Ермолай-Еразм

краткая биография

👀 40 | | Кто: прозаик | Годы жизни: 1910-е годы 16 века - 1960-е годы 16 века | Страна: Россия | Известная цитата: Тот, кто отпустит жену свою из-за слова прелюбодейного и женится на другой, тот прелюбодеяние творит.

Роль и место в литературе

В конце 15-го – начале 16-го  веков русская литература ознаменовалась интенсивным развитием публицистики. Наиболее распространенными темами были: политика, нравственность, церковь и богословие, власть. В то время выходило большое количество трактатов, посланий и других форм публицистических произведений, в которых авторы размышляли о принципах государственного устройства, о царской власти, о конце света, о том, как во время молений правильно возглашать аллилуйя, имеют ли право монастыри на владения, о Троице и т.д.

Имена этих авторов в большинстве сохранились и до наших дней, и было бы несправедливо не отметить среди них выдающегося писателя и публициста Ермолая-Еразма.

Собор Спаса-на-Бору

Произведения, дошедшие до наших дней, такие как «Книга о Троице», «Зрячая пасхалия» подтверждают высокую образованность этого человека для того времени, его начитанность и знание богословской литературы. Исследователи обнаружили немалое количество трудов этого писателя, в которых, кроме церковных тем затрагиваются социально-политические проблемы. Ермолай-Еразм осуждал ересь, в его произведениях четко прослеживаются антибоярские тенденции, он резко обличал стяжательство и корысть светских вельмож.

Рукопись Ермолая-Еразма

Его имя не связано ни с одним реформационно-гуманистическим направлением, однако, в его произведениях присутствует мысль о важности ума и защите достоинства человека, что очень совпадает с идеями, выдвигаемыми гуманистами. «Повесть о Петре и Февронии» – прямое доказательство тому, что имя автора должно стоять в одном ряду с виднейшими литературными творцами средневековой Руси.

Происхождение и ранние годы

О происхождении и ранних годах Ермолая-Еразма ничего не известно. Его биография доступна с сороковых годов, со времени Псковского периода его жизни, когда он служил священником в этом городе, а после этого – в соборе Спаса-на-Бору в Москве.

Творчество

Расцвет творчества писателя начался в середине 16 века, когда им был создан трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие», который имел условное название «Правительница». Эта работа предназначалась, прежде всего, для царя, в ней предлагались определенные социальные реформы, проведение которых Ермолай считал острой необходимостью. Например, в трактате излагался проект податных реформ, также выносились предложения по преобразованию обеспечения военной службы.

Святые Петр и Феврония

Писатель безмерно сочувствовал крестьянам, так как считал их труд основным источником благосостояния государства. Ермолай выступал против притеснения крестьян боярами, считая, что это приносит им непомерные лишения. Все виды повинностей, относящихся к крестьянам, он предлагал заменить натуральным платежом из расчета одной пятой части урожая. Такая реформа привела бы к улучшению жизни крестьян и облегчила бы их тяжелое положение.

Памятник святым в Муроме

Идеи гуманизма, связанные с сочувствием крестьянам, звучат и в других произведениях писателя: «Главах о увещании утешительнем царем, аще хощеши и велмож», «Поучении к своей душе», «Слове о разсуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже». Они проникнуты милосердием и христианской любовью с одновременным обличением вельмож и бояр и носят назидательный характер.

До некоторых пор Ермолай все еще возлагал надежды на царскую справедливость по отношению к народу, но они не оправдались. Неблагоприятная обстановка, царившая в государстве, продолжала оставаться стабильной. Поэтому, в начале шестидесятых годов писатель принял монашеский постриг. Какое-то время его имя как писателя еще было на слуху, но постепенно о нем забыли, а его труды стали переписываться как анонимные.

Главные произведения

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – одно из самых любимых произведений читателей древней Руси. В ней повествуется о жизни Муромских святых – князя Петра и его супруги Февронии, ставших легендой не только на своей земле, но и в других городах.

Памятник в Самаре

Уже одно то, что память о них особо чтил и поклонялся их гробам Иван Грозный, говорит о значимости этого произведения. В летописях того времени почти не имелось сведений о Петре и его жене, поэтому Ермолай писал свою повесть на основе устных преданий.

Эти пересказы произвели на Ермолая столь сильное впечатление, что он, будучи большим знатоком церковных и богословских текстов, правил жизнеописания святых, создал не совсем традиционное в этом смысле произведение. Повесть получилась больше похожей на сказку, чем на описание жизни святых.

Памятник в Ярославле

Считается, что по поручению митрополита Макария Ермолай написал по меньшей мере три произведения. Сам он в своем «Молении к царю» пишет:  «благословением превеликаго всея России архиерея, Макария митрополита, составивший три вещи от древних драги». Здесь мнения исследователей расходятся, не совсем понятно, о каких трех трудах сообщает Ермолай. Если в них говорится об истории Руси («от древних»), тогда можно из этого числа выбрать «Повесть о Петре и Февронии» и «Повесть о епископе Василии».

Тематика обеих повестей связана с историческим прошлым. Кроме того, они содержат много общих черт: для того и другого произведения источниками были муромские легенды, созданы они также в едином стилевом ключе. Отсюда и напрашивается вывод о том, что написаны они были именно по поручению Макария. Вопрос о третьем произведении до сих пор остается открытым.

Последние годы

В последние годы жизни Ермолай-Еразм отошел от тех проблем, которые он поднимал в своих произведениях. Он начал изучать теологию и соответствующий этому учению раздел философии. В этот период им написаны «Большая и малая трилогии», в которой разоблачается еретическое учение, также был создан ряд кондаков и тропарей христианским святым.

Эти труды содержат полное теоретическое обоснование православно-ортодоксального мировоззрения. После принятия пострига Ермолай-Еразм вновь переписал свои работы и расположил их в определенном порядке. Они начинаются с его общих взглядов, изложенных в теолого-философских трактатах, затем переходят к социальным взглядам, а уже от них – к политическим и экономическим, которые были изложены в «Правительнице». Ермолаю-Еразму было хорошо известно значение его произведений, он называл их «огненным оружием», предназначенным «пожигать смыслы» так ненавидимых им бояр.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1510-е годыРодился Ермолай-Еразм, предположительно, в Пскове
1540-е годыПроживание в Пскове
1550-е годыПереезд в Москву
1555Протопоп церкви Спаса-на-Бору
1560-е годыОтъезд из Москвы, принятие пострига
1560-е годыНе стало Ермолая-Еразма

Ссылки

http://vokrugknig.blogspot.com/2017/07/blog-post_8.html Памятники Петру и Февронии в городах России

https://www.youtube.com/watch?v=j7hSpCpIsmU Лекция доктора филологических наук, профессора, преподавателя Литературного института имени А.М. Горького А.С. Демина

✍️ Автор: Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |Поставить огонёк:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *