Человек-невидимка (Герберт Уэллс) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1897 | Форма произведения: роман | Жанр: фантастический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Европа | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Гриффин Второстепенные герои: Томас Марвел, Доктор Кемп, Полковник Эдай, Анемичный извозчик, Чернобородый мужчина, Бантинг, Миссис Бантинг, Костюмер, Мистер Касс, Сайлас Дурган, Пожилой моряк, Фиренс, Собака Ференсайда, Первый рабочий, Гиббинс, Мистер Гулд, Мистер Холл, Миссис Холл, Арчи Харкер, Мистер Хилас, Хенфри, Горничная, Мистер Хакстер, Миссис Хакстер, Джефферс, Хозяин дома, Бармен "Веселых крикетчиках", Милли, Полицейский, Старина Флетчер, Старая женщина, Фиппс, сектант, Собственник, Второй рабочий, Мистер Уоджерс, Мистер Уикстид Темы: власть

История создания

Герберт Джордж Уэллс (21 сентября 1866 года — 13 августа 1946 года) — выдающийся английский писатель, общественный деятель и учёный-биолог, который оставил после себя богатое наследие в виде произведений различных жанров.

В историю мировой литературы Уэллс вошёл как автор научно-фантастических романов, таких как «Машина времени», «Остров доктора Моро» и «Война миров». Однако он также был известен как мастер социальной сатиры, создавший ряд социально-бытовых и утопических романов, таких как «Тоно-Бенге» и «Люди как боги».

Уэллс оставил после себя более ста томов прозы, философских, исторических и социологических работ, социально-политических прогнозов, статей о вооружении и национализме,  детских книг, и книгу, памятную для нас – «Россия во мгле».

Однако самым известным произведением Уэллса является роман «Человек-невидимка», написанный в 1897 году. Этот шедевр стал результатом увлечения писателя журналистикой и его работы в еженедельнике «Полл Молл газетт».

Редактор издания Л. Хинд предложил Уэллсу написать цикл рассказов о современной науке, и писатель создал рассказ «Похищенная бацилла» и статью о путешествиях во времени. Это стало отправной точкой его литературного пути, и Уэллс начал писать роман, в который вложил все свои мысли и идеи.

Отбросив несколько сюжетных линий, Уэллс создал свой первый научно-фантастический роман «Машина времени». Однако некоторые фрагменты из него были использованы в «Человеке-невидимке».

Роман «Человек-невидимка» увидел свет в 1897 году и стал результатом размышлений писателя о современном мире и его проблемах. В конце XIX века Европа была охвачена идеями Фридриха Ницше и  вытянутого из его «Заратустры» «сверхнравственного» «сверхчеловека».

Уэллс разоблачил идею сверхчеловека, который имеет право повелевать и уничтожать «тварь дрожащую». В своём романе он показал, что невидимка, который изначально был обречён на гибель, становится видимым после смерти, то есть таким же, как все.

Уэллс был очень чувствителен к научным изысканиям и техническому прогрессу, и он первым из писателей увидел в них угрозу человечеству. В своём произведении он указал на возмездие «изобретателям» ещё при их жизни.

Главным посылом Уэллса было то, что настоящее важно не само по себе, а то, какое будущее оно готовит. Он также поставил мрачный диагноз современному обществу.

Критики также считают, что «Человек-невидимка» Герберта Уэллса мог быть вдохновлён «Государством» Платона.

В подростковом возрасте Уэллс прочитал работу греческого философа Платона «Государство» и испытал сильное влияние этой книги. Он чувствовал, что идеи Платона были «как рука сильного брата, которая взяла меня за руку и подняла, чтобы вывести из тюрьмы общественного признания и подчинения».

«Государство» включало в себя историю Гигеса, который нашёл кольцо, сделавшее его невидимым. Как и у Гигеса Платона, у Гриффина Уэллса нет моральных убеждений, которые удерживали бы его от злоупотребления властью, но в то время как главный герой Платона совершает убийство и становится тираном, Гриффин Уэллса пытается стать тираном, но терпит неудачу, как и во всём остальном, что он пытается сделать.

Сегодня «Человек-невидимка» считается одним из самых значительных произведений Уэллса и классикой мировой литературы, отражающей не только его научные интересы, но и глубокие размышления о человеческой природе и последствиях технологического прогресса.

О названии

Название романа «Человек-невидимка» описывает главного героя, Гриффина, который стал невидимым с помощью секретного процесса.

Жанр произведения

Научно-фантастический роман

Символы

Собака

Собака — символ правдоискателя, или человека, который знает правду, даже если она противоречит общепринятым знаниям. В отличие от людей, собаки могут обнаружить тело невидимого человека.

Уэллс приводит несколько примеров того, как собаки реагировали на присутствие Невидимки. В главе 3 собака Фиренсайда «начала ощетиниваться и яростно рычать», как только увидела Гриффина. В главе 15 собака лает и прячется под ворота, когда Гриффин проходит мимо, убегая из Айпинга.

Герберт Уэллс приводит научно обоснованное объяснение: «Нос для собаки — то же самое, что глаз для зрячего человека». Глаза часто называют вратами в душу человека или способом узнать правду о его характере. Точно так же собака может учуять правду и понять, что происходит, даже если этому нет рационального, известного объяснения.

Матрос

Матрос в главе 14 символизирует открытие. Подобно тому, как мореход использует навигационные инструменты и наблюдения за миром природы, чтобы ориентироваться в путешествии, матрос использует то, что он прочитал, услышал и увидел, чтобы понять мир. Он использует эти подсказки, чтобы прийти к выводу, что Человек-невидимка крадёт деньги и набивает ими карманы своего соседа по скамье.

В отличие от большинства людей, столкнувшихся с доказательствами существования Человека-невидимки, матрос не сомневается в своём рассудке и не думает, что он пьян. Как и моряки, которые путешествовали по неизведанным морям и открывали новые земли, он «готов поверить во что угодно» и принимает свой вывод за истину.

Основная идея

Основная идея романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка» заключается в исследовании последствий абсолютной власти и свободы, которые дает невидимость, а также в вопросах моральных выборов и ответственности.

Главный герой, Гриффин, ученый, открывший способ стать невидимым, постепенно теряет свою человечность. Он использует свою невидимость, чтобы творить насилие и нарушать моральные нормы, что в конечном итоге приводит его к изоляции, безумству и гибели.

Темы

Глубоко интересуясь как наукой, так и социальными условиями, Уэллс исследовал вопросы, связанные с человечеством и наукой, а также их взаимосвязь. Центральной темой многих произведений Уэллса была власть без морали.

Невидимость

Персонажи с необычными качествами, такими как невидимость или сверхспособности, часто встречаются в литературе, и по крайней мере несколько невидимых персонажей появлялись в романах, сказках или мифологии ещё до публикации «Человека-невидимки».

Например, в «Сэре Лаунфале: портрет рыцаря в Англии XIV века» Томаса Честера слуга Гифре невидим. В сказках плащ-невидимка часто делал персонажей невидимыми, как в сказке «Новое платье короля». Точно так же в «Метаморфозах» Овидия персонаж Аретуса становится невидимым, превратившись в ручей.

Однако Уэллс был первым автором, изобразившим невидимого персонажа, который не является сверхъестественным.

В «Человеке-невидимке» Гриффин становится невидимым благодаря научным достижениям. Эта невидимость — палка о двух концах: её преимущества и недостатки, польза для общества и потенциальный вред.

В «Альтернативных мирах: иллюстрированной истории научной фантастики» исследователь научной фантастики Джеймс Ганн отмечает, что Гриффин стал невидимым не ради блага общества, а в личных целях. В то время как Ганн утверждает, что Уэллс одобрял научные достижения, способные изменить статус-кво, он ставил под сомнение использование научных достижений в личных целях, а не для социального прогресса, если такая личная выгода была антисоциальной.

Кемп признаёт опасность такого инструмента невидимости для человечества, когда заявляет, что Гриффин «безумен … бесчеловечен … «Чистый эгоизм». Он заявляет, что Гриффин думает «только о собственной выгоде, собственной безопасности».

Осознание Кемпом того, что Гриффин планирует использовать свою невидимость в корыстных целях,особенно если это связано с убийством людей, заставляет его считать Гриффина злом и угрозой, которую необходимо устранить. После этого заявления они с Эдаем разрабатывают план поимки Гриффина.

Знание

Стремление к знаниям, или то, как люди пытаются понять мир природы, — центральная тема романа. На протяжении всего романа Уэллс подчёркивает важность логики и осязаемых, конкретных доказательств для подтверждения предположений о мире природы. Например, миссис Холл часто пытается понять Гриффина, задавая ему вопросы. В первой главе она пытается найти объяснение повязкам Гриффина, спрашивая: «Если позволите, сэр, я осмелюсь сказать, что…» Поскольку Гриффин прерывает её, она не может получить ответы на свои вопросы.

Другие персонажи, такие как Фиренсайд, используют простые наблюдения, чтобы объяснить мир природы. Когда Фиренсайд видит чёрное пятно на порванных брюках Гриффина, он сопоставляет это конкретное доказательство со своими знаниями о существах с чёрной и белой кожей и приходит к выводу, что Гриффин — пегий.

Уэллс показывает недостатки такого подхода, когда дело доходит до понимания чего-то, что противоречит известным научным принципам. Из-за того, что Фиренсайд и другие жители Айпинга не разбираются в науке невидимости, они делают неверные выводы.

Кемп — единственный человек, обладающий достаточными научными знаниями, чтобы принять концепцию невидимости, когда Гриффин представляет её ему. Но даже он поначалу сопротивляется, говоря: «Сегодня утром я убедительно продемонстрировал, что невидимость — это…», потому что невидимость не соответствовала критериям логики и рассуждений, когда он изучал её. Однако, столкнувшись с неопровержимыми доказательствами, он признаёт существование этого состояния.

Человечество против Науки

Уэллс исследует конфликт между человечеством и наукой, изучая влияние науки на общество и отдельных людей. Приносит ли научно-технический прогресс пользу или вред обществу? Как он влияет на свободу воли?

Невидимость Гриффина — символ научных достижений. То, как Гриффин использует свою невидимость, отражает его аморальность или отсутствие человечности.

Уэллс также задаётся вопросом: сделала ли невидимость Гриффина злым или он был злым ещё до того, как стал невидимым? Другими словами, есть ли у людей свобода воли, чтобы противостоять последствиям научного прогресса, или эти последствия неизбежны? Что сильнее: человечество или наука? Роман показывает, что каждое научное достижение или изобретение, даже невидимость, оказывает определённое влияние на общество.

Власть против Морали

Тема власти и морали в романе выходит за рамки науки и охватывает межличностные, социальные и политические отношения и взаимодействия. Уэллс показывает, что цивилизация основана на различных уровнях контроля и ограничений и что власть должна руководствоваться чувством морали. Гриффин со своим планом террора представляет явную угрозу человечеству и общественному порядку.

Однако Уэллс показывает, что в определении нравственности поступка нет абсолютных критериев. Это очевидно из неоднократных проверок Кемпом своей совести. Например, когда Гриффин находит убежище в доме Кемпа, он требует от Кемпа обещания, что тот никому не расскажет о его присутствии. Затем, прочитав газеты, Кемп понимает, какую опасность может представлять Гриффин из-за своей невидимости и «того, что он может сделать». Поэтому он решает написать записку констеблю и сообщить, что Гриффин находится у него дома. Но сначала он спрашивает себя: «Будет ли это нарушением клятвы, если…» — и решает, что не будет аморальным нарушить своё слово, если это принесёт пользу обществу.

Мотивы

Свет

Упоминания о свете как об источнике освещения, олицетворяющем осознанность и понимание, являются повторяющимся элементом в «Человеке-невидимке». Свет олицетворяет прозрачность, полное раскрытие или способ увидеть правду о людях и мире.

Точно так же различные степени освещённости олицетворяют различные степени понимания. Например, когда Герберт Уэллс впервые представляет персонажа доктора Кемпа, он использует несколько упоминаний о свете, чтобы показать, что Кемп — человек, обладающий обширными знаниями. Его кабинет освещается солнечной лампой, которая получает свет от солнца, главного источника света на Земле. Сквозь окна также проникает солнечный свет. Его окружающее пространство полностью освещено, что позволяет ему видеть и понимать знания мира. Когда Кемп выглядывает из окна, он видит, как Марвел бежит вниз по холму, и в этот момент разгорается закат. Яркий свет заката указывает на то, что этот момент знаменует собой осознание судьбоносного знания о мире.

Напротив, когда мистер Холл входит в комнату Гриффина после того, как собака прокусила ему штанину, он видит «что-то вроде протянутой к нему руки без кисти». Свет в комнате тусклый, и всё, что он может различить, — это «неясные очертания». Тусклый свет мешает ему понять, что он увидел.

Другие примеры можно найти в главе, в которой в доме викария происходит кража со взломом. Свет свечи убеждает Бантингов в том, что в их доме побывал незваный гость, и это их первое знакомство с невидимым человеком. После поисков, во время которых они никого не видят, но слышат звуки, издаваемые Невидимым Человеком, они стоят в дверях, когда наступает рассвет. Слабый свет зари — это проблеск знания о существовании Невидимого Человека.

Жалюзи

Шторы — ещё один повторяющийся элемент в романе, обозначающий разную степень освещённости. Когда штора опущена, это означает скрытность. Например, в первой главе Гриффин опускает жалюзи, «оставляя комнату в полумраке», и возвращается к обеду «с облегчением».

Плоть, кровь и кости Гриффина невидимы, но пища, которую он ест, видна в его желудке во время переваривания, как и дым в его горле от трубки, поэтому ему нужно приглушить свет, чтобы скрыть своё тело. Другой пример можно найти в эпилоге, когда Марвел описывает свой воскресный утренний распорядок. Он закрывает гостиницу «от внешнего мира» и «запирает дверь и проверяет жалюзи», чтобы скрыть тайну, что у него всё ещё есть исследовательские дневники Гриффина. Поднятие жалюзи символизирует раскрытие или открытость для новой информации.

Например, в главе 22, когда Гриффин прячется в магазине, поднятие жалюзи приводит к его разоблачению. Точно так же опущенная штора часто символизирует противоположное: нежелание принимать или изучать факты, которые противоречат пониманию мира.

Окна и другие проёмы

Окна и другие проёмы, например двери, символизируют знания. В некоторых сценах они имеют буквальное значение: человек смотрит в окно или проходит через дверь; закрытое окно или дверь препятствуют движению.

В других сценах окна и двери символизируют представление информации и её передачу от одного человека к другому. Например, в главе 11 рассказчик говорит: «Теперь, чтобы ясно понять, что произошло в гостинице, необходимо вернуться к тому моменту, когда мистер Марвел впервые появился в поле зрения мистера Хакстера». Окно мистера Хакстера — это ключ к пониманию того, что недоступно пониманию очевидца.

В следующей главе люди прячутся в своих домах после того, как Гриффин с шумом и грохотом покидает Айпинг, но время от времени виден «какой-нибудь глаз под приподнятой бровью, мелькающий иногда в уголке оконной рамы ».

В буквальном смысле люди осматривают окружающую обстановку и оценивают ситуацию; в переносном смысле люди пытаются узнать о невидимости Гриффина. Но они выглядывают только из угла оконного проёма, демонстрируя свою ограниченную готовность исследовать нечто настолько чуждое их пониманию мира природы. В других сценах персонаж стоит у окна и смотрит наружу, как будто это может раскрыть ответы на все мировые загадки — или хотя бы объяснить странные события в Айпинге.

Открытие и закрывание дверей сопровождает многие откровения о невидимости Гриффина. Взлом двери его лондонского дома вынуждает невидимого Гриффина покинуть свои исследовательские кабинеты и выйти на улицу. В Айпинге первый физический контакт Гриффина с другим человеком приводит к тому, что Касс выбегает из своей комнаты, оставив дверь «открытой за собой».

Миссис Холл смотрит на открытую дверь гостиной и слышит, как Гриффин смеется и ходит по комнате. Затем «хлопает дверь гостиной, и в помещении снова становится тихо».

Двери также предотвращают подобные откровения. Миссис Холл часто пытается что-то узнать, подслушивая у двери гостиной, когда Гриффин находится внутри, но она не в состоянии взломать дверной барьер и узнать, что он задумал.

Контекст

Англия в поздневикторианскую эпоху

Уэллс родился в Викторианскую эпоху, которая длилась с 1837 по 1901 год. Его ранние романы, написанные в 1894–1897 годах, в том числе «Человек-невидимка», отражают социальные, культурные и философские влияния того периода.

Социальный класс и общественные нормы играли важную роль в повседневной жизни людей в Англии в Викторианскую эпоху. Представители высшего класса отличались чувством превосходства, в то время как представители низшего и среднего классов часто стремились подражать им, перенимая в своей жизни нормы высшего класса. Это создавало классовую напряжённость между теми, кто придерживался общественных норм, и теми, кто этого не делал.

В «Человеке-невидимке» Уэллс изображает персонажей из сельской местности, которые, как правило, религиозны, суеверны и принимают сверхъестественное, более сострадательными и ориентированными на общество, в то время как высокообразованные персонажи, как правило, презрительны и изолированы из-за ложного чувства превосходства.

Хотя Англии удалось избежать революции, подобной той, что произошла во Франции в конце XVIII века или в России во втором десятилетии XX века, в конце XIX века она ни в коем случае не была демократическим обществом. Однако Англия постепенно становилась более представительной.

На момент рождения Уэллса правом голоса обладали около 20 процентов взрослого мужского населения, а женщины голосовать не могли. К 1884 году правом голоса обладали две трети взрослого мужского населения, но прошло ещё 34 года, прежде чем женщины получили это право.

В конце Викторианской эпохи аргументы против предоставления права голоса большему числу мужчин основывались на невежестве рабочего класса. Существовали опасения, что необразованные люди, если им разрешить голосовать, выберут неподходящих для управления страной людей. Чтобы исправить эту ситуацию, правящий класс поощрял людей из низших слоёв общества получать образование и повышать свой статус. Это способствовало росту среднего класса, а вместе с ним и презрению к рабочему классу. В кульминационный момент романа, когда Невидимка стремится к власти, Уэллс упоминает Французскую революцию (период социальных и политических потрясений с 1787 по 1799 год), зло авторитарных или тоталитарных правительств и взаимосвязь политики, науки и экономики.

Развитие жанра научной фантастики

Научная фантастика зародилась в XIX веке. В 1818 году Мэри Уолстонкрафт Шелли опубликовала «Франкенштейна, или Современного Прометея», историю о трупе, возвращённом к жизни. Другие авторы, такие как Г. Райдер Хаггард (1856–1925), Артур Конан Дойл (1859–1930) и Амброуз Бирс (1842–1914), писали рассказы и романы, в которых научная фантастика и фэнтези описывали гипотетические или будущие миры. Эдгар Аллан По (1809–1849) стал основоположником литературной формы для таких рассказов, а Жюль Верн (1828–1905) помог популяризировать новый жанр, для которого были характерны следующие черты:

  • другие настройки мира;
  • нечеловеческие персонажи;
  • такие темы, как наука, технологии и путешествия во времени и пространстве;
  • мотив путешествия или квеста;
  • антиутопия и аллегорический комментарий.

Несмотря на успехи этих авторов, в конце XIX века научная фантастика всё ещё находилась на ранней стадии развития. Появление массовых журналов способствовало увеличению количества публикаций и позволило научно-фантастическим рассказам охватить более широкую аудиторию.

Уэллс был лидером в использовании массовых журналов для публикации научно-фантастических рассказов, которые привлекали публику своей развлекательной ценностью. Таким образом, он способствовал распространению жанра научной фантастики, за что получил звание одного из отцов научной фантастики наряду с По и Верном.

Эволюция

В 1859 году Чарльз Дарвин (1809–1882) опубликовал книгу «Происхождение видов», которая произвела революцию в западном мире знаний о природе. Его основная тема, эволюция, вскоре стала доминировать в научной мысли и повлияла на другие дисциплины, в том числе гуманитарные и социальные науки.

Уэллс родился через семь лет после публикации книги, в мире, где концепции эволюции, выживания наиболее приспособленных, креационизма и свободы воли были неотъемлемой частью его образования и обсуждались за пределами школьных стен.

Для большей части английского общества, которое в XIX веке было погружено в религиозные устои англиканства и Библии, теории Дарвина не были приняты сразу и безоговорочно. Люди задавались вопросами о теории эволюции и роли генов, о роли окружающей среды и о способности людей определять свою судьбу.

Есть ли у людей свобода воли или они находятся во власти своего генетического кода? Могут ли люди влиять на окружающую среду или она влияет на них?

К концу XIX века интерес к эволюции достиг апогея, и многие писатели, в том числе Уэллс, использовали литературу для изучения этих вопросов.

Позитивизм

Позитивизм был популярной философией и движением в середине и конце XIX века. Позитивизм, основанный на идеологии французского философа Огюста Конта (1798–1857), утверждал, что все знания о мире природы должны быть доказуемы с помощью научных доказательств, логики или математических измерений. Если что-то нельзя было доказать одним из этих методов, то это не было правдой. Позитивизм привёл к усилению внимания к логике, разуму, научной дедукции и теориям познания.

Позитивизм оказал влияние как на теоретиков, так и на учёных-бихевиористов, а также на школы мысли.

В середине XIX века английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806–1873) опирался на него, создавая эмпирическую теорию познания.

Английский социолог и философ Герберт Спенсер (1820–1903) позже объединил её с эволюционной мыслью, создав эволюционную философию. Один из его принципов заключался в том, что действия людей являются результатом социальных, психологических и биологических факторов, и люди не обладают свободой воли, необходимой для выбора своих действий.

Позитивизм, повлиявший на это новое предположение, стремился исправить преступников, а не наказывать их за действия, которые они не могли контролировать.

Персонажи

Характер Описание
Гриффин Гриффин, родившийся с альбинизмом, — бывший студент-химик, который сделал себя невидимым и, сожалея об этом, отчаянно пытается вернуть утраченную видимость. Он также известен как Человек-невидимка, Незнакомец и Голос.
Томас Марвел Томас Марвел, бродяга, ведущий свободный образ жизни, вынужден помогать Гриффину (Человеку-невидимке) воровать после того, как они случайно встретились на поле за городом.
Доктор Кемп Доктор Кемп — учёный-исследователь, живущий в Бёрдоке, который учился в Университетском колледже Лондона, в том же университете, что и Гриффин.
Полковник Эдай Полковник Эдай — начальник полиции Порт-Бердока, который выполняет план Кемпа по поимке Гриффина, а позже застрелен Гриффином.
Худосочный извозчик Худосочный извозчик — посетитель «Весёлых крикетистов», который помогает остальным поймать Гриффина, когда тот приходит в поисках Марвела.
Чернобородый мужчина Чернобородый мужчина стреляет в Гриффина после того, как тот вытаскивает Марвела из «Весёлых крикетистов».
Бантинг Преподобный мистер Бантинг — викарий в Айпинге, в чей дом врывается Гриффин и чью одежду крадёт Гриффин, когда навсегда покидает Айпинг.
Миссис Бантинг Миссис Бантинг прерывает ограбление Гриффина в доме викария.
Владелец магазина театральных костюмов Владелец магазина театральных костюмов, становится жертвой Гриффина, когда тот пробирается в магазин, намереваясь украсть деньги и одежду.
Мистер Касс Мистер Касс, врач общей практики в Айпинге, стал первым местным жителем, вступившим в физический контакт с Гриффином и увидевшим прямое доказательство его невидимости.
Сайлас Дурган Сайлас Дурган — теолог из Айпинга, который сравнивает Гриффина с «человеком с одним талантом».
Пожилой моряк Пожилой моряк беседует с Марвелом на скамейке в Порт-Стоу, пока Гриффин ворует в магазинах и банке.
Фиренс Фиренс — курьер, который доставляет багаж Гриффина с железнодорожной станции в трактир «Кучер и кони» в Айпинге.
Собака Ференсайда Собака Ференсайда кусает Гриффина за руку и ногу, когда Гриффин наблюдает за доставкой его вещей в трактир «Кучер и кони».
Первый рабочий Первого работника избивает Человек-невидимка, когда тот возвращается в трактир «Кучер и кони» за своими вещами.
Гиббинс Гиббинс — натуралист-любитель, отдыхающий на холме. Он слышит голос Гриффина, когда тот убегает из Айпинга.
Мистер Гулд Мистер Гулд — помощник на испытательном сроке в Национальной школе, который предполагает, что новый постоялец трактира «Кучер и кони» — переодетый анархист.
Мистер Холл Мистер Холл — совладелец трактира «Кучер и кони» в Айпинге.
Миссис Холл Миссис Холл — хозяйка трактира «Кучер и кони» в Айпинге, где остановился Гриффин.
Арчи Харкер Арчи Харкер в компании других подростков высмеивает идею человека-невидимки, притворяясь, что видит его через забор у трактира «Кучер и кони».
Мистер Хилас Мистер Хилас, сосед доктора Кемпа, выгоняет Кемпа из дома, когда Гриффин преследует его.
Хенфри Мистер Тедди Хенфри — часовщик, который чинит часы в гостиной трактира «Кучер и кони» и начинает подозревать Гриффина после того, как тот его игнорирует.
Горничная Горничная, работающая на доктора Кемпа, пытается передать послание Кемпа полковнику Эдаю, но Гриффин перехватывает его.
Мистер Хакстер Мистер Хакстер владеет табачной лавкой в Айпинге и преследует Марвела, а затем Гриффина, когда они убегают из трактира «Кучер и кони»
Миссис Хакстер Миссис Хакстер находится в трактире «Кучер и кони», когда Гриффин сообщает, что он — человек-невидимка.
Джефферс Мистер Бобби Джафферс — деревенский констебль в Айпинге, который пытается арестовать Гриффина по обвинению в краже со взломом.
Домовладелец Домовладелец до начинает подозревать, что Гриффин проводит вивисекции в арендованной комнате, и выселяет его. В отместку Гриффин сжигает дом.
Хозяин «Веселых крикетчиках» Хозяин «Весёлых крикетистов» прячет Марвела, а затем дерётся с Гриффином, когда тот хватает Марвела.
Милли Милли — служанка миссис Холл в трактире «Кучер и кони»
Полицейский Полицейский в свободное от службы время — посетитель «Весёлых крикетисты», который помогает остальным поймать Гриффина, когда тот приходит в поисках Марвел.
Старина Флетчер Старый Флетчер — ворчливый мужчина, который слишком занят мытьём потолка — стоя на деревянных досках, — чтобы пойти на клубные празднества в понедельник после Троицы. Позже Человек-невидимка сбивает его и деревянные доски, когда проносится по деревне.
Старая женщина Старуха сплетничает о Гриффине после того, как у неё пропадает кот, что приводит к выселению Гриффина домовладельцем.
Фиппс, сектант У Фиппса ломается передний зуб, когда жители Айпинга пытаются арестовать Человека-невидимку.
Второй рабочий Второй рабочий получает удар от Человека-невидимки, когда возвращается в трактир «Кучер и кони» за своими вещами.
Мистер Уоджерс Мистер Сэнди Уоджерс — кузнец из Айпинга, который вместе с Джафферсом отправляется арестовывать Гриффина по обвинению в краже со взломом.
Мистер Уикстид Мистер Уикстид, управляющий лорда Бёрдока, был убит Гриффином в 10 милях от Порт-Бёрдока, когда за Гриффином охотились полковник Эдай, доктор Кемп и горожане.

Интересные факты

Герберта Уэллса часто называют отцом современной научной фантастики; его влияние ощущается от «Звёздных войн» до киберпанка. В его новелле «Человек-невидимка», опубликованной в 1897 году, рассказывается о молодом учёном Гриффине, который находит способ стать невидимым. В новелле исследуются психологические изменения, которые происходят, когда человек обнаруживает, что может двигаться и действовать вопреки правилам традиционного общества. Гриффин становится вором и в своей изоляции начинает сходить с ума, терроризируя окружающих, пока они не отвечают ему насилием. Темы изоляции, насилия и опасностей, связанных с чрезмерным увлечением наукой, занимают центральное место в сюжете «Человека-невидимки».

«Человек-невидимка» был адаптирован для радио, театра и кино. Сегодня читатели так же увлечены идеей невидимости, её возможностями и опасностями, как и более 100 лет назад, когда новелла была впервые опубликована.

Главного героя «Человека-невидимки» можно рассматривать и как представителя, и как жертву социализма.
Уэллс был социалистом, верившим, что общество должно владеть средствами производства и распределения товаров. Критики отметили, что главный герой «Человека-невидимки», Гриффин, может представлять силы социализма, поскольку он разрушает местную экономику, отнимая у людей их деньги. В то время как Гриффин может представлять социализм в своей борьбе против рынка и негативных последствий своей изоляции от общества, это сообщество в конечном итоге низвергает его, когда оно объединяется, чтобы схватить и убить его.

Экранизация «Человека-невидимки» 1933 года считалась одним из лучших фильмов ужасов 1930-х годов.
Режиссёром киноверсии «Человека-невидимки» 1933 года стал Джеймс Уэйл, который ранее снял невероятно популярный фильм «Франкенштейн». В своей первой роли в кино Клод Рейнс сыграл главного героя, хотя его лицо не появлялось на экране до последних мгновений фильма. В рецензии на фильм в New York Times говорилось: «В постановке много фотографической магии… Эта история настолько хороша для кино, что удивительно, почему Голливуд не экранизировал её раньше. Группа из 30 писателей, редакторов и режиссёров фильмов ужасов, включая Рэя Брэдбери, согласилась с тем, что «Человек-невидимка» — пятый величайший фильм ужасов 1930-х годов.

 В 2015 году учёные создали у испытуемых ощущение невидимости.
«Человек-невидимка» основан на концепции, которая кажется невозможной, но учёным удалось создать ощущение виртуальной невидимости. В 2015 году 125 испытуемых приняли участие в эксперименте шведских нейробиологов. На испытуемых был надет шлем виртуальной реальности, и когда они смотрели на своё тело, то видели только пустое пространство. Затем учёные прикасались к испытуемым кистью, имитируя те же движения в воздухе кистью, которую держали в другой руке. Когда движения были синхронизированы, испытуемые начали воспринимать свои тела как невидимые. Исследователи пошли ещё дальше в своём эксперименте, объяснив:

В поле нашего зрения попадал кухонный нож и совершал колющие движения по невидимому телу, пока мы измеряли частоту сердечных сокращений и потоотделение объекта. Когда иллюзия была создана, наблюдалась повышенная реакция кожи на выделение пота и учащенное сердцебиение, как будто их мозг интерпретировал эту угрозу в пустом пространстве как угрозу их собственному телу.

