Кошка на раскалённой крыше (Теннесси Уильямс) • пьеса

краткая информация
Дата публикации: 1955 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма, семейный | Время событий: первая половина XX века | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Маргарет, Брик, Большой Папа, Мэй, Большая Мама, Гупер Второстепенные герои: Доктор Бо, Преподобный Тукер Темы: ложь и правда

История создания

Томас Ланье Уильямс, известный под псевдонимом Теннесси Уильямс (26 марта 1911 – 25 февраля 1983 гг.)  – американский драматург, один из признанных классиков современной американской литературы.

Самая известная пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»» (1947), приведшая его к успеху, изменила американский театр и принесла Уильямсу его первую пулитцеровскую премию. Однако после крупной победы последовало несколько провальных пьес.

Уильямсу потребовалось восемь лет, чтобы вернуть себе театральный успех. В 1955 году драматург создал пьесу«Кошка на раскалённой крыше», которая стала одновременно значительным художественным достижением и кассовым хитом. 

В основу пьесы в трёх действиях «Кошка на раскалённой крыше» лёг рассказ Теннесси Уильямса «Три игрока в летнюю игру» (1952 г.).

В пьесе «Кошка на раскалённой крыше» описывается один день из жизни семьи Большого Па, успешного бизнесмена Харви Поллита. Этот день наполнен радостью, ведь у Большого Па юбилей — ему исполняется 65 лет. Он полон оптимизма и строит планы на будущее.

Однако это и печальный день, ведь Харви Поллит умирает от рака, и ему не суждено осуществить свои планы. Он не успеет сделать многое, но одно ему удастся — помочь своему сыну Брику разобраться в себе. И сын, в свою очередь, поможет отцу понять и принять свою судьбу.

Как и во всех пьесах Теннесси Уильямса, в «Кошке на раскалённой крыше» есть отсылки к персонажам из его собственной жизни. Так же, как его мать послужила прототипом для героини Аманды Уингфилд в «Стеклянный зверинец», отец Уильямса стал прототипом агрессивного персонажа Большого Папочки в «Кошке на раскалённой крыше». Как и «Стеклянный зверинец» и «Трамвай «Желание», эта пьеса также вращается вокруг напряжённых семейных отношений, а также воспоминаний, мечтаний и представлений разных персонажей о побеге.

Непростой путь к успеху

Путь к коммерческому и критическому успеху «Кошки на раскаленной крыше» не был прямым. Когда режиссёр Элиа Казан прочитал первый черновик Уильямса, он настоял на том, чтобы драматург написал новый третий акт, учитывая серьёзные опасения Казана по поводу коммерческой жизнеспособности произведения. Уильямс согласился, и новый третий акт помог автору получить вторую Пулитцеровскую премию.

Однако в последующих постановках использовался оригинальный третий акт, начиная с известной лондонской постановки. А в 1974 году Уильямс выпустил своего рода компромиссную версию, в которой он убрал некоторые правки Казана и оставил другие, предоставив актёрам доступ к своим оригинальным заметкам, из которых они могли сделать собственные выводы.

В 1958 году пьеса была экранизирована. В классической адаптации к Элизабет Тейлор и Полу Ньюману присоединился актёр из оригинального состава Бёрл Айвз. Тем не менее, фильм значительно отличается от сценической версии из-за цензуры, введённой Кодексом Хейса. Упоминания о гомосексуальности были исключены из сюжета, а роман между Мэгги и Капитаном был удалён.

К сожалению, «Кошка на раскалённой крыше» стала последним крупным успехом Уильямса. Как он сам сетовал в конце жизни в статье «Меня многие считают призраком писателя», его запомнили в основном по «Кошке на раскалённой крыше», «Трамваю «Желание» и «Стеклянному зверинцу», хотя он регулярно писал новые произведения. Дело было не только в восприятии — после «Кошки» качество его работ заметно снизилось, и это сопровождалось растущей зависимостью от таблеток и алкоголя.

Будучи одной из «Большой тройки» произведений Уильямса, «Кошка на раскалённой крыше» регулярно возрождается на профессиональной сцене. За последние два десятилетия на Бродвее было поставлено три крупных возрождения, в том числе постановка с афроамериканским актёрским составом в 2008 году с Джеймсом Эрлом Джонсом в главной роли. Более поздние пьесы Уильямса, возможно, не пользуются таким же уважением, как в первое десятилетие его творчества, но «Кошка на раскалённой крыше» и другие его классические произведения будут и дальше цениться на театральных сценах всего мира.

О названии

Пьеса Теннесси Уильямса «Кошка на раскалённой крыше» получила своё название благодаря идиоме «кошка на раскалённой крыше» (cat on a hot tin roof). Так называют чрезвычайно взвинченного человека или человека, полного кипучей, отчаянной энергии.

Жанр произведения

Пьеса. Семейная драма. Трагедия.

Символы

Костыль Брика

Костыль Брика может иметь несколько символических значений. Одно из объяснений состоит в том, что костыль символизирует зависимость Брика от алкоголя; он в значительной степени полагается на оба предмета, чтобы «маневрировать» в пьесе.

Он также использует костыль, чтобы защититься от Маргарет в первой сцене, размахивая им как оружием — точно так же, как он использует алкоголь, чтобы защититься от семьи, выпивая, чтобы избежать семейных конфликтов.

Костыль также может символизировать ностальгию Брика и его тоску по прошлому, поскольку он получил травму, прыгая с барьерами на школьном стадионе.

Наконец, критики также отмечают, что костыль Брика символизирует его сексуальную силу или её отсутствие в те моменты, когда Маргарет и Большой Папа забирают у него костыль или угрожают это сделать.

Кровать

Кровать, одна из главных деталей декораций, напоминает зрителям о сексуальном напряжении и супружеских ссорах, которые присутствуют на протяжении всей пьесы. Как говорит Большая Мама, в этой кровати лежат камни преткновения в браке Маргарет и Брика. Маргарет спит там одна по ночам, а Брик избегает этого места и остаётся на диване. Самая последняя схватка в конце третьего акта происходит вокруг кровати, когда Маргарет хватает подушку Брика с дивана и кладёт её на свою территорию — кровать. Кроме того, Маргарет и Брик живут в спальне прежних владельцев плантации, Джека Стро и Питера Очелло, и призрак отношений между этими двумя мужчинами намекает на гомосексуальное напряжение, которого Брик так старательно избегает и отрицает на протяжении всей пьесы.

Гигантская консоль в комнате

Помимо кровати, Теннесси Уильямс в своих режиссёрских указаниях особо отмечает гигантскую консоль. На консоли находятся радиоприёмник, телевизор и бар.

Как отмечает Уильямс, «этот предмет мебели, этот монумент — это очень полное и компактное маленькое святилище практически всех удобств и иллюзий, за которыми мы прячемся от таких вещей, с которыми сталкиваются персонажи пьесы…».

Брик, в частности, постоянно напоминает нам о консоли, наливая себе напиток за напитком, чтобы подавить свои чувства, связанные со смертью его друга Капитана. Консоль для Брика — ещё один костыль, символ стены, которую он возводит, чтобы не сталкиваться лицом к лицу с уродством окружающей его ситуации.

Основная идея

Основная идея пьесы Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» заключается в исследовании сложных взаимоотношений в семье, наполненных ложью, скрытыми обидами и нерешенными конфликтами. Центральная тема — это борьба за любовь и признание, а также поиск истины, которая часто оказывается болезненной.

Художественное своеобразие

Символизм:

«Кошка на раскаленной крыше» — символизирует внутреннюю борьбу и напряжение главных героев, особенно Мэгги. Кошка, как живое существо, постоянно ищет выход из своей опасной ситуации, но не может уйти. Так и персонажи пьесы, не могут избавиться от своих проблем и конфликтов, но продолжают их скрывать, игнорировать или преодолевать с трудом.
Тема «раскалённой» крыши также связана с идеей подавленных эмоций и скрытого напряжения. Это не только метафора физического состояния персонажей, но и символ их личных и семейных конфликтов.
Психологизм: Пьеса глубоко исследует внутренний мир каждого персонажа. Взаимоотношения героев наполнены скрытыми мотивами, невыраженными чувствами и конфликтами, которые прорываются через диалоги и монологи.

Например, страдания Брика, его травма от смерти друга и его психологическая изоляция от окружающих становятся центральной темой пьесы. Он отказывается принимать реальность, пытаясь уйти в алкогольное забвение, что отражает его внутреннюю пустоту и болезненные переживания.

Диалог и напряжение: Уильямс использует диалог, чтобы создать интенсивное эмоциональное напряжение между персонажами. Каждый разговор в пьесе — это своего рода бой, где герои постоянно скрывают или проявляют свои настоящие чувства. Диалоги наполнены скрытыми смыслами, недосказанностью и подтекстом. Это позволяет зрителю чувствовать глубину конфликта, даже когда персонажи не говорят прямо о своих проблемах.

Темы лжи и скрытых истин: Одним из важных элементов пьесы является тема лжи, как в семейных отношениях, так и в жизни каждого героя. Ложь становится способом избежать болезненной реальности, но в то же время она приводит к разрушению отношений и внутреннему конфликту. Этот мотив также выражен через образы разрушенных иллюзий и неосуществленных надежд.

Место действия и атмосфера: Вся пьеса разворачивается в доме, который можно воспринимать как символ душевного состояния героев. Стены дома, словно замкнутый круг, не дают персонажам возможности уйти от проблем. Это создаёт атмосферу замкнутости, безысходности и напряженности, где каждый шаг становится мучительным и болезненным.

Темы

Ложь

Во время серьёзного противостояния Брика и Большого Папочки во втором акте Брик признаётся, что пьёт из-за отвращения к повсеместной «лживости» общества, которую он описывает как систему, в которой живут люди.

Система лжи, о которой он говорит, связана с тем, как общество подавляет и лжёт о «недопустимых вещах».

В мире пьесы есть две недопустимые вещи: гомосексуальность и смерть, и действие пьесы строится вокруг подавления ужаса Брика по этому поводу и подавления его возможных гомосексуальных чувств, разделяемых Капитаном, а также вокруг желания Большого папочки избежать смерти и лжи семьи о состоянии здоровья Папы.

Это не единственная ложь в пьесе. Поведение Мэй и Гупера во время переговоров также обнажает недостатки в их отношениях, несмотря на их отчаянное стремление казаться любящей, гармоничной парой. Большая мама лжёт самой себе о том, что Брик станет стабильным семьянином, как только у него появится ребёнок. Наконец, вся пьеса заканчивается последней ложью Маргарет, когда она заявляет, что беременна от Брика. Однако даже после этой лжи Маргарет остаётся в каком-то смысле самым честным персонажем пьесы, поскольку она полна решимости воплотить свою ложь в жизнь.

Безответная любовь и сексуальность

Безответная любовь в «Кошке на раскалённой крыше» сосредоточена на мужских персонажах, особенно на Брике и Большом Папе. В Брика безответно влюблены его жена Маргарет, его друг Капитан и его родители Большой Папа и Большая Мама. Их энергия — иногда сексуальная, иногда защитная — движет большинством конфликтов в пьесе, поскольку они сталкиваются с холодным, отстранённым характером Брика.

Есть и другие примеры безответной любви, например, любовь Большой Мамы к Большому Папочке и напряжённость в отношениях между Мэй и Гупером, которая намекает на возможные семейные неурядицы за их фасадом. Это подытожено в повторяющейся фразе в конце пьесы, в параллели между Большим Папочкой и Бриксом, когда их женщины — кошки на раскалённой жестяной крыше, отчаянно желающие, чтобы их поняли и ответили взаимностью, — говорят Большому Папочке и Бриксу, что любят их. Оба мужчины, неприкасаемые, про себя отвечают: «Разве не было бы забавно, если бы это было правдой?» Ни один из них не может представить, что их жены их любят.

Секс и сексуальность также играют важную роль в пьесе, поскольку Брик борется как со своей возможной гомосексуальностью, так и с реальной гомофобией, считая, что обвинения в гомосексуальности запятнали чистоту его дружбы со Капитаном.

Алкоголизм Брика возникает из-за внутренней борьбы с собственными сексуальными чувствами к Капитану, чувством вины за то, что он сыграл роль в смерти Капитана, игнорируя его чувства к нему, или и тем, и другим, но Уильямс оставляет это неоднозначным.

В любом случае, очевидно, что взгляды Брика отражают гомофобную культуру и что он не может смириться с гомосексуальными чувствами ни у себя, ни у своего лучшего друга Капитана, называя это «недопустимым».

Большой Папа тоже обсуждает секс в пьесе, говоря, что больше всего он хочет «получать удовольствие от женщин». Он не хочет любви, кажется, он даже не верит в любовь. Он хочет только удовольствия.

В конце концов Маргарет, самопровозглашённая «кошка на раскалённой крыше» пьесы, влюбляется в Брика и отчаянно нуждается в его внимании, что делает её злобной и агрессивной. Несмотря на эту агрессию, её отчаянное желание добиться своего делает её притягательной, но в то же время душераздирающей героиней пьесы, когда она в конце концов опускается до угроз Брику и обмена алкоголя на секс.

Смерть

Гомосексуальность — одна из двух вещей, которые Брик называет «недопустимыми». Вторая — смерть, и она исследуется в первую очередь через образ Большого Папочки.

Большой Папочка считает, что у мужчин, особенно у богатых, есть одна главная цель — не умереть. Он считает, что каждая покупка, которую совершают богатые люди, — это своего рода надежда, обречённая на провал, попытка купить больше жизни.

Получив положительный результат анализа, он, кажется, полон решимости жить так, как он считает нужным: снова управлять своей плантацией и семьёй, как ему вздумается, и гоняться за женщинами и сексуальными удовольствиями. Но когда он узнаёт, что у него действительно рак, вся его уверенность, сила и власть исчезают. Он убегает в горе и бессильной ярости, и больше его в пьесе не видно. Слышны только его душераздирающие вопли. Несмотря на всё своё богатство и былую власть, Большой Папа не может смириться со смертью.

Большая Мама, кажется, верит, что Большой Папа найдёт утешение в новости о том, что Мэгги беременна, что Большой Папа обретёт чувство бессмертия в сыне своего любимого сына. Подразумевается, что вопли Большого Папы, полные ярости и печали, являются ответом на «радостную» новость Большой Мамы, что говорит о том, что Большой Папа считает достойным только один вид бессмертия: своё собственное. Он не хочет жить за счёт других. Он просто хочет жить. 

Трудности общения

Большой Папа и Брик также обсуждают, как трудно общаться с другими людьми и особенно друг с другом. Хотя они оба говорят, кажется, что их никто не слышит. По мере развития сюжета мы видим, что это относится ко всем персонажам. В ремарках они постоянно перебивают друг друга, перефразируют и игнорируют других.

Трудности в общении проявляются даже в том, как долго все собираются вокруг Большой Мамы, чтобы рассказать ей правду о раке Большого Папы.

Алкоголизм Брика тоже играет большую роль: сначала он сосредоточен на выпивке, пока не услышит «щелчок», а потом, услышав его, становится ещё более отстранённым и не участвует в разговорах вокруг него.

Память, ностальгия, сожаление

Самые счастливые моменты в пьесе — это моменты из прошлого, когда персонажи вспоминают свою прежнюю жизнь. Например, и Маргарет, и Брик вспоминают начало своего брака как счастливое время, хотя их нынешняя реальность оказывается совсем не счастливой.

Брик пьёт, потому что не может забыть свои отношения с Капитаном и свою роль в его упадке и смерти. Брик также говорит о том, что людям нравится делать то, что они делали раньше, даже после того, как они перестали это делать, — отсюда и его несчастный случай на школьном стадионе, когда он пытался перепрыгнуть через барьер.

Точно так же Большой Папа говорит о том, что он преследовал женщин, и сожалеет о том, что в юности не преследовал больше женщин, а вместо этого тратил свою сексуальную энергию на Большую Маму.

Кроме того, желание Большого Папочки и Большой Мамочки иметь внуков от Брика проистекает из желания сохранить Большого Папочку — они считают, что Брик, а не Гупер, является сыном и отражением Большого Папочки, и внук, отцом которого будет Брик, станет своего рода бессмертием для Большого Папочки и мужской линии семьи.

Богатство

Богатство — самая большая проблема для Маргарет, Мэй и Гупера, которая объединяет их на праздновании дня рождения Большого Папы. 

Мэй и Гупер сближаются с Большой Мамой и Большим Папой, надеясь унаследовать плантацию, в то время как Маргарет отчаянно пытается уберечь семью от осуждения Брика за алкоголизм и собственного бездетства, чтобы Большой Папа всё же решил передать свою землю любимому сыну Брику. Маргарет, в частности, упоминает, что раньше она была бедна и что стремление избежать этого состояния является источником её отчаяния. Она также упоминает, что бедность сделала её честной.

Большой Папа, со своей стороны, описывает богатство и жадность как неудачные попытки обрести бессмертие. Хотя он может купить европейские часы, секс и бриллианты, он не может купить больше жизни, что в конечном счёте доказывает его отчёт о состоянии здоровья. 

Последняя ложь Маргарет также продиктована её отчаянным желанием завладеть семейным богатством — в тот момент, когда она наконец противостоит Брику и выбрасывает его алкоголь, на кону оказывается наследство Большого Папы; она родит их ребёнка, даже если ей придётся манипулировать Бриком, используя его алкоголизм.

Персонажи

Персонажи Описание
Маргарет, Мэгги  Маргарет — самопровозглашённая «кошка на раскалённой крыше» из названия пьесы. Она привлекательна, амбициозна и отчаянно пытается вернуть внимание своего мужа Брика, которое она потеряла, вмешавшись в его дружбу с Капитаном,что в конечном итоге привело к смерти Капитана.
Брик Брик — муж Маргарет. Привлекательный, обаятельный, когда-то профессиональный спортсмен, Брик теперь алкоголик, который пьет из отвращения ко всей той лжи, которую люди говорят, чтобы сохранить общественную гармонию. Он борется со смертью своего друга Капитана, со своей ролью в этой смерти и с гомосексуальной напряжённостью, окружающей их отношения
Большой Папа  Отец Брика. Он агрессивен, богат и может быть жестокосердным, признавая, что никогда в жизни ни о ком не заботился, кроме Брика. Он никогда особо не заботился о Большой Маме.
Мэй Мэй — жена Гупера. Она вращается в уважаемых социальных кругах, но в какой-то момент ее семья потеряла все свои деньги, поэтому она так же, как и Маргарет, стремится унаследовать состояние семьи Поллитт. 
Большая Мама Большая мама — это мать Брика. Она шумная, толстая и преданная Большому папе, хотя Большой папа считает иначе. Она в восторге от того, что его отчёт о здоровье оказался хорошим, но впадает в отчаяние, когда узнаёт, что всё это ложь, и пытается найти утешение в своём любимом сыне Брике.
Гупер Гупер — брат Брика. Успешный юрист с пятью детьми (и еще одним на подходе), Гупер, тем не менее, по-прежнему обижен на Брика за то, что тот был любимым ребенком родителей. Он собирает семью вместе на день рождения Большого папочки в попытке обеспечить себе наследование поместья.
Доктор Бо Доктор Бо — это врач, который подтверждает, что результаты анализов Большого Папочки указывают на злокачественную опухоль.
Преподобный Тукер Преподобный Тукер также посещает вечеринку по случаю дня рождения Большого папочки. Судя по тому, как он говорит о памятниках, кажется, что он надеется, что семья Поллитт сделает церкви подарок после кончины Большого папочки.

 

Текст: Светлана Никонова, 57 👀