Электра (Софокл) • пьеса

краткая информация
Дата публикации: ок. 410 г. до н.э. | Форма произведения: пьеса | Жанр: трагедия | Время событий: античность | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: Электра Второстепенные герои: Хрисофемида, Клитемнестра, Орест, Эгист, Агамемнон, Хор, Руководитель хора, Служанка, Ифигения, Наставник, Пилад

История создания

«Электра» — пьеса, написанная греческим трагиком Софоклом в V веке до н. э. Как и в «Эвменидах» Эсхила, в «Электре» основное внимание уделяется возвращению брата Электры Ореста из изгнания и заговору с целью убийства их матери.

Трагедия «Электра» Софокла (ок. 496 г. до н. э. — ок. 406 г. до н. э.) ставилась на Великих Дионисиях в Афинах, вероятно, в 410-х годах до н. э. Этот праздник справлялся с большой пышностью и продолжался шесть дней. В первый день переносили статую Диониса из одного храма в другой, что сопровождалось поэтическими состязаниями. На следующие дни оставались пляски и исполнение дифирамбов, а последние дни занимали драматические игры, которые выполняли роль состязания. К состязаниям допускались только новые пьесы, впоследствии перед новыми шла пьеса из старого репертуара, которая не входила в состязание.

Великую Дионисию можно считать предшественницей премии «Тони». Призы вручались за лучшую пьесу (в то время известную как «поэма»), лучшую режиссуру и так далее.

Софокл участвовал в тридцати состязаниях, выиграл двадцать четыре и никогда не занимал ниже второго места.

О названии

Будучи представительницей третьего поколения проклятого мифологического рода, Электра жаждет мести и убивает свою мать, которая убила отца Электры после того, как он принёс в жертву их дочь. Электра, сосредоточенная на мести за смерть отца, становится главной героиней трагедии Софокла, названной в её честь.

Жанр произведения

Пьеса. Трагедия.

Символы

По большей части греческая драматургия опиралась на символы, которые упоминались актёрами, а не появлялись на сцене в виде реальных предметов. Софокл был новатором, вводя на сцену реальные предметы в качестве мощных символов.

Пустая урна

Предполагается, что в погребальной урне находится прах Ореста. Конечно, зрители с самого начала пьесы знают, что Орест жив и здоров. Хотя любая погребальная урна — это символ утраты, эта урна также является символом обмана, на котором строится действие пьесы.

Но когда Электра и Клитемнестра впервые видят урну, каждая из них думает, что в ней находятся останки Ореста. Реакция каждой из женщин — сначала на урну как символ его смерти, а затем на правду о том, что этот символ — обман — сильно отличается. Когда Электра впервые видит урну, она берёт её в руки и обращается с ней почти так же, как если бы она была матерью Ореста. Клитемнестра, увидев урну, украшает её для погребения, как того требует общество; урна пуста, как и Клитемнестра, лишённая материнской любви и горя. Урна также символизирует будущее обеих женщин: поскольку она пуста, это означает, что месть Электры не свершилась, а судьба Клитемнестры предрешена.

Могильные подношения

В «Электре» говорится о погребальных подношениях, но на самом деле их нет на сцене. В греческом обществе память о мёртвых обеспечивала им бессмертие и считалась социальным, гражданским и религиозным долгом. Могилы богатых и влиятельных людей украшались искусно выполненными расписными статуями, изображавшими не только умерших, но и членов их семей, а также других скорбящих. Люди, в основном женщины, регулярно посещали могилы своих умерших родственников, чтобы оставить подношения, в том числе памятные вещи, ценности, еду и напитки (известные как возлияния). Такие подношения гарантировали, что умерший человек будет накормлен в загробной жизни. Например, в пьесе Хрисофемида обнаруживает, что на могилу Агамемнона вылили молоко (Эпизод 3); по этому возлиянию, цветочным венкам и особенно по свежесрезанному локону волос она понимает, что Орест вернулся из изгнания.

В «Электре» обсуждаются несколько наборов погребальных даров: Клитемнестры, сестёр и Ореста. В каждом случае они символизируют эмоциональную привязанность дарителя к умершему человеку. Клитемнестра посылает похоронные дары (через Хрисофемиду) не для того, чтобы выразить преданность Агамемнону, а потому, что её тревожит сон о нём. В результате Электра велит своей сестре выбросить возлияния «на ветер» или «закопать их глубоко в землю» и заменить их собственными подношениями — поясом Электры и локоном волос каждой из сестёр. По крайней мере, это были бы дары истинной дочерней любви, а не «враждебные подношения» (Эпизод 1). Как и выбор сестёр, подношения Ореста были личными, включая локон его волос.

Дом

Сценой в греческой драме называли шатёр или большой фасад, который служил одновременно раздевалкой и закулисной зоной. Греческие драматурги часто использовали сцену в своих произведениях. В пьесе Софокла «Электра» сцена служит дворцом правителей Микен и, следовательно, домом Клитемнестры, её дочерей и мужа Эгиста. Дворец также представляет родословную Агамемнона — Дом Атрея (иногда называемый династией Пелопидов или Домом Атреидов) — включая прошлые, настоящие и будущие поколения.

Однако в начале пьесы то, что когда-то было домом Электры, становится её тюрьмой, потому что ей не разрешают покидать дворец, если Эгиста нет рядом. Непрекращающееся горе Электры не даёт никому забыть, что дворец когда-то был домом Агамемнона, а также Ореста. Очаг, считающийся сердцем любого дома, был местом убийства Агамемнона. Здесь же Клитемнестра видит сон о генеалогическом древе своего мужа, которое разрастается и затмевает собой королевство, и здесь Орест решает казнить убийц своего отца.

Скипетр

В целом скипетр царя — это символ его власти. Скипетр Агамемнона также является напоминанием о том, как власть передаётся из поколения в поколение. Изначально он принадлежал богу Зевсу и был изготовлен для Зевса его братом-кузнецом Гефестом. Бог-посланник Гермес передал его Пелопу, деду Агамемнона. Оттуда он перешёл к сыну Пелопа Атрею (отцу Агамемнона), затем к брату Атрея Фиесту (отцу Эгиста) и, в конце концов, к Агамемнону; затем Эгист завладел им.

Во сне Клитемнестры скипетр Агамемнона, которым теперь владеет Эгист, снова оказывается в руке Агамемнона. Когда он ударяет ею по очагу, вырастает дерево и затмевает все Микены. Таким образом, его скипетр становится в «Электре» символом господства потомков Агамемнона.

Основная идея

Основная идея пьесы Софокла «Электра» — борьба Электры и её брата Ореста за справедливость в деле убийства их отца Агамемнона Клитемнестрой и их отчимом Эгистом.

Месть — это ярко выраженная тема греческих трагедий, в которых убитые горем герои часто являются самыми решительными борцами за справедливость.

Критика

Римский писатель Цицерон считал «Электру» шедевром,  и современные критики и учёные также положительно отзываются об этом произведении. В Энциклопедии мировой драмы для читателей, Джон Гасснер и Эдвард Куинн утверждали, что «простое устройство отсрочки узнавания между братом и сестрой создает серию блестящих сцен, демонстрирующих героическую решимость Электры под постоянными нападками».

О главной героине британский антиковед, эллинист, доктор философии Эдит Холл также написала: «Софокл, безусловно, нашел эффективное драматическое средство в этой замечательной фигуре, доведенной лишениями и жестокостью до крайностей психотического поведения; ни один другой персонаж из его дошедших до нас драмы до такой степени доминируют на сцене».

Художественное своеобразие

Греческая трагедия

Сюжеты, на которых основаны греческие трагедии, почти всегда заимствованы из мифологии, тесно связанной с традиционной религией Греции. Поскольку зрители уже были знакомы с тем, что происходило в сюжете, драматург мог сосредоточиться на уникальной интерпретации мотивов и последствий этих знакомых событий. В греческой трагедии недостаток (часто гордыня) одного из центральных персонажей, принадлежащего к знатному роду, приводит к трагическому финалу. В результате зрители испытывают катарсис — высвобождение сильных эмоций, накопившихся во время спектакля.

Постановка греческой трагедии подчинялась строгим правилам. Например, действие происходит в одном месте в течение короткого промежутка времени. Хор никогда не говорит, он поёт свои реплики. В постановке могло участвовать любое количество актёров, но у большинства были неговорящие роли. В ранних трагедиях все говорящие роли исполнял один актёр. В перерывах между сценами он исчезал за кулисами — сначала это была своего рода палатка на сцене, а позже — большой фасад, который был важной частью декораций, например, домом одного или нескольких персонажей, — чтобы переодеться. Пока он переодевался, хор заполнял паузы своими певучими репликами. Когда количество актёров увеличилось до двух, стало возможным, чтобы один из них играл одного персонажа, а другой — всех остальных. Актёры носили огромные маски, чтобы зрители могли видеть и слышать их в больших амфитеатрах, где ставились пьесы. Софокл использовал трёх актёров, что позволяло одному или даже двум персонажам оставаться на сцене между эпизодами, как в «Электре».

Греческая трагедия следует определенной структуре:

Она начинается с пролога (вступления), в котором раскрывается тема пьесы.
Затем хор вступает в парад и танцует, напевая о предыстории этой истории.
Основное действие пьесы разворачивается в серии эпизодов. Поскольку сюжет обычно вращается вокруг убийств и разгрома, но насилие на сцене было запрещено, наиболее важные события обычно описываются в монологах и диалогах.
За эпизодом обычно следует стасимон, хоровая ода, комментирующая события эпизода.
Пьеса завершается эксодом, который включает в себя кульминацию и развязку сюжета, а также заключительные комментарии хора о морали пьесы.

Сопоставление

Сопоставление — это литературный приём, который позволяет автору сравнивать и противопоставлять двух персонажей, события или явления. Софокл использует этот приём в «Электре», часто противопоставляя слова и поступки с помощью антитезы, ставя что-то в противовес чему-то другому. Заметными контрастами являются противопоставление жизни и смерти (Ореста и Агамемнона), света и тьмы («яркий солнечный луч … «темная ночь», «Пролог»), а также слова и действия («Не время медлить — действовать пора», «Пролог»).

Софокл также противопоставляет действия персонажей, например, молитвы Электры и Клитемнестры Аполлону, чтобы предложить зрителям сравнить и противопоставить их, тем самым раскрывая темы пьесы. Клитемнестра молится о том, чтобы её месть продолжилась после смерти сына, чтобы она могла защититься от его мести, а Электра молится о справедливом исполнении замысла Аполлона. Кроме того, контраст между отношением Хрисофемиды и Электры к Клитемнестре и Эгисту, например, поднимает важный и тревожный вопрос: что разумнее — мстить или принять перемены и двигаться дальше?

В пьесе также противопоставляются разные подношения на могилу Агамемнона или Ореста. Каждое подношение символизирует связь между дарителем и умершим. Например, подношения Клитемнестры Агамемнону продиктованы страхом перед местью, в то время как подношения дочерей продиктованы любовью.

Темы

Темы Софокла в «Электре» отражают его интерес к личным отношениям, которые приводят к конфликтам между персонажами и внутри них.

Долг

В «Электре» долг перед семьёй превыше всего. Однако оба лагеря — Электра, Орест и их сторонники, с одной стороны, и Клитемнестра и Эгист, с другой, — могут утверждать, что их мотивирует долг перед семьёй. Электра и Орест утверждают, что они обязаны отомстить за своего убитого отца; Клитемнестра также утверждает, что ею движет долг перед дочерью, которую Агамемнон принёс в жертву Артемиде. Даже Эгист руководствуется чувством долга перед семьёй: отец Агамемнона и отец Эгиста были братьями, которые долгое время боролись за власть в Микенах.

У людей также есть долг перед богами, но для Софокла этот долг вторичен, и это хорошо, потому что выполнение долга перед богами может привести к неприятностям — Агамемнон слишком хорошо усвоил этот урок, когда принёс в жертву Артемиде свою дочь Ифигению. Тем не менее оракул Аполлона велел Оресту отомстить за смерть Агамемнона, поэтому он действует из чувства долга перед семьёй и богом.

