Дракула (Брэм Стокер) • роман
краткая информация
История создания
Идея романа начала формироваться у ирландского романиста Брэма Стокера (8 ноября 1847 года — 20 апреля 1912 года) в 1890-х годах. Вдохновение для создания образа Дракулы, скорее всего, пришло от различных источников, включая фольклор, мифологию и исторические фигуры. Стокер был знаком с мифами о вампирах и легендами о Карпатах, а также с реальной личностью Владом Цепешем, известным как Влад III, или Влад Дракула. Этот исторический персонаж был князем Валахии, известным своей жестокостью и методами правления. Стокер использовал этот образ для создания своего антигероя — графа Дракулы.
Стокер много путешествовал по Европе, посещая различные места, которые, вероятно, вдохновили его на создание атмосферных описаний в романе. Однако, несмотря на большое количество исследований, некоторые исторические детали были интерпретированы автором с художественной точки зрения.
О названии
Дракула — имя антагониста истории, вампира. Это имя происходит от румынского слова dracul, означающего «дракон» или, возможно, «дьявол».
Жанр произведения
Роман. Ужасы.
Символы
Замок и город
Места действия в «Дракуле» связаны с главным героем, Ван Хельсингом, и антагонистом, Дракулой. Замок Дракулы и близлежащие деревни являются его крепостью. Никто не осмеливается оспаривать его власть там, не заплатив ужасную цену. Ван Хельсинг знает, что если Дракула успешно отступит в свой замок, уничтожить его будет гораздо сложнее. Древнее кладбище и церковь в Уитби, а также заброшенный средневековый дом в Карфаксе — это тоже места, где Дракула может продемонстрировать свои способности.
С другой стороны, современные города Лондон и Амстердам ассоциируются с исследованиями Ван Хельсинга, секретарскими навыками Мины, передовыми медицинскими знаниями Сьюарда и юридическим талантом Харкера. В современной обстановке Дракула чувствует себя менее комфортно и более уязвим, несмотря на годы подготовки к жизни среди лондонцев.
Инструменты торговли
Существовали легенды о вампирах, которые Стоукер исследовал и дополнил. Многие из инструментов, которые Ван Хельсинг использует для уничтожения вампиров и предотвращения нападения Дракулы на Люси, имеют мифологические или христианские ассоциации.
Распятие и облатка для причастия — это явно христианские символы, которые используются против зла Дракулы. Кроме того, другие инструменты, такие как чеснок и дикая роза, уже фигурировали в народных средствах от различных болезней.
Знания — это тоже инструмент, который Ван Хельсинг использует, когда он и молодые люди преследуют Дракулу, как и современные методы, используемые для записи знаний и их распространения. Таким образом, инструментарий, используемый в «Дракуле», опирается на древние и современные ресурсы, на суеверия и «новейшие» технологии.
Кровь и тела
Как бы читатели ни воспринимали конфликт, разворачивающийся в «Дракуле», — старое против нового, Восток против Запада, зло против добра, — поле битвы этого конфликта — физическое. Дракула почти сверхчеловек, по крайней мере, ночью, благодаря своей силе и способности омолаживать себя, выпивая кровь других.
Читатели видят, как тела жертв становятся материалом для его очевидной кампании по созданию нового королевства, и наблюдают, как Дракула пытается создать новых слуг-вампиров в лице Люси и Мины — с помощью крови.
В то же время Ван Хельсинг использует кровь в виде переливаний и физических тел, а также ментальную связь Мины с Дракулой, чтобы начать контратаку. Хотя целью может быть душа Англии или, по крайней мере, души тех, кем питается Дракула, конфликт разворачивается в физических телах Дракулы, его женщин-вампиров и его жертв.
Основная идея
«Дракула» Брэма Стокера — это не просто хоррор-история, а многослойное произведение.
Основная идея романа — это необходимость защиты прогресса и цивилизации, позднее высказанная Стокером в статье «Цензура и литература» (1908):
«Сила зла — антиэтическая сила, тем более опасная, что она естественна. Грех для человека столь же органичен, как жизнь и участие в неизбежной борьбе за нее. Но если прогресс — благо, и его цель — организация сил нации, то силам зла, естественным и произвольным, надо противостоять в полном масштабе. Недостаточно то там, то здесь защитить один рубеж, как бы важен он ни был; нужно защищать всю границу».
Темы
Пределы современных знаний
Древние и современные знания играют важную роль в «Дракуле», поскольку главные герои пытаются понять, кто такой Дракула и что он собой представляет, — и то, и другое необходимо в борьбе с Дракулой.
Несмотря на восхищение Стокера новыми научными знаниями и передовыми технологиями, которые он описывает в мельчайших подробностях, например, о фотоаппаратах, портативных пишущих машинках и тому подобном, в конечном счёте всё решают знания, которые Ван Хельсинг получает из старых источников и от знатоков древних мифов.
В романе само по себе знание не является чем-то безопасным — это отсылка к библейской истории о сотворении мира, в которой желание отличить добро от зла заставляет Адама и Еву рискнуть и быть изгнанными из рая.
Читатели видят эту двойственность, например, когда Сьюард признаётся, что хотел бы довести безумие Ренфилда до убийства ради развития науки, и когда Ван Хельсинг обвиняет Дракулу в том, что он выходит за рамки того, что люди могут знать, и изучает тёмные искусства в Шоломансе. Знание, как говорит и демонстрирует Ван Хельсинг, должно быть под контролем. Люди должны понимать его пределы.
Мужественность и женственность
В романе «Дракула» отношения между мужчинами и женщинами, будь то смертные или вампиры, определяют выбор и раскрывают желания персонажей. Роман отчасти представляет собой борьбу за любовь и преданность Люси и Мины.
В случае Люси не только Дракула, но и трое смертных мужчин хотят обладать её невинностью и сияющей красотой. В случае с Миной борьба идёт между Харкером и Дракулой, но по ходу романа все мужчины, включая Ван Хельсинга, влюбляются в Мину и скорее умрут, чем позволят Дракуле сделать её своей женой.
Вопрос в том, что вдохновляет мужчин на такую любовь. Мина и Люси — представительницы викторианской женственности, а молодые люди — представители современной мужественности. Вместе они проверяют границы допустимого социального поведения, воплощают и восстают против культурных ожиданий в области работы, доминирования и сексуальности.
Спасение и проклятие
Ван Хельсинг представляет конфликт в «Дракуле» как битву добра со злом. Он определяет добро в явных христианских терминах, использует против Дракулы предметы, связанные с христианскими обрядами, и часто говорит о Божьем суде, а также о том, что Дракула и его жертвы лишены спасения и рая. Он даже сожалеет о том, что Дракула отступил от добра, потому что такое существо могло бы способствовать Божьей работе, если бы захотело.
Дракула, напротив, ассоциируется с тьмой, смертью и проклятием, поскольку любой созданный им вампир отрезан от рая.
Ван Хельсинг идёт дальше, обвиняя Дракулу и его предков в том, что они учились в легендарной школе Шоломанс, где научились управлять погодой и общаться с животными — навыкам, недоступным смертным.
Следы проклятия — особенно на обожжённом лбу Мины — преобладают в заключительных главах романа и достигают кульминации не только в очищении Мины, но и в освобождении душ женщин-вампиров и, возможно, души Дракулы.
Мотивы
Двери
Двери могут защищать персонажей, укрывая их от ужасов или опасностей. Но чаще двери буквально запирают персонажей в физических пространствах, из которых они хотят выбраться, или метафорически, не позволяя им получить нужную информацию. Особенно в замке Дракулы, в аббатстве Карфакс и в комнатах, которые Вестенра снимают в Уитби, двери часто открываются или закрываются в неподходящий момент. Даже вампиры не могут пройти через двери, если те украшены цветами чеснока или запечатаны крошками от причастия.
Распятие
Распятие — главная сила, защищающая персонажей от вампира и его женщин-вампиров. Нежить в ужасе отшатывается при виде распятия. Читатели знакомятся с защитной силой распятия ещё в главе 2, когда хозяйка «Золотой короны» умоляет Харкера не ехать в замок Дракулы и настаивает на том, чтобы он взял её распятие.
В то время Харкер не понимает, зачем ему носить распятие. Однако вскоре он понимает, что крест приносит ему утешение и защиту: «Благословите ту добрую, добрую женщину, которая повесила крест мне на шею!» — восклицает он. Когда он остаётся один и боится Дракулы, крест придаёт ему сил. Ван Хельсинг даёт каждому его спутнику по кресту, когда они преследуют Дракулу. Персонажи понимают, что крест можно использовать как мощное христианское оружие против тёмных сатанинских планов Дракулы.
Контекст
Восточноевропейская Литература о Вампирах
Не Брэм Стокер написал первую историю о вампирах. Мифы и знания о вампирах уходят корнями в древние времена, и в фольклоре по всему миру обитают существа, похожие на вампиров, но несколько опубликованных историй о вампирах предшествовали роману Стокера и, вероятно, повлияли на него.
«Вампир» доктора Джона Полидори (1819), роман, написанный в рамках литературного конкурса, который также вдохновил «Франкенштейна» Мэри Шелли (1818), изображает лорда Рутвена, аристократичного, обходительного вампира, который охотится на молодых женщин, но — в отличие от Дракулы — избегает поимки и суда.
«Вампир Варни, или Кровавый пир» (1847) — совершенно иная история в каноне о вампирах. Это иллюстрированный дешёвый журнал, впервые опубликованный в 1845–1847 годах. Дешёвый журнал — это дешёвое издание, история, рассказанная в нескольких выпусках, каждый из которых стоил один пенни.
Автор, которым, судя по всему, был Джеймс Раймер или Томас Прест, а может, и оба, создаёт образ лорда Варни — вампира, обладающего огромной силой и испытывающего растущее чувство вины за смерти, которые он причиняет.
В новелле Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла» (1871–1872) представлена сексуализированная женщина-вампир, которая охотится на молодых женщин, которые, как подразумевается в новелле, становятся её любовницами. Враг Кармиллы, барон Ворденберг, является экспертом по вампирам, как Ван Хельсинг.
Однако на планы и черновики Стокера повлияли не только эти и другие литературные предшественники, но и его собственные исследования исторических работ, книг о путешествиях и преданий. Его рабочие заметки показывают, что он опирался, например, на труды писательницы-путешественницы Эмили Джерард о Трансильвании и обычаях тамошних жителей. Джерард пишет о том, что румыны, по её мнению, верили во «всяких сверхъестественных существ и чудовищ», самым ужасным из которых был вампир. Стокер лично посетил Уитби и во время пребывания там читал историю Валахии (родины Влада III Дракулы) и Молдавии; три упоминания имени Дракула в этой работе побудили его дать вампиру его знаменитое имя.
Хоррор против готической литературы
«Дракула» — один из нескольких важных и долговечных рассказов ужасов, созданных викторианскими авторами. Готический роман был хорошо известен (и, возможно, достиг своего пика и начал приходить в упадок), когда Стокер начал работу над «Дракулой», но в его романе есть готические черты:
- таинственные настройки, часто отдаленные и древние;
- за невинными молодыми женщинами ухаживают мужчины постарше, которые часто приезжают из других стран, и в конце концов их спасают добродетельные молодые люди, на которых они женятся;
- и драматические совпадения, в которых замешана судьба.
Но более поздние викторианские романы ужасов, такие как «Дракула», также включают в себя психологическую драму. В этих произведениях мотивы персонажей становятся более сложными, а конфликт связан с современными проблемами, такими как, в случае с «Дракулой», вопросы сексуальности и брака, прогрессивная повестка дня в Англии и научные вызовы религиозным традициям. «Дракула» относится к группе романов, в которых представлены изменения и переход от одного состояния к другому, как в теле, так и в сознании.
«Доктор Джекилл и мистер Хайд» Роберта Льюиса Стивенсона (1886) и «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса (1896), среди прочих, предшествуют «Дракуле» и повествуют о силах, которые, как правило, к худшему, трансформируют тела персонажей, часто пугающим и ужасающим образом, из-за чего их сущность распадается и заменяется неожиданно ужасными личностями.
Эти трансформации позволяют авторам косвенно обращаться к страхам реального мира, не спотыкаясь о культурные особенности. Например, Дракула какое-то время передвигается среди «кишащих миллионов» Лондона незамеченным и неконтролируемым, захватывая добычу и медленно возвращая себе молодость. Образно говоря, его способность скользить по Лондону, распространяя свое проклятие, может стать причиной различных опасений, таких как распространение инфекции или вторжение в английскую культуру иностранных идей.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Дракула | Дракула — вампир, стремящийся править более обширным королевством, чем небольшая Трансильвания, его родовое поместье. Гордый, умный и решительный, он вторгается в Лондон, чтобы распространить вампиризм, возможно, для того, чтобы установить новый порядок в современном ему мире. |
Ван Хельсинг | Доктор Абрахам Ван Хельсинг, эксперт во многих областях, который продолжает учиться даже в возрасте 72 лет, понимает, что за болезнью Люси стоит зло, и становится лидером молодых лондонцев, наряду с Куинси Моррисом, которые противостоят планам Дракулы. |
Джон Сьюард | Джон (Джек) Сьюард — учёный, хотя и несколько неэтичный, чьё понимание мира поставлено под сомнение действиями Дракулы в Лондоне, но который, будучи убеждённым, является неутомимым врагом Дракулы и защитником Люси и Мины. |
Люси Вестенра | Люси Вестенра — лучшая подруга Мины и невеста Холмвуда. Милая и похожая на ребёнка Люси привлекает Дракулу, который начинает превращать её в вампира, пока Ван Хельсинг не спасает её душу — но не тело — от этой участи. |
Мина Мюррей | Мина Мюррей — умная, практичная, способная молодая женщина, которая неофициально тренируется, чтобы быть полезной своему будущему мужу Джонатану Харкеру. Преданная подруга, она пытается защитить Люси, а позже использует свои навыки, чтобы выследить Дракулу. |
Джонатан Харкер | Джонатан Харкер, молодой юрист, прилежен и благороден. Когда Дракула угрожает Мине, упорство Харкера позволяет ему переносить ужасы, преследуя вампира. |
Томас Бильдер | Томас Бильдер — смотритель Лондонского зоологического сада; он даёт интервью газете о странном побеге волка из зоопарка. |
Мистер С.Ф. Биллингтон | Сэмюэл Биллингтон — адвокат, с которым Дракула заключает договор о доставке ящиков с землёй в его лондонский дом. |
Сэм Блоксам | Блоксэм — рабочий, который сообщает Харкеру важную информацию о девяти ящиках с землёй, которые он перевёз из Карфакса на Пикадилли. |
Дж.М. Каффин | Каффин — хирург, которого вызвали осмотреть мёртвого капитана, привязанного к штурвалу «Деметры», корабля, на котором Дракула приплыл в Англию. |
Капитан | Капитан «Деметры» найден мёртвым, привязанным к штурвалу, когда корабль сел на мель в Уитби; в его судовом журнале описаны трагические потери. |
Клерк | Этот неназванный «придурок» ничего не рассказывает Харкеру, но с радостью сообщает лорду Годалмингу (Холмвуду), что «граф де Виль» купил дом на Пикадилли. |
Водитель автобуса | Водитель — нервный мужчина, который в последний момент пытается помешать Джонатану Харкеру встретиться с Дракулой на перевале Борго. |
Экипаж | В команду «Деметры» входят кок, второй помощник капитана и пять матросов; судя по судовому журналу, Дракула убивает и поедает их всех. |
Донельсон | Донельсон — шотландский капитан «Царицы Екатерины», который сообщает о подозрительно быстром путешествии из Лондона в Чёрное море. |
Первый помощник | Первый помощник капитана «Деметры» — подозрительный человек и единственный член экипажа, который подозревает, что на корабле творится что-то неладное. |
Квинси Харкер | Сына Мины и Джонатана назвали в честь Квинси Морриса, который погиб, спасая Мину и Джонатана в финальной битве с цыганами. |
