Раскат грома, услышь крик мой (Милдред Тейлор) • повесть

краткая информация
Дата публикации: 1976 | Форма произведения: повесть | Время событий: первая половина XX века | Возраст: подростки | Главные герои: Кэсси Логан Второстепенные герои: Ти Джей, Стейси, мама, папа, мистер Эйвери, Клод Эйвери, мистер Барнетт, мистер Берри, Большая Ма, Кристофер-Джон, мисс Крокер, мистер Грейнджер, мистер Граймс, дядя Хаммер, Хэнк, Мистер Джеймисон, Мистер Ланье, Миссис Сайлас, Ланье, Малыш, Мистер Моррисон, Грейси Пирсон, Альма Скотт, мистер Симмс, Джереми Симмс, Лилиан Джин Симмс, Мелвин Симмс, Р.В. Симмс, Мо Тернер, Дьюберри Уоллес, Калеб Уоллес,Терстон Уоллес, Мэри Лу Уэллевер, мистер Уэллевер, Маленький Вилли Уиггинс Темы: изъяны общества, семья, толерантность, человек и общество

История создания

Повесть «Раскат грома, услышь мой крик» написала в 1976 году афро-американская писательница Милдред Тейлор. Книга была удостоена премии Ньюбери.

Это произведение является первой книгой семейной саги Логанов, которая включает четыре продолжения (Пусть круг не будет разорван (1981), Дорога в Мемфис (1992), Золотой кадиллак (1987) и Все прошедшие, все грядущие дни (2020)) и три приквела (Земля (2001), Колодец: история Дэвида (1995) и Песнь деревьев (1975)), а также две новеллы ( Мост через Миссисипи (1990) и «Дружба» (1987)).

«Раскат грома, услышь мой крик» рассказывает вдохновляющую историю семьи Логан в эпоху депрессии. В своей книге Тейлор, опираясь на опыт своих предков, переживших рабство, повествует о борьбе одной чернокожей семьи за сохранение своей земли, своей независимости и своей гордости в условиях расовой дискриминации.

Все произведения Тейлор основаны на устных историях, рассказанных ей отцом, дядями и тетей.  Милдред Тейлор  заявила, что эти эпизоды очень четко запечатлелись в её памяти, и фактически, как только она поняла, что взрослые говорят о прошлом, «я начала представлять всю семью, которая когда-то знала эту страну, и мне показалось, что я их тоже знаю».

Персонажи Тейлор также часто автобиографичны — Дэвид и Стейси Логан основаны на её дедушке и отце.

О названии

В название своей повести Милдред Д. Тейлор включает заглавную строку «Раскат грома, услышь крик мой» стихотворения, начинающего главу 11 книги. Эта строка отсылает к афроамериканскому духовному произведению, которое оплакивает участь черных рабов в руках белых владельцев и гласит:

Раскат грома, услышь  крик мой.

Летит он над водой… водой…

Надсмотрщик по мостику идет с кнутом,

Чтобы забить меня потом кнутом.

Но нет, под кнут не лягу я, не лягу я,

Мне не позволит этого земля моя.

В произведении Милдред Д. Тейлор эту песню, которая выражает неповиновение расизму и угнетению, мистер Моррисон «тихо пел низким голосом, улетающим в бесконечно длинную ночь, словно встречал песней приближающуюся грозу».

Дождь и гром также присутствуют, когда Уоллесы нападают на папу и мистера Моррисона.

Жанр произведения

Историческая фантастика

Символы

Транспорт

Транспорт очень важен на протяжении всего романа, начиная с главы 1, когда дети идут в школу пешком. Это также применимо в другие ключевые моменты, например, когда Уоллесы подрывают фургон папы в Виксбурге. Однако, помимо буквального значения и важности транспорта, каждый вид транспорта имеет символическое значение. Афроамериканские дети идут в школу пешком, в то время как белые дети едут на автобусе, символизируя социальный и экономический разрыв между расами. Некоторые дети идут пешком более трех часов в одну сторону, чтобы добраться до школы. Этот подвиг демонстрирует как их экономическое положение, так и приверженность их семей образованию. То, как водитель белого автобуса обливает детей грязью, показывает, что транспорт — это не просто буквальное явление. Чернокожие дети усердно учатся и добираются до школы пешком. Но белых детей отвозят в школу, и их развлекает водитель, обрызгивающий чернокожих детей грязью. Транспорт белых детей олицетворяет их привилегию. Афроамериканские дети углубляют лужу, чтобы заманить в ловушку школьный автобус и повредить его. Их поступок олицетворяет множество актов восстания, в которых участвовали афроамериканцы, будучи порабощенными или угнетенными. Дядя Хаммер водит прекрасную машину, не хуже любой другой, принадлежащей белым в сообществе, но он должен продать ее, чтобы помочь семье. Когда папа не со своей семьей, он работает на железной дороге, другом виде транспорта. Таким образом, определенные виды транспорта представляют права, которые становятся привилегиями по признаку расы, когда они предназначены только для белых.

Земля

Как и транспорт, земля и контроль над землей имеют огромное значение в этом романе. Почти все в книге зарабатывают на жизнь фермерством. Они буквально зависят от земли в качестве источника средств к существованию. Отчасти из-за этого земля также имеет огромное символическое значение. Большинство афроамериканских семей в книге — издольщики, работающие арендаторами у немногих (белых) землевладельцев в этом районе. Они платят часть каждого урожая белым владельцам собственности. Они находятся во власти землевладельцев, и эти отношения ограничивают их свободу и увековечивают неравенство. Однако Логаны владеют собственной землей. Это дает им больше независимости и свободы. Они держатся за эту землю так, словно это их судьба, отвергая попытки Грейнджеров вернуть ее. Земля Логанов раньше была землей Грейнджеров, но для Грейнджеров настали трудные времена, и им пришлось продать часть своих семейных владений. Таким образом, земля Логанов символизирует как автономию, так и афроамериканцев, претендующих на некоторую часть социального положения, которое раньше было зарезервировано за белыми.

Книги

В этом романе книги символизируют власть, угнетение и надежду. Самая первая глава раскрывает эти сложные отношения. Прежде чем мисс Крокер раздаст книги детям, она заставляет их повторять обещание заботиться о них. Дети очень взволнованы, пока не получат книги, которые находятся в ужасном состоянии. Книгами пользовались 12 лет. Только сейчас, когда они почти истрепались, их раздают чернокожим студентам.

В то же время книги также определяют семью Логан. У большинства семей нет других книг, кроме Библии. Но Кэсси считает само собой разумеющимся, что у них дома будут и другие книги, в том числе такие интеллектуально амбициозные произведения, как «Негр» У.Э.Б. Дюбуа. Когда школьный округ обнаруживает, что учебные материалы миссис Логан не были включены в выделенные учебники, они используют это как предлог для ее увольнения. Семья Логан дарит книги на Рождество, и дети так дорожат ими, что гладят их.

Критика

Роман «Раскат грома, услышь мой крик» Милдред Д. Тейлор вошёл в десятку самых часто запрещаемых книг 2002 года из-за оскорбительных выражений. В 2004 году одна семья попыталась добиться запрета романа в школах из-за «жёсткого описания расизма и использования расистских оскорблений».

Основная идея

Тейлор исследует борьбу афроамериканцев в Миссисипи 1930-х годов с точки зрения девятилетней Кэсси Логан, используя роман, чтобы осветить несколько тем, включая сегрегацию Джима Кроу, владение земли чернокожими, издольщину, Великую депрессию и линчевание.

Темы

Раса

Было бы трудно переоценить роль, которую раса играет в этом романе. Логаны ничего так не хотят, как усердно работать; растить счастливую, здоровую семью; и учиться. Но расовая принадлежность определяет их выбор и опыт на каждом шагу. Поскольку они афроамериканцы, дети Логан должны посещать школу, отличную от школы местных белых детей. Учебный год длится не так долго и далеко не так хорошо оборудован. В белой школе есть два школьных автобуса, а в черной — ни одного, поэтому чернокожим детям приходится часами ходить в школу и обратно каждый день.

В первой главе ученики начальной школы Грейт Фейт (the black school) узнают, на первый взгляд, фантастические новости. Впервые они получат свои собственные книги. Однако эти книги находятся в ужасном состоянии, и они получают книги только после того, как белые студенты пользуются ими в течение 12 лет.

Некоторые белые люди стремятся либо подружиться с черными семьями, либо активно помогать им в их политической борьбе. К таким людям  относится мальчик Джереми Симмси адвокат Логанов мистер Джеймисон. Но по большей части существует резкое разделение между расами. Среди белых широко распространены резко расистские настроения. Некоторые персонажи считают белизну своей кожи и права, которые она им дает, необходимыми для осознания того, кто они есть.  В эту группу входят Харлан Грейнджер и Лилиан Джин Симмс. Братья Уоллес регулярно прибегают к насилию и угрозам расправы, чтобы держать чернокожие семьи в рабском положении. Папа (Дэвид Логан) также считает, что дружба между белыми и черными опасна и вряд ли эта дружба переживет политическую напряженность, формирующую её.

Язык и коммуникация

Язык и коммуникация играют в этом романе сложную роль. Иногда эти темы звучат грубо и откровенно, например, когда белые дети выкрикивают оскорбления в адрес чернокожих детей из школьного автобуса. В других случаях язык и коммуникация играют более тонкую роль в раскрытии характера. Например, мистер Моррисон решает не говорить маме, когда Стейси ввязывается в драку. Он позволяет Стейси выбирать, рассказывать матери или нет, что является показателем его характера и зрелости. Однако, когда Кэсси упрекает мистера Барнетта, он перестает обращаться к ней напрямую. Он зовет человека, который отвечает за Кэсси — или которому она принадлежит. Когда Кэсси сталкивается на улице с Лилиан Джин, она извиняется сама. Но мистер Симмс требует от нее еще одного, более болезненного и официального извинения. Расовая принадлежность отчасти определяет, что могут и чего не могут сказать другие. В последней главе романа мистер Джеймисон показывает, насколько он верный союзник Логанов, тем, что он не произносит вслух: он знает, что пожар устроил папа.

История

В некоторых контекстах история может быть абстрактным учебным предметом и ничем более. В этом романе все наоборот. История — это динамичная сила, которая играет активную роль в жизни этих людей. Это начинается через несколько страниц романа, в главе 1. Направляясь в школу, дети Логанов проходят мимо «Земли Харлана Грейнджера». 400 акров, которые составляют ферму Логанов, раньше были частью плантации Грейнджеров. Грейнджеры, старинная семья с Юга, пережили трудные времена во время реконструкции и были вынуждены продать часть своей земли. Логаны приобрели 200 акров в 1887 году и еще 200 в 1918 году. Хотя рассказчице Кэсси всего девять лет, она с легкостью вспоминает этот специфический исторический факт.

История вездесуща, но не однозначна. Школа, которую посещают местные белые дети, — это школа округа Джефферсон Дэвис, названная в честь бывшего президента Конфедерации. Над этой школой развевается флаг штата Миссисипи, на котором изображен флаг Конфедерации. Официальные школьные учебники, по которым мама должна преподавать, содержат стандартные искажения информации о рабстве и эпохе рабовладельцев. Однако, благодаря ее собственным усилиям, у нее также есть доступ к более точной письменной истории, такой как работа афроамериканского историка У.Э.Б. Дюбуа. Логаны регулярно делятся историей в устной форме, рассказывая истории из личного опыта, которые охватывают аспекты жизни, не вошедшие в учебники. Это то, что семья Милдред Д. Тейлор подчеркивала: официальная история Соединенных Штатов не соответствовала опыту афроамериканцев.

