Рождественская песнь в прозе (Чарльз Диккенс) • повесть

краткая информация
Дата публикации: 1843 | Форма произведения: повесть | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Эбенезер Скрудж Второстепенные герои: Боб Крэтчит, Святочный Дух Прошлых лет, Дух Нынешних Святок, Дух Будущих Святок, Джейкоб Марли, Малютка Тим, Али-Баба, Бэлл, Белинда Крэтчит, Кэролайн, Фэн, Физзивиг, Миссис Физзивиг, Фред, Невежество, Старина Джо, Марта Крэтчит, Миссис Крэтчит, Миссис Дилбер, Питер Крэтчит, Нищета Темы: бедность и богатство, жадность, истинные ценности

История создания

«Рождественская песнь в прозе» английского писателя Чарльза Диккенса (7 февраля 1812 – 9 июня 1870 гг.) — одно из самых любимых произведений литературы XIX века. Огромная популярность этой истории помогла сделать Рождество главным праздником в Викторианской Британии.

Когда Диккенс писал «Рождественскую песнь в прозе» в конце 1843 года, он преследовал амбициозные цели, но и представить себе не мог, какое глубокое влияние окажет его история.

К моменту написания «Рождественской песни в прозе» Диккенс уже был известным писателем, создавшим такие романы, как Оливер Твист и «Записки Пиквикского клуба», но его последний роман «Мартин Чезлвит» продавался плохо. По мере приближения Рождества 1843 года писатель столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами.

Опасаясь, что его карьера идёт на спад, Диккенс отчаянно хотел написать что-то, что было бы очень популярно у публики.

Помимо личных причин, побудивших его написать «Рождественскую песнь», Диккенс чувствовал острую необходимость высказаться о огромном разрыве между богатыми и бедными в Викторианской Британии.

В ночь на 5 октября 1843 года Диккенс выступил с речью в Манчестере на благотворительном мероприятии Манчестерского Атенеума — организации, которая распространяла образование и культуру среди рабочих масс. Обращение к жителям Манчестера из рабочего класса глубоко тронуло Диккенса. После своей речи он отправился на долгую прогулку и, размышляя о бедственном положении эксплуатируемых детей-рабов, придумал идею для «Рождественской песни в прозе».

Вернувшись в Лондон, Диккенс еще раз прогулялся поздно вечером, прокручивая в голове сюжет. Скрягу Эбенезера Скруджа посетит призрак его бывшего делового партнера Марли, а также Призраки Прошлых, Настоящих и грядущих Рождественских праздников. Наконец-то осознав ошибочность своего жадного поведения, Скрудж отпразднует Рождество и повысит зарплату сотруднику, которого он эксплуатировал, Бобу Крэтчиту.

Диккенс хотел, чтобы книга была опубликована к Рождеству. Он писал её с поразительной скоростью, закончив за шесть недель, продолжая при этом писать главы «Мартина Чезлвита».

Когда книга вышла незадолго до Рождества, она сразу же стала популярной как среди читателей, так и среди критиков. Британский писатель Уильям Мейкпис Теккерей, который позже соперничал с Диккенсом как автор викторианских романов, писал, что «Рождественская песнь в прозе» была «национальным достоянием, а для каждого мужчины или женщины, которые её читают, — личной добротой».

История о том, как Скрудж исправился, глубоко тронула читателей, а послание Диккенса о заботе о тех, кому повезло меньше, нашло отклик в сердцах. Рождественские праздники стали восприниматься как время для семейных торжеств и благотворительности.

Нет никаких сомнений в том, что история Диккенса и её широкая популярность помогли Рождеству стать главным праздником в Викторианской Британии.

Диккенс умер в 1870 году, но «Рождественская песнь» продолжает жить. На протяжении десятилетий по ней ставились пьесы, а в конечном итоге история Скруджа была увековечена в фильмах и телепостановках.

О названии

Рождественская песнь — это радостная песня о рождественских праздниках. Чтобы продолжить метафору песни, Диккенс делит новеллу на строфы, а не на главы; строфа — это другое название нотного стана — пяти параллельных линий, на которых записываются музыкальные ноты.

Жанр произведения

Повесть. Аллегория

Символы

Малютка Тим

Когда читатель впервые знакомится с Малюткой Тимом, его несут на плечах отца, потому что он слишком слаб, чтобы ходить. Он живёт в постоянном состоянии страдания, но при этом он оптимистичен и добр и даже надеется, что его инвалидность поможет людям приблизиться к Богу, когда они вспомнят, «кто заставил хромых нищих ходить, а слепых — видеть».

Малютка Тим, даже больше, чем его отец, является символом сочувствия к бедным, которые ковыляли по жизни, опираясь на костыли (символ работных домов и законов о бедных), чтобы выжить. Даже его конечности «поддерживаются железным каркасом». Однако на самом деле Малютке Тиму и викторианским беднякам нужны были деньги богатых благотворителей, которые могли бы в одиночку изменить их жизнь. Диккенс считал, что личные отношения с богатыми людьми — лучший способ вытащить бедняков из нищеты, поэтому Малютка Тим был спасён именно благодаря такому виду личной благотворительности.

Цепь Марли

Когда Джейкоб Марли появляется в доме Скруджа, он волочит за собой тяжёлую цепь, сделанную из «ящиков для денег, ключей, навесных замков, бухгалтерских книг, документов и тяжёлых кошельков из стали».Эти предметы явно указывают на то, что тяжёлая цепь была создана Марли и символизирует его жадность.

Как и Скрудж, Марли ставил деньги выше людей и в результате обречён скитаться в загробном мире, волоча за собой свою жадность. Скрудж не будет носить цепь просто потому, что он любит деньги. Он будет наказан за то, что любил деньги больше, чем нуждающихся.

Как говорит Марли, «я надел её по собственной воле и ношу по собственной воле», имея в виду, что он создал цепь по собственному желанию, отвернувшись от нуждающихся и сосредоточившись исключительно на своих деньгах. Вес цепи Марли (и Скруджа) также говорит о тяжести на сердце. Скрудж одинок и подавлен, он тащится по жизни, словно несёт тяжёлое бремя. Однако, когда в конце истории его прощают, цепь снимают, и он кричит, что чувствует себя «лёгким, как пёрышко».

Невежество и Нищета

После того, как Призрак Рождества показывает Скруджу, как его жадность повлияла на Фреда и Крэтчитов, он поднимает свой плащ, под которым оказываются двое грязных, голодных детей. Имя мальчика — Невежество. Имя девочки — Нищета.

Невежество, намеренный отказ от знаний символизирует то, как богатые члены общества игнорируют очевидное бедственное положение окружающих. Например, когда сборщик пожертвований спрашивает Скруджа, что делать беднякам без пожертвований, Скрудж бормочет: «Я не знаю… это не моё дело». В этот момент Скрудж предпочитает игнорировать бедственное положение бедняков или предлагать решение. Он выбирает быть невежественным.

Нищета — более прямой символ бедности. Беднякам многого не хватает, особенно по праздникам. Дух предупреждает Скруджа: «… остерегайся обоих и всего, что им сродни, но пуще всего берегись мальчишки, ибо на лбу у него начертано «Гибель»».

Когда Скрудж принимает Невежество и игнорирует Нищету, он увековечивает проблему общества и увеличивает вес своей цепи.

Основная идея

Основная мысль «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса заключается в том, что человек способен измениться, если осознает свои ошибки и открывается для любви, доброты и сострадания. Произведение показывает, что внутреннее преображение возможно в любом возрасте и при любых обстоятельствах, если человек готов отказаться от жадности, эгоизма и холодности, и вместо этого научиться ценить людей, заботиться о других и проявлять щедрость.

Через историю Эбенезера Скруджа, который в начале был богатым, но бессердечным старым человеком, Диккенс подчеркивает, что истинное счастье и смысл жизни кроются не в накоплении материальных благ, а в человеческих отношениях, в заботе о ближнем и в умении прощать. Скрудж, пройдя через встречи с призраками Рождества, осознает свои ошибки и решает изменить свою жизнь. Его преображение олицетворяет моральную истину: каждый человек имеет шанс на искупление и личностный рост, если он открыт к переменам и готов к добрым поступкам.

Таким образом, центральная идея произведения — это важность духовного роста, гуманизма и социальной ответственности, а также осознание того, что настоящая ценность жизни заключается в любви, щедрости и заботе о других.

Художественное своеобразие

«Рождественская песня в прозе» Чарльза Диккенса обладает рядом ярких художественных особенностей, которые делают произведение не только морально значимым, но и литературно привлекательным.

Эти особенности включают в себя элементы стиля, композиции, персонажей и символизма, которые способствуют глубокому воздействию на читателя и создают атмосферу волшебства, рождественской сказки и социальной критики.

Вот основные художественные особенности этого произведения:

1. Аллегорический характер произведения
Одной из ключевых художественных особенностей Рождественской песни в прозе является её аллегоричность. Каждый персонаж и событие в произведении носит символический смысл, отражающий различные аспекты человеческой природы и моральных ценностей.

Эбенезер Скрудж — главный герой — олицетворяет жадность, эгоизм и равнодушие, в то время как его превращение в доброго человека символизирует возможность личностного роста и искупления. Призраки Рождества, которых видит Скрудж, символизируют разные этапы его жизни и его душевное состояние:

  • Призрак Рождества прошлого показывает, как события детства и молодости Скруджа повлияли на его нынешнюю жестокость;
  • Призрак Рождества настоящего открывает ему картину текущего мира, в котором его поступки и бездушие наносят вред окружающим;
  • Призрак Рождества будущего пугает Скруджа видением его одиночества и смерти, если он не изменит свою жизнь.

Каждое из этих встреч с духами служит для Скруджа уроком, который помогает ему осознать свои ошибки и изменить свой взгляд на мир.

2. Использование магии и фэнтези
Хотя произведение можно отнести к жанру социальной прозы, Диккенс вводит элементы магии и фэнтези. Появление призраков и сверхъестественных явлений в тексте — это важная художественная техника, позволяющая создать атмосферу мистики и волшебства, характерную для рождественских рассказов. Эти элементы также служат метафорами для внутренних изменений Скруджа, превращая его историю в эпопею личного преображения.

Тем не менее, сверхъестественное в Рождественской песне не является самоцелью; оно использовано для того, чтобы раскрепостить внутренние механизмы самопознания Скруджа и продемонстрировать его моральное очищение.

3. Яркие, символичные персонажи
Персонажи произведения, особенно второстепенные, часто являются карикатурными или типажными. Например, Малютка Тим — младший сын Боба Крэчита, скромного и бедного клерка Скруджа, символизирует невинность, страдание и надежду. Несмотря на свою болезнь, Тим остаётся оптимистом, что также подчеркивает важность духа Рождества — доброты и любви, которые важнее материального состояния.

Боб Крэчит, несмотря на тяжёлую работу и бедность, остается верным и любящим отцом, и его отношение к жизни контрастирует с жестокостью Скруджа. Все эти персонажи помогают раскрывать тему социальной несправедливости и значимости человечности.

Скрудж же — центральная фигура, его эволюция и преображение от жестокого, равнодушного старика к доброму и отзывчивому человеку занимают основное место в повествовании. Этот процесс трансформации через восприятие внешнего мира и внутренних изменений стал одной из самых ярких и трогательных тем в мировой литературе.

4. Контраст и симметрия
Диккенс использует контраст как важный художественный приём. Мало того что сам Скрудж представляет собой контраст с теми, кто окружает его — его жизнь на фоне бедности Крэчитов или других простых людей — но и волшебные визиты из мира духов тоже противопоставляют его нынешнее состояние и его возможное будущее.

Контраст между прошлым, настоящим и будущим Скруджа создаёт композиционную симметрию, которая помогает ясно показать, как его жизнь изменяется. Эти временные интервалы не только структурируют повествование, но и делают мораль урока о прощении и переменах ещё более убедительной.

5. Сатирическое изображение общества
Хотя Рождественская песня и имеет позитивную основную мысль, Диккенс не избегает социальной сатиры. В произведении ярко отображено разделение общества на богатых и бедных, а также жестокая эксплуатация рабочего класса.

Скрудж, являясь богатым и жадным бизнесменом, противопоставляется бедному, но добросердечному Крэчиту. Через Скруджа, Диккенс критикует жестокие социальные порядки, в которых страдают неимущие, а богатые люди, такие как он сам, не желают оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

6. Рождественская атмосфера и символы
Диккенс с большой любовью и вниманием изображает атмосферу Рождества, полную магии, радости и общечеловеческих ценностей. Всё, что связано с Рождеством, как символ праздника, является не только элементом декорации, но и важной частью произведения.

Атмосфера зимнего Лондона, украшенные дома, Рождественские обеды, вечеринки и веселье Крэчитов — всё это противопоставляется холодности и одиночеству Скруджа. Визуальные и символические образы Рождества служат напоминанием о важности человеческого тепла и общности.

7. Преобладание диалогов и монологов
Диалоги и монологи играют важную роль в развитии характера героев. Диалоги Скруджа с другими персонажами показывают его жестокость и цинизм, а монологи Скруджа, особенно в момент его преображения, становятся выражением глубоких внутренних размышлений, осознания ошибок и стремления к переменам. Это помогает Диккенсу выстроить психологическую глубину героя и эффективно передать его внутреннюю трансформацию.

«Рождественская песня в прозе» — это произведение, которое умело сочетает элементы реализма и волшебства, социальную критику и элементы морализаторства, внося в мир литературы универсальные темы о человеческой доброте, социальной справедливости и возможностях перемен. Эти художественные особенности делают произведение не только увлекательным для чтения, но и глубоко значимым в контексте литературной и социальной мысли XIX века.

Темы

Богатство против бедности

Одной из основных целей, которую Диккенс преследовал при написании «Рождественской песни в прозе», было побудить богатых членов викторианского общества помогать очень бедным людям.

Чтобы побудить читателей к щедрости, он подчёркивает огромный разрыв между богатыми и бедными с помощью простых отношений Скруджа и Боба Крэтчита.

У Скруджа, богатого скряги, денег больше, чем он мог бы потратить за всю свою жизнь, но он жаден и скуп. Он отказывается покупать рождественские подарки, платить своему работнику достойную зарплату или жертвовать на благотворительность. Таким образом, он является символом богатых людей в викторианском обществе, многие из которых на момент публикации мало заботились о бедных, которые, по их мнению, должны были просто усерднее работать, чтобы разбогатеть.

Скрудж настолько скуп, что даже не позволяет своему слуге сжигать больше одного куска угля за раз, из-за чего Крэтчит на Рождество дрожит от холода и бедствует.

Боб Крэтчит, с другой стороны, символизирует сочувствующего беднягу: трудолюбивого, честного, обделённого и неспособного продвинуться по карьерной лестнице. В результате его семья бедствует, старшие дети вынуждены работать, а младший сын остаётся инвалидом.

Это добрая, оптимистичная и щедрая семья, но их положение обрекает их на нищету. Как бы усердно ни работал Боб Крэтчит, он никогда не поднимется выше своего положения и не сможет обеспечить свою семью. Диккенс не только подчёркивает печальный разрыв между богатыми и бедными, но и призывает богатых быть щедрыми, показывая, что щедрые пожертвования создают тёплые отношения, меняют жизнь бедных и делают её более значимой.

Искупление

Искупление — это действие, направленное на то, чтобы сделать кого-то лучше, часто потому, что этот человек отказался от порочной или греховной жизни. Показывая ему, как его выбор влияет на прошлое, настоящее и будущее, три призрака дают Скруджу возможность изменить свой образ жизни, чтобы избежать ужасной участи.

