Энеида (Вергилий) •
краткая информация
История создания
О названии
Хотя Вергилий писал на латыни, в названии своего произведения он использовал греческую форму имени Энея в знак уважения к греческому писателю Гомеру, своему литературному предшественнику.
Жанр произведения
Символы
неида | Символы
Вергилий использует символику, чтобы вызвать ряд мифологических, исторических и эмоциональных ассоциаций в «Энеиде» .
Огонь
Огонь в поэме — это неуправляемая сила, символизирующая как разрушение, так и вдохновение. Он физически разрушает Трою и повреждает троянские корабли на Сицилии, а также используется в переносном смысле для описания ярости битвы, которая затмевает даже разумное мышление и милосердие Энея. Любовь к Энею доводит Дидону до самоубийства. Горе Паллантеума по поводу смерти Паллады также символизируется огнём.
С положительной стороны, огонь — это символ судьбы и вдохновения. Пламя страсти, которое богиня Венера пробуждает в своём муже Вулкане, в переносном и прямом смысле приводит к созданию щита и оружия, которые она дарит Энею. Огонь появляется на головах Аскания и Лавинии как знак их судьбы. Вид великих потомков Энея, ожидающих его в Подземном мире, «зажег в его душе любовь к грядущей славе».
Золотая Ветвь
Золотая ветвь — символ необычайной и неизбежной судьбы Энея. Чтобы попасть в Подземный мир, он должен найти и сорвать ветвь, и он сможет сделать это, только если судьба позволит. Как и его судьба, его доступ к ветви уже предопределён. Золотая ветвь открывает ему доступ в мир мёртвых, который обычно запрещён для живых, что делает его одним из немногих выдающихся людей, которые вошли в него, будучи ещё живыми.
Щит Энея
На огромном щите, который бог огня Вулкан создаёт для Энея, выгравированы изображения из римской истории, которые ещё не произошли во времена, описанные в эпосе. Поскольку эти события произошли во времена Вергилия, они неизбежны в будущем Энея. Щит служит символом судьбы Рима и Энея. Он также обеспечивает неизбежную судьбу Энея, защищая его в бою. Щиты других людей, в том числе Паллады и Турна, не выдерживают, и они получают ранения или погибают, но щит Энея защищает его, не получая повреждений.
Врата войны
Военные ворота были входом в храм Януса (бога дверей) в Риме. Они символически открывались во время войны и закрывались в мирное время. В 7-й книге «Энеиды» Вергилий помещает раннюю версию Военных ворот в Лациум. Царь Латин, колеблющийся между царицей Аматой, Турном и народом, который требует войны, и своим обещанием мира Энею, не решается открыть Военные ворота и начать конфликт. Когда Юнона берёт решение в свои руки и распахивает ворота, «вся Италия запылала». Юпитер предсказывает в первой книге, что Ворот войны суждено запереть на засов, символизируя долгое и мирное правление, которое Вергилий предвидит для Цезаря Августа и его преемников.
Критика
Основная идея
Художественное своеобразие
Темы
Самая очевидная цель «Энеиды» — прославить историю Рима и его нового правителя, Цезаря Августа. Скорее всего, эту работу поощрял близкий советник Августа Меценат. Вергилий также преследовал собственные цели: призывал к миру, подчёркивая опасности и издержки войны и демонстрируя черты идеального римлянина.
Неотвратимость судьбы
Судьба человека определяется Судьбами, тремя богинями, которые прядут нить жизни, измеряют ее и разрезают, определяя таким образом качество и продолжительность жизни человека. Однажды предопределенная судьба не может быть изменена даже богами. Энею суждено основать новый город в Италии, который заложит основу для города Рима и Римской империи. Эта тема в первую очередь прославляет Рим, но Вергилий, очевидно, также надеется, что неизбежная судьба Римской империи — это долгое и мирное будущее.
Некоторые персонажи пытаются изменить судьбу Энея. Богиня Юнона с самого начала настроена против него и неоднократно использует свои божественные силы, чтобы причинить ему неприятности. Однако ей удаётся лишь удлинить и усложнить путь Энея к его судьбе, но не преградить его. Турн — главный агент Юноны, который вмешивается в судьбу Энея в Италии, обрекая его на дорогостоящую войну как раз в тот момент, когда кажется, что он исполнит свою судьбу в Италии мирным путём, женившись.