Персонажи

Персонаж Описание
Кэсси Девятилетняя Кэсси Логан — умный, красноречивая рассказчица романа.
Ти Джей Ти Джей Эйвери — лживый обманщик, который приходит к трагическому концу.
Стейси Стейси — 13 лет. Это старший ребёнок Логанов.
Mама Мама — школьная учительница и мать пятерых детей Логана.
Папа Любящий, но суровый отец, папа часто бывает в отъезде, работает на железной дороге, чтобы заработать денег для семьи.
Мистер Эйвери Отец Ти Джея хочет поступить правильно как для своего сына, так и для его общества, но не является сильным человеком.
Клод Эйвери Он младший брат Ти Джея Эйвери.
Мистер Барнетт Джим Ли Барнетт владеет торговым магазином в Строберри и умирает после того, как братья Симмс избили его.
Мистер Берри Мистер Берри покрыт ужасными шрамами, потому что «ночные всадники» жгут его за его поведение (обвиняя белого человека в нечестности).
Большая Ма Большая Ма — папина мать, ей за шестьдесят, но она неутомимая труженица.
Кристофер-Джон Кристофер-Джон — второй младший брат Стейси и Кэсси, семилетний мальчик.Он приятный, но застенчивый.
Мисс Крокер Мисс Дейзи Крокер преподает в классе Кэсси в начале учебного года.
Мистер Грейнджер Харлан Грейнджер — главный белый землевладелец в округе.
Мистер Граймс Он водитель школьного автобуса для белых, который изо всех сил старается обрызгать грязью чернокожих детей.
Дядя Хаммер Дядя Хаммер живет на Севере, где зарабатывает достаточно денег, чтобы купить шикарную машину.
Хэнк Белый шериф в значительной степени действует по приказу остальной части структуры власти белых (например, Грейнджеров).
Мистер Джеймисон Мистер Уэйд Джеймисон, белый адвокат Логанов, часто является союзником в их борьбе за расовую справедливость.
Мистер Ланье Мистер Ланье принадлежит к церкви Логанов и передает информацию о семье Берри.
Миссис Сайлас Ланье Миссис Ланье принадлежит к церкви Логанов и передает информацию о семье Берри.
Малыш Малыш — Клейтон Честер Логан, младший ребенок Логанов, очень опрятен.
Мистер Моррисон Мистер Л.Т. Моррисон — могущественный гигант, который переезжает жить к Логанам.
Грейси Пирсон Девочка из класса Кэсси.
Альма Скотт Девочка из класса Кэсси.
Мистер Симмс Это Чарли Симмс, отец Джереми и Лилиан Джин, который заставляет Кэсси извиниться в Строберри.
Джереми Симмс Это белый мальчик, который хочет дружить с детьми Логан, особенно со Стейси.
Лилиан Джин Симмс Это белая девушка, которая плохо обращается с Кэсси и которую Кэсси обманывает, а затем избивает.
Мелвин Симмс Старший брат Джереми, который дружит с Ти Джеем только для того, чтобы позже воспользоваться им.
Р.В. Симмс Старший брат Джереми, который дружит с Ти Джеем только для того, чтобы позже воспользоваться им.
Мо Тернер Друг Стейси, которому приходится более трех часов ходить в школу и обратно.
Дьюберри Уоллес Один из братьев Уоллес и часть семьи Уайт, владеющей местным магазином.
Калеб Уоллес Один из братьев Уоллес и член семьи Уайт, владеющей местным магазином. Калеб — главный зачинщик попытки линчевания Ти Джея.
Терстон Уоллес Один из братьев Уоллес и член семьи Уайт, владеющей местным магазином.
Мэри Лу Уэллевер Дочь директора начальной школы Грейт Фейт.
Мистер Уэллевер Директор начальной школы Грейт Фейт.
Маленький Вилли Уиггинс Ученик седьмого класса начальной школы Грейт Фейт.

 

Текст: Светлана Никонова, 67 👀