андре Мари//Физики: Биографический справочник. — М.: Наука, 1983.
  4. Выдающиеся физики мира: рекомендательный указатель / под ред И. Ф. Кауфмана, А. Я. Черняка. Москва: Библиотека им. В. И. Ленина, 1958.
  5. Араго Ф. Ампер/Биографии   знаменитых астрономов, физиков и геометров.- Москва.- 2000.
  6. Андре-Мари Ампер и его открытия/сост. А.З. Слуцкая. Горьковский Краевой отдел народного образования, 1936.

При написании биографии использованы материалы из книги П.П. Забаринского «Ампер». Журнально-газетное объединение.-М., 1938.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 623

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *