Граф Монте-Кристо (Александр Дюма) • роман
краткая информация
История создания
Роман французского писателя Александра Дюма (24 июля 1802 – 5 декабря 1870 гг.) «Граф Монте-Кристо», опубликованный в двух частях с 1844 по 1845 год, считается одним из величайших произведений о мести в западной литературе.
В 2003 году респонденты опроса BBC назвали его одним из 50 лучших романов. В романе рассказывается о жизни Эдмона Дантеса, моряка торгового флота, которого несправедливо посадили в тюрьму завистливые заговорщики. Найдя сокровища на острове Монте-Кристо во время побега, Дантес посвящает своё состояние мести.
«Граф Монте-Кристо» был встречен с большим одобрением после выхода в свет. Один литературовед отметил, что после публикации «день за днём, за завтраком, на работе или на улице люди почти ни о чём другом не говорили». Сегодня этот роман известен как суровое напоминание о недостатках, присущих любой системе правосудия, которыми можно воспользоваться для личной мести.
Вдохновлённый морской прогулкой
Действие романа Дюма было вдохновлено путешествием на яхте, которое он совершил с племянником Наполеона. В 1841 году Дюма и принц Луи-Наполеон Бонапарт, племянник бывшего императора, отправились на лодке на Эльбу, куда был сослан император.
Во время путешествия они услышали о острове Монте-Кристо и увидели его. Хотя они не высаживались на острове, вида, который открылся им, было достаточно, чтобы Дюма включил его в своё произведение.
Жертва шутки
Сюжет «Графа Монте-Кристо» основан на реальных событиях. Признанным источником вдохновения для Дюма послужил анекдот из сборника уголовных дел, записанных бывшим полицейским архивариусом по имени Жак Пенше. Сапожник Пико был ложно обвинён и заключён в тюрьму после шутки, устроенной его друзьями, которая привела к его аресту. За семь лет, проведённых в тюрьме, он подружился и получил образование от священника из Милана, который перед смертью рассказал ему о тайном сокровище. Пико был освобождён из тюрьмы, нашёл сокровище и сумел убить троих из тех, кто его предал, прежде чем был схвачен и убит четвёртым. Пьер (или Франсуа) Пико считается прототипом главного героя романа Дюма, Эдмона Дантеса.
В то время как оригинальная история повествует о человеке, несправедливо заключённом в тюрьму завистливыми друзьями, Дюма добавил свой собственный колорит и романтическую нотку, чтобы создать «Графа Монте-Кристо».
О названии
Граф в названии этого произведения — это личность, которую главный герой принимает после освобождения из тюрьмы. После того как он унаследовал состояние на острове Монте-Кристо в Средиземном море, он выдаёт себя за дворянина.
Жанр произведения
Роман. Приключенческий.
Символы
Эликсир
Эликсир или зелье Дантеса служит олицетворением Божьей силы — как созидательной, так и разрушительной. Эликсир, по-видимому, обладает способностью как давать, так и отнимать жизнь. Использование эликсира наделяет Дантеса божественной силой, и он считает, что владеет этими силами и, следовательно, действует как посланник Бога. Однако эликсир подводит Дантеса, когда он не может использовать его, чтобы вернуть к жизни мальчика Эдуарда. Пределы возможностей эликсира оказываются и пределами возможностей Дантеса. Только Бог может даровать и отнимать жизнь, точно так же, как только Бог, а не Дантес, может вершить правосудие.
Красный шелковый кошелёк
Благодаря силе красного шёлкового кошелька добрые дела вознаграждаются. Месье Моррель использует кошелёк, чтобы спасти жизнь отцу Дантеса. В ответ Дантес использует кошелёк, чтобы спасти жизнь Моррелю. Появление красного шёлкового кошелька в обеих сценах указывает Моррелю на связь между этими двумя событиями. Жюли, дочь Морреля, показывает кошелёк, чтобы подчеркнуть его силу.
Критика
Дюма критиковали за отсутствие строгой исторической достоверности в его исторических романах. Для него самой важной целью было создать хорошую историю, поэтому он иногда менял даты или события в соответствии с потребностями сюжета.
Некоторых смущает объём книги. Отчасти это связано с тем, что роман впервые был опубликован по частям, поэтому иногда Дюма приходилось повторять важные моменты, чтобы обеспечить непрерывность повествования. Продолжительность романа также может быть связана с тем, что Дюма получал гонорар за каждое слово и ему всегда нужны были деньги.
Дюма также подвергается критике из-за того, что он свободно заимствует другие источники. Против него даже выдвигались обвинения в плагиате за использование сюжетных линий из других произведений.
Основная идея
Основная мысль романа «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма заключается в поиске справедливости и мести, а также в исследовании человеческой природы, прощения и искупления.
Главный герой, Эдмон Дантес, после предательства и несправедливого заключения в тюрьму решает отомстить тем, кто причинил ему боль. Однако, по мере развития сюжета, он сталкивается с вопросами о моральных последствиях мести, внутреннем освобождении и возможном прощении.
Роман затрагивает темы предательства, судьбы, верности и несправедливости, а также силы разума и упорства в достижении цели. Однако, в конце концов, «Граф Монте-Кристо» показывает, что месть не приносит полной удовлетворенности, и только прощение и смирение могут привести к настоящему освобождению и внутреннему миру.
Таким образом, основной посыл романа можно увидеть в том, что месть и жестокость часто приводят к разочарованию, а лишь доброта, прощение и любовь могут подарить истинное счастье и покой.
Темы
Главный герой Эдмон Дантес несправедливо заключён в тюрьму, и его борьба поднимает вопросы, связанные с правосудием. Система правосудия не помогает Дантесу, потому что богатство и власть Вильфора позволяют ему искажать правосудие в своих интересах. Не имея возможности обратиться к человеческому правосудию, Дантес обращается к божественному правосудию, которое на самом деле оказывается личной местью, чтобы добиться возмездия за страдания, которые причинили ему предатели.
Предательство и месть
В «Графе Монте-Кристо» предательства и вероломство не ограничиваются заговором против Эдмона Дантеса.
Кадрусс и его жена обманывают доверие ювелира, а затем Кадрусс предаёт свою жену.
Бенедетто и Кадрусс пытаются предать друг друга. Фернан предаёт Али-пашу, которого ему поручили защищать.
Данглар предает своих клиентов, играя на бирже их деньгами. Вильфор предает Валентину, пытаясь принудить ее к браку ради собственной выгоды.
Мерседес предает Эдмона, выходя замуж за Фернана, хотя этот поступок является самым простительным из всех предательств, поскольку у нее нет оснований полагать, что Эдмон все еще жив спустя полтора года. Реакция Валентины на предательство отца — смирение, но чаще всего предательство вызывает желание отомстить, как это было у Дантеса. Гайде выражает своё удовлетворение тем, что отомстила за отца, когда рассказывает свою историю комиссии, рассматривающей дело Фернана/Морсера.
Месть — наказание, которое человек, пострадавший от действий другого человека, наказывает его, — предполагает экстремизм и насилие. Дантес считает, что месть — его единственный выход, и оправдывает свои действия, убеждая себя, что исполняет волю Бога или Божественное провидение. Месть сказывается на Дантесе. Он способен замечать доброту и отвечать на неё, о чём свидетельствуют его поступки по отношению к семье Моррель. Но он должен подавить все положительные эмоции, чтобы осуществить свой план мести.
Возмездие
Возмездие или наказание в «Графе Монте-Кристо» часто применяется без разбора. Убийство, как правило, является первым выбором наказания.
Вильфор на праздновании своей помолвки говорит, что считает смертную казнь подходящим наказанием за политические преступления. Бенедетто убивает Кадрусса за шантаж. Бертуччо пытается убить Вильфора за то, что тот не помог его брату. Монте-Кристо, напротив, подстраивает своё возмездие под совершённые против него преступления.
Фернан, который крадёт у него Мерседес, теряет любовь и уважение своей семьи. Вильфор, который гордится своей репутацией блюстителя справедливости, оказывается изменником и манипулятором правосудия.
Данглар, которого заботит только богатство, теряет своё состояние. Кадрусс, чьим преступлением были трусость и апатия, мог бы получить в награду бриллиант, но его погубила собственная жадность.
Проблема возмездия в том, что тот, кто его вершит, не может предвидеть все последствия, как узнаёт Монте-Кристо, когда мадам де Вильфор отравляет невинного Эдуарда.
Сила
Сокровище аббата Фариа делает месть Монте-Кристо возможной, потому что оно даёт ему возможность путешествовать туда, куда ему нужно, и встречаться с теми, кто у власти и может быть полезен в его планах.
Его богатство помогает ему манипулировать людьми и событиями. Знания тоже дают власть, и знания, которые Монте-Кристо получил от аббата Фариа, позволяют ему вращаться в парижском аристократическом кругу, в который вошли его враги. Он также тратит годы на то, чтобы узнать о людях, которые сговорились против него, и использует эти знания, чтобы отомстить. Его изобретательность позволяет ему применять свои знания и быстро адаптировать свои планы в зависимости от обстоятельств.
Мотивы
Амбиции
Амбиции сами по себе не являются злом; желание улучшить свою жизнь естественно. Для молодого Дантеса стремление стать капитаном «Фараона» побуждает его взять на себя обязанности, связанные с этой должностью, после смерти капитана Леклера и выполнять их компетентно и ответственно. Но для Вильфора стремление к власти и статусу побуждает его заключить в тюрьму невиновного человека. Амбиции заставляют многих персонажей совершать различные преступления, в том числе предательства, кражи, шантаж и убийства.
Трансформация
Эдмон Дантес — наивный, любящий, необразованный молодой моряк, стоящий на пороге женитьбы и карьерного успеха, — после тюремного заключения превращается в утончённого, мстительного, высокообразованного графа Монте-Кристо.
Хотя он кажется обаятельным и эксцентричным, внутри он холоден и кипит от ярости, настолько, что некоторые из его знакомых вздрагивают от его прикосновения или замечают его сходство с вампиром. Он начинает думать о себе как о всемогущем, как о посланнике Бога, который не может сделать ничего плохого.
После трагической смерти Эдуарда он снова меняется. Вернувшись на остров Монте-Кристо, Максимилиан говорит ему, что Эдмон не такой, каким был в Париже. Когда граф спрашивает: «В каком смысле?», Максимилиан отвечает: «Ну, здесь ты смеёшься». В конце книги Дантес уплывает с Гайде в надежде на новую, более счастливую жизнь. У Эдмона Дантеса, жаждущего мести, не было таких перспектив.
Личность
Имена многих персонажей меняются на протяжении всего романа. Дантес принимает облик графа Монте-Кристо, чтобы осуществить свои тщательно продуманные планы мести. Он также принимает различные обличья, меняя свое имя, чтобы соответствовать роли, которую он играет в данный момент. Это изменение показывает отсутствие у него истинной личности; он всего лишь инструмент мести.
Вильфор отвергает имя своего отца, чтобы избежать запятнанности бонапартистским руководством своего отца и продвинуться вперед. Таким образом, он отвергает свою семью и прошлое ради личной выгоды. Морсер приобрел свое имя. Он притворяется, что его семья — старинный дворянский род, но в глубине души он по-прежнему бесчестный рыбак, плетущий интриги. Он больше ничем не станет, ибо никогда не сможет измениться.
Море
Море — неотъемлемая часть жизни Эдмона Дантеса. Будучи молодым первым помощником капитана торгового судна, он зарабатывает на жизнь морем. Выход из моря после дерзкого побега из замка Иф служит для него своего рода крещением в новую жизнь. Его экзотический дом на острове Монте-Кристо — это убежище, изолированное и окружённое морем. Монте-Кристо — опытный мореплаватель, и пребывание на море восстанавливает его силы.
Контекст
Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» впервые был опубликован в виде серии статей с 1844 по 1845 год. Эта приключенческая история с яркими персонажами, готическими образами и мелодраматическими событиями мгновенно стала хитом среди французских читателей. Действие романа происходит в основном во Франции в неспокойные годы с 1815 по 1839. Бонапартисты, которые хотели вернуть Наполеона к власти, и роялисты, выступавшие за восстановление монархии Бурбонов во Франции, вступают в сговор друг с другом, чтобы получить контроль над правительством.
Наполеон Бонапарт
Хотя Дюма допускает вольности в описании исторических событий, многие ключевые моменты сюжета связаны с ключевой фигурой французской политики XIX века — Наполеоном Бонапартом.
Бонапарт, уроженец острова Корсика, был генералом французской революционной армии. Он спас революционное правительство от нападения толпы, а затем привёл армию к победам, которые к 1800 году легли в основу империи, включавшей Австрию, Италию и Египет. В 1799 году Бонапарт возглавил переворот против правящего правительства и стал диктатором Франции. К 1804 году он пересмотрел конституцию Франции и стал императором.
Несмотря на то, что Бонапарт пришёл к власти не самыми благородными способами, он был популярен среди многих людей. Он завершил отмену феодальной системы, которая веками была основой французского общества. Он сделал образование доступным для всех слоёв населения, создал своды законов и упорядочил судебную систему. Попытки Бонапарта полностью завоевать Европу привели к его поражению от коалиции стран, и в 1814 году он был вынужден отречься от престола и сослан на остров Эльба в Средиземном море.
Некоторые бонапартисты остались верны ему, и год спустя ему удалось сбежать с Эльбы, вернувшись во Францию, чтобы вернуть себе трон и титул. Именно информация об этом побеге содержится в письме, с которым поймали Дантеса, и именно это приводит в движение события «Графа Монте-Кристо».
Благородство
В начале 1800-х годов старая наследственная аристократия, которая традиционно общалась и вступала в браки только с представителями своего класса, начала смешиваться с новыми богатыми семьями предпринимателей и промышленников и вступать с ними в браки. После Французской революции использование титулов и гербов было запрещено, но когда монархия вернулась, вернулись и эти символы аристократии. Те, кто разбогател, как персонажи Фернан и Данглар в «Графе Монте-Кристо», стремились получить титулы, чтобы закрепиться на высших ступенях общества.
Титул, который можно было купить или получить в дар, считался второсортным для традиционной аристократии, которая наследовала свои титулы на протяжении многих поколений, но, тем не менее, был желанным для растущего среднего класса.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Эдмон Дантес | Эдмон Дантес, известный в последующих главах как граф Монте-Кристо, также маскируется под аббата Бузони, лорда Уилмора и иногда Синдбада-морехода. |
Аббат Фариа | Аббат Фариа — заключённый, который становится другом и наставником Дантеса в тюрьме. |
Данглар | Данглар, впоследствии известный как барон Данглар, является зачинщиком заговора с целью ложно обвинить Дантеса в измене. |
Вильфор | Месье Жерар де Вильфор — судья, который приказывает заключить Дантеса в тюрьму, зная, что он невиновен. |
Фернан Мондего | Фернан Мондего, впоследствии известный как граф де Морсер, — один из заговорщиков против Дантеса; он рыбак, ставший графом. |
Кадрусс | Гаспар Кадрусс — один из заговорщиков против Дантеса; он неудавшийся портной, ставший трактирщиком, убийцей и вором. |
Мерседес | Мерседес Эррера, невеста Дантеса, выходит замуж за Фернана и становится графиней де Морсер. |
Максимилиан | Максимилиан Моррель — сын владельца корабля, месье Морреля, и он влюблён в Валентину де Вильфор. |
Месье Моррель | Месье Моррель — добрый владелец корабля, который хочет сделать Дантеса капитаном «Фараона» и упорно добивается его освобождения из тюрьмы после ареста. |
Жюли Моррель | Дочь господина Морреля, сестра Максимилиана и жена Эммануэля Эрбо. Она и её муж подружились с Дантесом. |
Эммануэль Эрбо | Эммануэль Эрбо — муж Жюли Моррель и сотрудник фирмы её отца. |
Альберт | Альбер де Морсер — сын Мерседес и Фернана де Морсеров, который отказывается от фамилии отца и вступает в армию, узнав о его позоре. |
Мадам де Вильфор | Мадам де Вильфор — молодая вторая жена Вильфора, мать Эдуарда, мачеха Валентины и убийца Сен-Мерана и Эдуарда; она совершает самоубийство. |
Эдуард | Эдуард де Вильфор — не по годам развитый восьмилетний сын Вильфоров, которого отравила его мать перед тем, как покончить с собой. |
Валентина де Вильфор | Валентина де Вильфор — дочь Вильфора и его первой жены Рене де Сен-Меран; она влюблена в Максимилиана Морреля, но помолвлена с Францем д’Эпинаем. |
Месье Нуартье | Месье Нуартье — отец Жерара де Вильфора и дедушка Валентины, страстный сторонник Наполеона; письмо, которое нёс Дантес, было адресовано ему. |
Маркиза де Сен-Меран | Маркиза де Сен-Меран, убеждённая роялистка, — мать первой жены Вильфора, Рене, и бабушка Валентины; она была отравлена второй женой Жерара де Вильфора, Элоизой. |
Маркиз де Сен-Меран | Маркиз де Сен-Меран — отец первой жены Вильфора, Рене, и дед Валентины; он был отравлен второй женой Вильфора, Элоизой. |
Доктор д’Авриньи | Доктор д’Авриньи — врач Вильфоров, который понимает, что в доме Вильфоров кто-то травит людей, но Вильфор убеждает его не сообщать о своих подозрениях. |
Франц | Барон Франц д’Эпинай — сын генерала Кеснеля; он разрывает помолвку с Валентиной, когда узнаёт, что её дед, Нуартье, убил его отца на дуэли. |
Генерал Кенель | Генерал Кенель, отец Франца д’Эпине, найден мёртвым при подозрительных обстоятельствах. |
Старик Дантес | Старик Дантес, отец Эдмона Дантеса, заморил себя голодом от горя из-за тюремного заключения сына. |
Гайдe | Гайде, подопечная Монте-Кристо и его будущая возлюбленная, — прекрасная дочь Али-паши, которого предал и убил Морсер и которая даёт показания, благодаря которым Морсер был осуждён за измену. |
Бертуччо | Бертуччо — управляющий Монте-Кристо, бывший контрабандист, который однажды пытался убить Вильфора и спас жизнь ребёнку, выросшему под именем Бенедетто. |
Бенедетто | Бенедетто — внебрачный сын Вильфора и Эрмины Данглар, чью жизнь спасает Бертуччо; он становится убийцей и вором, а позже выдаёт себя за Андреа Кавальканти. |
Маркиз Бартоломео Кавальканти | Кавальканти — немного опустившийся итальянский дворянин, которого Дантес нанимает, чтобы тот притворялся отцом Бенедетто. |
Мадам Данглар | Мадам Эрмина Данглар — жена барона Данглара, мать Эжени и любовница Люсьена Дебре; у неё роман с де Вильфором, и она рожает ребёнка, который становится Бенедетто. Она играет на бирже на деньги своего мужа; когда Данглар разоряется, её любовник Дебре тоже бросает её. |
Дебрэ | Люсьен Дебре — личный секретарь министра внутренних дел; у Дебре роман с мадам Данглар. |
Эжени | Эжени Данглар — дочь барона и Эрмины Данглар, чья помолвка с Альбером де Морсерфом была расторгнута отцом в пользу более выгодного, как казалось, брака с Андреа Кавальканти. Она была категорически против брака и сбежала со своей подругой Луизой д’Армилли. |
Луиза д’Армильи | Луиза д’Армилли, талантливая музыкантша, является компаньонкой Эжени Данглар. |
Бошан | Бошан — журналист и друг Альберта де Морсера; он проверяет слухи о предательстве отца Альберта по отношению к Али-паше. |
Шато-Рено | Господин граф де Шато-Рено — аристократ и друг Альберта де Морсера. |
Луиджи Вампа | Луиджи Вампа — главарь банды разбойников в Италии, которая работает на Монте-Кристо, похищает Альберта и Дангларов и удерживает их ради выкупа. |
Пеппино | Пеппино — бандит из шайки Луиджи Вампы, которому Монте-Кристо спасает жизнь. |
Якопо | Якопо — контрабандист, который спасает Дантеса от утопления после его побега из тюрьмы; он становится верным другом, а затем и доверенным лицом Монте-Кристо в качестве капитана его яхты. |
Али | Али — немой нубийский раб, который работает на Монте-Кристо и ловит лассом убегающих лошадей, чтобы спасти мадам де Вильфор и её сына. |
Мадлена Радель (Карконта) | Жена Кадеррусса, Ла Карконта, убита своим мужем, когда они ссорятся из-за драгоценностей. |
Бовиль | Месье де Бовиль — тюремный инспектор, который продаёт долг Морреля Дантесу и предоставляет Дантесу доступ к его тюремным записям. Он также является генеральным управляющим богадельнями, которому поручено взыскать долг с Данглара. |
Графиня Г. | Графиня Г. — остроумная и красивая итальянская аристократка и любительница оперы, знакомая Франца. |
Синьор Пастрини | Синьор Пастрини — владелец отеля «Лондон» в Риме, где Альберт и Франц впервые встречают графа Монте-Кристо. |
Коклес | Коклес — давний кассир в фирме Морреля. |
Людовик XVIII | Король Франции Людовик XVIII был свергнут, когда Наполеон вернулся с Эльбы, положив начало «Ста дням» — последнему периоду правления бывшего императора. |
Господин де Блакас | Советник Людовика XVIII де Блакас принимает доклад Вильфора о заговоре бонапартистов. |
Барон Дандре | Господин барон Дандре — министр полиции, и он сообщает о побеге Наполеона с Эльбы, заверив короля, что бонапартисты не представляют для него угрозы. |
Генеральный инспектор тюрем | Безымянный генеральный инспектор тюрем посещает Шато д’Иф на втором году заключения Дантеса и обещает изучить записи Вильфора по его делу, но обнаруживает, что Вильфор осудил Дантеса, и оставляет его дело без изменений. |
Капитан Леклер | Капитан «Фараона», он просит Дантеса передать письмо Бонапарту перед его смертью. |
Интересные факты
«Граф Монте-Кристо» вдохновил на создание другого классического эпического романа и фильма.
Роман Лью Уоллеса «Бен-Гур», написанный в 1880 году и впоследствии экранизированный в 1959 году, получил 11 премий «Оскар». На него повлиял роман «Граф Монте-Кристо». Хотя действие «Бен-Гура» происходит во времена зарождения христианства в Древнем Риме, главный герой Уоллеса тоже теряет всё и начинает новую жизнь с желанием отомстить. Уоллес, любивший исторические приключения, как и Дюма, сравнивал свою изоляцию во время написания книги с одиночеством графа.
Монте-Кристо — настоящий остров.
Благодаря популярности романа Дюма и легендам о сокровищах пирата Краснобородого, спрятанных на острове, Монте-Кристо является популярным туристическим направлением. К сожалению, остров у побережья Тосканы, Италия, принимает только около 1000 посетителей в год, а для получения визы требуется ждать три года. Сейчас остров является природным заповедником, и раскопки любых сокровищ на нём строго запрещены.
С 1908 года кинематографисты отдают дань уважения «Графу Монте-Кристо».
История о мести, написанная Дюма, породила множество экранизаций, первая из которых премьера состоялась в 1908 году. Ещё одна ранняя экранизация, снятая режиссёром Эмметтом Флинном, вышла на экраны 3 сентября 1922 года. В этом 10-серийном немом фильме Джон Гилберт сыграл Дантеса, а сюжет повествует о его мести. Мастер мини-сериалов Ричард Чемберлен снялся в телеверсии 1975 года.
В романе для подростков история дополнена, чтобы затронуть проблему травли.
Роман Эйлин Кук «Месть за Лорен Вуд», вышедший в 2010 году, повторяет сюжет «Графа Монте-Кристо», но действие происходит в современной школе, а тема мести раскрывается в зловещей манере, не уступающей Дюма.
Книга Дюма была экранизирована в виде аниме.
Действие японского аниме-сериала Gankutsuou, действие которого происходит в 5053 году на лунной колонии (первоначально транслировался в 2004-05 годах), пересказывает историю графа Монте-Кристо в научно-фантастическом аниме-ключе. Gankutsuou рассказывает об отношениях между дворянином по имени Альбер Морсер и таинственным графом Монте-Кристо, у которого на уме месть. Ганкуцуу — демон, вселившийся в графа.
В самых ранних изданиях книги название было написано с ошибкой.
В первых изданиях «Графа Монте-Кристо», в том числе в дорогом иллюстрированном издании 1860 года, в названии была допущена орфографическая ошибка: вместо «Кристо» было написано «Кристоф». В исправленном французском издании 1846 года ошибка была исправлена, но во многих изданиях название с ошибкой сохранялось в течение многих лет.
Как и граф Монте-Кристо, Дюма любил тратить деньги — даже слишком.
Хотя Дюма зарабатывал на жизнь писательским трудом, он постоянно был в долгах из-за своего экстравагантного, расточительного образа жизни. В 1851 году автору пришлось бежать из Франции — сначала в Бельгию, а затем в Россию, — чтобы скрыться от кредиторов. Он вернулся во Францию только в 1864 году.