Гроздья гнева (Джон Стейнбек) • роман
краткая информация
История создания
Во время написания «Гроздьев гнева» Джон Стейнбек испытывал много сомнений по поводу произведения. В какой-то момент он написал, что опасается, что книга «разваливается на части». В это время Стейнбек имел дело с финансовыми проблемами и смертью своего шурина.
Стейнбек написал в своем дневнике: «Когда-нибудь книга писалась в таком волнении? Вся моя нервная система расшатана. Надеюсь, я не приближаюсь к нервному срыву».
Он опасался, что «Гроздья гнева» в конечном итоге станут просто «заурядной книгой». Редко опасения автора по поводу своей работы оказывались настолько необоснованными. Роман стал бестселлером в Соединенных Штатах. Хотя критики приветствовали его как шедевр, у «Гроздьев гнева» была своя доля недоброжелателей и споров.
Стимулом для написания «Гроздьев гнева» послужили экономические и экологические катастрофы в Соединенных Штатах. В октябре 1929 года рухнул фондовый рынок США, погрузив страну в экономическую депрессию, которая длилась более десяти лет. Внезапно миллионы людей остались без работы и оказались перед лицом бедности. Многие граждане США стали недовольны тем, как их правительство справилось с кризисом.
В течение этого периода фермеры переживали серьезные трудности, в том числе неурожай и падение цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти трудности включали рукотворную экологическую катастрофу, приведшую к созданию катастрофического явления, получившего название «Пыльный котёл». Экстремальная засуха и эрозия почвы привели к ужасным условиям ведения сельского хозяйства в Оклахоме, Техасе, Нью-Мексико и других штатах. На эти районы обрушились мощные пыльные бури, унося тонны почвы. Неурожай, и тысячи людей лишились своих ферм. Многие из этих людей стали рабочими-мигрантами и отправились в Калифорнию и другие районы страны в поисках работы.
Когда в 1939 году дебютировал «Гроздья гнева», Великая депрессия продолжалась около 10 лет. Экономические условия улучшились в рамках Нового курса президента Франклина Рузвельта, но эти усилия не смогли полностью вывести страну из депрессии. Многие люди были сыты проблемами по горло и злы. Таким образом, роман задел многих читателей. Они могли идентифицировать себя с семьей Джоуд и были возмущены несправедливыми, эгоистичными методами труда, изображенными в романе.
Произведение «Гроздья гнева» Стейнбека помог улучшить условия труда. После того, как Элеонора Рузвельт, жена президента США Франклина Д. Рузвельта, прочитала книгу, она организовала слушания в конгрессе по реформе трудового законодательства для лагерей мигрантов. Роман также вдохновил многих лидеров трудовой реформы, таких как Сезар Чавес, который организовал профсоюз сельскохозяйственных рабочих-мигрантов в 1960-х годах. Фактически, одна из самых известных речей Чавеса призывает к бойкоту виноградарей в Калифорнии в попытке завоевать больше прав для сборщиков винограда. В конце концов Чавесу удалось сформировать United Farm Workers in America — профсоюз, который стремится улучшить условия труда и заработную плату трудящихся-мигрантов.
О названии
Название «Гроздья гнева» Стейнбеку подсказала жена. Словосочетание «гроздья гнева» взяты из текста американской патриотической песни «Боевой гимн Республики», в которой есть фраза:
Mine eyes have seen the glory of the coming of the Lord:
He is trampling out the vintage where the grapes of wrath are stored…
Эта фраза в переводе с английского означает: «Глаза мои видели славу пришествия Господа / Он уничтожает урожай, где хранятся гроздья гнева«.
В письме своему литературному агенту Стейнбек прокомментировал свой выбор названия романа: «Мне нравится песня, потому что это своего рода марш, и эта книга тоже своего рода марш».
Жанр произведения
Реалистический роман
Символы
Сухопутная Черепаха
Стейнбек использует образ сухопутной черепахи как символ узкого видения, которое позволяет отдельным людям и компаниям продвигаться вперед по определенному пути, шаг за шагом.
