Человек и природа
Природа и человек в их взаимосвязи будут в центре тем сочинений данного подраздела 3.1. Вам предстоит подумать над проблемами, связанными со взаимоотношениями человека с природой. Умеет ли человек ценить, понимать красоту природы? Способен ли он наслаждаться ею? Почему столь разрушительны действия и поступки людей по отношению к природному миру? К чему они могут привести? Почему последствия неразумности и расточительности людей становятся необратимыми, порой трагическими? Отвечая на эти вопросы, покажите, что, разрушая природу, человек разрушает и самого себя. И наоборот, постарайтесь увидеть, насколько сильно влияние природы на человеческую душу, как обогащает она чувства, как помогает человеку, возвышая его.
Сформулируем несколько примерных тем и попробуем показать, к каким текстам можно обратиться, приводя литературный аргумент.
Тема 1. Почему общение с природой важно для человека?
Аргумент 1. Мцыри, герой поэмы М.Ю. Лермонтова, сбежав из монастыря, впервые оказывается на воле среди роскошной природы Кавказа. Он наслаждается прекрасным миром, который окружает его: величавыми горами, высоким голубым небом, звенящими горными реками, зелёными лесами и рощами. Но и буря, ветер, молнии и гром не пугают юношу, потому что он чувствует себя свободным в этом единении со стихией: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!» Его стремление к воле, к жизни вне монастыря лишь становится сильнее, когда Мцыри оказывается в природном великолепии. А встреча со свирепым барсом и схватка с ним подтверждают то, что Мцыри «в краю отцов» мог бы быть «не из последних удальцов». Общение с природой в истории Мцыри занимает исключительно важное место. Природа предстаёт перед героем романтически возвышенной. Этот мир близок герою, потому что он противопоставлен несвободе монастыря. Кроме того, в нём таятся опасности и препятствия. Но герой признаётся, что «без этих трёх блаженных дней» его жизнь была б печальней и мрачней, потому что природа становится для него символом свободы, о которой он так мечтал. (169 слов)
Аргумент 2. Вспомним душевное состояние Андрея Болконского, одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир», после его тяжёлого ранения и возвращения домой. Ему кажется, что жизнь закончилась, что стремиться не к чему и не для чего. Осталось лишь заботиться о сыне, оставшемся без матери. Такое состояние князя Андрея замечает Пьер, заехавший навестить друга. Он видит потухшие глаза Болконского, ничего не выражающее лицо, пытается убедить его, что «надо верить, любить, жить». Однако пройдёт ещё много времени, прежде чем мы увидим Андрея Болконского, едущего по делам в имение Ростовых. Всё вокруг пронизано весенним теплом, солнечным светом, стремлением к новой жизни, однако князь Андрей упрямо убеждает себя в том, что жизнь закончилась, что всё обман, что счастья нет. Подтверждение этого он видит в старом дубе, который стоит без листьев, старый и словно умирающий. Однако в доме Ростовых Болконский стоит у открытого окна и невольно любуется великолепием ночи, звёздным небом. Кроме того, он слышит восторженный голос юной Наташи Ростовой, восхищающейся ночной природой. В этот момент Болконский тоже чувствует, как по-новому молодо и свежо вздохнула его душа. Когда он едет от Ростовых, то видит обновлённый лес и тот самый дуб, который теперь выглядит зелёным, помолодевшим. И князь Андрей говорит себе: «Нет, жизнь не кончилась в 31 год». Так общение с природой помогает Болконскому пережить кризис, почувствовать силы для новой, счастливой жизни. (217 слов)
Тема 2. Каждому ли открыта красота природы?
Аргумент 1. Если вспомнить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», то в первую очередь нужно сказать о Евгении Базарове, молодом человеке, враче, естествоиспытателе. Его мы не видим в общении с миром природы, в момент любования им. Ведь он нигилист, который отрицает любовь, искусство. О природе и отношении к ней он отзывается так: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Звучат эти слова хлёстко, задорно, даже вызывающе. Но на то он и нигилист, чтобы отрицать всё, что вызывает восхищение и эстетическое наслаждение у других. Вспомните, как любуется летним вечером Николай Петрович Кирсанов, как любит природу Аркадий, хоть и скрывает это, подражая своему учителю. Для Базарова же в природном мире нет ничего таинственного, загадочного, непостижимого. Он считает, что законы природы подвластны человеку, что истинное её предназначение заключается в том, чтобы она приносила пользу. Конечно, такой утилитарный взгляд не разделяет и сам Тургенев, большой любитель и ценитель мира природы, который, по его мнению, открывается только тому, кто сам открыт душой, не замутнённой никакими современными идеями. (163 слова)
Аргумент 2. Открыта красота природы и героям романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьеру Безухову, Наташе, Николаю и Пете Ростовым, Андрею Болконскому, капитану Тушину. Но все они – лучшие герои писателя. Их доброта, человечность, способность к размышлениям, поиску ответов на непростые вопросы словно раскрывают перед ними мир во всей его красоте, они чувствуют себя его частью, способны наслаждаться природой. Однако Толстой отказывает в этой способности другим героям, тем, кто, по мнению писателя, не в состоянии испытывать никаких глубоких, искренних, возвышенных чувств. Мы никогда не видим в общении с природой никого из семейства Курагиных, графа Растопчина, Берга и его жену Веру Ростову, Анну Павловну Шерер. Этим людям не присуща ни высокая нравственность, ни малейшее стремление к пониманию мира и своего места в нём. Курагины отличаются лишь своей корыстью, подлостью, эгоизмом, пренебрежением к судьбам других людей. Душа таких людей равнодушна и холодна, а потому не может отзываться на красоту природы, они безразличны к ней. (148 слов)
Тема 3. Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание?
Аргумент 1. Такое природное явление, как гроза, становится символичным в контексте пьесы А.Н.Островского «Гроза». Упоминают о грозе многие герои, при этом каждый наполняет это слово новым значением. Калиновцы говорят об этом явлении как о символе небесного наказания. Гроза – это и гнёт тех, в чьих руках власть в городе. Тихон, уезжая из дома, с облегчением говорит, что над его головой две недели грозы не будет, имея в виду бесконечную тиранию со стороны матери. Боится грозы и Катерина, главная героиня пьесы. В её душе разразится нравственная гроза — гроза совести, которая мучает Катерину. Ведь гроза напоминает ей о небесном огне, о Страшном суде. Поэтому кульминация пьесы – а это сцена покаяния Катерины – происходит именно в момент приближающейся грозы, которая вот-вот разразится.
Таким образом, драматург А.Н. Островский реализовал метафорическое значение слова гроза в пьесе. Гроза — это образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. (147 слов)
Аргумент 2. Герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский участвует в военной кампании 1805 года. Он мечтает о подвиге, о славе Наполеона. В Аустерлицком сражении герой поднимает знамя, бесстрашно устремляется вперёд, пытаясь остановить бегущие русские войска, но получает тяжёлое ранение. Упав на Праценских высотах, он видит аустерлицкое небо. Это высокое небо становится для князя Андрея символом совершенно иной жизни, символом чего-то торжественного и возвышенного. «Как же я не видал прежде этого высокого неба?» — спрашивает себя князь Андрей. Он приходит к выводу, что всё остальное — пустое, обман, что нет ничего, кроме этого бесконечного неба, которое становится символом переосмысления ценностей, перехода к новому этапу жизни. Слава Наполеона, война и участие в ней теперь кажутся нелепыми и ненужными.
Заметим, что аустерлицкое небо будет появляться в самые важные минуты жизни князя Андрея. Например, в момент разговора с Пьером на пароме, когда «первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо…и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Образ неба станет символом возрождения души, переходом к новому жизненному этапу. (176 слов)