В начале новеллы Скрудж — скупой и жадный затворник, который предпочитает сидеть в одиночестве в темноте своей скудной гостиной, а не зажигать свечу. У него нет времени на друзей, семью или радость; его заботят только деньги. Его эгоистичное поведение лучше всего проявляется в том, что он кричит «Чушь!» всякий раз, когда кто-то желает ему добра. Он не хочет иметь ничего общего с Рождеством, его весельем или сострадательностью и щедростью, которые с ним связаны.

В канун Рождества Скруджа навещают три духа. Основная цель их визитов — показать Скруджу, как его жадность влияет на него самого и на окружающих.

Сначала Скрудж видит, как рушится его помолвка из-за его любви к деньгам; затем он видит, как его скупость напрямую влияет на его семью (Фреда) и Крэтчитов.

Наконец, Скрудж видит, как мало значит его богатство после смерти: его не уважают, не заботятся о нём и не оплакивают его. Почти все в его жизни просто рады его смерти. Столкнувшись с этой печальной реальностью, Скрудж умоляет духов дать ему второй шанс. Проснувшись рождественским утром, он преображается. До конца своих дней Скрудж остаётся щедрым, открытым и любимым семьёй и друзьями.

Время

Время — важная, но несколько запутанная тема в «Рождественской песне в прозе». Один из главных конфликтов истории заключается в том, что у Скруджа заканчивается время. Он стар и, как напоминают ему Марли и три духа, близок к смерти.

То же самое можно сказать и о Малютке Тиме, чьё здоровье явно ухудшается по мере того, как его молодая жизнь подходит к концу. Чтобы спасти любого из этих персонажей, Скрудж должен действовать быстро.

На протяжении всей новеллы рассказчик указывает на часы, куранты и колокола, которые напоминают читателям о том, что время неумолимо идёт.

Три призрака, чьи имена подчёркивают три основные «категории» времени: прошлое, настоящее и будущее, — также намекают на неизбежное течение времени. Однако их визиты искажают время: каждый призрак появляется в час ночи в канун Рождества, но их присутствие не пересекается.

По мере того, как Скрудж путешествует по своему прошлому, настоящему и будущему, он понимает, как важно сосредоточиться на всей своей жизни в целом, а не зацикливаться на прошлом или жить только настоящим.

Недостаток Скруджа в том, что он слишком сосредоточен на будущем (своём богатстве), но, увидев последствия собственной смерти, Скрудж даёт клятву: «Я буду жить в прошлом, настоящем и будущем». «Духи всех троих будут бороться во мне». Этот момент, наряду со сложной хронологией визитов призраков, побуждает Скруджа (и читателя) замедлиться, насладиться моментом и поразмышлять о смысле жизни.

Контекст

Промышленность и население

Развитие технологий во время промышленной революции привело к появлению машин, которые заменили человеческий труд, вынудив сотни тысяч рабочих отправиться в большие города в поисках работы. Государственных программ, инфраструктуры и средств для поддержки растущего населения просто не хватало, из-за чего миллионы бедных семей жили в нищете.

Многие из тех, кто не мог прокормить себя, — часто одинокие женщины, пожилые люди, инвалиды и дети — жили в работных домах, где за долгие часы ручного труда можно было «арендовать» убогую койку.

Детей в работном доме разлучали со своими семьями, давали неадекватное образование и часто наказывали побоями за незначительные проступки. Те, кому удавалось избежать работного дома, часто накапливали невыполнимые долги, в результате чего многие попадали в долговые тюрьмы, где условия зачастую были хуже, чем в работных домах.

Несмотря на эти условия, Викторианская эпоха в Англии была временем быстрого роста населения: население Англии выросло с почти 17 миллионов человек в 1850 году до более чем 30 миллионов в 1901 году, и этот факт привёл к тому, что некоторые люди стали выступать за нулевой прирост населения.

Философ Томас Мальтус, чей «Опыт о законе народонаселения» 1798 года оказал большое влияние на Викторианскую эпоху, предположил, что бедные должны просто не размножаться, и тогда низший класс со временем сократится.

Экономический разрыв

Резко контрастируя с бедняками, богатые вели относительно роскошную жизнь в роскошных особняках, частным образом обучали своих детей, путешествовали, нанимали слуг и устраивали пышные вечеринки.

Благотворительные организации существовали для того, чтобы помочь преодолеть растущий разрыв между богатыми и бедными, но многие состоятельные семьи отказывались помогать бедным, полагая, что бедности можно избежать с помощью более эффективных решений. Многие обвиняли бедных в их удручающем существовании, говоря, что они должны просто найти лучшую работу, иметь меньшие семьи или нести меньше расходов.

На момент публикации «Рождественской песни в прозе» около четверти населения Англии жило в бедности. В 1834 году в законы о бедных, которые когда-то позволяли выдавать деньги непосредственно обедневшим людям для поддержания их существования, были внесены поправки, вынудившие бедняков обращаться за помощью во второстепенные государственные учреждения, чаще всего в работные дома.

Диккенс, который на собственном опыте знал, что такое работные дома и тюрьмы для должников, считал, что решение проблемы финансового равенства заключается в том, чтобы богатые благотворители индивидуально поддерживали обедневшие семьи.

«Рождественская песнь в прозе» помогла распространить идею о том, что можно найти огромную радость в том, чтобы помочь бедной семье выжить.

Бедность и болезни

Сочетание бедности, перенаселенности в городах и плохих санитарных условий сделало обедневших викторианцев, таких как Малютка Тим, уязвимыми для болезней. Хотя Диккенс не уточняет болезнь Малютки Тима, есть текстовые подсказки: подтяжки для ног, костыль и намек на то, что деньги могли предотвратить смерть мальчика. Некоторые врачи поставили диагноз, основываясь на этих подсказках, а также на знании обстановки рассказа.

Некоторые предполагают, что Малютка Тим страдает от рахита и туберкулёза. Рахит — это заболевание, при котором кости размягчаются из-за дефицита витамина D, вызванного неправильным питанием или недостатком солнечного света.

В то время распространёнными средствами лечения были фиксаторы для ног и костыли. Дефицит витамина D также ослабляет иммунную систему, делая людей восприимчивыми к бактериальным инфекциям, таким как туберкулёз. Во времена Диккенса туберкулёз был распространённым смертельным заболеванием.

Жизнь в перенаселённом и загрязнённом Лондоне, вероятно, могла бы сделать Малютку Тима одним из 60% детей из рабочего класса, страдающих рахитом, и одним из 50% детей из рабочего класса с признаками туберкулёза. На эти статистические данные могло бы повлиять то, что у бедных детей был бы доступ к солнечному свету (в то время его закрывал промышленный смог) и более разнообразное питание, содержащее витамин D.

Другие диагностировали у Крошки Тима полиомиелит, церебральный паралич и заболевание почек. Однако племянник Диккенса Генри умер от туберкулеза и, возможно, отчасти вдохновил на создание персонажа Крошки Тима.

Рождество

Хотя в «Рождественской песне в прозе» есть сильное социальное послание, её основная цель — развлекать. Во время публикации новеллы рождественские традиции быстро менялись. В 1840-х годах большинство предприятий работали в Рождество, и сотрудникам редко давали выходной.

В 1843 году начали рассылать первые рождественские открытки с рукописными поздравлениями и пожеланиями, а британские рождественские хлопушки (праздничные свёртки со сладостями, игрушками и орехами) популяризировали украшение дома к празднику.

В 1848 году в газете была опубликована праздничная фотография королевы Виктории и её мужа-немца, принца Альберта, которые праздновали Рождество у украшенной ёлки, и так появилась ещё одна праздничная традиция.

Когда в 1843 году была опубликована «Рождественская песнь в прозе», Рождество только начинало превращаться из тихого религиозного праздника в торжество, которым наслаждалось всё общество. Сам Диккенс пышно отмечал этот праздник, устраивая для семьи и друзей сложные представления в честь Двенадцатой ночи.

Одной из рождественских традиций, которой Диккенс следовал, было рассказывать истории о привидениях в канун Рождества. Эта традиция восходит к языческим временам, когда считалось, что во время зимнего солнцестояния, самой длинной ночи в году, духи возвращаются на землю, чтобы завершить незавершённые дела. Хотя со временем эта традиция сошла на нет, «Рождественская песнь в прозе» остаётся классикой жанра, которая продолжает радовать читателей сочетанием жуткого и воодушевляющего.

Персонажи

Характер Описание
Эбенезер Скрудж Эбенезер Скрудж — бессердечный скряга, который ненавидит Рождество, пока его не посещают три призрака, которые меняют его мировоззрение.
Боб Крэтчит Боб Крэтчит — бедный, но трудолюбивый клерк Скруджа.
Святочный Дух Прошлых лет «Рождественская история» заставляет Скруджа взглянуть в прошлое, чтобы понять, как он стал таким скупым.
Дух Нынешних Святок Этот Дух открывает Скруджу глаза на страдания бедных людей в его сообществе.
Дух Будущих Святок Дух Будущих Святок помогает Скруджу осознать, насколько бессмысленен его образ жизни
Джейкоб Марли Джейкоб Марли — старый деловой партнёр Скруджа, умерший семь лет назад. Он навещает Скруджа и предупреждает его о судьбе.
Малютка Тим Малютка Тим — сын-инвалид Боба Крэтчита.
Али-Баба Али-Баба — воображаемый друг, созданный по образу персонажа из «Тысячи и одной ночи», который составлял компанию Скруджу в детстве.
Бэлл Бэлл — бедная девушка, с которой Скрудж был помолвлен до того, как влюбился в свои деньги.
Белинда Крэтчит Белинда — одна из добросердечных и оптимистичных детей Крэчитов.
Кэролайн Кэролайн и её муж — должники, которые радуются известию о смерти Скруджа, потому что это даёт им возможность найти более понимающего кредитора.
Фэн Фэн — добросердечная младшая сестра Скруджа, которая, когда он был младше, провожала его домой из школы-интерната на Рождество.
Физзиуиг Физзиуиг — первый работодатель Скруджа, который относится к своим работникам добродушно и щедро.
Миссис Физзиуиг Миссис Физзиуиг — жена мистера Физзиуига; она гостеприимная хозяйка.
Фред Фред — единственный живой родственник Скруджа, весёлый и настойчивый племянник.
Невежество Невежество — это жалкий, грязный мальчишка, прячущийся под плащом Духа Нынешних Святок
Старина Джо Старый Джо — ростовщик, который платит ворам за вещи, украденные ими из дома Скруджа после его смерти.
Марта Крэтчит Марта — старшая дочь Боба, которая уходит с работы, чтобы приехать домой на Рождество.
Миссис Крэтчит Миссис Крэтчит — находчивая жена Боба.
Миссис Дилбер Миссис Дилбер — прачка, которая после смерти Скруджа крадёт кое-что из его имущества.
Питер Крэтчит Питер Крэтчит — старший сын Боба Крэтчита, который, как надеется семья, найдёт лучшую работу после смерти Крошки Тима.
Нищета Нищета — отчаявшаяся, голодающая девочка-подросток, которая живёт под плащом Духа Нынешних Святок.

Интересные факты

Повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» стала почти синонимом рождественского сезона. Опубликованная в декабре 1843 года, повесть описывает нравственные переживания печально известного Скруджа, которого посещают призраки прошлого, настоящего и будущего Рождества, чтобы повлиять на него и сделать его более добрым и отзывчивым человеком. Превращение Скруджа вдохновило миллионы людей на то, чтобы рассматривать рождественский сезон как время добрых дел и сострадания, как необходимую передышку от стрессов и испытаний рабочего мира.

«Рождественская песнь в прозе» также вдохновила на создание множества рождественских традиций и повлияла на значимость праздника в XIX веке. Сегодня эта повесть неоднократно экранизировалась и является одним из самых любимых и известных произведений рождественской литературы в мире.

1. Диккенс взял имя персонажа «Скрудж» с надгробия — или, по крайней мере, ему показалось, что там было написано «Скрудж».
Эбенезер Леннокс Скрудж был торговцем из Эдинбурга, чьё надгробие Диккенс увидел во время прогулки по городу. Диккенс подумал, что на надгробии Скруджа называют  «mean man» («скупой человек»), хотя на самом деле там было написано «meal man («торговец мукой»). В жизни Скрудж, по-видимому, был добрым и безобидным, но в литературе он остался как сварливый и раздражительный Скрудж.

2. Малютка Тим из «Рождественской песни в прозе» был списан с племянника Диккенса.
У сестры Диккенса, Фанни, был сын с ограниченными возможностями, которого звали Генри Бернетт-младший. Хотя Диккенс изменил имя своего персонажа, характер и черты Крошки Тима — невинность, наивность и доброта, несмотря на болезнь, — основаны на характере сына его сестры.

3. Томас Эдисон снял немую экранизацию «Рождественской песни».
Edison Manufacturing Company выпустила немую экранизацию 1910 года по «Рождественской песне». Несмотря на то, что фильм длился всего 11 минут, его высоко оценили за спецэффекты и внимание к деталям в костюмах и декорациях.

4. Посещение оловянной шахты вдохновило Диккенса на написание «Рождественской песни в прозе».
Прежде чем написать «Рождественскую песнь в прозе», Диккенс в 1843 году посетил оловянную шахту в Корнуолле, где использовался детский труд. Он был настолько потрясён увиденным, что решил написать произведение, призванное пробудить в людях сочувствие к детям Англии, живущим в бедности.

5. Диккенс почти ничего не заработал на «Рождественской песне».
Из-за тщательно продуманного Диккенсом оформления книги (включая четыре гравюры на дереве и золотые буквы на обложке) затраты на её производство были настолько высоки, что его собственная прибыль была почти ничтожной. С момента публикации переиздания и театральные и кинопостановки ежегодно приносят большой доход, но Диккенсу от этого почти ничего не достаётся.

6. «Рождественскую песнь» читали солдатам в окопах во время Первой мировой войны.
В самые мрачные дни Первой мировой войны капитан Корбетт-Смит читал «Рождественскую песнь» вслух своим солдатам в окопах. Чтение было, без сомнения, долгожданной передышкой для солдат, которые с приближением Рождества слышали только взрывы снарядов и пулемётную стрельбу.

7. «Рождественская песнь в прозе» повлияла на реального Скруджа, заставив его закрыть свою фабрику на Рождество.
Владелец фабрики по имени мистер Фэрбенкс посетил чтение «Рождественской песни в прозе» в 1867 году и был настолько тронут этой историей, что дал своим рабочим выходной. Он прислал им по индейке, чтобы они могли поесть со своими семьями.

8. Многие рождественские традиции из «Рождественской песни в прозе» Диккенса «Рождественская песнь в прозе» не были традициями на момент публикации.
В то время, когда Диккенс писал эту историю, рождественские ёлки, колядующие и чулки не были принятыми традициями. «Рождественская песнь в прозе» способствовала популяризации рождественской индейки, поскольку до публикации новеллы индейка на рождественский ужин не была обычным делом.

9. Диккенс прочитал более 100 раз свою «Рождественскую песнь на Рождество на публичных чтениях.
Диккенс прочитал эту историю перед 2000 зрителей в Бирмингеме в 1853 году. Зрители были очарованы его чтением «Рождественской песни», и он продолжал выступать до 1870 года. Слушателям часто казалось, что он перевоплощается в своих персонажей, когда читает.

10. Мим сыграл Скруджа в экранизации «Рождественской песни» на BBC.
В 1973 году в программе «Омнибус» была представлена «Рождественская песнь» Марселя Марсо. Марсо, сыгравший Скруджа, был широко известным французским мимом. Известный как «мастер молчания», Марсо также помогал спасать детей во время нацистской оккупации Франции во время Второй мировой войны.

 

Текст: Светлана Никонова, 89 👀