Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия: итоговое сочинение

Данное направление заостряет внимание выпускника на достижениях цивилизации, ее надеждах, страхах и рисках, без которых невозможно развитие.

Темы сочинений направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» способствуют раздумьям выпускников о собственном опыте столкновения и взаимодействия с технологическими новшествами, экологическими проблемами. Побуждают к размышлениям о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальными на фоне пандемии 2020-2021 гг.

Темы данного направления позволяют задуматься о положительных и отрицательных сторонах цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о необходимости сохранения духовных ценностей человечества во время материально-технических завоеваний.

Для аргументации собственных мыслей в итоговом сочинении направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» подойдут примеры из философской, научной, публицистической и критической литературы. Также возможно обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в частности к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:

  • Евгений Замятин «Мы»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
  • Чернышевский «Что делать?»
  • Джордж Оруэлл «1984», «Скотный двор»
  • Уильям Голдинг «Повелитель мух»
  • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды»
  • Шолохов «Поднятая целина»
  • Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
  • Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
  • Айзек Азимов «Основание», «Я, робот», «Конец вечности»
  • Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»
  • Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
  • Герберт Уэллс «Машина времени», «Люди как боги»
  • Сергей Лукьяненко «Звезды – холодные игрушки», «Чужая боль»
  • Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом», «Полдень, XXII век»
  • Р. Брэдбери «Вельд»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»
  • Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Вверх дном»
  • Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
  • Сьюзен Коллинз «Голодные игры»

Структура итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Во вступлении нужно дать ответ на главный вопрос темы, объяснить ключевые слова, раскрыть основную идею. Именно здесь должны находиться общие рассуждения о проблеме, которую необходимо раскрыть в сочинении.

К примеру, итоговое сочинение, тема которого будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», может начаться с размышлений о значении достижений человечества. Выпускник может поделиться своими мыслями относительно положительных и отрицательных сторон технического прогресса, влиянии развития цивилизации на отдельных личностей.

Большинство тем данного направления представлено в виде вопроса, на который необходимо дать аргументированный ответ. В качестве доказательства собственных мыслей можно привести примеры из художественной литературы.

Основная часть (200-250 слов).

Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В заключении подводятся итоги всего вышесказанного. Здесь содержатся конечные выводы и оценки.

Заключение должно быть согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.

В заключении сочинения, относящегося к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», необходимо подвести итог всему вышесказанному, дать ответ на вопрос, поднятый в теме. Если тема касается технического прогресса, то нужно выразить свое отношение к развитию цивилизации, обозначить четкую позицию, аргументированную в основной части. Или предложить варианты восстановления равновесия между материальным миром и духовным.

Аргументы для основной части итогового сочинения. Направление «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

1. Е. Замятин «Мы»

В романе Евгения Замятина «Мы» представлен возможный вариант общества будущего. Перед читателем разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого Государства, государственная система которого является единым механизмом, а люди – всего лишь деталями, необходимыми для его исправной работы. Однако в отличие от технических приборов, если какая-нибудь одна деталь выйдет из строя – в механизме Единого Государства ничего не произойдет. Личность здесь не имеет никакого значения, нет никакого «Я», существует только «Мы». Поэтому у людей даже нет имен, им всем присвоены порядковые номера.

В Едином Государстве нет таких проблем, как голод, безработица, нищета. Однако людям пришлось поплатиться за такую жизнь свободой мысли, отказом от радости материнства и отцовства, отказом от собственной личности. Они все живут под стеклянным куполом на виду у своего правительства. Тоталитарное государство подчинило себе каждого. Люди превратились в безликую серую массу, которая мыслит так, как нужно Единому Государству.

Роман «Мы» увидел свет через много лет после смерти автора, но он сумел произвести неизгладимое впечатление и на новое поколение. Е. Замятину удалось донести до читателей свой призыв ценить жизнь и свободу человеческой мысли.

2. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В повести «Собачье сердце» М.А. Булгаков изобразил государственный и социальный уклад двадцатых годов. Автор наглядно показал, к чему могут привести последствия революции на примере всего лишь одного неудачного эксперимента.

В первой части читатель знакомится с добродушным псом Шариком, который незаслуженно страдает от человеческой жестокости. Несмотря на свою собачью природу, Шарик умеет здраво рассуждать и имеет собственные предпочтения. Однако после эксперимента профессора Преображенского он превращается в нового человека, который в нравственном плане становится хуже уличного пса.

Новоиспеченный Полиграф Полиграфович Шариков сразу же начинает указывать создавшему его профессору на общественную неравность. Главным учителем Шарикова становится Швондер, который охвачен ненавистью к представителям интеллигенции. Именно на его примере Булгаков показал, к чему может привести власть тех, кто еще вчера был «никем». Таким образом, при помощи противопоставления Швондера и Преображенского изображается конфликт старого и нового мира.

3. М.А. Булгаков «Роковые яйца»

Повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца» — это антиутопия с научно-фантастическим сюжетом. Данное произведение стало откликом автора на культурную и общественную ситуацию, сложившуюся в России двадцатых годов двадцатого века.

