Человек и наука

Трудно представить современный мир без научных открытий и достижений. Научные открытия и исследования многое определяют в жизни человека. Без них нет движения вперёд. Но всегда ли наука и современные технологии несут добро? Работая над сочинениями, касающимися этих проблем, подумайте над тем, какие этические и моральные вопросы приходится решать людям в ходе их научных поисков. Связана наука с проблемами этики и морали? Какова мера ответственности учёного за внедрение научно-технических достижений в жизненную практику?

Тема 1. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?

Аргумент 1. Размышляя над этой темой, я вспоминаю страницы романа-антиутопии Евгения Замятина «Мы». Описание Единого государства должно было бы вызвать зависть у современного человека: ведь в нём всё высокотехнологично, люди не знают войн, болезней и эпидемий, перед ними не стоит проблема выживания, поиска куска хлеба. Все живут в материальном достатке. Однако всё в этом благополучном мире лишено того, без чего человек не может и не должен существовать. Этой цивилизации не нужна человеческая душа, фантазия и творчество. Любовь заменена короткими встречами по розовым талонам. Нет в жизни людей семейного счастья, родственных связей, дружеских привязанностей. Человек чувствует себя лишь частью целого, огромного «мы», но не осознаёт себя как личность. Его индивидуальность стирается, превращается в ничто. А ведь это и есть то, что никакие технологии и блага цивилизации заменить не могут. (126 слов)

Аргумент 2.  Нельзя не обратиться к рассказу Рэя Бредбери «Вельд», действие которого начинается в особенном доме. Семья Питера и Венди живёт в так называемом умном доме. Не секрет, что многие люди сейчас стремятся сделать своё жизненное пространство именно таким: всё  устроено на основе технических новинок, только кнопки нажимай, да и это не всегда нужно. Дом сам знает, что делать, когда и как. Дом, в котором живут герои рассказа Бредбери, оказывается очень заботливым: он укладывает детей спать, рассказывает им сказки, ухаживает за детьми. Наступает момент, когда родителя понимают, насколько менее значимыми стали они для своих детей. Понимая опасность происходящего, они намереваются перед своим отъездом в деревню, куда хотят увезти детей, отключить умную детскую комнату. Однако дети, совершенно не нуждаясь в родителях, легко, без сомнений и огорчений избавляются от них. Финал рассказа трагичен. Прочитав его, мы понимаем, что Бредбери предостерегает современных людей от увлечения технологиями, которые не должны заменить те человеческие ценности, которые делают нашу жизнь богатой, наполненной чувствами любви и привязанности. Без этого человеку не прожить! (166 слов)

Тема 2. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?

Аргумент 1. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к произведениям, в центре которых – большие учёные, настоящие исследователи, способные сказать своё слово в науке. Писатель-фантаст Александр Беляев в своём известном романе «Человек-амфибия» создаёт образ доктора Сальватора, который проводит операции, спасающие жизнь многим людям. Его очень ценят и уважают за бескорыстие, преданность своему делу. Однажды доктор спасает жизнь ребенку, успешно пересадив ему жабры акулы. Цель Сальватора — сделать Ихтиандра (так он назвал мальчика) счастливым. Однако, став взрослым, юноша чувствует себя в океане как в родной стихии в отличие от жизни земной, которую он знает плохо, что приносит ему страдания. Его разлучают с любимой девушкой, хотят заставить юношу, плавающего как рыба и умеющего дышать под водой, доставать несметные сокровища со дна океана. Тщательно скрывавший само существование такого юноши, как Ихтиандр, доктор заботился о его безопасности, однако даже он не смог предвидеть все последствия своего научного эксперимента. Ихтиандр не только не стал счастливым, но оказался неспособным жить вне водной стихии. Между ним и любимой девушкой непреодолимой преградой лёг океан, в котором навсегда исчез юноша. Эта печальная история лишний раз подтверждает мысль о необходимости предвидеть все последствия проведённого учёным научного эксперимента. (168 слов)

Аргумент 2. Не обошёл эту тему и замечательный русский писатель Михаил Булгаков. В его повести «Собачье сердце» центральное место занимает образ видного учёного с мировым именем профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Он занимается научными экспериментами, которые связаны с проблемами омоложения, продления человеческой жизни. Однако неожиданно экспериментальная операция, сделанная собаке Шарику, приводит к появлению существа, которое ужасает и профессора, и его помощника Борменталя, и всех, кто живёт в квартире профессора. Очаровательный, беззлобный пёс превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который нагло, уверенно отвоёвывает себе место в жизни: претендует на жилплощадь в профессорской квартире, продвигается по службе, беззастенчиво придумывает себе героическую биографию, находит покровителя в лице демагога Швондера. Опасность, исходящая от Шарикова, становится настолько очевидной, что Преображенский и Борменталь проводят повторную операцию, которая возвращает всё на свои места: профессор работает в своём кабинете, а пёс Шарик, лёжа на полу, радуется тому, как ему «свезло». Однако результат локального эксперимента, который так легко исправили учёные, в жизни вряд ли так быстро устраним. Поэтому предвидеть результаты проводимых исследований и экспериментов просто необходимо, чтобы не случилось большой беды. (168 слов)

Тема 3. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Аргумент 1. Американский писатель Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» рисует мир будущего как торжество технологий. Однако для него это далеко не благо. Люди,  перемещающиеся на ракетных автомобилях и пневматических поездах с огромной скоростью, не могут рассмотреть мир за окном современных транспортных средств, рассмотреть что-то удивительное и красивое. Люди будущего не гуляют под дождем, не смотрят на звёздное небо, они не знают, что по утрам на траве лежит роса, не замечают, что опавшие листья пахнут корицей. Любителей бродить по лесу и слушать пение птиц отправляют к психиатру, а тех, кто ездит по шоссе со скоростью не более сорока миль в час, сажают в тюрьму.

Ускорение темпа жизни делает людей будущего беспощадными друг другу, а новые технологии обрекают их на одиночество, поскольку они перестают общаться с родственниками, не умеют любить, дружить. Монтэга удивляется тому, что в семье Клариссы, очень странной, по его мнению, ведут неспешные беседы. Сам он с женой почти не разговаривает, потому что Милдред не снимает наушники ни днём, ни ночью. Научившись читать по губам, она во время редких и коротких разговоров с мужем отгорожена от него наушниками. Заполняя внутреннюю пустоту, Милдред постоянно смотрит телевизор. Телевизионными экранами заполнен весь дом, они заменили настоящую, естественную человеческую жизнь.

Такое будущее настораживает писателя, он провидчески видит опасность в неосмотрительном внедрении технологий в жизнь человека, который теряется и разрушается как личность. Поэтому роман Брэдбери звучит как предупреждение. (224 слова)

Аргумент 2. В мире, который стремительно развивается, всё меняется: появляются новые гаджеты, мы не мыслим жизнь без телефонов, современных средств передвижения. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» изображён именно такой мир, в котором научно-технический прогресс вытеснил литературу. Это произошло не сразу: сначала люди стали остро ощущать нехватку времени, слишком много которого стали занимать новые удовольствия: виртуальные игры, тесты, квесты. Технические учебные дисциплины вытеснили гуманитарные: люди перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и на книгу в электронном варианте спрос был невелик. Он падал стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Плачевным результатом становится абсолютная  бездуховность подрастающего поколения — ведь литературу ничем не заменили. Этот единственный инструмент формирования личности и души человека был забыт всеми. Об этой опасности, которую несёт безудержное внедрение новейших технологий,  предупреждает рассказ М. Гелприна. (127 слов)

Фильтр:
Ответы: