Код да Винчи (Дэниэл Герхард (Дэн) Браун) • роман

краткая информация
Дата публикации: 2003 | Форма произведения: роман | Жанр: приключенческий | Возраст: взрослые | Главные герои: Роберт Лэнгдон, Софи Неве, Сэр Ли Тибинг, Сайлас Второстепенные герои: Служка с алтаря, Епископ Мануэль Арингароса, Сестра Сандрин Биэйл, Мари Шовель Сен-Клер, Жером Колле, Саймон Эдвардс, Безу Фаш, Джонас Фаукман, Памела Геттум, Клод Груар, Реми Легалудек, Жак Соньер, Учитель, Андре Верне, Молодой человек Темы: власть, ложь и правда

История создания

«Код да Винчи» американского писателя Дэна Брауна (22 июня 1964 года), один из самых теологически и политически противоречивых романов начала XXI века, рассказывает историю Роберта Лэнгдона, вымышленного профессора, чей интерес к религиозной символике и мифологии приводит его к открытию скрытых тайн христианства.

Как следует из названия, Лэнгдон опирается на скрытые «коды» в работах итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, чтобы раскрыть масштабный заговор внутри католической церкви, направленный на сокрытие сексуальных отношений между Христом и Марией Магдалиной и того факта, что у Христа есть живые наследники.

Что вдохновило писателя

Лекция об искусстве

Сам автор культового романа Дэн Браун рассказал в одном из интервью, что на книгу «Код да Винчи» его вдохновила лекция по истории искусств, которую он прослушал в Испании.  Браун был поражен, как легко находить необходимую информацию, когда  знаешь, где искать.

Легенды о Святом Граале

На протяжении веков христиане искали Святой Грааль, который, как считается, был чашей, из которой Иисус пил на Тайной вечере. Считается, что Грааль священен и обладает способностью наделять великой духовной силой любого, кто им владеет.

Грааль был представлен как объект божественных поисков французским поэтом Кретьеном де Труа в его поэме 12 века «Персеваль». Она была основана на раннесредневековых легендах об английском короле Артуре и его рыцарях, один из которых, Персиваль, искал золотой грааль.

Поэма «Иосиф Аримафейский», написанная Робертом де Бороном около 1200 года, приукрасила миф о Граале, изобразив его связь с евангельским персонажем Иосифом Аримафейским, который предложил свою гробницу в качестве места упокоения для распятого Иисуса. В поэме Иосиф использует Грааль, чтобы собрать кровь Иисуса, когда тот висит на кресте. В другом французском произведении, «Queste del Saint Graal» («Поиски Святого Грааля»), написанном около 1220 года, поиски Грааля приписываются рыцарю сэра Артура сэру Галахаду.

Грааль продолжает вдохновлять писателей, в том числе сторонников теории заговора. В книге 2007 года под названием «Святая кровь, Святой Грааль» Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна утверждается, что Святой Грааль был не чашей, а доказательством того, что Иисус женился на своей ученице Марии Магдалине и произвел на свет детей. «Код Да Винчи» излагает ту же теорию.

Манускрипты Наг-Хаммади

Ещё одним потенциальным источником влияния на работу Брауна, вероятно, стало открытие и расшифровка в 1945 году манускриптов Наг-Хаммади, или кодексов. Эти манускрипты представляют собой чрезвычайно древние религиозные тексты (некоторым из них более 4300 лет), которые, по мнению многих, содержат «утраченные Евангелия» об Иисусе и его учениях. Папирусные манускрипты содержат мистические и гностические (тайные духовные знания) учения об Иисусе и отношениях человека с Богом.

Рукописи Наг-Хаммади были найдены в массивном глиняном кувшине, закопанном в песках пустыни в Верхнем Египте. Тексты были закопаны, вероятно, монахами, которые хотели сохранить их от разрушения.

После того как 13 древних папирусных книг были проанализированы и переведены, их содержание стало источником серьёзного беспокойства для современных христианских церквей. Некоторые из папирусных рукописей содержат Евангелия, в которых говорится об Иисусе как о человеке, учившем, что человек может найти Бога самостоятельно, без посредничества какой-либо церкви.

