Теория к заданиям №1-№6 в ОГЭ по обществознанию
Определения общества
В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле:
- Население одной страны
- Люди, объединенные общностью происхождения (дворянское общество)
- Определенный исторический этап в развитии человечества (традиционное общество)
- Группа людей, имеющих общие интересы (общество любителей собак)
- Человечество в целом
Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:
- Возможность изменения с течением времени
- Реакция на изменения, происходящие в природе и мире
- Самодостаточность
- Связь всех компонентов – общественных сфер – между собой
Сферы общественной жизни
Сфера | Характерные отношения | Что включает |
---|---|---|
Политическая | Отношения, связанные с управлением обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. | Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество; политическая идеология и культура. |
Экономическая | Отношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики. | Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность, то есть производительные силы и производственные отношения |
Социальная | Взаимоотношения социальных групп (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей) между собой. | Социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья. |
Духовная | Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.) | Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр. |
Типы обществ
Тип | Традиционное | Индустриальное | Информационное, или постиндустриальное |
---|---|---|---|
Краткая характеристика | Преобладает сельское хозяйство и общинная форма собственности, используются ручные орудия труда, социальные структуры замкнуты | Большая роль промышленности и ее преобладание над сельским хозяйством, общество делится на классы, многие люди переселяются в города, развита крупная промышленность, экономика базируется на частной и государственной собственности | В экономике преобладает не тяжелая промышленность, а сфера услуг, высокое применение компьютерных технологий, смешанная экономика, стирание классовых различий |
Время и способ возникновения | Переход от первобытности к цивилизации в ходе неолитической революции; примерно 4 тыс. лет до н. э. | Промышленная революция в XVII−XVIII вв. | Вторая половина 20 века – научно-техническая революция |
Главный фактор производства | Земля | Капитал | Информация |
Главный продукт производства | Еда | Промышленные изделия | Услуги |
Характер труда | Ручной труд | Механизация труда | Автоматизация труда и компьютеризация, большая роль интеллектуального труда |
Природа
Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.
В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).
Признаки природы как динамической системы:
- Непредсказуемость, нелинейность развития
- Постоянное видоизменение
- Возможность влиять на общество и темпы его развития
- Наличие подсистем и отдельных элементов
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.
Основные глобальные проблемы:
- Терроризм
- Проблема мира и разоружения
- Экологическая
- Сырьевая
- Использование ресурсов Мирового океана
- Мирное освоение космоса
Биологическое и социальное в человеке
Биологическое | Социальное |
---|---|
Наличие инстинктов | Способность производить орудия труда |
Биологические потребности | Членораздельная речь |
Приспособление к окружающей среде | Духовные потребности, способность мыслить и творить |
Возможность использовать природные предметы | Деятельность как способ преобразования мира |
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.
Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.
Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.
Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.
Различают следующие этапы социализации:
- Начальный — семья, детские дошкольные учреждения
- Средний — школа
- Завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
Деятельность
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд.
Характерные черты деятельности людей:
- Общественный характер
- Продуктивный характер
- Преобразующий характер
- Сознательный характер
Структура деятельности:
- Мотив
- Цель
- Методы
- Средства
- Процесс
- Результат
Виды деятельности:
- Материально-производственная
- Духовная
- Познавательная
- Ценностно-ориентировочная
- Прогностическая
Классификация деятельности:
- По субъекту: индивидуальная и коллективная
- По характеру: репродуктивная и творческая
- По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
- По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная
- По соответствию правовым нормам — законная и незаконная
Мышление
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Типы мышления:
Знаковое | Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика. |
Образное | Задача дается в конкретной и наглядной форме. |
Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций | |
Теоретическое | Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности. |
Социальные группы
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Классификация социальных групп:
- по численности
Малая | Небольшое число людей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. | Семья, школьный класс |
Большая | Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. | Нация, страна |
- по характеру взаимодействия
Первичная | Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. | Компания друзей |
Вторичная | Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. | Политическая партия |
- способ организации и регулирования взаимодействия
Формальная | Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. | Школьный класс |
Неформальная | Группа, возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. | Общество любителей собак |
Межличностные отношения
Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.
Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.
Межличностный конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Варианты поведения при конфликте:
- Сотрудничество — предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них
- Компромисс — несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки
- Приспособление — только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта
- Избегание — человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить
Подростковый возраст
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Особенности:
- Анатомо-физиологические изменения в организме – активизация и сложное взаимодействие различных гормонов
- Конформизм – желание «влиться» в окружающую группу, не стать «белой вороной»
- Стремление к самостоятельности
- Переориентация с общения со взрослыми на сверстников
- Учеба часто отходит на второй план, т.к. происходит переход к взрослой жизни, человек чувствует себя более самостоятельным и независимым
Наука
Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.
Религия
Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.
Главные функции религии:
- Мировоззренческая
- Компенсаторная
- Коммуникативная
- Регулятивная
Мораль
Мораль— совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм— принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.
Совесть
Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.
Образование
Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Структура образования в РФ:
- Дошкольное образование
- Начальное образование (1-4 класс)
- Общее среднее (до 9 класса)
- Полное среднее (10-11 классы)
- Среднее профессиональное (обучение в колледжах, техникумах)
- Высшее профессиональное (обучение в вузах)
Духовная жизнь
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.
Искусство
Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.
К духовной сфере жизни общества относятся:
- Образование
- Религия
- Искусство
- Моральные ценности
- Чувства
- Знания
- Убеждения и верования
- Цели и стремления
Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:
- Информативная
- Познавательная
- Коммуникативная
- Оценочная
- Социализирующая
- Регулятивная
Сайт просто отличный для подготовки, да и не только, так же очень хорош для саморазвития. Спасибо разработчикам!
можно как то скачать теорию или распечатать