Другие персонажи поддерживают Энея, особенно его мать, богиня Венера, которая, естественно, как богиня любви, считает, что его защита заключается в этом качестве, даже несмотря на то, что его судьба усложняется из-за его привязанности к Дидоне. Другие боги также поддерживают Энея, проясняя его судьбу и противодействуя проискам Юноны. Морской бог Нептун спасает троянские корабли в первой книге, а Аполлон неоднократно посылает Энею пророчества, в которых говорится, куда ему следует отправиться. Юпитер, царь богов, отвечает за исполнение воли Мойр. Хотя он смягчает эту ответственность сочувствием к Юноне, которая также является его женой, в конце концов он обуздывает её и позволяет Судьбе идти своим чередом. Конечно, Энея поддерживают его семья и другие троянцы. Его отец, Анхис, в частности, играет важную роль в исследовании и объяснении особенностей его судьбы.
Судьба Рима
Судьба Энея неразрывно связана с судьбой Рима. Поместив легендарного героя Энея в исторический контекст, Вергилий использует его героические качества, чтобы объяснить исторический подъём Рима вплоть до своего времени и предсказать дальнейшее величие Римской империи в будущем. Хотя действие поэмы происходит за несколько поколений до основания Рима, многие детали отсылают к событиям римской истории времён Вергилия. Изображения на щите Энея и парад римлян, ожидающих в загробном мире перерождения, — самые очевидные примеры, но есть и множество менее явных отсылок, которые нашли бы отклик у римских читателей.
Характер Энея иллюстрирует качества, которые, по мнению Вергилия, были необходимы Риму для достижения мирного будущего. Когда он не охвачен боевой яростью, он справедлив и милосерден и никогда не начинает драку. Контраст между поступками Энея в бою и вне его — это тонкое осуждение бесконечного стремления к славе в сражениях, которое не только стало определяющей чертой Рима и его лидеров, но и привело к гражданской войне.
Честь и Уважение
Эней неоднократно называется благочестивым (pius Aeneas неоднократно упоминается в латинском тексте), и это понятие в римской культуре включало в себя нечто большее, чем просто уважение к богам. Благочестие (pietas) также включает в себя почитание и выполнение своих обязанностей перед семьёй и страной. Эней — почти идеальный пример pietas. Он очень заботится о своей семье, особенно об отце и сыне. Во время разрушения Трои он несёт на спине своего отца-инвалида и держит за руку своего сына. Его отец, Анхис, является его самым уважаемым советником. Эней также сохраняет домашних богов Трои, перенося духов своего старого дома в свой новый дом в Италии. И, конечно же, Эней почитает богов жертвоприношениями и подношениями. За исключением Юноны, которую он не может умилостивить, боги вознаграждают его за почтение, отвечая на его молитвы.
Однако благочестие Энея может быть преодолено, по крайней мере на время, страстью и гневом. Его любовь к Дидоне угрожает разрушить его судьбу, пока Юпитер не напоминает ему о его долге перед семьёй. В конце поэмы его гнев из-за смерти Паллады побуждает его убить Турна, а не проявить к нему милосердие, игнорируя наказ отца пощадить побеждённого. Вергилий, по-видимому, предупреждает читателей об опасностях войны и о том, что нельзя действовать в гневе и жажде мести. Это урок как для Рима, опустошённого гражданской войной, так и для всех, кто развязывает войны. Обладая этими человеческими недостатками, Эней представляет собой идеальное испытание для решительного человека, который остаётся верен своему предназначению.
Воля богов
Большая часть конфликтов в «Энеиде» Вергилия вызвана изменчивой волей богов. Боги Рима (как и их греческие аналоги) вовсе не непогрешимы, они ведут себя скорее как ссорящиеся дети, чем как высшие существа. В этом контексте Вергилий, кажется, предлагает читателю задуматься о том, заслуживают ли боги уважения, которого они требуют от людей, — это соображение не было бы чуждо философским размышлениям римлян того времени. К сожалению, боги обладают большой властью, поэтому они доставляют много хлопот. Они так же предвзяты, как и смертные персонажи эпоса, и мало задумываются о людях, оказавшихся под перекрёстным огнём. Юнона, царица богов, является главным антагонистом Энея и всегда пытается помешать исполнению его судьбы, в то время как богиня-мать Энея, Венера, является его главной сторонницей. Они оба вмешиваются, чтобы повлиять на Дидону, и их вмешательство в конечном счёте приводит к её самоубийству. Юнона начинает войну в Италии, разозлив Турна и царицу Амату и вынудив Энея вступить в бой, которого он не хотел.
Какими бы могущественными ни были боги, они не могут изменить судьбу. Юноне удаётся усложнить Энею путь к его новому дому в Италии, но в конце концов даже она должна позволить судьбе идти своим чередом. Другие боги и мифические персонажи поддерживают каждую из сторон конфликта, уравновешивая божественное влияние и определяя судьбу Энея. Юпитер, царь богов, выступает посредником между спорящими богинями и несёт окончательную ответственность за исполнение воли Мойр. Как боги не могут изменить судьбу Энея, так и они не могут изменить великую судьбу Рима.
Контекст
Влияние Гомера
«Энеида» была создана по образцу Одиссеи и Илиады, эпических поэм, написанных греческим поэтом Гомером. Как и в «Одиссее», первые шесть книг «Энеиды» описывают поиски героем дома, хотя в произведении Гомера Одиссей пытается вернуться домой с Троянской войны, тогда как Эней ищет новый дом. Как и «Илиада», вторые шесть книг «Энеиды» описывают события Троянской войны. Гомер рассказывает о падении Трои, а Вергилий описывает победу троянцев.
Римская история
В отличие от гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», которые существуют в основном независимо от исторического контекста, «Энеида» Вергилия тесно связана с римской историей. Исторических записей о первых днях Рима было очень мало, но легенда об Энее (выжившем после падения Трои) как о предке Рима развивалась на протяжении предыдущих столетий и в целом воспринималась римлянами как реальная. Вергилий связал эту легенду с мифологией и историческими событиями, чтобы создать новую легенду о судьбе Рима.
Римские Добродетели
Современным читателям трудно понять, почему Эней ведёт себя как римский герой, не зная укоренившихся в Риме представлений о том, кем был римлянин и как он должен был себя вести. Во-первых, только мужчины определённого происхождения могли быть римскими гражданами, или идеальными солдатами-земледельцами. Это происхождение обеспечивалось paterfamilias (главой семьи по мужской линии). Женщины могли быть гражданками, но имели мало прав; materfamilias (мать) была взаимозаменяема. Эней легко меняет несколько жён, не теряя чести. Единственное, что римляне уважали в семье, — это paterfamilias. Отец, у которого не было сына, мог публично усыновить молодого человека как своего «сына» или публично осудить сына, если считал, что его жена ему изменила.
Самой важной римской добродетелью была gravitas — серьёзное и вдумчивое отношение ко всем вопросам с упором на истину, реальность и разум. Gravitas противопоставляется levity — беззаботному или шутливому отношению — и furor — крайней степени страсти. Levity приписывалась менее мужественным грекам, а furor — всем неримлянам (например, рабам и варварам). Только отказавшись от страстей, таких как гордыня, ревность, гнев и любовь, римский герой нашёл свой путь к исполнению долга. Поэтому неудивительно, что главные нарушительницы спокойствия в истории Энея — женщины.
Высшее проявление римского героизма в gravitas — это pietas, или почтение к долгу перед семьёй, страной и богами. Однако изображение Вергилием римских богов и богинь как безрассудных, импульсивных, капризных, ревнивых и даже глупых не стало бы большим сюрпризом для образованного римлянина. Pietas по отношению к богам определялась как публичное проявление уважения. Приписывая своим богам и богиням больше человеческой личной жизни, римляне придавали себе более богоподобный образ. Эта концепция позволила Августу Цезарю заявить, что, будучи потомком Энея, он имел своим предком богиню Венеру.
Основание и Римская Республика
Историки считают, что город Рим был основан в Лации (древнее название территории в центральной части западной Италии) около 753 года до н. э. Согласно легенде, его основатель и первый царь Ромул организовал похищение женщин из соседнего племени сабинян, чтобы заселить свой новый город (который был основан преимущественно мужчинами).
Последний король Рима был свергнут около 509 года до нашей эры, положив начало Римской республике. В республике короля заменяли два консула с равной властью, которые избирались каждый год, а Сенат и народное собрание контролировали администрацию и принимали решения. Военный диктатор мог быть назначен на срок до шести месяцев в чрезвычайных ситуациях. Хотя со временем многие детали были изменены, этот важный баланс сил сохранялся почти 400 лет.
