Золотой жук (Эдгар Аллан По) • рассказ

краткая информация
Дата публикации: 1843 | Форма произведения: рассказ | Время событий: XIX век | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: Вильям Легран, Рассказчик, Юпитер Второстепенные герои: Капитан Кидд, Лейтенант Джи

История создания

«Золотого жука» написал американский писатель и поэт Эдгар Аллан По (9 января 1809 года — 7 октября 1849 года). Рассказ был создан в середине 19 века, в 1843 году. В этот период американцы увлекались разгадыванием различных шифров, криптограмм и ребусов. Сам писатель интересовался криптографией и головоломками с детства, когда он и познакомился с работами Чарльза Бэббиджа и других математиков. 

Эдгар По воспользовался всеобщим интересом к тайнам и, еще до написания своего рассказа, обратился к читателям журнала Alexander’s Weekly Messenger с просьбой присылать самые различные шифровки. Писатель обещал, что сможет разгадать любой, даже очень сложный код. Вскоре По стал получать любопытные письма с разнообразными шифрами.  Вот тогда Эдгар По осознал, что эта тема интересна большому кругу людей. Вскоре из под его пера вышла новелла «Золотой жук», где соединились литературные образы и криптография.

История для конкурса

«Золотой жук» создавался в два этапа: реалистические подробности в описании места действия рассказа По взял из воспоминаний о своей военной службе  в форте Моултри в 1820-х годах, а сама новелла была написана в июне 1843 года в качестве конкурсного произведения, получившего главный приз в 100 долларов в газете «Philadelphia Dollar Newspaper».

Рассказ «Золотой жук» стал отправной точкой для развития нового направления в литературе. После его публикации появились произведения Рафаэля Сабатини, Даниэля Дефо и других авторов, которые рассказывали о пиратах, сокровищах, шифрах и других увлекательных вещах. Кроме того, «Золотой жук» способствовал популяризации криптографии и тайного письма, а также оказал значительное влияние на молодого Артура Конан Дойла, который впоследствии написал рассказ «Пляшущие человечки», где Шерлок Холмс использует аналогичный метод для расшифровки кода.

О названии

«Золотой жук» — это отсылка к странному жуку, которого Легран находит на острове и который приводит его к спрятанным сокровищам. Однако жук не всегда является тем, чем кажется.

Жанр произведения

Короткий рассказ. Тайна.

Символы

Золотой Жук

Когда Легран находит жука, он уверен, что это вернет ему состояние, особенно после того, как Юпитер настаивает, что тяжелое насекомое не просто золотое на вид, а сделано из настоящего золота. Однако этот таинственный золотой жук придает конкретный смысл пословице «не всё золото, что блестит». Оба мужчины придают «жуку» такую ценность, что сразу же жалеют, что одолжили его соседу, лейтенанту Дж.

Чуть позже Легран настаивает: «Этот «жук » должен сколотить мне состояние … чтобы вернуть мне мои семейные ценности», — возможно, потому, что жук, по-видимому, сделан из золота, или, может быть, потому, что это недавно открытый вид. Легран хранит жука в шкатулке, а позже — на нитке в кармане. Однако в конце истории выясняется, что золотой жук был просто использован, чтобы заставить рассказчика присоединиться к Леграну в поисках зарытых сокровищ: «Меня несколько раздражали ваши очевидные подозрения в том, что я не в своём уме, и я решил незаметно вас наказать».

Мертвая голова

Мёртвая голова, или череп, символизирует пиратство; изображение черепа (и скрещённых костей) на чёрном флаге указывало на то, что корабль был пиратским. Именно такую форму капитан Кидд нарисовал на своей карте сокровищ, и, по совпадению, именно такую форму имеют отметины на спине золотого жука, что добавляет загадочности. В этой истории череп становится символом удачи, а не символом смерти. Сначала Легран замечает странные отметины в форме черепа на спине жука и думает, что открытие нового вида принесет ему славу (и, в конечном счете, состояние). Во-вторых, контур в форме черепа, который Легран рисует на пергаменте, помогает раскрыть карту сокровищ. Наконец, череп, используемый в качестве ориентира на карте Кидда, ведет к настоящему черепу, который находится на дереве прямо над спрятанным сокровищем и имеет решающее значение для его обнаружения.