Главный герой повести – профессор зоологического института Владимир Персиков имеет некоторое сходство с профессором Преображенским из «Собачьего сердца». Он также хотел добиться фурора в научном мире путем смелого эксперимента. Однако все пошло не по плану, и последствия оказали влияние на все человечество.

В результате ученому не дают закончить эксперимент, забирают у него необходимое оборудование и убивают его самого. Народ не смог простить Персикову его ошибку, а на свете нет ничего страшнее разгневанной толпы.

4. Джордж Оруэлл «1984»

В антиутопии «1984» Джордж Оруэлл изобразил страшное будущее всего человечества, если они вовремя не начнут осмыслять происходящее и исправлять свои ошибки. Мир 1984 года – это три, находящихся в состоянии постоянной войны друг с другом, тоталитарных государства: Океания, Евразия и Ост-Азия. Главной целью современного общественного строя является недопущение повышения общего уровня жизни людей, ведь их благосостояние угрожает существующей иерархии общества.

Один из лозунгов Океании гласит: «Война – это мир». Война – это способ сохранить существующий строй, в основе которого лежит неравенство. Поэтому правящая партия готова вести войну вечно, лишь бы не лишаться своих привилегий. Конфликт человека с обществом в таких условиях неизбежен. Океания всеми силами старается избежать этого, поэтому в ней создан масштабный аппарат подавления личности. В этих же целях скрывается от народа истина, для этого создано Министерство правды, которое распространяет мифы о преуспевающем государстве Ангсоце. А полиция мыслей тщательно выслеживает тех, кто еще сохранил способность самостоятельно мыслить и «распыляет» их.

Главный герой осознает свое положение, и даже пытается бороться с существующим общественным строем. Но государственный аппарат настолько силен, что любая борьба с ним бессмысленна. Живущие в нищете люди, внимая тому, в чем их тщательно убеждают, действительно верят, что в Океании наблюдает рост производства и успехи в экономической деятельности. Джорджу Оруэллу удалось разгадать тайну тоталитаризма: «дважды два будет столько, сколько скажет вождь».

5. У. Голдинг «Повелитель мух»

Роман У. Голдинга «Повелитель мух» по жанру больше напоминает антиутопию. Мир охвачен войной. Небольшую группу школьников пытаются эвакуировать, но их самолет сбивают вражеские истребители. Крушение происходит вблизи необитаемого острова, на котором собираются выжившие мальчишки. Вначале они надеются на то, что их спасут, но в скором времени понимают, что им необходимо как-то выжить в окружающих их условиях.

В процессе выживания дети используют усвоенные ими стандарты общественного устройства. Они избирают лидера, определяют специальное место для обсуждения важных вопросов. Но порядка в их действиях хватает ненадолго. Оказавшись без взрослых, они теряют свою цивилизованность, и становятся настоящими дикарями. Постепенно воспоминания о былой жизни стираются, и многими одолевает только жажда охоты. Они настолько вовлекаются в первобытный азарт, что начинаются охотиться даже друг на друга. Главному герою Ральфу удается спастись от собственных товарищей только потому, что к необитаемому острову причаливает катер. Его капитан повержен в шок, узнав, что среди детей есть жертвы, ведь он думал, что мальчики просто играются.

Трудно поверить в то, что обычные дети смогли провести апробацию двух форм правления: демократическую во главе с Ральфом и диктаторскую во главе с Джеком. И еще страшнее увидеть то, что жестокий Джек победил, заставив всех подчиниться своей воле обещаниями сытой жизни.

6. И.А. Ефремов «Туманность Андромеды»

В научно-фантастическом романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» представлена модель будущего планеты Земля. Некоторые его предсказания уже сбылись: трехмерное телевиденье, электронная книга, открытие месторождений алмазов в Якутии и ртутных руд в Алтае. Однако в основе произведения лежат не материальные блага будущего, а морально-этическое развитие общества. Именно поэтому в романе мерилом уровня развитии цивилизации является соотношение радости и горя.

В «Туманности Андромеды» люди будущего решили большинство социальных и технических проблем, превратили свою планету в цветущий сад, наладили контакты с другими цивилизациями. Автор показал, каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине и стремлении к развитию.

7. С.В. Лукьяненко «Чужая боль»

Действие рассказа С.В. Лукьяненко «Чужая боль» происходит в будущем. Вначале это будущее кажется вполне счастливым, потому что люди избавились от страданий. Они научились «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека. Однако кое-что настораживает в их идеальной жизни. У людей нет необходимости работать, поэтому они все время играют в странные игры – охотятся друг за другом, и не боятся убивать даже близких, ведь существует программа восстановления, благодаря которой умерший человек возвращается в былом виде.

Главный герой Дэн не похож на остальных людей. Во время одной из игр, проходившей на территории бывшего немецкого концлагеря, он отступил от сценария, бросился на эсесовцев с голыми руками. Его поступок противоречил правилам, ведь игра называлась «Вооруженное восстание». Дэн задумался о том, что когда-то все катастрофы, которые они воспроизводили в играх, не были выдумкой. Люди действительно умирали, без возможности восстановления, и в бой их вело какое-то более глубокое чувство, а не желание играть.

После пришедшего осознания Дэну надоело играть, он решил противостоять системе. На следующий же день его дом атаковали, и ему не удалось выстоять в этой битве. Его противники падали замертво, но тут же восстанавливались, а Дэна уже к тому времени удалили из регенерационной памяти. Он умер, но всё-таки победил. Игра закончилась.

8. Айзек Азимов «Основание»

Действие научно-фантастических романов цикла Айзека Азимова «Основание» начинается в Галактической Империи – сверхгосударстве, которое охватывает весь млечный путь. Один математик по имени Селдон разработал науку психоисторию. При ее помощи он предсказывает неизбежное падение Империи, и последующие за этим темные века. По его инициативе создается Основание – организация, главной задачей которой является сохранение знаний и возрождение цивилизации. Постепенно Основание захватило власть на всех близлежащих территорий, и постепенно расширяло свое влияние.

Далее описывается борьба отдельных личностей с Основанием. В первой части завоевать Основание пытается имперский генерал Бел Риоз, во второй части Основание покоряет таинственный мутант по прозвищу Мул, который тоже в итоге оказывается свергнутым. В поисках истины последователи плана Селдона отправляются на поиски легендарной прародины человечества – планеты Земля. И именно там, а точнее в ее спутнике Луне, они находят ответы на все волнующие их вопросы.

Айзек Азимов в «Основании» изобразил неизбежность упадка любого государства, даже такого могущественного как Галактическая Империя. Подразумевается, что это инертный процесс, в котором участвует все население государства, и действия отдельных личностей ничего не могут изменить. Но все-таки, всего лишь один человек смог разрушить нерушимый План, который являлся нерушимым законом для всех остальных.

9. Рэй Брэдбери «Улыбка»

Знаменитый писатель-фантаст Рэй Брэдбери уделял особое внимание нехорошим сторонам технического прогресса. Рассказ «Улыбка» — это его ответ на вопрос, что же произойдет, если технический прогресс выйдет из-под контроля. Время действия рассказа – 2061 год. После ядерной войны люди решили отказаться от любых научных достижений их цивилизации, ужаснувшись их мощью. Кроме того, они возненавидели все, что их связывало с прошлым, в том числе и искусство. Был организован «Праздник Науки». В этот день громили и уничтожали все последствия технического прогресса: взрывали типографии, заводы, разбивали автомобили.

В один из таких праздников на площадь привезли картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Выстроилась большая очередь, и каждый должен был плюнуть на эту картину. Когда дошла очередь до мальчика Тома, он отказался плевать на поразившее его своей красотой произведение искусства. Однако вскоре полицейские разрешили разорвать «Мону Лизу», и Тому тоже удалось оторвать кусочек. Но он сделал это не для того, чтобы уничтожить картину, а для того, чтобы оставить себе что-нибудь на память о прекрасном мире искусство. Ночью он долго разглядывал добрую, ласковую улыбку, изображенную на обрывке холста.

10. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является классическим примером антиутопии, где силы добра и разума пытаются бороться против жестокой системы тоталитарного государства.

Сюжет произведения разворачивается именно в тоталитарном государстве, в котором считается, что образованный человек представляет собой опасность. Знаниями может обладать только правящая верхушка, потому что управлять недалекими людьми намного проще. Главную роль в отуплении народа играет СМИ. Каждый вечер люди проводят перед телевизором, а все книги сжигаются.

Главный герой романа работает пожарным, но его профессия преподносится не в привычном значении этого слова. Именно пожарные в этом мире сжигают книги. Гай Монтег прилежно выполняет свои обязанности, но в душу его закрадываются сомнение, правильно ли он поступает. Со временем он начинает понимать, что политика его государства губительна, и основной ее целью является обеспечение невозможности личностного развития. В результате, Гай примыкает к подпольному отряду, пытающемуся противостоять режиму, и начинает заучивать наизусть содержание книг. Такой источник информации сложнее уничтожить, чем простую бумагу.

Кроме борьбы личности и государства, автор затрагивает тему всеобщей культурной деградации. При помощи элементов фантастики и художественного вымысла он показывает, что ожидает общество, которое перестанет читать, интересоваться культурой и наукой. И самое страшное, что данная тема актуальна в современном мире как никогда.

Цитаты для направления «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

  1. «Прогресс – закон природы». Вольтер
  2. «Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса». Виссарион Г. Белинский
  3. «Прогресс не случайность, а необходимость». Герберт Спенсер
  4. «Развитие – процесс подсознательный, который сразу же прекращается, когда о нем начинают думать». Бернард Шоу
  5. «Не идти вперед, значит идти назад». Латинская пословица
  6. «Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью». А.И. Герцен
  7. «Даже ничтожный прогресс требует долгих лет мучительного вызревания». Эмиль Золя
  8. «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей». Л.Н. Толстой
  9. Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Ральф У. Эмерсон
  10. «Прогресс – это способ человеческого бытия». Виктор Мари Гюго
Фильтр:
Ответы: