Эраст | главный герой в произведении "Бедная Лиза"

жизнь в достатке из обеспеченной семьи нет детей никогда не был женат/замужем разорение

Эраст. Актер Марк Кондратьев. Спектакль “Бедная Лиза”. Постановка Московского театра у Никитских ворот

Эраст – один из главных героев повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”; дворянин, жестоко обманувший доверчивую деревенскую девушку.

Описание героя

Эраст – “молодой, хорошо одетый человек, приятного вида” с “добрым лицом”. Мать Лизы называет его “добрым, ласковым барином”. Эраст – характерный представитель “золотой молодежи”. Это богатый юноша, пользующийся определенным успехом в высшем свете. Несмотря на молодость, Эраст уже давно познал все “тайны любви” и устал от них. У Эраста “слабое и ветреное” сердце. Молодой человек избалован и безответственен. Имя героя (по-гречески “эрастос” – горячо любящий) указывает на его чувственность и страстность.

Большую роль в жизни Эраста играют деньги, на что автор неоднократно намекает. Во время первой случайной встречи с Лизой дворянин предлагает ей за ландыши рубль вместо нескольких копеек. Затем он выражает желание стать постоянным покупателем нехитрых товаров крестьянки. Перед отъездом на войну барин великодушно дает деньги матери Лизы. Главной причиной его брака с богатой вдовой становится проигрыш в карты всего состояния. Наконец, в финале юноша “откупается” от бывшей возлюбленной сотней рублей.

Роль героя в произведении

Эраст становится виновником самоубийства Лизы. Легкомысленный юноша лишает девушку невинности, после чего охладевает к ней и в конечном итоге бросает.

Развитие героя по мере сюжета

Сначала Эраст предстает благородным и честным человеком. Юноша устал от светских развлечений и находит идеал в невинной и простодушной деревенской девушке. Он не имеет никаких дурных помыслов и мечтает жить с Лизой, “как брат с сестрой”. Главное качество, которое привлекает Эраста в сельской простушке – резкое отличие от кокетливых и коварных светских красавиц из аристократического общества.

В идиллических отношениях между Эрастом и Лизой ярче всего проявляются легкомыслие и недальновидность молодого человека. Опытный в любовных делах юноша должен был прекрасно понимать, чем в конечном итоге закончится этот невинный поначалу роман. К тому же любовная связь между дворянином и простой крестьянкой не могла привести ни к чему хорошему, особенно для Лизы.

Идиллия нарушается после того, как Эраст физически сближается с Лизой. Прежний объект целомудренного преклонения становится для юноши в один ряд с многочисленными любовницами. Он уже не испытывает к девушке возвышенных чувств и жаждет лишь грубого наслаждения.

Сцена из спектакля “Бедная Лиза”

Встречи Эраста с Лизой происходят все реже и реже. Наконец, молодой человек объявляет девушке, что отправляется на войну (судя по всему, автор имеет в виду Семилетнюю войну). Из произведения неясно, собирался ли Эраст продолжить любовную связь с Лизой. В любом случае на войне проявляются негативные качества юноши. Единственный “героический” поступок Эраста на фронте – карточный проигрыш всего состояния.

Лишившись состояния, Эраст даже не вспоминает о Лизе. Вернувшись на родину, он находит выход в женитьбе на нелюбимой, но богатой женщине. Самый отвратительный и низкий поступок Эраста – передача Лизе во время последней встречи ста рублей. Дворянин продолжает считать деньги главной жизненной ценностью, которой можно исправить любые ошибки. Эраст даже не понимает, что совершает грубое кощунство над самоотверженной любовью Лизы.

После самоубийства Лизы в душе Эраста происходит моральный переворот. Молодой человек осознает свою вину перед девушкой и долгие годы укоряет себя за ее гибель.

Отношение автора к герою

Автор испытывает по отношению к Эрасту двойственные чувства. Он укоряет юношу за легкомыслие и выступает в качестве моралиста: “безрассудный, молодой человек!”; “я забываю человека в Эрасте”. С явной иронией рассказчик передает восторженное желание Эраста жить с Лизой “…неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю”.

При этом автор выражает сочувствие к Эрасту, который после самоубийства девушки чувствовал себя несчастным всю жизнь. В финале рассказчик высказывает надежду, что на том свете возлюбленные “уже примирились”.

Экранизации

Образ Эраста был воплощен на экране дважды. В фильме-спектакле Н. Бариновой и Д. Ливнева (“Бедная Лиза”, 1967 г.), легкомысленного дворянина сыграл А. В. Мягков. В экранизации 1998 г. (“Бедная Лиза”, реж. – С. Цукерман) роль Эраста исполнил американский актер Г. Олдс.

Литература

  1. Архангельский А. Н. Герои классики. Продленка для взрослых. – М., 2018.
  2. Галкин А. Б. Герои и сюжеты русской литературы. Имена, образы, идеи. – М., 2012.
  3. Топоров В. Н. “Бедная Лиза” Карамзина. Опыт прочтения. – М., 1995.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 67

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *