История с кладбищем (Нил Гейман) • роман

краткая информация
Дата публикации: 2008 | Форма произведения: роман | Жанр: фэнтези | Место событий: Европа | Время чтения: 3-6 часов | Главные герои: Никто (Никт) Оуэнс, Сайлес, Джек, мистер и миссис Оуэнс, Скарлет Перкинс Второстепенные герои: Мисс Лупеску, Лиза Хэмпсток, Эбинизер, Упыри, Мо Квиллинг, Слир Темы: добро и зло, дружба, жизнь и смерть, одиночество

История создания

Английский писатель Нил Гейман в одном из своих интервью  сказал, что “История с кладбищем” вынашивалась почти два десятилетия. Когда сын писателя Майкл был совсем маленьким, семья жила в доме в Сассексе (Англия), без двора. Поэтому Гейман брал сына с собой на кладбище через дорогу, чтобы малыш мог покататься там  на трехколесном велосипеде.

“Помню, однажды я подумал, как невероятно уютно он там выглядел”, — сказал Гейман. “Я подумал, что можно написать что-то очень похожее на ”Книгу джунглей» (Редьярда Киплинга) и поместить это на кладбище», — добавил он.

Написав одну страницу будущей книги, Нил Гейман подумал, что «эта идея слишком хороша. Она требует большого мастерства, которого у меня пока нет».  Писатель примерно каждые 2-3 года возвращался к этой истории с кладбищем, «она томилась, дозревала (в его голове) около 23-х лет». В 2002-2003 году Гейман вдруг понял, что «уже, пожалуй, достиг своего предела, и  вряд ли сможет писать лучше».  «История с кладбищем», написанная не безызвестным 25-летним журналистом , а уже опытным романистом, увидела свет в 2008 году.

О названии

«История с кладбищем» получила свое название из-за сюжета книги. Действие истории разворачивается в пределах кладбища на холме, где призрачные обитатели не могут покинуть погост. Главный герой жив, и ему говорят, что он не может уйти, потому что это слишком опасно.

Жанр произведения

Жанр книги «История с кладбищем» Нила Геймана — мистика, сказка, притча. Также произведение можно охарактеризовать как приключенческое и психологическое.

Основная идея

В предисловии Нила Геймана к российскому изданию говорится:
«Есть мнение, что эта книга о смерти и ее не следует давать детям. Я его не разделяю. Эта книга — о ценности жизни и о том, как найти свою семью».

Художественное своеобразие

«История с кладбищем» — это  необычная, захватывающая история о мальчике, погружённом в нестандартную среду кладбища и его обитателей. Ребенок взрослеет, находит друзей, узнаёт загадочные подробности из своего прошлого и пытается идти вперёд — к будущему.  Но на страницах детской книги Нил Гейман высказывает ряд интересных мыслей о том, что есть жизнь и смерть и что значит жить по-настоящему.

Писатель применяет в романе «История с кладбищем» ряд образов для придания тексту большей выразительности:

  1. Запоминающийся  мир упырей — мерзких тварей, поедающих человеческую плоть. Упыри живут в странной параллельной реальности, вход в которую осуществляется через «упырью дверь» — могилу, выделяющуюся на кладбище сильной запущенностью.

  2. Сюрреалистический пустынный пейзаж под багровым небом и с гигантской отвесной стеной, состоящей из заброшенных могильных камней. Стена ведёт к Гульгейму — городу, отстроенному неизвестным народом, захваченному и населяемому упырями.

  3. Интригующие описания потусторонних сущностей. Вампиров и оборотней Гейман не называет  прямо, а подчёркивает их происхождение косвенными признаками.

  4. У главного героя очень необычный  антагонист — убийца и член древнего ордена «Мастера на все руки».

Нил Геймом активно пользуется приёмом заимствования. Он постмодернизирует классические сказки, то есть  модифицирует образы и мотивы классических сказок, делая их более понятными и близкими для современного читателя, оторванного от корней. Никт Оуэнс из «Истории с кладбищем» тоже проходит этапы взросления, как делают это герои классических сказок, где происходит приобщение человека к миру, переход от беспомощности ребёнка к взрослости через инициацию.

Гейман использует коды популярной культуры, но подаёт их в ироническом ключе, качественно переиначивая их содержание. Образ упырей перекочевал в «Историю с кладбищем» из народного фольклора и сказаний, образ Джека — из детских считалочек и песенок (the man Jack), а Всадница на сером коне — из новеллы Джона Кольера «Всадница на сером коне».

Особенно глубок  у Геймана образ Слира — змееподобного существа, охраняющего древние сокровища. Это отсылка к Белой Кобре из сказки Редьярда Киплинга «Княжеский анкас», аллюзия на дракона из европейских фольклорных сказаний, но также и образ из кельтской мифологии.

Подобное обилие заимствований и аллюзий является одной из индивидуальных черт произведений Геймана.

Темы

Отчуждение

«История с кладбищем» полна темы отчуждения и применяет эту концепцию ко многим своим персонажам. Группы разделены на другие группы и между собой. Персонажи, культуры и расы показаны разделенными. Концепция, согласно которой человека или группу избегают или отделяют от другой группы или деятельности, является частью человечества, независимо от того, насколько печальным и несправедливым это может быть.

Когда Сайлес говорит «Я это не танцевал» в ответ на вопрос Никта, был ли он участником макабрея (Танца смерти), он дает Никту понять, что ему не разрешено участвовать в  «Танце смерти». Сайлес подчеркивает, насколько это отчуждает его. Танец смерти — это мероприятие, которое проводится всего несколько раз в столетие, когда живые и мертвые танцуют вместе, чтобы отпраздновать жизнь и смерть. Сайлес не «вписывается» ни в группу живых, ни в группу мертвых, поэтому ему не позволено быть частью этой удивительной традиции.

Сайлес не изображен как эмоциональный персонаж. Он суров и довольно бесстрастен. Когда он рассказывает Нику о мрачном танце, ему грустно, что он не может быть частью этого. Когда Сайлес прячется в тени, чтобы понаблюдать за танцами, он чувствует себя изолированным и хочет быть частью праздника. Его чувства подчеркивают тот факт, что любой, кто остается в стороне, чувствует себя в некотором роде изолированным и отчужденным.

Лиза Хемпсток — еще один пример человека, который переживает отчуждение в этой истории. У Лизы нет надгробия, потому что она была утоплена и сожжена как ведьма, поэтому она не получила надлежащих похорон и уважения в виде надгробия.

Но и у тех людей, кто утопил и сжёг девушку тоже нет надгробия, и похоронены они  в чумной яме на краю деревни. Никт спрашивает Лизу: «Так их (тех людей, кто утопил  и сжёг девушку) похоронили на кладбище?» Лиза отвечает: «Ни одной-единой душеньки».  Эти люди тоже отчуждены, проклятые ведьмой, также  как отчуждена сама Лиза. Колдовское действие, совершенное  девушкой при жизни, отчуждает её после смерти. Она похоронена на земле горшечника. Призраки кладбища не считают её частью кладбищенского сообщества, и правила кладбища на неё даже не распространяются. Хотя у неё может быть больше свободы передвижения, чем у кладбищенских призраков, она предпочла бы иметь ограничения и правила, и чувствовать себя частью этого сообщества.

Добро против Зла

Концепция противостояния добра и зла в «Истории с кладбищем» перевернута с ног на голову по сравнению с традиционной версией, которую можно увидеть во многих историях из прошлого. Так много историй вращается вокруг противостояния хороших парней плохим парням, но эта история меняет некоторых игроков, вовлеченных в этот основной сюжетный элемент.

Многие истории, связанные со смертью, вампирами, призраками и оборотнями, изображают этих персонажей злыми. Вампиры охотятся на людей, чтобы выпить их кровь. Оборотни нападают на невинных жертв в полнолуние. Призраки обитают в их старых домах и прячутся в детских шкафах. Кладбища почти всегда считаются страшными местами, куда никто не должен заходить, особенно ночью. «История с кладбищем» превращает страшный образ кладбища в оживленное место. Призраки — добрые спасители в этой истории. Никт, будучи младенцем, уползает от кровожадного человека по имени  Джек, и его защищают призраки на кладбище. Никт проводит всю свою жизнь на кладбище, зная, что страшное и опасное место находится за пределами кладбища. Хорошее место здесь — плохое место в большинстве других историй.

Предполагается, что Сайлес — вампир, хотя он никогда не описывается как таковой напрямую. Он может летать, он может перемещаться в мире живых, и его движения и поведение намекают на этот факт. Вампиры чаще всего являются злодеями в литературе. Храбрый охотник, который намеревается убить вампира, терроризирующего деревню, — обычная тема противостояния добра и зла.

Люди и сверхъестественное — еще один способ, которым эта тема проявляется в истории. Сайлес в этой истории является опекуном Никта, и он проводит свое детство, защищая Никта. По иронии судьбы Сайлес защищает Никта от человека, который хочет убить его и закончить его работу, начатую много лет назад. В конце истории Сайлес намекает, что раньше он был плохим парнем, но изменил свои привычки.

Когда  Никта тащат в сторону города упырей Гульгейма, он видит, что за ними следует огромная серая собака. Поначалу Никт боится собаки, но вскоре узнает, что это оборотень — его опекун мисс Лупеску. Повествование снова меняется, и страшное сверхъестественное существо, известное как оборотень, оказывается спасителем человека, а не его врагом.

Настоящие плохие парни — люди, а Никта поддерживают и спасают сверхъестественные существа, хотя в истории есть некоторые из традиционных «плохих парней», таких как школьные хулиганы и недобросовестные владельцы магазинов.

Жадность

Тема жадности появляется в истории несколько раз и играет жизненно важную роль в исходе. Первый проблеск жадности появляется в ломбарде. Поначалу владелец магазина не хотел покупать у Никта, но когда он увидел брошь, то пришел в восторг. Он заманивает Никта, говоря: «У меня в задней комнате есть пачка шоколадного печенья — и реши, сколько стоит что-нибудь подобное? А?» Вместо того, чтобы предложить низкую цену, он запирает Никта в задней комнате с намерением украсть предмет. Он зовет своего друга посмотреть на брошь, и в итоге они ссорятся до такой степени, что один мужчина пытается отравить другого, и они теряют сознание в драке из-за того, кому достанется брошь. Тот факт, что они яростно дерутся из-за броши, приводит к непреднамеренным последствиям — потере предмета и мальчика в целом.

Джек, человек, убивший семью Никта, держит Скарлетт, живую подругу Никта, под угрозой ножа в могиле Слира. У него на руках все карты. Никт не вооружен, а Джек намного сильнее и опытнее Ник. Жадность Джеку мешает. Он не только хочет использовать драгоценные предметы из гробницы для ритуала убийства, но и не может отказаться от предложения стать хозяином Слира. Как только Джек слышит о том, что Слиру нужен хозяин, он говорит: «Он ждал меня. И да. Очевидно, я его новый хозяин». Слир — это дух, живущий в могиле, и он хочет, чтобы его защищал новый хозяин. Его чрезмерное желание хотеть все большего приводит Джека к его собственной кончине.

Концепция жадности выходит за рамки двух наиболее очевидных персонажей. Сам Слир является истинным воплощением жадности. Слир восклицает, что хочет обвиться вокруг своего хозяина и вечно удерживать его в своих кольцах. На первый взгляд может показаться, что Слир просто предан своему хозяину, но, заглядывая глубже, Слир — это сама жадность. Слир провел столетия в гробнице, охраняя сокровище и не подпуская других. Он был там так долго, что даже не помнит, кто его хозяин, и просит Никта стать его новым хозяином. Если бы Слир был символом верности, то он бы покинул гробницу и отправился на поиски своего хозяина. Вместо этого он просто ищет нового хозяина.

Жадность почти всегда изображается как нечто плохое, и в «Истории с кладбищем» она ничем не отличается. Каждый раз, когда персонаж действует, руководствуясь собственным желанием большего, он в конечном итоге причиняет себе боль и остается ни с чем.

Персонажи

Персонаж Описание
Никто (Никт) Оуэнс Никто (Никт)  Оуэнс — маленький мальчик, который в детстве забредает на кладбище. Он любопытен и заботлив, и его воспитывают обитатели кладбища.
Сайлес Сайлес — главный опекун Никта и может достать Никту все необходимое для жизни. Он — мрачное существо, которое ни живо, ни мертво.
Скарлетт Эмбер Перкинс Скарлетт Эмбер Перкинс — девочка со светлыми волосами и живым характером. Она непреднамеренно знакомит Никта с Джеком.
Джек Джек — мрачный и загадочный убийца. Он жестоко убивает семью Никта и продолжает охотиться за ним всю его жизнь.
Мисс Лупеску Мисс Лупеску — строгий и непреклонный опекун Никта, призванный на замену Сайлесу. Она — пёс Господень, которая спасает Никта от упырей и помогает Сайлесу уничтожить Джека.
Эбинизер Эбинизер — жадный владелец ломбарда. Он пытается обокрасть Никта и выдать его убийце.
Биологическая мать Никта Биологическая мать Никта была убита вместе с остальными членами его семьи. Она является миссис Оуэнс и просит ее вырастить Никта.
Упыри Гули — это духи мертвых, которые питаются плотью мертвых. Они часто принимают облик людей, которых съели.
Лиза Хемпсток Лиза Хемпсток — призрак, которую при жизни обвинили в том, что она была ведьмой, и похоронили на неосвещённой земле. Она грустная и вялая, потому что у неё нет надгробия, чтобы её помнили.
Миссис Оуэнс Миссис Оуэнс — доброе привидение, у которой никогда не было своих детей. Она слышит, как биологическая мать Никта просит её вырастить мальчика.
Мистер Оуэнс Мистер Оуэнс — призрак и женат на миссис Оуэнс. Он соглашается вместе со своей женой растить Никта на кладбище.
Мо Квиллинг Мо Квиллинг — школьная хулиганка, которая помогает вымогать деньги у учеников. Она злая и безжалостная.
Рассказчик Рассказчик  рассказывает историю с точки зрения Никта.
Слир Слир — злой дух, живущий в темной гробнице и охраняющий сокровища для своего хозяина. Он принимает форму трехглавой клубящейся массы тумана в форме змеи.

Интересные факты

  1. В январе 2009 года за роман «История с кладбищем» Нил Гейман получил медаль Ньюбери — престижнейшую награду в области детской литературы. В августе 2009-го история мальчика по имени Никто принесла Гейману «Хьюго» — главную премию в мире фантастики.
  2. Символическое значение возраста Никта Оуэнса в «Истории с Кладбищем». Практически во всех главах возраст Никта – это чётная цифра. Согласно многим языческим верованиям (в том числе и славянским) чётные числа являются символом зла и смерти, нечётные – добра и жизни. Только в шестой главе, когда Никт ненадолго оказался среди живых людей, читатель видит его в возрасте 11 лет.
  3. В имени главного героя скрыта аллюзия (отсылка) к эпической поэме Гомера «Одиссей», в которой герой тоже столкнулся со страшным убийцей, но уже в облике циклопа-людоеда Полифема. Одиссей назвался как Никто, а потому в награду за учтивость, циклоп пообещал съесть его последним.
  4. В «Истории с кладбищем» присутствуют как переосмысленные автором представители славянской и западноевропейской мифологий, так и заимствованные из других литературных произведений.
Текст: Светлана Никонова, 141 👀