Расширение
Начав с небольшого города-государства, Рим к началу III века до н. э. расширился и стал контролировать большую часть Италии. Расширение Рима привело к конфликту с Карфагеном, морским и торговым центром на африканском побережье Средиземного моря. Начиная с 264 года до н. э., Рим и Карфаген вели три войны, названные Пуническими по латинскому слову Punicus, означающему «карфагенский». Хотя великий карфагенский полководец Ганнибал (247 г. до н. э. — ок. 183 г. до н. э.) вторгся в Италию и оккупировал её во время Второй Пунической войны, он так и не завоевал Рим. Римское морское могущество и армии в конечном счёте сокрушили Карфаген, разрушив город и положив конец Третьей Пунической войне в 146 г. до н. э. В результате Рим приобрёл территории на западе, в Испании и Северной Африке. В то же время Рим расширялся на восток, завоевывая побережье Адриатического моря, Грецию, Македонию и часть Малой Азии. Война и завоевания стали неотъемлемой частью римской идентичности, лучшим способом для амбициозных людей заработать деньги и получить власть.
Гражданская война
Однако по мере того, как римская территория продолжала расширяться в Европе, Африке и Азии, внутри страны нарастало напряжение. Примерно в 90 году до н. э. серия восстаний в Италии и на территориях способствовала возвышению двух могущественных полководцев — Помпея (106–48 гг. до н. э.) и Юлия Цезаря (100–44 гг. до н. э.), — которые захватили политический контроль в Риме. Оба стали известны благодаря военной службе: Помпей в основном в Восточном Средиземноморье, а Цезарь — в Европе. Они использовали свою власть и богатство, чтобы получить политическую власть в Риме, сначала как союзники, но в конечном итоге как соперники, ведущие войну за контроль. Превосходство армии Цезаря сыграло свою роль, и в 46 году до н. э. он объявил себя диктатором на 10 лет, беспрецедентный срок.
Однако успех Цезаря был недолгим — через два года он был убит. Снова началась борьба за власть, в которой победили два союзника Цезаря: его приёмный сын Октавиан (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) и его сторонник Марк Антоний (83 г. до н. э. — 30 г. до н. э.). И снова первоначальный союз превратился в гражданскую войну, и Октавиан победил Антония в морском сражении при Акциуме в Греции в 31 г. до н. э. В 27 году до н. э. Сенат присвоил Октавиану имя Август Цезарь, и он проявил большую политическую проницательность, постепенно реорганизуя государственные системы, чтобы получить больше власти, не ставя под угрозу свою популярность. Эти изменения сделали Августа первым римским императором, и он правил в течение четырёх десятилетий.
Судьба Рима
Когда Вергилий писал «Энеиду» (примерно в 30–19 годах до н. э.), Рим был истощён десятилетиями гражданской войны. Используя легенду об Энее как об отце Рима, Вергилий воспел мир, достигнутый Августом Цезарем, как начало новой золотой эры, в которой Рим будет ответственно управлять миром. Судьба Римской империи является движущей силой эпоса, настолько, что учёные отмечают, что истинным героем произведения Вергилия является не Эней, а Рим.
Одним из главных препятствий на пути к осуществлению предназначения Рима в этой истории является привязанность Энея к карфагенской царице Дидоне. Однако это не просто история любви. Выбирая Рим, а не Дидону, Эней доказывает свою честь. Римляне не могли не заметить этого, учитывая их осведомлённость о романе Марка Антония и Клеопатры. В отличие от Энея, Антоний предпочёл любовь долгу перед Римом. Будучи правителем восточных территорий Рима, Антоний влюбился в египетскую царицу Клеопатру. Их роман длился более десяти лет, и в конце концов Антоний встал на её сторону в войне против своей родины. Этот выбор привёл к его бесчестию и самоубийству в 30 году до н. э. Таким образом, в то время как Эней проявил свой истинный римский героизм, покинув Дидону и отправившись навстречу славе, Антоний не покинул Клеопатру и был уничтожен.
Персонажи
Характер | Описание |
---|---|
Эней | Эней — предводитель группы троянцев, бежавших из разрушенной Трои. Ему суждено основать новый город в Италии. Подробнее |
Юнона | Юнона — царица богов и жена Юпитера, и она противится судьбе Энея. Подробнее |
Turnus | Турн — король рутулов, который сражается, чтобы изгнать Энея из Италии.Подробнее |
Dido | Дидона — царица Карфагена. Её любовь к Энею трагична. Подробнее |
Анхизы | Анхиз — отец Энея, который помогает ему понять своё предназначение. Подробнее |
Юпитер | Юпитер, которого часто называют Зевсом, — царь богов, муж Юноны и отец Венеры. Подробнее |
Венера | Венера — богиня любви. Как мать Энея, она помогает ему и защищает его. Подробнее |
Ахаты | Ахатес — правая рука Энея, он всегда рядом с ним. |
Amata | Амата — жена Латина и мать Лавинии; Юнона настраивает Амату против Энея. |
Ascanius | Асканий, также известный как Юл, — юный сын Энея, который станет великим прародителем римлян. |
Камилла | Камилла — женщина-воин, которая сражается вместе с Турном против Энея. |
Creusa | Креуса — первая жена Энея, которая погибает во время падения Трои. |
Дрансы | Дранс — рутульский критик Турна, выступающий против войны с Энеем. |
Эвандер | Эвандер — царь Паллантея, который посылает своего сына сражаться с Энеем. |
Ютурна | Ютурна — сестра Турна и речная нимфа, которая пытается спасти своего брата от Энея. |
Latinus | Латин — царь Лациума, города-государства в Италии, и потенциальный тесть Энея. |
Лавиния | Лавиния — дочь и единственный ребёнок Латина. Турн и Эней борются за неё как за потенциальную будущую жену. |
Mezentius | Мезенций — этрусский царь, который вместе с Турном сражается против Энея. |
Ородес | Ород — троянский воин, который погибает от рук Мезенция. Затем он предсказывает смерть своего убийцы. |
Паллада | Паллас — сын царя Эвандера из Паллантеума, убитый в бою Турном. |
Эол | Эол — бог ветров, к силам которого Юнона обращается, чтобы вызвать ужасную бурю на море в начале «Энеиды» |
Allecto | Алекто — это Фурия, которую Юнона призвала, чтобы разжечь войну между троянцами и латинянами. |
Андромаха | Андромаха — вдова героя Гектора, которая затем выходит замуж за Хелена и становится царицей региона в Эпире. |
Аполлон | Аполлон — бог Солнца, который направляет Энея в Италию и защищает его. |
Арруны | Арранс — солдат, который убивает Камиллу, а затем сам погибает по приказу Дианы. |
Augustus | Август — потомок Энея, олицетворяющего великое предназначение Рима. |
Диана | Диана — богиня охоты, которая приказывает убить Аррунса за убийство Камиллы. |
Диомед | Диомед — опытный греческий воин, который отказался присоединиться к латинянам в их войне против Энея. |
Эвриалус | Эвриал, близкий друг Ниса и сторонник Энея, был убит латинянами на глазах у Ниса. |
Ртуть | Меркурий — бог-посланник, который передаёт Энею указания богов. |
Нептун | Нептун — бог моря, который усмиряет бурю, которую Юнона приказала создать Эолу. |
Найсус | Нис — отважный соратник Эвриала, который погибает, пытаясь спасти Эвриала. |
Сивилла | Сивилла — жрица Аполлона, которая предсказывает будущее Энея и ведёт его по подземному миру. |
Таршон | Тархон — этрусский царь, который становится важным союзником Энея. |
Интересные факты
«Энеида» Вергилия, написанная примерно в 30–19 годах до н. э., является одним из основополагающих произведений западной литературы и регулярно преподаётся уже около 2000 лет. В эпической поэме рассказывается о подвигах знаменитого героя Энея, который отправляется из павшей Трои, разрушенной войной, описанной в «Илиаде» Гомера, на поиски новой родины для своего народа.
Эней находит дом в Италии, где он основывает то, что однажды станет величайшей империей в западной истории: Рим. «Энеида» — монументальное литературное произведение, сравнимое с трудами Гомера, создавшее вечный миф об империи во времена правления императора Августа.
1. «Энеида» была написана по обязанности, как своего рода правительственная пропаганда.
Хотя Вергилий потратил 10 лет своей жизни на написание своего шедевра, именно политический долг перед императором Августом Цезарем, а не желание создать эпос, привёл к его созданию. Вместо пасторальных сцен из жизни на ферме, которые Вергилий предпочитал писать, «Энеида» изображает фантастическое путешествие сильного, стойкого героя. Эней намеренно олицетворяет Августа, и его героизм призван прославлять достижения императора.
2. Вирджил хотел, чтобы рукопись была сожжена.
Вергилий умер от лихорадки в 19 году до н. э., не успев закончить правки, которые он хотел внести в «Энеиду» . Он попросил, чтобы незаконченную работу сожгли после его смерти, но, согласно легенде, император Август приказал опубликовать её с как можно меньшим количеством изменений, чтобы она отражала его собственное руководство новой империей.
3. В римской системе образования «Энеида» должна была быть выучена наизусть — все её 63 000 с лишним слов!
Эпос был настолько неотъемлемой частью латинского образования, что даже спустя долгое время после падения Римской империи запоминание текста наизусть было необходимо для получения образования. От любого образованного человека ожидалось, что он будет глубоко изучать творчество Вергилия.
4. Данте находился под влиянием творчества Вергилия, когда писал « », и даже отвёл Вергилию ключевую роль в эпосе.
Данте не только черпал вдохновение в шедевре Вергилия при создании своей собственной эпопеи, но и сам Вергилий появляется в качестве персонажа в «Божественной комедии», проводя Данте по нисходящим уровням Ада и частично по пути в Рай.
Центральная роль Вергилия в этой истории объясняется тем, что он знает о загробном мире и снискал благосклонность Бога, несмотря на то, что был язычником и родился до прихода Мессии.
5. Чтение «Энеиды» «Энеида» заставило сестру императора упасть в обморок.
Хотя эпос, по-видимому, был хорошо принят Августом, его сестра Октавия, предположительно, упала в обморок и потеряла сознание, когда его читали вслух. Этот момент был воссоздан на холсте художником Жаном-Жозефом Тайассоном на картине, которая сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне.
6. Первое произведение, написанное на украинском языке, было основано на «Энеиде» Вергилия.
Книга под названием «Энеида» была написана Иваном Петровичем Котляревским в 1798 году и стала первым литературным произведением, опубликованным на народном украинском языке. Заимствовав большую часть сюжета из эпоса Вергилия, Котляревский перенёс действие на свою родину и изобразил персонажей украинскими казаками, а не троянскими изгнанниками.
7. На самом деле имя Вергилия пишется как «Верджил».
Римляне знали поэта, автора «Энеиды», как «Вергилия», со временем сократив это имя до «Вергилия». Неизвестно, как оно стало писаться как «Вергилий». Латинские гласные совпадают с английскими, так что это не может быть причиной изменения. Тем не менее, почти во всех литературных кругах сегодня знаменитого поэта знают как «Вергилия».
8. В одной из экранизаций «Энеиды» боги были убраны.
Хотя божественное вмешательство из римского пантеона играет важную роль в сюжете «Энеиды» , экранизация 1962 года под названием «Мститель» рассказывает историю главного героя, демифологизируя его, чтобы больше сосредоточиться на его смертных страданиях.
9. В Средние века существовало распространённое мнение, что Вергилий также был архитектором, спроектировавшим Колизей.
Вергилий умер задолго до того, как о Колизее когда-либо задумывались, однако вера в то, что он его спроектировал, показывает, насколько безумно популярным оставался поэт. Средневековые римляне хотели, чтобы героика ушедшей эпохи оставалась важной частью их культуры. Связывая Вергилия с важным памятником, они стремились сохранить описанную им чудесную судьбу живой.
10. Эпитафия Вергилия всего в нескольких словах описывает его эволюцию как поэта.
Эпитафия, найденная на том, что считается могилой Вергилия, включает важную заключительную фразу, которая переводится на английский как: «Я воспевал пастбища, засеянные поля и вождей». Эта фраза, как считается, описывает путь Вергилия как поэта: от автора пасторальных поэм к учителю в его поэмах о сельском хозяйстве и к эпическому поэту, ставшему таким знаменитым. Эти слова также рассматривались как своего рода срез цивилизации, поскольку люди эволюционировали от пастухов к земледельцам и воинам.