Бегущий за ветром (Халед Хоссейни) • роман

краткая информация
Дата публикации: 2003 | Форма произведения: роман | Жанр: военный, исторический, трагедия | Время событий: первая половина XX века | Возраст: взрослые | Главные герои: Амир Второстепенные герои: Хассан, Баба, Али, Рахим,Ассеф, Сорайя, Сохраб, София Акрами, Рэймонд Эндрюс, Фарид, Фарзана, Санаубар, Генерал Тахери, Джамила Тахери, Вахид, Заман Темы: верность и предательство, добро и зло, дружба

История создания

Халед Хоссейни (4 марта 1965 года) — американский писатель афганского происхождения. Роман «Бегущий за ветром» основан на детских воспоминаниях Халеда Хоссейни о его родине, Афганистане. Книга была опубликована в 2003 году издательством Riverhead Books и сразу же вызвала ажиотаж на прилавках США.

Необычная история отражает афганское прошлое, культуру и этническую напряженность в городе Кабул и стране в целом. Хотя в романе также рассказывается о советском вторжении в Афганистан, эрозии афганской культуры и поддержке Пакистаном беженцев. Сюжет разворачивается вокруг персонажа Амира и его друга Хасана на фоне тех же событий.

О названии

Название романа, «Бегущий за ветром», отсылает к роли, которую играет воздушный змей в старинном обычае воздушных боев. Этот ежегодный турнир собирает толпы зрителей и воздает почести победителю.

Жанр произведения

Роман. Историческая, трагическая военная литература

Символы

Воздушный змей

Воздушный змей — яркий символ, появляющийся в начале романа и вызывающий у Амира как болезненные, так и счастливые воспоминания. В детстве он любил запускать воздушных змеев — это был единственный вид спорта, в котором он преуспевал и который объединял его с Бабой. Победа в турнире по запуску воздушных змеев стала для него целью, чтобы заслужить одобрение Бабы.

Воздушные змеи также связывали его с Хасаном до того дня, когда Хасана изнасиловали во время запуска змея, а Амир стал свидетелем этого. Затем воздушный змей становится символом вины Амира. Однако роман заканчивается тем, что Амир и Сохраб, осиротевший сын Хасана, запускают воздушного змея, что вызывает слабую улыбку на лице подавленного Сохраба. Таким образом, воздушный змей снова становится символом надежды на мир.

Медведь

Согласно местной легенде, Баба однажды поборол медведя и победил его. Амир верит в эту легенду, потому что считает своего отца сильным и храбрым. Правдива эта легенда или нет, но образ медведя снова и снова возникает в мыслях Амира, когда он думает об отце: каждое дело, в которое верит его отец, становится медведем, с которым он должен бороться, а рак, который в конце концов убивает его, становится последним медведем, которого он пытается победить.

Медведь олицетворяет всё зло, с которым Баба пытается бороться, а также страх, который испытывает Амир, когда считает себя неспособным постоять за себя.

Гранатовое дерево

Гранатовое дерево — одно из немногих мест, куда персонажи возвращаются на протяжении всего романа. Оно служит источником пищи, игровой площадкой и убежищем для Амира и Хасана, поэтому они вырезают на нём свои имена, на мгновение становясь «султанами Кабула». Таким образом, дерево символизирует то общее, что они находят в своей дружбе, несмотря на различия в этнической принадлежности и религии.

Дерево также служит источником напряжения, когда Амир бросает гранаты в Хасана, пытаясь заставить его ударить его. Когда Амир возвращается в Кабул и к гранатовому дереву после смерти Хасана, дерево перестаёт плодоносить, символизируя смерть старого образа жизни.

Рогатка

Рогатка в руках двух поколений — Хасана, а затем Сохраба — используется для нападения на одного и того же врага, Ассефа. В обоих случаях храбрый юноша целится ему в глаз. Оба стрелка защищают одного и того же человека: Амира.

Хотя Хасану не нужно стрелять, он лишь угрожает, Сохраб ослепляет Ассефа своим выстрелом. Медный шар — это снаряд, который он использует, напоминая о медных кастетах, которые извращённый Ассеф предпочитает использовать, когда причиняет вред.

Губа со шрамом

Хассан рождается с заячьей губой, которую его семья не может себе позволить исправить. Это становится его отличительной чертой, пока Баба не платит за исправление, что является недвусмысленным знаком того, что можно купить за деньги.

Хотя Амир не знает, что Баба — отец Хассана, поступок Бабы заставляет Амира ревновать, ведь он постоянно хочет, чтобы Баба проявлял к нему такие же внешние признаки любви и принятия. Позже у самого Амира появляется шрам на губе, который постоянно напоминает ему о том, что он наконец-то набрался смелости противостоять злу Ассефа и сразился с ним, чтобы защитить Сохраба. Шрам объединяет его с Хасаном, когда Амир наконец-то искупает свою вину за предательство, совершённое много лет назад.

Основная идея

Основная идея романа Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром» заключается в том, что никогда не поздно исправить свои ошибки прошлого, повлиять на чью-то судьбу и освободить своё сердце от того, что прежде не давало жить.

Темы

В первой главе романа Амир отмечает, что «прошлое прогрызает себе путь обратно», имея в виду, что прошлое всегда найдёт способ повлиять на настоящее. Эта идея служит основой для тем романа.

Предательство, вина и искупление

Предательство — частое явление в «Бегущем за ветром», и многие персонажи проводят остаток жизни, терзаясь чувством вины и пытаясь искупить свою вину. Баба предает своего верного слугу Али, заведя ребенка с его женой. Баба проводит свою жизнь, помогая другим, пытаясь загладить свою вину.

Амир предает Хасана, не придя ему на помощь, когда на него нападают, а также подставляет его, обвиняя в краже денег. В конце концов Амир находит искупление, когда спасает осиротевшего сына Хасана и даёт ему то, чего никогда не мог дать Хасану, — преданность и любовь.

Отношения Отца и сына

Отношения между отцами и сыновьями — сквозная тема в «Бегущем за ветром». Амир проводит своё детство в поисках одобрения Бабы, но встречает лишь презрение и отчуждённость. Их отношения улучшаются по мере взросления Амира, и он понимает, что они больше похожи, чем он себе представлял.

Али и Хассан — ещё одна пара отца и сына, и их отношения отмечены любовью и преданностью. Однако всё оказывается не так просто: Али не является биологическим отцом Хасана — им является Баба. Баба чувствует себя виноватым за то, что не признаёт своих отношений с Хасаном, и это во многом определяет его отношение к Амиру.

В конце концов, Амир находит искупление, когда отправляется на поиски сына Хасана, Сохраба, и пытается усыновить его. Впервые Амир честен и открыт, а его отношения с Сохрабом характеризуются терпением и пониманием.

Память и прошлое

Роман также начинается с того, что  воспоминания Амира о прошлом пробуждает вид двух воздушных змеев, летящих в небе. Прошлое преследует Амира на протяжении большей части романа, особенно когда он узнаёт о последствиях своих решений и поступков.

Прошлое также преследует Сохраба, сына Хасана. Он чувствует себя грязным из-за того, что над ним издевались. И когда Амир говорит ему, что, возможно, ему придётся провести какое-то время в пакистанском приюте для сирот, воспоминания о кабульском приюте пугают его настолько, что он пытается покончить с собой. Для Амира и Сохраба главная задача — найти способ примирить ужасы прошлого с миром в настоящем и надеждой на будущее.

Политика и культура

Классовые различия, которые являются определяющим элементом культуры Афганистана, формируют отношения между главными героями романа. В частности, в случае с Амиром и Хасаном распространённое убеждение, что одна этническая и религиозная группа превосходит другую, создаёт ситуацию, в которой Амир просто не может признаться в своей дружбе с Хасаном.

Точно так же Баба сдерживается традициями и не признаёт, что Хасан — его сын. Таким образом, на судьбы двух мальчиков сильно влияет их культура. Ещё одним фактором, усложняющим ситуацию, является изменение политической обстановки в Афганистане в период действия романа. Статус Бабы и Амира меняется, вынуждая их бежать из страны, а экстремизм талибов приводит к смерти Хасана.

Контекст

Политика

Крупные политические события в Афганистане служат фоном для «Бегущего за ветром». Действие романа происходит с начала 1970-х примерно до 2002 года. Афганистан, который Халед Хоссейни описывает в начале романа, — стабильная и процветающая страна. Образы Кабула того времени приятны: запах шашлыка из баранины, кружки чая, игры под гранатовым деревом и турниры по запуску воздушных змеев. Затем Афганистан превратился в страну, раздираемую кровопролитием и войной.

До этого, в 1960-х годах, король Захир-шах отправил в отставку своего двоюродного брата Дауда Хана с поста премьер-министра и начал либерализацию прессы, разрешив создание политических партий и постепенно переходя к конституционной монархии с парламентом.

Эта либерализация непреднамеренно усилила позиции фундаменталистов и коммунистов, которые начали устраивать жестокие протесты, в том числе заговоры с целью свержения монархии. В Афганистане сменилось несколько премьер-министров, которые тщетно пытались решить проблему, что вынудило Захир-шаха прекратить либерализацию и восстановить контроль. Его поступок возмутил как фундаменталистов, так и коммунистов.

В 1973 году монархия короля Захир Шаха была свергнута в результате государственного переворота, организованного Дауд-ханом и Коммунистической партией Афганистана (КПА). После переворота Дауд-хан в течение следующих пяти лет пытался отстранить коммунистов от власти. КПА почувствовала себя преданной и в 1978 году организовала государственный переворот против Дауд-хана, убив его и членов его кабинета.

НДПА во главе с Нуром Мухаммедом Тараки захватила власть в Афганистане. Они подняли красный флаг над столицей вместо традиционного черно-красно-зеленого исламского знамени Афганистана.

НДПА установила режим, который заключил в тюрьму или убил многих мусульманских лидеров, выступавших против правительства. Тысячи людей бежали из страны в поисках безопасности в Пакистане, в то время как другие организовались в небольшие группы, чтобы дать отпор.

Афганцы немедленно восстали против антирелигиозного правительства НДПА, что привело к убийству Тараки в 1979 году. Чтобы остановить сопротивление коммунистическому правлению, в 1979 году в Афганистан вторглись советские войска.

Различные фундаменталистские группировки, которые изначально подняли восстание против Захир Шаха и Дауд Хана, объединились в моджахедов (группы сопротивления) при поддержке Соединённых Штатов и Пакистана.

К 1989 году советские войска были выведены из Афганистана, оставив соперничающие группировки сражаться друг с другом в гражданской войне. В 1994 году группа моджахедов, состоящая из студентов, которых научили очень строго толковать исламские законы, захватила провинцию Кандагар. Эта группа называлась «Талибан» — так по-арабски называют «студентов».

Талибы были яростными бойцами, которые начали захватывать всё большие и большие территории Афганистана. К 1996 году талибы захватили Кабул, а два года спустя около 90% территории Афганистана находилось под их контролем. Поначалу большинство афганцев приветствовали талибов, потому что они обещали положить конец постоянным боевым действиям между враждующими группировками, которые разрушили большую часть Афганистана. Но, придя к власти, талибы установили для афганцев жёсткие ограничения, такие как запрет на образование для женщин, запрет на работу для женщин, требование носить паранджу, запрет на полёты воздушных змеев и азартные игры.

В период расцвета власти «Талибана» они жестоко терроризировали и убивали мирных жителей Афганистана, особенно хазарейцев, одну из двух основных этнических групп. В «Бегущем за ветром» боевики «Талибана» убивают Хассана и его жену, порабощают его сына, в основном потому, что они хазарейцы.

Талибан строго следовал шариату (исламскому закону), публично казня людей за такие преступления, как то, что происходит в «Бегущем за ветром», когда Амир приходит на стадион.

Кроме того, талибы предоставили убежище в Афганистане группе исламских террористов под названием «Аль-Каида». После нападений «Аль-Каиды» на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года американские солдаты и силы из нескольких других стран сражались против движения «Талибан» в Афганистане. Талибы сопротивлялись, но к 2002 году они были вытеснены из городов, и их власть над Афганистаном рухнула. Многие повстанцы, в том числе талибы, продолжают свою борьбу за присвоение части Афганистана для себя.

Во время своего визита в Кабул в 2007 году Хоссейни был обеспокоен тем, как сильно город изменился за годы войны. Кабул, который для Хоссейни был красивым и мирным городом, теперь превратился в город руин и нищих. Более того, теперь, когда талибы отступили, миллионы беженцев хлынули обратно в Афганистан.

Сотрудничая с организацией ООН по делам беженцев, Фонд Халеда Хоссейни строит дома для семей и предоставляет экономические возможности, образование и медицинскую помощь женщинам и детям Афганистана.

Религия

Афганистан можно охарактеризовать как калейдоскоп различных этнических групп, племён, подплемён, семей и регионов. Однако почти все афганцы едины в одном — они исповедуют ислам. Согласно исламским верованиям, пророку Мухаммеду (570–632) было около 40 лет, когда он получил откровения от Бога. Эти откровения были собраны в Коране и составляют основу ислама. Философия ислама заключается в том, что «нет бога, кроме Бога (Аллаха), а Мухаммед — Его пророк (посланник)». Последователей ислама называют мусульманами.

Существует два основных направления ислама. Мусульмане-сунниты составляют самую многочисленную группу мусульман. Они верят, что любой, кто познал пути ислама, может стать лидером в этой вере. Шиитский ислам — второе основное направление ислама. Шииты верят, что только потомки Мухаммеда могут быть религиозными лидерами. Обе группы верят, что Аллах всеведущ, и у них сложные представления о судьбе и участии Бога в человеческих делах.

Этническая принадлежность

В Афганистане этническая принадлежность или племенная группа, к которой принадлежит человек, во многом определяет его судьбу. Две основные этнические группы в «Бегущем за ветром» — пуштуны и хазарейцы. Амир, Баба, Ассеф и многие другие главные герои — пуштуны. Али и Хассан — хазарейцы.

В Афганистане пуштуны составляют около двух пятых населения, а хазарейцы — около одной десятой; остальные — это множество других этнических групп, среди которых таджики составляют более четверти населения.

Хазарейцы — единственная этническая группа в Афганистане, большинство которой исповедует шиизм. Таким образом, пуштуны и хазарейцы отличаются своими мусульманскими верованиями. Пуштуны, будучи самой многочисленной группой населения, обычно имеют работу, которая приносит больше дохода, чем может получить меньшинство, что обеспечивает пуштунам более широкий доступ к образованию. Например, в «Бегущем за ветром» мать Амира была преподавателем в университете. Из-за положения, которое они занимают в афганском обществе, пуштуны также обладают большей властью, чем хазарейцы. Баба, который является пуштуном, является бизнесменом и хорошо известен благотворительной деятельностью в своей общине.

Пуштуны и другие этнические группы, составляющие большинство, часто дискриминируют хазарейцев, составляющих меньшинство, по нескольким причинам:

  1. Пуштунов гораздо больше, чем хазарейцев. Таким образом, пуштуны занимают элитные официальные должности в правительстве и армии. Находясь в высших слоях афганского общества, они часто проявляют предвзятое отношение к меньшинствам. Например, в фильме «Бегущий за ветром» тесть Амира генерал Тахери встревожен, когда Амир и его жена усыновляют сына Хасана, и восклицает: «Почему мальчик-хазареец живёт с вами и нашей дочерью?».
  2. Хазарейцы составляют низшую касту в Афганистане и, как правило, неграмотны, что ограничивает их доступ к формальному образованию и гарантирует, что в городах они будут работать в основном низкооплачиваемыми слугами, как Али и Хассан, которые служат Бабе и Амиру. В «Бегущем с воздушным змеем» Амир говорит: «То, что Хассан вырастет неграмотным, как Али и большинство хазарейцев, было решено в ту минуту, когда он родился». Он думает: «Зачем слуге письменное слово?».
  3. Хазарейцы составляют религиозное меньшинство, поскольку они шииты. У хазарейцев есть характерные азиатские черты; их предки вторглись в Афганистан столетия назад из северо-западного Китая. Амир слышит, как дети высмеивают Али и Хассана, называя их «ослами-грузчиками, мышеедами и плосконосыми». Многие пуштуны, такие как Асеф из «Бегущего за ветром», не считают хазарейцев афганцами из-за их внешности.  Талибан утверждал, что хазарейцы не были ни афганцами, ни настоящими мусульманами, и проводил политику их истребления.
  4. Пуштуны и хазарейцы обычно живут в разных районах Афганистана. Пуштуны, как правило, живут в южных регионах, а хазарейцы — в горных районах центрального Афганистана.

Персонажи

Персонаж Описание
Амир Амир — рассказчик и главный герой, богатый пуштун, родившийся в Кабуле и воспитанный своим отцом.
Хассан Хассан — ближайший друг Амира и слуга его семьи.
Баба Баба — отец Амира, богатый и независимый бизнесмен.
Али Али — отец Хасана и слуга в семье.
Рахим Рахим — ближайший друг Бабы и отец Амира.
Ассеф Ассеф — обидчик Амира и Хассана.
Сорайя Сорайя — жена Амира, с которой он знакомится после переезда в Калифорнию.
Сохраб Сохраб — сын Хасана, которого Амир спасает и усыновляет в Кабуле.
София Акрами София — мать Амира, которая умерла при родах.
Рэймонд Эндрюс Рэймонд — сотрудник посольства США в Пакистане.
Фарид Фарид — водитель Амира, который помогает ему добраться из Афганистана в Пакистан и найти Сохраба.
Фарзана Фарзана — жена Хасана и мать Сохраба, которую казнили талибы.
Санаубар Санаубар — мать Хасана, которая убегает после его рождения.
Генерал Тахери Генерал Тахери — отец Сорайи и друг Бабы.
Джамила Тахери Джамила — мать Сорайи и жена генерала.
Вахид Вахид — брат Фарида.
Заман Заман — директор приюта в Кабуле, где жил Сораб.