Например, в Апокрифе Иоанна обещано раскрыть «тайны [и] то, что скрыто в безмолвии». В других рукописях женщины играют более важную роль и упоминаются как божественное женское начало или как нечто священное, связанное с деторождением. В некоторых рукописях Мария Магдалина названа самой любимой и почитаемой из учениц Иисуса, возможно, даже его женой. Ниже приводится отрывок из Евангелия от Филиппа:

«Спутницей [Спасителя была] Мария Магдалина. [Но Христос любил] её больше, чем [всех] учеников, и [часто] целовал её [в губы]. Остальные [ученики были оскорблены]… Они сказали ему: «Почему ты любишь её больше, чем всех нас?» Спаситель ответил им: «Почему я не люблю вас так, как (люблю) её?».
Этот отрывок и многие другие подобные ему вызвали у современных христианских церквей и верующих христиан сильный дискомфорт, поскольку они отрицают многие традиционные учения.

Браун, скорее всего, опирался на эти древние тексты, поскольку в романе упоминается несколько из них. Браун объясняет, что все или почти все подобные древние рукописи были уничтожены основателями католической церкви после Первого Никейского собора в 325 году н. э.

Верить или не верить

Дэна Брауна спрашивают верить ли в то, о чем он рассказывает в «Коде де Винчи». Вот что автор романа отвечает своим читателям:

«Очень многие твердо верят во все, о чем я рассказываю в этой книге. Для них это реальность. Но вы свободны. Вы можете не поддаваться на мою «провокацию» или, наоборот, можете дать мне возможность убедить себя. Я начал писать «Код да Винчи» как скептик, собираясь опровергнуть многое из того, о чем говорится в книге. Но чем дальше я продвигался в своих исследованиях, тем больше убеждался в правоте многих спорных предположений.»

Неприязнь со стороны Церкви

Утверждения Брауна о Церкви и христианской истории вызвали множество споров и негативную реакцию со стороны религиозных деятелей, христианских общин и правительств. Хотя многие идеи Брауна из романа были официально признаны ложными или осуждены, многие читатели были очарованы его откровениями о христианстве, а некоторые предпочли принять их за правду.

Роман «Код да Винчи», опубликованный в 2003 году, разошёлся тиражом более 80 миллионов экземпляров, а экранизация 2006 года получила такую же популярность и вызвала столько же споров.

О названии

Название связывает символическое значение произведений искусства, таких как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, с тайной и поиском Святого Грааля, основанным на кодах, которые лежат в основе книги.

Жанр произведения

Роман. Приключения.

Символы

Святой Грааль

Грааль — это символ скрытой духовной истины христианства. В романе это не чаша, из которой Иисус пил на Тайной вечере, как гласит традиция. Скорее, это нечто совершенно иное, что, если бы оно было раскрыто, оказало бы на мир колоссальное влияние: Мария Магдалина, ученица Иисуса, которая родила от него ребёнка. Будучи символом духовной истины, Святой Грааль также олицетворяет священное женское начало.

Роза

Изображения розы встречаются на протяжении всего текста. Розы появляются в виде выгравированных символов, предполагаемых украшений и даже указателей (Розарий), ведущих к Граалю. Роза также представлена в более абстрактной форме, например, в виде пентакля и звезды Давида. Во всех случаях роза символизирует божественное женское начало, особенно Марию Магдалину.

Кровь

Святой Грааль также называют Санграалем — или родословной — Христа. Кровь Христа течёт в жилах детей, рождённых от него и Марии Магдалины. Таким образом, кровь является символом духовной истины. Соньер использует собственную кровь, чтобы перед смертью написать на своём теле важные подсказки о Граале. Его кровь указывает на духовную истину. Сайлас мучает своё тело кровопусканием с помощью кровопускательного инструмента и самобичевания, пытаясь очиститься. Он надеется, что кровопускание и страдания сделают его достаточно чистым, чтобы найти духовную истину.

Критика

«Код да Винчи» вызвал много споров с момента публикации, и несколько стран и провинций полностью запретили роман.

Книга была запрещена в 2004 году в Ливане, где проживает много христиан, из-за изображения Христа в сексуальных отношениях с Марией Магдалиной.

В индийском штате Нагаленд, где также проживает много христиан, роман был запрещён в 2006 году после того, как экранизация вызвала «огромный резонанс» в обществе. Тем не менее, фильм был показан по всей Индии без каких-либо инцидентов.

Однако экранизация подверглась жёсткой критике на Филиппинах, где власти в столице городе Манила запретили кинотеатрам показывать фильм.

Папа Римский призвал к бойкоту экранизации книги.
Наряду с многочисленными правительствами и муниципалитетами, выступавшими против «Кода да Винчи», Ватикан не позабавило изображение Брауном христианства и жизни Христа.

Кардинал Тарчизио Бертоне, архиепископ Генуи, Италия, описал «Код Да Винчи» как «мешок, полный лжи», особенно в отношении предполагаемых отношений Христа с Марией Магдалиной. Он продолжил: «Не покупайтесь на это. «Не читайте это, потому что это испорченная еда». В 2006 году, во время выхода экранизации, Папа Римский Бенедикт XVI высказался по этому поводу, призвав католиков по всему миру бойкотировать фильм.

Основная идея

Основная идея романа Дэна Брауна «Код да Винчи» заключается в поисках древней тайны, которая может изменить представление о христианской вере и истории.

Главные герои — профессор Роберт Лэнгдон и криптограф София Невё — расследуют убийство в Лувре, которое раскрывает ключ к древнему секрету, связанному с Святой Граалью. В ходе расследования они сталкиваются с различными загадками, кодами и историческими теориями, которые поднимают вопросы о роли женщин в религии, истинах, скрытых от широкой публики, и даже о возможных заговорах в рамках церкви.

Роман сочетает элементы приключенческого триллера и философского размышления, предлагая читателю задуматься о природе веры, истории и интерпретации религиозных текстов.

Темы

Правда, Ложь и Власть

Действие романа разворачивается вокруг поиска истины, заключённой в Святом Граале. Однако большинство персонажей романа, ищущих Грааль, делают это не по духовным, а по менее благородным причинам.

Некоторые персонажи ищут Грааль, потому что он является воплощением высшей духовной истины в христианстве. Лэнгдон ищет Грааль, чтобы раскрыть эту истину, но его поиски — скорее результат его непреднамеренного участия в расследовании убийства. Однако, как только он оказывается вовлечённым в расследование, он стремится найти истину, которую может дать только Грааль. Сначала Софи ищет Грааль, потому что он так много значил для её дедушки. Он оставил подсказки, которые помогут ей найти Грааль, зная, что это приведёт к жизненно важной истине.

Другие персонажи, такие как Тибинг, похоже, ищут Грааль скорее из желания обладать самой могущественной истиной в мире. Глубокое знание Тибингом Грааля кажется скорее академическим, чем духовным, и он использует ложь, предательство и насилие, чтобы получить желаемое.

Соньер и Приорат Сиона — это группа, посвятившая себя сокрытию Грааля и его тайны, чтобы никто, особенно католическая церковь, не смог уничтожить его или использовать для усиления своей власти. Только сенешалы, или хранители Грааля, знают, где он спрятан. Приорат защищает тайну Грааля.

Епископ Арингароса ищет Грааль, чтобы укрепить репутацию «Опус Деи» и усилить его влияние в Католической церкви. Будучи членом «Опус Деи», Арингароса хочет узнать правду, скрытую в Граале. Однако ради этого он готов прибегать к нечестным методам и лжи. Арингароса охотно следует указаниям Учителя, чтобы добраться до Грааля. Даже когда он узнаёт об убийствах, совершённых во время этой миссии, он оправдывает их как неизбежное зло, потому что награда так ценна.

Католическая церковь описывается как ищущая Грааль, чтобы либо уничтожить его, либо навсегда сохранить в тайне. Церковь распространяла бесчисленное количество ложных сведений о христианстве и его истории, чтобы сохранить неоспоримую власть над христианами всего мира.

Священная Женственность против сексизма

На протяжении всего романа Грааль и подсказки, которые ведут к нему, выражают древнее знание и веру в священную женственность или божественную женственность. Откровения о священной женственности и поклонении природе встречаются в текстах и символах на протяжении всей книги. Все они являются ключевыми подсказками, с которыми персонажи, ищущие Грааль, постоянно сталкиваются и которым должны следовать, потому что они играют ключевую роль в раскрытии истины, заключённой в Граале.

Священная женственность настолько важна, что её значение и история подробно объясняются в нескольких частях романа. Это не только древняя, иногда «языческая» форма поклонения, но и христианская истина, которую люди сегодня игнорируют на свой страх и риск.

В противовес сильному акценту на божественном женском начале во многих частях романа прослеживается явный сексизм или женоненавистничество.

Главной темой является отрицание католической церковью священного женского начала. Церковь намеренно очерняет Марию Магдалину, называя её проституткой, отказывает женщинам в священстве и — что самое важное — хочет уничтожить Грааль и его послание о священности женского начала, чтобы сохранить мужское доминирование в церкви. Выясняется, что антиженское основание Церкви было преднамеренным решением, принятым епископами-мужчинами тысячелетия назад. Таким образом, это сексистское отношение не отражает истину, а является предубеждением, основанным на лжи.

В романе объясняется, что сексизм сохраняется и сегодня. В нескольких случаях Софи Неве отвергают или относятся к ней с презрением, потому что она женщина. Капитан Фаш плохо обращается с ней, когда она пытается помочь в расследовании убийства. Он насмешливо называет ее «женщиной-криптологом», хотя и не говорит о Лэнгдоне как о «мужчине-символике».

Он и другие неоднократно поражались тому, как ловко Софи, женщина, удается избежать поимки и ареста. Даже Лэнгдон иногда относится к ней снисходительно и удивляется, когда она блестяще разгадывает особенно запутанную загадку. Сексизм — обычное дело в Opus Dei, где женщинам разрешено входить в помещения только через заднюю дверь, чтобы монахи не контактировали с ними.

Историческая предвзятость

В романе рассматривается неизбежная истина, которая, по словам Тибинга, «всегда пишется победителями». В частности, история христианства, изложенная Католической церковью, кажется совершенно недостоверной. Тем не менее, версия христианской истории, предложенная Церковью, была единственной на протяжении тысячелетий. Миллиарды людей восприняли этот искажённый взгляд на христианство как «евангельскую» истину, несмотря на то, что он был распространён Церковью, чтобы поддержать свой взгляд на мир, в котором доминируют мужчины, и подорвать божественное женское начало. «Официальная» история христианства была придумана, чтобы сохранить власть Церкви и мужчин, которые ею управляли.

Тем, кто знал правду, от учёных до художников, приходилось раскрывать её скрытыми, тайными способами, чтобы не навлечь на себя гнев всемогущей Церкви.

Мотивы

Головоломки

«Код да Винчи» полон разнообразных головоломок. Каждая головоломка — это подсказка, которая приближает персонажей к Граалю. Однако каждая головоломка кажется ещё более запутанной, чем предыдущая. Бесконечные и непонятные головоломки показывают, насколько ценен Грааль и почему он должен быть скрыт за множеством сложнейших загадок.

Малоизвестные языки

Один из способов спрятать Грааль — использовать послания или подсказки, составленные на малоизвестных древних языках. Иногда подсказки появляются в виде непонятных слов в играх со словами, таких как замена букв в алфавите или анаграммы.

Использование малоизвестных языков и сложных языковых головоломок подчёркивает ценность Грааля и необходимость его сокрытия. Это также делает подсказки к Граалю доступными только тем, кто достаточно умён, чтобы правильно их интерпретировать. Соньер, вероятно, оставлял такие подсказки, потому что, хотя они были бы непонятны почти всем остальным, он знал, что Софи обучена их расшифровывать; он предназначал их специально для неё.

Искусство и секреты

В романе произведения искусства содержат скрытую информацию о Граале. Секреты Грааля были спрятаны в работах некоторых художников, которые были членами Приората Сиона или понимали правду о Граале.

Ключи к знаниям, запрещённым Церковью, спрятаны на виду в некоторых картинах, особенно в работах Леонардо да Винчи. Эти секреты доступны только тем, кто знает, как искать их в произведениях искусства и правильно их интерпретировать. Непосвящённый может бесконечно смотреть на картину и не видеть того, что знающие и посвящённые видят как раскрытый смысл. Таким образом, искусство соотносится с истиной, которая раскрывается через скрытые подсказки и символы.

Секс и Духовность

В нескольких местах романа секс показан как духовный ритуал. Софи отдалилась от своего деда, потому что неправильно истолковала сексуальный ритуал, в котором, как она видела, он участвовал. Как объясняется в нескольких частях книги, секс между мужчиной и женщиной может быть религиозным ритуалом, объединяющим мужчину с божественной женской энергией. В этом романе секс является духовным, а не эротическим.

Контекст

Первый Никейский собор

Первый Никейский собор был созван римским императором Константином и проходил в Никее (ныне часть Турции) в 325 году. Он собрал христианских епископов, чтобы решить некоторые вопросы, связанные с христианской доктриной.

Епископы, собравшиеся в Никее, были знакомы с некоторыми рукописями Наг-Хаммади, но отвергли их учения. Епископы голосовали за то, какие Евангелия будут включены в официальную Библию, а какие будут объявлены еретическими (противоречащими христианской вере) и, следовательно, исключены из Библии. Браун обращается к произвольному характеру «официальной» Библии и отказу от текстов, написанных ближе ко времени жизни Христа; в своей работе он ставит под сомнение ортодоксальное, институциональное христианство и его систему верований. Браун сказал, что приветствует дискуссию, которая возникла после публикации этого романа.

Рыцари — тамплиеры

Тамплиеры были военным религиозным орденом, основанным в конце XI века. В одной из сюжетных линий «Кода да Винчи», в которой исторические личности используются в вымышленных целях, рыцари были созданы для того, чтобы хранить главную тайну книги — истинную природу Святого Грааля.

Рыцари в первую очередь отвечали за защиту христиан, участвовавших в крестовых походах. Поскольку крестовые походы, как правило, были настоящим бедствием для христианских паломников и воинов, современники (ошибочно) обвиняли в этом провале тамплиеров.

Тем не менее, несмотря на провалы крестовых походов, какое-то время тамплиеры процветали. Они стали могущественными и богатыми, в основном благодаря подаркам монархов и аристократии, которые хотели снискать их расположение и расположение церкви. Тамплиеры владели обширными поместьями, в том числе замками и другими величественными зданиями, по всей Западной Европе. Их обширная сеть членов ордена и собственность позволяли тамплиерам контролировать значительную долю в банковской сфере и в транспортировке товаров.

Некоторые церковные лидеры осуждали тамплиеров и яростно возражали против идеи военного крыла внутри Церкви. Другие просто возмущались богатством и влиянием тамплиеров. По мере того как военные поражения в Святой земле становились всё более тяжёлыми, особенно в Акре в 1291 году, многие церковные деятели ополчились против тамплиеров, и их имущество начали конфисковывать те, кто его даровал. Несколько важных членов ордена тамплиеров были обвинены в богохульстве.

Орден был уничтожен французским королём Филиппом IV в марте 1312 года, хотя причины его действий неясны.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452–1519) был одним из величайших художников мира и блестящим мыслителем эпохи Возрождения. Он жил во Флоренции и Милане, в Италии, где написал одни из самых известных и влиятельных картин всех времён. Среди них всемирно известный портрет « Мона Лиза» (ок. 1503–1519), религиозная картина «Мадонна в скалах» (1483–1486) и его великолепная настенная роспись «Тайная вечеря» (1495–1498). Загадочная улыбка Моны Лизы на протяжении веков интриговала искусствоведов и публику. «Мона Лиза» и «Мадонна в гроте» висят в Лувре в Париже, наряду с несколькими другими религиозными картинами да Винчи, включая «Благовещение» и «Иоанна Крестителя». «Тайная вечеря» — это фреска в церкви в Милане.

Религиозные картины Да Винчи были истолкованы некоторыми как содержащие скрытые религиозные секреты. Дэн Браун использовал эту интерпретацию при использовании картин художника в романе. Однако наличие секретной религиозной информации на картинах оспаривается.

Криптекс

В романе важную роль играет контейнер под названием «криптекс». На самом деле Дэн Браун придумал слово «криптекс» (от греческого «криптос», означающего «скрытый» или «секретный», и латинского «кодекс», означающего «книга или другой письменный материал»). «Криптекс» Брауна — это вымышленное создание, которое он с большим успехом использует, чтобы добавить таинственности своему роману. В лучшем случае криптограмму можно определить как «портативное хранилище», используемое для передачи секретных сообщений.

Персонажи

Персонажи Описание
Роберт Лэнгдон Роберт Лэнгдон — профессор Гарварда, специалист по религиозной символике.
Софи Неве Софи Неве — 32-летняя сотрудница французского Департамента криптологии.
Сэр Ли Тибинг Сэр Ли Тибинг — очень богатый британский лорд, живущий за пределами Парижа, который посвятил свою жизнь изучению Святого Грааля. 
Сайлас Сайлас — монах-альбинос, служащий христианской секте Opus Dei. Он помогает Учителю в поисках Грааля.
Служка с алтаря Мальчик-алтарник работает в Темплской церкви в Лондоне. Он оказывается втянут в жестокий конфликт между Лэнгдоном, Софи, Реми и Сайласом из-за Грааля. Реми берёт его в заложники.
Епископ Мануэль Арингароса Епископ Арингароса — представитель ультраортодоксальной христианской секты «Опус Деи». Он стремится добиться постоянного признания секты Католической церковью. Он также участвует в поисках Грааля.
Сестра Сандрин Биэйл Сестра Сандрин — монахиня, которая проводит экскурсии и следит за порядком в парижской церкви Сен-Сюльпис. Она также знает о тайнах, которые хранит церковь.
Мари Шовель Сен-Клер Шовель — смотрительница часовни Росслин в Шотландии. Она также является бабушкой Софи и женой Жака Соньера.
Жером Колле Колле — лейтенант парижской полиции. Он находит важные улики, связанные с убийством Тибинга и другими аспектами дела.
Саймон Эдвардс Эдвардс — офицер, который помогает управлять аэропортом Биггин-Хилл за пределами Лондона и изо всех сил старается помочь богатому и щедрому Тибингу, чей самолёт использует это поле.
Безу Фаш Фэш — полицейский, ведущий расследование убийства. Он грубый и упорный следователь, который на протяжении большей части повествования считает Лэнгдона убийцей.
Джонас Фаукман Фокман — издатель Лэнгдона в Нью-Йорке, который отправил Соньеру копию последней рукописи Лэнгдона, что привело к их с Соньером планам встретиться за ужином.
Памела Геттум Геттум — библиотекарь в библиотеке Королевского колледжа в Лондоне, которая находит информацию, помогающую Лэнгдону расшифровать непонятное послание о Граале.
Клод Груар Груар — старший инспектор службы безопасности Лувра.
Реми Легалудек Легалюдек — слуга Тибинга. Он играет ключевую роль в заговоре, который помогает его работодателю искать и находить Грааль.
Жак Соньер Соньер — куратор Лувра, который был убит, но оставил после себя серию загадочных посланий о Граале. Он также является Великим магистром Сионского монастыря — организации, хранящей тайну Грааля. Он вырастил Софи Невё и является её дедом. Он также является мужем Мари Шовель.
Учитель Учитель — таинственная фигура, которая руководит заговором с целью найти Грааль раньше всех остальных. В конце книги выясняется, что Учитель на самом деле — Тибинг.
Андре Верне Верне — президент парижского отделения Цюрихского депозитарного банка, в котором находится депозитная ячейка Соньера, содержащая ключ к Граалю. Он помогает Лэнгдону и Софи сбежать из банка, когда приезжает полиция, чтобы их арестовать.
Молодой человек Молодой человек — смотритель часовни Росслин в Шотландии, и он живёт с Мари Шовель. Софи узнаёт, что он её брат.

Интересные факты

1. Некоторые христианские группы рассматривают «Код да Винчи» как «инструмент для евангелизации».
В то время как многие христианские секты, общины и организации считают «Код да Винчи» искажением веры, другие увидели в большом количестве публикаций, вызванных романом, возможность.

В 2004 году Христианский исследовательский институт опубликовал статью, в которой объяснялись потенциальные преимущества возобновления интереса к христианству, которое «Код да Винчи» помог пробудить, даже если христиане не соглашались с предпосылками Брауна. Статья гласит:

«Публичное обсуждение Христа, христианства и церкви снова находится в центре внимания средств массовой информации. Нападки книги на христианскую веру по иронии судьбы предоставляют христианам уникальную возможность для эффективной евангелизации. Однако в данном случае, чтобы поделиться правдой, потребуется определенная сдержанность.».

2. На Брауна подали в суд за обвинения в плагиате, и решение судьи было представлено в виде кода.
Браун столкнулся с многочисленными судебными исками по обвинениям в плагиате после публикации «Кода да Винчи», которые он отверг.

Авторы Майкл Бейгент и Ричард Ли подали на Брауна в суд за якобы заимствование информации из их научно-популярной книги «Святая кровь и священный Грааль», в которой обсуждались загадочные события в истории христианства. Судья Питер Смит ответил на это заявление 71-страничным решением, в котором Браун был оправдан, а также содержался «код».

Код гласил: ««Код Смита Джеки Фишера, который является Дредноутом». Выяснилось, что это отсылка к адмиралу Джеки Фишеру, который спроектировал линкор под названием HMS «Дредноут» ровно за 100 лет до этого случая. Судья Смит назвал своё нестандартное включение в решение «игрой».

3. В экранизации 2006 года пришлось использовать поддельную «Мону Лизу».
Экранизация, снятая режиссером Роном Ховардом с участием Тома Хэнкса в роли Роберта Лэнгдона, получила разрешение на показ в парижском Лувре. Однако съемочной группе запретили проливать свет на Мону Лизу, которая обычно считается самым известным экспонатом Лувра, поэтому они были вынуждены снять точную копию. Во время съемок съемочная группа использовала камеру, где хранится Мона Лиза, в качестве места для хранения.

4. Многие авторы опровергли утверждения Брауна о Христе и Марии Магдалине.
После публикации «Кода да Винчи» споры, которые Браун разжигал в христианских сообществах, побудили некоторых авторов написать собственные книги, опровергающие его выводы. Они заметили, что многие читатели поверили в предположения Брауна о сексуальных отношениях Марии Магдалины и Христа, и написали критические статьи, чтобы внести ясность. Некоторые из этих книг пародируют название романа Брауна, например, «Взламывая код да Винчи» Джеймса Л. Гароу и Питера Джонса и «Разгадка кода да Винчи» Даррелла Л. Бока.

5. Браун утверждал, что 99 процентов «Кода да Винчи» — правда.
В ответ на резкую критику со стороны христианских общин и историков по поводу его предположений о христианской истории Браун защищал свою работу, утверждая, что она хорошо изучена и основана на фактах. Когда в интервью CNN его спросили о достоверности его романа, Браун ответил:

«99 процентов из этого правда. Вся архитектура, искусство, тайные ритуалы, история, все это правда, гностические Евангелия. Все, что, конечно, является вымыслом, так это то, что есть специалист по символике из Гарварда по имени Роберт Лэнгдон, и все его действия вымышлены. Но все предыстория правдива.«.

6. Однажды крестоносцы вырезали всё население города за то, что оно считало Христа и Марию Магдалину любовниками.
Аспект «Кода да Винчи», вызвавший больше всего споров среди христиан, — это предполагаемые отношения между Христом и Марией Магдалиной. Поскольку, согласно Евангелиям, Христос якобы был безбрачен, эта идея считалась ересью. Но Браун был не первым, кто предположил такие отношения, поскольку катары, средневековая религиозная секта, считали Марию Магдалину наложницей Христа. В 1209 году крестоносцы прибыли во французский город Безье, намереваясь уничтожить большое количество катаров, которых они считали еретиками. Представитель папы римского, присутствовавший при резне, якобы сказал рыцарям: «Убейте их всех; Бог узнает своих».

7. Было изобретено настоящее устройство «Криптекс».
Браун создал вымышленное устройство «Криптекс» для «Кода да Винчи», описав его как небольшое цилиндрическое хранилище, спроектированное Леонардо да Винчи. В 2004 году мастер Джастин Кирк Невинс создал собственную линейку устройств «Криптекс» на основе описания Брауна. Цилиндры «Криптекс» функционируют как хранилища, защищённые кодом, который придумывает заказчик. Самые дорогие из шкатулок Cryptex от Nevins стоят более 3000 долларов и называются «Линия Да Винчи».

8. Роберт Лэнгдон — альтер-эго Брауна.
«Код да Винчи» — не единственный роман Брауна, в котором фигурирует одержимый символизмом профессор Роберт Лэнгдон. Этот персонаж также появлялся в романах Брауна «Ангелы и демоны» и «Инферно». Браун описывал этого персонажа как «человека, которым он хотел бы быть». Браун отмечал, что писатель Джозеф Кэмпбелл вдохновил его на создание Лэнгдона, поскольку работы Кэмпбелла о религиозной мифологии пробудили в нём интерес к историческим тайнам.

 

Текст: Светлана Никонова, 88 👀