Василий Тёркин (герой)

главный герой в произведении "Василий Тёркин"

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» посвящена подвигу советских солдат во время Великой Отечественной войны. Главным героем произведения является вымышленный персонаж по имени Василий Тёркин. Образ Тёркина собирательный, поэтому не имеет конкретного прототипа. Автор наделил своего героя лучшими качествами, такими как отвага, честность, смекалка, находчивость, безграничная любовь к Родине.

Описание героя

Биография

Иллюстрация О. Верейского

Василий Тёркин родился и вырос на Смоленщине. До ухода на фронт работал в колхозе. Участник двух войн – Финской и Великой Отечественной. На фронте служил в пехоте, был бойцом стрелкового полка. Получил награду за то, что сбил фашистский самолет. При наступлении взял командование взводом вместо убитого командира и был ранен. После лечения в госпитале снова встал в ряды Красной армии и дошел до Берлина в звании офицера.

Внешность, характер

Внешность у Тёркина неброская, типично славянская. Внутренняя красота этого человека заключена в его широкой душе: «Не красавец, но красив душой, не велик и не мал, зато удал-герой». Этот прием типичности и обыкновенности автор использует с целью показать, что его герой – это обобщенное воплощение характера советского солдата, ценой своей жизни одержавшего победу над врагом. Твардовский присваивает персонажу фамилию Тёркин, словно намекая: «…мой Тёркин жизнью тёртый человек». Тёркин – отважный солдат, не боится смерти, в бою готов стоять до конца.

По характеру Василий очень позитивный и доброжелательный. Благодаря общительности, он легко вливается в любой коллектив и становится душой компании. Зная, как нелегка жизнь солдата на фронте, Тёркин в часы отдыха и в перерывах между боями старается развлечь бойцов, поднять им настроение. Он поёт, играет на гармони, рассказывает забавные истории. Товарищи любят Тёркина за его жизнелюбие, оптимизм, находчивость, умение посмеяться над врагом.

Иллюстрация В. Гальдяева

Многогранность образа Тёркина проявляется не только в умении воевать, но и работать. Василий – умелец на все руки. Так, в эпизоде с дедом он легко выправляет пилу: «Сам пилу берет – А ну-ка… и в руках его пила, точно поднятая щука, острой спинкой повела». Ремонтирует он и часы, которые уже давно стоят у стариков и, благодаря Василию, снова заводятся. К старости Тёркин испытывает глубокое уважение, поэтому и старается, как может помочь деду с бабкой.

За внешним образом балагура и весельчака скрывается истинный патриот, готовый не раздумывая отдать жизнь за Родину. Его отвага и мужество проявляются в битве с врагом, а природная скромность – в отсутствии жажды славы и орденов. Он честно выполняет свой долг по очистке русской земли от коричневой чумы фашизма. У Василия не осталось родных, и провожать на фронт его было некому. Но он с ностальгией вспоминает свою малую родину, дорогие сердцу места. От этих воспоминаний у него еще сильнее обостряется чувство патриотизма, он убежден, что на нем лежит ответственность «за Россию, за народ и за всё на свете».

На текущий момент война для Тёркина – это его работа, а фронт – его дом. Даже недельный отдых с четырехразовым питанием, натопленной печью и чистым бельем он не в силах выдержать до конца: поймав попутку, он сбегает на фронт. Не время отдыхать, когда вокруг бушует война и гибнут люди, когда фашисты оскверняют самое святое для него – его землю. Тёркин не думает о смерти и часто рискует жизнью. Так, несмотря на ледяную воду, он переправляется на другой берег для того, чтобы восстановить оборванную линию связи. Замерзший и уставший, он тут же докладывает обстановку командиру, что говорит о его ответственности. Благодаря этому поступку, исход боя решается в пользу советских бойцов. Отсутствие страха перед смертью ярко проявляется в эпизоде, когда Тёркин торгуется с ней и уговаривает дать ему еще времени на то, чтобы встретить день победы и «погулять среди живых». Увидев, что смерть не собирается уступать, Тёркин прогоняет ее: «Прогоните эту бабу. Я солдат еще живой».

Иллюстрация В. Гальдяева

Молва о Тёркине быстро распространяется по всему фронту. Он становится героем, которым восхищаются все, от рядового до генерала. Но сам Василий далек от тщеславия и гордости. Он воюет не ради орденов и славы, а «ради жизни на земле», самой главной ценностью для него является свобода его любимой Родины.

