Братья Карамазовы (Фёдор Достоевский) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1879–80 | Форма произведения: роман | Жанр: детективный | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | Возраст: взрослые | Главные герои: Алеша Карамазов, Иван Карамазов, Дмитрий Карамазов, Федор Карамазов Второстепенные герои: Павел Смердяков, Грушенька, Катерина, Аделаида Ивановна, Агафья Ивановна, Андрей, Брат Анфим, Анна Федоровна, Арина Петровна, Трифон Борисович, ФеняОтец ФерапонтФетюковичФомаГорсткинГерценштубеОтец ИосифИпполит КирилловичКалгановМадам  ХохлаковаКоляГригорий КутузовМарфа КутузоваЛизаЛизаветаМакаровМария КондратьевнаМаркелМатренаМаксимовОтец МихаилМихаилМуссялович, Вдова Морозова, Отец Паисий, Назар Иванович, Николай Парфенович, Нина Николаевна, Петр Ильич. Порфирий, Ракитин, Самсонов, Смуров, Капитан Снегирев, Илюша Снегирев, Софья Ивановна, Варвара Николаевна, Варвинский, Врублевский, Ефим Петрович, Старец Зосима Темы: добро и зло, религия и бог

История создания

Роман «Братья Карамазовы» русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (11 ноября 1821 – 9 февраля 1881 гг.)  был написан за почти три года и публиковался в журнале «Русский вестник» с 1879 по 1880 год.

Основой для сюжета послужила история Дмитрия Ильинского, которого ложно обвинили в убийстве собственного отца. Ильинский был заключён в Омский острог, где десять лет страдал от тяжёлых работ. Эта история, ранее изложенная в «Записках из Мёртвого дома», послужила вдохновением для создания образа Дмитрия Карамазова, мнимого убийцы своего отца.

Достоевского интересует не только судьба отдельных персонажей, но и судьба человечества в целом. В романе переплетаются детективный сюжет и глубокая социально-психологическая драма, в которой звучит мысль о том, что «в мире всё больше угасает понятие служения человечеству, братства и целостности людей», как учил старец Зосима. Он видит в главных героях раздвоенность: с одной стороны, потребность в вере и правде, а с другой — «склонность ко лжи», духовному разложению и богоборчеству.

Работа над романом была приостановлена трагедией в семье писателя: в мае 1878 года умер его трёхлетний сын Алёша. Чтобы поддержать мужа, его жена, Анна Григорьевна, настояла на том, чтобы он поехал в Оптину пустынь — монастырь под Калугой. Здесь Достоевский встретился со старцем Амвросием, чьи беседы утешили его. Вернувшись домой, писатель продолжил работу над «Братьями Карамазовыми». Роман был завершён в ноябре 1880 года и издан в начале декабря, получив огромный успех.

О названии

Название «Братья Карамазовы» отсылает к трём братьям, каждый из которых переживает свою собственную «правду» о Боге. Младший, Алёша, напоминающий святого, — это праведник, который в каждом человеке, даже в самом грешном, видит образ Божий. Его путь — это служение Богу. Старший брат, Дмитрий, сочетает благородные порывы с низменными поступками, но стремится найти цельность и поэтому принимает несправедливый приговор по делу об отцеубийстве с смирением. Средний брат, Иван, отвергает мир, созданный Богом, и считает, что если Бог позволяет страдания невинных людей, то Он либо несправедлив, либо не всесилен.

Жанр произведения

Роман. Вымысел.

Символы

Левый Глаз

Слово «зловещий» происходит от латинского слова, которое изначально означало «левый». Левая сторона чего-либо традиционно ассоциируется со злом и дьяволом. Левый глаз Смердякова неоднократно упоминается в его описаниях. Его зловещий левый глаз, кажется, ухмыляется, а в отрывках, где он говорит с Иваном, «его слегка косящий левый глаз подмигивал и ухмылялся, как бы говоря: «К чему спешить?» Ты не пройдёшь мимо меня».

Дьявол — это двойник Смердякова, а Смердяков — двойник Ивана. Смердяков — это проявление бессознательного Ивана, которое полно ненависти к отцу и желает ему смерти. Таким образом, левый глаз Смердякова — это видимое проявление его и Ивана дурных намерений. Как и бессознательное Ивана, он, кажется, живёт своей собственной жизнью.

Дьявол

Дьявол появляется в разговорах людей (например, Иван повторяет восклицание «черт возьми!», а Дмитрий говорит, что Бог и дьявол борются в душе человека), в галлюцинациях людей (Ферапонта и Ивана), в поэме Ивана о великом инквизиторе, в левом глазу Смердякова и в описаниях персонажей рассказчиком (например, одна глава о Лизе называется «Маленький демон»).

Дьявол, который является Ивану в конце романа, — всего лишь тень его архетипичного «я», лишь проявление разума Ивана. А дьявол в романе — это образ, символизирующий привычку людей совершать плохие или безнравственные поступки или отрицать существование Бога.

Поклоны

Поклоны в романе имеют несколько значений. Поклон — это символ смирения перед другим человеком в знак уважения.

Иногда поклон — это признание страданий другого человека, как в случае, когда Зосима кланяется Дмитрию, признавая предстоящие ему испытания.

Дмитрий кланяется Катерине, посылая Алёшу с посланием, которое означает, что он отказывается от их помолвки и извиняется. Ранее, когда он впервые встретил её и хотел обесчестить, но потом передумал, он кланяется, чтобы попросить прощения.

Катерина кланяется Дмитрию в ответ, когда он отдаёт ей деньги, в знак благодарности за спасение её отца.

Зосима и Алёша кланяются до земли, что является молитвой Богу, выражающей благодарность за жизнь.

Основная идея

Основная идея произведения — это поиски смысла жизни, понимание добра и зла, свободы воли, ответственности и искупления.

В романе ярко противопоставлены трагедия людей, лишённых веры и исповедующих нигилизм, и христианское подвижничество, нуждающееся в Боге. Автор стремится раскрыть истинную правду о спасении через учение старца Зосимы и веру Алёши, которые проповедуют идею всеобщего счастья и доверие к Богу. Для Достоевского ад — это неспособность любить, а страдание заключается в том, что уже невозможно любить. Путь к спасению лежит внутри каждого человека: нужно принимать вину других и любить их, как себя самого.

Темы

В центре сюжета «Братьев Карамазовых» — экзистенциальные вопросы: смысл жизни и смерти, существование Бога и проблема зла.

Вера и сомнение

Центральными противоположными полюсами в романе являются вера и сомнение. Сомнение, выраженное в романе, простирается от бездушного материализма и нигилизма персонажей (таких как Фёдор и Смердяков) до переживания веры как воплощения Божьей благодати в жизни и душе отдельного человека, примером чему служат персонажи Зосима и Алёша. Мелкие социалисты, отвернувшиеся от Бога, такие как Миусов и Ракитин, попадают в лагерь сомневающихся. Грушенька и Дмитрий, пара с истинно русскими сердцами, верят, но должны научиться практиковать деятельную любовь Зосимы. Иван, самый притягательный персонаж романа, разрывается между верой и сомнениями. Он утверждает, что является атеистом, но его мучает собственное неверие и мысль о том, что, в конечном счёте, страдания, которые испытывают люди, могут быть бессмысленными. Для Достоевского вера — в Бога и бессмертие — была необходима для полноценной и осмысленной жизни. По мнению автора, атеизм может привести только к отчаянию и безнравственности. Таким образом, страдания Ивана из-за возможной причастности к смерти отца — признак того, что он не совсем лишён веры.

Страдание как Очищение

Будучи христианином, Достоевский должен был смириться со страданиями, и в своей жизни он много страдал. Страдания в романе способствуют очищению, которое в конечном счёте приводит к искуплению. В личной жизни страдания позволяют людям учиться на своих ошибках и очищать свою душу. Два персонажа, которые меняются благодаря страданиям, — это Грушенька и Дмитрий. Страдания могут быть необходимы для искупления совершённых грехов, и страдания могут пробудить сострадание в том, кто страдает. Но на вопрос Ивана о страданиях детей эта точка зрения не отвечает.

Прощение и Преображение

Прощение, основанное на вере, ведёт к самосовершенствованию и противостоит злу. По мнению автора (и Зосимы), главная обязанность христианина — прощать, подражая Иисусу, который ходатайствует между человеком и Богом и дарует прощение грехов. Прощение основано на сострадании и понимании другого человека, а также на осознании того, что все одинаково грешны. Например, Алёша прощает своего отца, признавая, что тот «испорчен», но веря, что в нём всё же осталось что-то хорошее. Он прощает Лизу, понимая, что она — молодая девушка с психологическими проблемами. Воспитание безусловной любви приводит к тому, что разум человека пребывает в любви Божьей. Вот почему Зосима говорит, что ад — это неспособность любить. Единственный серьёзный недостаток любви в романе — это неспособность кого-либо полюбить Смердякова, особенно в детстве.

