Память в жизни человека
Вступление
Человеческая жизнь состоит из огромного количества моментов, которые остаются в памяти на долгие годы. При этом другие события, которые мы считаем не особо важными, с течением времени забываются, уходят в небытие. Если применить такую последовательность к человечеству в целом, то забытая история прошлого может помешать благополучию настоящего и стать угрозой для будущего. Другими словами, пренебрежение уже пережитыми событиями опасно для нашей настоящей и последующей жизни.
Проблема
Именно вопрос влияния памяти на человеческую жизнь становится главным в тексте Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога и искусствоведа. Имеет ли память хоть какое-то значение для людей или прошедшее можно с легкостью забыть и начать выстраивать существование с чистого листа?
Комментарий
Пытаясь донести до читателя свои мысли, Д.С. Лихачев дает точное определение понятию в самом начале текста: «Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого». Благодаря накопленному опыту из прошлого, мы можем строить быт, семьи, трудиться, а свои знания передавать потомкам. Бережное отношение к прошедшему помогает передать культурное наследие и общепринятые традиции тем, кто будет жить после нас. Но в обществе есть и такие люди, которые отрицают память, ее значимость и важность. Автор называет их «беспамятными». Главные их качества – неблагодарность и неспособность к добрым, полезным для окружающих действиям. Они не могут видеть ценность в уже приобретенном опыте прошлой жизни. Крайне важно для современного общества благодарить предшествующие поколения за мир, который они выстроили ради потомков. Ведь воспитываясь в «моральном климате» памяти семьи и народа, мы сумеем защитить то, что накапливалось веками, сумеем сберечь мир в его первоначальном виде.
Авторская позиция
Автор глубоко убежден, что память способна оказать огромное влияние на жизнь человека, и наш первостепенный нравственный долг перед поколениями будущего – сберечь опыт прошлого. Научить потомков чтить традиции, осваивать умения работать над самими собой и обществом. А самое главное – память не позволит совершать ошибок, с которыми уже сталкивались наши предки, поможет предугадывать их и предотвращать. В концов концов, она способна защитить нас от беспощадного времени и безызвестного умирания.
Своя позиция
Я считаю, что сохранение памяти о прошлом – показатель здоровья общества. Это то, что наполняет нас, делает духовно богатыми и интеллектуально развитыми людьми. Только благодаря достижениям прошлого можно делать попытки к построению счастливого будущего.
Аргумент №1
Многие писатели затрагивают проблему памяти в своих произведениях. К примеру, Антон Павлович Чехов в пьесе «Вишневый сад» повествует о жизни главной героини Любови Раневской, которую дочь привезла в родное имение после многих лет жизни за границей. Память о прошлом одурманила женщину, она вспомнила давно ушедшее детство, своих родителей, сына, — все, что было дорого ей когда-то. После продажи вишневого сада, героиня покидает Россию, старается забыть лучшие моменты жизни. Без поместья она ощущает себя никем. Не имея возможности прикоснуться к прошлому, угасает и надежда на лучшее будущее.
Аргумент №2
В более позднем произведении русской литературы «Уроки французского» Валентина Распутина также поднимается тема памяти. Учитель французского языка, Лидия Михайловна, предложила ученику дополнительные занятия на дому. Из более близкого она узнала, что мальчику не хватает денег на еду и предложила ему играть на деньги. Так она пыталась помочь ученику, не позволяя думать, что он ей что-то должен. Вскоре об этих играх стало известно директору школы, и учительницу уволили. Но поступок молодой женщины настолько врезался в память ребенка, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, став взрослым, он выпустил книгу, посвященную Лидии Михайловне и ее доброму сердцу. Так он передал свой нравственный опыт нам, будущему поколению.
Заключение
Итак, память оказывает огромное влияние на человеческую жизнь. Ее свойства помогают осознать прошлое, без принятия которого не будет ни настоящего, ни будущего. Наша задача – беречь опыт предков, применять его в построении современного общества, чтобы иметь возможность проложить дорогу в дальнейшую жизнь.