В главе 3 рассказчик заявляет: «Ползла сухопутная черепаха, ни за что не сворачивая в сторону». На личном уровне Том и Ма оба придерживаются подхода сухопутной черепахи. Для Ма такой подход позволяет ей стойко переносить трудности. Однако Тома такое отношение к жизни ограничивает, потому что мешает ему иметь более широкое видение, как у Кейси. В конце концов, Том отказывается от подхода сухопутной черепахи, когда видит, что люди принадлежат к одной большой душе. Тем не менее, на более широком уровне Стейнбек применяет узкое видение сухопутной черепахи к крупным землевладельцам и банку, поскольку они целеустремленно добиваются своих целей получения большей прибыли.
Банковский монстр
«Банковский монстр», описанный в главе 5, является символическим объектом, представляющим систему Банка и других крупных предприятий. Согласно этой системе, Банку и другим крупным предприятиям необходимо получать все больше и больше прибыли, чтобы выжить. Все люди, работающие на монстра, какими бы высокими ни были их должности, на самом деле являются рабами монстра, стремящимися обеспечить ему большую прибыль. Во время этого процесса подрядчики приказывают людям убираться с земли, а рабочие перепахивают дома — они все на службе у монстра.
В Калифорнии монстр тоже существует. Работая на монстра, крупные фермеры привлекают больше мигрантов, чем необходимо для имеющихся рабочих мест, чтобы удерживать заработную плату на низком уровне, поддерживать цены на высоком уровне и получать все больше и больше прибыли.
Умирающий пес
В главе 13 смерть собаки Джоудсов предвещает множество трагедий, с которыми столкнется семья. Собак постоянно сбивают возле автомагистралей. Это неизбежно, заявляет владелец заправочной станции:. «Собака просто не продержится долго рядом с шоссе». Из-за бедности и отсутствия работы семья Джоуд также находится в опасном положении. Трагедии для них так же неизбежны, как для собаки, которую переехали на шоссе.
Гроздья гнева
Для Стейнбека «гроздья гнева» олицетворяют растущий гнев в душах угнетенных мигрантов. Этот символ появляется в конце главы 25, в которой автор описывает, как крупные фермеры собирают урожай, включая такие фрукты, как виноград.
Этот сбор урожая бесчеловечен, потому что в процессе уничтожаются продукты питания вместо того, чтобы позволить голодным людям есть их. Стейнбек использует образ винограда и превращает его в символ мигрантов. По мере того как крупные фермеры собирают виноград для производства вина, в душах голодных людей, которые наблюдают за этим процессом, растёт символический урожай, называемый автором гроздьями гнева.
«В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжёлые гроздья, и зреть им теперь уже недолго».
Стейнбек взял фразу «гроздья гнева» из стиха «Боевого гимна Республики», который гласит: «Мои глаза видели славу пришествия Господа / Он вытаптывает урожай, где хранятся гроздья гнева». Стейнбек надеется, что Бог растопчет условия, которые порождают гроздья гнева.
Мертвый младенец в коробке из-под яблок
В главе 30 Стейнбек использует образ мертвого младенца в коробке из-под яблок как символ, отсылающий к библейской истории о младенце Моисее, выброшенном в реку в корзине из папируса. В Библии корзина связана с Ноевым ковчегом. Как Ноев ковчег спас человечество, «ковчег» Моисея также спасет народ Израиля.
В романе «Гроздья гнева», мертворожденный ребенок Розы Сарона в коробке из-под яблок покажет жителям города тяготы и ужас, с которыми мигранты имеют дело.
Критика
Вышедшая в 1939 году книга «Гроздья гнева» мгновенно приобрела успех, разойдясь тиражом в 428 000 экземпляров в течение года. Вскоре на помощь пришел Голливуд. Студия 20th Century Fox получила права на экранизацию и наняла известного американского режиссера Джона Форда. Вышедший на экраны в 1940 году фильм «Гроздья гнева» также имел огромный коммерческий успех и успех у публики. Стейнбеку понравился фильм, особенно роль Тома Джоуда в исполнении Генри Фонда.
Однако не все было безоблачно для Стейнбека и его шедевра. Жители Оклахомы жаловались, что из-за романа весь штат выглядит нищим. Жителям Калифорнии не понравилось критическое изображение землевладельцев. В результате «Гроздья гнева» были запрещены некоторыми библиотеками. Фактически, в нескольких городах прошли торжественные сожжения книг с романом.
Основная идея
«Гроздья гнева» — это роман, рисующий процесс пробуждения и становления коллективного сознания в среде мелкого фермерства.
Роман выступает в роли хроники Великой депрессии, в качестве комментария к экономической и социальной системе, породившей ее. Работу над романом Стейнбек рассматривал как исполнение своего гражданского долга. « Вы говорите о страданиях детей в Испании. Число детей, умирающих от голода в долине Калифорнии, просто потрясает…Я сделаю все, что смогу…Удивительно, до чего ничтожно и жалко выглядят произведения литературы перед лицом подобных трагедий».
Художественное своеобразие
Повествование в Гроздьях гнева ведется от третьего лица, что позволяет рассказчику выражать мысли и чувства каждого из героев.
Роман «Гроздья гнева» имеет нетрадиционную структуру, в которой повествовательные главы перемежаются со вставными главами, содержащими общую информацию. Четные главы рассказывают историю семьи Джоудов, нечетные главы дают дополнительную информацию о засухе и районе пыльных бурь, миграции оклахомцев в Калифорнию и жизни мигрантов в Калифорнии.
Эти объясняющие главы называются вставными, потому что располагаются между основными частями. Этот приём иногда разочаровывает и раздражает читателей, которые жалуются, что вставочные главы прерывают основное повествование или что такие главы разбивают роман на две отдельные части, которые связаны между собой лишь слабо.
Но Стейнбек тщательно продумал структуру романа «Гроздья гнева». Благодаря необычной структуре повествования автор может ссылаться на детали, переплетать символы и комментировать события таким образом, что два типа глав сливаются воедино, объединяя и усиливая социальные и гуманистические темы.
По словам Питера Лиски, автора монографии о Стейнбеке, в «Гроздьях гнева» автор использует три конкретных литературных приема, чтобы минимизировать разрозненность и объединить два типа глав в романа. Это сопоставление, драматизация и множество стилей повествования.
Сопоставление
Один из приемов, используемых для объединения отдельных частей романа, — это сопоставление. Детали последовательно и неоднократно взаимосвязаны между повествовательной и вставной главами. Чаще всего во вставной главе представлена обобщенная ситуация, которая либо станет более понятной, либо будет завершена событиями в следующей повествовательной главе.
Например, в главе 7 представлен монолог продавца подержанных автомобилей, а в главе 8 следует рассказ о Джуде, только что купившем подержанный шестицилиндровый легковой «гудзон». Точно так же глава 29, в которой описываются непрекращающиеся дожди, наводняющие калифорнийскую долину, связана с главой 28, где падают первые капли дождя, и главой 30, в которой уже говорится о наводнении, угрожающем товарному вагону Джоудов в главе 30.
Повторение ключевых элементов, часто символических или тематических по своей природе, также помогает объединить два типа глав. Сухопутная черепаха, символическая борьба за жизнь которой в момент её путешествия через шоссе, подробно описана в главе 3, подобрана Томом Джоудом в главе 4 и выпущена в главе 6 только для того, чтобы продолжить свое путешествие в направлении, за которым вскоре последует семья Джоуд. Точно так же семья, спасенная доброжелательным незнакомцем в конце главы 9, предвещает «спасение» Вильсонов Джоудами в следующей главе.
Драматизация
Второй прием, который, возможно, наиболее широко используется во вставочных главах, — это метод драматизации: монологи и диалоги, призванные показать социальные и исторические процессы, стоящие за событиями, которые происходили в истории семьи Джоудов.
В главе 9, например, мы слышим разочарование фермеров, вынужденных за бесценок продавать свое имуществ. Подобно средневековым пьесам, которые раскрывали простым людям смысл библейских историй, Стейнбек использует обобщенные персонажи и диалоги, чтобы проиллюстрировать тяжелое положение обездоленных арендаторов. Не желая просто рассказывать о социальных или исторических фактах, составляющих фон его сюжета, Стейнбек позволяет своим читателям узнать влияние засухи на издольщиков или постепенное разрушение домов, брошенных фермерами, вынужденных мигрировать на запад.
Различные стили повествования
Резко отличающиеся стили повествования, используемые во вставочных главах, позволяют Стейнбеку избежать обвинений в том, что эти главы могли быть сгруппированы вместе.
Стиль кинохроники современника Стейнбека, писателя Джона Дос Пассоса, прослеживается в продавце подержанной машины, в то время как изображение мальчика и его девушки чероки, танцующих в главе 23, почти кинематографическое.
Земной, народный язык, на котором говорили Джоуды, Уэйнрайты, Уилсоны и другие персонажи в повествовательных главах перекликается с комментариями обобщенных персонажей во вставочных главах. Однако в соответствии с целью этих глав, написанных для общего раскрытия конкретных событий, кавычки, указывающие на конкретных говорящих людей, совершенно очевидно отсутствуют. Эти разговорные коллажи усиливают функцию этих вставных глав, предоставляя обзор социальной ситуации, влияющей на Джоудов.
Самый яркий и распространенный стиль, используемый в этих вставных главах, — это язык и ритмы, напоминающие синтаксические структуры Библии короля Иакова. Обладая силой и авторитетом, этот библейский голос, присутствующий как в начальном описании засухи, так и в заключительном описании наводнений, становится нравственным центром романа. Духовная красота и сила этого языка наиболее отчетливо видны в апокалиптическом предупреждении, сделанном в главе 25: «Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли.».
По отдельности в этих вставочных главах тоже есть моменты блеска и красоты. Однако способ, которым они замысловато и неразрывно вплетены в ткань основного повествования, больше всего подтверждают гениальность очень личного и глобального взгляда Джона Стейнбека на человечество.
Темы
В «Гроздьях гнева» Стейнбек исследует множество универсальных идей. Хотя в тексте также рассматриваются второстепенные темы, Стейнбек представляет три основные темы: индивидуум против сообщества, эгоизм против доброты и кротость против гнева. Каждая тема представляет собой двойственность, в которой одна идея или отношение противопоставляются своей противоположности. Кроме того, каждая тема взаимосвязана и, таким образом, влияет на другие темы.
Индивидуум против сообщества
Противостояние личности и сообщества — самая важная тема в «Гроздьях гнева». В начале романа Том Джоуд воплощает индивидуализм. Он аутсайдер в обществе, человек, только что вышедший из тюрьмы, который сосредоточен на своем собственном бизнесе и ни на чьем другом. Водитель грузовика, который подвозит Тома, вскоре узнает об этом.
Тома возмущают назойливые вопросы водителя и он желает, чтобы тот не совал нос не в свое дело. На протяжении всего романа Том говорит о том, чтобы просто сосредоточиться на проблемах сегодняшнего дня. Он даже дает этот совет своей матери, когда она беспокоится о будущем своей семьи. Кроме того, многие другие персонажи показаны как личности, которые не заботятся о проблемах других. Например, в главе 5 тракторист перепахивает дома фермеров-арендаторов, хотя он сын одного из этих фермеров. Водитель оправдывает это действие словами: «Три доллара в день … У меня жена и дети. Нам нужно поесть». Итак, некоторых из этих индивидуалистов личная или семейная необходимость заставляет действовать так, чтобы причинить боль другим.
Стейнбек развивает идею сообщества на двух уровнях: семье и человечности. У Ма есть страстное желание сохранить свою семью вместе. Обладая повышенной жизнестойкостью, она принимает советы Тома и сосредотачивается на проблемах каждого дня, не заглядывая слишком далеко в будущее. Ма сочетает такое отношение с добротой и решимостью по отношению к своей семье, которая стремится сохранить их вместе. Однако, по мере того, как трудности ее семьи и других мигрантов усугубляются, Ма видит необходимость расширить свое сообщество за пределы семьи и привлечь простых людей. Она воплощает эти идеалы, когда поддерживает решение Розы Сароны кормить грудью умирающего от голода мужчину.
Том также превращается из индивидуалиста в человека, преданного служению обществу. Его любовь к матери и другим членам семьи позволяет ему выходить за рамки самого себя и помогать другим. На Тома в некоторой степени повлияли идеи Ма о силе народа. «Мы — люди, которые живут», — говорит она ему. «Они не собираются уничтожать нас».
Однако самое сильное влияние на его трансформацию оказал бывший проповедник Кейси. Через Кейси Стейнбек представляет свой взгляд на человеческое сообщество. Кейси видит во всех людях часть одной души. Это связано с идеей «сверхдуши», концепцией, обсуждаемой автором-трансценденталистом Ральфом Уолдо Эмерсоном, которая утверждает, что универсальный дух объединяет все живые существа. Когда люди объединяются ради общего блага, у них появляются силы преодолеть угнетение. В конце концов, Том понимает и принимает эти идеи.
Эгоизм против доброты
Стейнбек на протяжении всего романа противопоставляет несколько примеров эгоизма и доброты. Главными сторонниками эгоистичного отношения являются крупные землевладельцы и банк и их стремление к увеличению прибыли. Эти организации сосредоточены только на получении прибыли; их не волнует, как они оскорбляют других.
Владельцы и Банк вынуждают фермеров-арендаторов покидать свои дома. Кроме того, они намеренно привлекают гораздо больше работников, чем нужно, чтобы удерживать зарплаты на низком уровне, а цены — на высоком. В результате люди оказываются оторванными от своих домов, семьи распадаются, люди живут в плачевных условиях, а некоторые умирают с голоду. Те, кто работает на эти эгоистичные организации, становятся роботами, механически выполняющими свою работу, нисколько не заботясь о том, как они причиняют вред другим. Они даже совершают отвратительные преступления, например, уничтожают апельсины вместо того, чтобы позволить голодающим людям съесть их.
Стейнбек, напротив, приводит различные примеры доброты. Эти действия часто происходят между обычными людьми, помогающими друг другу в трудные времена. Уилсоны и Джоуды помогают друг другу и, таким образом, образуют небольшое сообщество по пути в Калифорнию. Еще один пример — официантка, которая помогает семье мигрантов с едой. Семья Уилки предлагает работу Тому, хотя для них это означает меньшее количество работы. Миссис Уэйнрайт помогает маме принять роды у Розы Сароны, хотя у нее нет родственных связей с Джоудами.
Доброта — это клей, который скрепляет сообщество. Добрые люди в правительственном лагере поощряют эффективное, сильное и заботливое сообщество. Кейси объединяет мигрантов, чтобы возглавить забастовку, потому что он заботится об их благополучии. Кроме того, Кейси умирает жертвенной смертью на благо мигрантов, что является высшей добротой. Проявляя величайшую доброту, кормя грудью голодающего человека, Роза Сарона символически формирует сообщество с человечеством.
Напротив, эгоизм разрывает сообщества на части. Это становится очевидным, когда крупные землевладельцы разрушают сообщество фермеров-арендаторов, вытесняя их со своей земли. В Калифорнии землевладельцы постоянно хотят, чтобы мигранты перемещались, чтобы помешать им объединиться и сформировать единое сообщество. Угнетение и ослабление трудящихся-мигрантов усиливает их эгоистичные цели.
Кротость против гнева
Кроткое отношение мигрантов позволяет землевладельцам и Банку эксплуатировать их. Мигранты становятся послушными марионетками, контролируемыми землевладельцами, которые действуют как кукловоды. Землевладельцы и банк создали сложную систему для собственной выгоды.
В Оклахоме владельцы вытесняют арендаторов со своей земли, в результате чего тысячи людей остаются безработными. В Калифорнии землевладельцы привлекают этих людей на свои большие фермы. Поступая таким образом, землевладельцы создают высокий уровень безработицы, что позволяет им собирать урожай по очень низкой цене. Кротость мигрантов позволяет эксплуатировать их в рамках этой системы. В результате мигранты постоянно подвергаются насилию, а некоторые даже голодают.
По Стейнбеку, мигранты могут восстать против этой системы, используя свой гнев. Гнев, однако, — непостоянная эмоция. Том злится, когда им помыкают авторитетные фигуры, и он набрасывается на них так, что его арестовывают, что делает его неэффективным. Ответ Стейнбека заключается в том, чтобы люди направляли свой гнев на общее благо. Ма демонстрирует эту способность, когда использует свой гнев, чтобы противостоять своей семье и удержать их вместе.
Когда толпа останавливает Джоудов возле Гувервилля, и Том, и Ма злятся. Однако Ма видит необходимость контролировать свой гнев, а также гнев Тома. Нападение на толпу принесет больше вреда, чем пользы. Когда Том убивает полицейского, убившего Кейси, он совершает убийство, которое не идет на пользу обществу. Кроме того, это действие может легко привести к его аресту и доставить неприятности его семье. Однако, когда Том прячется, он начинает понимать идеи Кейси. Поступая так, он может направить свой гнев на дело, которое служит общему благу.
Поскольку мигрантов угнетают, в их душах нарастает гнев. Глава 25 заканчивается строкой: «В душах людей наливаются и растут гроздья гнева». Для Стейнбека эта идея настолько важна, что он назвал роман «Гроздья гнева». Автор видит в этом гневе стимул, который объединит людей для борьбы с угнетением. Том, Ма и Кейси чувствуют этот гнев и используют его на благо общества. В правительственном лагере мигранты злы на полицию за попытку разогнать танцы. Однако они используют свой гнев, чтобы сосредоточиться на совместной работе в сообществе и предотвратить любые беспорядки в будущем.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Том Джоуд | Том Джоуд — второй сын мамы и папы Джоуд. Его вдохновляет помогать простым людям. |
Ма Джоуд | Ма — жена Па Джоуда и мать Тома Джоуда. Она становится лидером семьи Джоуд. |
Па Джоуд | Папа — муж Ма Джоуд. |
Джим Кейси | Джим Кейси — друг Тома Джоуда. В конечном итоге он вдохновляет Тома помогать людям. |
Роза Сарона | Роза Сарона — дочь мамы и папы Джоуд. |
Эл Джоуд | Эл Джоад — сын мамы и папы Джоуд. Он обслуживает грузовик и в конце концов сбегает из своей семьи. |
Дядя Джон | Дядя Джон — брат Па Джоуда. |
Конни Риверс | Конни Риверс — муж Розы Сароны, которую он бросает. |
Дедушка Джоуд | Дедушка Джоуд — дедушка Тома. Он умирает вскоре после отъезда из Оклахомы. |
Бабушка Джоад | Бабушка Тома — бабушка Джоуд. Она умирает во время путешествия со своей семьей через пустыню. |
Ноа Джоуд | Ноа Джоуд — сын мамы и папы Джоуд. Он покидает семью, когда они приезжают в Калифорнию. |
Рути Джоуд | Рути Джоуд — младшая дочь папы и мамы Джоуд. |
Уинфилд Джоуд | Уиндфилд Джоуд — младший сын мамы и папы Джоуд. |
Флойд Ноулз | Флойд Ноулз — рабочий-мигрант, который рассказывает Тому о несправедливой трудовой практике в Калифорнии. |
Айви Уилсон | Айви Уилсон и его жена Сэйри путешествуют с Джоудами в Калифорнию. |
Сэйри Уилсон | Сэйри Уилсон и ее муж Айви путешествуют с семьей Джоуд в Калифорнию. |
Мьюли Грейвс | Мьюли Грейвс — сосед Джоудов в Оклахоме. Он отказывается покидать Оклахому, хотя его семья уехала. |
Элла Саммерс | Элла Саммерс — член Женского комитета в правительственном лагере. |
Джесси Буллит | Джесси Буллит — председатель Женского комитета в правительственном лагере. |
Джул Витела | Джул Витела — работница правительственного лагеря. |
Лисбет Сэндри | Лисбет Сэндри — религиозная фанатичка, которая пугает Розу Сарону. |
Миссис Уэйнрайт | Миссис Уэйнрайт — мать семейства, которое делит товарный вагон с Джоудами в Калифорнии. |
Тимоти Уоллес | Тимоти Уоллес — человек из правительственного лагеря, который предлагает Тому работу. |
Уилки Уоллес | Уилки Уоллес — молодой человек из правительственного лагеря. Он предлагает Тому работу. |
Вилли Итон | Вилли Итон — рабочий в правительственном лагере. Он помогает предотвратить беспорядки. |
Эгги | Эгги — молодая женщина, которая обручается с Элом Джоудом. |
Владелец лагеря | Владелец лагеря говорит Тому, что он нарушитель спокойствия. |
Продавцы автомобилей | Продавцы автомобилей используют фермеров-арендаторов в своих интересах. |
Повар | Повар — это человек, который побуждает официантку продавать еду семье мигрантов по низкой цене. |
Одноглазый мужчина | Одноглазый мужчина — жалеющий себя человек, застрявший на низкооплачиваемой работе. |
Оборванец | Оборванец рассказывает Джоудам, как плохо живется рабочим-мигрантам в Калифорнии. |
Фермер-арендатор | Фермер-арендатор протестует против действий тракториста, который хладнокровно вспахивает сельскохозяйственные угодья. |
Водитель грузовика | Водитель грузовика — это человек, который подвозит Тома. |
Тракторист | Тракторист — эгоистичный человек, озабоченный только своими собственными потребностями. |
Официантка | Официантка — это человек, который продает еду семье мигрантов по низкой цене. |
Сторож | Сторож работает в лагере Уидпеч. |
Интересные факты
Написанный Джоном Стейнбеком в 1939 году роман» Гроздья гнева» представляет собой зловещий отчет о Великой депрессии в Америке. Действие происходит в «Пыльном котле» Оклахомы в самые мрачные дни Великой депрессии. История рассказывает о семье, пытающейся перебраться на запад, в Калифорнию, в поисках лучшей жизни.
«Гроздья гнева» с момента публикации ценились и подвергались критике. Некоторые критики и политики хвалили его за мощь и суровый портрет человеческих страданий и достоинства. Другие критики обвиняли его в сентиментальности, а политики, проповедники и калифорнийцы осуждали его за распространение коммунистических идей, изображение безнравственности или порочащий имидж государства. Откровенный язык и вызовы существующему положению вещей привели к тому, что в 20 веке книгу часто запрещали читать в школах, в то время как люди продолжали черпать в ней большое вдохновение. В целом, однако, это произведение считалось настоящим классическим американским литературным произведением, и роман был назван причиной присуждения Стейнбеку Нобелевской премии по литературе в 1962 году.
1. Брюс Спрингстин назвал альбом в честь главного героя романа, Тома Джоуда.
Акустический альбом Спрингстина 1995 года «Призрак Тома Джоуда» отдает дань уважения главному герою истории и включает одноименную песню. Текст песни представляет собой торжественное размышление о борьбе персонажа, как пишет Спрингстин:
Сегодня вечером шоссе оживает
Но никто никого не обманывает насчет того, куда оно ведет
Я сижу здесь, при свете лагерного костра,
В поисках призрака Тома Джоуда.
2. Стейнбек написал Гроздья гнева, чтобы пристыдить тех, кого он считал ответственными за бедственное положение мигрантов.
Автор заявил, имея в виду Великую депрессию и ее влияние на американскую жизнь, что «я хочу опозорить жадных ублюдков, которые несут ответственность за это». Эта четкая, энергично поддерживаемая повестка дня помогла тексту оставаться актуальным для реформаторов, которые утверждают, что экономическое неравенство в Соединенных Штатах сохраняется.
3. «Гроздья гнева» были запрещены как капиталистами, так и коммунистами, когда они были опубликованы.
Фермеры Калифорнии были возмущены тем, как их изобразили, и им удалось добиться запрета книги в некоторых сообществах. Производители жаловались, что книга Стейнбека была непристойной и пропагандировала коммунистические идеи. Иосиф Сталин, глава коммунистического Советского Союза, с этим не согласился. Он запретил эту книгу в своей стране, потому что она показала, что даже самые бедные американцы, такие как Джоуды, могут иметь машину.
4. Стейнбек позаимствовал заметки у другого автора при написании «Гроздьев гнева».
Говорят, что Санора Бэбб собрала истории и личную информацию о многочисленных семьях в лагерях трудящихся-мигрантов во время Великой депрессии, когда она работала в Управлении безопасности фермерских хозяйств. Она написала роман под названием «Чьи имена неизвестны», который был сильно омрачен творчеством Стейнбека.
5. Стейнбек дал прозвище маршруту 66 и сделал его знаменитым.
Стейнбек назвал шоссе 66 — дорогу, по которой Джоуды и другие мигранты ехали из Оклахомы в Калифорнию, — «материнской дорогой». Это прозвище прижилось, хотя его также называли «главной улицей Америки». Сегодня писатели и искатели приключений исследуют маршрут 66 как способ вернуться в прошлое и пережить то же путешествие, что и те, кто бежал из «Пыльного котла» во время Великой депрессии.
6. В 1939 году, в год выхода книги, «Гроздья гнева» были самой продаваемой книгой.
Несмотря на критику и споры, которые быстро возникли вокруг романа на момент его публикации, текст был широко прочитан по всей стране. «Нью-Йорк Таймс» и «Хроника Сан-Франциско» отзываются о книге как о бестселлере года ее публикации. В 1940 году роман получил Пулитцеровскую премию за художественную литературу.
7. Экранизация «Гроздьев гнева» 1940 года была номинирована на семь премий «Оскар».
Джон Форд получил «Оскар» за лучшую режиссуру, а Линда Дарнелл, сыгравшая Ма Джоуд, — за лучшую женскую роль второго плана. Фильм также был номинирован на «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль (Генри Форд в роли Тома), «Лучший сценарий», «Лучший монтаж «и «Лучший звук». Фильм остается классическим и по версии Американского института кино входит в число 25 лучших американских фильмов.
8. Лагерь, в котором остановилась семья Джоуд в Калифорнии, является историческим местом.
Лагерь Уидпэтч, позже переименованный в Трудовой лагерь Сансет, — это реальное сооружение, построенное Администрацией управления работ в 1936 году. Несколько его зданий были внесены в Национальный реестр исторических мест.
9. Более 200 000 человек мигрировали в Калифорнию, спасаясь из «Пыльного котла».
В «Джоудсе» Стейнбек изобразил очень реальный массовый исход. «Пыльный котел» опустошил Великие равнины и вынудил более 2 миллионов человек покинуть этот район. Большая часть — более 200 000 из них — отправилась в Калифорнию. Многочисленность вынудила федеральное правительство построить лагеря для мигрантов и спровоцировала ожесточенное сопротивление жителей Калифорнии, которое изображает Стейнбек.
10. Mumford & Sons выпустили песню по роману.
Инди-рок-группа включила песню в свой альбом 2009 года «Sigh No More» под названием «Dust Bowl Dance», вдохновленную The Grapes of Wrath.