Ответственность Братства

В Евангелии Зосимы все виновны и все несут ответственность за всех. Эта связь существует потому, что все люди разделяют первородный грех. С искуплением и вступлением в христианскую общину (тело Христово) все грешники становятся братьями и сёстрами. Будучи частью этой семьи, каждый человек несёт ответственность за всех остальных. Люди тесно связаны, и действия одного человека сильно влияют на всех в его обществе, особенно на близких родственников. Мысль о том, что «я виновен перед всеми и виновен в грехах других», ведёт к развитию смирения, сострадания и отказу от осуждения других.

Мотивы

Лук

Лук в романе символизирует благодать и второй шанс. Впервые лук появляется в рассказе Грушеньки, которая повествует о том, как злой женщине дали луковицу, чтобы она могла выбраться из ада, но она эгоистично не поделилась ею и тем самым упустила свой шанс попасть в рай. Грушенька говорит, что дала Алёше луковицу, когда спрыгнула с его колен. Алёша даёт Грушеньке луковицу, когда принимает её как сестру и запускает процесс её преображения. Когда Алёше снится Зосима на празднике в Кане Галилейской (то есть в раю), старец говорит ему, что он здесь, потому что дал луковицу. Луковица — простая вещь, как и милость, которую люди могут дарить друг другу и которую они могут распознать, когда она приходит в их жизнь. Это также овощ, который растёт сам по себе без особого труда. «Одна маленькая луковица», по словам Зосимы, может стать разницей между раем и адом.

Великий инквизитор

Великий инквизитор в поэме Ивана находится в сговоре с дьяволом, но в более широком смысле он представляет точку зрения, согласно которой Бог и бессмертие не имеют значения, потому что люди недостаточно сильны, чтобы добровольно выбирать добро. Если Бог существует, то он ошибается, ожидая, что большинство людей будут следовать его учениям (как их излагал Иисус). Поэтому необходимо развивать тоталитарное государство, в котором людей держат на поводке и позволяют им совершать свои маленькие пороки, но в то же время ими управляет кукловод, который говорит им, что правильно и что неправильно и как они должны себя вести. Такой кукловод, независимо от того, маскируется он под религиозного персонажа или нет, снимает ужасное бремя экзистенциальной свободы с плеч овцеподобного человечества. Таким образом, они могут быть приятно отвлечены на протяжении своей короткой жизни, а затем тихо кануть в лету.

Дети

Дети в романе выступают в роли невинных созданий, которые противопоставляются грешным взрослым. Они отражают страдания окружающего их мира, намекая на то, что врождённая детская невинность всегда искажается мирскими заботами.

Контекст

Мистицизм в восточно — православной традиции
В 1054 году в христианстве произошёл один из многих расколов. В результате этого раскола Святая католическая и апостольская церковь разделилась на Римско-католическую церковь на Западе, возглавляемую папой римским, резиденция которого находится в Риме, и Восточную православную церковь, которой управляли четыре патриарха в разных местах. Восточное православие пришло в Россию в X веке. Ко времени Достоевского Москва была крупным центром восточного православия.

Мистицизм в христианстве тесно связан с восточно-православной традицией. «Отцы-пустынники» — это отшельники III и IV веков, которые уходили в египетскую пустыню, чтобы жить и молиться в религиозных общинах. Они практиковали аскетизм (контроль над чувствами) и созерцание, которое в христианской традиции представляет собой безмолвную молитву и практику умственной тишины, позволяющую сосредоточить разум на любви к Богу. В романе старцы практикуют эту мысленную молитву, и, как объясняет рассказчик, традиция старчества была в новинку для русских монастырей.

Первородный грех и роль Иисуса

Все религиозные традиции пытаются объяснить существование зла, и в христианской традиции зло приходит в мир, когда люди не слушаются Бога. В библейской истории о грехопадении Бог помещает первых мужчину и женщину в Эдемский сад, земной рай, но предостерегает их от вкушения плодов с Древа познания добра и зла. Змей в саду (которого позже стали отождествлять с дьяволом) искушает их съесть плод, и в результате неповиновения Богу они изгоняются из Эдема и обречены на страдания и смерть. Бог наделил людей свободой воли, и их решение ослушаться его стало первородным грехом. В результате первородного греха человек нуждался в искуплении Богом, поэтому Бог воплотился как Богочеловек. В восточно-православной и римско-католической традициях понимание христианского искупления различается. Римско-католическая традиция считает, что только Богочеловек может искупить первородный грех, чтобы удовлетворить правосудие Бога. В восточной традиции Бог воплощается как второй Адам, чтобы восполнить разрыв, возникший, когда первые люди ослушались. Таким образом, благодаря милосердию Иисуса разрыв между Богом и человеком может быть исцелён, но Иван не разделяет эту веру. Учение Зосимы о том, что «все виновны за всех», основано на идее, что все мужчины и женщины разделяют первородный грех; таким образом, все связаны грехом, искуплением и братством.

Свадьба в Кане

«Брак в Кане Галилейской» — особенно радостное событие, описанное в Евангелии от Иоанна в Новом Завете. Это первое чудо Иисуса, совершённое по просьбе его матери. Они вместе с учениками Иисуса пришли на свадьбу, когда у хозяев закончилось вино. Хотя Иисус ещё не начал официально своё служение, он превращает воду в вино. Когда Алеша встречает Зосиму в своём видении, он упоминает Кану и говорит, что находится на том празднике (соединённом с Богом) и попал туда с помощью «одного маленького луковичного растения» (маленьких добрых дел, совершённых для других).

Статус крепостных после эмансипации

Крепостные крестьяне в России, были освобождены в 1861 году, но, как и на американском Юге, прошло некоторое время, прежде чем они действительно получили свободу. Таким образом, у крестьян по-прежнему был отдельный суд, и бывшие хозяева нередко продолжали издеваться над своими крепостными и слугами, хотя и были приняты законы об обращении с крепостными. Григорий — освобождённый крепостной, который решает остаться у Фёдора Павловича; он получает небольшое жалованье. Фёдор Павлович — землевладелец и, следовательно, дворянин, хотя у него нет титула.

Судебная реформа 1864 года

В 1864 году царь Александр II провёл масштабную судебную реформу, которая включала в себя отделение судов от исполнительной власти, введение суда присяжных, создание юридической профессии, открытие судебных заседаний для публики и многое другое. Однако суды для крестьян и духовенства оставались отдельными, и в первых главах романа Иван выступает против церковных судов, что иронично, учитывая сложившуюся ситуацию. Судебные сцены и описания судебных процедур у Достоевского достоверно передают то, как проходили судебные разбирательства по новым правилам; он также довольно критически отзывался об этих реформах в своих публицистических произведениях.

Достоевский и антисемитизм

Читателям, которые любят Достоевского, трудно не заметить антисемитские отсылки, разбросанные по его романам, в которых евреи предстают в стереотипном образе алчных стяжателей, которые наживаются на людях, занимая деньги под проценты. На самом деле евреи были вынуждены играть роль ростовщиков в Европе, потому что христиане считали ростовщичество (занятие денег под проценты) грехом.

Поскольку евреям было запрещено заниматься многими профессиями, некоторые из них давали деньги взаймы. Евреев систематически преследовали в Европе и заставляли жить в гетто на протяжении сотен лет.

Ещё одним ложным обвинением, выдвинутым против евреев, было ритуальное убийство христианских детей, о чём Лиза рассказывает Алёше в главе «Маленький бес». Это обвинение часто использовалось для оправдания погромов (массовых убийств) евреев.

Во многих странах вплоть до XVIII и XIX веков продолжали действовать дискриминационные законы в отношении евреев, и в одном из журналов Достоевский выступал за расширение прав евреев. Хотя Достоевский изображает предрассудки своих персонажей, а не свои собственные, его нельзя обвинить в антисемитизме, хотя критики спорят о том, насколько глубокими они были и изменились ли его взгляды.

Полифония и жанры в романе

Русский философ и литературовед Михаил Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» (1963) называет роман Достоевского «Братья Карамазовы» полифоническим, потому что в нём представлены различные противоположные идеи и точки зрения без особого вмешательства рассказчика. Более того, он говорит, что противоположные полюса романа — вера и сомнение — представлены в равной степени и убедительно. Бахтин рассуждал о взаимосвязи между автором, его произведением и читателем, а также о том, как каждый из них влияет на другого в контексте политических и социальных сил того времени. Другими словами, Бахтин говорит, что ничто не существует само по себе; всё существует в отношении к другим вещам.

«Полифония» означает «множество голосов». В романе каждый из голосов имеет свою точку зрения и право на существование. Автор не ставит свой повествовательный голос между персонажем и читателем. Кроме того, каждый персонаж существует в своём собственном мире и говорит от своего имени непосредственно в тексте. Голоса, персонажи и роман можно понять только при совместном прочтении.

«Братья Карамазовы» примечательны количеством жанров, которые используются в рамках романа. Исследовательница русской литературы Кейт Холланд в своём эссе «Новеллизация религиозного опыта: жанровый ландшафт «Братьев Карамазовых»» (Slavic Review, 2007) отмечает, что автору пришлось «найти способ выразить религиозный опыт в рамках романного повествования», и использование нескольких жанров помогло ему в этом. Таким образом, в романе есть детективная история, две любовные истории, подробное описание судебной системы в период судебной реформы, стихи, биография, религиозные проповеди, автобиография, народные легенды (например, история с луковицей), агиографические легенды (рассказы о святых, как в «Житии Зосимы») и апокрифические легенды (рассказы, которые заимствуют элементы из религиозного канона, но выходят за его рамки, как в «Великом инквизиторе»).

Персонажи

Персонаж

Описание
Алеша Карамазов Алексей Фёдорович Карамазов, которого чаще называют Алёшей, — младший сын Фёдора Павловича и второй сын его второй жены Софьи.
Иван Карамазов Иван Фёдорович Карамазов — средний сын Фёдора Павловича и первый сын его второй жены, Софьи.
Дмитрий Карамазов Дмитрий Фёдорович Карамазов, которого часто называют Митя, — старший сын Фёдора Карамазова от его первой жены Аделаиды.
Федор Карамазов Фёдор Павлович Карамазов — аморальный, пьяный шут с тремя законными сыновьями от двух жён.
Павел Смердяков Павел Фёдорович Смердяков, которого чаще называют по фамилии, — сын Лизаветы, городской юродивой, умственно отсталой женщины, которую изнасиловали.
Грушенька Аграфена Александровна Светлова, которую чаще называют Грушенькой, — возлюбленная Дмитрия и его отца Фёдора Павловича.
Катерина Катерина Ивановна Верховцева, которую чаще называют Катериной, — невеста Дмитрия.
Аделаида Ивановна Аделаида Ивановна — первая жена Фёдора Павловича и мать Дмитрия.
Агафья Ивановна Агафья Ивановна — сводная сестра Катерины.
Андрей Андрей — ямщик, который везёт Дмитрия в Мокрое.
Брат Анфим Брат Анфим — старый друг Зосимы, который путешествовал с ним, когда они были молодыми монахами.
Анна Федоровна Анна Федоровна — мать Коли.
Арина Петровна Арина Петровна — жена капитана Снегирева.
Трифон Борисович Трифон Борисович (Борисич) — трактирщик в Мокрой.
Феня Федосья Марковна (чаще называемая Фенькой; также Федосья Маркова) — служанка Грушеньки.
Отец Ферапонт Отец Ферапонт — юродивый, который живёт один в хижине на территории монастыря.
Фетюкович Фетюкович — знаменитый адвокат, который приезжает защищать Дмитрия.
Фома Фома — солдат в отставке, который снимает комнату у старухи, живущей по соседству с Фёдором Павловичем.
Горсткин Горсткин (Лягавый) — купец, который хочет купить у Фёдора Павловича лесоучасток в Чермашне.
Герценштубе Доктор Герценштубе — старый семейный врач в городе.
Отец Иосиф Отец Иосиф — монастырский библиотекарь.
Ипполит Кириллович Ипполит Кириллович — заместитель прокурора, который ведёт дело Дмитрия.
Калганов Пётр (Петрушка) Фомич Калганов — юный племянник Миусова.
Мадам  Хохлакова Мадам Катерина Осиповна Хохлакова — богатая вдова, у которой есть дом в городе.
Коля Николай Иванов (чаще всего называемый Колей) Красоткин — мальчик постарше, который дружит с Илюшей.
Григорий Кутузов Григорий Васильевич (Васильев) Кутузов — слуга Федора Павловича.
Марфа Кутузова Марфа — жена Григория Кутузова.
Лиза Лиза — девочка-подросток, страдающая истерией и влюбленная в Алешу.
Лизавета Лизавета Смердящая (Вонючая Лизавета), юродивая, — мать Смердякова.
Макаров Михаил Макарович (также Макарич) Макаров — участковый уполномоченный полиции.
Мария Кондратьевна Мария Кондратьевна — дочь старухи, живущей по соседству с Федором Павловичем; она влюблена в Смердякова.
Маркел Маркел — старший брат Зосимы, который умер еще юношей.
Матрена Матрена — кухарка Грушеньки и мать Фени.
Максимов Максимов (Максмушка) — обедневший старый помещик, который приезжает в город с паломничеством.
Отец Михаил Отец Михаил — настоятель, или глава, монастыря.
Михаил Михаил — убийца, спасенный Зосимой.
Муссялович Пан Муссялович — польский офицер, который предал Грушеньку.
Вдова Морозова Вдова Морозова — это женщина, которой принадлежит коттедж, в котором живет Грушенька.
Отец Паисий Отец Паисий — священник, преданный Зосиме.
Назар Иванович Назар Иванович — привратник в доме вдовы Морозовой.
Николай Парфенович Николай Парфенович Нелюдов — окружной прокурор и юрист, ведущий следствие по делу Дмитрия.
Нина Николаевна Нина Николаевна — дочь-инвалид капитана Снегирева.
Петр Ильич Петр Ильич — молодой чиновник и знакомый Дмитрия.
Порфирий Порфирий — послушник в монастыре.
Ракитин Ракитин — студент семинарии и карьерист, который недолюбливает Карамазовых.
Самсонов Кузьма Кузьмич Самсонов — купец, который спас Грушеньку и стал её благодетелем/возлюбленным.
Смуров Смуров — одноклассник Илюши, с которым дружит Алёша.
Капитан Снегирев Николай Ильич Снегирёв — капитан в отставке, который живёт в бедности со своей семьёй.
Илюша Снегирев Илюша Снегирёв (иногда его называют Илюшечкой или Илюшкой) — младший сын капитана Снегирёва.
Софья Ивановна Софья Ивановна — вторая жена Фёдора Павловича и мать Ивана и Алёши.
Варвара Николаевна Варвара (Варя) Николаевна — дочь капитана Снегирёва, студентка университета.
Варвинский Доктор Варвинский — молодой врач, который работает в городе и даёт показания на суде над Дмитрием.
Врублевский Пан Врублевский — молодой поляк, приехавший в город вместе с Мусяловичем.
Ефим Петрович Ефим Петрович Поленов был опекуном и благодетелем Ивана и Алёши, когда они были детьми.
Старец Зосима Старец (отец) Зосима — духовный отец Алёши и русский мистик.

Интересные факты

Роман Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», опубликованный в 1879–1880 годах, стал последним романом русского писателя. Он состоит из 12 отдельных частей и эпилога и повествует о сложных отношениях между четырьмя сыновьями и их далёким, казалось бы, нелюбящим отцом, Фёдором Карамазовым.

Как и предыдущие романы Достоевского, «Братья Карамазовы» — это глубокий, заставляющий задуматься о морали текст, сочетающий в себе философию, психологию и художественную прозу. Многие критики считают его величайшим романом Достоевского, и он получил высокую оценку учёных, религиозных деятелей и глав государств за те нравственные вопросы, над которыми он заставляет читателя задуматься.

1. Достоевский едва успел закончить «Братьев Карамазовых» перед смертью.
«Братья Карамазовы» были написаны в конце жизни Достоевского — он умер всего через четыре месяца после публикации последней части романа в 1880 году. К моменту смерти Достоевский уже был популярен как писатель и журналист, и более 30 000 человек пришли на его похороны во Владимирскую церковь в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

2. Герой романа «Братья Карамазовы» был назван в честь умершего сына Достоевского.
Достоевский задумал сделать Алёшу нравственным центром романа. Персонаж носит то же имя, что и сын автора, который умер от приступа в возрасте двух лет и девяти месяцев, когда Достоевский писал «Братьев Карамазовых». Сам Достоевский страдал от эпилепсии.

3. Культовая актриса Мэрилин Монро хотела сняться в экранизации «Братьев Карамазовых».
Актриса публично заявила, что хотела бы сыграть Грушеньку в экранизации «Братьев Карамазовых», но 20th Century Fox не разрешила этого, потому что чувствовала, что это изменит ее образ игривой блондинки.

Папарацци больше не поддерживали её. Один спросил: «Ты хотя бы знаешь, как пишется «Достоевский», Мэрилин?»

Монро ответила: «На самом деле, ты читал книгу?»

Режиссер Билли Уайлдер присоединился к защите Монро, заявив: «Люди, которые не читали книгу, не знают, что Грушенька — сексапильная особа. Мэрилин тоже знает, что делает. Она была бы Грушенькой, которая покончила бы со всеми Грушеньками».

4. Иосиф Сталин очень рекомендовал «Братьев Карамазовых».
Сталин неоднократно перечитывал «Братьев Карамазовых», когда был молодым человеком. Он считал Достоевского способным и основательным психоаналитиком и был очарован работами автора. Известно, что Сталин был большим поклонником философской и психологической литературы, особенно русских авторов.

Аннотированный экземпляр сталинского издания 1927 года проявляет особый интерес к отрывкам, повествующим о конце жизни Зосимы.

5. «Братьев Карамазовых» было чрезвычайно трудно переводить.
Переводы «Братьев Карамазовых» сильно отличались друг от друга, и переводчикам было особенно сложно перевести роман с русского на английский. Отчасти причина этой трудности заключается в том, что каждый персонаж романа использует свой уникальный речевой паттерн, который переводчик должен идентифицировать и соответствующим образом трактовать. Например, Алеша говорит краткими, прямыми предложениями, в то время как Митя говорит образно и ненормативно, а Иван говорит с академической важностью.

6. Русский монастырь помог Достоевскому преодолеть горе от смерти сына.
Достоевский провел время в монастыре Оптина Пустынь к югу от Москвы, работая над «Братьями Карамазовыми» в 1878 году. Его путешествие в монастырь последовало сразу после смерти его маленького сына Алеши, и, по словам его жены, он вернулся из монастыря в лучшем расположении духа, больше не подавленный горем.

7. Отцеубийство в «Братьях Карамазовых» было основано на реальном убийстве.
Достоевский написал несколько незаконченных произведений, которые позже были включены в «Братьев Карамазовых». В драме в Тобольске 1874 года сын убивает своего отца. Это сюжетное событие было вдохновлено историей русского солдата из города Омска. В рассказе Достоевского солдат Дмитрий Ильинсков по неизвестным причинам убивает своего отца и прячет тело в яме под своим домом. Этот рассказ во многом послужил первым наброском первой главы «Братьев Карамазовых»

8. «Братья Карамазовы» побудили другого известного писателя назвать Достоевского своим «кровным родственником».
Франц Кафка, автор «Превращения», был настолько впечатлён «Братьями Карамазовыми», что считал Достоевского частью своей семьи, основываясь на его философских и психологических познаниях. В письме своей невесте Кафка написал: «Этих четырёх людей — Грильпарцера, Достоевского, Клейста и Флобера — я считаю своими настоящими кровными родственниками».

9. «Братья Карамазовы» вдохновили Зигмунда Фрейда на написание психоанализа Достоевского.
После прочтения «Братьев Карамазовых» знаменитый австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд был особенно очарован тем, как в романе отразились отношения Достоевского с его суровым отцом. Отец Достоевского, который, по мнению многих, страдал от невыявленного нервного расстройства, был чрезвычайно властным и склонным к вспышкам гнева, беспокойствам и хроническому пьянству. Ходят даже неподтверждённые слухи, что отец Достоевского был убит своими крепостными. Фрейд также считал, что эпилептические припадки Достоевского были результатом неразрешённого эдипова комплекса.

10. Папа Римский Франциск рекомендовал всем прочитать «Братьев Карамазовых».
В 2015 году во время обратного перелёта из Бразилии Папа Римский сказал журналистам, что, по его мнению, каждый должен «читать и перечитывать Достоевского». Он выразил особое восхищение сценой, в которой старец Зосима даёт духовный совет женщине, и процитировал слова Зосимы: «Человек не может совершить грех, который был бы слишком велик для бесконечной любви Бога».

 

Текст: Светлана Никонова, 106 👀