Мистер Питер Хокинс | Мистер Хокинс — адвокат, который нанимает Джонатана Харкера и отправляет его в Трансильванию вместо себя; позже они становятся партнёрами. |
Доктор Патрик Хеннесси | Доктор Хеннесси работает в лечебнице доктора Сьюарда и действует от его имени, пока он находится в Хиллингеме с Люси. |
Хильдесхайм | Хильдесхайм — это агент в Галаце, который получает ящик с землёй, когда «Царица Екатерина» прибывает в порт. |
Артур Холмвуд | Артур Холмвуд — молодой аристократ, помолвленный с Люси. Добрый и легкоранимый Холмвуд использует своё влияние и богатство, чтобы отомстить за смерть Люси. |
Домовладелица | Домовладелица — обеспокоенная женщина, которая предупреждает Джонатана Харкера не посещать замок Дракулы и отдаёт Харкеру своё распятие в Бистрице. |
Хозяин дома | Хозяин дома — напуганный человек, который хочет как можно меньше иметь дела с гостем Дракулы. |
Мистер Маркуанд | Мистер Маркуэнд — адвокат миссис Вестенра, и он приезжает в Хиллингем после её смерти, чтобы огласить завещание. |
Квинси Моррис | Куинси Моррис — дружелюбный техасец, один из ухажёров Люси, давний друг Холмвуда и Сьюарда и отважный защитник Мины от Дракулы. |
Ренфилд | Р. М. Ренфилд — «зоофаг» (так в издании 1897 года) доктора Сьюарда, который ест мелких животных, чтобы «поглотить» их «сильную жизнь», и с нетерпением ждёт прибытия Дракулы в Англию. |
Сопровождающий Сьюарда | Крепкий мужчина, ассистент, ухаживает за Ренфилдом и другими пациентами и помогает Сьюарду в его исследованиях. |
Симмонс | Симмонс — один из санитаров в психиатрической лечебнице. Он находит Ренфилда раненым и истекающим кровью. |
Сестра Агата | Сестра Агата — монахиня, которая пишет Мине из больницы в Буде-Пеште о долгой болезни Джонатана и его хрупком выздоровлении. |
Петро Скински | Скински нанимают, чтобы он перевёз ящик с землёй, в котором путешествует Дракула, с «Царицы Екатерины» на речной пароход; Дракула убивает его, чтобы замести следы. |
Руфус Смит | Руфус Смит, помощник Холмвуда в «Ллойдс» в Лондоне, докладывает вице-консулу в Варне о продвижении царицы Екатерины. |
Джозеф Смоллет | Смоллет — один из тех, кого Ренфилд атакует, когда они везут ящики с землёй в Карфакс. |
Томас Снеллинг | Снеллинг — один из тех, кого Ренфилд атакует, когда они везут ящики с землёй в Карфакс. |
Мистер Суэйлс | Мистер Суэйлс — пожилой житель Уитби, который рассказывает Мине истории о смертях, призраках и легендах. |
Рабочие цыгане | Эти люди работают на Дракулу, вероятно, в обмен на то, что он не охотится на них; но всё равно они его боятся. |
Три женщины-вампиры | Две темноволосые женщины и одна светловолосая — спутницы Дракулы; они появляются втроём и всегда жаждут крови. |
Миссис Вестенра | Хотя мать Люси и второстепенный персонаж, она помогает дочери подготовиться к свадьбе и играет важную роль в событиях, которые приводят к тому, что её дочь попадает под влияние Дракулы. |
Служанки Вестенра | Четыре служанки, три взрослые и одна молодая, ухаживают за Люси и её матерью, но оказываются не слишком компетентными в ситуации, когда Люси находится в кризисе. |
Доктор Винсент | Доктор Винсент ухаживает за ребёнком, которого Люси укусила неподалёку от Хэмпстеда; он считает, что ребёнка укусила летучая мышь. |
Интересные факты
Роман Брэма Стокера «Дракула», опубликованный в 1897 году, является, пожалуй, самым знаковым произведением в жанре ужасов, а главный герой книги уже более ста лет не даёт детям спать по ночам. Хотя Стокер не создавал концепцию вампира, он популяризировал это мифическое существо и сделал его одним из главных персонажей жанра ужасов.
1. Оригинальная концовка «Дракулы» была удалена из книги.
Первоначальный финал «Дракулы» должен был следовать за строчкой из дневника Мины: «Замок Дракулы выделялся теперь на фоне багровеющего неба, и каждый камень этого возвышенного строения был озарен светом заходящего солнца».
Некоторые критики считают, что концовка, в которой замок Дракулы разрушается после его смерти, навсегда скрывая правду о вампирах, была убрана из-за сходства с рассказом По «Падение дома Ашеров» (1839). Другие отмечают, что удалённый текст подразумевал, что Стокер намеревался написать продолжение «Дракулы».
2. Плохой ужин из морепродуктов, возможно, вдохновил «Дракулу».
Большинство критиков считают, что «Дракулу» вдохновил реальный исторический персонаж — Влад Цепеш, румынский князь XV века. Но, по словам сына автора Ирвинга, Брэму Стокеру приснился ужасный кошмар после того, как он съел слишком много крабов на ужин, и этот сон натолкнул его на мысль о вампире, восстающем ночью.
3. Графу Дракуле изначально дали другое имя.
Стокер начал с того, что написал своего персонажа как «Граф Вампир», что в переводе с немецкого означает вампир. Он отказался от этого названия после того, как прочитал о румынском военачальнике 15 века и перенес действие романа в Трансильванию. Говорят, что после того, как он сменил имя на Дракула, он трижды написал это имя поперек страницы, чтобы проверить его силу.
4. «Дракула» не принёс Стокеру много денег при жизни.
Несмотря на мгновенное признание критиков, роман «Дракула» не сделал Стокера богатым человеком до его смерти в 1912 году. Его вдова была настолько бедна, что вынуждена была продать его записи для рукописи на аукционе в следующем году.
5. В одном из первых обзоров «Дракулы» жанр ужасов был назван «художественной ошибкой».
Жанр ужасов продолжает процветать и сегодня, но рецензия на Дракулу, опубликованная в 1897 году в Manchester Guardian, не возлагала больших надежд на его будущее. Критик похвалил способность Стокера рассказать захватывающую историю, но сказал: «Однако заполнять ужасами целый том — художественная ошибка».
6. Создатели фильма «Носферату» решили снять знаменитую экранизацию, не получив прав на «Дракулу».
Немой фильм 1922 года «Носферату» до сих пор считается самой культовой экранизацией «Дракулы». Поместье Стокера не продало немецкому продюсеру Альбину Грау права на «Дракулу», но это не помешало ему снять фильм. Последовала серия судебных исков о нарушении авторских прав. Суд постановил, что все копии должны быть уничтожены, но одна из них была отправлена в Соединённые Штаты, где «Дракула» уже был в общественном достоянии, и там её скопировали.
7. Дракула был основан на не менее ужасающей исторической личности.
Трансильванский правитель Влад Цепеш (1431–1476) обычно считается прототипом вампира из романа Стокера. Влад был печально известен своим террором и чудовищными военными преступлениями, в частности тем, что в качестве пытки сажал жертв на кол.
8. Печально известный убийца Джек-потрошитель мог стать прототипом Дракулы.
Джек-потрошитель был виновен в убийстве по меньшей мере пяти женщин в Лондоне в 1888 году. Через год после этих убийств Стокер начал писать заметки для «Дракулы». Виновного в этих жестоких преступлениях так и не поймали, но есть предположение, что Стокер ужинал с главным подозреваемым.
9. Дом Дракулы был построен по образцу реальных замков.
Брэм Стокер посетил замок Слэйнс в 1895 году, незадолго до того, как написал «Дракулу». Замок, расположенный в отдалённом высокогорном районе на северо-востоке Шотландии, представляет собой жуткие и тревожные руины, возвышающиеся над обрывом. Стокер также черпал вдохновение в описаниях и иллюстрациях замка Бран в Трансильвании, где происходит действие романа.
10. «Дракула» не положил начало вампирскому жанру
Дракула, возможно, самый узнаваемый вампир, но он не был первым. Вампиры существовали в мифах задолго до того, как Стокер взялся за перо. Первый опубликованный рассказ, который считается началом вампирской литературы, был написан доктором Джоном Полидори, личным врачом английского поэта лорда Байрона. В 1816 году Байрон предложил группе друзей написать рассказы о привидениях. «Вампир» Полидори и «Франкенштейн» английской писательницы Мэри Шелли стали двумя из получившихся историй.