Машина времени (Герберт Уэллс) • роман

краткая информация
Дата публикации: 1895 | Форма произведения: роман | Жанр: фантастический | Возраст: подростки | Время чтения: более 15 часов | Главные герои: Рассказчик, Путешественник во времени, Уина Второстепенные герои: Элои, Морлоки, Фильби, Доктор, Провинциальный мэр, Редактор, Психолог, Молчаливый Человек, Журналист, Очень Молодой Человек, Миссис Уотчет Темы: человек и общество

История создания

«Машина времени» была опубликована всего за пять лет до начала XX века. Рассказ Герберта Уэллса об удивительном изобретении — машине, способной путешествовать во времени, — соответствовал своей эпохе, периоду таких инноваций, как телеграф (1837), телефон (1876), электрическое освещение (1879), автомобиль (1885), граммофон (1887) и самолёт (1903).

Викторианская эпоха XIX века, в которую жил Уэллс, была также временем растущего общественного сознания, особенно в отношении классовых различий. Промышленная революция привела к появлению крупных фабрик, а вместе с ними — к увеличению продолжительности рабочего дня и эксплуатации рабочих, особенно детей. Обещания науки и технологий, а также удобства, которые они привнесли в жизнь и дома высшего класса, лишь подчёркивали разрыв между богатыми и бедными. Уэллс, который сам страдал от бедности и голода в детстве, затрагивает обе темы в своих произведениях.

Тема и сюжет «Машины времени» были взяты из рассказа «Хронические аргонавты», опубликованного Уэллсом в 1888 году, когда он учился в колледже. В этом рассказе тоже речь шла о путешествиях во времени, о чём говорит слово «хронический», которое происходит от греческого «хронос», означающего «время». В «Хронических аргонавтах» двое англичан, доктор Мозес Небогипфель и преподобный Элайджа Улисс Кук, сбегают на машине времени от разъярённых жителей деревни, которые обвиняют их в колдовстве.

Изначально Уэллс хотел написать серию статей о путешествиях во времени для лондонского журнала The Pall Mall Gazette. Однако издатель убедил его превратить материал в рассказ. «Машина времени» впервые появилась в качестве сериала в журнале «Новое обозрение», и она имела огромный успех. Компания Henry Holt & Co. впоследствии опубликовала его в виде книги.

О названии

Хотя Уэллс не был изобретателем идеи машины времени (древние буддийские и индуистские мифы затрагивают эту тему), он придумал это выражение и популяризировал концепцию. «Машина времени» — один из самых ранних и влиятельных образцов научной фантастики. Она положила начало поджанру путешествий во времени, который вдохновил десятки писателей XX века. В ранних изданиях был подзаголовок «Изобретение». Хотя в более поздних изданиях Уэллс убрал подзаголовок, он напоминает читателям о главном вопросе романа: является ли фантастическая история ложью или пророческим видением?

Жанр произведения

Роман. Научная фантастика.

Символы

Цветы

Цветы — важные символы в Машине Времени. Это «лилово-фиолетовые» цветы рододендрона, которые Путешественник во времени замечает, когда впервые приземляется на маленькой лужайке в главе 3. Это яркие пятна во время града, символизирующие то хорошее, что он найдет. Конечно, рододендроны — это тоже современный кустарник. Они служат мостом между двумя временами, в которых он обитает. Связь элоев с цветами очень сильна. Один из них при первой встрече украшает путешественника «цепочкой из прекрасных цветов». Днем того дня, когда Путешественник во времени спасает Уину, она дарит ему «большую гирлянду» цветов. Они кажутся выражением любви или привязанности, значение которых не умерло даже спустя тысячи лет. Затем, конечно, есть два белых цветка, которые Путешественник во времени привозит обратно, в свое время.

Эта пара цветов олицетворяет нежные чувства между другой парой — им самим и Уиной. Она сорвала их и положила в один из его карманов. Их цвет символизирует чистоту и невинность элоев, которые, несмотря на свои недостатки, все еще могут заботиться и любить.

Элои и морлоки

Элои представляют элитарность богатых, которые купаются в своем богатстве и не работают, чтобы внести свой вклад в цивилизацию. Хотя они красивы и грациозны, они неразумны и ленивы. Еврейское слово «Элохим», означающее «Бог», возможно, является источником термина «Элои», предполагающего грехопадение. С другой стороны, морлоки представляют бедный рабочий класс, который сохраняет навыки выживания ценой своей физической, эмоциональной, социальной и психологической жизни. Латинский корень mor, означающий «смерть», наводит на мысль о происхождении термина «морлоки», подразумевающего своего рода живую смерть.

Белый Сфинкс

Белый Сфинкс — первое, что видит Путешественник во времени, попав в будущее. Это одновременно фантазия, страж, предупреждение и тайна. Мифическое существо, сочетающее в себе черты нескольких реальных существ — льва, человека, орла, — Белый Сфинкс предвещает появление элоев и морлоков, которые также являются гибридами человека и животного. В греческой мифологии Сфинкс был зловещим стражем города Фивы. Если человек отгадывал загадку, он проходил мимо. Если бы он этого не сделал, его бы убили. Это предупреждение Путешественнику во времени. В конечном счете, Белый Сфинкс окажется охранником машины времени для морлоков. Наконец, со своей загадкой он остается загадкой, как и эта земля, на которую только что приземлился Путешественник во времени.

Машины

Машины олицетворяют надежду, но также и опасность. Машина времени позволяет Путешественнику во времени преодолеть одно из основных ограничений Вселенной. Она обладает невероятной силой, но переносит его в порочную страну. Метро, железные дороги и фабричное оборудование Промышленной революции 19 века представляют собой прогресс, но они также разрушают окружающую среду и дегуманизируют работников. Вентиляторы морлоков позволяют им существовать, но с какой целью, кроме как охотиться на элоев? Машина — это одновременно величайший и, возможно, наихудший результат человеческой способности к изобретательности и прогрессу.

Свет, Тьма и Огонь

Ассоциации с добром и злом очевидны повсюду. По мере путешествия Путешественника во времени солнце и луна, день и ночь меняются, как и настроение Путешественника во времени, меняясь между радостью и страхом. Морлоки живут и процветают только в темноте. Приход ночи наполняет страхом как Элоев, так и Путешественника во Времени. Пустынный берег далекого будущего с черным небом, населенный, во-первых, темно-красными чудовищными крабами, а во-вторых, существом с черными щупальцами. Напротив, свет костра — это безопасность и жизнь. Белый из двух цветов, которые Путешественник во времени приносит обратно, символизирует привязанность между ним и Уиной, единственное подобное чувство, встречающееся в книге. Только в искаженном мире далекого будущего белая бабочка и снежинки нарушают эту ассоциацию.

Огонь предстает как древний защитник человечества. Путешественник во времени защищается от морлоков с помощью спичек, которые он использует, когда посещает их туннель, костров, которые он разжигает, чтобы держать их подальше, и лесного пожара, который в конечном итоге отгоняет их. Однако это также является вероятной причиной смерти Уины. Часто являясь символом очищения, огонь не может очистить эту землю от морлоков; он может лишь временно держать их в страхе.

Основная идея

Главная мысль произведения Герберта Уэллса «Машина времени» заключается в том, что социальное неравенство ведёт к нравственному и физическому вырождению цивилизации.

В обществе далекого будущего, которое рисует Уэллс, трудящиеся и эксплуататоры представляют собой даже не “две нации”, а две разные породы людей. Рабочие, в течение многих тысячелетий лишенные благ культуры, выродились в звероподобных морлоков, а “высшие классы”, привыкшие жить плодами чужого труда, превратились в изнеженных, нежизнеспособных элоев. Современное общество разделено на трудящихся и бездельников, и это неизбежно ведет к его вырождению, предупреждает Уэллс. Правящие классы ожидает историческое возмездие. Морлоки Уэллса продолжают кормить элоев, но потому лишь, что употребляют их в пищу.

Темы

Классовая борьба

Через элоев и морлоков Уэллс высмеивает английскую викторианскую классовую систему и широкую пропасть между правящими капиталистами и рабочими. Высший класс — это элои, которые становятся все более глупыми, неэффективными и похожими на детей. Они просто едят, спят и играют. Рабочий класс — это морлоки — перегруженные работой, необразованные, буквально невидимое «подполье» рабства для остального общества. Ни элои, ни морлоки не являются желательными результатами для человечества.

«Машина времени» — это история не столько отдельного человека, сколько групп, а именно узколобых гостей, элоев и морлоков, а также капиталистических и рабочих классов Викторианской Англии, о которых так часто упоминают Рассказчик и Путешественник во времени.

Любовь и разум

В «Машине времени» выживание человека связано со способностью общаться с другими людьми и создавать сообщества. Путешественник во времени кажется человеком, лишенным общности как в настоящем, так и в будущем, потому что ему не хватает эмоциональных и интеллектуальных связей с другими людьми. Тем не менее, такие качества, как любовь и интеллект, позволяют ему создавать общие привязанности, когда он развивает чувства к Уине и эмоционально связывается с элоями. Развитие чувства общности или дома является естественным продолжением стремления человека к выживанию.

Путешествия во времени, технологии и наука

Основное усилие главного героя, Путешественника во времени, состоит в том, чтобы преодолеть ограничение времени с помощью технологий и науки с помощью своей машины времени. Наука — это ответ, путь к истине, а не религия или философия. А технология в виде сложной вентиляционной системы — это то, что позволяет морлокам выживать. Наконец, во Дворце Зеленого фарфора, музее организованных, объединенных научных исследований человечества, находится то, что предоставляет Путешественнику во времени средства для выживания и спасения.

Эволюция

Книга Чарльза Дарвина «О происхождении видов», вышедшая в 1859 году, впервые привлекла внимание широкой публики к эволюции. «Машина времени» показывает читателям проекцию одного из возможных направлений эволюции. Как люди произошли от шимпанзе и других приматов, так и люди эволюционировали в элоев и морлоков. Но это не результат факторов окружающей среды, таких как спуск приматов с деревьев. Напротив, это результат социальных аспектов. Уэллс видит два класса — правящих и работающих — и он видит их с огромной пропастью между ними. Он верит, что эволюция будет продолжаться, что она продолжается и сейчас, и что результатом этой  эволюции являются несчастные элои и жестокие морлоки.

Утопия и антиутопия

Путешественник во времени специально упоминает «Утопические книги» в главе 5. Возможно, он думает об оригинальной утопии сэра Томаса Мора (1516) или «Вестях из ниоткуда» (1890) Уильяма Морриса (современника Уэллса). Путешественник во времени, похоже, предполагает, как, возможно, и читатель, что, когда он отправится в будущее, он найдет улучшенное общество — лучше нынешнего. Иначе зачем бы ему туда ехать? Тем не менее, он находит антиутопию. Именно прорабатывая причины антиутопии, Уэллс может прокомментировать свое нынешнее общество и предположить, что нужно сделать, чтобы улучшить его.

Персонажи

Персонаж Описание
Рассказчик Безымянный рассказчик повествует о Путешественнике во времени, который объясняет на ужинах гостям-мужчинам теории времени и пространства.
Путешественник во времени Главный герой книги, Путешественник во времени, объясняет новаторские теории времени и пространства и описывает путешествие в будущее на своей машине времени.
Уина Уина — девушка (или молодая женщина) из расы элоев, которую Путешественник во времени спасает от утопления.
Редактор Редактор популярной ежедневной газеты присутствует на втором ужине.
Элои Эти похожие на детей вегетарианцы — один из двух видов, в которые эволюционировала человеческая раса в будущем.
Фильби Фильби — гость на первом из двух ужинов, описанных в книге.
Доктор Доктор присутствует как на первом, так и на втором ужине.
Морлоки Эти свирепые хищники — один из двух видов, в которые эволюционировала человеческая раса в будущем.
Провинциальный мэр На первом ужине присутствует Провинциальный мэр.
Психолог Психолог — один из трех гостей, присутствовавших на обоих ужинах.
Молчаливый Человек Молчаливый Человек присутствует на втором ужине.
Журналист Журналист сопровождает Редактора на второй ужин.
Очень Молодой Человек Очень Молодой Человек присутствует на первом ужине.
Миссис Уотчет Миссис Уотчет — экономка Путешественника во времени.

Интересные факты

Герберт Г. Уэллс был пионером жанра научной фантастики и первым автором, исследовавшим концепцию путешествий во времени в своей классической книге 1895 года «Машина времени». Его отношение к современным теориям эволюции, относительно новой концепции, и его критический взгляд на социальные проблемы Викторианской Англии сделали повесть больше, чем просто приключенческой историей. Роман познакомил читателей с новыми политическими и научными идеями.

Хотя путешествия во времени сейчас являются одним из основных жанров научной фантастики и фэнтези, «Машина времени» Уэллса остается ярким чтением для современных читателей благодаря его взгляду на классовое разделение и индустриализацию — идеям, все еще актуальным в современном обществе.

1. Уэллс ввел термин «машина времени».
Термин «Машина времени» впервые был использован Уэллсом в его романе 1895 года, но идея машины, способной перемещаться во времени, впервые появилась в рассказе Уэллса, опубликованном в 1888 году. «Хронические аргонавты» повествуют о таинственном докторе, который строит не менее таинственную машину за заколоченными окнами своего дома. Горожане приходят в ужас и нападают на него, а доктор исчезает вместе с местным пастором в машине, сделанной из «меди и слоновой кости», которая, как позже утверждает пастор, перенесла его во времени.

2. «Машина времени» — это критика капитализма.
Герберт Уэллс был социалистом, и его политические взгляды ясно изложены в его романе. Когда Путешественник во Времени встречает элоев и морлоков, две группы, произошедшие от людей, он понимает, что социальные различия между богатыми и бедными повлияли на эволюцию, создав две разные расы. По мнению Уэллса, классовая борьба, очевидная в викторианском обществе, в конечном итоге может привести к созданию общества, в котором бедные эволюционируют, чтобы охотиться на богатых и контролировать их.

3. Имя Путешественника во времени менялось в различных адаптациях.
В продолжении «Машины времени» Стивена Бакстера «Корабли времени» Путешественника зовут Мозес, имя, которое персонаж презирает. В одной киноверсии Путешественника зовут Джордж, второе имя Герберта Уэллса, а в другом фильме его зовут Александр Хартдиген.

4. Правнук Уэллса снял экранизацию «Машины времени».
Выпущенный в 2002 году и снятый режиссером Саймоном Уэллсом, фильм был резко оценен прессой как «безрадостно экстравагантный» и «громкий и раздражающий».
5. Роман несколько раз экранизировался в виде комикса.
В 1956 году Classics Illustrated выпустила версию «Машины времени» для комиксов, за которой последовали французские, австралийские, финские, шведские, греческие и немецкие издания. Marvel Comics выпустили свою собственную версию в 1979 году, а в 1990 году Eternity Comics опубликовала издание, которое позже было превращено в графический роман.

6. «Машина времени» отражает увлечение Уэллса эволюцией и влияние теорий Дарвина.
Книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов» была опубликована в 1859 году, и один из первых биологов-эволюционистов, Т.Х. Хаксли, был преподавателем Герберта Уэллса в колледже. Уэллс стал социальным дарвинистом и верил, что законы эволюции Дарвина применимы к человеческому обществу.

Вдохновленный идеей довести эволюцию человека до конечной точки, Уэллс показывает в своем романе, что может произойти, когда естественный отбор потерпит неудачу, создавая элоев, расу слабых людей.

7. Двое мужчин построили машину времени, вдохновленные машиной Уэллса.
Показанный в документальном фильме 2016 года «Как построить машину времени», мастер Роб Ниоси из Нью-Йорка и физик-теоретик Рон Маллетт из Университета Коннектикута открыли для себя работу Уэллса в детстве. Ниоси купил на аукционе викторианское парикмахерское кресло и использовал его для создания машины времени по описанию Уэллса. Отец Маллета умер, когда ему было 10 лет, и он надеялся создать машину, которая перенесла бы его в прошлое, чтобы он мог предупредить отца о своей неминуемой смерти.

8. Уэллс написал главу для романа, которая позже была удалена.
Редактор «Нового обозрения» Уэллса хотел, чтобы он написал главу, в которой Путешественник во времени видит, как деградировало человечество. В знак протеста Уэллс написал главу 11, в которой его главный герой путешествует далеко в будущее и убивает эволюционировавшую версию существ, с которыми он встречался ранее. Уэллс был недоволен главой, которая была опубликована серийно, но позже удалена из опубликованной книги. Вместо этого глава была опубликована в виде рассказа «Серый человек», а позже была восстановлена в книге.

9. Ученый Стивен Хокинг считает, что настоящая машина времени потенциально возможна .
Стивен Хокинг считает, что машиной времени может быть машина, которая манипулирует временем, приближаясь к скорости света. Время внутри должно было бы замедлиться, учитывая законы физики. Для людей в машине время текло бы медленнее, чем снаружи. Когда оно остановится, это произойдет в теоретическом будущем. Если это произойдет, сказал он, то, скорее всего, это произойдет как аспект космических путешествий: «Концепция может быть притянутой за уши, а реальность может сильно отличаться от этой, но сама идея не такая уж безумная».

10. Уэллс точно предсказал будущее в более позднем романе.
В другом своем «научно-популярном» романе «Предвидения воздействия механического и научного прогресса на человеческую жизнь и мышление» Уэллс заглянул в будущее и кое-что прояснил. Он подробно рассказал об изобретении «самолета» и его роли в войне, а также об использовании парашютов, «чтобы вырвать последний шанс на жизнь из массы сминающихся, упавших обломков».

Текст: Светлана Никонова, 122 👀