Большие надежды (Чарльз Диккенс) • роман
краткая информация
История создания
Роман «Большие надежды» Чарлза Диккенса (7 февраля 1812 года — 9 июня 1870 года) был опубликован в трех томах Чепменом и Холлом в октябре 1861 года. В романе отражены многие из основных факторов, повлиявших на жизнь Диккенса. Диккенс знал людей из разных социальных слоев викторианского общества. «Большие надежды» демонстрируют все слои этого общества — от богатой мисс Хэвишем до обездоленного заключенного Мэгвича.
Кроме того, в «Больших надеждах» Диккенс показывает свой интерес к социальным проблемам. В предыдущих работах, таких как «Оливер Твист» (1837-39), автор часто акцентировал внимание на ужасных условиях детского труда. Однако в «Больших надеждах» Диккенс сосредоточился на характеристиках представителей рабочего класса и низших слоев среднего класса, таких как кузнец, клерк юридического отдела и точильщик.
В конце 1850-х Диккенс стал редактором журнала под названием «Круглый год». Чтобы увеличить продажи, он начал публиковать главы нового романа под названием «Большие надежды» в 1860 году. Поскольку это произведение публиковалось в еженедельном журнале, Диккенсу пришлось сделать повествование более кратким, чем его прежние романы. Некоторые критики утверждают, что это помогло сделать новый роман писателя более сконцентрированным. В любом случае «Большие надежды» имел успех у критиков и вернул ему читателей, которых отпугивали «мрачные» книги.
О названии
Название «Большие надежды» отражает социальные ожидания Пипа, а также ожидания других персонажей, таких как мисс Хэвишем и Мэгвич.
Жанр произведения
Роман «Большие надежды» — это классический роман воспитания, в содержании которого есть все основные компоненты, присущие этому жанру (цикличность, история рода, познание и воспитание через испытания).
Темой романа «Большие надежды» является неправильное воспитание.
Символы
В «Больших надеждах» Чарльз Диккенс использует три основных символа: Слезы, Сатис Хаус и Деньги. Диккенс также связывает эти символы с основными темами. Например, символ денег связан с социальным классом и амбициями, потому что он имеет отношение к тому, как представители различных классов используют деньги.
Слёзы
Диккенс использует слезы для обозначения страстных эмоций, включая благодарность, любовь и стыд. Однако все выраженные слезы оказывают благотворное, проясняющее действие.
Пип заявляет: «После того, как я поплакал, мне стало лучше, чем до этого — я больше сожалел, лучше осознавал собственную неблагодарность, стал более нежным».
После того, как Пип заплакал от стыда из-за оскорблений Эстеллы, он может продолжать свою повседневную жизнь. Когда Пип плачет от раскаяния по поводу своего обращения с Джо, он может более полно осознать, как неправильно он обращался со своим другом.
Единственные слезы, которые не оказывают положительного эффекта, — это крокодиловы слезы, пролитые миссис Камиллой, потому что они отражают ложные эмоции.
Сатис Хаус
Для Диккенса Сатис Хаус олицетворяет отсутствие роста или смерть. Ненавистное и ожесточенное отношение мисс Хэвишем создает структуру, в которой время, кажется, останавливается. В Сатис Хаусе ничего существенного не меняется. Все часы остановились в одно и то же время. Мебель остается в том же положении, и с нее годами не стирается пыль. Свадебный торт остается на столе, покрытый паутиной. В этом доме мисс Хэвишем год за годом следует одному и тому же распорядку. С помощью Сатис Хауса мисс Хэвишем создала свой собственный мавзолей, в котором будет находиться ее тело.
Satis по-латыни означает «достаточно». Название может быть ироничным. Эстелла предполагает, что термин Satis подразумевает, что у человека, владеющего этим домом, всего вдоволь. Однако жизнь мисс Хэвишем совершенно бесплодна. Она человек, который испытывает боль от недостатка любви. На самом деле ей не хватает всего, кроме денег и горечи: они как раз в достатке. Также, Satis напоминает слово static — неподвижный.
Деньги
Деньги для Диккенса имеют двойное значение. Деньги представляют ценность, которую общество придает кому-либо. Когда мисс Хэвишем платит Джо 25 фунтов за услуги Пипа, она использует деньги для придания Пипу ценности. Также, когда владельцы магазинов узнают, что у Пипа появились деньги, их уважение к Пипу возрастает.
Автор также использует деньги для обозначения власти или контроля над людьми. Например, мисс Хэвишем использует деньги, чтобы заставить Эстеллу делать именно то, чего хочет лондонская затворница. Эстелла говорит Пипу: «Вот мой кошелек, вы будете оплачивать мои расходы. … Мы с вами не вольны поступать по-своему »
Мэгвич тоже использует деньги, чтобы контролировать Пипа и превратить его в то, чего хочет Мэгвич, а именно в джентльмена. Мэгвич говорит Пипу: «Да, Пип, дорогой мальчик, я сделал из тебя джентльмена! Это я, кто сделал это!» Однако использование мисс Хэвишем и Мэгвич денег для контроля над людьми имеет неприятные последствия. Эстелла охладевает к мисс Хэвишем. Пип становится несчастным как джентльмен, но не говорит об этом Мэгвичу. Пип заявляет: «О, что он [Мэгвич] так и не пришел! То, что он оставил меня в кузнице — далеко не довольным, но, по сравнению с этим, счастливым!»
Критика
Несмотря на то, что Диккенс получил высокую оценку за «Большие надежды», в течение 70 лет после его смерти это произведение и другие его романы в основном игнорировались критиками. В начале 1900-х критики хвалили «серьезные» романы таких авторов, как Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф. Многие критики находили романы Диккенса поверхностными и небрежно построенными.
Однако, несмотря на негативные заявления, в середине 1900-х годов критические настроения в адрес Чарльза Диккенса изменились, когда ключевые критики, такие как Джордж Оруэлл, Эдмунд Уилсон и Хамфри Хаус, написали исследования, восхваляющие талант автора «Больших надежд» и «Дэвида Копперфильда».
К 1970 году отношение к творчеству Диккенса полностью изменилось. Критики начали восхищаться тем, как Диккенс сочетал занимательное повествование со значимой социальной критикой. При жизни Диккенса его наиболее популярные романы, такие как «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836-37) и «Дэвид Копперфильд» (1849-50) получили наибольшую оценку. Но, начиная с середины-конца 1900-х годов, критики больше внимания уделяли его более поздним работам, таким как «Большие надежды», в которых были более жесткие сюжеты и более проницательная социальная критика. Фактически, многие критики утверждают, что «Большие надежды» — это одно из самых совершенных произведений Диккенса, потому что оно менее сентиментально и более сконцентрировано, чем многие другие произведения Диккенса.
Основная идея
Основная идея романа Чарльза Диккенса «Большие надежды» в том, что главный герой переживает крушение своих надежд. Он думал, что может рассчитывать на любовь и помощь, но все обернулось настоящей катастрофой его иллюзий. Большие надежды разбились о реальность.
В романе читатель видит правдивый показ загубленной молодости, невозможности для поколения честных и одарённых молодых людей той поры завоевать счастье и добиться успеха в условиях всеобщей конкурентной борьбы и торжества беспринципной буржуазной морали.
Художественное своеобразие
В «Больших надеждах» Диккенс соединил элементы различной жанровой направленности:
- готический романизм, представленный мистическими событиями;
- светскую прозу, заключающуюся в описании представителей высшего света;
- социальные мотивы, поднимающие нравственные и злободневные проблемы;
- детектив, проявляющийся в запутанной сюжетной линии,
- любовную тематику, осложненную сложными взаимоотношениями героев, являющихся представителями разных слоев общества.
Темы
В «Больших надеждах» Чарльз Диккенс исследует множество универсальных идей. Хотя в романе затрагивается множество концепций, автор сосредотачивается на трех основных темах: социальный класс и амбиции, вина и искупление, а также неопределенность и обман. Каждая тема состоит из пары, которые взаимосвязаны. Неуверенность Пипа в своем происхождении или личности и его чувство вины из-за своих амбиций отражают собственную подозрительность Диккенса к социальным классам и истинному значению того, что значит быть джентльменом или достойной личностью.
Социальный класс и амбиции
Диккенс развивает тему социального класса и амбиций на протяжении всего романа «Большие надежды». Действительно, роман можно рассматривать как исследование социального класса Викторианской Англии, от низшего класса до высшего. Представители низшего и среднего классов часто стремятся подняться до более высокого класса. Напротив, представители высшего класса хотят сохранить свое превосходство и использовать его, чтобы контролировать других людей в своих целях.
Мэгвич — главный представитель низшего класса. Он родился в бедности и из-за этих обстоятельств стал преступником. Как показывает Диккенс, некоторые представители низшего класса попадают в ловушку бедности, которая затрудняет им улучшение своей жизни. На самом деле, когда Мэгвичу дают половину шанса измениться к лучшему в Австралии, он делает это с большим успехом. Мэгвич понимает, что никогда не станет джентльменом, но у него есть амбиции сделать из Пипа джентльмена и таким образом достичь статуса высшего класса.
Главный представитель рабочего класса — Пип. Из-за влияния мисс Хэвишем из высшего общества Пип начинает считать работу кузнеца неполноценной и стремится стать джентльменом. Делая это, он надеется получить одобрение мисс Хэвишем и Эстеллы и тем самым утвердить себя как человека. Однако, поскольку Пип воспитан как джентльмен, он становится денди, который сосредотачивается на изысканной внешности и занятиях на досуге вместо того, чтобы делать что-то стоящее.
Миссис Джо также является примером представителя рабочего класса, стремящегося к повышению статуса. Даже грубый Орлик проявляет чувствительность по отношению к классу, выражая негодование по поводу того, что его понизили до низшего класса. Единственный главный персонаж из рабочего класса, у которого нет амбиций, — это Джо. Также Бидди, представительница низшего среднего класса, не имеет желания повышать свой статус. Главным представителем среднего класса, стремящимся улучшить свое социальное положение, является Памблчук.
Мисс Хэвишем демонстрирует многие черты высшего общества. Она гордая женщина, которая считает себя выше большинства людей, и она не может вынести унижения со стороны своего возлюбленного. В результате она становится затворницей и осуществляет свой контроль над людьми в своей сфере, особенно над Эстеллой. Контроль мисс Хэвишем подкрепляется ее деньгами. Когда Эстелла приезжает в Лондон, она считает нужным сказать Пипу, что мисс Хэвишем платит Эстелле за то, чтобы она делала именно то, чего хочет отшельница. Что касается мисс Хэвишем, то её цель — заставить Эстеллу разбивать сердца мужчин.
Чувство вины и искупление
Диккенс раскрывает тему вины и искупления в основном через персонажей Пипа и мисс Хэвишем. Хотя Пип хочет быть джентльменом, его мучает чувство вины, когда он им становится. Это чувство возникает вскоре после того, как Пип узнает, что его будут воспитывать как джентльмена.
Пип начинает считать себя выше людей в деревне и даже начинает стыдиться Джо. В результате Пип, одетый в красивый костюм, не хочет, чтобы Джо, одетый как простой рабочий, сопровождал его по пути к экипажу. Позже Пип ведёт себя неловко и нетерпеливо по отношению к Джо в Лондоне. Пип редко пишет Джо и Бидди, хотя и обещает это сделать. Несмотря на то, что эти действия вызывают у Пипа чувство сильной вины, он не меняет своего отношения к Джо.
Пип решает проблему своей вины путем искупления. Однако он может достичь искупления только тогда, когда его мечта жениться на Эстелле и заслужить одобрение мисс Хэвишем рушится. Этот процесс начинается, когда Пип узнает, что Мэгвич, а не мисс Хэвишем, является его благодетелем.
Пип осознает фальшь своего существования, поскольку ведет щегольской образ жизни, основанный на высокомерном отношении к низшим классам и приятном досуге, не добиваясь ничего стоящего. Вскоре он начинает совершать искупительные поступки, например, помогает Герберту начать бизнес и становится любящим суррогатным сыном Мэгвича. В конце концов Пип понимает, что может повысить самооценку, не став джентльменом, а скорее работая для этого. В результате он много лет работает в бизнесе Герберта.
На протяжении большей части романа мисс Хэвишем не проявляет никаких признаков вины. Однако она начинает испытывать сожаление, когда Эстелла ведет себя холодно по отношению к ней. Мисс Хэвишем понимает, что научила Эстеллу разбивать не только сердца мужчин, но и её собственное сердце. Мисс Хэвишем заботится об Эстелле. В результате она не хочет, чтобы Эстелла выходила замуж за Драммлэ. Однако из-за влияния отшельницы Эстелла выходит замуж за этого жестокого мужчину, зная, что ей предстоят годы боли и жестокого обращения. Мисс Хэвишем и Эстелла также причинили Пип сильную боль. Мисс Хэвишем осознает весь ужас того, что она натворила. Из-за этого она просит прощения у Пипа. Однако, охваченная чувством вины, мисс Хэвишем не в состоянии найти решение, а именно: искупить вину, приняв прощение Пипа.
Неопределенность и обман
Тема неуверенности и обмана пронизывает «Большие надежды». Диккенс начинает роман с того, что Пип не уверен в том, как выглядят его родители. Пип продолжает испытывать неуверенность в отношении к арестантам.
Эта неуверенность приводит к его коварному поступку — краже еды и подпилка. Неуверенность Пипа в своем благодетеле частично вызвана обманом мисс Хэвишем. Она заставляет Пипа поверить, что она его благодетельница. Также Диккенс часто сочетает неуверенность с обманом в одном и том же событии. Например, Пип оказывается вовлеченным в обманный акт, пытаясь выкрасть Мэгвича из страны, чувствуя неуверенность в том, следует ли за ним Компейсон.
Кроме того, Диккенс показывает, как устранение обмана может также устранить неопределенность. Например, Пип чувствует неуверенность в личности Молли, экономки мистера Джеггерса. Пип становится увереннее в ее личности, когда узнает о коварном поступке мистера Джеггерса, тайно передавшего Эстеллу мисс Хэвишем на воспитание как ее приемную дочь. Как выясняют Пип и читатели, Эстелла — биологическая дочь Молли и Мэгвича.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Пип | Пип воспитывается своей сестрой и её мужем-кузнецом, становится джентльменом благодаря поддержке таинственного благодетеля и мучается желанием жениться на Эстелле. |
Эстелла | Эстелла — приемная дочь мисс Хэвишем, которую готовили к тому, чтобы разбивать мужские сердца, но она пытается пощадить Пипа. |
Мисс Хэвишем | Мисс Хэвишем — богатая женщина, которая уединилась в своем ветшающем доме, размышляя о своем разбитом сердце и стремясь отомстить мужчинам. |
Мэгвич | Абель Мэгвич — заключенный, который становится благодетелем Пипа. |
Джо Гарджери | Джо Гарджери — кузнец, близкий друг Пипа. |
Престарелый | Престарелый — пожилой, глухой отец мистера Уэммика. |
Бентли Драммлэ | Бентли Драммлэ — чванливый, жестокий джентльмен, происходящий из богатой семьи и женящийся на Эстелле. |
Бидди | Бидди — сирота, которая становится подругой Пипа и выходит замуж за Джо. |
Компейсон | Компейсон — заклятый враг Мэгвича, который выслеживает Мэгвича в Англии. |
Долдж Орлик | Долдж Орлик — ассистент Джо, который завидует привилегированному отношению к Пипу. |
Герберт Покет | Герберт Покет — молодой джентльмен, который становится хорошим другом Пипа. |
Мэтью Покет | Мэтью Покет, отец Герберта Покета, наставляет Пипа. |
Мисс Скиффинс | Мисс Скиффинс — невеста и в конечном итоге жена мистера Уэммика. |
Молли | Молли — домашняя служанка мистера Джеггерса и жена Мэгвича. |
Мистер Джеггерс | Мистер Джеггерс — опекун Пипа и адвокат мисс Хэвишем. |
Миссис Камилла | Миссис Камилла — родственница мисс Хэвишем, которая симулирует привязанность к затворнице, чтобы унаследовать ее деньги. |
Миссис Джо | Миссис Джо — старшая сестра Пипа и жена Джо, которая часто бьет маленького Пипа. |
Миссис Покет | Мать Герберта Покета, миссис Покет, мечтает жить в обществе высшего класса. |
Мистер Уопсл | Мистер Уопсл — церковный служащий и друг миссис Джо, который уезжает в Лондон и становится актером. |
Сара Покет | Родственница мисс Хэвишем, Сара Покет притворяется, что любит отшельницу, чтобы унаследовать ее деньги. |
Стартоп | Стартоп — сокурсник Пипа, который помогает Пипу вывезти Мэгвича из страны. |
Сын Трэбба | Помощник портного мистера Трэбба, сын Трэбба, подшучивает над Пипом по поводу его нового социального статуса. |
Дядя Памблчук | Дядя Памблчук — дядя Пипа, который пытается поставить себе в заслугу то, что Пип стал джентльменом. |
Уэммик | Уэммик — клерк Джэггерса, который дружит с Пипом. |
Интересные факты
Роман «Большие надежды», критикующий класс, социальную структуру и английскую культуру, был сразу же хорошо принят критиками. Новое сочинение Чарльза Диккенса имело большой успех. Эта книга помогла утвердить Диккенса в качестве одного из литературных гигантов своей эпохи.
1. Диккенс изменил оригинальную концовку «Больших надежд».
Конец романа, когда Пип и Эстелла воссоединяются после долгих лет разлуки, изначально имел более меланхоличный оттенок, предвещающий, что эти двое никогда не будут вместе. Неудовлетворенный таким финалом, Диккенс изменил своё намерение, в первую очередь изменив последнюю строку , чтобы намекнуть на более обнадеживающее будущее для пары. Новую концовку романа можно интерпретировать как то, что Эстелла и Пип “уходят в закат” вместе.