Основная идея

Основная идея рассказа «Золотой жук» Эдгара Аллана По заключается в том, что даже самые загадочные и сложные проблемы могут быть решены с помощью логики, внимательности и рационального подхода. Этот рассказ можно рассматривать как исследование человеческой способности разгадывать тайны, распутывать головоломки и делать неожиданные открытия, основываясь на наблюдениях и разумных выводах.

 Рассказ также поднимает темы жадности, стремления к материальным благам и человеческой склонности к азарту и погоне за сокровищами.

Таким образом, основной идеей является не только разгадка загадки, но и важность рационального мышления в решении сложных ситуаций.

Художественное своеобразие

.Рассказ Эдгара Аллана По «Золотой жук» (The Gold-Bug) представляет собой классический пример его мастерства в создании загадок, тайн и увлекательных сюжетов. Вот некоторые основные аспекты художественного своеобразия этого произведения:

1. Мистика и детективный элемент. Рассказ сочетает элементы мистики и детективного жанра. По создает атмосферу загадочности и напряженности через описание необъяснимых явлений, таких как появление золотого жука и таинственные знаки. Элементы расследования и поиска сокровищ также играют большую роль в повествовании.

2. Использование символики. Золотой жук является символом чего-то ценного и мистического, что вызывает интерес и предвещает открытие некой важной истины. Жук также может символизировать некую загадку, решение которой требует усилий, а также символизирует обманчивую природу сокровищ, их скрытность и нестабильность.

3. Тема разума и логики. В рассказе присутствует большой акцент на разгадывании головоломок и шифровок, что типично для По. Главные герои используют свою способность к логическому и аналитическому мышлению, чтобы раскрыть тайну. Это отображает важность разума, рассудительности и детективного подхода в решении проблем.

4. Конфликт между рациональностью и иррациональностью. На протяжении рассказа, один из героев (поскольку По часто использует научный подход к разгадке тайн) сталкивается с более мистическими и иррациональными аспектами ситуации. Это создает интересный контраст и напряжение между логическим подходом и необъяснимыми явлениями.

5. Стиль и язык. По использует яркие, насыщенные описания природы, создавая образы, которые усиливают атмосферу ужаса и мистики. Тем не менее, несмотря на описания, текст остается достаточно сжато структурированным, а диалоги логичными и напряженными.

6. Психология персонажей. Персонажи в рассказе раскрываются через их поведение и диалоги. Важный момент — это внутренняя мотивация героев, их стремление к разгадке, а также их реакции на различные неожиданные повороты сюжета. Это придает им глубину и делает их более многогранными.

7. Роль природных и экзотических мотивов. Место действия рассказа (затерянный остров, тропики) добавляет экзотичности и в то же время усиливает атмосферу опасности и неизведанности. Эти элементы природы вносят свою долю в общий мистический настрой, усиливая эффекты от событий.

В «Золотом жуке» переплетаются детективные элементы, символизм, анализ разума и психология героев.

Темы

Деньги

В то время, когда была написана книга «Золотой жук», американская экономическая система претерпевала значительные изменения, переходя от валюты, основанной на золоте и серебре, к бумажным деньгам. Это изменение вызывало большие опасения, особенно в связи с тем, что банки боролись за то, чтобы именно они хранили золото и печатали деньги.

Независимые и государственные банки выпускали бумажные банкноты, но обменные курсы были ненадёжными и часто не соответствовали действительности. Большая часть американского общества ещё не доверяла бумажным деньгам.

Хотя «Золотой жук» не занимает чёткой позиции в этом споре, темы денег и ценности являются неотъемлемой частью истории. Странный жук золотого цвета, как и бумажные банкноты того времени, которые не имели ценности, но стоили меньше, чем ожидалось. Когда Легран обсуждает пергамент, на котором Кидд нарисовал свою карту, он неоднократно говорит о том, что бумага недолговечна и не имеет ценности, и если кто-то хочет что-то сохранить, то должен использовать пергамент. Описывая разложившиеся останки скелетов и их одежду наряду с прекрасно сохранившимися сокровищами, По подчёркивает долговечность металла и золота. Наконец, то, что люди хранят сокровища в их первоначальном металлическом виде, а не обменивают их в банке на наличные, по-видимому, говорит о том, что По выступает за сохранение системы, основанной на золоте, а не за выпуск бумажных денег.

Восстановление

В начале рассказа Легран живёт на отдалённом острове, покинув город, чтобы «избежать унижения, вызванного его [финансовыми] неудачами». Легран, родившийся в «древней семье гугенотов», чьё «величественное» имя говорит о важности и статусе в обществе, на протяжении всего рассказа пытается восстановить своё состояние и положение в обществе, точно так же, как По стремился к славе и богатству на протяжении всей своей взрослой жизни после того, как его богатый опекун Джон Аллан отказал ему.

Точно так же По потерял несколько мест в качестве писателя и издателя из-за своих вредных привычек и проблемного характера и стремился продемонстрировать публике свой талант. Он хотел разбогатеть, но также хотел доказать своё интеллектуальное превосходство. Вполне уместно, что По выиграл 100 долларов за рассказ — это, конечно, не целое состояние, но приз дал ему достаточно импульса для дальнейшего развития карьеры, — в то время как Легран получает пиратскую добычу. Ключом к этому искуплению является то, что оба мужчины использовали логику и интеллект для обретения богатства. Деньги не просто достаются им по наследству. Мужчины должны полагаться на свой уникальный интеллект, чтобы создавать (как По) или решать (как Легран) головоломки, что даёт ощущение интеллектуального превосходства, которого так жаждал По.

Логика

В то время как в первой половине истории нагнетается напряжение вокруг золотого жука и его влияния на предполагаемую психическую болезнь Леграна, во второй половине объясняется взаимодействие случайности и логики, которые приводят к обнаружению спрятанных пиратом сокровищ.

После того как трое мужчин находят добычу, Легран садится рядом с рассказчиком и объясняет, как череда совпадений привела к её обнаружению. Всё начинается с того, что Юпитер вытаскивает из грязи кусок пергамента, чтобы поднять странного золотого жука, потому что боится прикасаться к нему голыми руками. Этот кусок пергамента — карта сокровищ, хотя требуется еще много случайных событий, чтобы раскрыть этот факт: Легран отдает жука соседу для изучения; Легран кладет маленький клочок пергамента, которым Юпитер подобрал жука, себе в карман; погода, наконец, становится достаточно прохладной, чтобы разжечь камин; рассказчик выбирает именно этот день, чтобы нанести визит Леграну; у Леграна заканчивается бумага, когда он хочет нарисовать форму, похожую на череп, на спине жука, поэтому он выуживает кусок пергамента. достает из кармана, рисует на нем и протягивает пергамент рассказчику; Большая собака Леграна прыгает на рассказчика, когда он сидит у огня, в результате чего пергамент, который рассказчик держит в руках, оказывается достаточно близко к жару пламени, чтобы обнаружить странные надписи невидимыми чернилами. После дальнейшего нагрева Легран выводит код, написанный цифрами и символами.

Теперь на смену совпадениям приходят логика и решение проблем. Чтобы расшифровать секретный код, Легран должен использовать сложную систему логики и дедукции. Она раскрывает ряд слов, которые сами по себе образуют загадочное послание, несомненно, указывающее на то, что нужно найти, и Легран подозревает, что это зарытое сокровище капитана Кидда. Он также должен в точности следовать инструкциям из послания и с научной точностью выполнить описанные в коде измерения.

Контекст

Остров Салливана

Рассказ «Золотой жук» был написан в 1843 году, более чем через 10 лет после того, как По побывал на острове Салливана, расположенном у входа в Чарльстонскую гавань в Южной Каролине. Тем не менее, пейзаж явно произвёл впечатление на молодого писателя, который выбрал его в качестве места действия для трёх своих рассказов, включая «Золотого жука».

Рассказ начинается с мрачного описания острова, подчёркивающего его изолированность: «Он состоит почти полностью из морского песка и имеет около пяти километров в длину… Растительность, как и следовало ожидать, скудная или, по крайней мере, карликовая. Деревьев не видно».

Эта изолированность дополнительно раскрывается в стихотворении «Аннабель Ли», названном в честь местной девушки, в которую По якобы был отчаянно влюблён. Согласно местной легенде, Аннабель умерла после того, как отец запретил ей видеться с По, и он усугубил горе По, убрав все надгробия с кладбища, где была похоронена Аннабель, из-за чего он не мог с ней попрощаться. Таким образом, остров символизирует для По пустынное место, связанное с изоляцией и смертью.

Раса

Рабство в Америке было отменено только в 1865 году, более чем через 20 лет после публикации «Золотого жука», поэтому расовые отношения в этой истории сильно отличаются от современных.

