Белый Клык


Автор: Лондон Джек | Дата публикации: 1906 | Форма произведения: повесть | Жанр: приключенческий | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | Время чтения: 3-6 часов | Экранизация: "Белый клык". Мультфильм, 2018, Франция, Люксембург, США. Режиссер Александр Эспигарес | Темы: верность и предательство, гордость и смирение, добро и зло, дружба, жизнь и смерть, любовь и ненависть, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, отзывчивость и равнодушие, свобода, сочувствие и сострадание, человек и животные

Главные герои: Белый Клык - отважный, свободолюбивый волк, в жилах которого течет кровь собаки, Кичи - мать Белого Клыка, Серый Бобр - индеец, первый хозяин Белого Клыка, Красавчик - жестокий и хитрый человек, второй хозяин Белого Клыка, Уидон Скотт - добрый, отзывчивый человек, последний хозяин Белого Клыка

Второстепенные персонажи: Мит-Са - сын Серого Бобра, Джим Холл - сбежавший преступник, Одноглазый - старый волк, отец Белого Клыка, Лип-Лип - подлый и коварный пес, враг Белого Клыка, Колли - овчарка в доме Уидона Скотта


Повесть «Белый Клык», написанная в 1906 году, и вошедшая в цикл «Северных рассказов» Д. Лондона, занимает одно из центральных мест в ряду лучших произведений писателя. Она посвящена непростой судьбе бесстрашного и гордого животного, для которого свобода  равноценна самой жизни. Молодому волку, родившемуся в суровом климате крайнего Севера, и прирученному людьми, пришлось столкнуться как с человеческой жестокостью и предательством, так и с лучшими качествами, которыми может быть наделен человек.

История создания

Повесть о Белом клыке появилась на свет в результате впечатлений автора о периоде в жизни Америки конца 19 века, известного как золотая лихорадка. Она была издана спустя три года после «Зова предков» и появилась как самостоятельное произведение на страницах «Выездного журнала» в 1906 году. Через некоторое время в Нью-Йорке вышло уже отдельное издание повести.

Сам Лондон называл «Белый клык» не продолжением, а дополнением к «Зову предков»: «Я намереваюсь показать обратный процесс. Вместо процесса одичания и вырождения собаки я собираюсь дать картину эволюции, цивилизации собаки – развитие в ней чувства дома, верности, любви, послушания и всех других достоинств».

Литературное направление и жанр

Произведение написано в стиле реализма, хотя Лондон озвучивает мысли и чувства волка – Белого клыка, что в реальном мире для человека не представляется возможным. В повести присутствуют также элементы романтизма, которые автор использует при описании образа Красавчика, человека уродливого как по форме, так и по содержанию, и порядочного, благородного Скотта, образ которого почти идеален. По жанру «Белый клык» – приключенческая повесть, рассказывающая о неожиданных поворотах в судьбе главного героя и его перерождении.

Темы

Выживание

В суровой дикой природе, описанной на страницах повести, смертельная опасность подстерегает на каждом шагу, а порой и вовсе кажется неизбежной. На фоне «черного и зловещего» пейзажа двое мужчин сопровождают сани, запряженные собаками. Особенно жутко выглядит поклажа, установленная на санях – длинный ящик – гроб, который также является символом смерти.

Чтобы выжить в этих условиях, любое живое существо должно быть чрезвычайно сильным, хитрым и «самым приспособленным» представителем своего вида, чтобы передать наиболее сильные гены следующему поколению. Эти качества демонстрируют полукровка Кичи и ее сын Белый Клык.

Кичи – полусобака – полуволк, какое-то время жила в индейском племени, но сейчас ей приходится полагаться на свои первобытные инстинкты, чтобы выжить в дикой природе во время голода. Она хитрее остальных членов волчьей стаи, именно она уводит ездовых собак от их хозяев. Кичи вместе со своим другом Одноглазым передает все повадки и навыки их сыну, Белому Клыку, который изначально был самым сильным в помете. Белый Клык полагается не только на свою силу, но и на хитрость. Он искусно ворует еду, становится непредсказуемым бойцом в схватке с Лип-Липом, который превосходит его по размерам, и может менять свое поведение в зависимости от желаний своих хозяев.

Изоляция

Несмотря на то, что волки – стайные животные, Белый Клык большую часть своей жизни проводит в изоляции. У него хорошие отношения со своей матерью Кичи, но только до тех пор, пока он живет в дикой природе. Всё меняется, когда в дело вмешивается человек. В индейском лагере новый хозяин по кличке Серый Бобр отделяет Белого Клыка от матери, и ни одна из других собак во главе с Лип-Липом не признает Белого Клыка. Полностью подвергнутый остракизму, Белый Клык ожесточается, набрасывается как на собак, так и на людей: «Белый Клык стал ненавидеть людей и собак».

Когда Белого клыка забирает Красавчик Смит, изоляция животного становится абсолютной. Красавчик круглые сутки держит его запертым в крошечной клетке, постоянно дразня и тыкая в него палкой. В результате жестокого обращения и полной изоляции Белый Клык превращается в злобную машину, готовую убивать кого угодно. К счастью, в жизни Белого Клыка появляется добрый и порядочный человек – Уидон Скотт, который окружает его заботой и любовью. Постепенно Белый Клык начинает ценить доброе отношение, привыкая к членам семьи Скотта и другим животным.

Жестокость

Джек Лондон в своем произведении показывает, насколько жестокими могут быть люди по отношению к животным. Бессердечный Красавчик заставляет участвовать Белого Клыка в собачьих боях. Сильный пес раз за разом одерживает победы в кровавых схватках, но однажды ему приходится сражаться с другим, очень сильным животным, и этот поединок заканчивается поражением Белого Клыка. Покалеченный пес заболевает, и хозяева бойни пытаются избавиться от больной собаки, но неожиданно пса забирает в свои руки один хороший человек. Он лечит его, и тот выздоравливает, но затравленный бывшими хозяевами живодерами, старается сторониться людей. Постепенно, благодаря хорошему отношению и ласке нового хозяина, пес становится дружелюбным и начинает верно служить ему и его семье. В один прекрасный момент он доказывает свою преданность, спасая отца своего хозяина от нападения убийцы.

Природа и воспитание

Когда читатель впервые знакомится с Белым Клыком, он видит любопытного, смелого и счастливого зверя. Несмотря на то, что ему часто приходится голодать, он доволен жизнью и своим положением в дикой природе. Так могло продолжаться и дальше, но его поведение резко меняется, когда он попадает в человеческую среду. Белый Клык, разлученный со своей матерью, вынужден подчиняться воле человека. Несмотря на то, что его кормят и у него есть теплый кров, Белый Клык живет в изоляции, подвергаемый травле местными псами.

Белый Клык часто сравнивают с другими «злыми» персонажами повести. Красавчик Смит, например, превратился в «чудовище», потому что «природа была с ним скупа». Точно так же Джим Холл стал настоящим монстром из-за побоев, которым он подвергался в тюрьме: «Чем яростнее он сражался, тем жестче общество обращалось с ним, и единственный эффект жестокости заключался в том, чтобы сделать его более жестоким». На протяжении всего повествования Белый Клык представляет собой подобие куска глины, формируемого его окружением. В то время как природа изначально сформировала его личность, его окружение (воспитание), которое он получал, формировало его поведение. Когда животное попадает в дом Уидона Скотта, свирепый, озлобленный волк превращается в открытого к дружбе и любви преданного пса.

Краткое содержание и анализ

Часть 1

Глава 1

Скованная морозом, безжизненная ледяная пустыня. Шесть ездовых собак тянут сани, на которых возвышается длинный узкий гроб. Впереди повозки, с трудом сопротивляясь ветру, движется человек, позади саней идет второй. В гробу лежит их товарищ, тело которого нужно доставить для похорон.

Через некоторое время до слуха мужчин доносится волчий вой, который становится все ближе. Путники решают устроить привал и заодно покормить собак. Одному из мужчин, Биллу,  кажется, что он видит еще одну собаку. Но его спутник Генри не верит ему, списывая это видение на усталость друга.

Тем временем, волки окружают стоянку плотным кольцом. Билл и Генри обнаруживают, что у них почти не осталось патронов. Этой ночью к их повозке снова приближается та самая собака, а утром друзья видят, что вместо шести ездовых собак осталось пять.

Анализ

В начальных сценах повести перед читателем предстает суровый, безжизненный пейзаж. Гнетущая свирепость северной природы усиливает атмосферу страха. Гроб, который Генри и Билл тянут сквозь «черную и зловещую» ночь, является постоянным напоминанием о смерти. Автор создает еще больше напряженности появлением стаи отчаявшихся голодных волков, которые неотступно преследуют повозку. Людям придется проявить немалую хитрость, чтобы выжить в этом непростом путешествии, как это сделал умный волк, притворившись ездовой собакой, чтобы добыть себе пищу.

Глава 2

Весь следующий день Билл и Генри продолжают свой путь, а вечером снова устраивают привал. Пока Генри готовит обед, Билл внезапно бьет одного из волков дубинкой по голове, когда тот приближается слишком близко к их собакам. Путники задаются вопросом, тот ли это волк, которого они случайно покормили рыбой прошлой ночью? На следующее утро Билл обнаруживает, что пропала еще одна собака. Генри мрачно признает, что она была самой умной и сильной из всей упряжки. На следующую ночь Генри привязывает собак к палкам, чтобы они не смогли убежать. За ужином мужчины слышат, как собаки начинают издавать странные звуки. Они обнаруживают волчицу, бродящую рядом с собаками. Волчица кажется ручной, но настороженно относится к мужчинам. «Этот волк – собака, и она много раз брала рыбу из рук человека», – произносит Генри.

На следующее утро мужчины недосчитываются еще одной собаки. Они решают, что лучший план – связать собак в недоступном друг для друга месте. Днем они продолжают свой путь, замечая, что волчица следует за ними: «Вместе они наблюдали за странным животным, которое преследовало их несколько дней и уже уничтожило половину их собачьей упряжки». Она не боится ни собак, ни мужчин, и путники начинают беспокоиться, как долго сможет продержаться их маленькая команда.

Анализ

Генри и Билл анализируют поведение волчицы. Кто она? Волк или собака? Почему другие собаки не нападают на нее, когда она приближается? Ручная эта волчица, или дикая? В их вопросах кроется проблема приручения и выживания. Волчица воплощает собой способность приспосабливаться к новым обстоятельствам, чтобы выжить: становится почти домашней, чтобы добывать пищу, или остается дикой, чтобы охотиться. Волчица не показывает страха и приспосабливает свои охотничьи навыки к ситуации. Успешно выманив трех собак, она доказывает, что является «самой приспособленной». Мужчины, считающие себя хозяевами собак, бессильны защитить их от дикого зверя.

Глава 3

Друзья просыпаются утром, радуясь тому, что за ночь не исчезла ни одна собака. Однако, когда они начинают запрягать оставшихся трех собак в сани, пес по кличке Одноухий убегает. Генри слишком поздно понимает, что собака бежит к волчице, которая ждет ее неподалеку. Одноухий и волчица неуверенно приветствуют друг друга, при этом Одноухий явно нервничает. Волчица отступает, заманивая Одноухого все дальше и дальше от лагеря. Билл хватает винтовку и бросается к животным, но они убегают еще дальше. В какой-то момент Одноухий осознает свою ошибку и пытается вернуться в лагерь, но его тут же окружает дюжина голодных волков. Билл поднимает винтовку и бросается к стае. Генри с ужасом слушает, как в воздухе раздаются три выстрела, и понимает, что патроны Билла закончились. Билл так и не возвращается в лагерь, и Генри понимает, что его друг стал жертвой голодных волков. Генри ничего не остается, как сидеть у костра, дожидаясь темноты.

Две оставшиеся собаки прижимаются к Генри в поисках защиты, поскольку волки снова окружают стоянку. Всякий раз, когда кто-то из стаи приближается к нему, Генри швыряет в него горящие ветви от костра. На следующее утро Генри поднимает гроб на дерево, чтобы облегчить нагрузку на собак, и запрягает сани. Волки уже открыто преследуют повозку. Перед заходом солнца Генри быстро разбивает новую стоянку и разводит огромный костер. Тем временем, вокруг него растет стая голодных волков. Веки мужчины смыкаются, и он погружается в сон, так как не спал всю предыдущую ночь. Когда он просыпается, волчица находится всего в нескольких футах от него и смотрит на него, истекая голодной слюной. Он тянется к огненной головне, и зверь отскакивает прочь. Всю ночь Генри сражается с волками при помощи огня. Это продолжается весь следующий день и всю следующую ночь. На следующее утро обессиленный Генри едва может сидеть. Он постоянно держит горящую палку, чтобы, когда пламя достигнет его кожи, ожог разбудил его. В конце концов, силы оставляют его, и он засыпает. Когда он просыпается, волки нападают на него, но ему удается дотянуться до тлеющих углей, чтобы швырнуть их в волков. Он храбро сражается, но волки не думают отступать. Как только Генри отказывается от борьбы и сдается голодной стае, волки неожиданно убегают. Генри слышит «крики людей, грохот саней, скрип сбруи и нетерпеливое хныканье собак». Он понимает, что спасен.

Анализ

Мужчины видят, как волчица заманивает своих жертв. В данном случае пол становится ее преимуществом, поскольку у собак есть врожденное табу не нападать на самок. Собаки никогда бы не пошли за самцом волка; они бы попытались на него напасть. Поэтому вряд ли волчья стая выжила бы без такой хитрой самки, как волчица. Она кажется любопытной, почти домашней, дружелюбной по отношению к мужчинам; она играет с собаками, «уводя их подальше от безопасного для них места». Однако в тот момент, когда Одноухий оказывается достаточно далеко от стоянки, ее домашняя маска слетает, и она рычит и атакует, как дикий зверь.

Волки убивают Билла, несмотря на то, что он вооружен пистолетом. Как правило, у человека есть преимущество, когда он вооружен, тем более, огнестрельным оружием. Однако в Северных землях такие люди, как Генри и Билл, становятся уязвимыми перед смертью, о чем постоянно напоминает символический гроб. Одиноких людей волчьей стае одолеть легко, но когда прибывает подкрепление, волки знают, что им нужно ретироваться, если они хотят выжить.

После смерти Билла Генри сосредоточивается на своем выживании. Зная, что смерть буквально витает над ним, Генри впервые думает о своем теле, любуется нежными и ловкими пальцами: «Никогда еще он так не любил это свое тело, как теперь». Лондон прославляет красоту жизни на фоне смерти – мысль, к которой он будет возвращаться на протяжении всей повести.

Часть 2

Глава 4

Волчица первая слышит крики приближающихся людей. Волки понимают, что им грозит опасность и срываются с места. Волчица убегает вместе с одним из вожаков стаи, седым и старым одноглазым волком. Другие волки-самцы бегут рядом с ней, но она скалит зубы и время от времени набрасывается на них. Стая продолжает двигаться днем ​​и ночью в поисках пищи. Волкам удается убить 800-фунтового лося, что на время утоляет их голод. Затем стая разделяется, и каждый из трех самцов соревнуется за право спариться с волчицей. Одноглазый и еще один самец объединяются, чтобы ликвидировать соперника – нетерпеливого молодого самца. Наблюдая за схваткой, волчица «сидела, улыбаясь, в снегу». Когда второй самец на мгновение отвлекается, Одноглазый атакует и убивает его. В последующие дни волчица и Одноглазый остаются вместе. Через некоторое время волчица начинает искать место для родов. Еды снова становится мало, но они, к счастью, натыкаются на кроликов в силках, которые спасают их от голода.

Анализ

Ритуал спаривания, в котором группа волков-самцов борется за единственную самку, обостряет тему выживания наиболее приспособленных. В природе выживает сильнейшее животное, и сильные гены передаются из поколения в поколение. Однако, характеризуя Одноглазого как старого и искалеченного волка, Лондон отмечает, что молодость и грубая сила не всегда являются самыми важными характеристиками для выживания. В дикой природе не последнее место занимает ум. В конце концов, волчица предпочитает опыт молодости. Тем не менее, Одноглазый также проявляет большую силу, о чем свидетельствует его способность бегать вместе с молодыми волками в поисках пищи. Описывая схватку волков, Лондон наделяет животных человеческими эмоциями и поведением: например, волчица, «улыбающаяся на снегу». Некоторые критики ругали Лондона, утверждая, что это подорвало в остальном сильное повествование. Некоторая персонификация может быть необходима, чтобы заинтересовать читателя, но в целом поведением волков движет инстинкт, а не эмоции.

Глава 5

После нескольких дней поисков волчица находит подходящую пещеру для родов: «Она была сухая и уютная. Она осмотрела ее с кропотливой тщательностью, а Одноглазый… стоял у входа и терпеливо наблюдал за ней». Голод гложет Одноглазого, поэтому он отправляется на поиски пищи. Жужжание комара предупреждает его о наступлении оттепели, а значит, о приближении весны. Когда Одноглазый возвращается спустя несколько часов, он слышит странные звуки внутри пещеры. Волчица рычит и скалит зубы, держа Одноглазого на «уважительном расстоянии». Волчица инстинктивно знает, что ему следует держаться подальше от детенышей, хотя и не совсем понимает, почему. Однако Одноглазый не представляет опасности для своих щенков и испытывает желание помочь. Снова отправившись на охоту, он пытается выследить дикобраза, но тот слишком умен и убегает от него. В конце концов, он натыкается на гнездо куропатки и жадно съедает всех птенцов. Он также убивает куропатку-мать, которую собирается принести в пещеру для своей подруги. На обратном пути он замечает самку рыси, преследующую того же дикобраза, на которого он охотился ранее. Рысь нападает на дикобраза, утыкаясь мордой в иглы, и наносит дикобразу тяжелые травмы. Раненая, визжащая от боли рысь, отступает, а Одноглазый ждет, пока дикобраз умрет от полученных травм. Когда дикобраз умирает, он тащит большую добычу в свою пещеру.

Анализ

После родов волчицы в игру вступают естественные инстинкты. Без каких-либо инструкций звери понимают, что нужно делать: ей нужно защитить своих детенышей, а ему – найти еду и держаться на расстоянии от пещеры. Лондон описывает это следующими словами: «В ее инстинкте, который был опытом всех матерей, таилась память об отцах, которые съели их новорожденное и беспомощное потомство».

В этой главе представлены три матери: волчица, рысь и куропатка. Все они делают все возможное, чтобы не дать погибнуть потомству. В жестокой дикой природе матери сосредоточены исключительно на своих детенышах. Борьба с куропаткой и битва с рысью из-за дикобраза говорят о том, что побеждают самые приспособленные, и что животному также необходима хитрость.

Глава 6

Один из волчат, самец с серым окрасом, выделяется среди остальных как особо свирепый и сильный: «Он был… самым свирепым в выводке». Когда детеныш появляется на свет, он слеп, поэтому должен полагаться на другие чувства, чтобы исследовать мир. Свет у входа манит щенка, но мать подталкивает его обратно в безопасную темную часть пещеры: «Свет притягивал [детенышей], как если бы они были растениями».

Анализ

С самого начала жизни серый волчонок характеризуется как самый приспособленный из помета, что не оставляет у читателя никаких сомнений в том, что он выживет. Его детский разум изначально основан на врожденном инстинкте, который определяет его поведение. Его тянет к свету у входа в пещеру, символу жизни, но он должен усвоить уроки об опасности и границах, чтобы оставаться в живых. Долг матери – удержать его в пещере, ведь она, в отличие от него знает, что внешний мир враждебен, особенно во время голода.

Глава 7

У детеныша начинает развиваться «инстинкт страха», чувство, очень похожее на голод. Пока волчица охотится, он слышит странный звук за пределами пещеры и чувствует незнакомый запах. Он еще не знает, что это росомаха, но инстинктивно испытывает страх. Однажды днем, набравшись смелости, волчонок направляется к «белой стене» (так он называет свет у входа в пещеру). Удивленный тем, что стена не мешает ему продвигаться вперед, детеныш осторожно выходит на открытое пространство. Свет ослепляет его, он неуклюже падает на землю и «оглядывается вокруг, как первый человек, высадившийся на Марсе». Когда шок проходит, детеныша охватывает любопытство, и он начинает носиться, исследуя все вокруг. Он классифицирует объекты как живые и неживые и учится определять, может ли что-то из этого быть едой. Наткнувшись на гнездо куропатки, он берет птенца и играет с ним. Наконец, чувство голода одерживает верх, и он сжимает челюсти. Птица по вкусу напоминает мясо, которое приносит ему мать, поэтому он съедает весь выводок. Когда мать-куропатка возвращается и нападает на волчонка, в нем просыпается инстинкт борьбы. Он побеждает куропатку-мать, но не убивает ее, потому что над головой кружит ястреб, и к волчонку возвращается инстинкт страха. По пути в пещеру волчонок падает в реку, и ему приходится бороться с бурным потоком воды. Затем он сражается с взрослой лаской, которая больно кусает его за шею. Ласка мертвой хваткой удерживает волчонка и вот-вот убьет его, но появляется волчица и спасает своего детеныша.

Анализ

Природные инстинкты управляют детенышем в то время, как он учится ориентироваться в мире. «Он забыл о неизвестном. Он больше ничего не боялся». Борьба и победа приносят ему удовлетворение, что предвещает ему дальнейший успех охотника и бойца. Возможно, из-за того, что сильные гены передавались из поколения в поколение, он усваивает важные уроки выживания, которые сослужат ему хорошую службу в дальнейшей жизни. Волчонок постепенно приобретает все больший опыт: так, он уже никогда не примет бегущую реку за твердую землю; если он снова столкнется с лаской, он не умалит ее свирепости из-за ее небольшого размера. Волчица старается установить с сыном товарищеские отношения, и он узнает ценность партнерства.

Глава 8

Каждый день детеныш выходит из своей пещеры и исследует окружающий мир. Он многому научился во время своей первой экскурсии, и приобретенный опыт помогает ему ориентироваться в дикой природе. Он уже никогда не забудет ни страха перед ястребом, ни боли от клюва матери- куропатки. Чувство голода переполняет его. Он преследует белку, но у него не хватает смелости напасть, что только увеличивает его уважение к своей храброй матери. Она никогда не отступает в схватке и всегда делится своей добычей.

Однажды волчица возвращается в пещеру с рысёнком. Вскоре появляется рысь-мать с «самым ужасным рыком, который она когда-либо издавала». Рысь прыгает на волчицу, и две матери разрывают плоть друг друга в жестокой схватке. Волчица тяжело ранена, но взрослая рысь побеждена. Со временем раны заживают, и мать продолжает учить детеныша охотиться. Он усваивает основной закон: «Съешь сам, или будешь съеден».

Анализ

В этой короткой главе детеныш усваивает самый важный урок выживания в дикой природе: съешь, или будешь съеден. Для детеныша животные в дикой природе делятся на две категории: те, которых он может съесть сам, и те, которые могут съесть его. Чтобы выжить, он должен узнать как можно больше о своей добыче, что он и делает во время каждой прогулки. Его навыки впервые проявляются во время голода, когда мать бросает его, чтобы позаботиться о себе. Она знает, что если она умрет, то погибнет и ее потомство, поэтому она должна уделить первостепенное внимание собственному выживанию. Это побуждает ее съесть весь помет рыси, за исключением одного рысенка, которого она приберегает для своего детеныша. Ей нужна сила, чтобы поддерживать свою жизнь и жизнь волчонка. Возможно, благодаря тому, что она была сытой, волчица успешно отбилась от разъяренной матери-рыси.

Часть 3

Глава 9

Однажды, исследуя дикую природу, детеныш натыкается на группу индейцев, сидящих у костра. Это была его первая встреча с людьми.  Детеныш сразу же испытывает к ним уважение, рожденное «столетиями борьбы и накопленным опытом поколений». Один из мужчин подходит и уверенно берет волчонка, которого мгновенно парализует страх. Но когда его отпускает, он начинает драться, впиваясь зубами в руку мужчины. Люди смеются, когда укушенный мужчина в отместку бьет детеныша. Услышав крики, волчица бросается на помощь, чтобы спасти своего детеныша. Волчонок удивленно наблюдает, как один из индейцев по имени Серый Бобр называет волчицу «Кичи» и успокаивает ее. Выясняется, что волчица Кичи когда-то принадлежала индейцу, но убежала, когда наступили голодные времена. Индейцы решают забрать Кичи вместе с волчонком, которому они дают кличку Белый Клык.

Этот вечер Белый Клык впервые проводит в компании людей. Он настороженно относится к индейцам и, особенно, к их рукам, которые нередко причиняют ему боль. Но иногда эти руки гладят и щекочут его, и это его успокаивает. Собаки индейцев неприветливо встречают Белого Клыка. Они огрызаются и рычат, а некоторые нападают на него, но люди отбивают его от злобных псов, еще больше заслуживая уважение Белого Клыка.

В лагере Белый Клык сталкивается с повседневностью человеческой жизни, которая и удивляет, и одновременно ужасает его. Среди собак, живущих в лагере, есть один молодой пес по кличке Лип-Лип, с которым Белый Клык очень хочет подружиться. Лип-Лип же не проявляет взаимной симпатии. Он рычит и нападает на Белого Клыка, демонстрируя свое превосходство: «Это была первая из многочисленных драк, которые ему предстояло провести с Лип-Липом».

Анализ

Волчонок, теперь известный как Белый Клык, впервые встречает человека, который сразу же демонстрирует свое превосходство, высоко поднимая его, и  опуская на землю рядом с костром. Поступок человека и злит Белого Клыка, и вызывает его уважение. Кичи сразу реагирует на воссоединение с племенем, демонстрируя свое подчинение. Это говорит о ее способности балансировать между двумя мирами, диким и домашним. Теплый прием, который ей оказывают индейцы, говорит о том, что ее здесь ценили и скучали по ней.  Несмотря на возможность мирно жить с человеком, волчица никогда не утрачивала своих природных способностей охотиться в дикой природе. Белый Клык должен научиться такому же тонкому равновесию теперь, когда он познакомился с человеком. Преимущества жизни с людьми – это безопасность, общение, кров и еда. Платой за эти удобства стали свобода и счастье, которое Белый Клык испытывал в дикой природе, невзирая на окружающие опасности.

Глава 10

Белый Клык изучая людей, сравнивает их с богами. Он уважает их не только за их способности, но и за их верность своей матери Кичи. В то же время, он боится их, чувствуя их силу: «За любым их желанием стояла сила, чтобы исполнить это желание, сила, которая причиняла боль». Белый Клык знает, что он больше не принадлежит ни своей матери, ни дикой природе, отныне он принадлежит человеку. Он каждый день подкрадывается к опушке леса, вдыхая знакомый запах, и мечтая вернуться туда. В то же время, он приспосабливается к лагерной жизни, постепенно узнавая людей: какие из них жадные, а какие щедрые, какие жестокие, а какие добрые, и каких собак, особенно Лип-Липа, следует избегать. Лип-Лип постоянно противодействует Белому Клыку, запугивая и нападая на него: «В результате все это лишило Белого Клыка большей части его щенячьего детства и сделало его старше его истинного возраста».

Серый Бобр держит Кичи привязанной к палке, но когда он убеждается в ее послушании, то отпускает ее к большому удовольствию Белого Клыка. Белый Клык мчится к лесу, но его мать не следует за ним. Он видит ее подчинение человеку и понимает, что должен поступать так же. Через некоторое время Серый Бобр отдает Кичи в качестве оплаты другому индейцу по кличке Три орла. Белый Клык пытается следовать за ним, но Серый Бобр в ярости догоняет его и возвращает в лагерь. Белый Клык горько оплакивает свою мать, но постепенно смиряется с тем, что ему придется остаться в лагере.

Анализ

Автор неоднократно называет Белого Клыка комком глины, сформированным его окружением, и его отношения с Лип-Липом тому подтверждение. Меньше и слабее Лип-Липа, Белый Клык полагается на свою хитрость и скорость, чтобы выжить в этом противостоянии. Как и Кичи, которая своими манипуляциями выманивает ездовых собак в начале повести, Белый Клык использует свое мышление, чтобы стать «самым приспособленным» в бою. Снова и снова в повести приводятся примеры превосходства за счет интеллекта. Даже человек стал повелителем природы, благодаря накопленным знаниям. Хотя человек физически слабее и медлительнее волка, он все же остается его хозяином, благодаря своему интеллекту.

В этой главе Белый Клык переживает первую настоящую травму в своей жизни: разлуку с матерью. Это знаменует собой первый шаг к его независимости. Без матери, под постоянными издевательствами Лип-Липа и побоями Серого Бобра, характер Белого Клыка меняется. Он становится более «собачьим», но и более жестоким. Белый Клык не был рожден таким злобным, он приобретает это качество, оказываясь в новой среде.

Глава 11

Лип-Лип продолжает истязать Белого Клыка: «Он был подлым вором, смутьяном, разжигателем неприятностей». Белый Клык узнает, как сражаться с огромной стаей собак одновременно и как нанести наибольший урон в бою один на один. Когда он во время драки убивает собаку, многие индейцы требуют, чтобы его выгнали, но Серый Бобр, заступается за него. Таким образом, Белый Клык становится «ненавидим и людьми, и собаками». Он живет как отшельник от остальной части стаи, и его прогоняют всякий раз, когда он рискует приблизиться к людям.

Анализ

В дикой природе Белый Клык, вероятно, жил бы изолированно, присоединяясь к стае только из-за отчаянной потребности в еде. Тем не менее, в среде индейского лагеря изоляция причиняет ему страдания. Эмоциональная боль, которую испытывает Белый Клык, не только демонстрирует эффект, который оказывает на него одомашнивание, но также говорит о том, что именно окружающая среда, а не природа, делает его жестоким.

Глава 12

Индейское племя готовится к переезду. Серый Бобр зовет Белого Клыка, но тот сопротивляется, планируя вернуться в дикую природу. Лагерь снимается с места и Белый Клык остается один в дикой природе. Спустя короткое время, его начинает одолевать одиночество. Без людей, огня и пищи Белый Клык чувствует холод, голод и страх. Он бродит в поисках племени, отчаянно пытаясь воссоединиться с ними. Он знает, что его ждет наказание, но будет рад этому в обмен на свою безопасность в лагере. В одиночестве и страхе Белый Клык издает свой первый отчаянный вой на луну. Пробегав всю ночь, потрепанный и голодный, Белый Клык, наконец, находит лагерь после двух дней поисков. Он ложится у ног Серого Бобра, дрожа и ожидая ударов, но Серый Бобр встречает его ласково, угощая лакомством и отгоняя других собак.

Анализ

Белый Клык чувствует сильную привязанность как к дикому, естественному миру, в котором он родился, так и к домашнему, который он также научился ценить. Время, проведенное в индейском лагере, было наполнено тоской по дикой природе, которую он оставил, но когда он воспользовался возможностью вернуться, он обнаружил, что ему там больше не место. Его поведение было так сильно сформировано человеком, что его естественные инстинкты притупились. Он полон страха и скучает по безопасности и защищенности лагерной жизни. Что касается вопроса о природе и воспитании, Лондон считает, что поведение человека или животного формируется средой (воспитанием). Хотя у Белого Клыка всегда будут присутствовать естественные инстинкты, на его поведение повлияло воспитание Серого Бобра и повседневная жизнь в лагере.

Глава 13

Белому Клыку исполнилось восемь месяцев, и он уже достаточно взрослый, чтобы работать к упряжке. Сын Серого Бобра учит молодых псов осваивать свои новые роли. Лип-Лип выбран лидером в надежде, что это заставит его стать более послушным. Жестокое обращение, которому подвергался Белый Клык, отвратило его от стаи, и теперь, когда он повзрослел, он не испытывает дружбы по отношению к другим собакам. Он продолжает красть их еду и жестоко нападать на них: «Он был чудовищным тираном». Белый Клык также отдаляется от Серого Бобра, продолжая уважать авторитет этого человека, но, в то же время, избегая его.

Эти отношения меняются, когда Белый Клык оказывается в соседней деревне. Он замечает мальчика, нарезающего на куски замороженное мясо лося. Он не делает ничего плохого, но разъяренный мальчик хватает дубинку и начинает избивать Белого Клыка. В ярости Белый Клык кусает мальчика и спешит обратно в лагерь. Приезжают родители мальчика, требуя наказания для Белого Клыка, но Серый Бобр встает на его защиту. Позже мальчик находит сына Серого Бобра и нападает на него в лесу. Белый Клык бросается на защиту, и Серый Бобр награждает Белого Клыка угощением из мяса и отводит ему лучшее место у костра. Со временем Белый Клык учится защищать семью и имущество Серого Бобра, что приносит ему большую пользу: «Его верность человеку каким-то образом оказалась законом его существования больше, чем любовь к свободе и роду».

Анализ

Обычно присоединение к ездовой упряжке означает продвижение для собаки; это говорит о том, что собака полностью интегрирована в стаю и готова выполнять свою роль. Однако для Белого Клыка нахождение в упряжке еще больше изолирует его. Он всегда дрался с остальными собаками, поэтому у него отсутствует чувство товарищества по отношению к ним. Перейдя в санную упряжку, Белый Клык приобретает черты собаки, а не волка. Белый Клык на четверть собака и на три четверти волк, но когда он находится в домашней обстановке, проявляются генетические черты собаки. Он жаждет общения, как собака, но сохраняет сообразительность и хитрость волка. В некотором смысле, ему повезло приобрести лучшие качества из обоих миров.

Роль Белого Клыка как «члена семьи» возрастает, когда он защищает сына хозяина от хулигана. Движимый верностью, но не любовью, Белый Клык защищает юношу, как и любое другое имущество Серого Бобра. Он не испытывает никаких эмоций по отношению к Серому Бобру или его семье, кроме преданности. У него есть работа, и взамен ему дают еду и кров. Люди же, будучи более эмоциональными существами, вознаграждают Белого Клыка так, как если бы он действовал из любви.

Глава 14

Белому Клыку исполнился год, теперь это уже не молодой щенок, а прекрасный, величавый волк. Он осознает свое превосходство в стае, особенно когда те, кто мучил его в детстве, теперь выглядят изможденными и седыми. Одна из таких собак, Басек, совершает ошибку, бросая вызов Белому Клыку из-за еды. Белый Клык атакует и чуть не убивает его. Еще одним признаком зрелости Белого Клыка являются его изменившиеся отношения с Кичи. Когда наступает лето, Кичи возвращается в лагерь со своим хозяином и новым выводком детенышей. Белый Клык бросается к матери, но она уже не узнает его и рычит, защищая свое потомство. Когда он нюхает одного из детенышей, Кичи бросается на него.

Когда Белому Клыку исполняется три года, наступает голод. Охотники день за днем ​​покидают лагерь в поисках еды, но ничего не находят. Люди и животные начинают умирать. Людям приходится есть собак, и голодные собаки восстают друг против друга, чтобы убить и съесть какого-нибудь члена своей стаи. В это время Белый Клык возвращается в дикую природу. Он заново учится охотиться и воровать животных из силков. Он возвращается в пещеру своей юности, где снова встречает Кичи. Он игнорирует ее и ищет убежища в старом логове рыси. Он удачно охотится, легко выживая вдали от лагеря. Позже он встречает Лип-Липа в лесу и с наслаждением убивает его. К лету, когда голод заканчивается, Белый Клык возвращается в лагерь и с нетерпением ждет возвращения Серого Бобра.

Анализ

Как и его мать когда-то, Белый Клык покидает индейское племя, когда приходит голод. Интересно, что он возвращается в пещеру своего детства, давая читателям четкое представление о том, насколько он изменился. Он не заинтересован в возобновлении отношений со своей матерью, потому что «он перерос [ее]». Это признание говорит читателям, что Белый Клык полностью отделился от своего прошлого. Он ни на кого не полагается и никому не подчиняется. Он абсолютно одинокий волк.

Несмотря на то, что его кормили практически с рук в течение многих лет, и ему никогда не приходилось добывать еду, волчьи инстинкты Белого Клыка по-прежнему сильны: «Всегда, когда ему очень не хватало еды, он находил, что убить». Сила Белого Клыка, несмотря на непрекращающийся голод, говорит читателям о его превосходстве. Он действительно, сильнейший в своем роде. Чтобы акцентировать внимание на выживании сильнейших, Лондон описывает оголодавших собак, поедающих друг друга: «Ослабленные голодом, они набрасывались и пожирали друг друга. Выжили только сильные». Прежде чем вернуться в лагерь, Белый Клык находит и убивает Лип-Липа. Наконец-то он стал достаточно большим и сильным, чтобы уничтожить своего мучителя. Убийство Лип-Липа сигнализирует о последнем шаге Белого Клыка к зрелости. Белый Клык больше не щенок, над которым можно издеваться, а крупная доминирующая собака в ​​стае.

Часть 4

Глава 15

Надежда Белого Клыка подружиться со своей стаей окончательно исчезает, когда Мит-са (сын хозяина) назначает его старостой повозки. Белому Клыку как ведущей собаке положено больше мяса и внимания, чему другие собаки отчаянно завидуют. Эта ревность толкает команду вперед, а остальные собаки преследуют вожака, которого пытаются уничтожить. Белый Клык быстро понимает, что нельзя останавливаться во время движения саней, иначе вся стая набросится на него. Мит-са защищает Белого Клыка во время поездок, но в лагере Белый Клык должен защищать себя сам. Его боевые навыки оттачиваются, и он становится еще быстрее и свирепее, чем раньше.

Проходят годы, начинается Золотая лихорадка, и Серый Бобр решает взять Белого Клыка с собой в путешествие на Юкон. Серый Бобр зарабатывает состояние, продавая индийские товары старателям, а Белый Клык приобретает на новом месте новые навыки. Ради развлечения он выслеживает и нападает на собак старателей. Он специально провоцирует драки, в которых всегда одерживает победу, убивая другую собаку. Он становится еще более жестоким и злобным, чем раньше: «Из глины Белого Клыка лепили, пока он не стал тем, кем был, угрюмым и одиноким, нелюбящим и свирепым, врагом всего себе подобного».

Анализ

Снова вернувшись к ненавистной роли ведущей собаки ездовой упряжки, Белый Клык использует обстоятельства в своих интересах. Он не может завоевать уважение своей команды, поэтому использует их ненависть, чтобы совершенствовать свои боевые навыки. Его тело становится сильнее, чем когда-либо прежде. Вместо того, чтобы прятаться рядом с людьми в поисках защиты, Белый Клык смело ходит по лагерю, бросая вызов другим собакам только для того, чтобы немедленно одолеть их: «Сама атмосфера, которой он дышал, была переполнена ненавистью и злобой».

После долгих лет жестокого обращения окружение Белого Клыка превратило его в бесстрашную и безжалостную машину для убийств. Он играет эту роль даже на Юконе, нападая на других собак ради развлечения и убивая их просто потому, что способен это сделать.

На Юконе Белый Клык впервые видит белого человека. Он называет белых людей «высшими богами». Он считает, что белые люди превосходят других, потому что индейцы хотят торговать с ними. У них больше денег и имущества, что так же имеет значение для Белого Клыка. Однако под этим скрывается собственный скрытый расизм писателя.

Глава 16

Многие мужчины обращают внимание на поведение Белого Клыка, но больше всех Красавчик Смит, отвратительное и жестокое «чудовище», которое наслаждается жестокими кровавыми боями. Инстинктивно Белый Клык знает, что Красавчика следует избегать, тем более, что тот пытается купить Белого Клыка у Серого Бобра. Красавчик Смит, который «знал обычаи индейцев», угощает Серого Бобра алкоголем. Вскоре Серый Бобр становится полностью зависимым и теряет все свое состояние, пропивая все деньги. После того, как Серый Бобр полностью разоряется, Красавчик предлагает ему еще несколько бутылок алкоголя в обмен на Белого Клыка. Серый Бобр охотно соглашается. Белый Клык сбегает из дома Красавчика Смита и трижды пытается вернуться к Серому Бобру, но каждый раз Красавчик возвращает и жестоко избивает его. В конце концов, Белый Клык принимает Красавчика в качестве своего нового хозяина.

Анализ

Интересные сравнения делает автор между Красавчиком Смитом и Белым Клыком. Оба героя являются носителями отрицательных черт, оба используют слабости окружающих, но, все же, читатель испытывает больше симпатии к Белому Клыку. Подобные сравнения приведены позже в повести с осужденным Джимом Холлом. Красавчик Смит, а позже и Джим Холл не заслуживают сочувствия или искупления, потому что были такими от природы: «Природа была скупа с ними».

Глава 17

Красавчик держит Белого Клыка взаперти в грязной и тесной конуре. Наполненный ненавистью, Белый Клык набрасывается на все, что приближается к нему: «Он ненавидел цепь, которая сковывала его, людей, которые смотрели на него через планки загона, собак, которые сопровождали мужчин и злобно рычали на него». Однажды Красавчик открывает дверцу загона и вталкивает туда другую собаку. Собака «бросается» на Белого Клыка, но Белый Клык тут же убивает противника. Мужчины снаружи взрываются аплодисментами и начинают делать ставки на следующий бой. В течение нескольких месяцев Красавчик сколачивает состояние на боях. Ни одна другая собака не способна одолеть Белого Клыка, поэтому мужчины начинают делать ставки на других животных, таких как волки и рыси, которых Белый Клык также легко побеждает.

Анализ

И снова окружение Белого Клыка влияет на его поведение. Красавчик Смит, заставляя его участвовать в боях, будит в нем самые порочные и жестокие качества. Теперь, когда он принадлежит новому хозяину, Белый Клык получает новое имя – «Боевой волк», что еще больше подчеркивает его изменившийся характер. Новое имя также говорит о том, как разные хозяева меняют поведение Белого Клыка, превращая его в другое животное. Несмотря на постоянные издевательства, которым подвергается Белый Клык, он по-прежнему доминирует среди других собак, как «самый приспособленный». Независимо от того, с каким типом животных сражается Белый Клык, его навыки настолько превосходны, что ни у кого не возникает сомнений в его успехе.

Глава 18

Белый Клык долгое время проводит без боев, потому что букмекеры считают его непобедимым. И вот однажды появляется человек по имени Тим Киниан с бульдогом, собакой, порода которой незнакома Белому Клыку. Он не понимает, почему все желают, чтобы он дрался с таким невысоким, приземистым псом. Он несколько раз кусает Чероки и удивляется тонкости его кожи. Чероки почти не замечает укусов и продолжает решительно преследовать Белого Клыка. Бульдог явно чего-то ждет, но Белый Клык не понимает чего. Внезапно наступает подходящий момент, и приземистая собака впивается своими железными челюстями в горло Белого Клыка. Ничто из того, что пытается предпринять Белый Клык, не может ослабить хватку собаки: «От этой хватки невозможно было вырваться. Это было похоже на саму Судьбу и поэтому было неумолимо». При каждой новой возможности бульдог приближает свои челюсти к яремной вене Белого Клыка. Белый Клык понимает, что для него эта битва окончена. Он проиграл и собирается умереть, но прежде чем испустить дух, он слышит, как двое разгневанных мужчин осаждают беснующуюся толпу. Они требуют немедленно прекратить неравный бой, но их никто не слушает. Тогда они отрывают бульдога от Белого Клыка и уносят его обмякшее тело с арены. В ярости один из мужчин – Уидон Скотт, бросает деньги Красавчику и объявляет, что покупает у него Белого Клыка. Красавчик до последнего пытается сопротивляться, но Уидон угрожает ему расправой и уходит, неся Белого Клыка на руках.

Анализ

Белый Клык, наконец, встречает достойного соперника в лице бульдога Чероки. Бульдог сражается с Белым Клыком не из-за ненависти, как это делали другие собаки. Его сила заключается в его генетике, как и у Белого Клыка. Бой оказывается уникальным, потому что затягивается, поскольку собаки медленно изматывают друг друга. Бой продолжается, и Чероки выжидает, медленно вонзая зубы в шею Белого Клыка. В этом эпизоде борьба за выживание ощущается особенно остро. Эта сцена аналогична моменту из седьмой главы, когда ласка кусает Белого Клыка за шею. Теперь вместо матери, спасающей его, появляется Уидон Скотт и спасает Белого Клыка от верной смерти.

Глава 19

Уидон Скотт делает все возможное, чтобы залечить раны Белого Клыка. Он и его друг Мэтт, погонщик собак, мечутся между желанием приручить Белого Клыка и сомнением, что это будет невозможно. Они замечают следы на груди Белого Клыка и понимают, что когда-то он был ездовой собакой, а значит, был приручен. Они подводят Белого Клыка к другим своим собакам во время кормления, и Белый Клык возвращается к своим старым привычкам воровать мясо и нападать на любого, кто приблизится к нему. К всеобщему ужасу, он убивает одну из собак Уидона. Когда Белый Клык кусает Мэтта за ногу, мужчины оставляют мысль о приручении, как безнадежную, и Уидон собирается застрелить Белого Клыка. Мэтт возражает, говоря: «Эта собака прошла через ад. Дайте ей время». Уидон тихо разговаривает с Белым Клыком и ласкает его. Белый Клык не доверяет прикосновению «нового бога», предполагая неизбежное избиение, поэтому он щелкает зубами и кусает Уидона. Уидон возмущен таким поведением, но все же отказывается от мысли застрелить Белого Клыка.

Анализ

После спасения Белого Клыка от Красавчика Мэтт и Уидон спорят, можно ли приручить волка или его все же следует усыпить. Уидон ставит под сомнение решение оставить волка в живых после того, как он укусил Мэтта, но Мэтт понимает законы природы лучше, чем Уидон. Он признает, что Белый Клык соблюдал правило «съешь или будешь съеден».

Жизнь с Уидоном знаменует поворотный момент для Белого Клыка. Тем не менее, Белый Клык пережил слишком много, чтобы сразу же довериться Уидону. Например, он не доверяет руке Уидона, потому что человеческая рука всегда была орудием жестокого обращения со стороны Серого Бобра и Красавчика. В то же время, Белый Клык поражен тем, что Уидон доверился ему, отпустив его с цепи. Он мог «едва осознавать, что свободен». Этот поступок подчеркивает, что, хотя Серый Бобр и Красавчик Смит «приручили» Белого Клыка, они никогда не дарили ему даже частичку свободы.

Глава 20

Белый Клык продолжает ждать наказания после того, как укусил Уидона и Мэтта, но оно так и не наступает. Уидон отказывается привязывать Белого Клыка, тихо разговаривает с ним и регулярно дает ему свежее мясо. Постепенно Белый Клык начинает доверять Уидону. Уидон подзывает Белого Клыка к себе, подбрасывая куски мяса все ближе и ближе. Наконец, Белый Клык приближается настолько, что Уидон может положить свою руку на голову волка. Для Белого Клыка «это было мучением, эта рука, которая коснулась его и нарушила его природный инстинкт». Тем не менее, он не отстраняется от Уидона. С каждым днем ​​доверие и привязанность Белого Клыка к Уидону растут, он берет на себя те же обязанности, что и с предыдущими хозяевами, покорно охраняя дом и имущество Скотта. Жизнь Белого Клыка наполняется смыслом и любовью, когда его новый хозяин находится рядом, но мрачные мысли возвращаются к нему всякий раз, когда он остается один. Вскоре Белый Клык становится преданным Уидону настолько, что «даже готов отказаться от мяса, лишь бы быть рядом со своим богом». Вскоре Белый Клык начинает работать с ездовыми собаками Уидона, но они в корне отличаются от собак Серого Бобра. Теперь он ощущает себя частью единой, слаженной команды.

Однажды Уидон уезжает в рабочую экспедицию, но объяснить это Белому Клыку, отчаянно скучающему по своему хозяину, он не в силах. Белый Клык не прикасается к еде, и хандрит, лежа у входной двери и ожидая возвращения Уидона. Депрессия его настолько сильна, что Мэтт пишет письмо Уидону, в котором выражает свое беспокойство. Когда Уидон, наконец, возвращается, Белый Клык бросается к своему хозяину и прижимается головой к его боку. Это является наивысшим проявлением привязанности. Вскоре после этого Красавчик Смит пробирается в усадьбу Уидона и пытается украсть Белого Клыка, но тот немедленно нападает на него. Отныне Белый Клык полностью принадлежит только Уидону.

Анализ

Впервые после разлуки с матерью Белый Клык испытывает любовь, хотя ему требуется для этого немало времени. Уидон не похож ни на одного из предыдущих хозяев Белого Клыка, потому что он доверяет своему питомцу, как партнеру. Белый Клык больше не боится быть избитым или оскорбленным и, таким образом, впервые чувствует себя частью стаи. Это хорошо прослеживается по его роли лидера собачьей упряжки. Собаки выстраиваются в одну линию, слепо следуя за вожаком, которому они полностью доверяют.

Белый Клык приспосабливается к новой среде, учится сдерживать вспышки агрессии, уважать собственность хозяина и избегать драк с другими собаками. Образ первобытного злобного волка не покинул сущность Белого Клыка; но теперь, вместо того, чтобы использовать неистовый гнев для своей защиты, Белый Клык использует его на службе у хозяина. Единственный раз читатель видит ярость Белого Клыка в конце главы, когда Красавчик пытается выкрасть его у Уидона. Напав на Красавчика, Белый Клык мстит за себя, и одновременно демонстрирует свою преданность новому хозяину. В этой сцене проявляется до сих пор не свойственная Белому Клыку сдержанность. Ведь он легко мог убить Красавчика, но в итоге только ранил его.

Часть 5

Глава 21

Белый Клык словно предчувствует скорую разлуку с хозяином, и поведение его меняется. Мужчины замечают перемену в волке, тоска животного невероятно угнетает Скотта. Уидон думает забрать Белого Клыка с собой в Калифорнию, но Мэтт напоминает ему, что Калифорния не лучшее место для волка. На следующий день Уидон собирает вещи и направляется на пристань, где должен сесть на пароход. Перед отъездом он прощается с Белым Клыком и запирает его. Но когда Уидон поднимается на борт, у его ног появляется Белый Клык. Уидон понимает, что волк прыгнул через окно, чтобы только быть с ним, и что он не может оставить своего товарища. Скотт принимает решение взять Белого Клыка в Калифорнию.

Анализ

Белый Клык полностью отдает себя во власть новому хозяину. Желание волка быть с Уидоном проистекает из чувства любви, в отличие от его отношения к Серому Бобру. Прыгая через окно, он еще раз доказывает, что никакие барьеры не удержат его от любви к своему хозяину. Этот поступок убеждает Уидона в том, что, несмотря на врожденные свирепые инстинкты Белого Клыка, его самоотверженность, преданность и ум все же позволят его приручить.

Глава 22

Пароход приходит в Сан-Франциско, оживленный, суетливый город. Белый Клык, выросший в дикой северной природе, никогда не видел шумной городской улицы. Зрелище ошеломляет и пугает его. Он чувствует себя спокойно только рядом с Уидоном. Даже оказавшись в багажнике автомобиля, Белый Клык не пытается освободиться. Он чувствует себя в безопасности в окружении знакомого запаха, исходящего от вещей Уидона, зная, что с ним все будет в порядке.

В семейном доме Скоттов родители Уидона встревожены тем, что их сын привел домой волка. Они опасаются за свою безопасность и безопасность домашних животных. Уидон уверяет их, что Белому Клыку нужно лишь время, чтобы изучить обычаи этого нового для него мира и что им не грозит никакая опасность. Домашние животные, особенно другие собаки, без восторга воспринимают появление Белого Клыка. Овчарка Колли не доверяет ему просто потому, что он волк, а домашний пес Дик готов вступить в бой за территорию. Уидон предупреждает семью о том, что если Белый Клык вступит в драку с какой-нибудь из собак, это приведет к смертельному исходу.

Анализ

Белый Клык пока не понимает новых странных укладов жизни в городе и на ферме, и решает полностью довериться Уидону, чтобы чувствовать свою безопасность. Несмотря на доверие, Белому Клыку снятся кошмары про оживленную городскую жизнь, после которых он просыпается в ужасе. Эта эмоциональная реакция предполагает, что без гарантий безопасности новая среда будет слишком сложной для Белого Клыка. Единственная причина, по которой Белый Клык выживает в этой новой среде, – это любовь Уидона.

Глава 23

Белый Клык приспосабливается к своему новому окружению, классифицируя членов семьи и домашних животных как собственность своего хозяина и, следовательно, заслуживающую защиты. Колли издевается над Белым Клыком на ферме, но Белый Клык не позволяет Колли и даже двум маленьким детям Уидона беспокоить его. Он живет, чтобы служить Уидону и остальным членам семьи. Например, он думает, что нашел источник бесплатной еды, но его наказывают за то, что он убил цыплят в курятнике и оставил их тушки у двери Уидона. Чтобы доказать семье, что волк не разрушит их птицеферму, Уидон запирает Белого Клыка в курятнике на всю ночь, предупредив его, чтобы он ничего не трогал. Через несколько часов появляется Белый Клык, скучающий, но не повредивший ни единого перышка беззащитных цыплят.

Анализ

Как и в случае с индейским лагерем и клеткой для собачьих боев, Белый Клык должен усвоить правила своей новой среды. Если он хочет «выжить» на ферме, он должен научиться подавлять свои естественные инстинкты драться и убивать будь то люди, более слабые собаки или домашние животные. Он демонстрирует свой превосходный ум, быстро изучая правила, и превосходя ожидания своего нового хозяина. Поскольку Белый Клык испытывает к Уидону почти такую же любовь, как когда-то к своей матери, он легко, без насилия поддается корректировке своего поведения. Белый Клык хочет учиться, поэтому разочарованный тон Уидона действует на него, как дубина в руках Красавчика Смита. Разница в том, что Серый Бобр и Красавчик Смит силой заставляли Белого Клыка измениться, тогда как теперь он сам решает измениться ради Уидона. Интересно отметить, что задушив всех цыплят, он приносит их к дверям хозяина. Это демонстрирует преданность Белого Клыка Уидону, хотя это действие ни у кого не вызывает восторга.

Глава 24

Со временем Белый Клык полностью приспосабливается к жизни на ферме: «Доброта человеческая была подобна светящему на него солнцу, и он расцвел, как цветок, посаженный в хорошую почву». Хотя Белый Клык любит жизнь на ферме, у него нет другого способа показать свою признательность, кроме случайных прикосновений, которые он дарит своему хозяину. Однажды во время поездки верхом, лошадь Уидона пугается и сбрасывает его на землю. Белый Клык впервые лает от неожиданности. Раненый Уидон призывает Белого Клыка вернуться в дом за помощью, и волк выполняет его просьбу. Сначала семья не понимает странного поведения Белого Клыка, пока он не издает еще один призывной лай. Жена Уидона понимает, что что-то случилось и спешит на помощь. Уидон возвращается домой живым и относительно невредимым.

В то же время, остальные животные продолжают игнорировать Белого Клыка, за исключением Колли, которая продолжает мучить его. Но однажды она игриво подбегает к Белому Клыку, кусая и побуждая его следовать за ней. Несмотря на недоверие, Белый Клык бежит за ней, «как его мать, Кичи, и старый Одноглазый много лет назад бежали рядом в безмолвном северном лесу».

Анализ

Одна из причин, по которой Белому Клыку удается выживать – это его способность приспосабливаться к новым условиям. Поговорка «Нельзя научить старую собаку новым трюкам» оказывается несостоятельной, когда Белый Клык впервые издает собачий лай. Раньше единственным способом его общения был волчий вой, который символизировал его изначальную связь с природой. В домашних условиях Белый Клык находит новый способ общения, поэтому он лает, как собака, чтобы быть понятым людьми. Раньше Белый Клык использовал свои навыки только для того, чтобы спасти себя, теперь же он лает, чтобы спасти Уидона.

Несмотря на то, что Белый Клык постепенно одомашнивается, над ним по-прежнему довлеют природные инстинкты: «Дикая природа все еще оставалась в нем, а волк в нем просто спал». Его желание спариться с колли подчеркивает его собственное стремление к выживанию и продолжению рода.

Глава 25

Однажды отец Уидона, судья Скотт, получает известие о том, что один из осужденных им опасных преступников, Джим Холл, сбежал из одиночной камеры. Джим Холл был на самом деле невиновен в преступлениях, за которые его осудил судья Скотт, и стал жертвой сложного полицейского заговора. Холл обвиняет судью Скотта в заключении и жаждет мести. Однажды вечером Белый Клык, спящий в коридоре главного дома, слышит странный шум. Как обычно, не обнаруживая своего присутствия, он нападает на преступника. Услышав грохот, семья просыпается, а судья Скотт выпускает три пули в Джима Холла, которые серьезно ранят Белого Клыка. Уидон вызывает лучшего ветеринара, который заявляет, что «один шанс из тысячи – это очень оптимистично» для выздоровления Белого Клыка. Благодаря любви и вниманию Уидона, а также духу выживания, Белый Клык выздоравливает. Когда с него снимают повязки, Белый Клык осторожно выходит на залитую солнцем лужайку. Все члены семьи радуются тому, что их спаситель остался в живых. Они подбадривают его, когда он, шатаясь, подходит к сараю, и почти теряет сознание рядом с Колли и их выводком. Повесть завершается образом Белого Клыка, «дремлющего на солнце», в окружении всеобщей любви.

Анализ

Лондон возвращается к теме противостояния природы и воспитания, чтобы объяснить агрессивное поведение Джима Холла. Как и Белый Клык, Холл подвергался жестокому обращению в тюремной среде, и вместо исправления, наказания сделали его более жестоким, чем раньше: «Чем яростнее он сражался, тем более жестоко общество обращалось с ним, и единственный эффект жестокости состоял в том, чтобы заставить его становиться свирепее». Холлу, в отличие от Белого Клыка, не дают шанса на исправление, возможно, потому, что Холл, как и Красавчик Смит, изначально был «плохо сделан», а тюремная среда окончательно превратила его в «зверя». Читатель может вспомнить, как Уидон подумывал застрелить Белого Клыка, пока не понял, что волк «слишком умен, чтобы быть убитым». В отличие от волка Холл недостаточно умен, чтобы адаптироваться к своей новой среде, чтобы элементарно выжить.

Роман завершается образом Белого Клыка, пребывающего в блаженном состоянии и окруженного любовью. Он выжил, снова и снова доказывая свою силу, чтобы передать свои превосходные гены следующему поколению. Сцена с Белым Клыком и Колли является прямым отражением эпизода, когда Одноглазый впервые видит своих детенышей. В то время как Одноглазый отворачивается от волчат, доверяя их воспитание дикой природе, Белый Клык ложится и прижимает к себе свое потомство. Это говорит о том, что его детеныши будут расти в атмосфере любви и справедливости.

Заключение

В повести «Белый Клык» Джек Лондон не в первый раз обращается к теме сурового севера, атмосфера которого оставляет особый след в судьбах людей и животных. Жесткий северный климат не терпит слабых и безвольных, и только сильнейшим дано выжить в этих жутких условиях. Именно таким предстает на страницах произведения волк по кличке «Белый Клык», постигший науку выживания даже в самой жестокой среде обитания.

Автор обращается к теме взаимоотношений человека и дикого животного, показывая на примере своего героя, что доброе отношение и ласка могут творить настоящие чудеса. Даже свирепого зверя положительно настроенный человек может превратить в преданного, разумного друга.

Не обходит Лондон в своей повести и тему жестокости по отношению к меньшим братьям. Люди, подобные Красавчику, к сожалению, все еще нередко встречаются в нашем обществе. Для них животные – это низшие существа, не заслуживающие равного к себе отношения со стороны человека. Такие люди, как правило, сами оказываются духовно нищими, обиженными на всех существами. Обидеть или жестоко расправиться с животным – единственный для них способ хоть как-то самоутвердиться в этой жизни.

Но есть и другие люди, для которых животное является верным другом и надежным партнером. Именно в дом такого человека попадает Белый Клык после череды мучительных испытаний, которые ему довелось пережить. Бывший дикий волк постепенно проникается любовью к человеку, готовому на многое ради своего питомца. Главный посыл повести состоит в призыве к единению с дикой природой, уважительному отношению к любым ее обитателям. Если человек научится относиться к животным, как к младшим товарищам, даже дикие звери могут стать ему самыми лучшими и преданными друзьями.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 123

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *