Крейцерова соната (Лев Николаевич Толстой) • повесть

краткая информация
Дата публикации: 1889 | Форма произведения: повесть | Жанр: драма, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Позднышев, Жена Позднышева, Трухачевский Второстепенные герои: Приказчик, Егор, Иван Федорович, Дама, Адвокат, Старик, Пассажир, Сестра жены Позднышева

История создания

«Крейцерова соната» — это повесть Льва Толстого (9 сентября 1828 – 20 ноября 1910 гг.), написанная в 1889 году и впервые опубликованная в 1891 году. Она вызывает сильные эмоции и дебаты, поскольку затрагивает темы брака, любви, секса и моральных норм. Толстой сам был в это время в глубоком духовном поиске, что сильно повлияло на содержание произведения.

После «Анны Карениной» тема семьи и брака продолжала занимать писателя, и он продолжал развивать эту тему в своих произведениях.

Идея повести «Крейцерова соната», по признанию самого Толстого, возникла благодаря письму, которое он получил в феврале 1886 года от неизвестной женщины. В своём дневнике он записал: «Так, основная мысль, скорее сказать, чувство „Крейцеровой сонаты» принадлежит одной женщине, славянке, приславшей мне комическое по языку письмо, но замечательное по содержанию, об угнетении женщин половыми требованиями».

Существуют и другие версии возникновения идеи повести. Одна из них связана с тем, что в доме Толстого известные музыканты исполняли «Крейцерову сонату» Бетховена. Мысли и чувства, которые Толстой испытал в этот момент, вдохновили его на создание произведения. А рассказ присутствовавшего при этом актёра В. Н. Андреева-Бурлака о трагической судьбе случайного его попутчика в вагоне поезда стал основой сюжета будущей повести.

Толстой начал работу над произведением в октябре 1887 года. Повесть ещё не была завершена, но уже переписывалась от руки и распространялась в литографированном виде. Однако в 1889 году цензура запретила её публикацию. С. А. Толстая, жена писателя, обратилась к императору Александру III с просьбой разрешить публикацию. Царь разрешил напечатать «Крейцерову сонату» в собрании сочинений Толстого, которое издавала С. А. Толстая. Повесть была опубликована в 13-м томе «Сочинений» в 1891 году.

Цензура сняла запрет только в 1900 году.

О названии

Повесть «Крейцерова соната» названа в честь скрипичной сонаты Людвига ван Бетховена № 9 ля мажор, ор. 47 (1805). Эту сонату обычно называют Крейцеровой сонатой, потому что Бетховен (1770–1827) посвятил её известному скрипачу того времени Рудольфу Крейцеру (1766–1831). В повести Толстого жена Позднышева, пианистка, исполняет дуэт со скрипачом-мужчиной, Трухачевским, что вызывает ревность Позднышева.

Жанр произведения

Повесть. Драма, Философия, Религия

Символы

Дамасский Клинок

Позднышев выбирает кинжал в качестве орудия убийства, несмотря на то, что у него есть несколько единиц огнестрельного оружия. Но Позднышев выбрал не просто нож, чтобы убить свою жену; он выбрал нож с дамасской сталью. Дамасская сталь известна своей прочностью и остротой, а также множеством мифов о её создании. Один из мифов гласит, что дамасская сталь закалялась (охлаждалась после ковки) в крови рабов. Эта ассоциация важна из-за мнения Позднышева о том, что женщины — это рабыни.

На протяжении всей повести Позднышев описывает половой акт как греховный и постыдный, но при этом постоянно поддаётся своей похоти. Выбор дамасского клинка в качестве орудия убийства представляет собой финальный акт насильственного проникновения, когда он вонзает кинжал в тело своей жены. В качестве ещё одного сравнения с половым актом Толстой пишет, что Позднышев «почувствовал сопротивление корсета… а затем погружение ножа в мягкую плоть».

Фортепиано

Фортепиано в «Крейцеровой сонате» символизирует голос и энергию жены Позднышева. Позднышев говорит, что разговор с женой был подобен мифическому труду Сизифа, персонажа греческой мифологии, который обречён толкать камень в гору без надежды когда-либо достичь вершины. Она описывается как рабыня, кокетка и даже чудовище, но Позднышев ни разу не называет её по имени на протяжении всего рассказа.

Когда она начинает играть на фортепиано, она оживает, к ней возвращаются здоровье и силы. Она больше не заботится только о здоровье и счастье своего мужа и детей. У неё есть собственные интересы, и, что самое важное, у неё есть способ самовыражения. У неё есть голос. И её слышат — если не муж, то скрипач Трухачевский, с которым она может вместе обедать и играть музыку.

Курение

Толстой был курильщиком, но бросил курить, чтобы сохранять ясность ума и быть ближе к Богу. В своём эссе 1890 года «О вреде табака» Толстой размышляет о том, почему он курил. Он заключает: «Это всегда происходило в те моменты, когда я не хотел вспоминать некоторые вещи, которые всплывали в моей памяти, когда я хотел забыть — не думать». Он пишет о человеке, который сказал, что пытался убить свою любовницу, но запаниковал в середине процесса и ему пришлось выкурить сигарету, прежде чем он смог закончить дело.

Позднышев постоянно курит на протяжении «Крейцеровой сонаты», пытаясь притупить свои чувства и избежать критического мышления. После ссоры с женой, во время которой он впервые всерьез желает ей смерти, он навязчиво курит. Куря, он может фантазировать о том, как убьет ее, что мешает ему «мыслить правильно». Каждый раз, когда Позднышев хочет притупить свои чувства или думает об убийстве своей жены, он курит. Когда его ревность и паранойя становятся невыносимыми, он начинает курить. Курение символизирует желание Позднышева убить свою жену или потребность заглушить это желание.

В отличие от убийцы, о котором Толстой упоминает в своём эссе 1890 года и которому пришлось покурить, прежде чем он смог закончить убийство своей любовницы, Позднышеву не нужна сигарета, чтобы выполнить свою задачу. Он наносит удар жене с ясной головой. После того, как он наносит удар, он уходит в свой кабинет и закуривает сигарету, но только одну, и даже не успевает её докурить, как погружается в глубокий сон. Ему не нужно притуплять свои чувства до или после того, как он ударит ножом свою жену, потому что в это время его не одолевают негативные мысли. Он хочет убить её и, вонзая в неё нож, достигает своей цели.

Критика

Основная идея

Художественное своеобразие

Темы

Похоть и Искушение

Похоть и искушение — распространённые темы в произведениях Толстого, в том числе в рассказе «Отец Сергий» (1911) и в этой повести. В обоих художественных произведениях сексуальное желание описывается как нечто, что человек должен преодолеть, чтобы достичь духовного совершенства. Отец Сергий и Позднышев также используют ножи, чтобы символически убить свои похотливые чувства: отец Сергий отрезает себе палец, а Позднышев наносит удар ножом своей жене.

Позднышев объясняет пассажиру, что похоть вездесуща. Человек не может избежать греха похоти даже у себя дома. Позднышев говорит рассказчику, что он пришел к пониманию того, что слова из Евангелия от Матфея 5: 28 — «что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, прелюбодействовал с нею в сердце своем» — применимы не только к «жене другого», но и ко всем женщинам, «особенно к собственной жене». Даже если мужчина верен своей жене, вступать с ней в отношения не является «добродетельным» или «целомудренным поступком», поскольку половой акт не приносит ничего, кроме стыда и неловкости. Он сравнивает медовый месяц молодожёнов с чувствами, которые испытывает мальчик, впервые закуривший сигарету: «Его тошнит… он притворяется, что наслаждается этим маленьким развлечением». Но женщины «опасны для мужчин» и, как наркотик, лишают их рассудка.

Темы похоти и искушения часто встречаются в поздних произведениях Толстого, написанных в то время, когда он всё больше убеждался в том, что сексуальное влечение ведёт к безнравственности и отдаляет человека от Бога. В послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой прямо заявляет о своём убеждении, что мужчина должен сделать «полное целомудрие» своей целью.

Сила музыки

В «Крейцеровой сонате» музыка служит катализатором ревности Позднышева, которая приводит к убийству его жены. После рождения детей жена Позднышева снова начинает играть на фортепиано и получает огромное удовольствие от игры с другими музыкантами. Когда скрипач Трухачевский приходит к ним домой, Позднышев сразу же начинает ревновать, полагая, что Трухачевский интересуется его женой. Он считает, что «многие измены» происходят из-за музыки, и боится, что у его жены будет роман со скрипачом. Тем не менее он предлагает своей жене и Трухачевскому сыграть дуэтом.

Позднышевы устраивают у себя дома званый ужин с музыкой. Жена Позднышева и Трухачевский играют для гостей Сонату для скрипки № 9 Бетховена. Соната № 9 была посвящена известному скрипачу эпохи Бетховена Рудольфу Крейцеру и часто называется Крейцеровой сонатой. Интересно, что Крейцеру соната не понравилась, он назвал её «возмутительно непонятной». Действительно, это очень запоминающееся произведение, чрезвычайно сложное как для пианиста, так и для скрипача, требующее «определённой близости» для совместного исполнения.

Услышав дуэт, Позднышев проникается музыкой и переносится «в состояние, которое не является [его] собственным». Его ревность на время исчезает, уступая место чувству радости и удовлетворения. У Толстого часто была такая же реакция на музыку; Его сын, граф Сергей Толстой,  писал, что музыка «возбуждала» его отца «против его воли и даже мучила его».

В своём эссе 1967 года «Крейцерова соната: Толстой и Бетховен» исследовательница Дороти Грин рассматривает музыкальность и структуру повести как параллель к структуре сонаты Бетховена. Она утверждает, что скрипка и фортепиано в некоторых случаях олицетворяют Позднышева и его жену, а в других — жену Позднышева и Трухачевского. Возможно, есть способ «прослушать» эту очень драматичную новеллу и интерпретировать её как страстное исполнение, похожее на музыкальное произведение, что могло бы объяснить ярость и пылкость главного героя, а также лихорадочную напряжённость повествования.

Толстому не нравилась способность музыки пробуждать в человеке непрошеные страсти и эмоции. С тех пор как появилась музыка, она оказывала такое влияние на людей. Военные марши используются для того, чтобы пробудить в солдатах патриотизм и храбрость. Бодрая песня может поднять настроение человеку, который находится в депрессии. Грустная песня может вызвать слёзы на глазах у счастливого человека. Как говорит Позднышев, «вот почему музыка так опасна».

Врачи как ложные идолы

На протяжении всей «Крейцеровой сонаты» Позднышев рассуждает о своём недовольстве врачами. Он ненавидит доверие своей жены к врачам, «которые притворяются, что помогают здоровью». Он считает, что женщины утратили веру в Бога и стали «дикарями», которые верят в ложных идолов медицины.

Позднышев также ревнует, когда врачи осматривают его жену. Они ощупывают ее «везде», и он злится из-за того, что приходится платить им «высокие гонорары», чтобы они могли иметь удовольствие прикасаться к его жене. Ему особенно горько, когда врачи его жены говорят ей, что она не должна кормить грудью их первенца, что лишает ее «единственного средства от кокетства». Он считает, что грудное вскармливание мешает женщине быть объектом сексуального влечения.

Позднышев также сетует на то, что «негодяи-врачи» учат женщин «способам не иметь детей». Это злит его не из-за любви к детям или жене, а потому, что деторождение стало для Позднышева единственным гарантом верности жены и единственным оправданием их несчастий. В то время, когда он был женат, он чувствовал, что рождение детей — единственный способ оправдать их несчастные отношения. Без этого их «жизнь стала ещё более убогой, чем когда-либо».

Контекст

Реализм и поздние произведения Толстого

Лев Толстой (1828–1910) считается одним из величайших реалистов в истории литературы. Реализм — это художественное направление, возникшее во второй половине XIX века. Авторы-реалисты пытаются как можно правдоподобнее изображать сцены, действия и людей, отказываясь от романтизма и раскрывая психологические аспекты персонажей и их внутренние конфликты.

В таких произведениях, как романы «Война и мир» (1865–1869) и «Анна» Каренина (1875–1877), Толстой настолько реалистично изображает человеческие слабости и эмоции своих персонажей, что эти книги остаются одними из непреходящих шедевров мировой литературы.

Однако в своих более поздних произведениях Толстой уделял меньше внимания реализму и больше — исследованию собственных взглядов на мораль, смерть, религию и сексуальность. Его нравоучительные рассказы, такие как «Много ли человеку земли нужно?» (1886), были написаны для простых людей. Они иллюстрируют христианскую доктрину в том виде, в каком он её понимал, в народном, доступном стиле. В отличие от них, произведения, которые он писал для образованной аудитории, обычно сосредоточены на одном главном герое и показывают, как жизнь этого героя можно рассматривать через призму смерти, духовности и секса.

К ним относятся «Смерть Ивана Ильича» (1886) — размышление о смерти; «Отец Сергий» (написан в 1898 году), в котором исследуется природа святости и сексуального влечения; и «Крейцерова соната» (1889), в которой описывается то, что автор называет «грехом брака».

Ходило много слухов о том, что «Крейцерова соната» была отражением брака Толстого с Софьей Андреевной Берс (1844–1919). Как и Позднышев, Толстой не был счастлив в браке, несмотря на преданность жены семье и работе мужа. Центральное место в «Крейцеровой сонате» занимает убеждение Толстого в том, что лучше оставаться целомудренным и неженатым, если хочешь прожить счастливую жизнь в соответствии с учением Христа.

Христианство Толстого

Кризис веры Толстого заставил его усомниться в учениях Русской православной церкви. Он искал ответы на свои глубокие духовные вопросы непосредственно в Библии, особенно в словах Иисуса Христа. Толстой пришёл к убеждению, что церковь коррумпирована и извратила учение Христа, и заявил об этом публично.

Его ересь привела к тому, что в 1901 году он был отлучён от Русской православной церкви. Толстой также отвергал то, что он считал гневным Богом Ветхого Завета, в пользу более духовных учений Евангелий Нового Завета. Чтобы полностью отказаться от всего, что он считал ложным в официальной Библии, Толстой написал свою «исправленную» версию Евангелий. Он считал, что его версия содержит всё необходимое для того, чтобы жить настоящей жизнью и питать свою душу.

Толстой говорил о «человеке Иисусе», отрицая божественную природу Иисуса, но веря, что он был человеком великой мудрости, который понимал, как люди должны жить.

Вера Толстого в Евангелие привела его к простому, нестяжательскому образу жизни, похожему на образ жизни крепостных, которые жили и работали в его поместье и которых он безуспешно пытался освободить в 1856 году.

Крепостные — это представители класса слуг в феодальной экономической системе. Они возделывают землю, принадлежащую господину или владельцу поместья, и имеют ограниченные права, поскольку считаются подданными господина. Толстой одевался как простой крестьянин и отказался от мяса, курения и алкоголя в стремлении к простой жизни в гармонии с природой и другими людьми. Он считал, что материальные блага и деньги противоречат учению Христа и что владение и оценка личной собственности греховны. Толстой также проповедовал пользу физического воздержания, хотя сам не мог практиковать его в своей жизни.

«Крейцерова соната» рассказывает о несчастливом браке и ставит под сомнение возможность вечной любви. Главный герой, Позднышев, не верит, что вечная любовь возможна, как «свеча не может гореть вечно». Он считает, что чувства, ошибочно принятые за любовь, могут только разрушить брак. Его собственные страстные чувства к жене превращаются в ненависть, когда она заводит дружбу с музыкантом, и Позднышев убивает её в приступе ревности.

Повествование подразумевает, что если бы он остался целомудренным и не женился, то был бы счастливее во всей своей жизни. Как и сам Толстой, Позднышев считает вожделение между супругами чем-то сродни прелюбодеянию, даже злом — точка зрения, которая сильно противоречит христианской доктрине, поскольку церковь не считает сексуальное влечение между супругами похотью или прелюбодеянием.

