Дары волхвов ( О. Генри) • рассказ

краткая информация
Дата публикации: 1905 | Форма произведения: рассказ | Жанр: драма | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: Делла Янг, Джим Янг Второстепенные герои: Мадам Софрони Темы: истинные ценности

История создания

«Дары волхвов» — рассказ американского писателя О. Генри, настоящее имя которого Уильям Сидни Портер (1862–1910). Его рассказы отличаются иронией, непринуждённым стилем повествования, иногда сентиментальностью и неожиданными концовками.

Существует несколько версий обстоятельств создания рассказа «Дары волхвов», которые отличаются деталями и задействованными лицами.

По одной из версий О. Генри обдумывал рассказ с таким названием ещё в 1904 году и планировал опубликовать его в традиционном рождественском номере «World» в конце того же года. С владельцем этой газеты Джозефом Пулитцером О. Генри еще в 1903 году заключил договор, согласно которому должен был предоставлять рассказ для каждого воскресного выпуска. Публикация в этом издании обязательно сопровождалась подходящей к сюжету иллюстрацией. О. Генри рассказал штатному иллюстратору издания, что нужно изобразить на рисунке к новому святочному рассказу, но подчеркнул, что сам рассказ ещё не написан:

«Нужно изобразить бедно обставленную комнату, что-нибудь подобное меблированным комнатам или доходному дому где-нибудь в Вест-Сайде. В комнате один или два стула, комод, кровать и сундук. На кровати рядом сидят мужчина и женщина. Они говорят о Рождестве. У мужчины в руках карманные часы. Он размышляет и крутит их в руках. Главное в женщине — длинные роскошные волосы, они струятся по спине».

О. Генри остался недоволен готовым рисунком и отложил написание рассказа.  К работе над рассказом «Дары волхвов» писатель вернулся через год, вдохновившись пышными волосами жены друга.

Новый рассказ планировался к Рождеству: поздней осенью 1905 года О. Генри согласился написать для Пулитцера святочный рассказ. Но к назначенному сроку писатель не предоставил ничего, кроме извинений и отговорок.

За несколько часов до отправки рождественского номера в печать в жилище О. Генри ворвался редактор. Писатель попросил его прилечь на кушетку, а сам откупорил бутылку шотландского виски и сел за стол, отодвинув черновик другого рассказа. Через три часа рукопись «Дары волхвов» была готова, и ночью её отправили в набор.

Согласно другой версии на сюжет рассказа О. Генри могли повлиять автобиографические мотивы и характер его взаимоотношений с женой. И считается, что рассказ написан в одной из самых старых таверн Нью-Йорка — Pete’s Tavern, где  часто бывал писатель.

Также литературоведы указывают на сходство произведения О. Генри с рассказом «Дульвина» малоизвестного французского писателя XIX века Эмиля Шевале. Так, у Шевале также фигурирует молодая пара Дульвина и Жильбер, которые вынуждены продать свои сокровища: муж часы, а жена свои роскошные волосы. Но даже если О. Генри знал о существовании истории Шевале, то, в любом случае, О. Генри создал глубоко оригинальное произведение, отмеченное чертами индивидуального стиля, иронией и содержащее присущую ему непредсказуемую концовку.

О названии

Название рассказа «Дар волхвов» относится к дарам, которые библейские мудрецы, или волхвы, преподнесли младенцу Иисусу после его рождения. В более широком смысле название этой истории отсылает к самому мудрому подарку, который люди могут сделать друг другу, чтобы выразить любовь, — отдать себя, а не то, что можно купить за деньги.

Жанр произведения

Рассказ. Драма.

Символы

Волхвы

Христиане празднуют Рождество Христово в день рождения Иисуса Христа. Считается, что Иисус был сыном Бога, который принял плоть, чтобы спасти человечество. Согласно Новому Завету, в день рождения Христа три мудреца, или волхва, увидели на востоке яркую звезду. Они ждали эту звезду, потому что верили, что она появится, когда на Землю придёт Спаситель. Три волхва — Бальтазар, Каспар и Мельхиор — последовали за звездой в Вифлеем, чтобы преподнести младенцу Иисусу дары: золото, ладан и смирну.

Хотя эти дары предназначались для сына Божьего, они были обычными, потому что их ценность была духовной, а не материальной. Золото — металл, символ земной власти; ладан — благовоние, символ благочестия; а смирна — бальзамическое масло, символ смерти. Таким образом, дары были преподнесены в знак признания важности Иисуса в христианской истории.

В рассказе «Дары волхвов» волхвы символизируют мудрость. Рассказчик упрекает Деллу и Джима как «про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами», но затем признаёт, что «они мудрейшие». Намек на волхвов в рассказе О. Генри предполагает, что жертвенные дары Деллы и Джима также превосходят материальную ценность, подчёркивая духовную ценность их любви друг к другу. Таким людям из рабочего класса может не хватать материальных благ, но им не обязательно не хватает духовных ценностей. Обычные, повседневные люди — такие, как молодая пара в рассказе, — могут быть такими же мудрыми, как волхвы.

Квартира молодых

Квартира, в которой живут Джим Янг и Делла Янг, является символом их низкого финансового положения. Это унылая квартира, обставленная потертым ковром, потертым диваном и дешевым, почти непригодным для использования зеркалом. В жилище сломан дверной звонок и «почтовый ящик, в который не опускается ни одно письмо». Их квартира олицетворяет все подобные квартиры: места, лишенные красоты, где есть лишь самые элементарные физические потребности для выживания представителей рабочего класса.

Несмотря на унылый внешний вид их квартиры, это место, где человеческие отношения выходят за рамки окружающей обстановки. Джим и Делла живут друг с другом так же, как если бы они жили в более роскошной квартире. Отсутствие материальных благ не является препятствием для их любви. О. Генри показывает, что рабочий класс может быть беден в том, что касается материальных благ, но не обязательно в том, что касается духовности и любви.

Волосы Деллы

Волосы Деллы Янг символизируют её женскую красоту и чувственность. Она явно считает их своим самым ценным достоянием. Они очень длинные, спускаются ниже колен. Рассказчик описывает волосы, как они «рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. … плащом окутывали почти всю ее фигуру». Возникает образ обнаженной женщины, закутанной в свои волосы, очень похожей на Еву в Эдемском саду.

Делла считает, что её волосы красивее, чем драгоценности и подарки царицы Савской. Это делает её волосы необычными, поскольку известно, что подарки царицы Савской царю Соломону были впечатляющими. Это также показывает, что красота женщины не зависит от её богатства или положения в обществе. Действительно, женщина с такими волосами, как у Деллы, может быть такой же красивой и физически привлекательной, как царица.

Часы Джима

Золотые часы Джима Янга символизируют процветание и успех. Точно так же, как многие люди сегодня носят «Ролекс» и другие дорогие часы в качестве символа своего успеха, в прошлом многие мужчины носили золотые часы, чтобы показать, что они состоятельны. Как и часы Джима, эти золотые часы передавались из поколения в поколение как ценные предметы, которыми дорожили и которые носили с гордостью.

Часы Джима перешли от его деда к отцу, а от отца — к нему. Рассказчик упоминает, что Джим был довольно высокомерен из-за того, что владел таким прекрасным предметом, и часто смотрел на часы, чтобы похвастаться. Владение таким ценным предметом, казалось, указывало на то, что его владелец обладал такими же качествами, как и предмет. Делла считает, что Джим обладает «спокойствием и ценностью», как и его часы.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Дары волхвов» О. Генри заключается в том, что настоящая любовь и самопожертвование стоят выше материальных ценностей.

Художественное своеобразие

Литературные приемы

О. Генри использует несколько литературных приемов, чтобы сделать свои рассказы особенными:

Структурированный сюжет: его рассказы легко узнаваемы благодаря тщательно продуманному сюжету. При создании своих рассказов О. Генри сначала определялся с концовками, а затем писал начала и середины историй, чтобы они соответствовали концовкам. Например, в рассказе «Дары волхвов» О. Генри выбрал концовку, в которой пара продала свои самые ценные вещи, чтобы купить рождественские подарки друг для друга, а затем обнаружила, что их подарки нельзя использовать из-за того, что они продали. Начало и середина истории были написаны так, чтобы подвести к этому финалу.

Неожиданная концовка: «Дары волхвов» часто считаются одним из самых известных примеров ситуативной иронии в коротком рассказе. Ситуативная ирония возникает, когда происходит нечто неожиданное. Например, в «Дарах волхвов» супруги планируют удивить друг друга особым рождественским подарком. Каждый из них продаёт свою самую ценную вещь, из-за чего подарок, который они получают, оказывается бесполезным, так как он должен был дополнить утраченную ценность. Эти неожиданные концовки известны как «поворот О. Генри».

В «Даре волхвов» в конце присутствует двойной поворот. Первый поворот заключается в том, что Джим Янг купил расчески для Деллы Янг, которыми она не может пользоваться, потому что подстригла волосы. Второй поворот, еще один пример ситуативной иронии, заключается в том, что Делла купила цепочку для часов Джима, которой он не может воспользоваться, поскольку продал свои часы.

Типичные персонажи: герои часто являются типичными представителями своего класса, например, молодой муж или жена, как в «Даре волхвов», продавщица или другой представитель рабочего класса, а не уникальными, хорошо проработанными личностями. Многие из них — новички в Нью-Йорке, которые, как и О. Генри, были очарованы его прелестями и стремились осуществить свои мечты, несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства, убогую обстановку и финансовые трудности. Однако О. Генри, как правило, показывает персонажей с лучшей стороны. Даже когда персонажи делают что-то не так, он часто добивается того, чтобы всё закончилось хорошо.
Уникальные фразы и слова: народный стиль О. Генри часто изобилует уникальными фразами, идиомами и высокопарной лексикой. Например, О. Генри любил многосложные слова, которые обычно не используются в повседневной речи. В рассказе «Дары волхвов» встречаются такие слова, как предположение, скупость, попрошайничество и распутство. Любитель сравнений, преувеличений и непараллельных конструкций, О. Генри часто писал сложные предложения, когда можно было обойтись более простыми.

Повествовательная техника: повествовательная техника О. Генри прямолинейна и проста. Он рассказывает свои истории так, словно обращается напрямую к читателю.

Рассказчик часто прерывает повествование, чтобы обратиться к читателю вскользь или поделиться авторскими размышлениями о теме или событии, словно он доверительно беседует с хорошо знакомым ему читателем. Например, в рассказе «Дары волхвов» рассказчик говорит читателю: «Оглядим … дом», в то время как Делла Янг рыдает и шмыгает носом.

О. Генри также использует такие приёмы, как написание слов с заглавной буквы, чтобы подчеркнуть символы. Например, в оригинальном английском тексте часы Джима Янга — это The Watch (Часы) , а подарок Джима Делле — The Combs (Гребни). Точно так же Генри часто использует сравнения, противопоставляя жизнь в городе жизни в деревне: Джим так потрясён, увидев остриженные волосы Деллы, что «застыл, словно сеттер, почуявший куропатку». О. Генри также использует контраст для создания образов и напряжения. Например, он описывает гребни как красивые и «как раз такого оттенка, который так хорошо подошёл бы к роскошным когда-то, а ныне исчезнувшим волосам».

Темы

Любовь

Любовь Деллы Янг и Джима Янга друг к другу — центральная тема рассказа «Дары волхвов». Из-за неё они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, чтобы купить рождественский подарок для другого человека. Оба показывают, что ценят свои отношения больше, чем материальные вещи.

Любовь Деллы к Джиму проявляется в её готовности жить в убогой квартире, чтобы Джим мог реализовать свои карьерные амбиции. Он зарабатывает меньше, чем раньше, но она не винит его в их бедственном финансовом положении. Вместо этого она пытается растянуть свой бюджет, торгуясь с бакалейщиком, продавцом овощей и мясником, чтобы получить максимум за свои деньги. Она очень высокого мнения о Джиме и хочет купить ему подарок, который был бы «прекрасным, редким и ценным», как она его воспринимает.

Джим тоже любит Деллу. Он смотрит на её остриженную голову без гнева или неодобрения, подтверждая, что его любовь к ней не ограничивается её внешним видом. Он говорит ей, что нет ничего, что могло бы заставить его любить её меньше. Он спокоен и поддерживает её, а не критикует или унижает, показывая, что его любовь основана на взаимном принятии и нежности.

Самопожертвование

Бескорыстие Джима и Деллы — главная тема этой истории. Оба они многим пожертвовали, чтобы жить в Нью-Йорке. Джим устроился на работу с низкой зарплатой. Делла вынуждена сводить концы с концами, торгуясь с продавцами. Оба носят старую одежду. Они живут в едва обставленной квартире. Как пара, они готовы пожертвовать более комфортной жизнью, чтобы позволить Джиму осуществить свою мечту — работать в Нью-Йорке.

Однако на Рождество Джим и Делла хотят сделать что-то особенное для друг друга. Не имея возможности выкроить из зарплаты Джима достаточно денег, чтобы купить подарок, они продают свои самые ценные вещи. Желание сделать своего партнёра счастливым для них важнее, чем желание порадовать себя. Учитывая, что ни у кого из них нет ничего ценного, это действительно примечательно. Несмотря на унылую обстановку, отсутствие вещей и финансовые трудности, они ставят интересы другого человека выше своих собственных.

Материальное против Духовного

Духовная или эмоциональная связь Деллы и Джима показана как нечто более важное для них, чем любые материальные или физические ценности. Когда они обнаруживают, что их поступки лишили друг друга даров, они понимают, что для них важнее всего. Вместо того чтобы сожалеть о том, что они потеряли, они осознают, что у них есть нечто гораздо более ценное — их любовь и забота друг о друге. Джим говорит Делле, что она будет нравиться ему независимо от того, что она сделает со своими волосами. Делла подтверждает, что её любовь к мужу сильнее, чем длина волос на её голове.

Рассказчик подчёркивает тему преобладания духовных качеств над материальными с помощью библейской аллюзии, в которой упоминаются волхвы, мудрецы с Востока, которые принесли дары Христу, когда он родился, и «изобрели искусство дарить рождественские подарки». Рассказчик считает, что подарки Деллы и Джима друг другу равноценны или так же мудры, как дары волхвов. Это отсылка не к гребням и цепочкам для часов, которые они подарили друг другу, а к тому, что они подарили друг другу самих себя.

Персонажи

Делла Янг

Не имея денег в канун Рождества, Делла Янг продаёт свои длинные красивые волосы, чтобы купить подарок для своего мужа Джима Янга. Затем она несколько часов ходит по магазинам в поисках идеального подарка — цепочки для его золотых часов. Она возвращается домой, поправляет причёску и встречает мужа, когда он приходит с работы. Он дарит ей черепаховые гребни, которыми она больше не может пользоваться, потому что её волосы слишком короткие. Она показывает ему свой подарок — цепочку для его часов, которыми он больше не может пользоваться, потому что продал их, чтобы купить ей расчёски. Джим утешает Деллу, и она готовит им ужин.

Джим Янг

Двадцатидвухлетний Джим Янг обеспечивает себя и свою жену низкооплачиваемой работой. Из-за этого у него остаётся мало денег на необязательные расходы. Он продаёт семейную реликвию, свои золотые часы, чтобы купить жене, Делле Янг, рождественский подарок. Вернувшись домой с работы в канун Рождества, он видит, что жена подстриглась, а купленные им расчёски больше не нужны. Делла дарит ему свой подарок, цепочку для его часов, которая также бесполезна, потому что он продал ее, чтобы купить ей расчески. Он спокойно признает их положение, но отказывается быть раздраженным или расстраиваться из-за этого.

Мадам Софрони

Мадам Софрони — владелица магазина «Мадам Софрони. Парики и другие изделия из натуральных волос». Деловая и невозмутимая, она привыкла обменивать деньги на волосы и покупает волосы Деллы за 20 долларов.

Интересные факты

1. О. Генри бежал из Соединённых Штатов после того, как его обвинили в растрате.
Хотя «Дары волхвов» обычно считаются «доброй рождественской историей», её автор сидел в тюрьме. В 1890-х годах Портер работал кассиром в банке в Остине, штат Техас, и ему там стало довольно скучно. После того как его обвинили в растрате 5000 долларов, он сбежал в Гондурас, у которого в то время не было договора об экстрадиции с Соединёнными Штатами. В 1897 году Портер вернулся в Остин, чтобы навестить свою больную жену, и ему официально предъявили обвинение в краже. Приговоренный к пяти годам тюремного заключения, Портер успел отточить своё писательское мастерство в заключении и был освобождён в 1901 году за хорошее поведение.

2. Отец О. Генри был изобретателем-алкоголиком.
Алджернон Портер был довольно странным отцом. Известно, что он заботился о своих детях, но был рассеянным и, следовательно, довольно отстранённым. Элджернон также служил врачом во время Гражданской войны в США, и пережитая им травма за годы службы повлияла на его неспособность общаться с семьёй.

Когда Уильям был ребёнком, Алджернон был одержим идеей создания «вечного двигателя» — устройства, которое могло бы непрерывно работать без источника энергии, — и почти ни на что другое у него не оставалось времени. Позже Алджернон пристрастился к алкоголю, и виски стало его новым развлечением. Несмотря на эти неудачи, у Уильяма было нормальное детство, особенно благодаря его тёте Лине, которая научила его писательскому мастерству.

3. О. Генри, возможно, получил своё имя от кошки — или от тюремного надзирателя.
Существует несколько легенд о том, как псевдоним Портера стал О. Генри. Многие из них связаны с его пребыванием в тюрьме, где, как считается, он подружился с охранником по имени Оррин Генри. Некоторые утверждают, что это имя — просто отсылка к тюрьме штата Огайо, где он отбывал наказание. В детстве у Портера в семье был кот по кличке Генри, поэтому некоторые считают, что имя появилось из-за того, что он кричал «О, Генри!» своему питомцу. Портер сам ответил на этот вопрос, заявив, что выбрал имя наугад из списка в газете, когда друг попросил его выбрать псевдоним, — хотя, возможно, его утверждение было ложным. Портер вспомнил этот разговор:

«Мы просмотрели список, и мой взгляд остановился на имени Генри. «Это подойдёт в качестве фамилии», — сказал я. «Теперь имя. Я хочу что-нибудь короткое. Ни одно из ваших трёхсложных имён мне не подходит… О — самая простая для написания буква, и это О».
Когда его спросили в другой раз, Портер дал другой ответ, просто сказав, что «О» означает «Оливье», то есть «Оливер» по-французски.

4. Согласно легенде, О. Генри написал «Дары волхвов» в одном из самых известных баров Нью-Йорка.
Таверна «У Пита» в Нью-Йорке претендует на то, что именно там Портер сел и начал писать «Дар волхвов» в 1905 году. Обозреватель «Нью-Йорк Таймс» задокументировал визит историка-любителя в «У Пита», чтобы проверить обоснованность этого утверждения, и пришёл к выводу, что, хотя Портер и часто бывал в этом баре, маловероятно, что он написал рассказ в стенах таверны. Руководство таверны ответило:

«Мы передаём то, что унаследовали от предыдущего владельца. Мы не знаем, правда ли это всё, но здесь много истории… Представьте, если бы эти стены могли говорить, они бы, наверное, задрожали».
5. Портер придумал выражение «банановая республика»
Термин «банановая республика» используется для описания небольших тропических стран, экономика которых — по крайней мере, на рубеже XX века — в значительной степени зависела от экспорта бананов. После того как Портер сбежал от обвинений в растрате и затаился в Гондурасе, он придумал эту фразу для описания своего временного дома. Эта фраза стала популярной благодаря роману Портера «Короли и Капуста» 1904 года, в котором он описал вымышленную страну Анчурию, основанную на Гондурасе, как банановую республику.

6. Президент Барак Обама однажды процитировал Портера, когда помиловал индеек на День благодарения.
Хотя «Дары волхвов» — это рождественская история, О. Генри также много писал о Дне благодарения в рассказе «Два джентльмена в День благодарения». Президент Барак Обама процитировал Портера в своей речи во время ежегодной президентской традиции помиловать индеек в День благодарения:

«[День благодарения — это] единственный день, который принадлежит нам…единственный день, который является чисто американским».
7. Портер однажды подружился с печально известным грабителем поездов.
Сбежав в Гондурас, чтобы избежать обвинений в растрате, Портер обзавёлся невероятным другом — Элом Дженнингсом, печально известным разбойником и грабителем поездов. Дженнингс был отъявленным вором, который также скрывался от властей США в маленькой центральноамериканской стране. Портер и Дженнингс быстро подружились во время своего пребывания в Гондурасе, и позже Дженнингс написал книгу об их дружбе. Дженнингс даже утверждал, что Портер путешествовал со своим отрядом по Южной Америке и, вероятно, попадал в неприятности по пути.

8. Здание суда, в котором Портер был осуждён, теперь носит его имя.
Сентиментальные рассказы, такие как «Дары волхвов», безусловно, положительно повлияли на репутацию Портера в обществе. На самом деле, здание суда в Остине, штат Техас, в котором Портер был признан виновным в растрате, было переименовано в честь автора. Признанный виновным в феврале 1898 года, Портер, несомненно, был бы удивлён, узнав, что здание суда было переименовано в О. Генри Холл после реконструкции в 1971 году. Здание, которое больше не используется для судебных заседаний, теперь внесено в Национальный реестр исторических мест.

9. В передаче «Субботним вечером в прямом эфире» в пародии на «Дары волхвов» снялась семья Трампа.
Задолго до своей президентской кампании 2016 года Дональд Трамп стал героем скетча «Субботним вечером в прямом эфире» 1988 года под названием «Рождество Трампа». В скетче пародировалась рассказ Портера «Дар волхвов» в исполнении семьи Трампов, где Дональд Трамп и его первая жена Ивана покупают друг другу дорогие подарки, такие как шампанское и бриллианты. Пародия была призвана подчеркнуть богатство семьи и её полную оторванность от опыта покупки подарков среднестатистическими американцами в праздничный сезон.

10. Политики и поклонники пытались — и безуспешно — добиться посмертного президентского помилования Портера.
Портер стал настолько популярной фигурой благодаря своей литературе, что несколько политиков выступили за то, чтобы помиловать его после смерти. Сообщается, что при жизни Портер стыдился своего осуждения, а его коллеги и власти описывали его жизнь после тюрьмы как «преобразующую» для его характера.

В 1958 году Фонд наследия Техаса обратился с просьбой к президенту Дуайту Эйзенхауэру посмертно помиловать Портера, что вызвало кратковременную сенсацию в СМИ. Это обращение было направлено нескольким президентам США, но так и не было официально опубликовано, несмотря на высокую популярность произведений Портера в стране. Однако в 2012 году в честь 150-летия со дня рождения писателя была выпущена почтовая марка США с его изображением.

Текст: Светлана Никонова, 158 👀