Справедливость и месть

В первой половине пьесы Электра в одиночку борется за справедливость. Мир вокруг неё погряз во зле; страной правят убийцы; её мать, Клитемнестра, отвергла своих детей; а её сестра, Хрисофемида, признавая правоту Электры, считает, что разумнее подчиниться Клитемнестре и Эгисту, на стороне которых сила. Но для Электры справедливость — это не вопрос личного удобства, а вопрос того, что правильно. И месть за отца — это правильно.

Очевидно, что месть можно рассматривать как своего рода правосудие, но Электра также задаётся вопросом, является ли месть справедливой. И Клитемнестра, и Эгист также утверждают, что действовали из мести. Однако, поскольку месть, которую они совершили по отношению к Агамемнону, была в равной степени, если не в большей, направлена на создание союза для получения политической власти, она несправедлива.

Тем не менее, греческая аудитория была знакома с продолжением истории Ореста: его преследовали фурии, богини подземного мира, богини мести. Справедливая или несправедливая месть заводит мстителя в смертельный круг. Двусмысленность хора (сначала он советует Электре умерить своё желание отомстить, но позже поддерживает её план), возможно, отражает попытку Софокла показать сложность такого рода мести.

Лояльность против прагматизма

Электра и её сестра Хрисофемида воплощают эту тему. На протяжении всей пьесы Софокла ни одна из них не отступает от своей веры в то, что она права. Преданность Электры своему давно умершему отцу и отсутствующему брату непоколебима, даже когда она понимает, что у неё совсем нет союзников. Она должна оставаться непреклонной и продолжать пытаться отомстить за своего отца, пока жива. Пока она не убедится, что преуспела, она не сдастся.

Хрисофемида, с другой стороны, так же твёрдо убеждена, что должна быть реалисткой: их мать и Эгист правят Аргосом и держат в своих руках судьбы двух молодых женщин. Она твёрдо верит, что благодаря послушанию и доброте она сможет заслужить их одобрение и жить счастливой жизнью. Для неё это мудрый путь, и в эпизоде 3, узнав, что Орест мёртв, Хрисофемида умоляет сестру последовать её примеру. Электра отказывается, говоря: «Я никогда не последую за тобой, как бы сильно ты этого ни желала; было бы большой глупостью даже пытаться». Хрисофемида, по-прежнему уверенная, что выбрала лучший путь, отвечает: «Когда-нибудь, когда ты окажешься в бедственном положении, ты похвалишь меня за эти слова».

Материнство

Что касается материнства, то Клитемнестра действительно плохой пример для подражания. Разговаривая с Электрой, она утверждает, что убила Агамемнона, чтобы отомстить за свою дочь Ифигению, которую он убил в жертву Артемиде. Но греческая публика, как и Электра, знала, что у Клитемнестры были более веские мотивы. Она сделала Эгиста своим любовником и, вероятно, хотела убрать со своего пути своего мужа — врага Эгиста.

Её отношение к детям не самое положительное. Узнав, что Ореста убили на гонках на колесницах, Клитемнестра утверждает, что ей жаль сына: «В материнстве есть странная сила: мать может быть обижена, но она никогда не научится ненавидеть своего ребёнка» (Эпизод 2). Но её главным чувством является облегчение от того, что ей больше не нужно оглядываться через плечо в страхе, что Орест подкрадётся к ней и убьёт.

То, как Клитемнестра обращается со своими живыми дочерьми, не свидетельствует о материнской любви. Электру унижают, обращаются с ней как со служанкой и высмеивают за её страдания. Хрисофемида, несмотря на попытки успокоить мать и Эгиста, тоже не более чем хорошо одетая служанка.

Напротив, Электра взяла на себя роль матери для своего младшего брата Ореста. После убийства их отца она уберегла его от той же участи, отправив с наставником семьи на воспитание в другое место. С тех пор ей удавалось поддерживать с ним регулярную связь. Когда гонец сообщает, что Орест мёртв, Электра горюет как мать. Увидев урну, в которой, как она думает, должны быть его останки, она просит подержать её, а затем укачивает, как ребёнка, плачет и шепчет своему «мёртвому» брату о том, как видела его в последний раз: «Ты был прекрасен, дитя моё, когда я провожала тебя из дома!» (Эпизод 4). Слова «дитя моё» звучат скорее по-матерински, чем по-сестрински, и она заявляет: «Ибо ты никогда не был так дорог своей матери, как мне».