Юпитер — «освобождённый раб», то есть его хозяева дали ему свободу. Многие освобождённые рабы отправились на север, чтобы начать новую жизнь, но некоторые предпочли остаться на Юге. В то же время росла  популярность представлений менестрелей. В этих шоу белые актёры надевали грим и изображали чернокожих ленивыми, глупыми и боящимися жизни за пределами плантации, потому что, по мнению белой аудитории, такие образы оправдывали рабство.

Сам По вырос в семье рабовладельцев, однако его истинные чувства по отношению к этому институту неясны. Мнения экспертов о По по-прежнему расходятся. Некоторые биографы категорически утверждают, что По выступал против отмены рабства и считал чернокожих людьми второго сорта, цитируя По из «Южного литературного вестника»: «Сам раб совершенно неспособен почувствовать моральное отвращение к своей цепи». Другие опровергают эти характеристики, отмечая, что, когда По унаследовал раба, он взял на себя финансовую ответственность за его освобождение. В своих произведениях он редко упоминает рабство, и все его «негритянские» персонажи, как и Юпитер, — свободные люди.

Многие критики анализировали рассказ По «Падение дома Ашеров» как метафору разделённой Америки. В рассказе брат и сестра дерутся насмерть, разрушая при этом весь свой дом и семью. Точно так же в 1840-х годах страна всё больше разделялась по вопросу рабства. Двадцать лет спустя Север и Юг будут вести ужасную гражданскую войну.

Первоначальный ответ

По отправил рассказ «Золотой жук» на конкурс коротких рассказов, спонсируемый газетой «Доллар ньюс» в Филадельфии, и выиграл приличную сумму в 100 долларов (примерно 3500 долларов на сегодняшний день). Газете пришлось напечатать дополнительные экземпляры, чтобы удовлетворить спрос на рассказ. Они даже опубликовали авторские права, что в то время было не принято, хотя более мелкие газеты копировали рассказ и печатали его самостоятельно. По с радостью писал, что рассказ «является моим самым успешным произведением, было продано более 300 000 экземпляров».

«Золотой жук» был настолько популярен после своего первого выпуска, что его быстро адаптировали для сцены. Хотя публикация и исполнение пьесы принесли По немного денег, ее успех увеличил его популярность и позволил ему присоединиться к кругу лекторов и зарабатывать деньги на выступлениях. Во время этих выступлений он также продвигал свои личные литературные стандарты, повышая свою респектабельность как литературного критика.

Персонажи

Вильям Легран

Эксцентричный учёный Вильям Легран живёт на отдалённом острове в Южной Каролине со своим слугой Юпитером, освобождённым рабом. Легран с позором переехал на остров после того, как его семья потеряла состояние, которое он намерен восстановить. Его надежды возрождаются, когда он замечает жука, который, кажется, сделан из чистого золота. И Юпитер, и друг Леграна, безымянный рассказчик, считают, что укус золотого жука довёл Леграна до безумия. Легран манипулирует их страхами, обманом заставляя их помочь ему найти зарытые пиратские сокровища.

Рассказчик

Безымянный рассказчик остаётся для читателя такой же загадкой, как и любой другой элемент повествования, а в некоторых отношениях, возможно, даже в большей степени. Читателю не даётся никакого описания рассказчика или реального представления о его характере, кроме того, что он считает Леграна сумасшедшим. 

Его основная цель, по-видимому, состоит в том, чтобы рассказать о событиях, связанных с обнаружением Леграном спрятанного сокровища, задавая Леграну вопросы, чтобы получить информацию о прошлом, особенно о том, как он разгадал шифр и что означает закодированное послание.

Юпитер

Юпитер — преданный, освобождённый раб, который решает отправиться со своим старым хозяином Леграном на отдалённый остров, чтобы работать там его камердинером и слугой. Недоразумения Юпитера с его хозяином кажутся комичными, но современные читатели склонны интерпретировать  поведение Леграна в ряде случае как расистское.

Капитан Кидд

Вильям Кидд, более известный как капитан Кидд, — печально известный пират, который закопал сокровища, которые Легран находит.

Лейтенант Джи

Лейтенант Джи, коллега-учёный на острове, тоже очарован золотым жуком, которого обнаружил Легран.

Текст: Светлана Никонова, 157 👀