Василий Суриков • краткая биография💡

1848-1916 • художник • Российская империя • есть дети женат/замужем из многодетной семьи известность при жизни поездки за границу ранняя потеря родителей смерть ребенка/супруга

Василий Иванович Суриков – великий русский художник второй половины 19-го – начала 20-го веков. Непревзойденный мастер исторической живописи, автор масштабных полотен, отражающих российскую действительность и ее драматические моменты. Наследие В.И. Сурикова также включает в себя мастерски выполненные портреты и талантливо изображенные пейзажи.

Происхождение и ранние годы

В.И. Суриков появился на свет 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки происходили из старинного казачьего рода, один из них, Александр Степанович Суриков руководил полком на Енисее, был атаманом казаков.

Глава семьи, Иван Васильевич Суриков, состоял на службе в чине коллежского регистратора Красноярского суда. В его характере воплотились все черты вольнолюбивых предков-казаков – гордость, независимость, честность. В свободное время он любил петь старинные казацкие песни, подыгрывая себе на гитаре.  В семье Суриковых чтили обычаи, сохранившиеся с давних времен. Такие праздники, как масленица, рождество, святки никогда не обходились без традиционных мероприятий, которые были распространены в казачьей среде.

Портрет матери. Автор В.И. Суриков

Предками матери художника, Прасковьи Федоровны Торгошиной, также были казаки. Оставшись без мужа в сорок один год, она одна поднимала пятерых детей. Семье приходилось ютиться во флигеле:  чтобы хоть как то прокормиться, дом они сдавали внаём. С этой же целью мать брала работу на дом. Она была искусной мастерицей, хорошо разбиралась в цветах и полутонах, составляла собственные рисунки для вышивания гладью и бисером, занималась плетением кружев. Уже будучи известным художником, Суриков нередко обращался к матери за советом относительно колорита своих произведений. На протяжении всей своей жизни Василий Иванович не переставал заботиться о матери. Он постоянно писал ей письма, в которых справлялся не только о здоровье, но и о том, не нуждается ли она в чем-либо, есть ли у нее теплая одежда, еда. Не скупился он и на подарки, привозил ей дорогие платки, сапоги, шубы и многое другое, старался как можно чаще радовать мать.

Образование

Страсть к художеству появилась у Василия еще в раннем детстве. Мольбертом мальчику служила сафьяновая обивка дорогих стульев, на которой он гвоздем выцарапывал первые рисунки. Немного позже он попробовал изобразить Петра Первого, скопировав его изображение с гравюры. Вместо красок он использовал синьку и сок из раздавленных ягод брусники.

Дом, где родился Суриков. Сейчас Дом-музей

В 1856 году родители отдали Василия в уездное училище. Его учителем был Николай Васильевич Гребнев, одаренный художник и опытный педагог.  Разглядев талант юного Сурикова, он решил во что бы то ни стало воплотить в своем ученике мечту, которую ему не удалось осуществить в собственной судьбе. Он много рассказывал мальчику о великих художниках, они вместе писали этюды, выезжали на пленэр.

В 1859 году семью Суриковых постигло несчастье – скончался Иван Васильевич. Денег на дальнейшее обучение Василия у матери не было, и она попросила знакомых, чтобы те помогли устроить сына на работу. Так, Суриков стал писцом в губернском управлении. Но даже в период службы юноша не оставлял занятия живописью. К счастью, его рисунки увидел и оценил енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Он попросил золотопромышленника П.И. Кузнецова, известного мецената, оказать поддержку молодому таланту, и тот согласился оплатить Сурикову обучение в Академии художеств.

Суриков с детьми и братом Александром

В начале зимы 1868 года Суриков с обозом Кузнецова выехал в Петербург. Дорога до столицы заняла ровно два месяца. По приезду Суриков некоторое время занимался в рисовальной школе Петербурга, так как ему было отказано при первом поступлении в академию.  В конце лета 1868 года он стал вольнослушателем, а через год – студентом академии. Его преподавателем стал «всеобщий педагог русских художников», знаменитый Павел Чистяков. При написании своих работ Суриков считал, что самое важное место в картине принадлежит композиции, поэтому в студенческой среде его стали называть «композитором». За отличную учебу и высокое мастерство Суриков был несколько раз премирован деньгами и удостоился четырех серебряных медалей. В конце 1875 года Василий Суриков окончил Академию художеств, ему было присвоено звание классного художника первой степени.

Творчество

Первым значительным трудом Сурикова стала роспись Храма Христа Спасителя, а именно выполнение четырех крупных фресок. К сожалению, все эти работы были впоследствии уничтожены вместе с храмом. Следующей работой молодого художника стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870). В середине семидесятых годов Суриков гостил у золотопромышленника П.И. Кузнецова в Хакассии. Результатом этой поездки стала работа «Милосердный самаритянин», за которую художник получил Малую золотую медаль. Саму картину Суриков оставил в дар хозяину золотых приисков. Последующие произведения Сурикова сделали его имя известным далеко за пределами России. Примером может послужить картина «Утро стрелецкой казни». После ее оглушительного успеха В.И. Суриков вступил в Товарищество передвижных выставок.

В.И. Суриков. Зрелые годы

Художник понимал, что для развития творчества необходимо знакомство с выдающимися произведениями мировых художников. Но поездка за границу все время откладывалась из-за нехватки средств. Выручила Сурикова продажа картины «Меншиков в Березове». Средства, вырученные за это полотно, он потратил на зарубежные поездки по Европе. Побывав в Германии, Франции, Австрии, Италии, Суриков смог, наконец, познакомиться с выдающимися работами великих мастеров.

Начало восьмидесятых годов ознаменовалось работой над картиной «Боярыня Морозова». Вначале Суриков долго бился над композицией, затем столкнулся с проблемой поиска подходящего лица. Наконец, в общине старообрядцев художник обнаружил нужный ему типаж. Им стала приехавшая с Урала некая Анастасия Михайловна. Сам Суриков так вспоминал об этом выборе: «И как вставил её в картину – она всех победила». Завершенное полотно было представлено на Передвижной выставке в 1887 году.

До определенного времени Сурикова почти не интересовала портретная живопись, но в 1887 году в его творчестве наметился переворот. Он с большим энтузиазмом принялся писать портреты жены, матери, брата, знакомых, друзей. К этому же времени относится его знаменитый автопортрет. После смерти супруги в 1888 году Суриков с детьми перебрался в Красноярск. Там началась его работа над картиной «Взятие снежного городка», которой он посвятил целых два года. Это полотно принесло художнику золотую медаль на международной выставке в Париже.

Покорение Сибири Ермаком. 1895

Путешествия по Сибири, встречи с представителями населявших ее народов, их истории, быт и этническое своеобразие – все это попадало в творческую копилку живописца. Вооружившись этим багажом, Суриков начал работу над очередным полотном – «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

Там же, в Сибири у художника возникла идея написать историческую картину о великом русском полководце Суворове. Свой выбор для главного образа Суриков остановил на казаке Ф. Спиридонове. Зарисовки к пейзажам Василий Иванович делал в Швейцарии, этой работе он посвятил несколько лет. Знаменитая картина «Переход Суворова через Альпы» была завершена к столетнему юбилею похода. После многочисленных выставок полотно вошло в состав императорской художественной коллекции.

В 1912 году Суриков закончил работу над картиной «Посещение царевной женского монастыря». Женские образы этого полотна списаны с внучек художника. После поездки на озеро Шира в Хакассии художник задумал написать картину «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, начатая работа так и осталась незавершенной.

Наиболее известные картины

Утро стрелецкой казни. 1881

В 1881 году была написана картина «Утро стрелецкой казни», которая является одной из лучших в коллекции В.И. Сурикова. Полотно повествует о последствиях мятежа, произошедшего в России во времена правления Петра Первого. Суриков сознательно отказался от написания сцен самой казни, он лишь изобразил момент, предшествующий наказанию стрельцов: эмоции самих героев картины, их близких. В облике действующих лиц отражено предельное напряжение от осознания неминуемой смерти. Большое напряжение ощущается и в облике самого императора, композиционно расположенного как бы на втором плане, но возвышающегося над народной массой. От него, сидящего на коне, исходит ощущение могущества и власти.

Меншиков в Березове. 1883

Художественное полотно под название «Меншиков в Березове» было написано Суриковым в 1883 году. В центре сюжета – трагическая судьба одного из ближайших сподвижников Петра Первого – Александра Меншикова. Это достоверный исторический персонаж, лишившийся всего, и высланный в Сибирь после смерти императора. На картине – маленькая комнатушка с низким потолком и крохотным оконцем, напоминающая тюремную камеру. Главный герой сидит в окружении своих детей, на лицах всех персонажей отражена глубокая печаль, говорящая о безысходности. Приглушенный и мрачноватый колорит картины подчеркивает весь трагизм судьбы князя, драматизм его положения.

Боярыня Морозова. 1887

Картина «Боярыня Морозова» была написана в 1887 году. Центральный персонаж – московская боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, которая фанатично придерживалась старой веры. Православная церковь в ту пору вела непримиримую борьбу с раскольниками, чьи взгляды разделяла Морозова.

В центре полотна – розвальни с главной героиней, закованной в кандалы. На ее бескровном лице ярко выделяются горящие лихорадочным блеском глаза. Подняв руку, она показывает окружившему ее народу глубокую преданность своей вере. Действующие лица разделены на два лагеря – сочувствующих и осуждающих героиню, считающих ее сумасшедшей. Боярыня что-то выкрикивает в толпу, видимо, прощаясь с народом. Каждый штрих полотна пропитан трагизмом тяжелого положения глубоковерующих русских людей. Художник показывает, что даже унижение не способно сломить дух этой стойкой женщины.

Взятие снежного городка. 1891

Картина «Взятие снежного городка» была написана Суриковым в 1891 году во время его пребывания в Красноярске. Там, спасаясь от хандры после смерти жены, художник решил написать картину на бытовую тему, жизнеутверждающую и веселую. На полотне – крепость из снега, которую, по условиям народной казацкой игры, нужно обязательно взять. Кругом праздничное настроение, веселый смех нарядно одетой толпы болельщиков. На лицах действующих лиц азарт и нетерпение. На санях богатые сибирские ковры, все детали полотна яркие, красочные, жизнеутверждающие. Особое внимание автор уделял выражению лиц героев. Так как большинство из них были написаны с натуры, – получились они необыкновенно реалистичными, а их эмоции – правдоподобными и искренними. Также много внимания в картине уделено деталям: одежде и другой атрибутике народной жизни.

Последние годы

С внуками Натальей и Михаилом

Похоронив жену в 1888 году, Суриков утратил интерес к жизни. Смерть любимой супруги сказалась и на творчестве художника: он все реже брался за кисть. Огромную поддержку в это непростое время оказывали ему дочери и старые, верные друзья. Первая мировая война стала очередным потрясением для Василия Ивановича. Пытаясь избавиться от депрессии, он некоторое время проживал в Крыму, затем поправлял здоровье в московском санатории. Скончался великий художник в Москве, 6 марта 1916 года от заболевания сердца. Почувствовав приближение смерти, Иван Васильевич произнес свои последние слова: «Я исчезаю…». По завещанию самого художника, он был похоронен рядом с любимой женой на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь

Елизавета Августовна

Василий Иванович Суриков встретил свою будущую супругу, Елизавету Августовну Шаре, в одном из московских католических храмов. Молодых людей объединяла любовь к музыке, и они часто приходили сюда, чтобы послушать орган. Елизавета была наполовину француженкой, и в ее речи явно присутствовал иностранный акцент. В 1878 году состоялось бракосочетание Сурикова и его невесты Елизаветы. Десять лет счастливой жизни промелькнули, как одно мгновение. Едва достигнув своего тридцатилетия, Елизавета Августовна скончалась. Ее слабое здоровье не выдержало длительной поездки в Красноярск, куда Суриков повез ее вместе с детьми. До конца жизни безутешный вдовец не мог простить себе этой ошибки.

В браке были рождены две дочери – Ольга (1878 г.р.) и Елена (1880 г.р.). Ольга сама была творческим человеком, и супруга она выбрала из той же среды. Ее мужем стал художник  Петр Петрович Кончаловский. В этом браке родились дочь Наталья и сын  Михаил, который также впоследствии стал художником.

Родная внучка Василия Ивановича Сурикова, Наталья Петровна Кончаловская стала известной детской писательницей, переводчицей и поэтессой. Она вышла замуж за поэта Сергея Владимировича Михалкова и родила двоих сыновей – Андрея Кончаловского и Никиту Михалкова, знаменитых, талантливых кинорежиссеров.

Хронологическая таблица

Дата Событие
12.01.1848 Дата рождения В.И. Сурикова
1856-1861 Учеба в приходском училище Красноярска
1869 Поступление в Петербургскую академию художеств
1870 Картина «Исаакиевский собор и памятник Петру I при лунном освещении»
1872 Участие в Политехнической выставке в Москве
1873 Большая серебряная медаль за этюд. Поездка в Сибирь
1874 Рисунки Сурикова публикуются в качестве иллюстраций
1875 Окончание Академии художеств
1876-1878 Занимается росписью стен храма Христа Спасителя
1877 Переезд в Москву
1878 Начало работы над картиной «Утро стрелецкой казни»
1879 Знакомство с Л.Н. Толстым
1880 Окончание работы на картиной «Утро стрелецкой казни»
1883 Выставляет картину «Меншиков в Березове» на выставку. Путешествует по Европе
1887 Окончание работы над картиной «Боярыня Морозова». Едет с семьей в Красноярск
1889 После смерти жены переезжает в Красноярск
1891 Заканчивает работу над картиной «Взятие снежного городка»
1895 Заканчивает картину «Покорение Сибири Ермаком». Получает звание академика
1899 Выставляет картину «Переход Суворова через Альпы»
1906 Выставляет картину «Степан Разин» на передвижной выставке
1907 Покидает Товарищество передвижных выставок
1914-1915 Работа над картиной «Княгиня Ольга встречает тело Игоря»
06.03.1916 Дата смерти В.И. Сурикова

Интересные факты

  • Род Суриковых берет свое начало в 16 веке, именно к этому времени относится упоминание их фамилии;
  • на экзамене в Академии художеств комиссия отказала Сурикову в обучении, так как не увидела у него таланта к изобразительной деятельности;
  • Суриков сам назначал цены своим работам и их покупали, практически не торгуясь. Так, за картину «Утро стрелецкой казни» он выручил 8 тысяч рублей, за «Боярыню Морозову» – 15 тысяч, «Переход Суворова через Альпы» купили за 25 тысяч рублей, а «Покорение Сибири Ермаком» – за сорок. По тем временам это были огромные деньги;
  • перед написанием картины «Взятие снежного городка» во дворе дома Сурикова его родными и друзьями был выстроен настоящий снежный городок, что во многом облегчило работу художнику;
  • однажды художника пригласили на званый ужин. В приглашении оговаривался строгий дресс код: обязательная явка в смокинге. Суриков выполнил условия, прислав хозяевам свой смокинг, который для них оказался важнее самого гостя;
  • коллекция Третьяковской галереи содержит 116 работ художника Сурикова;
  • несколько крупных работ: «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами», «Красноярский бунт 1695 года», «Пугачев» так и остались невоплощенными.

Наследие и память

Московский художественный институт с 1948 года носит имя В.И. Сурикова.

В Красноярске в 1954 году установлен  памятник художнику. Там же функционирует Музей-усадьба В.И. Сурикова.

В 1959 году режиссер А. Рыбаков снял художественный фильм «Василий Суриков».

Улицы городов России, Украины, Казахстана носят имя великого художника.    Кратер на Меркурии носит имя Василия Сурикова.

Ссылки

http://artsurikov.ru/ Сайт, посвященный В.И. Сурикову

https://www.surikov-museum.ru/ Красноярский художественный музей В.И. Сурикова

Список литературы

  1. Волошин М.А. Василий Иванович Суриков.Л.1985.
  2. Евдокимов И. В. Суриков: [жизнь и творчество, 1848-1916].–Москва;Ленинград: Искусство, 1940.
  3. Кеменов В. С. В. И. Суриков. Историческая живопись. Москва: Искусство, 1987.
  4. Титова В. Г., Титов Г. А. В. И. Суриков. – Красноярск: Кн. изд-во, 1956.
  5. Турунов А. Н. В. И. Суриков и его картины. – Иркут. обл. изд-во, 1948.
Текст: Ирина Зарицкая, 5.1k 👀
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир Петрович Клименко
Владимир Петрович Клименко
1 год назад

Интересный ,познавательный материал Читается легко Жаль что быстро так закончилось Хотелось удовольствия еще Спасибо !!!!!