Алиса в Стране Чудес (Льюис Кэрролл) •

краткая информация

История создания

 

О названии

Главную героиню зовут Алиса, и история рассказывает о её приключениях в фантастическом мире под названием Страна чудес.

Жанр произведения

 

Символы

Путешествие
Несмотря на сказочные черты, «Алиса в Стране чудес» во многом схожа со многими другими романами в жанре фэнтези и приключенческими романами. Это путешествие не только географическое, но и психологическое и эмоциональное. Вместе со своим путешествием по Стране чудес Алиса взрослеет, учится подвергать сомнению приказы, которые она получает, и полагаться на себя.

Следующие Заказы
Страна чудес требует, чтобы Алиса совершала действия, прежде чем узнает о последствиях. Например, Алисе неоднократно велят что-то съесть, не объясняя, что именно, как в случае с бутылкой «Выпей меня» и тортом «Съешь меня» в главе 1. Хотя Алиса иногда сомневается, стоит ли ей продолжать пробовать неизвестную еду и напитки, она обычно подчиняется. Некоторые учёные предположили, что это связано с тем, что Алиса олицетворяет послушную викторианскую женщину, подчиняющуюся правилам патриархального общества. Однако любопытство самой Алисы тоже играет свою роль, ведь она часто просто хочет посмотреть, что произойдёт, если она выпьет и съест то, что ей дают. (И, конечно, без того, чтобы Алиса съела эти продукты, не было бы и самой истории.)

По ходу повествования Алиса выполняет множество других поручений, например, идёт за перчатками и веером Белого Кролика в главе 4, хотя она не служанка, за которую он её принял. Это можно расценивать как её послушание или любопытство, но следует отметить, что основные события в истории — Алиса получает доступ в сад и в конце концов просыпается — происходят, когда она перестаёт выполнять поручения и действует по собственной инициативе.

Скрытый сад
Алиса тратит много времени, пытаясь попасть в сад, который она впервые видит в главе 2. Обнесённые стеной сады были популярны в XIX веке. Огороженные стеной огороды были более распространены, чем обнесённые стеной цветочные сады, в которые попадает Алиса, но обнесённые стеной цветочные сады, как правило, более привлекательны для воображения.

В «Алисе в Стране чудес» символизм сада изменчив. Очевидно, что он перекликается с образами Эдемского сада — утраченного рая. Его также можно рассматривать как символ недостижимой красоты. Он выглядит прекрасным, когда Алиса видит его издалека, но красота исчезает, как только она оказывается в саду в главе 8. Садовники красят розы, готовится игра в крокет, а разгневанная Королева Червей носится повсюду, сея панику.

Оказывается, сад всё-таки не огорожен стеной. Алиса не успевает пробыть там и минуты, как Грифон приводит её на каменистый пляж, который каким-то образом является частью того же участка. Если приключения Алисы — это сон, то сад — это сон во сне: обстановка меняется без предупреждения, и ни одно действие не выглядит логичным.

Растет и сокращается
Алиса в Стране чудес 12 раз меняет свой размер, почти всегда из-за того, что она ест или пьёт. Она постоянно оказывается не того размера, чтобы делать то, что пытается: слишком большая, чтобы попасть в сад, слишком маленькая, чтобы дотянуться до ключа, который помог бы ей войти, и так далее.

Пока гусеница не отдаёт Алисе гриб, она не может контролировать, насколько большой или маленькой она становится; ей остаётся только смириться с тем, что происходит. Конечно, дети не могут контролировать свой рост в реальной жизни, а дети в подростковом возрасте, как известно, неуклюжи; они чувствуют себя слишком маленькими для одних вещей и слишком большими для других. Рост и уменьшение в книге — это явные признаки взросления, достижения зрелости. Как изображает это Кэрролл, взросление — болезненный и запутанный процесс, и он не обязательно приводит к положительным результатам.

Критика

 

Основная идея

 

Художественное своеобразие

Инверсия и переворачивание
В Стране чудес всё не так, как ожидаешь; на самом деле, часто всё наоборот. Животные устраивают гонки, но бегут по кругу и все одновременно останавливаются. Алиса, которая считает себя вежливой маленькой девочкой, часто воспринимается как угроза. Например, пытаясь заговорить с Мышью, она пугает её, а позже Голубь принимает Алису за змею, которая хочет украсть его яйца. На чаепитии Мартовский Заяц предлагает Алисе вино, хотя у них его нет. В саду садовники красят белые розы в красный цвет. А в главе 12, когда Король хочет, чтобы присяжные вынесли вердикт, Червонная Дама настаивает: «Сначала приговор, а потом вердикт».

Конечно, некоторые из этих инверсий неверно истолковываются персонажами Страны Чудес. Например, в главе 6 Чеширский Кот убеждает Алису согласиться с тем, что собаки не сумасшедшие, а затем замечает: «Собака рычит, когда злится, и виляет хвостом, когда довольна. Теперь я рычу, когда доволен, и виляю хвостом, когда злюсь. Значит, я сумасшедший».

Другим примером инверсии и обращения является повсеместное использование Кэрроллом пародии. Многие из его стихов — это не просто бессмысленные или глупые перефразирования известных стихотворений, они также подрывают изначальную мораль или посыл этих стихотворений. Это наиболее ярко проявляется в пародии Герцогини на стихотворение Дэвида Бейтса «Говори мягко»:

Говорите мягко с маленьким ребенком!
Обязательно добейтесь его любви;
Учите его мягким тоном:
Это может продлиться недолго.
Мораль Бейтс заключается в том, что человек должен относиться к другим с добротой и нежностью, чтобы получить то же самое в ответ. Эта мораль полностью опровергается в колыбельной Герцогини:

Грубо разговаривай со своим маленьким мальчиком
И бей его, когда он чихает;
Он делает это только для того, чтобы досадить,
Потому что знает, что это раздражает.
Игра Слов
Роман изобилует каламбурами, каверзными вопросами и другими словесными играми. Например, в третьей главе Алиса и животные промокли насквозь после того, как упали в лужу из слёз Алисы. Они не знают, как им вытереться, и Мышь решает рассказать им «самое сухое, что я знаю», — лекцию о завоевании Англии Вильгельмом Завоевателем. В главе 7 Шляпник спрашивает Алису: «Почему ворон похож на письменный стол?» Когда она не может отгадать загадку, он признаётся, что сам не знает ответа. Когда Алиса наконец заявляет: «По крайней мере, я имею в виду то, что говорю, — это одно и то же», — животные яростно с ней не соглашаются, и начинается спор о грамматике предложений:

— Это совсем не одно и то же! — сказал Шляпник. — С таким же успехом можно сказать, что «я вижу то, что ем» — это то же самое, что «я ем то, что вижу»!

«С таким же успехом можно сказать, — добавил Мартовский Заяц, — что «мне нравится то, что я получаю» — это то же самое, что «я получаю то, что мне нравится»!

— С таким же успехом можно сказать, — добавил Спящий, который, казалось, говорил во сне, — что «я дышу, когда сплю» — это то же самое, что «я сплю, когда дышу»!

— С тобой то же самое, — сказал Шляпник.

 

Темы

«Алиса в Стране чудес» — это детская книга, причём бессмысленная, основанная на истории, которую Льюис Кэрролл рассказал трём маленьким сёстрам. Таким образом, книга не связана с каким-либо тематическим материалом. Она призвана развлекать читателей, а не обучать их; Алиса отправляется в приключение, и её не обременяют вопросы личностного роста. Подлинные переживания Кэрролла прослеживаются на протяжении всей книги, но по большей части они не влияют на сюжет.

Нарушение связи
С самого начала своего пребывания в Стране чудес Алиса обнаруживает, что у неё возникают проблемы в общении с существами, которых она встречает. Например, она говорит Мышке совсем не то, что нужно, когда упоминает свою кошку Дину. Общение между Алисой и остальными на чаепитии у Шляпника тоже сопряжено с трудностями, особенно потому, что они так грубы с ней. На матче по крокету Герцогиня ведёт себя дружелюбно и доверительно, но её афоризмы не имеют смысла. В целом, многие персонажи скорее поучают Алису, чем делятся с ней идеями. Все эти диалоги напоминают и пародируют реальные социальные ситуации, в которых незнакомцы и знакомые встречаются и пытаются завязать разговор.

Чарльз Доджсон, настоящее имя автора Льюиса Кэрролла, был замкнутым человеком, который с детства страдал от заикания. Несмотря на то, что у него был широкий круг друзей и знакомых, он был слишком хорошо знаком с ловушками, которые подстерегают в социальных ситуациях, подобных тем, с которыми Алиса сталкивается в Стране чудес. Его пародии обращают внимание читателя на проблему сбоев в социальном общении.

Взросление (и падение)
Алиса 12 раз меняет свой размер, пока находится в Стране чудес. Когда она крошечная, она не может дотянуться до того, что ей нужно, а когда она велика, она всех пугает. Как и многие дети, она редко чувствует, что её размер подходит для того, что она хочет сделать. Как и все дети, она не может контролировать то, что происходит с её телом.

Но затем она встречает Гусеницу, которая учит её управлять своим размером. Большинство детей позавидовали бы этому. Возможность выбирать свой размер — это в каком-то смысле то же самое, что выбирать свой возраст. До конца истории она остаётся маленькой, пока без предупреждения не вырастает до своего обычного размера и не вынуждена внезапно покинуть Страну чудес.

В конце концов, Алиса не может не повзрослеть. Она даже взрослеет в ходе своих приключений, учится больше доверять своим инстинктам и делать обоснованные выводы о поступках персонажей, которых она встречает, — поступках, которые в викторианской Англии часто осуждались.

Личность
Дети, как правило, формируют свою личность на основе того, что их окружает, — родителей, братьев и сестёр, друзей, — и того, как эти люди относятся к ним и реагируют на них. Когда Алиса оказывается одна в Стране чудес, она начинает сомневаться в своей личности. Она не только видит мир с новой точки зрения (в буквальном смысле, поскольку она продолжает расти и уменьшаться), но и существа, которых она встречает, реагируют на неё не так, как она привыкла. Например, Голубь видит в Алисе змею и, как и Мышь, считает её угрозой. Алисе приходится сомневаться и в себе, потому что она вдруг перестаёт доверять своей памяти. Она забывает стихи, которые раньше знала наизусть, и не может отвечать на вопросы других персонажей, что её очень расстраивает. Это заставляет Алису сомневаться в том, что она осталась прежней. На самом деле, когда Гусеница спрашивает, кто она такая, она отвечает: «Я… я едва ли знаю, сэр, прямо сейчас… по крайней мере, я знаю, кем я была, когда проснулась сегодня утром, но, кажется, с тех пор я несколько раз менялась».

Правила против Хорошего поведения
В Стране чудес полно правил, которые мало связаны с тем, как люди должны вести себя друг с другом.

Алисе сложно понять, как ведут себя персонажи Страны Чудес, и неудивительно: в её мире они бы считались плохими людьми. Перед ними появилась странная девочка, но никто не предлагает ей помощь. Они отказываются отвечать на её вопросы и никогда не спрашивают её о ней самой. Они критикуют её. Королева не раз угрожает обезглавить её. По большей части их интересует только то, может ли Алиса что-то рассказать по памяти — обычное задание, которое давали детям в Викторианскую эпоху.

Поначалу Алиса поражена такой грубостью, но старается быть вежливой. Но по мере продвижения по Стране чудес она становится более напористой и меньше заботится о том, чтобы казаться вежливой. Когда персонажи ведут себя грубо, она даёт отпор. И только после того, как она оскорбляет Королеву и её придворных, она возвращается домой.

Уверенность в себе
Алиса выбирает свой собственный путь, когда следует за Белым Кроликом в Страну Чудес, и, несмотря на то, что она совершенно дезориентирована, ей удаётся сохранять самообладание. Как и любой семилетний ребёнок, она время от времени срывается, но никогда не отчаивается и принимает тот факт, что только она сама несёт ответственность за то, что оказалась в Стране Чудес.

Когда Шляпник и Мартовский Заяц говорят Алисе, что на чаепитии нет места, она всё равно садится; она и сама видит, что стульев предостаточно. Когда она решает, что они ведут себя слишком грубо, она уходит. В первый раз, когда она встречает Червонную Королеву, Алиса говорит себе, что ей нечего бояться. А в сцене суда она открыто не соглашается с Королём и Королевой, иногда даже поправляя их. Она определенно не беспомощная маленькая викторианская девочка.

Викторианское общество
«Алиса в Стране чудес» полна комментариев о викторианском обществе, в котором Кэрролл находил много поводов для критики. Он затрагивает такие темы, как воспитание и дисциплина детей ( Герцогиня и её неоднозначная реакция на своего ребёнка), одержимость среднего класса временем и пунктуальностью ( Белый Кролик лихорадочно смотрит на часы) и взгляды XIX века на психические заболевания ( Чеширский Кот говорит, что все в Стране чудес «безумны»).

Кэрролл снова и снова возвращается к той сфере викторианской жизни, которой он сам был наиболее увлечён: образованию. Большая часть викторианского школьного образования была основана на заучивании наизусть, и Алису постоянно просят что-то рассказать по памяти, будь то таблица умножения или стихотворение. В таких ситуациях Кэрролл часто высмеивает содержание и пародирует задание. Например, Алиса пытается процитировать поучительное стихотворение Айзека Уоттса «Как поживает маленькая деловитая пчелка» в главе 2, но вместо этого она декламирует «Как поживает маленький крокодил». В главе 9 Грифон и Мнимая Черепаха обсуждают с Алисой свои школьные годы, и Кэрролл использует игру слов, чтобы высмеять обычные школьные предметы: «Для начала, конечно, раскачивание и корчение, — ответил Мнимая Черепаха, — а затем различные разделы арифметики — честолюбие, Отвлечение внимания, уродство и насмешка «.

Мотивы

Сны, математика и наука — три мотива, которые часто повторяются в «Алисе в Стране чудес». Кэрролл также снова и снова возвращается к сюжетным приёмам инверсии и обращения, а также к литературному приёму игры слов.
Мечта
Страна чудес — это сон, и персонажи и обстановка меняются, как в сновидении. С момента своего появления Алиса становится то меньше, то больше в зависимости от того, что она ест или пьёт, но в конце она вырастает без всякой причины. Когда Герцогиня протягивает ей ребёнка, тот тут же превращается в свинью. Покидая чаепитие, она открывает дверь в дереве и оказывается в комнате, где впервые попала в Страну чудес. В главе 3 Мышь рассказывает историю о фурии, которая отдаёт мышь под суд и в итоге приказывает её казнить; позже Алиса встречает Червонную Королеву, которая определённо является фурией и часто приказывает обезглавливать людей.

Фрагменты реальности превращаются в нереальность в Стране чудес, где карты становятся Королём и Королевой Червей и их двором, а в крокет играют с фламинго вместо молотков и ежами вместо мячей.

Математика
Поскольку Кэрролл был профессором математики в Оксфордском университете, неудивительно, что он играет с числами и пародирует преподавание математики в «Алисе в Стране чудес». Однако такие отсылки к математике поверхностны по сравнению с его тонкими намёками на символическую алгебру, которая так интриговала многих его современников.

«Чайная вечеринка» — лучший тому пример. В 1843 году ирландский математик Уильям Роуэн Гамильтон придумал способ умножения и деления координат двух точек в трёхмерном пространстве, предположив наличие четвёртого измерения. Он назвал свою новую систему алгеброй кватернионов. Как следует из названия, кватернион состоит из четырёх элементов, и, по мнению Гамильтона, время — один из этих элементов. Кэрролл использовал чаепитие у Шляпника, чтобы показать, что происходит, когда время исключается из уравнения: оставшиеся элементы застревают в подвешенном состоянии, бесцельно вращаясь, — так же, как Шляпник, Мартовский Заяц и Соня вращаются вокруг стола.
Наука
Наука была популярной темой в Викторианскую эпоху. Если раньше она была развлечением для высших классов, то в Викторианскую эпоху стала развлечением и призванием для среднего класса. В «Алисе в Стране чудес» много отсылок к темам естественных наук, таким как эволюция, метаморфозы и особенности конкретных животных.

Этот мотив можно увидеть в постоянных изменениях размеров Алисы. Кэрролл страдал от мигрени, из-за которой у больных может возникать ощущение, что их тела бесконтрольно меняются в размерах и формах, и считается, что автор использовал свой собственный физический опыт при описании затруднительного положения Алисы. (Это неврологическое состояние было названо синдромом Алисы в Стране чудес в 1955 году Джоном Тоддом, английским психиатром.) Пытаясь регулировать свой размер, Алиса использует метод проб и ошибок — очень научный подход.

Персонажи

Персонаж Описание
Алиса Семилетняя Алиса — героиня книги. Разумная, смелая и вежливая, она очарована Страной чудес, но при этом полна решимости придерживаться того, что, по её мнению, является правдой. Подробнее
Белый кролик Белый Кролик приводит Алису в Страну Чудес, когда она бежит за ним по кроличьей норе; он суетливый, беспокойный персонаж, который боится опоздать и разозлить Королеву Червей. Подробнее
Королева червей Червонная Королева — нелепый антагонист этой истории; она безостановочно кричит и постоянно приказывает казнить своих подданных. Подробнее
Герцогиня Герцогиня — менее жестокая версия Червонной Королевы, и она может найти мораль в любом высказывании Алисы — или в своих собственных. Подробнее
Шляпник Шляпник — раздражительный коротышка, который устраивает бесконечный чаепитие на лужайке и ведёт себя оскорбительно по отношению к Алисе. Читать далее
Гусеница Гусеница сидит на грибе и курит кальян; он раздражительный и воинственный, но помогает Алисе контролировать свой размер. Читать дальше
Чеширский кот Чеширский Кот, который может появляться и исчезать, когда захочет, впервые появляется на дереве в лесу и говорит Алисе: «Мы все здесь сумасшедшие». Подробнее
Билл Билл — потрёпанная ящерица, которая впервые появляется, когда Белый Кролик просит его посмотреть, кто заделал его дом; позже, будучи присяжным, он пишет пальцем на своей доске.
Повар Повариха, темпераментная женщина, заправляет кухней в доме герцогини.
Додо Дронт выбирается из лужи слёз и показывает Алисе и другим промокшим пловцам, как согреться и обсохнуть, беспорядочно бегая вокруг (Дронт называет это «бегом наперегонки»).
Соня Соня — один из трёх персонажей, которых Алиса встречает на чаепитии. Она едва может бодрствовать и иногда засыпает на середине предложения.
Ребенок герцогини Возможно, Младенец на самом деле не является ребёнком Герцогини; Алиса знает наверняка только то, что он превращается в свинью и убегает.
Садоводы Три садовника работают на Королеву Червей, которая приказывает обезглавить их, когда застаёт их за перекрашиванием белых роз в красный цвет. Алиса спасает их, спрятав в цветочный горшок.
Грифон Наполовину орёл, наполовину лев, грифон — это энергичное, весёлое существо, которое знакомит Алису с Черепахой Тортиллой.
Король червей Король Червей — человек мягкий, робкий и запуганный своей женой.
Червонный валет Член королевской семьи, Червонный Валет, предстаёт перед судом за кражу пирожных.
Мартовский заяц Мартовский заяц — один из трех персонажей чаепития.
Мнимая Черепаха Черепаха-плакса — это грустная черепаха с головой телёнка, которая всё время плачет.
Мышь Алиса встречает Мышь, когда они обе плавают в луже слёз; Мышь больно оскорблена, когда Алиса упоминает своего кота.
Голубь Голубка встречает Алису в лесу и абсолютно уверена, что Алиса — змея, которая хочет украсть её яйца.

Интересные факты

Текст: Светлана Никонова, 13 👀