Левша (герой)

главный герой в произведении "Левша"

Тульский мастер Левша – образец русского мастерства, центральный персонаж произведения Николая Семеновича Лескова. У повести «Левша» существует оригинальное название: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». У героя нет имени, левшой его называют из-за того, что он все делает левой рукой. Принято считать, что в талантливом мастере-оружейнике автор воплотил собирательный образ русского народа. Но существует и другая версия. Предположительно, прототипом Левши мог быть мастер из Тулы Алексей Сурнин.

Описание героя

Левша. Актер Н. Стоцкий. Фильм «Левша». 1986

История Левши начинается с того, что российскому императору Николаю I достается танцующая блоха, выполненная английскими инженерами. Он решает доказать, что русские мастера способны еще и не на такие чудеса. Вызвав к себе генерала Платова, он приказывает ему найти самых лучших умельцев и поручить им сделать что-нибудь необычное, что могло бы поразить англичан. Так в сюжете появляются три мастера, среди которых главный герой данного произведения.

Характеристика Левши

Настоящее имя тульского самородка, умельца Левши неизвестно. Он ловко пользуется левой рукой, поэтому все называют его просто Левшой. Крестится он также левой рукой, потому что так ему сподручнее. Внешность у него неказистая: на лице родимое пятно, волос на висках не осталось после того, как ему их «выдрали при ученье». Ко всему прочему, у Левши косоглазие.

Одет герой очень бедно, на ногах старая стоптанная обувь. Вот как описывает автор его облачение: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

Левша живет в Туле со старенькими родителями в маленьком, тесном домике со спертым воздухом. Стариков своих он любит и уважительно ним относится. Отца он нежно зовет тятенькой, а мать – старушкой. Забота о родителях не позволяет ему остаться в Англии, несмотря на то, что ему обещают хорошие условия для жизни. Своей семьей Левша еще не обзавелся, сам о себе он говорит: «я еще в холостом звании».

Особенности личности

Левша неграмотен, как и основная часть крестьян того времени. Мастерству он также нигде не обучался. Все способности даны ему от природы и, благодаря трудолюбию, превратились в талант, которому нет равных. Сам он так говорит о своей необразованности: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».

Левша очень религиозен и считает, что без божьего благословения нельзя начинать какое-либо дело. Вера в бога помогает ему справиться с самыми сложными задачами. Так, прежде чем выполнить императорский заказ, мастера направляются к иконе Николая Чудотворца, рассчитывая на его помощь: «…надо взяться подумавши и с Божьим благословением».

Иллюстрация Кукрыниксов

Левша без страха встречается с русским царем, приходит к нему в рваной одежде и нисколько не стыдится своего вида. Он с гордостью показывает императору подкованную блоху, доказывая тем самым, что русские мастера некоторые вещи умеют делать лучше англичан. Он готов ответить за свою работу, потому что выполнена она добросовестно и честно. Левша разговаривает с императором так же, как привык общаться в своем окружении: «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто». Левша без робости и со знанием дела разъясняет государю, что работа с блохой настолько тонкая, что ее не видно даже в «мелкоскоп»: «…я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может».

Левша отличается смирением. Несмотря на то, что задето его достоинство (несправедливые упреки и избиение Платовым), он терпеливо сносит это незаслуженное наказание. В этом проявляется такая черта подневольного русского крестьянства, как долготерпение, заложенная с детства самой системой.

Восхищенный работой император, растрогавшись, обнимает и целует Левшу. Видя это, остальные придворные также бросаются обнимать и благодарить мастера, а Платов даже приносит ему извинения за выдранные «волосья» и  дает сто рублей.

Левша скромен и непритязателен. Видимо, сказывается привычка довольствоваться тем, что есть. Так, на корабле ему были организованы поистине барские условия. Однако, он неудобно чувствовал себя в окружении господ и все время старался уединиться. «Он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился». Чаще всего он проводил время на палубе, всматриваясь в безбрежную даль, туда, где была его родина.

И сам Левша, и мастера, с которыми он работал над блохой, – большие патриоты России и своего императора. Они считают за честь выполнить приказ государя и трудятся днем и ночью, чтобы оправдать его доверие: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется».

Отношение к труду

Иллюстрация Кукрыниксов

Герой до самозабвения любит свое дело. Чтобы вовремя выполнить приказ императора, Левша с товарищами запираются в доме и покидают его только по окончании работы. Даже попытка выманить их из избы обманом не увенчается успехом. Когда кто-то крикнул, что загорелся соседний дом, Левша, показавшись в окне, спокойно ответил: «Горите себе, а нам некогда», закрыл ставни и снова принялся за работу.

Несмотря на то, что в Туле проживает много талантливых умельцев, мало кто может сравниться в мастерстве с Левшой. Именно ему достается самая филигранная работа – выковать гвоздики для подковок, и выполняет он ее блестяще. Все поражаются: как человек с косоглазием, левой рукой и без «мелкоскопа» смог сотворить такое чудо!

Левша в Англии

Англичане восхищены мастерством Левши. Их огорчает лишь то, что умелец, обладающий таким талантом, совершенно безграмотен. Ведь, если бы Левша разбирался в науках, он смог бы путем расчетов предугадать, что блоха уже не сможет танцевать как прежде из-за отягощенных подковками лапок. Левше предлагают остаться в Англии, чтобы обучаться наукам, пророчат ему блестящее будущее. О нём пишут в английских газетах, как о чуде,  русский мастер окружен уважением и восхищением.

Иллюстрация Кукрыниксов

Но Левша не принимает предложения англичан. Он соглашается лишь погостить у них некоторое время. Ему интересно узнать, как работают их заводы, самому вникнуть в производство. Он с удивлением отмечает, что порядок и отношение к рабочим отличаются от того, что он видит в России. Открытием для него становится то, что в Англии не чистят ружья толченым кирпичом, как это делают у него на родине. Поэтому стволы в них долго остаются гладкими, и стреляет такое оружие очень хорошо. Левша, узнав этот секрет, срочно собирается в дорогу. Он уверен, что обязательно должен сообщить императору о своем открытии, потому что это очень пригодится в случае войны. Кроме того, он уже давно скучает по родным краям и по стареньким родителям.

На корабле Левша заводит знакомство со своим попутчиком, который оказывается английским моряком. На протяжении всего пути они пьют спиртные напитки и допиваются до чертиков и галлюцинаций. В какой-то момент Левша едва не падает за борт в открытое море. Пьянка продолжается до самого конца путешествия, в результате чего друзья заболевают. По прибытии в Петербург, их пути расходятся.

Финал

Иллюстрация Кукрыниксов

Неласково встретила Левшу горячо любимая им Родина. Обессилевшего от долгого путешествия и непомерных возлияний, его сразу же обокрали. Причем, произошло это в полицейском участке, куда Левшу доставили прямо с корабля. Отобрали деньги, часы, добротную одежду и практически раздетого долго возили по разным больницам, где его ни в какую не хотели принимать без документов. Несколько раз его роняли, да так, что разбили голову, наконец, привезли в больницу для простолюдинов и оставили на ледяном полу.

Чувствуя, что умирает, Левша подозвал доктора и, собрав последние силы, внятно произнес: «Скажите Государю, что англичане ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, а они стрелять не годятся». После этих слов Левша перекрестился и умер. Наказ его так и не дошел до императора, а если бы дошел, пишет автор, то «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Роль героя в произведении

Нелегкая судьба Левши представляет собой собирательный образ судеб простых, бесправных людей. Их было бесчисленное множество на просторах огромной России. Были среди них и самородки, подобные Левше. Они в большинстве своем так и остались неоцененными и безызвестными, так как не имели возможности в полной мере проявить свои таланты. Именно таким людям посвятил Н.С. Лесков свои слова: «шуба овечкина, а душа человечкина».

Сама российская система того времени, ее нелепые законы не предполагали заботу о талантливых выходцах из народа. Никто не был заинтересован в их развитии и востребованности. Нужны они были лишь для того, чтобы в очередной раз блефануть перед иностранцами, а ведь именно такие люди и являлись национальным богатством России.

Лесков в образе Левши воспевает талант маленького человека, большое сердце которого переполняют истинный патриотизм и огромная любовь и преданность Родине.

Отношение автора к герою

Автор с глубоким сочувствием относится к своему герою. Он с горечью констатирует, что лишь англичане смогли разглядеть в Левше не только его талант, но и душу. На родине же к мастеру относились, как к исполнителю воли императора. Герой являлся лишь демонстрацией того, что русские мастера могут превзойти в своем искусстве даже продвинутых в инженерном деле англичан.

Автор видит, что положение простого народа не меняется в лучшую сторону. Высшие сословия все так же не желают признавать таланты и способности человека «из низов». Примером этому служит судьба его героя, который, так и не дождавшись помощи, умирает в жутких условиях простонародной лечебницы. Несмотря на это, даже на смертном одре Левша остается человеком, преданным государю и Родине, которой он оказался не нужен.

Прототипы

Согласно высказыванию Н.С. Лескова, его герой – плод собственной фантазии: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Однако историк С.А. Зыбин еще в 1905 году отмечал сходство в судьбе Левши и реального человека – Алексея Михайловича Сурнина, мастера-оружейника Тульского завода, ставшего впоследствии выдающимся машиностроителем.

Так же, как и Левше, ему довелось побывать в Англии, где он продемонстрировал свои таланты. Англичане настолько восхитились его способностями, что назначили заместителем Генри Нока – владельца оружейного завода. Вернувшись в родной город, Сурнин получил высокую должность на Тульском оружейном заводе, до конца своей жизни был уважаемым и почитаемым человеком. Он внес большой вклад в развитие оружейного дела в России, обогатив отечественное производство английскими разработками. Это сыграло не последнюю роль в победной войне России 1812 года против Наполеона.

Экранизации героя

Знаменитый сказ о Левше Н.С. Лескова не раз становился сюжетом как для театральных постановок, так и художественных и мультипликационных фильмов.

В 1964 году на экраны вышел мультфильм «Левша» советского режиссера Ивана Иванова-Вано. Несмотря на несовершенную технику анимации, фильм получился необыкновенно удачным и максимально передающим сам стиль повести Лескова. Поражает портретное сходство героев мультфильма с реальными историческими личностями: мягкий, лысоватый блондин Александр I и видный статный брюнет Николай I. Не оставляет равнодушным и музыкальное сопровождение фильма, в основном представленное народными песнями.

В 1986 году режиссер Сергей Овчаров представил свой фильм «Левша», который можно назвать вершиной его творчества. Гениальность режиссера прослеживается во всем: великолепно подобранном составе актеров, невероятной продуманности каждой мелкой детали, отличной операторской работе. Главную роль в фильме исполнил популярный актер Николай Стоцкий.

Герой за пределами произведения

Судьба литературного героя Левши трагически заканчивается на последней странице повести. Но память о талантливом самородке из народа жива до сих пор. В 2004 году в самом центре Челябинска был открыт памятник Левше, как олицетворению всех уральских мастеров. В композиции присутствует и знаменитая блоха, которую  все, кто пожелает, могут рассмотреть через увеличительное стекло. Памятник выполнен из бронзы, автором его является скульптор Игорь Брунеткин.

Еще один памятник символу тульских мастеров был торжественно открыт в 2009 году в городе Тула, на набережной реки Упы. Автор бронзового монумента Б.И. Кривохин изобразил Левшу в полный рост в рабочей одежде. В левой руке мастера кузнечный молот, правой рукой он держит только что подкованную им блоху. В нижней части памятника – цитаты русских писателей и, конечно же, самого Н.С. Лескова.

Литература

  1. Овчинников Д. Был ли прототип у Левши? // «Родина»: журнал. — 2018. — Номер 6. — С. 75-79.
  2. Клишина, О. Персонажи Лескова как историко-этнологические типы: речевое поведение и внешность / О.  Клишина // Литература. — 2007. — №14.
  3. Новикова-Строганова, А. А. Художественное поучение в творчестве Н.С.Лескова / А.А.Новикова-Строганова //  Литература  в школе. — 2010. — № 8.
  4. Бухштаб Б.Я. Сказы о народных праведниках («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» Н.С.Лескова) / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов – М.: Дет.лит., 1983.
  5. Душкина И. Н. Языковые особенности сказа Н. С. Лескова «Левша». VI класс / И. Н. Душкина // Литература в школе. – 2000. – № 6.
  6. Короткова М. С. Художественное своеобразие рассказа Н. С. Лескова «Левша».// Литература в школе. – 2011. – N 7.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 62 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *