Как построить свой собственный план подготовки к ЕГЭ по Истории
Безусловно, это самая важная и информативная статья, поэтому читайте внимательно. Лучшие пособия и практикумы, лайфхаки и эффективные методы подготовки – всё здесь. Информация ниже будет очень полезна прежде всего тем, кто собирается готовиться к ЕГЭ по истории «с нуля» с сентября, претендуя на 85+, и, конечно, тем, кто уже не первый год учит этот предмет и хочет самосовершенствоваться, для того чтобы подойти к экзамену в полной боевой готовности.
Выработка методики подготовки в совместимости с выбором пособий
Итак, сначала я напишу, какими материалами и пособиями следует пользоваться при подготовке, а потом приведу «идеальный вариант» того, как эту подготовку лучше всего осуществлять.
За основу я рекомендую взять пособие И.А. Артасова «Я сдам ЕГЭ» (конечно, если есть возможность купить его в печатном виде, то так и нужно сделать, однако если таковой не найдётся, то ссылка представлена ниже). Почему именно его? Ну, во-первых, фамилия составителя говорит сама за себя: И.А. Артасов — заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных методических материалов ЕГЭ по истории. Другими словами, это один из главных составителей ЕГЭ по истории, поэтому кому, как не ему, лучше всего знать, на что обратить внимание и как эффективнее всего учить историю. Во-вторых, теоретический материал изложен компактно в хорошо запоминающейся форме: в начале каждой темы представлены даты, выделенные жирным шрифтом и обязательные для экзамена; сама тема изложена в понятной и наглядной форме, также в виде схем и таблиц. В них изложена информация, которая лучше всего как раз подходит для новичков и её ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно выучить. Но выучить то совсем и нетрудно, ведь после каждой темы идут вопросы, на которые нужно ответить самому себе для закрепления темы. Ответы на эти вопросы – важная часть подготовки. Ну и в-третьих, прелесть пособия в том, что в нём совмещается теория и практика: после каждой темы представлены несколько заданий, очень напоминающие форму ЕГЭ, которые помогут вам лучше уяснить экзаменационную тему.
Пособия с теорией
Пособие Артасова и Ключи к заданиям
Раз мы взяли это пособие за основу, то и план подготовки следует составлять по темам в этом пособии. И оно даёт нам в этом прекрасную возможность: сразу же после авторского введения вы можете найти таблицу с темами, которые вам предстоит пройти. По истории России всего 47 тем, поэтому вы уже после прочтения статьи можете начинать составлять план, учитывая свой график и загруженность (каким образом проходить каждую тему я расскажу чуть ниже). Но имейте ввиду, проходить темы и готовиться нужно именно по плану! Помните, что больше всего информации приходится на 20 век и на него следует выделить времени больше, чем на любой другой. Поэтому советую наметить дедлайны таким образом (как пример): VIII-XVIII вв. – с сентября по ноябрь, XIX в. – декабрь, январь, XX в. – с февраля по апрель. Май лучше всего оставить в резерве для повторения «проблемных» тем и просто для прорешивания готовых пробников по всем темам.
Пособие Артасова и Ключи к заданиям ищите в нашей группе тут.
Однако пособие Артасова – это далеко не всё, что нужно иметь ввиду. Помните, что это всего лишь каркас. Да, безусловно, это очень прочный каркас, но для того чтобы построить дом, то есть написать ЕГЭ на 85+, нужно использовать и другие, более глубокие материалы:
*По возможности я буду давать ссылки на материалы (каких-то не будет вообще в электронном виде), но понятно, что на этом не нужно экономить. Особенно это касается практикумов! Гораздо удобнее, когда всё в печатном виде. Другое дело, например, когда издание уже не выпускается.
Справочник Баранова
Очень полезная вещь (покупайте самое последнее издание). Легко усваивается информация – всё изложено в структурно-логических схемах и таблицах, которые позволяют понять взаимосвязь между отдельными событиями и процессами. То есть здесь хорошо расписаны причинно-следственные связи и в сжатом виде дана вся нужная информация, которая является более полной, чем в пособии Артасова! Кроме того, представлен полный список терминов в конце справочника.
Справочник Баранова ЕГЭ там же, в нашей группе ВК.
Учебники Данилова
Учебники А.А. Данилова по истории России для 6-9 классов.
- История России. 6кл._Данилов, Косулина 9-16 вв.
- История России. 7кл._Данилов, Косулина 17-18 вв.
- История России. 8кл._Данилов, Косулина 19 в.
- История России. 9кл._Данилов, Косулина, Брандт 20 в.
Все можно найти в той же записи.
Здесь важно подметить один момент: учебники (их 4 штуки) достаточно объёмные и запоминать всю информацию, изложенную там, вовсе необязательно, да и не нужно, потому что вы не успеете пройти весь материал. Они нужны прежде всего вам для понимания самой истории, для того чтобы яснее понять тему. Они расширят ваш кругозор, что очень важно для заданий второй части. Не нужно заучивать его, а достаточно вдумчиво 1-2 раза прочитать параграф по данной теме. Кроме того, в учебниках расписаны нужные термины, даты и приведены вырезки из источников, которые могут встретиться на ЕГЭ. Но не забывайтесь: при работе с учебниками продолжайте чётко следовать плану и временным рамкам! Постарайтесь при небольших временных затратах использовать теорию в учебнике, как можно эффективнее.
Дополнительные материалы
- Свои записи и конспекты. Да, они нужны. При освоении новой темы мозг лучше запоминает информацию, написанную собственной рукой. Анализируйте информацию, которую вы подчерпнули из этих трёх книг-пособий. Во 2 разделе чуть ниже я укажу, как написать удобный конспект и не потеряться во времени. Но конспекты свои нужно стараться время от времени повторять – для этого они и нужны.
- Атласы «Дрофа» по истории России 6-10 класс (на которых написано «историко-культурный стандарт). Если вы будете параллельно работать с картой при изучении теории данной темы, то у вас будет отличный шанс успешно справиться с заданиями 13-16 на ЕГЭ. Это действительно важно. Можете пропускать карты с развитием культуры, но карты с походами, войнами и прочей внешней политикой изучайте обязательно!
- И сейчас будут два учебника для тех, кто – ПОДЧЁРКИВАЮ – уже владеет базовыми знаниями по истории. То есть для тех, кто изучает историю не первый год и в пособии Артасова не найдёт для себя ничего нового, но тем не менее хочет ещё лучше подготовиться к ЕГЭ и, может быть, ДВИ (внутренний экзамен в МГУ). Те, кто начинают «с нуля», пожалуйста, занимайтесь пока по материалам, указанным выше. Итак, это учебник А.С. Орлова, который с картинками, и справочник Кацвы (зелёненький). В учебниках А.А. Данилова материал изложен проще, поэтому для новичков этого хватит с лихвой. И ещё одна просьба: при подготовке к ЕГЭ никогда не используйте университетские учебники, в которых много лишней информации. Вот сдадите экзамен – тогда другое дело.
Практикумы ЕГЭ по Истории
Теория теорией, а заниматься практикой нужно обязательно! Поэтому я предлагаю следующие практикумы:
- Тематические задания базового и повышенного уровней сложности Р. Пазина. Оно прекрасно подходит для отработки заданий из первой части, потому что: во-первых, там более 1000 тестовых заданий, все из первой части (то есть вы напрактикуетесь очень хорошо), а во-вторых, эти задания разбиты по временным блокам, то есть вы сможете решать их после того, как пройдёте определённое количество тем. А это очень важно для закрепления материала!
- Тематические задания высокого уровня сложности Р. Пазина. Опять же здесь огромная вариативность заданий уже второй части (исключая эссе, про которое будет отдельная статья). И снова большой плюс в том, что задания второй части вы сможете практиковать параллельно с изучением какой-либо темы, потому что все задания идут по порядку, начиная с VIII и заканчивая XX вв. Заведите тетрадь для выполнения этих заданий.
- Практикум по работе с иллюстративным материалом Р. Пазина, П. Ушакова (тут). Из всех сборников по иллюстрациям этот, на мой взгляд, является самым полным и приближенным к ЕГЭ касательно содержания заданий. К тому же задания идут опять от начала истории России, то есть вы решать их сможете по мере прохождения тем. Более того, каждый блок заданий (18, 19) сопровождается информационной исторической справкой, что даёт возможность улучшить знания и восполнить пробелы. Таким образом, готовясь по нему ваши проблемы по тому, как учить культуру, улетучатся.
- Артасов, Мельникова: История. Трудные задания ЕГЭ. Работа с изображениями. Этот практикум можно смело рассматривать, как альтернативу пособию Р. Пазина. Плюс его в том, что он выпущен непосредственно опять составителями ЕГЭ, в 2019 г., на основе прошлых работ участников ЕГЭ. К нему ссылку для сравнения найти не удалось.
- История. Трудные задания ЕГЭ. Работа с картами. И.А. Артасов (тут). Составлено под руководством опять же того самого И. Артасова, и задания составлены на основе анализа результатов выполнения экзаменационных работ участниками ЕГЭ прошлых лет, а само пособие 2019 г. И снова карты расположены во временном порядке, так что делать вы их сможете одновременно с прохождением темы. Здесь ничего лишнего, в отличие от других картографических практикумов.
План подготовки
Конечно, вы распределите подготовку, как вам будет удобно, НО я бы посоветовал следующий вариант изучения одной темы (из 47).
- Первый день отведите полностью на теорию. То есть вы читаете тему в пособии Артасова, отвечаете обязательно на вопросы самому себе вслух. Кстати, чтобы запомнить содержание темы её тоже лучше проговаривать вслух! Дальше вы смотрите эту же тему в справочнике Баранова, подчёркиваете что-то. Далее вы читаете эту же тему в учебнике А.А. Данилова. Сначала вы можете просто вдумчиво прочитать, а после этого уже начинайте составлять краткий конспект, используя все три книжки. После составления перечитайте конспект и обязательно выполните задания в пособии Артасова. Их там совсем немного, поэтому будет как раз для закрепления темы. Главная ваша цель: ясно понять тему, чтобы она улеглась у вас целостно в голове и вся информация встала на свои места, потому что невозможно выучить хорошо историю, не понимая вообще, о чём идёт речь в теме.
- Второй день отведите на повторение и практику. Попробуйте снова ответить на вопросы в пособии Артасова. Вы должны довести ответы на них до автоматизма. Просмотрите конспект. Далее приступайте к практике: выполните задания по этой теме по иллюстрациям и картам (в соответствующих практикумах). К заданиям первой части Р. Пазина вы сможете приступить, когда пройдёте определённый блок тем, там задания по векам. А вот в практикуме Р. Пазина по второй части вы сможете смело браться за дело, предусмотрительно разобрав, каким образом выполнять задания второй части (об этом в будущих статьях). Задания второй части пытайтесь сделать сначала сами, а потом пишите правильный вариант, сравнив с ответами. И помните: повторение на второй день просто необходимо! Так мозг лучше запоминает информацию, и она остаётся надолго.
Теперь к вопросу о том, чем можно заниматься в мае или в любое другое время, когда вы пройдёте весь курс истории. Я бы посоветовал просмотреть свою тетрадь, где вы решали вторую часть по Р. Пазину, потому что в этом пособии с очень большой долей вероятности предугаданы ряд заданий (например, 23,24) в реальном ЕГЭ. Вспомнили. Дальше вы можете попрактиковаться в своих «проблемных» заданиях: будь то карты, иллюстрации или задание на всеобщую историю. Такую возможность даёт История. Большой сборник тематических заданий. Артасов И.А., Мельникова О.Н. (есть в том же обсуждении).
Также вы можете просто порешать готовые пробники — 30 типовых экзаменационных вариантов. Под. ред. Артасова И.А. от издательства «ФИПИ», обращая внимание на вторую часть.
Как писать конспекты
Главное, что нужно запомнить – конспект вам понадобится в будущем для того, чтобы быстро освежить информацию в голове, то есть он должен быть максимально удобный. Это значит, что его нужно составлять в форме тезисов по типу плана-конспекта, в виде схем.
Чтобы сделать конспект ещё нагляднее, советую использовать ручки разного цвета (например, выделять даты только зелёным цветом) и использовать фломастеры для подчёркивания. Это действительно сделает ваш конспект удобным!
