Гомер • краткая биография💡

Весьма неразумно и скучно снова рассказывать то, что мы уже рассказали однажды.8 век до н.э. - 8 век до н.э. • поэт • Древняя Греция •

Создатель двух великих произведений «Одиссея» и «Илиада» Гомер входит в историю всемирной литературы. До сих пор идут споры относительно авторства этих поэм. Некоторые современные исследователи выдвигают предположение о том, что поэмы могли быть написаны позже того времени, когда жил поэт. Однако, греки настаивают именно на авторстве своего соотечественника.

Также существует мнение, что поэмы могли быть написаны независимо друг от друга разными людьми, жившими в разные эпохи. С 17 века идет спор, который оформился в так называемый «гомеровский вопрос» об авторстве знаменитых произведений. Свою версию относительно этого выдвигали немецкие литературоведы в 18 веке. Они утверждали, что труды такого объема невозможно было сохранить, передавая их устным путем, так как письменности в то время еще не было. С опровержением такого предположения выступили Шиллер и Гете, которые автором «Одиссеи» и «Илиады» все-таки называли Гомера.

Несмотря на споры ученых, Гомер был и остается первым поэтом античности, произведения которого дошли до нашего времени.

В своем творчестве Гомер сумел показать основные черты двух общественно-исторических формаций, и это обеспечило ему стабильную популярность на протяжении всех веков древней истории. Его произведения были в числе первых предметов школьного обучения, исполнялись во время всевозможных праздников, а уже Аристотель начал исследовать их с применением научного подхода.

Гомер

Те художественные приемы, которые использовал Гомер, считались идеалом для писателей древнего мира, несмотря на то, приверженцами каких направлений и школ они являлись. Уже в самых ранних произведениях римских писателей чувствуется влияние Гомера. Большими поклонниками его творчества были Цицерон и Вергилий, Невий и Энний.

В эпоху средневековья о Гомере практически забыли, но с наступлением Ренессанса его имя вновь возрождается. Создатели эпосов начинают заимствовать у него не только отдельные выражения, но и целые сцены и художественные образы. В качестве примера можно привести «Освобожденный Иерусалим», написанный Торквато Тассо в 16 веке. В это время поэмы Гомера начинают переводить на все языки, он становится предметом подражания и обожания, так писал в 17 веке теоретик классицизма Буало в своем «Поэтическом искусстве».

Слепой Гомер с проводником. Худ. Адольф Бугро

В 18 веке, на заре зарождения романтизма Гомера начали трактовать как народного поэта. Отмечалась простота его мировоззрения, наивность и детский характер созданных им образов и, в то же время, его неповторимость и гениальность.

В Древней Руси упоминания о Гомере можно найти уже в летописях 12 века. Большим поклонником его был в 17 столетии Симеон Полоцкий, а с наступлением 18 века во главе его почитателей и знатоков стояли такие имена как Ломоносов, Кантемир, Сумароков, Державин, Радищев, Карамзин и другие.

Практически все русские литераторы 18 века в той или иной степени были вдохновлены Гомером. Особой глубиной отличались суждения В.Г. Белинского, который был восхищен его народностью и героизмом, сложностью и одновременно простотой его поэтики. Он с уверенностью заявлял, что Гомер положил начало зарождению всех существующих литературных жанров, снискав, тем самым, всемирную значимость.

Барельеф на Лувре

Большое влияние оказал Гомер и на творчество Н.В. Гоголя при создании им теории эпоса, прославляющей Гомера. И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой также проявляли интерес к творчеству поэта. Отдельные переводы Гомера на русский язык стали появляться уже во второй половине 18 века. А в 1829 году был опубликован знаменитый перевод «Илиады» русского поэта Николая Ивановича Гнедича.

Позднее, в 1849 году, появился перевод «Одиссеи» В.А. Жуковского, который представил свое видение поэмы, говоря о наивности и патриархальности гомеровского мира, соответствующего древнерусскому духу. Писатель В.В. Вересаев был переводчиком обеих поэм Гомера. Он акцентировал внимание на строгой простоте языка и жизненности, далекой от напыщенной торжественности, которую можно наблюдать в переводе Н.И. Гнедича.

Немало споров до сих пор возникает и относительно слепоты Гомера. Те, кто считает себя знатоками его биографии, утверждают, что его слепота не была физической. Слепым его называли из-за мудрости, способности, присущей всем мудрецам, уметь разглядеть не саму вещь, а ее суть и глубину. Так это или нет, уже не важно, потому что Гомер, без сомнения, считается одним из мудрейших людей древности.

Происхождение и ранние годы

До настоящего времени неизвестно происхождение и дата рождения Гомера. Существует несколько недоказанных версий, на основе которых одни ученые считают, что поэт жил в эпоху Троянской войны (начало 12 века до н.э.), другие утверждают, что это было в 8 или 7 веках до н.э. Местом проживания они называют Хиос, либо другой район Ионии побережья Малой Азии.

Гомер. Из музея Генри Уолтерса

Самым распространенным мнением античных хронографов было то, что Гомер был мудрым слепым старцем, который вел образ жизни странника и, вдохновленный музой, писал «Одиссею» и «Илиаду». Не исключают они и того, что кроме этих двух поэм Гомером было написано еще немало произведений.

Предположительно родиной поэта могли стать города Родос, Афины, Саламин, Аргос или Смирна. Бытует мнение, что Гомер посещал разные города и везде пользовался большим авторитетом. Из этого можно сделать вывод, что поэт не был нищим старцем, каким его представляют некоторые исследователи.

Образование

По версии историка Геродота, Гомер и его мать проживали в Смирне. В этом же городе он получал образование в школе Фемия, считаясь одним из лучших учеников. Когда учитель умер, его место занял Гомер, возглавивший школу. Через некоторое время он совершил свое первое морское путешествие с целью ознакомления с окружающим миром.

Во время путешествия поэта интересовали народные легенды, обряды и истории. Позже он отправился странствовать пешком, продолжая накапливать материал для своих произведений.

Геродот считает, что зрения поэт лишился в городе Колофон. Именно с этого времени он стал называться Гомером. Однако, современные исследователи его творчества не совсем доверяют Геродоту, как и остальным древним историкам.

Творчество

Исследователи творчества Гомера признают своеобразие стиля и замысла поэта, создание им устойчивых словосочетаний, отражение в поэмах техники народных сказителей. Кроме того, Гомер был носителем прогрессивных для своего времени тенденций.

Антивоенная и антиаристократическая тенденция явно прослеживается в его поэмах. На первое место он как будто ставит героизм аристократов, но, в то же время, изображает их с критической точки зрения. Кроме того, Гомер полностью отрицает любую войну, олицетворением которой является бог Арес. Свидетельство этому – бранные эпитеты, которые Гомер вложил в уста Зевса, дающего отповедь Аресу. Воюющих людей Гомер называет пешками в руках богов.

Апофеоз Гомера. Худ. Огюст Доминик

При прочтении поэм ощущается, что написаны они человеком с высоким чувством родины и гражданственности. Государство для Гомера стоит на первом месте. Человек вне этой структуры выглядит жалким и убогим. Не напрасно в поэме «Одиссея» у незнакомца всегда спрашивают, где его город и кто его родители.

Через обе поэмы проходит острое чувство родины, которое реализовано самой идеей возвращения Одиссея домой, к своим близким, несмотря на все катастрофы и препятствия и отвержение героем бессмертия, обещанного ему нимфой Калипсо. Показателен в этом плане и Гектор, для которого высшим счастьем является смерть во имя родины.

В творчестве Гомера явно присутствует переход от мифологии к поэзии. Несмотря на то, что поэт продолжает верить и в богов, и в демонов, изображены они в его эпосе в отличающейся от примитивных народных верований форме.

Даже описание свидания Зевса и Геры в «Илиаде» исследователи считают пародией на древний миф о браке Земли и Неба. Та же пародия  звучит и в знаменитой битве богов. Таким образом, обе поэмы можно смело считать не эпосом, а поэтическими произведениями, в которых боги и герои изображены при помощи иронии и юмора – совершенно нового литературного явления, характерного для восходящей цивилизации.

Илиада. Послы от Агамемнона. Худ. Огюст Доминик

Несмотря на разнообразие содержания, в поэмах Гомера прослеживается единый художественный стиль. Но он лишен той монотонности, которая наблюдалась в ранних эпических трудах. В обеих поэмах использованы более живые и свободные творческие приемы. Элементы стилистического разнообразия и создают неповторимый гомеровский стиль переходной эпохи.

В обеих поэмах читатель видит эстетическое отношение Гомера к вещам и предметам. Произведения переполнены такими эпитетами как «божественный», «блестящий», «священный», «прекрасный» и им подобными. Любовь Гомера к блестящим предметам выражается в том, что в его поэмах все блестит и сверкает, начиная одеждой Геры, и заканчивая оружием героев, на котором много золота, серебра и драгоценных камней. Ярким примером может служить описание щита Ахилла в «Илиаде» и блеск и роскошь дворцов Менелая и Алкиноя.

В то же время, это не говорит о том, что описываемые Гомером вещи непременно должны быть дорогими. Заканчивал он свои поэмы в период более чем скромной, небогатой жизни. Например, дворец Одиссея, несмотря на описываемое богатство, довольно скромен, да и отец героя живет за городом довольно серой, убогой жизнью.

Подобное можно наблюдать и в описании Гомером героев. Несмотря на то, что почти все они «сильны», «красивы», «благородны», сравнимы с богами, – это не является стандартом.

Одиссея. Улисс и сирены. Худ. Г.Дж. Дрейпер

Например, Ахилл в «Илиаде»  описывается как грозный, уверенный в себе герой, чрезвычайно преданный родине и своему народу. Но он бывает страшным в гневе и довольно грубым и несговорчивым. Ради пленницы он может оставить поле боя, изменив своим соотечественникам. Вместе с тем, Ахилл с благородством и снисходительностью может относиться к поверженному врагу и даже питать к нему сочувствие.

То же можно сказать и об Агамемноне – еще одном герое той же поэмы. Деспотичность и бесчеловечность, жадность и трусость – основные черты его характера. Но в ситуации с поражением его войска перед читателем предстает совершенно другой образ – от души скорбящий герой, который смело бросается в самую гущу битвы и получает ранение.

Одиссей известен такими качествами, как дипломатичность, ум, хитрость, способность выйти из любой нелегкой ситуации. Он невероятно предан своей родине, которую помнит в течение всех долгих лет и ради нее отказывается от предложенной Калипсо роскоши и бессмертия. Но другая черта Одиссея – жестокость. Он хладнокровно убивает всех женихов, а также вешает служанок, наполняя свой дворец горами трупов. Таким образом, и этот герой Гомера далек от однообразия и переполнен глубокими противоречиями.

Еще одним объектом в поэмах Гомера являются боги. Боги в повествовании не только постоянно вмешиваются в жизнь героев, но и подсказывают им те или иные поступки. Например, Пандар в «Илиаде» вероломно расстреливает греческий лагерь, нарушив, тем самым, заключенное перемирие. Но это происходит от того, что так решили боги, в частности Афина Паллада, оказавшая свое воздействие на Пандара.

Статуя Гомера

На первый взгляд может показаться, что человек в поэмах Гомера унижен, является безвольным орудием богов, выполняющим их волю. Но это не совсем так. Боги – это в основном проводники человеческих настроений и поступков. Если тот или иной герой что-либо совершает, это означает, что поступок этот – результат его внутреннего состояния, которое запрятано так глубоко, что сам человек принимает его за божье решение.

Герои поэм нисколько не боятся спорить с богами и возражать им в довольно грубой форме. Да и сами боги не отличаются высокой нравственностью и моралью. Им  также свойственны и добродетели, и пороки, и страсти и отвратительные поступки.

Следовательно, в описании богов поэмы Гомера стоят на переходной позиции между фатализмом древности и человеческой свободой более позднего времени.

Главные произведения

Сохранившиеся древние свитки повествуют о том, что Гомер был знатоком всех областей жизни. Об этом свидетельствует и информация, встречающаяся в его поэмах.

Гомера считают автором не только «Илиады» и «Одиссеи», но и комедии «Маргит» и «Гомеровских гимнов». Также его перу приписывают цикл произведений: «Киприи», «Взятие Илиона», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения».

Труды поэта отличает уникальность языка, своеобразная манера изложения, которая не просто интересна, но и легко усвояема. Самым прямым доказательством этого служат его легендарные поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Памятник Гомеру в Вирджинии

«Илиада» рассказывает о последнем периоде десятилетней Троянской войны. Главный герой – Ахиллес – сын человека и морской богини Фетиды. Храбрейший из героев, он был оскорблен предводителем греков Агамемноном и не стал воевать против троянцев. Но после смерти своего друга Патрокла он, пересилив гнев, вступает в бой и убивает Гектора, сына царя Приама и предводителя троянских воинов.

Эта главная сюжетная линия порождает большое количество других персонажей и эпизодов. В войне принимают участие все – и люди, и боги. В повествовании часто упоминаются предания времен, предшествовавших мифам о взятии Трои.

Автор очень сочувственно относится к человеческому горю. Подтверждением такого гуманизма являются сцены расставания Гектора с Андромахой и мольба Приама, когда он просит Ахилла отдать ему тело Гектора.

Вторая поэма – описание скитаний Одиссея и возвращение его на родину. В поэме красочно описана мирная жизнь греков, которая насыщена пирами, играми, семейными праздниками. В этом произведении также присутствует гуманизм автора, что можно наблюдать в сцене встречи в царстве мертвых Одиссея с его матерью Антиклеей, которая умерла от тоски по сыну. Также трогательна сцена, в которой Одиссея узнала его старая нянька Эвриклея.

Через всю поэму проходит чувство любви к родине, которое Одиссей не утратил во время своих удивительных и опасных приключений по пути домой. Интересен и образ верной жены главного героя, сильной духом Пенелопы.

Бессмертную притягательность эпоса Гомера можно объяснить словами К. Маркса, который сказал, что Гомер отразил «детство человеческого общества там, где оно развивалось всего прекраснее».

Последние годы

По одному из многочисленных преданий, в последние годы жизни Гомер пребывал на острове Иос. Там он завел знакомство с двумя рыбаками, загадавшими ему сложную загадку: «У нас есть то, что мы не ловили, а что мы поймали, мы выкинули».

Поэт надолго погрузился в раздумья, но так  и не нашел ответа. Как оказалось, ответом на загадку было то, что молодые люди ловили не рыбу, а вшей на своих головах. Неудача так сильно расстроила Гомера, что он, уходя, оступился, ударился головой и умер.

По другой версии, Гомер сам лишил себя жизни, потому что для него смерть была не так страшна, как потеря разума.

Интересные факты

  • слово «Гомер» на древнегреческом языке означает «слепой». Возможно, поэтому поэта считали незрячим;
  • Гомер считался основоположником чуть ли не всех существующих наук;
  • перевод текстов Гомера был выборочно сделан еще М.В. Ломоносовым;
  • существует девять биографий Гомера, но ни одну нельзя назвать подлинной;
  • распространял свои труды Гомер с помощью певцов (аэдов). Он разучивал их наизусть и передавал аэдам, те, в свою очередь, напевали их другим людям;
  • «Одиссея» считается в художественном плане более сложной, нежели «Илиада».

Память о поэте

В честь Гомера назван кратер на Меркурии.

В Анконе (Италия) находится музей Гомера.

Ссылка

https://www.youtube.com/watch?v=yWEOHj9s3cM Гомер

Творчество

Одиссея
Текст: Ирина Зарицкая, 8.3k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии