Макбет (Уильям Шекспир) • пьеса
краткая информация
История создания
Пьеса «Макбет» написана английским драматургом, поэтом и актёром Уильямом Шекспиром (1564–1616) около 1606 года. «Макбет» является одной из самых популярных и часто исполняемых пьес Шекспира.
Основанная в основном на исторических источниках, пьеса представляет собой жестокую, кровавую историю шотландского дворянина, чьи кровожадные амбиции разрушают его. Шекспир частично изменил историю, чтобы пьеса понравилась английскому королю Якову I, который был шотландцем.
Когда королева Елизавета умерла в 1603 году, король Шотландии Яков стал королем Англии. Король Яков почти сразу же взял под свое покровительство труппу Шекспира, сделав их людьми короля. Во многих отношениях «Макбет» можно рассматривать как выражение благодарности Шекспира своему новому королю и благодетелю. Например, король Яков на самом деле вёл свою родословную от реального Банко. Превращение Шекспиром Банко из «Хроник Холиншеда»* , где Банко — сообщник Макбета в убийстве короля, в благородного человека из «Макбета», который отказался помочь убить Дункана, является, таким образом, своего рода комплиментом предку короля Якова.
*»Хроники Холиншеда»- история Британии, составленная и опубликованная Рафаэлем Холиншедом в 1587 году)
О названии
Макбету, как главному герою пьесы, отведена заглавная роль. Однако простота названия, состоящего из одного слова, противоречит сложности пьесы и многогранности образа её главного героя. Сильный и в то же время слабый, смелый и в то же время испуганный, персонаж Макбета обладает множеством уровней сложности и влияния, которые делают его значительнее жизни или любого титула.
Жанр произведения
Пьеса. Трагедия
Символы
Кровь
Кровь символизирует общую вину Макбета и Леди Макбет. Когда Макбет возвращается после убийства Дункана, его руки покрыты кровью, что свидетельствует о его действиях. Леди Макбет также пачкает руки, когда возвращает кинжалы на место преступления. Для нее символизм становится более постоянным, поскольку позже в пьесе она видит кровь на своих руках во время приступов безумия.
Призраки
Призраки представляют собой способ, с помощью которого прошлые действия возвращаются, чтобы преследовать настоящее и будущее, например, когда Макбет видит призрак Банко, сидящий за праздничным столом. Неясно, является ли призрак на самом деле Банко или плодом мучимого чувством вины воображения Макбета. Позже, когда призрак Банко появляется снова, на этот раз с ведьмами, он возглавляет линию королей — своих потомков, — что демонстрирует, что его смерть даст начало будущим монархам, которые будут править Шотландией.
Штормы
Бури, бушующие в «Макбете», когда появляются ведьмы и в ночь убийства Дункана, являются символами политических и социальных волнений в Шотландии. Они также отражают веру Шекспира в «великую цепь бытия», симбиотическую связь между назначенным Богом правителем, народом и всей природой. Шекспир использует бури и другие стихийные бедствия в «Макбете» и других пьесах («Юлий Цезарь», например), чтобы предсказать неблагоприятные действия, запланированные против правителя.
Гром и молнии, сопровождающие собрания ведьм, отражают их намерения в отношении Макбета. Их предсказания не сулят Макбету ничего хорошего, и его следование им приводит к его собственной гибели.
Основная идея
Основная идея пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира заключается в том, что стремление к власти и жажда славы могут привести к разрушению личности и окружающего мира. Главный герой, Макбет, поддается искушению и амбициям, следуя пророчеству ведьм о его будущем как короля, и совершает серию убийств для достижения своей цели. Его действия приводят к трагедии не только для него самого, но и для его близких и всего королевства.
В пьесе поднимаются вопросы морали, судьбы, ответственности за свои поступки и влияния окружающей среды на человека. Это произведение также исследует тему конфликта между добром и злом внутри каждого человека и показывает, как далеко может зайти человек в стремлении к власти.
Художественное своеобразие
- Аллегория
«Макбет» — это аллегория, которая показывает, насколько добро и зло присущи людям. Это показывает, что когда люди верят в колдовство или подобные злые практики, они не думают о последствиях. Здесь Макбет показывает, что зло живет в человеке, и все, что ему было нужно, — это проклятие и пророчество. Амбиции Макбета превращаются в жадность, и он убивает короля Дункана. Однако к концу, когда Малкольм и Макдафф вместе с помощью Англии убивают Макбета, доброта берет верх.
- Аллюзия
Will all great Neptune’s ocean wash this blood
Clean from my hand?
(Акт II, Сцена II, строки 78, 79)
(Смоет ли весь океан великого Нептуна эту кровь с моей руки?).
Approach the chamber and destroy your sight
With a new Gorgon.
(Акт II, сцена III, строки, 82-83)
(Войдите в ту дверь и вас Горгона ослепит).
Эти строки отсылают к самым ранним мифическим персонажам. Первая отсылает к Нептуну, римскому богу морей, в то время как вторая отсылает к Медузе Горгоне.
- Конфликт
В «Макбете» есть два типа конфликтов. Первый — это внешний конфликт, который происходит между Макбетом и его врагами, такими как Флинс, Малькольм и Макдуф, после того, как Макбет убивает короля Дункана. Второй — это внутренний конфликт, который происходит в сознании Макбета и Леди Макбет.
- Драматическая ирония
Драматическая ирония: встречается в «Макбете» в нескольких местах. Например, когда Макбет получает пророческие предсказания от ведьм, а король Дункан не знает об этом. Точно так же Макбет не знает, что ведьмы прокляли его и разожгли его алчность.
- «Бог из машины»
Выражение «Бог из машины» означает появление в пьесе каких-либо сверхъестественных элементов. В начале пьесы появляются три ведьмы, чтобы предсказать Макбету дальнейший ход событий. Позже они пророчествуют о его смерти и поражении, выдвигая ряд сложных условий, из-за которых Макбет становится самоуверенным и жестоким.
- Предзнаменование
Первый пример предзнаменования происходит в самом первом действии, где продолжается кровавая битва. Это показывает, что произойдет еще одно мрачное убийство. Другой пример — когда Макбет слышит несколько голосов о том, что потерял сон, когда ударил ножом Дункана. Это показывает, что он и его жена столкнутся с психологическими проблемами.
- Образность
Образность означает использование яркого и описательного языка, чтобы читатель мог представить глубину текста. Например,
Храбрец Макбет (он назван так по праву)
Пробил себе отважно путь мечом,
Дымившимся кровавым воздаяньем…
(Акт I, сцена II, строки 16-19)
Уж по часам давно дневное время,
А солнца нет как нет. Одно из двух:
Иль одолела ночь, иль день стыдится
Лицо негодным людям показать.
(Акт II, сцена IV, строки 8-11)
Эти три примера демонстрируют сенсорные образы, демонстрирующие использование чувства зрения и слуха.
- Метафора
Ничто не важно в этом смертном мире;
Все — вздор.
(Акт II, сцена III, строки, 92-93)
… вино все выпито. На дне
Один осадок горький.
(Акт I, Сцена II, строки, 192-5).
Это две прекрасные метафоры среди множества других метафор. В первой жизнь сравнивается со вздором, а во второй — с вином.
- Настроение
В начале пьесы появление сверхъестественных элементов и ведьм предвещает кровопролитие и нечестную игру. По мере продвижения вперед это превращается в кровавые драки и убийства, за которыми следует психологический конфликт Макбета и Леди Макбет, приводящий к самоубийству и смерти.
- Парадокс
Когда средь молний, в дождь и гром
Мы вновь увидимся втроём?
(Акт I, сцена I, строки 1-2)
Когда один из воевод
Другого в битве разобьёт.
(Акт I, сцена I, строки 4)
Парадокс — это использование противоречащих друг другу идей в одном и том же утверждении. Например, в первом утверждении во второй строке говорится о молнии и дожде, а во втором утверждении одновременно используются слова «проиграл» и «выиграл».
- Риторические вопросы
Неужели больше никогда я не отмою этих рук дочиста?
(Акт V, сцена I, строка 46)
А что ж твоя мечта? Была пьяна,
Не выспалась и видит в черном цвете,
Что до похмелья радовало взор?
Так вот цена твоей любви? В желаньях
Ты смел, а как дошло до дела — слаб.
Но совместимо ль жаждать высшей власти
И собственную трусость сознавать?
(Акт I, сцена VII)
Эти примеры демонстрируют использование риторических вопросов, в основном задаваемых персонажем Леди Макбет. Они также демонстрируют опыт Шекспира в использовании риторических приемов и сочетают их с другими литературными приемами.
- Монолог
В пьесе показаны некоторые запоминающиеся монологи, такие как;
Те сверхъестественные поощренья
Не могут быть ни к худу, ни к добру.
Они не к худу: в этих предсказаньях
Скрывалась правда. Я кавдорский тан.
(Акт I, сцена III, строки, 240-247)
Добро б удар, и делу бы конец,
И с плеч долой! Минуты бы не медлил.
Когда б вся трудность заключалась в том,
Чтоб скрыть следы и чтоб достичь удачи,
Я 6 здесь, на этой отмели времен,
Пожертвовал загробным воздаяньем.
Но нас возмездье ждет и на земле.
Чуть жизни ты подашь пример кровавый,
Она тебе такой же даст урок.
Ты в кубок яду льешь, а справедливость
Подносит этот яд к твоим губам.
(Акт I, сцена VII, строки, 474-485)
Возникший в воздухе передо мною?
Ты рукояткой обращен ко мне,
Чтоб легче было ухватить. Хватаю —
И нет тебя. Рука пуста. И все ж
Глазами не перестаю я видеть
Тебя, хотя не ощутил рукой.
Так, стало быть, ты — бред, кинжал сознанья
И воспаленным мозгом порожден?
Но нет, вот ты, ничем не отличимый
От вынутого мною из ножон.
(Акт II, сцена I, Строки, 612-621)
Это некоторые из запоминающихся монологов Макбета. Первые два были произнесены Макбетом по разным поводам, чтобы показать, насколько он готов действовать в соответствии с пророчествами. Однако третья часть проливает свет на Макбета после того, как он совершает преступление — убивает короля.
- Словесная ирония
В пьесе «Макбет» показана словесная ирония. Например,
Вот как обманчив внешний вид людей!
Ведь человеку этому я верил
Неограниченно.
(Акт I, сцена IV, строки 10-14)
Отец твой умер. Что ты будешь делать?
Чем жить?
(Акт IV, сцена II, строки 30-31).
Это использование словесной иронии очевидно, поскольку король говорит, что он абсолютно доверяет Макбету, и все же он восстал против него. Во второй части леди Макдуф говорит своему сыну, что его отец убит, не показывая, что она почувствовала опасность.
Темы
Амбиции
Макбет и леди Макбет готовы убивать ради удовлетворения своих амбиций. Леди Макбет особенно восприимчива к соблазну власти. Как только ведьмы внушают ей мысль о том, что Макбет может стать королём, леди Макбет сразу же задумывается об убийстве и строит соответствующие планы. Именно она подталкивает Макбета к участию в убийстве Дункана. Получив трон, Макбет сам работает над тем, чтобы сохранить его, убивая Банко, потому что тот представляет для него угрозу. Именно это второе убийство вызывает подозрения у других танов и лордов, что показывает, как амбиции Макбета становятся его погибелью.
Гендерные роли
Большая часть действий в пьесе управляется женщинами, которые действуют не по-женски. Леди Макбет бросает вызов ожиданиям своего пола своими безжалостными действиями. Она просит духов «убить в ней женщину», чтобы она могла сыграть свою роль в убийстве Дункана, и когда Макбет выражает какие-либо признаки сомнения или вины, она постоянно нападает на него за то, что он не мужчина. В то же время она использует ожидания, которые другие таны и лорды возлагают на женщин — деликатность и чувствительность, — когда Макбет попадает в беду, симулирует обморок, чтобы отвлечь внимание. Окончательное погружение Леди Макбет в безумие служит наказанием за её поступки.