Тёркин, как и остальные персонажи поэмы, представлены самыми обычными людьми. Все они действуют в будничных, не приукрашенных героизмом условиях. Символично, что и заканчивают они свой доблестный путь не на ступенях Рейхстага, и не на Красной площади, а в жарко натопленной бане, там, где испокон веков заканчивали тяжелую работу все русские люди.

Роль героя в произведении

Герой поэмы А.Т. Твардовского стал самым настоящим символом Великой Отечественной войны. Бойцам, особо отличившимся на фронте, в качестве поощрения выдавали брошюру со стихами о Василии Тёркине. Этот герой придавал солдатам мужество, силы и огромное желание победить в этой кровопролитной войне.

Редакции газет были переполнены письмами Тёркину, которые бойцы отправляли ему со всех фронтов. В них они, как брату, рассказывали Василию о себе, о фронтовой жизни, спрашивали совета. Для них Тёркин существовал в реальной жизни и помогал выживать в неимоверно тяжелых фронтовых условиях. Многие бойцы на груди, вместе с письмами из дома носили вырезки из газет со стихами о Тёркине.

Василий Теркин – не просто литературный герой, он – олицетворение целой эпохи, образ, который воплотил в себе лучшие качества советских людей. Поэтому значение его трудно переоценить. Несмотря на свое литературное долголетие, он до сих пор является одним из самых любимых в народе.

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета образ Тёркина претерпевает определенные изменения. В самом начале повествования, когда автор описывает тяжелые бои 1942 года, Василий предстает, как источник неиссякаемого оптимизма. Солдат демонстрирует ту твердость духа, в которой так нуждаются бойцы, оказавшиеся в нелегкой ситуации. Вместе с тем, он не беспечен, трезво оценивает обстановку и принимает верные решения.

В тех главах, в которых описываются переломные сражения, когда советская армия идет в активное наступление, настроение Тёркина меняется. Наряду с радостью от успехов на наших фронтах, его все чаще преследует горькая мысль о той невосполнимой цене, которую пришлось заплатить солдатам за эти победы.

Ближе к концу повествования героя все больше одолевают тревожные думы. Конец главы «На Днепре» хорошо иллюстрирует настроение Теркина. На фоне всеобщего ликования он молча стоит в стороне с папиросой. О его состоянии можно судить по вопросу, обращенному к нему: «Что ж ты, брат, Василий Теркин, плачешь вроде?.. – Виноват…»

Отношение автора к герою

Автор с любовью относится к своему герою. Он называет его русским чудо-мужиком. По аналогии с народным любимцем Швейком у русских также появляется свой национальный герой. Отношение Твардовского к Тёркину прослеживается на всем протяжении поэмы. Он словно оберегает героя и помогает ему найти выход из самых тяжелых ситуаций. Его образом автор демонстрирует доблесть и бесстрашие простого солдата. Именно благодаря таким людям, как Тёркин, наша страна смогла одержать победу в Великой Отечественной войне.

Экранизации героя

В 1973 году режиссер театра Моссовета Борис Щедрин поставил фильм-спектакль «Василий Теркин». На роль главного героя он пригласил семерых актеров, которые один за другим выступают в образе Тёркина. Актерами, воплотившими образ солдата-балагура стали: Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Юрий Кузьменков, Александр Леньков, Владимир Дёмин, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов.

В 1979 году состоялась премьера фильма-концерта «Василий Теркин». По сути это можно назвать моно-спектаклем, так как на сцене присутствует только один актер – Олег Павлович Табаков. Мастеру удалось передать всю многогранность образа Тёркина. Кроме того, он выступил и в роли остальных персонажей поэмы.

В 2003 году свет увидел мультфильм «Василий Тёркин». Режиссером и автором сценария выступил Роберт Лабидас. Интересное решение его работы состоит в том, что мультипликационные рисованные кадры сменяет документальная хроника военного времени и фронтовые фотографии тех лет.

Литература

  1. Абрамов А.М., Акаткин В.М. «Василий Теркин» А. Твардовского — народная эпопея. Воронеж: издательство воронежского университета, 1981.
  2. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М.: Советский писатель, 1972.
  3. Акаткин В.М. Родное и чужое в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»//Александр Твардовский и время. Служение и противостояние: Статьи. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006.
  4. Ефременков М.С. «Образ народного героя в поэме А.Т. Твардовского
  5. «Василий Теркин»//Народность и гуманизм творчества А.Т. Твардовского: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных школ. Смоленск: СГПУ, 2005.
  6. Ильин В.В. Василий Теркин на все времена//Красное знамя победы.
  7. Т.15.
  8. Рощин П.Ф. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин». М.: Учпедгиз, 1956. 66 с.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 71 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *