Бойцовский клуб (Чак Паланик) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1996 | Форма произведения: роман | Жанр: драма | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Европа | Возраст: взрослые | Главные герои: Рассказчик, Тайлен Дерден Второстепенные герои: Марла Сингер, Роберт «Большой Боб» Полсон, Хлоя, Детектив, Мистер ангельское личико, Рэймонд К. Хессель, Уолтер, Космические обезьяны Темы: внутренняя борьба, смысл жизни

История создания

«Бойцовский клуб» —  это второй роман Чака Паланика, написанный в 1996 году.

Первый роман Чака Поланика  «Невидимые монстры» издательство отказалось печатать, и автор назло решил написать еще более шокирующий и жесткий роман. Так появился «Бойцовский клуб». Некоторые детали из книги автор перенес из своей собственной жизни. Например, когда он работал в офисе, на выходных он подрался и пришел на работу с фингалом, и коллеги сделали вид, что ничего не заметили. Именно это и вдохновило Поланика на создание этого скандального произведения. Также Паланик работал в хосписе, где его часто принимали за одного из пациентов, и тогда он задумался, что его жизнь никому не интересна, а жизнь больных интереснее, чем его собственная.

Роман американского писателя Чака Паланика «Бойцовский клуб» является воплощением дисгармонии, присущей эпохе и искусству конца ХХ века. Будучи представителем среднего класса (писатель работал в сфере журналистики) и живя в одной из самых экономически развитых стран в мире, Паланик является автором романа, который максимально точно вписывается в контекст борьбы с излишним потреблением и передаёт разочарование простого обывателя в окружающей его системе. В силу того, что писатель работает именно в русле постмодернизма, мотив разрушения ярко выражен и проходит через весь роман.

«Бойцовский клуб»  экранизирован в 1999 году режиссером Дэвидом Финчером. В главных ролях — Брэд Питт и Эдвард Нортон.

О названии

Рассказчик и его друг Тайлер Дерден создают тайную мужскую группу драчунов, которые борются на кулаках, и называют её бойцовский клуб.

Жанр произведения

Роман

Символы

Шрамы

В бойцовском клубе шрамы и подобные знаки обозначают тайную или двойную личность, а также символы гордости или стыда. Иногда шрам наносится намеренно — например, шрам от ожога, который рассказчик называет «поцелуем Тайлера», что указывает на то, что рассказчик последователь Тайлера. Иногда шрам появляется случайно; рассказчик боится, что его родимое пятно будет воспринято как симптом СПИДа и его идентифицируют как гея. Иногда персонажи могут читать чужие шрамы; рассказчик узнает членов бойцовского клуба по их синякам. Но синяки на лице рассказчика сбивают с толку его босса; знаки могут быть прочитаны только определенными людьми.

Так и не заживший порез на щеке рассказчика меняется по мере углубления его участия в бойцовском клубе. Сначала это всего лишь след от укуса на внутренней стороне его щеки; его принадлежность к бойцовскому клубу еще никому не видна. Позже порез превращается в дыру на его щеке, уродливую и хорошо заметную, по мере того как он все больше втягивается в бойцовский клуб. Когда он маскируется под Тайлера в бойцовском клубе, порез рвется до тех пор, пока не соприкасается с его ртом. Шрамы бойцовского клуба — это знаки отличия; для рассказчика шрамы показывают, что у кого-то был значимый, стоящий опыт в жизни.

Обезьяны-космонавты

Обезьяны и другие подопытные животные, отправляемые людьми в космос, в «Бойцовском клубе» символизируют как слепое повиновение, так и свободу. С 1948 по 1961 год НАСА тестировало космические полеты с животными, включая мышей, обезьян, белок и шимпанзе. То же самое проделал Советский Союз с собакой по кличке Лайка. Животные были подопытными; они ничего не делали, за исключением того, что ученые измеряли их жизненные показатели, чтобы узнать, пережили ли они полет.

Но в «Бойцовском клубе» обезьяны-космонавты и другие космические животные ведут себя как маленькие астронавты; они дергают за рычаги и нажимают кнопки, сами не зная зачем. «Ты просто выполняешь свою маленькую работу», — говорит рассказчик о космических животных. «На самом деле ты ничего из этого не понимаешь». Космических животных часто уничтожают во время полета ракеты: «Ты ничего из этого не понимаешь, а потом просто умираешь».

«Обезьяна-космонавт» также является именем рассказчика для последователей Тайлера. Одно из правил Проекта «Разгром» — «Доверяй Тайлеру»; обезьяны-космонавты бездумно послушны. Однако, повинуясь Тайлеру, обезьяны-космонавты обретают свободу от своей старой жизни. В своих прежних жизнях они уже были послушными работниками, но их послушание не имело смысла. Теперь их работа и их самопожертвование имеют цель — «разрушить цивилизацию, чтобы мы могли сделать мир лучше». Когда Тайлер обжигает руку рассказчика щелоком, он просит рассказчика подумать об обезьянах, запущенных в космос. «Без их смерти … у нас ничего бы не было». Таким образом, обезьяны-космонавты символизируют путь туда, куда человек еще не ступал; обезьяны-космонавты Тайлера изобретают новый способ быть человеком.

Критика

На момент публикации «Бойцовский клуб» был хорошо принят критиками. Роман называли «блестяще жутким» и «тревожащим и нервирующим».

Одна из наиболее влиятельных газет США The Baltimore Sun высоко оценила сам факт публикации романа, заявив: «Браво Нортону за то, что у него хватило смелости опубликовать это» (Первое издание романа «Бойцовский клуб» Чака Паланика было опубликовано в августе 1996 года в Нью-Йорке издательством W. W. Norton & Company.).

Для многих критиков «Бойцовский клуб» считается воплощением стиля письма Паланика и тематических проблем. В разделе «прогнозы» Publishers Weekly 1996 года роман получил высокую оценку:

«Паланик, пишущий с культовой невозмутимостью и включающий в себя то, что может оскорбить всех, — рискованный писатель, который вне гнушается ничем, особенно причудливым поворотом сюжета, который он вводит в конце книги. Едкое, возмутительное, мрачно-смешное, жестокое и всегда выбивающее из колеи, совершенно оригинальное творение Паланика заставит даже самого пресыщенного читателя сесть и обратить на это внимание».

Некоторые критики осудили Бойцовский клуб из-за его жестоких, гетеронормативных тем и культовой философии. Питер Мэтьюз, однако, утверждает, что эти критики часто упускают из виду ироничную критику романом жестокого мировоззрения его персонажей.

Книга вызвала интерес критиков и в конечном итоге вызвала интерес к кинематографической адаптации. В 1999 году сценаристы Джим Улс, Огаст Олсен и сопродюсеры Конор Стрейт и Аарон Карри присоединились к режиссеру Дэвиду Финчеру. Фильм «провалился» в прокате, но с выпуском DVD появился культ среди поклонников «Бойцовского клуба», и в результате оригинальное издание романа в твердом переплете теперь является предметом коллекционирования.

После экранизации роман приобрел популярность среди молодых американских читателей мужского пола. Критики приписывают популярность «Бойцовского клуба» у этой аудитории благодаря его критике выхолащивающей потребительской культуры и подразумеваемому сообщению о том, что современным мужчинам нужно вернуться к своей первобытной, агрессивной природе.

Основная идея

Основная идея романа «Бойцовский клуб» Чака Поланика заключается в критике потребительского общества, а также в поиске идентичности и смысла жизни. Главные персонажи романа, бойцы клуба, ищут способы вырваться из повседневной рутины и монотонности, стремясь найти что-то более настоящее и живое. Они используют бойцовский клуб как способ освободиться от материальных ценностей и общественных норм, и в результате сталкиваются с внутренними демонами и проблемами.

Чак Поланик в своём произведении поднимает темы мужественности, самопознания, искренности и искажения реальности. Через сюжет «Бойцовского клуба» автор показывает, как люди могут заблуждаться в своих стремлениях и целях, и как важно быть искренними с собой и окружающими.

В конечном итоге, основная идея романа заключается в том, что истинное счастье и осмысленность жизни можно найти только через самопознание, принятие себя и своих ошибок, а также через поиск истинных ценностей и связей с другими людьми.

Художественное своеобразие

События «Бойцовского клуба» описываются неназванным рассказчиком от первого лица, что служит для защиты личных отношений между рассказчиком и Тайлером — то, что рассказчик от третьего лица раскрыл бы слишком рано. Однако повествование часто ведется от второго лица, что вовлекает читателей в историю и иллюстрирует отстраненность рассказчика от реального мира.

Роман «Бойцовский клуб» Чака Паланика выделяется следующими ключевыми аспектами, определяющими его художественное своеобразие:

1.  Роман имеет нестандартную структуру и развитие сюжета. Он начинается сразу с действия и постепенно раскрывает тайны, увлекая читателя в вихрь событий. Неожиданные повороты и развитие персонажей делают роман уникальным.

2. Паланик применяет оригинальный стиль письма, сочетая саркастический юмор, философские размышления и жесткие сцены насилия. Его язык прост и прямолинеен, что создает атмосферу реализма и драматизма.

3. Главные герои романа обладают сложными характерами и глубокими внутренними конфликтами. Они неоднозначны, амбивалентны и вызывают смешанные чувства у читателя, что делает их более реалистичными и запоминающимися.

4.  «Бойцовский клуб» затрагивает множество актуальных тем, таких как  общество потребления, идентичность, насилие, духовный кризис и поиск смысла жизни. Автор поднимает важные вопросы, заставляя читателя задуматься и пересмотреть свои ценности.

Темы

Восстание отвергнутых частей

В бойцовском клубе, когда персонажи отвергают часть себя, эта часть отказывается оставаться скрытой. Тема «Бойцовского клуба» заключается в том, что отвергнутая часть будет бунтовать; в конце концов, она выходит из подполья. Тайлер — отвергнутая часть рассказчика, которая обретает качества цельной личности. Раскол между ними — это не противостояние добра и зла; Тайлер и рассказчик изначально хотят одного и того же: восстать против материнской заботы, в которой они выросли, и найти утешение в грубой, полной приключений, чисто мужской связи. Они хотят охотиться на лосей, а не отдыхать, довольствуясь «безболезненными закусками», «необходимостью прекратить жестокое тестирование продукции на животных» и другими моральными установками среднего класса. Разница между ними, поначалу, в том, что только у Тайлера хватает смелости начать жить так, как хочет рассказчик. Их пути расходятся навсегда позже, когда рассказчику невыносимо осознавать, что людей убивают на службе Проекта «Разгром».

Роман исследует тему скрытых частей тела и другими способами. В приличном обществе не говорят о привычках пользоваться туалетом или о том, куда деваются медицинские отходы. Но роман вытаскивает эти отвергнутые части тела из укрытия. Роман полон упоминаний о «салфетках для задницы», использованных презервативах и протекающих медицинских отходах. Рассказчик говорит, что дыра в его щеке похожа на «анальную дыру». Тайлер и рассказчик загрязняют банкетную еду мочой и слизью.

Физическую жестокость, которой занимается бойцовский клуб, тоже приходится скрывать, но по мере развития романа она становится все более заметной. Испытания мужества Тайлера сначала проходят в подвалах; к концу романа они проходят на крыше «самого высокого здания в мире». В конечном итоге рассказчик пытается изгнать Тайлера; он пытается отвергнуть тайлеровскую часть себя, убивая ее. Эта попытка уничтожить отвергнутую часть также терпит неудачу; Философия Тайлера уже распространена среди участников Проекта «Разгром».

Деградация

Слово деградация относится к процессу опускания до более низкого или отвратительного состояния. Когда обезьяны-космонавты называют себя «отбросами мира», они считают себя деградировавшими. Тема бойцовского клуба в том, что мужчины могут воспользоваться собственной деградацией. У Тайлера и рассказчика рутинная, скучная работа. Но они добровольно подвергаются дальнейшей деградации; они используют свой низкий статус в качестве оружия против своих боссов. Когда босс рассказчика вызывает его, чтобы обсудить его непрофессиональный внешний вид, рассказчик делает свой внешний вид еще хуже. Он бьет себя кулаком по лицу, пока его губы не трескаются, и он не покрывается кровью. Затем он использует свою унизительную внешность против своего босса, ставя его в неловкое положение перед охранниками. Когда босс Тайлера пытается уволить его, Тайлер говорит ему: «Да, я глупый, скучающий и слабый, но ты по-прежнему несешь за меня ответственность». Тайлер занимает еще более низкий статус, чем присвоил ему босс; босс сказал ему только, что он не нужен.

Деградация имеет и другие применения в Бойцовском клубе. Это может быть сексуально; рассказчик подслушивает, как Тайлер и Марла в своей спальне называют друг друга «подтирками для задниц». Тайлер использует деградацию как метод обучения новобранцев в Проекте «Разгром!. Он учит их думать о себе как о «токсичных отходах, побочном продукте Божьего творения». Отвергнутые обществом и даже Богом, новобранцы не имеют иного выбора, кроме как «доверять Тайлеру».