Судьба против свободной воли
После того, как три ведьмы озвучивают свое пророчество о том, что он станет королем, Макбет реагирует на это предложение с пугающей быстротой. До этого момента он был верен королю Дункану и только что участвовал в битве, чтобы остановить восстание против короля и привлечь к ответственности одного из виновных, кавдорского тана. Когда Макбету присваивают титул кавдорского тана, он решает поверить остальной части пророчества; с тех пор жажда власти и мести, похоже, движет его действиями. В этом смысле он проявляет свою волю, служа пророчеству. То же самое можно сказать и о вере Макбета в другие видения, которые «предсказывают» его непобедимость. Его вера в судьбу заставляет его действовать опрометчиво и напрямую ведет к его гибели.
На протяжении всей пьесы Шекспир демонстрирует, что проявление свободы воли имеет свои последствия. Хотя пророчества служат мощным катализатором их действий, и Макбет, и Леди Макбет показывают, что их умы разделены в стремлении к власти. Леди Макбет, изначально твердая в своей решимости действовать и влиять на действия своего мужа, в конце концов начинает испытывать чувство вины, которое проявляется в истерии и странных поступках (она постоянно моет руки и ходит во сне). Макбет, поначалу подстрекаемый своей женой, добровольно выбирает следовать её указаниям, а затем начинает действовать самостоятельно, например, когда он приказывает убийцам расправиться с семьей Банко, Флинса и Макдуфа. Деяния Макбета приносят награды, которых он добивается (царствование и власть), но его гложет чувство вины, как видно из его битвы с Макдуфом, когда он признается: «И так уж кровью твоих домашних дух мой отягчён» (Акт 5, сцена 8).
Верность
В конце концов, таны и лорды, которые остались верны Дункану и его родословной, будут вознаграждены. Малькольм может вернуть трон и призвать своего брата и Флинса обратно из изгнания. Макдуф действительно теряет свою семью, но ему позволено отомстить за них, когда он убивает Макбета. Макдуф также сохраняет свою жизнь и титул. Даже у Банко в наследство от него будет линия королей. Предательство Макбета, однако, карается его смертью, но еще до этого он теряет доверие своего народа. Леди Макбет— чье подавленное чувство вины толкает ее к безумию, умирает раньше своего мужа.
Персонажи
Персонаж | Описание |
---|---|
Макбет | Макбет — тан* Гламиса, затем тан Ковдора. Он восходит на трон Шотландии, убив короля. Его предательство становится его погибелью.
*Тан — это старинный шотландский титул крупного феодала. |
Леди Макбет | Леди Макбет — жена Макбета. Она поощряет и обеспечивает его амбиции, но её водит с ума собственное подавляемое чувство вины. |
Ведьмы | Три ведьмы, также известные как «вещие» сестры, коллективно делают предсказания, которые стимулируют амбиции Макбета и приводят к его поражению. |
Банко | Банко — шотландский тан и друг Макбета. Макбет убивает его, когда он становится угрозой. |
Макдуф | Макдуф — тан Файфа. Он с самого начала подозревает Макбета и в конце концов побеждает его в битве. |
Дункан | Дункан — король Шотландии. Макбет убивает его, чтобы получить корону, несмотря на то, что Дункан проявляет к нему большую благосклонность. |
Малькольм | Малькольм — старший сын короля Дункана. Он бежит в Англию после убийства своего отца и возвращается с армией, чтобы победить Макбета. |
Ангус | Ангус — шотландский тан, который подозревает Макбета в нечестной игре и восстает против него. |
Кэтнес | Кэтнес — шотландский тан, который подозревает Макбета в нечестной игре и восстает против него. |
Капитан | Капитан — солдат, который докладывает королю Дункану, что Макбет победил мятежника Макдональда. |
Дональбайн | Дональбайн — младший сын короля Дункана. Он бежит в Ирландию после того, как его отец был убит. |
Английский врач | Английский врач посещает замок Эдварда, короля Англии. Он говорит Малкольму, что Эдвард встретится с группой больных людей, поскольку он может исцелить их одним своим прикосновением. |
Первое явление | Первое явление — вооруженная голова; оно предупреждает Макбета остерегаться Макдуфа, тана Файфа. |
Первый Убийца | Первый Убийца — один из приспешников Макбета. Он убивает Банко, жену и сына Макдуфа. |
Флинс | Флинс — сын Банко. Он спасается от убийц и бежит из Шотландии после убийства своего отца. |
Придворная дама | Придворная дама при леди Макбет. Он консультируется с врачом по поводу лунатизма леди Макбет. |
Геката | Геката — богиня магии и колдовства. Она ругает ведьм за то, что они давали советы Макбету, не посоветовавшись с ней. |
Леди Макдуф | Леди Макдуф — жена Макдуфа. Она убита приспешниками Макбета. |
Ленокс | Леннкс — шотландский тан. Он подозревает Макбета в нечестной игре и восстает против него. |
Сын Макдуфа | Сын Макдуфа убит приспешниками Макбета. |
Ментейс | Ментейс — шотландский тан. Он подозревает Макбета в нечестной игре и восстает против него. |
Старик | Старик обсуждает зловещие предзнаменования с Россом на следующий день после убийства короля Дункана. |
Портер | Привратник — слуга Макбета. Он приносит легкое облегчение, разговаривая с Макдуфом о том, к чему приводит выпивка. |
Росс | Росс — шотландский тан, который подозревает Макбета в нечестной игре и восстает против него. |
Шотландский врач | Шотландский врач консультируется со придворной леди Макбет по поводу лунатизма леди Макбет. |
Второе явление | Второе видение — окровавленный ребенок. Это уверяет Макбета, что никто, «рожденный женщиной», не сможет причинить ему вреда. |
Второй Убийца | Второй Убийца — один из приспешников Макбета. Он убивает Банко, жену и сына Макдуфа. |
Сейтон | Сейтон — слуга Макбета, который объявляет о смерти Леди Макбет. |
Сивард | Сивард — английский граф и родственник Малькольма. Он помогает ему собрать армию, чтобы победить Макбета. |
Третье явление | Третье видение — увенчанный короной ребенок, держащий дерево. Оно говорит Макбету, что победить его можно, только если Бирнамский ле переместится на Дунсинан. |
Третий Убийца | Третий Убийца — один из приспешников Макбета. Он убивает Банко, жену и сына Макдуфа. |
Юный Сивард | Юный Сивард — сын Сиварда и английский солдат. Он убит Макбетом в финальной битве. |
Интересные факты
1. Двадцать два зрителя были убиты в результате беспорядков после одного представления.
Бунт на Астор-Плейс 1849 года стал результатом соперничества двух актеров: англичанина Уильяма Макреди и очень популярного американца Эдвина Форреста. В мае 1849 года они участвовали в конкурирующих постановках «Макбета» в Нью-Йорке. Последователи Форреста напали на роскошный театр «Астор Плейс» на Манхэттене, где выступал Макреди. В брошюре, выпущенной вскоре после этого, описывалась сцена: «Земля теперь была покрыта убитыми и ранеными, тротуар был залит кровью».
2. Согласно легенде, на Макбете лежит проклятие.
Предположительно, на произнесение названия пьесы в театре наложено проклятие. Актеры обычно называют это «Шотландской пьесой». Никто точно не знает, откуда возникла эта идея; некоторые говорят, это потому, что актер, игравший леди Макбет в первой постановке, умер во время показа пьесы. Другая теория заключается в том, что заклинания ведьм, которые Шекспир использовал в пьесе, были реальными. Если актер оступается, он или она должен выйти из комнаты, трижды обернуться, плюнуть, сказать нехорошее слово, а затем постучать, чтобы войти снова.
3. Король Макбет был реальным человеком.
Мак Бетад мак Финдлайх был королем Шотландии в середине 1000-х. Он занял трон после убийства короля Дункана в 1040 году, а пять лет спустя убил отца Дункана. Следующие 14 лет он правил более или менее мирно, но в 1057 году сын Дункана Малькольм убил его в битве и сам стал королем.
4. Король Яков I был потомком настоящего Банко.
Банко, как и другие персонажи «Макбета», в общих чертах основан на реальном человеке. Король Шотландии Яков I (Джеймс VI) утверждал, что его родословную от династии Стюартов можно проследить до Банко, друга настоящего Макбета. Банко изображен в пьесе в положительном свете, что, возможно, сделал Шекспир, пытаясь угодить королю Якову.
5. Макбет — самая короткая трагедия Шекспира.
В «Макбете» меньше 2500 строк (точное количество зависит от версии). «Гамлет», с другой стороны, является одновременно и самой длинной трагедией Шекспира, и его самой длинной пьесой, всего чуть более 4000 строк. При средней скорости устной речи в 1000 строк в час, по оценкам, время исполнения «Макбета» на полтора часа короче, чем «Гамлета». Короткая продолжительность «Макбета» может быть одной из причин, почему его так часто исполняют.
6. Король Яков I написал книгу о колдовстве, которая помогла сформировать Макбета.
Король Шотландии Яков VI, позже король Англии Яков I, опубликовал книгу «Демонология» в 1597 году. Книга посвящена доказательству существования колдовства и тому, как лучше всего наказывать ведьм. Представление о колдовстве в «Макбете» поразительно похоже на верования, изложенные королем в его книге. Ученые предполагают, что Шекспир либо хотел угодить королю, либо тонко подшутить над его одержимостью колдовством.
7. «Макбет» — единственная пьеса Шекспира, в которой используется слово «носорог».
Шекспир упоминает носорога только один раз во всех своих пьесах. Ссылка сделана в акте 3, сцена 4, когда Макбет разглагольствует перед призраком Банко:
Явись косматым русским медведем,
Гирканским тигром, грозным носорогом,
В любой личине — нервом ни одним
Не дрогну я; иль снова оживи
И вызови с мечом на поединок,
И если дрогну я, зови меня
Игрушкой девочки. Прочь, страшный призрак!
Шекспир объединяет носорога с другими иностранными дикими животными, чтобы подчеркнуть общепризнанные заявления Макбета о бесстрашии в противовес его полной трусости рядом с призраком.
8. Фраза «укради мой гром» возникла из «Макбета».
Когда ты крадешь чей-то гром, ты используешь идеи этого человека в своих интересах, не отдавая ему должное. Очевидно, Шекспир использовал изобретение своего коллеги-драматурга Джона Денниса при создании звука грома, который слышен во всем «Макбете». Впервые звук прозвучал в неудачной постановке Денниса «Аппиус и Вирджиния». Вскоре после закрытия спектакля Деннис услышал раскаты грома во время исполнения «Макбета». Он горько жаловался, что у него украли «Гром».
9. В одной экранизации Макбет сыграл работника фастфуда.
Экранизации «Макбета» по-разному изменили обстановку и временной период пьесы. Шотландия, Пенсильвания (2001) действие происходит в ресторане быстрого питания в начале 1970-х годов. В нем представлена, пожалуй, наиболее измененная версия знаменитой трагедии, превратившая ее в мрачную комедию. Главного героя фильма, Джо Макбета, толкает на кровавые поступки его жадная жена. Трое хиппи вступают в драку, и оба Макбета теряют рассудок, пытаясь осуществить американскую мечту.
10. Злая королева в диснеевском фильме «Белоснежка и семь гномов» основана на образе леди Макбет.
Злая королева в диснеевском фильме «Белоснежка и семь гномов» (1937) идет на все, чтобы сохранить свой титул «прекраснейшей из них». Этот культовая злодейка частично основана на образе коварной жены Макбета Леди Макбет. Кинопродюсер Уолт Дисней сказал, что королева была «смесью Леди Макбет и Большого Злого Волка».