Чувства и чувствительность (Джейн Остин) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1811 | Форма произведения: роман | Жанр: романтический | Время событий: XVIII век | Место событий: Европа | Возраст: взрослые | Время чтения: 6-10 часов | Главные герои: Элинор Дэшвуд, Марианна Дэшвуд Второстепенные герои: Эдвард Феррарс, Полковник Брэндон, Джон Уиллоуби, Миссис Дэшвуд, Джон Дэшвуд, Фанни Дэшвуд, Маргарет Дэшвуд, Генри Дэшвуд, Сэр Джон Миддлтон, Миссис Дженнингс, Леди Миддлтон, Люси Стил, Миссис Феррарс, Роберт Феррарс, Миссис Шарлотта Палмер, Мистер Палмер, Энн Стил, Мисс София Грей, Томас, Миссис Смит, Элиза, Элиза Уильямс

История создания

Английская писательница Джейн Остин (16 декабря 1775 — 18 июля 1817) написала первый черновик романа в форме эпистолярного романа (в письмах), возможно, ещё в 1795 году, когда ей было около 19 лет, или в 1797 году, когда ей было 21, и дала ему название «Элинор и Марианна». Позже она изменила стиль повествования и название на «Чувство и чувствительность» («Sense and Sensibility»).

Предположительно Джейн Остин  вдохновлялась романом Джейн Уэст «История одного слуха» (A Gossip’s Story, 1796). Как и в «Чувстве и чувствительности», сюжет «Истории одного слуха» повествует о двух сёстрах с очень разными характерами и их поисках любви. Как и в «Чувстве и чувствительности», одну из сестёр зовут Марианна. Некоторые критики утверждают, что «Остин берёт этот сюжет и переписывает его в «Чувстве и чувствительности».

Возможно, также Остин опиралась на свои знания о Уоррене Гастингсе, первом генерал-губернаторе Индии, при описании полковника Брэндона.

О названии

Слово «Sence» в англоязычном названии романа «Sense and Sensibility» означает рассудительность, мудрость или благоразумие, а «Sensibility» («чувствительность») означает восприимчивость, сочувствие или эмоциональность. Элинор описывается как персонаж с большим «здравым смыслом» (хотя Марианна тоже описывается как здравомыслящая), а Марианна характеризуется как обладающая большой «чувствительностью» (хотя Элинор тоже глубоко чувствует, но не так открыто).

Название отсылает к двум несколько противоположным способам управления своими действиями и реагирования на окружающий мир — через голову (разум, логику) и через сердце (чувствительность, эмоции).

Жанр произведения

Любовный роман.

Символы

Дома

Удачливые персонажи «Чувства и чувствительности» имеют собственные дома: у Джона и Фанни Дэшвуд есть Норланд, у Миддлтонов — Бартон-парк, а у полковника Брэндона — Делафорд.

У особенно удачливых персонажей есть несколько домов — загородное поместье и лондонский дом.

Но для менее удачливых персонажей дом — это временное убежище или надежда на будущее, которым угрожают меняющиеся обстоятельства.

Джон Уиллоуби теряет, а затем вновь обретает поместье в зависимости от того, как он выполняет желания своей тёти (хотя у него также есть Комб-Магна, и он женится на наследнице); когда Эдвард Феррарс отказывается подчиниться желанию своей матери,  он теряет свое наследство из-за своего снобистского младшего брата, и его должен спасти полковник Брэндон.

Для незамужних или овдовевших женщин вопрос надёжного дома стоит более остро. Миссис Дэшвуд вынуждена полагаться на доброту сэра Джона, и, поскольку у неё больше нет состояния, её дочери не могут выйти замуж за обеспеченных мужчин. Манипуляции Люси продиктованы её потребностью в доме, а Марианна мечтает стать хозяйкой будущего поместья Уиллоуби. На протяжении всего романа настоящие и желанные дома олицетворяют трудности, связанные с получением и сохранением статуса среди землевладельцев.

Знаки привязанности

В романе «Чувство и чувствительность» символическую роль играют два вида знаков внимания: локоны волос и личные письма. У молодых женщин в эпоху Георга, за исключением наследниц, таких как мисс Грей, было мало того, что они могли бы свободно дарить в знак любви. Локоны волос были таким интимным подарком, что их принятие молодым человеком было неявным обещанием любви. Письма — слова молодой женщины — тоже были в её власти и подразумевали близкие и любовные отношения.

Но поскольку эти знаки внимания имели такое значение, они также могли поставить под угрозу репутацию молодой женщины, если попадали не в те руки или выставлялись напоказ. Более того, отказ от этих знаков внимания означал разбитое сердце и потерю.

Прядь волос (Люси) усложняет чувства Элинор к Эдварду и вводит в заблуждение других персонажей, а романтические письма Марианны Уиллоуби смущают их обоих. Уиллоуби также забирает прядь волос Марианны, что наводит Элинор на мысль, что они могут быть тайно помолвлены. Позже, чтобы сохранить мир со своей новой невестой, Уиллоуби возвращает Марианне её письма и прядь волос.

Деньги

«Чувство и чувствительность» изобилует рассуждениями о финансах и домашнем хозяйстве. Достаточный доход означает стабильность; нехватка средств может привести к неверным решениям. Когда читатели видят, как миссис Дэшвуд и её дочери спорят о том, стоит ли заменить каминную решётку или отложить эти расходы, или слышат, как Фанни Дэшвуд сетует на то, что хороший фарфор отправился в Бартон-Коттедж вместе с миссис Дэшвуд, они понимают, что деньги правят миром.

Мужчины также часто говорят о деньгах. Для Джона Дэшвуда люди сводятся к их денежной ценности или потенциальному заработку. Он знает, кому сколько земли принадлежит, какой доход приносят поместья в год и как каждый богатый человек может помочь или помешать его собственным амбициям. Он беспокоится, что, если болезнь лишит Марианну её юношеского сияния, она будет стоить меньше на брачном рынке. Для Джона и некоторых других персонажей романа люди становятся монетизированными: они стоят столько, сколько стоят.

Основная идея

Главная мысль романа «Чувства и чувствительность» Джейн Остин состоит в том, что такое природное качество, как чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасно, если его не умеряют осмотрительность и благоразумие. Автор исследует в романе  противоположные подходы к жизни, любви и моральным выборам на примере двух главные героинь — сестёр Элинор и Маргарет Дэшвуд. Марианна – воплощение чувствительности, Элинор же руководит рассудок.

Темы

Голова и Сердце

Доминирующая тема «Чувства и чувствительности» намечена в названии романа.

Что должно определять, как люди думают, действуют и говорят — разум или чувства, сдержанность или страсть, скромность или желание?

Элинор — образец здравомыслия (головы), а Марианна — чувствительности (сердца). Но и другие персонажи развивают эту тему. Читатели могут ожидать, что к концу романа один из подходов будет оправдан, но Остин трактует эту тему более тонко.

Если разум (рассудок, логика) и чувствительность (эмоции, страсть) считаются противоположными полюсами спектра, то в этом спектре должна быть середина. Ни одна из крайностей, как предполагает Остин, не является желательной. Элинор и Эдвард — разумные молодые люди, которые, подчиняясь велению разума, чести и общественным ожиданиям, почти отказываются от своей искренней привязанности друг к другу. Марианна и Уиллоуби, увлечённые романтикой и удовольствиями, разрушают своё счастье (а в случае Уиллоуби — и жизни других людей), отказываясь от сдержанности. Другие персонажи, кажется, склоняются то к холодной логике (Брэндон), то к бурным эмоциям (миссис Дженнингс), но постепенно доказывают, что они более умеренны — и, следовательно, более успешны — в решении жизненных проблем.

Доверие и истина

Сюжет «Чувства и чувствительности» развивается непредсказуемо, потому что многие персонажи хранят секреты, скрывают свою историю или искажают свои чувства. Некоторые персонажи скрывают свои мысли по уважительным причинам. В частности, Элинор изо всех сил старается не расстраивать других без необходимости и хранить доверенные ей секреты, а её нежелание выражать свои истинные чувства к Эдварду продиктовано чувством приличия. Однако даже эти веские причины для сокрытия правды создают проблемы. Не признаваясь в своих чувствах, она, кажется, отрицает свое собственное счастье.

Отсутствие искренности у Уиллоуби коренится в его желании избежать последствий своих поступков. Поскольку сердце Марианны открыто, наивно и легко поддаётся обаянию и красивой улыбке, она доверяет Уиллоуби, и он так хорошо играет свою роль, что миссис Дэшвуд и даже Элинор обманываются. Так было до тех пор, пока Уиллоуби не исчез, а полковник Брэндон не раскрыл то, что он хранил в секрете (тоже по, как он считает, веским причинам) о прошлом Уиллоуби.

Персонажи полагаются на слухи, делают предположения, основываясь на внешности, и поддерживают или предают тех, кто им доверяет. Некоторые высказывают своё мнение (например, мистер Палмер). Роман даёт прекрасную возможность рассмотреть, как откровенный обман, ошибочные предположения и даже благие намерения влияют на межличностные отношения.

Отношения между братьями и сестрами

Остин исследует различия в отношениях между братьями и сёстрами. Элинор и Марианна отличаются не только тем, что Элинор придерживается здравого смысла, а Марианна — чувствительности, но и тем, что другие братья и сёстры демонстрируют ещё более значительные различия. Открытая, дружелюбная, щедрая миссис Палмер едва ли может быть более непохожей на свою холодную, жадную сестру, леди Мидлтон. Точно так же Эдвард Феррарс сдержан, благороден и готов жертвовать собой, в то время как его брат Роберт экстраверт, эгоцентричен и поверхностен.

Однако Элинор и Марианна тоже похожи: они обе добрые и честные. Их искренняя доброта — это то, что позволяет им замечать и ценить сильные стороны друг друга и в конечном счёте объединиться душой и телом. У сестёр Стил тоже есть общие черты: мелочность и определённая степень злобности. Эти качества не позволяют им расти и взрослеть.

Работа с системой

Женские персонажи в «Чувстве и чувствительности» живут в вымышленном мире, который, как и реальный мир Остин, даёт женщинам мало шансов на самостоятельность и самоопределение. За некоторыми исключениями (наследницы, такие как мисс Грей), женщины в романе находятся во власти отцов, братьев, сыновей и мужей.

Многие из этих мужчин выполняют свои обязательства в рамках социальной сделки, которая даёт им власть. Сэр Джон, например, берёт к себе своих дальних родственников, когда миссис Дэшвуд овдовеет, предоставляя им не только Бартон-коттедж, но и круг общения, в котором сёстры Дэшвуд могут завести знакомства.

Другие пренебрегают этими социальными обязательствами. Джон Дэшвуд не только нарушает (по наущению своей жены Фанни) обещание, которое он дал своему отцу, что будет поддерживать своих сводных сестёр и мачеху, но и позже активно пытается выдать своих сводных сестёр замуж, просто чтобы избавиться от них и снять с себя ответственность.

У женщин из знатных семей почти не было приличных альтернатив для получения дохода, и они почти не влияли на своё будущее. (Одним из вариантов было писательство — источник дохода, которым всё чаще занимались женщины в 1700-х годах. Остин была одним из примеров; среди других были писательницы Фрэнсис Берни, Мэри Лэмб, Мэри Уолстонкрафт и Дороти Вордсворт.)

Героини Остин, хотя и не уступают мужчинам в плане интеллекта, желаний и амбиций, учатся работать в системе, иногда манипулируя ею через мужчин в своей жизни. Схемы Люси — прекрасный пример такого подхода. Другие женщины создают союзы и стравливают людей друг с другом, как Фанни пытается сделать с сёстрами Стил (и как это делает Люси).

Женщины, обладающие некоторым состоянием (обычно вдовы), используют его, чтобы влиять на мужчин, которые могут его унаследовать, как это делают Фанни и миссис Феррарс. Интересно, что ни Элинор, ни Марианна не стремятся работать в системе; в конце концов, Марианна добивается успеха, но Элинор ставит счастье в любви выше материальной выгоды.

Контекст

Роман о чувствах

Остин жила в эпоху Георга (1714–1830) — в те годы, когда Англией правили четыре короля из Ганноверской династии, все по имени Георг. Её жизнь пришлась на период между XVIII веком, когда упор делался на логику и разум, и XIX веком, когда расцвёл романтизм — стиль, в котором особое внимание уделялось эмоциям, переживанию момента, страсти и красоте.

Название «Чувство и чувствительность» отражает эту дихотомию между разумом и эмоциями. Рациональный, сдержанный подход к жизни делает героиню Элинор образцом здравомыслия. В одной из ранних рецензий её хвалят за «трезвое проявление благоразумия и рассудительности» и «стойкость» перед лицом трудностей. В отличие от неё, Марианна — романтическая героиня романа, руководствующаяся чувствительностью — сильными эмоциональными или эстетическими реакциями, возникающими в данный момент. (Хотя сегодня чувствительность часто понимается как нечто, связанное с современным значением sensible (благоразумный), на самом деле историческое значение sensible — «осознающий» или «способный чувствовать».)

Роман, хотя и был относительно новой литературной формой при жизни Остин, уже распадался на поджанры. Одним из них был роман-чувство, в котором герои глубоко реагируют на искусство и природную красоту, восхищаются страстью и эмоциями, а не разумом, и превозносят особую мудрость сердца. Любовь побеждает, даже несмотря ни на что, а тех, кто пытается навязать молодым влюблённым разум, высмеивают за их чопорность. Противопоставляя чувствительность здравому смыслу, Остин предлагает читателям рассмотреть каждый из них. Однако название романа — не «Чувство» в противовес «Чувствительности». Союз «и» предполагает, что может потребоваться баланс между двумя подходами — один из них рациональный, а другой — восторженный. Таким образом, «Чувство и чувствительность» — это мягкий, но критический взгляд на роман о чувствах (как и «Нортенгерское аббатство», ранний роман Остин, опубликованный только после её смерти, в отношении готического романа).

Остин, вероятно, сначала написала «Чувство и чувствительность» как эпистолярный роман (роман, рассказанный в серии писем). Остин была знакома с известными эпистолярными романами, такими как «Памела» Сэмюэла Ричардсона (1740). Но для того, чтобы сюжет развивался в письмах, Марианну и Элинор нужно было разлучить на большую часть или на всё время событий. Решение Остин перейти на повествование от всеведущего третьего лица позволило ей выражать мысли и эмоции любого персонажа посредством свободного, непрямого дискурса. Тем не менее, в редакции письма по-прежнему играют важную роль в критические моменты сюжета, когда накаляются эмоции, такие как сцена, в которой Марианна читает письмо Уиллоуби и получает довольно импульсивные письма, которые она писала ему ранее.

Класс и обстановка в романе «Чувство и чувствительность»

Главные герои романа «Чувство и чувствительность», действие которого происходит в конце 1790-х годов, принадлежат к мелкопоместному дворянству — классу английского общества, для которого работа в смысле физического труда не была необходимостью. Романы Остин затрагивают классовую структуру её мира, и «Чувство и чувствительность» особенно тесно связана с трудностями жизни людей, которые зарабатывали на жизнь сельским хозяйством и арендой. В то время как некоторые землевладельцы использовали практический подход к своим поместьям (мистер Дарси из «Гордости и предубеждения», например), другие (такие как сэр Джон Миддлтон, который проводит время верхом, охотой и развлечениями) делегировали эту работу управляющим.

Чем больше земли принадлежало человеку, тем выше был его доход, поэтому большое поместье было важным. Земля обычно переходила к старшему сыну — или, если сыновей не было, к старшему родственнику мужского пола, — потому что раздел земли между несколькими детьми снизил бы её стоимость. Это означало, что младшим сыновьям приходилось искать достойную работу — в церкви, в суде или в армии, — чтобы зарабатывать на жизнь. Дочери редко наследовали землю, а вместо этого зависели сначала от отцов, а затем от мужей. Несчастной дочери, которая неудачно выбрала себе пару или, что еще хуже, осталась незамужней, приходилось полагаться на поддержку родственников. Это давление управляет событиями в Смысле и восприимчивости, способствуя одним бракам и препятствуя другим. И все же, вопреки бракам по расчету, которые удерживают богатство сосредоточенным в состоятельной семье, читатели видят силу романтической любви в действии. Могут ли быть удовлетворены и романтическая любовь, и потребности семьи? Именно с таким напряжением сталкиваются влюбленные в романе.

Персонажи

Персонаж Описание
Элинор Дэшвуд Элинор, старшая из сестёр Дэшвуд, — сдержанная молодая женщина, которая ценит приличия и здравомыслие.
Марианна Дэшвуд Средняя сестра Дэшвуд, Марианна, — хорошенькая молодая женщина с романтическими взглядами на мир. Она ищет богатого и красивого молодого любовника, чьи страсти совпадают с её собственными.
Эдвард Феррарс Вдумчивый, добрый старший сын миссис Феррарс, Эдвард благороден до такой степени, что это делает его несчастным; его женитьба на Элинор обеспечивает роману счастливый конец.
Полковник Брэндон Полковник Брэндон, офицер в отставке, мудр и надёжен; его быстрые и умелые решения спасают или помогают нескольким персонажам, в том числе Марианне, которая постепенно начинает его любить.
Джон Уиллоуби Очаровательный и непостоянный Уиллоуби легко завоевывает сердце Марианны и, кажется, любит её, но богатство и комфорт ему нравятся больше.
Миссис Дэшвуд Миссис Дэшвуд — немного глуповатая, но любящая мать Элинор, Марианны и Маргарет.
Джон Дэшвуд Джон — сын мистера Дэшвуда от первого брака, сводный брат Элинор, Марианны и Маргарет и наследник Норленд-парка.
Фанни Дэшвуд Сестра Роберта и Эдварда Феррарсов, Фанни, — эгоистичная и сварливая жена Джона Дэшвуда.
Маргарет Дэшвуд Маргарет — милая 13-летняя сестра Элинор и Марианны; она похожа на романтичную Марианну.
Генри Дэшвуд Отец Джона, Элинор, Марианны и Маргарет; Генри умирает в первой главе романа, оставив свою вторую жену и дочерей с небольшими средствами.
Сэр Джон Миддлтон Сэр Джон, дальний родственник Дэшвудов, предоставляет миссис Дэшвуд и её дочерям коттедж в Бартон-Парке и приглашает их на светские мероприятия в своём поместье.
Миссис Дженнингс Миссис Дженнингс — мать леди Миддлтон (и тёща сэра Джона); прямолинейная и проницательная, она добра к сёстрам Дэшвуд.
Леди Миддлтон Хозяйка Бартон-парка, жена сэра Джона, леди Миддлтон, гордится своими четырьмя избалованными детьми и критикует девушек Дэшвуд.
Люси Стил Младшая из сестёр Стил, Люси, собирается выйти замуж за Эдварда, но бросает его ради его брата Роберта, когда Эдвард теряет своё наследство.
Миссис Феррарс Миссис Феррарс, мать Эдварда, Фанни и Роберта Феррарсов, — назойливая и чрезмерно внимательная к классовым различиям женщина.
Роберт Феррарс Роберт, младший из детей Феррарсов, тщеславен и эгоистичен. Став наследником после того, как его брат Эдвард был лишён наследства, он женится на Люси Стил.
Миссис Шарлотта Палмер Неосмотрительная и шумная дочь миссис Дженнингс приглашает Элинор и Марианну пожить в её доме в Кливленде.
Мистер Палмер Муж миссис Палмер, грубоватый и немногословный, в основном не мешает ей.
Энн Стил Старшая из сестёр Стил, Энн, рассказывает Фанни о тайной помолвке Люси и Эдварда.
Мисс София Грей Мисс Грей, наследница, выходит замуж за Уиллоуби после того, как он бросает Марианну.
Томас Томас — слуга миссис Дэшвуд и её дочерей в Бартон-Коттедже.
Миссис Смит Миссис Смит — пожилая кузина Уиллоуби, а Алленхэм — её поместье, которое она изначально собиралась оставить Уиллоуби.
Элиза Элиза — кузина и возлюбленная полковника Брэндона, которую заставили выйти замуж за брата Брэндона. Позже она развелась и разорилась, умерла от туберкулёза, оставив дочь, которую тоже звали Элиза.
Элиза Уильямс Элиза, подопечная полковника Брэндона и дочь его любимой кузины, была обманута Уиллоуби и осталась беременной и опозоренной.

Интересные факты

«Чувство и чувствительность», первый роман Джейн Остин, был опубликован в 1811 году. Действие романа происходит на юго-западе Англии в 1790-х годах. Сюжет разворачивается вокруг жизни и любви двух сестёр — одной, которой управляет «чувство» или разум, и другой, которой управляет «чувствительность» или эмоции.

«Чувство и чувствительность» имел довольно большой успех после публикации в 1811 году, разойдясь первым тиражом и получив несколько положительных отзывов. Однако, хотя критики XIX века, возможно, уделяли больше внимания другим романам Остин, таким как «Гордость и предубеждение» и «Эмма», её первый роман в последние годы вызвал новый интерес благодаря исследованию гендерных проблем. Более двух столетий спустя роман вдохновил на создание многочисленных экранизаций, телесериалов и театральных постановок.

1. Первоначально роман назывался «Элинор и Марианна».
Остин сильно переработала «Элинор и Марианну» в 1797–1798 годах и снова в 1809–1810 годах. В 1811 году, когда Остин было 35 лет, роман был наконец опубликован под названием «Чувство и чувствительность». Критик Эмили Ауэрбах предполагает, что изменённое название говорит о том, что «Остин, возможно, добавила философскую глубину в то, что изначально было наброском двух персонажей».

2. Племянница Остин назвала «Чувство и чувствительность» «чушью».
Только очень близкие родственники Джейн Остин знали о её карьере писательницы. История гласит, что однажды в 1812 году Остин была в библиотеке со своей сестрой и племянницей, когда племянница взяла в руки экземпляр «Чувства и чувствительности» и воскликнула: «О, это, должно быть, чепуха, я уверена, судя по названию».
3. До 1817 года не было известно, что Остин написала «Чувство и чувствительность».
Все романы Джейн Остин, опубликованные при её жизни, были изданы анонимно. «Чувство и чувствительность» была опубликована под псевдонимом «Леди», а «Гордость и предубеждение» была приписана «Автору «Чувства и чувствительности»».

После её смерти в 1817 году наследники Остин выпустили ещё одну книгу её произведений под её собственным именем и включили в неё хвалебную речь, в которой перечислили другие написанные ею романы.
4. Джейн Остин сама оплатила издание книги, назвав её «грудным ребёнком».
В конце 1810 года Томас Эгертон из Военной библиотеки согласился опубликовать «Чувство и чувствительность». Неясно, как рукопись попала к Эгертону, но, возможно, свою роль сыграли армейские связи Генри, любимого брата Джейн Остин. Эгертон согласился взять трёхтомный роман на комиссию, что означало, что Остин взяла на себя финансовый риск. Она оплатила печать, рекламу и распространение, но сохранила авторские права. Конечно, «она оплатила» означало, что это сделал Генри, потому что у Остин не было собственных денег.

5. К счастью, финансовая авантюра Остин окупилась.
Роман сразу же стал бестселлером, разойдясь тиражом в 750 экземпляров и принеся Остин прибыль в 140 фунтов стерлингов. Однако в 1812 году она продала авторские права на «Чувство и чувствительность» своему издателю Эгертону.

6. Между публикацией романа и выходом первой экранизации прошло 200 лет.
В то время как другие романы Остин были экранизированы ранее, «Чувство и чувствительность» появился на экране только в 1995 году. Режиссером выступил Энг Ли (известный по фильмам «Крадущийся тигр», «Затаившийся дракон» и «Жизнь Пи»), сценарий был адаптирован по роману Остин Эммой Томпсон (известной по «Говардс Энду», «Остаткам дня» и «Во имя отца»), которая играет Элинор Дэшвуд в фильме и получила премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

7. Джейн Остин называли Монти Пайтоном своего времени.
Ранние произведения Джейн Остин, в том числе «Чувство и чувствительность», известны тем, что в них в качестве источника комизма используются социальные промахи и недопонимание. Актриса Эмма Томпсон, сыгравшая главную роль в экранизации 1995 года, сказала, что ранние рассказы Остин «больше похожи на скетчи Монти Пайтона, чем на что-либо ещё».

Британская писательница Пола Бирн добавила:

«Когда я была школьным учителем… ученики неизменно приходили в восторг от непочтительной, абсурдной, как у Монти Пайтона, комедии».
8. Существует несколько современных версий «Чувства и чувствительности».
Автор Джоанна Троллоп «Чувстве и чувствительности» в основном придерживается основного сюжета романа Остин, но включает в него современные удобства, такие как электронная почта и Facebook. «Чувство и чувствительность и морские монстры», написанная Беном Х. Уинтерсом, — это пародия на «Чувство и чувствительность». Издательство охарактеризовало её как «60% Остин и 40% щупальцевого хаоса».«Это продолжение другого романа того же издательства: «Гордость и предубеждение и зомби».

9. Актёра Хью Гранта обвиняли в том, что он слишком красив, чтобы играть роль Эдварда.
Во время съемок фильма члены Общества Джейн Остин позвонили сопродюсеру Джеймсу Шамусу. Участники возражали против кастинга Хью Гранта, известного по таким фильмам, как «Четыре свадьбы и похороны» и «Ноттинг Хилл», на роль Эдварда Феррарса. Очевидно, члены общества считали, что Грант слишком привлекателен, чтобы играть этого персонажа.

Текст: Светлана Никонова, 50 👀