Мотивы

Проклятая родословная и месть

Проклятая родословная семьи часто упоминается в «Электре». Как было известно греческой аудитории, родословная Агамемнона была запятнана, когда его дед Пелопс коварно убил двух человек, чтобы жениться на принцессе. Одна из его жертв, Миртила, прокляла Пелопса и его потомков, которые на протяжении веков убивали друг друга. В «Прологе» Педаггос указывает на «дом Пелопидов… так часто запятнанное кровопролитием». В конце пьесы, когда Эгиста ведут на смерть, он замечает: «Неужели это жилище обречено видеть все беды рода Пелопа, как сейчас, так и в будущем?» («Эксодос»). Эти слова также могут указывать на противоречие между судьбой и свободой воли, а также между справедливостью и местью.

Поскольку семья проклята на взаимное истребление, в какой степени персонажи сами выбирают свои действия? Кроме того, в какой степени они осмысленно взывают к справедливости в своих действиях, учитывая, что месть порождает ещё большую месть?

Маскировка и обман

В «Электре» люди не всегда такие, какими кажутся, и не всегда говорят правду. Это становится ясно уже в прологе, когда Орест и его товарищи обсуждают свой план мести, который включает в себя несколько уровней обмана. Наставник должен притворяться гонцом, а Орест, Пилад и слуги Ореста — не более чем носильщиками погребальной урны Ореста. Хрисофемида утверждает, что верит в то, что её сестра Электра права в отношении убийства их отца, но подчиняется своей матери и Эгисфу как правителям Микен. Клитемнестра притворяется, что отомстила Агамемнону исключительно из-за горя, которое он причинил, принеся в жертву их дочь Ифигению, но скрывает личные и политические мотивы своего убийства. Даже Электра, которая была безжалостно честной и годами отказывалась скрывать свой траур, должна скрыть свою радость от того, что её брат жив.

Обман также играет ключевую роль в череде убийств, составляющих проклятие рода Атрея, начиная с того, что Пелопс подстроил гонку на колесницах, и заканчивая коварным планом Клитемнестры убить Агамемнона и спрятать тело Клитемнестры под покрывалом, чтобы застать Эгисфа врасплох.

Мертвые

Пьеса «Электра» посвящена роли мёртвых в мире живых. Греки верили, что мёртвые живут в загробном мире и остаются живыми до тех пор, пока их помнят живые. Например, Агамемнон, хоть и мёртв, всё ещё присутствует в жизни живых двумя способами: в сердцах своих детей, особенно Электры и Ореста, чья месть подпитывается его постоянным присутствием в их жизни, и как предзнаменование, или предостерегающий знак, в сновидении Клитемнестры.

Траур

Скорбь и плач — постоянный мотив на протяжении всей первой половины пьесы. Первое, что Электра произносит за сценой, — «Ах, я, ах, я!» — оплакивая своего умершего отца Агамемнона, который умер за несколько лет до этого. Орест хочет «остаться здесь и послушать её плач», но Пилад уводит его, чтобы возлить вино на могилу Агамемнона — ещё одна форма скорби. Затем Электра продолжает оплакивать Ореста, что, как узнаёт публика, она делает каждый день. Предполагаемая смерть Ореста усиливает её горе, и когда ей выпадает возможность оплакать его прах, она прижимает урну к себе и продолжает рыдать.

Этот мотив отсутствует во второй половине «Электры». С того момента, как Орест открывается Электре, её радость перевешивает горе, и события развиваются так стремительно, что времени на траур уже не остаётся. Даже Эгист, увидев труп своей жены Клитемнестры, не успевает оплакать её, потому что Орест сразу же нападает на него и уводит в дом, чтобы убить.

Время

Концепция времени неоднократно упоминается в «Электре», но с разных точек зрения. До возвращения Ореста Электра была заморожена во времени, не в силах выйти за рамки того момента, когда она потеряла отца и была вынуждена отправить своего любимого брата в изгнание. Годы шли, но её горе не уменьшалось. Зрители знают, что прошли годы, потому что Орест в прологе указывает, что его старый наставник состарился и «прошлое помешает им узнать» его. Но для Электры горе от смерти отца не проходит, несмотря на заверения хора, что «время — бог, который сглаживает острые углы» (Парадос).

Однако, когда речь заходит о мести, пьеса фокусируется на быстром течении времени. Опасно медлить, и лучше действовать, пока есть возможность. По этой причине Наставник начинает пьесу с призыва к своим товарищам действовать быстро: «Не время медлить — действовать пора» (Пролог).

Он возвращается к этой идее о том, что время подталкивает их к быстрым действиям, в Эпизоде 3: «Вот мой совет вам двоим… Сейчас самое время действовать; теперь Клитемнестра одна… но, если вы помедлите, подумайте, что вам придётся сражаться не только с узниками, но и с другими врагами, более многочисленными и опытными. Хрисофемида тоже чувствует, что время на исходе, и неоднократно пытается убедить Электру, что «сейчас самое время быть мудрой» (Эпизод 1).

Персонажи

Персонаж Описание
Электра Электра, старшая из выживших дочерей Агамемнона и Клитемнестры, ненавидит свою мать за убийство отца и жаждет мести.
Хрисофемида Хрисофемида — младшая сестра Электры, и она больше всего на свете хочет избежать конфликта, признав Клитемнестру и Эгиста правителями Аргоса.
Клитемнестра Клитемнестра, жена правителя Аргоса Агамемнона, убила своего мужа в отместку за то, что он принёс в жертву их дочь Ифигению богине Артемиде.
Орест Орест, младший сын Агамемнона и Клитемнестры, вырос за границей и вернулся, чтобы отомстить за убийство своего отца.
Эгист Кузен Агамемнона Эгист стал любовником Клитемнестры, пока Агамемнон был на Троянской войне; когда Агамемнон вернулся, Эгист помог ей убить его.
Агамемнон Бывший царь Аргоса Агамемнон был убит своей женой и двоюродной сестрой после того, как принёс в жертву своей дочери Ифигении богиню Артемиду.
Хор Хор, состоящий из группы местных женщин, комментирует действие пьесы и даёт нравственные советы.
Руководитель хора Руководитель хора иногда говорит независимо от хора и взаимодействует с другими персонажами.
Служанка Служанка, которая не разговаривает, — одна из служанок Клитемнестры.
Ифигения Дочь Агамемнона и Клитемнестры, она была принесена Агамемноном в жертву богине Артемиде.
Наставник Даже будучи стариком, бывший наставник Ореста, Педаг, поддерживает Ореста в его стремлении отомстить.
Пилад Пилад  сопровождает Ореста, чтобы помочь ему в его стремлении отомстить; он не разговаривает.

Интересные факты

Действие пьесы Софокла «Электра» происходит в Аргосе, Греция, вскоре после Троянской войны. В ней рассказывается о стремлении женщины отомстить своей матери и отчиму за убийство отца. Считается, что «Электра» была впервые поставлена около 410 года до н. э. и, вероятно, была одной из последних пьес Софокла. «Электра» часто упоминается как его лучшая драма, поскольку в ней основное внимание уделяется психологическим мотивам самой Электры.

Электра и члены её семьи — Орест, Агамемнон и Клитемнестра — были важными фигурами в греческой мифологии и популярными персонажами греческих трагедий. История мести Электры неоднократно адаптировалась как в античности, так и в XXI веке.

1. Другие известные греческие драматурги писали пьесы об Электре.
Первой версией была пьеса Эсхила «Подносчики возлияний» из его трилогии «Орестея», написанная около 458 года до нашей эры. Пьесы Софокла и Еврипида — обе под названием «Электра» — последовали примерно 40-50 лет спустя. Поэтому ученые спорили, повлиял ли Еврипид на Софокла или наоборот. Один критик утверждает, что пьеса Еврипида появилась первой «не только по метрическим и стилистическим соображениям, но и потому, что пьеса тесно связана с «Орестеей» Эсхила».

2. Софокл уделял больше внимания характеру Электры, чем Эсхил.
В одном из комментариев персонаж Электра в пьесе Эсхила описывается как «незначительная, второстепенная фигура, послушная юная девушка». Электра Софокла, с другой стороны, — взрослая женщина и сложная движущая сила сюжета о мести. Критики Ройзман и Лушниг описывают Электру Софокла как «бунтарскую, принципиальную героиню, борца за справедливость, чей страстный идеализм вызывает восхищение (и отвращение).»

3. «Электра» — одна из семи сохранившихся пьес Софокла ( всего было написано 123 драмы).
Другие сохранившиеся пьесы включают Царя Эдипа или «Царя Эдипа», «Антигону», и «Эдипа в Колоне». Хотя Софокл был блестящий и новаторский драматург, он не выходил на сцену не для того, чтобы играть в своих собственных пьесах, как это делали некоторые другие драматурги. Сообщается, что из-за слабого голоса он не смог добавить роль актера в свое обширное резюме.

4. Исследователи расходятся во мнениях относительно того, было ли убийство матери в «Электре» оправданным с этической точки зрения.
Ученые, писавшие о «Электре» Софокла, обычно делятся на две противоборствующие группы: оптимистов и пессимистов. Специалист по Софоклу П. Дж. Фингласс объясняет:

«Оптимисты» утверждают, что Софокл либо представляет матереубийство как этически оправданный поступок, либо что его трактовка просто не поднимает никаких моральных вопросов. «Пессимисты», напротив, гораздо более мрачно смотрят на эту месть и, соответственно, менее благосклонно относятся к Электре и Оресту.
5. В честь Электры был назван фрейдистский психологический термин.
В пьесе Софокла «Электра» главная героиня реагирует на смерть отца скорее как влюблённая вдова, чем как скорбящая дочь. Сильная привязанность Электры к отцу вдохновила швейцарского психоаналитика Карла Юнга на название «комплекс Электры». Впервые это явление было описано Зигмундом Фрейдом, который предположил, что младенцев женского пола сексуально влечёт к отцам, и они ревнуют к матерям.

6. «Электра», возможно, вдохновила на создание знаменитой гонки на колесницах в фильме «Бен-Гур» 1959 года.
Как древние, так и современные критики отмечали сходство между гонкой на колесницах в романе Лью Уоллеса 1880 года «Бен-Гур: Повесть о Христе» (по которому снят фильм 1959 года) и гонкой на колесницах Софокла в «Электре:», «где последний камень обозначил путь к цели».

Хотя точных доказательств нет, исследование и музей генерала Лью Уоллеса в Кроуфордсвилле, штат Индиана, подтверждает, что у Уоллеса был экземпляр «Электры» Софокла в его личной библиотеке.

7. Пьеса Софокла «Электра» вдохновила на создание немецкоязычной адаптации истории Электры.
Гуго фон Гофмансталь, австрийский драматург и либреттист, в 1903 году написал собственную театральную версию истории Электры. Как и в версии Софокла, «Электра» Гофмансталя сосредоточена на психологическом состоянии и мотивах Электры, изображая её как «навязчивую невротичку» с «неутолимой жаждой крови». В то время пьеса считалась новаторской. Гофмансталь в сотрудничестве с немецким композитором Рихардом Штраусом адаптировал свою драму 1903 года в оперу.

8. Электра присутствует в 93% реплик в пьесе.
«Электру» иногда называют монодрамой, потому что её персонаж пронизывает все действие. Это постоянное присутствие создает своего рода парадокс, заключающийся в том, что большую часть времени голос Электры, произносящий 43% реплик, в которых она присутствует, нежелателен или прерывает сюжет.

9. Хор испытывает смешанные чувства к Электре.
Хор в пьесе создаёт напряжение, активно поддерживая Электру в одних случаях (они сочувствуют тому, что с ней плохо обращались после смерти отца) и не соглашаясь с ней в других (они поддерживают аргумент Хрисофемиды о том, что Электра должна отказаться от желания отомстить).

10. Имя Электра означает «яркая».
Имя Электра ассоциируется со светом, что соответствует теме справедливости в пьесе. В пьесе Софокла ставится вопрос: приносит ли месть Электры за своего отца свет и справедливость в её семью, или желание отомстить затмевает для неё истинное правосудие?

Текст: Светлана Никонова, 110 👀