Отцовская заброшенность

Рассказчика и других персонажей в Бойцовском клубе преследует физическая и эмоциональная заброшенность их отцов. Отец рассказчика несколько раз разводился и повторно женился; он завел новые семьи, похожие на «франшизы», отмечает рассказчик. Отец Тайлера ему неизвестен. Рассказчик считает, что это обычное затруднительное положение для мужчин его поколения. Когда он пожимает «гладкую, мягкую руку» Уолтера, успешного молодого представителя Microsoft с «идеальными зубами и чистой кожей», он воспринимает Уолтера как выхолощенного и поэтому предполагает, что он тоже ребенок развода или же «его отца никогда не было дома».

Отсутствующие отцы наносят своим сыновьям неизгладимые раны. Механик, завсегдатай бойцовского клуба, повторяет слова Тайлера: «Твой отец был образцом для Бога». Таким образом, мужчины бойцовского клуба также чувствуют себя покинутыми Богом. «Мы средние дети Бога», — утверждает Тайлер; то есть Бог не обращает на них внимания и пренебрегает ими.

После их первого боя Тайлер говорит рассказчику, что он дрался со своим отцом. Изобретение бойцовского клуба частично заменяет отсутствующих отцов. «Возможно, нам не нужен был отец, чтобы самореализоваться», — замечает рассказчик, но он говорит это только тогда, когда размышляет о недавно изобретенном бойцовском клубе.

Тайлер рассматривается как «Бог и отец»; жестокие приключения проекта «Разгром» дают мужчинам шанс заслужить одобрение Бога и отца, показав, что они достаточно мужественны.

Агрессивная мужественность

Мужчины в бойцовском клубе восстают против своей скучной работы в сфере обслуживания, участвуя в жестоких испытаниях своей воли и силы. Их работа требует вежливости и раболепия, а не хитрости или физической силы. Они застряли на «заправке бензином и обслуживании столиков» или, подобно рассказчику, на отупляющей офисной работе. Бойцовский клуб дает им то, в чем им отказывает их трудовая жизнь. Внутри бойцовского клуба отсутствует конкуренция. Счет не ведется, и никто не проходит через сетку к чемпионству. Вместо этого насилие дает им бессловесную связь и экстатический опыт, который рассказчик сравнивает с говорением на языках. За пределами бойцовского клуба, когда члены вступают в конфликт с другими членами, человек, не желающий проявлять насилие, проигрывает. Боссы отступают; продавец плачет и умоляет; комиссар полиции умоляет не кастрировать его. Готовность прибегнуть к насилию превосходит все другие формы статуса, поскольку обезьяны-космонавты берут верх над мэрами, боссами и чиновниками.

Обезьяны-космонавты считают свое насилие мужским. Женщин в бойцовский клуб не принимают; вместо этого бойцовский клуб является противоядием для «поколения мужчин, воспитанных своими матерями».

Мотивы

Части тела

«Бойцовский клуб» усеян частями тела: мешки с жировыми отложениями в морозилке; отрезанные яички; изображения «гигантских» пенисов и вагин, вставленные в семейные фильмы. Мотив частей тела вносит свой вклад в тему восстания отвергнутых частей. Части тела делают видимым то, что персонажи пытаются скрыть. У матери Марлы и других женщин жир высасывается из тела; у них жир исчезает. Но жир снова появляется в поле зрения; он забрызгивает рассказчика и Марлу. Этот жир символизирует избыток, от которого эти богачи никогда не смогут избавиться.

Паланик также сочетает мотив частей тела с литературной техникой синекдохи, в которой часть обозначает целое. Рассказчик часто ссылается на «Я — тело Джо», серию статей в журнале «Ридерз Дайджест» 1960-х годов. В этих статьях о части тела дается объяснение её функцийот первого лица: например, «Я — сердце Джо». Когда рассказчик слышит, как Марла и Тайлер «трахаются» всю ночь, он говорит: «Я — простата Джо» и «Я — матка Джейн». В рассказе своей собственной истории части тела персонифицируются. Это подсказка, что Тайлер — не отдельный человек, а часть рассказчика.

Ожоги от сигарет

Работая киномехаником, Тайлер должен внимательно следить за  точкой в углу экрана. Отметина называется сигаретным ожогом и указывает на то, что пора менять катушку пленки. Таким образом, ожог от сигареты — это тайный знак того, что то, что кажется целым (фильм), на самом деле состоит из частей (отдельные катушки пленки). Мотив ожога от сигареты усиливает тему восстания частей. В некотором смысле Тайлер и рассказчик похожи на две кинопленки; на самом деле это части одной и той же истории. Роман усеян «сигаретными ожогами», небольшими сигналами сдвига между Тайлером и рассказчиком. Например, Тайлер — ночной человек, а рассказчик — дневной. Когда Тайлер обжигает руку рассказчика щелоком, он говорит рассказчику, что этот ожог будет болеть «хуже, чем от сотни сигарет».

Роман также усеян сигаретными ожогами как признаками членовредительства. Они усиливают тему деградации. В главе 8 рассказчик возвращается домой и обнаруживает, что Марла «обжигает внутреннюю сторону своей руки сигаретой с гвоздикой». При этом она называет себя деградировавшей; она называет себя «человеком, подтирающим задницу» и «болезненным гноящимся разложением». Ожог от щелока на руке рассказчика окружен ожогами поменьше, вызванными смешиванием слез рассказчика со щелоком. Рассказчик называет их «сигаретными ожогами». И Марла, и рассказчик принимают плохую ситуацию и делают ее еще хуже; они сознательно выбирают деградацию, чтобы защитить себя от других форм боли.

Персонажи

 

Персонаж Описание
Рассказчик Рассказчик, страдающий бессонницей, не может общаться с другими, кроме как в групповых ритуалах: группах поддержки больных ив  бойцовском клубе. В глубине души у него есть моральный компас.
Тайлер Дерзкий, харизматичный и отважный Тайлер Дерден привержен своему видению лучшего мира. Он без колебаний убивает ради достижения этого видения.
Марла Марла Сингер презрительна и аморальна; она ворует у бедных и пожилых, не моргнув глазом.
Альберт Альберт — официант, который работает с Тайлером на званом ужине у мадам; он помогает мадам, когда Тайлер расстраивает ее своими шалостями.
Боб Роберт «Боб» Полсен, также известный как Большой Боб, — добросердечный человек. У бывшего бодибилдера, который сейчас болен раком, у Боба увеличилась грудь из-за чрезмерного употребления тестостерона.
Хлоя Рассказчик встречает Хлою в группе поддержки «Паразиты мозга». Худая как скелет и очень больная, она хочет снова заняться сексом перед смертью, но не находит партнера.
Детектив Детектив расследует взрыв в квартире рассказчика. Он так и не выясняет личность террориста.
Доктор Доктор советует рассказчику посещать группы поддержки для людей с серьезными заболеваниями, чтобы он мог получить представление о своих собственных незначительных недугах.
Рэймонд К. Хессель Рэймонд отказался от своего юношеского стремления стать ветеринаром и устроился на работу в круглосуточный магазин.
Хозяин Хозяин — муж мадам; вместе они устраивают званый ужин, на котором Тайлер, работающий официантом, сеет хаос.
Джерри Джерри — официант на званом ужине у мадам.
Лен Лен — официант на званом ужине у мадам.
Лесли Лесли — повар на званом ужине у мадам.
Мадам Мадам — хозяйка званого обеда, на котором Тайлер работает официантом и сеет хаос.
Патрик Мэдден Патрик Мэдден — специальный посланник мэра в неназванном городе, где живет рассказчик. Он расследует бойцовский клуб, когда Тайлер убивает его на банкете.
Мать Марлы Мать Марлы откладывает жир от своих процедур липосакции и отправляет его Марле; рассказчик и Тайлер используют жир для приготовления мыла.
Механик Механик — яростный участник Project Mayhem.
Мистер ангельское личико Красивый и страстно желающий принадлежать Проекту «Разгром», мистер ангельское личико жестоко избит рассказчиком в бойцовском клубе.
Мистер президент отделения Мистер президент отделения — босс Тайлера в профсоюзе киномехаников; он пытается уволить Тайлера, но ему не хватает смелости довести дело до конца.
Босс рассказчика Боссу рассказчика противны внешний вид и поведение рассказчика, и он презирает правила бойцовского клуба. Тайлер убивает его.
Космические обезьяны Обезьяны-космонавты — бездумно послушные последователи Тайлера.
Уолтер У Уолтера «идеальные зубы и чистая кожа»; он работает в Microsoft. Рассказчик подозревает, что Уолтер внутренне мечтает о чем-то вроде бойцовского клуба.
Текст: Светлана Никонова, 196 👀