Как мне близок и понятен… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Волошин М.А. | Дата публикации: 1901 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ природы Темы: человек и природа

Как мне близок и понятен

Этот мир – зелёный, синий,

Мир живых, прозрачных пятен

И упругих, гибких линий.

Мир стряхнул покров туманов.

Чёткий воздух свеж и чист.

На больших стволах каштанов

Ярко вспыхнул бледный лист.

Небо целый день моргает

(Прыснет дождик, брызнет луч),

Развивает и свивает

Свой покров из сизых туч.

И сквозь дымчатые щели

Потускневшего окна

Бледно пишет акварели

Эта бледная весна.

История создания

Стихотворение «Как мне близок и понятен…» появилось на свет в 1901 году. Это время для Волошина – период его творческих исканий и предпочтений. Молодой человек пока еще не определился, кем ему быть в этой жизни – поэтом или художником. Он много путешествует, его цель – изучение мира и поиск в нем места для себя и своего творчества. Самым желанным уголком на свете оставался для поэта дорогой его сердцу Коктебель. Любовь к этому краю и к миру вообще, ожидание чего-то светлого и радостного и послужило поводом для написания этого произведения.

Б. Кустодиев. Весна. 1921

Персонажи и образы

Главный образ стихотворения – пейзаж. Наступающая весна будоражит воображение поэта, его меткая фраза «бледно пишет акварели весна» создает ощущение причастности к происходящему в природе обновлению. Возникает чувство, что автор точными акварельными мазками делает наброски великолепной картины, рождающейся на глазах у читателя.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, в каждой из которых четыре строки. Композиция простая, линейная. Каждое четверостишие представляет собой миниатюрную пейзажную зарисовку.

Жанр

По жанру «Как мне близок и понятен…» представляет собой стихотворение, посвященное описанию природы, следовательно, это пейзажная лирика. В плане литературного направления произведение можно отнести к реализму, но в нем уже ощущаются символистские тенденции, о чем свидетельствует наличие в тексте чисто авторских образов.

Средства художественной выразительности

В стихотворении использована перекрестная рифма (АВАВ) с чередованием мужских и женских слогов. Из средств художественной выразительности автор использует эпитеты: «дымчатые щели», «прозрачные пятна», «зеленый, синий мир», «бледный лист», «четкий воздух»; метафоры: «покров туманов», «покров туч» и олицетворения: «вспыхнул лист», «живые пятна», «небо моргает», «дождик прыснет», «весна пишет акварели», «мир стряхнул покров».

В тексте присутствует инверсия, которая способствует созданию рифмы, а также выделению наиболее значимых фраз: «близок и понятен мир», «пишет весна», «брызнет луч». Лексические повторы «… мир – зеленый, синий мир…» и «бледно пишет акварели… бледная весна» расставляют в тексте задуманные автором акценты.

Проблематика и основная идея произведения

Произведение не несет в себе никакой проблематики. Автор изображает картину мира такой, какой она существует в его восприятии. Стихотворение проникнуто радостным предчувствием и ожиданием счастья. Главная тема – красота природы. Картины, нарисованные художником и поэтом Волошиным, создавались не кистью, а словами, что всегда отмечали исследователи его литературного творчества.

Текст: Ирина Зарицкая, 3.8k 👀