2. «Большие надежды» первоначально был опубликован в журнале, принадлежащем Диккенсу.
Многие из известных романов Диккенса, включая «Повесть о двух городах», были впервые опубликованы в журнале «Круглый год», редактором и издателем которого был сам Диккенс. Он продолжил эту практику и для «Больших надежд», который публиковался в журнале серией еженедельных выпусков в период с 1860 по 1861 год.
3. Дедушка Диккенса послужил источником вдохновения для персонажа Мэгвича в «Больших ожиданиях».
Дедушка Диккенса по материнской линии, Чарльз Бэрроу, был учителем музыки, который сменил профессию, чтобы устроиться клерком в казначейство военно-морского флота. Он хорошо проявил себя и в течение года был назначен главным распорядителем денежных средств. Барроу присвоил крупную сумму из кассы военно-морского флота и бежал на остров Мэн, чтобы избежать суда. Эта семейная история навела Диккенса на мысль о джентльмене, ставшем беглецом, который оказывается благодетелем Пипа, Мэгвиче.
4. Диккенс включил подробные исторические элементы в «Большие надежды». Когда он писал «Большие надежды» в 1860 году, Диккенс хотел точно изобразить различия между той эпохой и обстановкой романа 1812 года. Для этого он включил устаревшие исторические детали, которые часто упускаются из виду современными читателями, такие как демонстрация повешенного трупа, оставленного гнить. Читатели того времени знали, что эта практика была запрещена в Англии в 1832 году, за несколько десятилетий до публикации книги.
5. Диккенс изначально хотел, чтобы «Большие надежды» были в два раза длиннее. Диккенс намеревался написать гораздо более длинный роман, но издание, в котором роман впервые был опубликован серийно, наложило редакторские ограничения, которые ограничили его объем. Первое издание «Больших надежд» уже считалось довольно объемным — 544 страницы.
6. Анимационное шоу «Южный парк» посвятил один из эпизодов пародии на «Большие надежды».
«Южный парк» выпустил эпизод под названием «Пип» в 2000 году, который представляет собой комедийную интерпретацию литературной классики. Хотя первая часть эпизода довольно близко следует сюжету Диккенса, позже шоу включает насилие и элементы научной фантастики, чтобы намеренно конфликтовать с обстановкой 19 века.
7. Авторы переписали «Большие надежды» с точки зрения других персонажей.
В романе Сью Роу под названием «Эстелла: ее ожидания» рассказывается о том, как Эстелла повествует о ее странных отношениях с мисс Хэвишем. Книга Рональда Фрейма «Хэвишем: Роман» рассказывает предысторию печально известной неуравновешенной и жутковатой героини и о том, как она стала такой циничной затворницей. Фрейм представляет мисс Хэвишем как умную и искушенную дочь пивовара, чьи перспективы ограничены полом и классом.
8. У многих персонажей в «Больших надеждах» есть «двойники».
Диккенс писал своих персонажей парами, чтобы подчеркнуть их сходство и различия. Например, Мэгвич и Компейсон — оба преступники, но их социальный статус и мораль сильно различаются. Миссис Джо и мисс Хэвишем обе являются для Пипа образами матерей, и хотя они оба носят специфическую одежду, напоминающую о любовниках, они резко контрастируют с точки зрения социального статуса.
9. Диккенс часто включал в свои произведения сирот, с которыми плохо обращались.
Помимо Пипа в «Больших надеждах», Диккенс также изобразил персонажей-сирот в «Оливере Твисте», «Мрачном доме», «Нашем общем друге» и «Повести о двух городах». Диккенс решил использовать сирот в качестве персонажей, часто главных героев, отчасти из-за своей глубокой заботы о детях, попавших в беду в Англии.
10. Итан Хоук и Гвинет Пэлтроу снялись в экранизации романа «Большие надежды».
«Большие надежды» — это современная экранизация одноименного романа Чарльза Диккенса. Американская романтическая драма 1998 года режиссера Альфонсо Куарона снята по сценарию Митча Глейзера с Итаном Хоуком, Гвинет Пэлтроу, Хэнком Азарией, Крисом Купером, Энн Бэнкрофт и Робертом Де Ниро в главных ролях. В фильме действие оригинального романа перенесено из Лондона 1812-1827 годов в Нью-Йорк 1990-х годов, при этом имя героя было изменено с «Пип» на «Финн», персонаж «Мисс Хэвишем» переименован в «Нору Динсмур», а «Абель Мэгвич» переименован в «Артур Люстиг». Фильм получил смешанные отзывы.