Король Лир (Уильям Шекспир) • пьеса

краткая информация
Дата публикации: 1605–06 | Форма произведения: пьеса | Жанр: трагедия | Время событий: средние века | Место событий: Европа | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Король Лир Второстепенные герои: Эдмунд, Эдгар, Граф Глостер, Корделия, Гонерилья, Регана, Куран, Герцог Альбанский, Герцог Бургундский, Герцог Корнуэльский, Граф Кент, Первый слуга, Шут, Король Франции, Освальд Темы: верность и предательство, власть, добро и зло, семья

История создания

Великий английский поэт и драматург Уильям Шекспир (23 апреля 1564 — 23 апреля 1616) часто использовал уже существующие истории, повести и пьесы в качестве исходного материала для своих работ. Во времена Шекспира обычным делом было перерабатывать старые истории и объединять их в современные версии. В случае с «Королем Лиром» Шекспир черпал свою историю из источников, знакомых аудитории 17 века, включая «Хроники Англии» Рафаэля Холиншеда (1587) и существующую пьесу, опубликованную анонимно, под названием «Истинная история о короле Леире и трех его дочерях Гонорилле, Рагане и Корделле» (опубликована в 1605 году, но поставлена около 1594 года). Хотя история Холиншеда включает в себя основное событие сюжета, в котором король-отец делит свое королевство между дочерьми и находит ответ Корделлы недостаточным, у этой истории счастливый конец: Леир восстанавливается на троне еще на два года, и Корделла становится его преемницей в качестве королевы. В свою очередь, Холиншед черпал информацию из «Истории королей Британии»,  написанной в 12 веке Джеффри Монмутским.

О названии

Шекспир взял название из более ранней анонимной пьесы «Истинная история о короле Леире и трех его дочерях Гонорилле, Рагане и Корделле», которая также послужила источником сюжета. Исходная пьеса была поставлена еще в 1594 году.

Жанр произведения

Пьеса. Трагедия

Символы

Определенные предметы, события и состояния бытия имеют как буквальное, так и символическое значение в «Короле Лире». Персонажи напрямую обращаются к значению этих предметов, часто неоднократно.

Корона

Лир делит свое королевство и отказывается от короны. В действии 1, сцене 4 Шут делится с Лиром пространной шуткой о коронах. Дурак разбивает яйцо пополам, образуя две «короны» (две половинки яичной скорлупы), которые, если рассматривать их по отдельности, не представляют особой ценности. Дурак говорит Лиру, что именно этого Лир добился, разделив свою королевскую корону между старшими дочерьми — и что он был идиотом, поступив так.

Буря и ветер

Некоторые сцены в «Короле Лире» происходят во время сильной бури, но эта буря также глубоко символизирует дикий беспорядок в королевстве. Лир приравнивает жестокость и разрушительность шторма к обращению с ним своих дочерей. Шторм также символизирует опустошение разума Лира и его почти постоянное состояние замешательства.

Ветер также часто упоминается в пьесе. Концепция ветра сохраняла символическое значение на протяжении веков: «ветры перемен», «он пришел с ветром» и т.д. — Это распространенные поговорки, которые говорят о том, как физическая среда может привести к личным или общественным потрясениям.

Слепота

Неспособность видеть — это мотив, который присутствует во всем «Короле Лире». Иногда эта неспособность буквальна и временна — например, неспособность Лира видеть сквозь маскировку Кента. Слепота иногда бывает буквальной и постоянной, как, например, когда графу Глостеру выкололи глаза. Все эти случаи слепоты символичны. К ним относятся неспособность Лира увидеть любовь Корделии или неспособность Глостера увидеть предательство своего сына Эдмунда.

Буквы

В пьесе часто используются письма. Это послания заполняют важные пробелы в сюжете, не требуя игры актёров, которую было бы сложно воспроизвести на сцене из-за ограниченного пространства, денег и времени. Но они также имеют символическое значение, потому что письменное общение считалось и считается более «официальным» или «надёжным», чем устное. Во времена Шекспира уровень грамотности был довольно низким, и поэтому умение читать и писать указывало на то, что человек занимает относительно высокое положение. Люди полагались на то, что письма были правдивыми и содержали факты, и это имело вес и значение, когда их представляли в различных сценах.

Основная идея

В основе конфликта трагедии «Король Лир» лежит нарушение семейных отношений в семье, приведшее к её полному распаду. Однако не это главная идея пьесы. На примере разрушения двух семей Шекспир показал нарушения системы отношений феодального общества, в результате которых король стал никем, а обезглавленное государство утонуло в крови смертельных войн.

Таким образом, нравственная идея пьесы — это образ трагедии разрушения социальной системы государства через олицетворение двух семейных конфликтов.

 

Темы

Старение

Всё, что происходит в «Короле Лире», происходит потому, что король стар и устал. Его решение разделить королевство и отречься от престола запускает почти все остальные события пьесы. Единственным исключением является заговор Эдмунда против своего отца Глостера. Однако уловка Эдмунда тематически связана с основным сюжетом, поскольку одна из причин, по которой Эдмунд утверждает, что Эдгар хочет сместить их отца, заключается в том, что он не хочет ждать смерти Глостера, чтобы занять его место.

Большая часть трагической иронии в «Короле Лире» связана со старением. Король, который признаёт, что он стар и устал, хочет уйти на покой, сохранив все привилегии короля. Его старшие дочери считают, что он слишком долго не уходил с трона. Это напряжение между преданностью молодого поколения патриарху и стремлением этого поколения к власти заметно не только в дочерях Лира, но и в том, как сын Глостера Эдмунд стремится к раннему продвижению по службе.

Семейные отношения

Пьеса «Король Лир» посвящена семейным отношениям, в том числе между детьми и отцами, а также между самими братьями и сестрами. Однако семейные отношения не возникают в вакууме; они переплетены с темой порядка. Решение правителя отказаться от своего положения и положиться на любовь своих детей было бы чревато в любой ситуации, но в данном случае, когда решение влечет за собой раздел королевства, семья пересекается с общественным порядком.

Семейные отношения имеют юридические и эмоциональные последствия. Глостер смеется над тем, что стал отцом Эдмунда вне брака в акте 1, Сцена 1, но незаконнорожденность его сына позже становится источником огромных страданий для всей его семьи. Возмущение Эдмунда своей незаконнорожденностью является одним из эмоциональных двигателей пьесы.

В той же самой начальной сцене мы видим важность семейной любви в требованиях Лира к своим дочерям. Лир не просто хочет любить своих дочерей и чтобы они любили его. Он просит их публично заявить о своей любви. Его ответы всем трем дочерям, но особенно Корделии, показывают его глубокое непонимание их.

Безумие и глупость

На протяжении «Короля Лира» многие персонажи пытаются рассуждать здраво и определить правильный курс действий. Однако разум часто подводит их, поскольку они ослеплены своекорыстием, наивностью или чрезмерным доверием. Создается впечатление, что рациональное видение всего королевства размыто или затуманено. Когда персонажи отбрасывают свою рациональность из-за безумия или глупости, они видят и говорят более ясно. Королевский Шут делает это первым — он точно и горько ставит диагноз ситуации в королевстве, обвиняя Лира в его неправильном суждении. В одном из немногих случаев, когда Шекспир прибегает к помощи врача, одного из них привлекают, чтобы помочь диагностировать болезни Лира. Это свидетельствует о постепенном отходе от религиозного или суеверного понимания здоровья и несколько большем приближении к современному научному подходу.

Порядок

Разделяя свое королевство, Лир нарушает порядок в своей стране, в своем доме и своей семье. Многие события на протяжении пьесы усиливают этот переворот и показывают, насколько это плохо для всех участников. Шут Лира много раз комментирует это нарушение порядка. Исторически сложилось так, что одной из ролей придворного шута было комментировать события, к которым никто другой не может обратиться, но в «Короле Лире» Шут должен делать это на протяжении всей пьесы. Работа Шута начинается всерьез в действии 1, сцене 4, когда он называет Лира глупцом за то, что тот отдал свое королевство.

Однако в пьесе беспорядок комментируется многими другими способами. Корделия и Кент верны Лиру, но поскольку он не может видеть их верности, он изгоняет их. Эдмунд и Эдгар братья и должны любить друг друга, но Эдмунд вытесняет Эдгара. И когда Лир больше всего расстраивается из-за своих дочерей, он призывает проклятие, делающее их матки бесплодными (нарушение как природных, так и социальных ожиданий), чтобы положить конец своему роду.

Проницательность

Проницательность — главная тема во всем «Короле Лире». Шекспир исследует эту тему многими способами, как буквальными, так и символическими. Эти исследования начинаются с первой сцены пьесы; еще до того, как Лир появляется на сцене, другие персонажи (Кент и Глостер) обсуждают изменения, недавно произошедшие с ним. Позже Лир ведет себя так, как будто может заглянуть в сердца своих дочерей, но быстро показывает, что не может разгадать их слова или маскировку Кента.

Верность

Подобно теме порядка, большая часть раздоров и неразберихи, которые создают конфликт и, следовательно, повествование, в «Короле Лире» связана с концепцией верности. Лир должен быть верен своей семье, а они — ему; однако это никогда не бывает так. Отец должен быть верен своим сыновьям, но опять же этого не происходит. Это настолько социальный комментарий к роли Шекспира, насколько это необходимо для сюжета. Также весьма похоже на «естественный порядок» или «естественные законы», что семейные ячейки и другие позитивные межличностные отношения приносят пользу обществу. «Король Лир» показывает, что, когда эти преданности нарушаются, может пострадать целая нация.

Персонажи

Персонаж Описание
Король Лир Лир — король Британии, но он устал и готов уйти в отставку в конце своей долгой жизни.
Эдмунд Эдмунд — младший незаконнорожденный сын Глостера. Он коварный манипулятор.
Эдгар Эдгар — старший законный сын Глостера. Он верен своему отцу.
Граф Глостер Глостер — верный дворянин и отец Эдгара и Эдмунда.
Корделия Корделия, младшая дочь Лира, искренняя и святая.
Гонерилья Гонерилья — старшая дочь Лира. Она помешана на власти и беспринципна.
Регана Регана — средняя дочь Лира. Она вероломна и холодна.
Куран Куран — придворный из дома Глостеров.
Герцог Альбанский Муж Гонерильи сдержан и осторожен.
Герцог Бургундский Герцог Бургундский хочет жениться на Корделии, но отступает, когда Лир забирает ее приданое.
Герцог Корнуэльский Герцог Корнуэльский, муж Реганы, жестокий, корыстолюбивый предатель.
Граф Кент Граф Кент преданно служит королю, даже будучи изгнанным.
Первый слуга Слуга графа Корнуэльского нападает на своего хозяина, пытаясь помешать ему ослепить Глостера.
Шут Шут — спутник и проводник короля.
Король Франции Король Франции — поклонник Корделии. Он показывает свою истинную любовь к Корделии, женившись на ней, несмотря на то, что Лир лишил ее приданого.
Освальд Освальд — управляющий Гонерильи.

Интересные факты

«Король Лир», считающийся одной из величайших трагедий Шекспира, — это исследование человеческих страданий и цены предательства. С момента первой постановки в 1606 году многие из величайших актёров мира боролись за главную роль, поскольку для воплощения этого сложного персонажа требуется большое мастерство. Первое издание было напечатано в 1608 году, а в начале XVII века вышло ещё три варианта.