 

Интересные факты

Действие романа Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром», опубликованного в 2003 году, происходит в Афганистане с начала 1970-х до примерно 2002 года — до и после советского вторжения и прихода к власти талибов.

Его публикация вскоре после терактов 11 сентября 2001 года позволила американцам по-новому взглянуть на афганскую культуру и семейную жизнь. Многие из них знали об этой стране лишь то, что читали в новостях или видели по телевизору.

Автор Хоссейни говорит, что причина популярности книги в том, что её темы — дружба, предательство и искупление — «находят отклик у читателей, независимо от их воспитания и происхождения».

1. Книга более двух лет была бестселлером New York Times.
«Бегущий за ветром» более двух лет продержался в престижном списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс». Впервые он появился в списке в сентябре 2004 года и занял первое место в марте 2005 года. Читатели распространяли свою любовь к книге через книжные клубы и сарафанное радио.

2. Теракты 11 сентября, вероятно, способствовали успеху романа.
В интервью журналу Salon Хоссейни заявил, что теракты 11 сентября 2001 года значительно повысили интерес к Афганистану — стране, которая была малоизвестна многим американцам. Он хотел показать совершенно другую сторону страны, с её обычаями, традициями и повседневной жизнью, которая в то время не освещалась в новостях.

3. Сюжет «Бегущего за ветром» был вдохновлён новостью о запрете запуска воздушных змеев.
В 1999 году Халид Хоссейни жил в Соединённых Штатах и услышал в новостях рассказ о том, как талибы в Афганистане запретили запускать воздушных змеев. В детстве он любил запускать воздушных змеев со своими друзьями и сразу же написал об этом рассказ, который впоследствии расширил до «Запускающего змея»

4. Версия с коротким рассказом была отклонена несколькими публикациями.
Рассказ был отвергнут журналами The New Yorker, Esquire и Atlantic Monthly. В интервью для Академии достижений Хоссейни сказал: «Esquire действительно прочитал его, и я получил… приятный рукописный ответ».

5. «Бегущий за ветром» был первым романом афганского писателя, опубликованным на английском языке.
Когда Халид Хоссени переехал в Соединённые Штаты, ему было 15 лет, и он почти не говорил по-английски. Он всегда хотел стать писателем, но сначала стал врачом, к чему его подтолкнули родители. Только в 36 лет он опубликовал «Бегущего за ветром» — первый роман афганского автора, опубликованный на английском языке.

6. Автор рассматривает «Бегущего за ветром» как своего рода любовную историю.
В то время как «Бегущий за ветром» подробно описывает недавнюю историю Афганистана, жизни людей, принадлежащих к разным классам, а также традиции и домашнюю жизнь его персонажей, автор чувствует, что одной из главных тем является любовь. Он заявляет: «Персонажи ищут спасения в любви и человеческих связях.

7. Хоссейни не возвращался в Афганистан до того года, когда была опубликована эта книга.
Хоссейни не был в Афганистане 27 лет, и только в 2003 году, после публикации «Бегущего за ветром», он вернулся. Он был потрясён, увидев, как почти 30 лет войны повлияли на его страну. Улицы были заполнены людьми, получившими физические или эмоциональные травмы; повсюду было оружие; в учебниках по математике вопросы касались количества гранат и солдат. «Война проникла во все сферы жизни», — сказал

8. «Бегущий за ветром» часто входил в десятку самых запрещённых книг в Соединённых Штатах.
В списке 10 самых запрещённых книг 2015 года, составленном Американской библиотечной ассоциацией, «Бегущий за ветром» занял 7-е место. Его запрещали в школах по всей стране из-за нецензурной лексики и сцен насилия.

9. Нескольким юным актёрам, сыгравшим в экранизации романа, пришлось отправиться в изгнание.
Экранизация, снятая режиссером Марком Форстером, была выпущена в 2007 году. Четырех молодых актеров из экранизации «Бегущего за ветром» пришлось увезти в секретное место в Объединенных Арабских Эмиратах в целях их безопасности. Сцена в фильме, в которой подробно описывается изнасилование одним мальчиком другого мальчика из другого афганского племени, привела к угрозам насилия в отношении мальчиков. Фильм пришлось отложить до тех пор, пока они не будут надежно спрятаны.

10. Фильм-адаптация 2007 года был снят в Китае, а не в Афганистане.
Съемочная группа, которой было поручено выбирать места для фильма, на самом деле не рассматривала Афганистан, поскольку в то время там воевали Соединенные Штаты. Они сосредоточились на 20 разных странах, пытаясь решить, какая из них больше всего похожа на Афганистан. Выбор пал на город Кашгар, Китай.

Текст: Светлана Никонова, 121 👀