Из-за антицерковных высказываний в произведениях Толстого у него часто возникали проблемы с цензурой в России. «Крейцерова соната» была немедленно запрещена и разрешена к публикации в России только после того, как жена Толстого лично обратилась с просьбой к царю. Она также была объявлена непристойной и запрещена в Соединённых Штатах на несколько лет в начале XX века.

Женщины в России конца 19 века

Вторая половина XIX века принесла России большие перемены. По мере роста индустриализации увеличивались и города. Это привело к появлению новых и интересных культурных возможностей, таких как музеи, оперные театры, театры и цирки. Но это также принесло много боли и страданий крестьянам, освобождённым от крепостного права после 1861 года, и рабочим. Бедность была повсеместной, а жилищные условия ужасными. Особенно сильно пострадали женщины. Некоторые нашли работу на фабриках. Существовали законы о труде, такие как закон 1885 года, запрещавший женщинам и детям работать в ночную смену, и закон 1887 года, ограничивавший рабочий день 11 с половиной часами, но они не соблюдались. Проверки проводились редко, а штрафы за нарушения были небольшими. Условия на фабриках были плохими: часто не было доступа к туалетам, не хватало воды, оборудование было шумным и опасным, а вентиляция — плохой.

Интеллектуалы, в основном дворяне и женщины, начали спорить и обсуждать «женский вопрос». В «Крейцеровой сонате» пример «женского вопроса» можно увидеть в беседе пассажиров поезда в главах 1 и 2. Среди знати большая часть дискуссии касалась того, следует ли разрешить женщинам получать образование. Среди высших классов было в основном принято решение о том, что женщинам следует разрешить получать небольшое образование для развлечения и создавать женские учебные кружки.

С течением 19 века женщинам стало доступно больше возможностей для получения образования. В 1870-х годах в Санкт-Петербурге открылась медицинская программа для женщин. Менее чем через десять лет более 200 женщин получили диплом Женского врача. В то время как среднее и высшее образование изначально получали в основном представительницы дворянского сословия, к 1880-м годам дочери купцов составляли значительную часть студенток.

Но когда в 1881 году императором стал Александр III (1845–1894), он внёс изменения в соответствии со своей идеологией. Он считал, что женщинам не нужно высшее образование, и в конце 1880-х годов закрыл большинство высших учебных заведений для женщин, в том числе медицинский факультет. Школы вновь открылись только десять лет спустя, при Николае II (1868–1918).

С независимостью, которую женщины обрели благодаря работе и среднему образованию, пришли новые представления о том, каким должен быть брак. Все больше женщин ожидали, что любовь станет частью их супружеской жизни, и в период с 1884 по 1914 год более 30 000 женщин обратились к царю с просьбой о юридическом разводе со своими мужьями. Хотя лишь немногие ходатайства были удовлетворены, было ясно, что женщины из всех социальных слоев по всей России добивались лучшего обращения со стороны своих супругов.

Персонажи

Персонаж Описание
Позднышев Позднышев — богатый землевладелец, который в приступе ревности убивает свою жену.
Жена Позднышева Жена Позднышева — привлекательная женщина, любящая мать и страстная пианистка, которая погибает от рук своего мужа.
Трухачевский Трухачевский — модный, неженатый мужчина и опытный скрипач.
Приказчик Приказчик — довольно шумный пассажир в поезде.
Егор Егор — послушный, но не очень умный слуга в доме Позднышевых.
Иван Федорович Иван Фёдорович — врач жены Позднышева, которого Позднышев очень не любит.
Дама Дама — пассажирка поезда, которая верит, что настоящая любовь существует.
Адвокат Адвокат — пассажир поезда и друг этой дамы.
Старик Старик — капризный, самоуверенный пассажир в поезде.
Пассажир Пассажир — рассказчик от первого лица в обрамляющей истории, действие которой происходит в поезде. Он хорошо слушает и позволяет Позднышеву говорить, почти не перебивая.
Сестра жены Позднышева Любящая сестра жены Позднышева. Он описывает её как «добрую и глупую вдову».

 

Текст: Светлана Никонова, 47 👀