Поставленный, адаптированный и подвергнутый критике бесчисленное количество раз по всему миру, «Король Лир» стоит рядом с «Ромео и Джульеттой» и «Гамлетом» как один из самых читаемых и исполняемых шедевров Шекспира.
1. Роль Шута была написана для конкретного клоуна.
Роберт Армин был клоуном, который присоединился к актёрской труппе Шекспира. Шекспир написал для него множество ролей шутов, таких как могильщики в «Гамлете», но роль шута в «Короле Лире» была более сложной для Армина.

2. В переработанной версии «Короля Лира» другая концовка.
В конце 1600-х годов ирландский драматург Наум Тейт переписал многие пьесы Шекспира, чтобы придать им счастливый конец. Зрители сочли шекспировский «Король Лир» удручающим, потому что в конце умирают как хорошие, так и плохие персонажи. В 1681 году вместо оригинала Шекспира была поставлена «История короля Лира» Тейта. Версия Тейт сильно отличается от оригинала, в том числе заканчивается свадьбой Корделии и Эдгара. Версия Тейта — вместо Шекспировской — исполнялась на сценах в течение следующих 150 лет.

3. Королю Лиру запретили выступать на сцене, когда у настоящего короля развилось психическое заболевание.
У короля Георга III, правившего с 1760 по 1820 год, в дальнейшей жизни развилось тяжелое психическое заболевание. Из-за сходства между безумием Лира и короля Георга пьеса не ставилась в профессиональных театрах Лондона с 1811 по 1820 год.

4. Один из самых важных драматургов 19-20 веков восхвалял короля Лира.
Драматург Джордж Бернард Шоу, лауреат Нобелевской премии, известный своей резкой критикой шекспировской драмы, назвал «Короля Лира» «величайшей трагедией Шекспира». Шоу восхищался темой отчаяния в пьесе Шекспира и написал собственную пьесу «Дом, где разбиваются сердца» по мотивам «Короля Лира», но позволил трём дочерям жить и процветать.

5. «Битлз» использовали строки из «Короля Лира» в своей песне.
После того как Джон Леннон в 1962 году услышал радиопостановку пьесы, поставленную британским режиссёром Питером Бруком, он включил некоторые записанные реплики в песню «Я — морж». Голоса актёров можно услышать на заднем плане.

6. В немой версии фильма была исключена вся сюжетная линия с Глостером.
В эпоху немого кино, с 1890-х по конец 1920-х годов, было снято более 500 экранизаций пьес Шекспира. Как правило, действие этих экранизаций было сокращено. Например, в немой киноверсии «Короля Лира», вышедшей в 1910 году на студии Film d’Arte Italiana, сюжет уместился в 16 минут. Чтобы сократить пьесу, сюжетная линия Глостера и его соперничающих сыновей Эдгара и Эдмунда была полностью исключена.

7. Шекспир создал «Короля Лира» как минимум на двух источниках.
В «Хрониках Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда (1587) рассказывается история о короле древней Британии, который по глупости разделил своё королевство между тремя дочерьми. Шекспир также знал анонимную пьесу «Правдивая хроника, история жизни и смерти короля Лира и его трёх дочерей» (поставлена в 1594 году).

8. Две версии фильма в разных странах вышли одновременно.
Экранизация «Короля Лира» британского режиссёра Питера Брука и советская экранизация под названием «Король Лир» режиссёра Григория Козинцева дебютировали в 1971 году. Критики активно сравнивали и противопоставляли их в то время, когда отношения между Западной Европой и Советским Союзом были напряжёнными. Версия Козинцева в целом получила более высокие оценки.

9. Действие адаптации «Короля Лира» происходит в феодальной Японии.
Превращая персонажа Лира из кельтского короля в японского военачальника, фильм Акиры Куросавы «Ран» 1985 года сочетает японский фольклор с сюжетом шекспировской трагедии. На момент съёмок это был самый дорогой японский фильм в тот период.

 

Текст: Светлана Никонова, 152 👀