Сейчас очень важный совет! Конспект – это прежде всего краткая, сжатая письменная фиксация чего-либо. При чём изложено должно быть самое главное! В истории это даты, события, имена, термины и причинно-следственные связи. Больше ничего! Необходимо сжимать информацию, данную в учебнике; ни в коем случае не переписывайте абзацы из учебника – это долго, неудобно в дальнейшем и неэффективно. Нужно, чтобы материал был изложен тезисно, лишь где-то можно вставить краткие записи в виде пояснений. Также не надо просто так переписывать справочники, потому что, как вам может казаться, там УЖЕ кратко. Запомните, что вы создаёте конспект под себя. Выуживайте какую-то информацию также из учебников А.А. Данилова, но только основную, полезную.
Чаще используйте в конспектах слова «причины», «цели», «последствия», «итог». Например, причины Азовских походов. Сам первый Азовский поход 1695 г., причины его неудачи. Начало строительства флота, сооружение верфи в Воронеже и удача – взятие Азова во время второго похода в 1696 г. Не надо записывать и запоминать, сколько кораблей было построено, сколько месяцев и как брали Азов и т.д.
Как запомнить и выучить даты по истории без зубрёжки
Это вовсе не так трудно, как кажется. Всё очень реально. Есть отличный способ: всем советую воспользоваться методом Flashcards. Это метод для эффективного запоминания и повторения изучаемого материала с использованием флэш-карточек, основанный на интервальных повторениях. Впервые этот инструмент стал применять немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер в 70-х годах XX века.
Флэш-карточка — это обычная небольшая бумажка или картонка. Можно разрезать обычный лист А4. Суть в следующем. По мере прохождения тем выписывайте даты на эти карточки: 1 дата – 1 карточка. С одной стороны событие (Куликовская битва), а с другой стороны дата (1380 г.). По мере прохождения тем у вас должна получиться стопка таких карточек, которыми вы должны пользоваться, проверяя самих себя. По сути, каждый просмотр стопки карточек — это маленький личный экзамен, проверка знаний. Во время такого теста информация усваивается лучше, чем при простом чтении. Это прекрасная замена нудной долгой зубрёжке.
Проверяете себя так: берёте карточку, видите событие. Если вы точно знаете верный ответ, т.е. дату, и он совпадает с ответом на обороте, то кладёте в одну стопку. Если же вы сомневаетесь или неправильно называете дату, то кладёте в другую. Суть в том, чтобы в итоге осталась одна стопка без пробелов в датах. Можно так поступать не только с датами, но и с «проблемными» терминами или личностями (с одной стороны фамилия личности, с другой – его род деятельности). Ещё один аргумент в пользу карточек: с ними легко повторять материал. Не надо таскать с собой учебники и конспекты, не надо часами перелистывать страницы. Методика помогает упорядочить информацию и освежать её в памяти небольшими порциями в удобное время. Плюс ещё в том, что так можно повторять, где угодно. В метро, в машине, в автобусе и т.д. Но главное – им нужно пользоваться регулярно, это совсем немного занимает, и тогда проблем с датами у вас не будет.
Кто хочет – можете воспользоваться и электронной версией этого метода. Это приложение Quizlet. Вы поймёте, как им пользоваться, суть метода останется прежней: там такие же карточки. Можете выбрать способ, который вам удобнее.
Ещё один способ, но вспомогательный, не основной. Это историческая логика. Например, многие события происходят в один год и т.д. Или другой пример. Возьмём Куликовскую битву 1380 г., как точку отсчёта – безусловный успех русских княжеств против ордынцев. Но нужно понимать, что это не первая победа над ордынцами, и что не сразу то были победы. Поэтому сразу можно вспомнить, что 3 года назад было поражение: в 1377 г. поражение на р. Пьяне, а спустя год – победа на р. Воже в 1378 г. А через 100 лет после Куликовской битвы произойдёт освобождение от ига и вовсе – это «стояние» на р. Угре в 1480 г.
Надеюсь, каждый в этой статье нашёл что-то нужное и полезное. Дерзайте!