Научная деятельность Уэллса сильно повлияла на его творчество.
В детстве Уэллс ходил в несколько частных школ, хотя его матери, работавшей горничной, было трудно их оплачивать. Она отдала его в ученики к торговцу тканями, но его уволили за небрежность. Затем он стал школьным учителем и по ночам учился, чтобы получить стипендию в Нормальной школе естественных наук в Южном Кенсингтоне, позже названной Королевским колледжем естественных наук. Он изучал биологию и зоологию, физику и геологию и начал писать в свободное время. Научное образование Уэллса позволило ему сделать свои научно-фантастические произведения, в том числе «Машину времени» и «Человека-невидимку», гораздо более убедительными.

Песня группы Queen была вдохновлена «Человеком-невидимкой».
Группа Queen, возможно, наиболее известная своей песней «Bohemian Rhapsody» (1975), в 1989 году выпустила песню под названием «Человек-невидимка». Написанная барабанщиком группы Роджером Тейлором в ванной, песня была вдохновлена новеллой Уэллса. Хотя человек в песне на самом деле не невидимка, он чувствует себя невидимым, потому что девушка отвергла его. Строчка «Посмотри на меня, посмотри на меня» проходит через всю песню.

 Уэллс считал, что его писательская карьера началась с «двух сломанных ног» — его собственной и его отца.
Родители Уэллса держали магазин по продаже тарелок и посуды, и этого едва хватало на жизнь. Когда Уэллсу было семь лет, он должен был начать работать в магазине, но сломал ногу. Пока он выздоравливал, отец и соседи приносили ему книги, и он полюбил чтение на всю жизнь.

Второй перелом ноги случился четыре года спустя. Отец Уэллса зарабатывал немного денег как профессиональный игрок в крикет, но он упал с лестницы и сломал ногу. В результате доход семьи ещё больше сократился. Когда матери Уэллса предложили работу горничной в соседнем поместье, она согласилась. В промежутке между обучением Уэллса на портного и химика он вернулся в поместье, где работала его мать, и запоем прочел множество книг. Эти два события помогли ему осознать, что он хочет большего, чем жизнь лавочника, и привели его в университет и к писательской карьере.

 Уэллс называл свой жанр «научный роман».
Термин «научный роман» впервые был использован в 1840-х годах и быстро стал обозначать своего рода литературную научную фантастику. Возможно, это выражение пришло из французского «roman scientifique», что в прямом переводе означает «научный роман», но часто переводится как «научный романс». Рецензенты называли романы Уэллса, в том числе «Человека-невидимку», «научными романсами», и Уэллсу так понравился этот термин, что он назвал сборник своих романов «Научные романсы Герберта Уэллса»

У писателя Генри Джеймса и Уэллса была печально известная вражда.
Генри Джеймс, известный своими реалистичными романами, в которых исследуется сознание и точки зрения персонажей, был очень консервативен в политическом и социальном плане. Уэллс, напротив, был убеждённым социалистом. Когда они впервые познакомились, Джеймс написал Уэллсу, что считает его «самым интересным „литературным человеком“ вашего поколения; на самом деле, единственным интересным человеком».

Однако их отношения быстро испортились, когда Джеймс понял, что, по мнению Уэллса, литература должна быть полезной и практичной. Уэллс сказал: «Для вас литература, как и живопись, — это цель, для меня литература, как и архитектура, — это средство, у неё есть применение».

В 1915 году Уэллс написал сатиру под названием «Благо», в которой высмеял стиль письма Джеймса. Джеймс ответил, что, по его мнению, в литературе должна быть показана «полнота жизни и её проекция, которая кажется вам [Уэллсу] пустотой и того, и другого». Уэллс ответил полуизвинениями, заявив:

«Я бы предпочёл, чтобы меня называли журналистом, а не художником, в этом вся суть, и другого возможного антагониста, кроме вас, не было. Но с тех пор, как это [«Благо»] было напечатано, я сотню раз сожалел, что не выразил наш глубокий и неизлечимый контраст с большей грацией».

Текст: Светлана Никонова, 94 👀